Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» icon

Рабочая программа по курсу «Окружающий мир»



НазваниеРабочая программа по курсу «Окружающий мир»
Поглазова О.Т
Дата17.10.2016
Размер
ТипРабочая программа

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе авторской программы Поглазова О.Т. «Окружающий мир» (2009г.), согласно региональному базисному учебному плану Министерства Образования Оренбургской области от 19.07.2013г. №01-21/61.

Цель программы:

  • последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира и осознания место в нем человека;

  • создание условий для продолжения разностороннего развития личности ребенка, начатого в семье и в дошкольном учреждении;

  • выработка нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с окружающим миром

Задачи:

  • развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире;

  • ознакомление с взаимосвязями человека и природы, человека и общества;

  • усвоение учащимися знаний об объектах, явлениях, закономерностях и взаимосвязях окружающего мира;

  • освоение общенаучных и специфических методов познания окружающего мира и разных видов учебной деятельности;

  • воспитание у учащихся любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков;

  • формирование навыков безопасного, культурного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе

^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Ориентирование в пространстве и во времени (7 ч.)

Путешествия - источник знаний об окружающем мире. Путешествия в пространстве и «путешествия « во времени. Профессия археолог. Археологические раскопки - источник знаний о прошлом.

Движение Земли, Луны и счёт времени. Сутки, неделя, месяц, год. Устройства для счёта времени. Разнообразие часов. Историческое время: век, тысячелетие, эра. Дата. Календарь. «Лента времени». -

Важность умения ориентироваться. Горизонт, стороны горизонта. Ориентирование на местности по Солнцу, местным признакам. Компас, его устройство, использование для ориентирования на местности.

^ Наблюдения, практические и творческие работы’, наблюдения за движением и длиной тени от гномона; изготовление маятникового секундомера или модели водяных часов - минутомера (по выбору); освоение приёмов ориентирования на местности с помощью компаса.

Экскурсии в музей часов (часовой завод), на пришкольный участок.

^ Способы изображения предметов и местности (6 ч.)

Рисунок, чертёж, план предмета. Измерение расстояний в старину и в наше время. Масштаб. План местности. Условные знаки на плане городской и сельской местности.

Географическая карта, её отличие от плана местности. Условные знаки физической карты. Историческая карта, её отличие от физической карты. Изображение исторических событий на исторической карте.

^ Практические и творческие работы', составление плана комнаты, школьного двора (по выбору); чтение плана местности и физической карты.

Как изображают Землю (8 ч.)

Представления древних о форме Земли. Земля - шарообразное космическое тело. Глобус - модель Земли. Условные линии и точки на глобусе(полюса, экватор, меридианы, параллели). Материки и океаны на глобусе. Карта полушарий Земли.

Солнечная система. Земля в Солнечной системе. Естественные и искусственные спутники Земли. Первые космические полёты вокруг Земли и на Луну. Вид Земли из космоса. Использование искусственных спутников Земли.

^ Практические и творческие работы: работа с глобусом и картой полушарий; сравнение размеров материков; составление аппликации «Солнечная система».

Экскурсия в планетарий.

Россия на географической карте (8 ч.)

Россия на глобусе и карте полушарий. Физическая карта России. Моря, омывающие территорию России. Крупнейшие равнины и горные системы, реки и озёра России.) Родной край на глобусе и на карте России. Особенности рельефа и крупнейшие водоёмы родного края./

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их добыча, перевозка и использование.) Полезные ископаемые, используемые в строительстве. Металлические руды Л Использование металлов в технике и в быту. Горючие полезные ископаемые. Роль древних растений в образовании торфа и угля./ Богатства недр родного края/ Экологические проблемы, обусловленные добычей, перевозкой и переработкой полезных ископаемых. (Проблемы рационального использования полезных ископаемых.

^ Практические и творческие работы: раскраска контурной карты России и нанесение на неё условных, знаков и названий; составление маршрута путешествия по карте; работа с коллекциями образцов горных пород и минералов.

Экскурсия в минералогический музей ( в карьер, на шахту).

^ Природные зоны и природные сообщества (11 ч.)

Природная зона. Зона арктических пустынь, тундра, лесная зона, степь, пустыня на территории России. Особенности не живой природы разных зон и приспособляемость растений и животных к условиям обитания^ Условия жизни и занятия коренного населения. Экологические проблемы, возникающие в результате деятельности человека, и пути их решения. Организация заповедников, заказников, национальных парков в. природных зонах. Горные районы на карте России. Разнообразие растений и животных на разных высотах в горах. Занятия жителей гор.. Природная зона и особенности природы родного края, экологические проблемы и возможные пути их решения, Лес - природное сообщество. Значение леса для природы и человека. Жизнь в воде и у воды. Природные сообщества моря, озера, болота. Разнообразие растений и животных водоёмов, их приспособляемость к условиям обитания и взаимосвязи Опасность путешествий, по болотистой местности. Экологические проблемы, возникающие в связи с загрязнением морей, озёр и осушением болот Местные водоёмы и особенности их природы. Природное сообщество луга Значение лугов для сельского хозяйства. Природоохранные меры по сохранению лесов и лугов.

Практические и творческие работы: работа с картой природных зон России; оформление аппликаций, иллюстрирующих растительный и животный мир природных зон или природных сообществ, рекламного плаката «Родной край».

Экскурсии к водоёму, в лес, (в окрестности города и посёлка).

^ Важнейшие события в истории Отечества (22 ч.)

Славянские племена и образование Древней Руси. Первые русские князья._ Крещение Руси. Старинные русские города - памятники культуры Древней Руси

Распад Древней Руси на отдельные княжества. Нашествия на Русь в ХШ веке^ Александр Невский. Подчинение Руси Золотой Орде.

Объединение русских князей вокруг Москвы в XIV веке. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Образование Московского государства. Освобождение от ига Орды Московский Кремль и его соборы - памятники культуры России XV века.

Иван Грозный Нашествие на Русь поляков и шведов в начале ХVII века.-Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Закрепощение крестьян. Исторические памятники Красной площади Москвы, памятники истории родного края XIV-XVII веков.

Пётр I - первый император Российской империи, его деятельность по укреплению и расширению Российского государства. Санкт-Петербург - новая столица России. Изменения в жизни дворян и простых людей во время правления Петра I. Россия времён Екатерины. Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. Михаил Кутузов. Освобождение крестьян. Отражение исторических событий России и родного края XVIII-XIX веков в памятниках архитектуры и произведениях искусства.

Революции в России в начете XX века. Образование Советской России. Гражданская война. Образование Советского Союза. Успехи и трудности строительства социалистического хозяйства. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Ратный и трудовой подвиг народа в годы войны. Г.К. Жуков. 9 мая - День Победы, память о Великой Отечественной войне. Ветераны войны и тыла, памятные места боев, (памятники войнам) родного края.

Успехи неудачи в развитии Советского Союза после войны. Распад Советского Союза. Образование современной Росси. Государственное устройство современной России: Президент, Государственная дума, Совет федерации.

Практические и творческие работы: рассматривание семейных реликвий, вещественных и письменных исторических сеточников; работа с исторической картой; оформление страниц в тетради по истории родного края; ролевая игра «Я - экскурсовод по историческим местам родного края».

Экскурсии: в исторический музей, в краеведческий музей,

К историческим памятникам города или посёлка

^ Материки и океаны Земли (6 ч.)

Открытие материков Земли. Роль путешественников и купцов открытии новых земель. Первооткрыватели и исследователи Азии, Африки, Америки, Австралии, Антарктиды. Кругосветные путешествия. Имена российских путешественников на карте мира, России и родного края. Растения и животные материков и океанов. Коренные народы континентов (одежда, жилища, занятия)

Проблемы сохранения природных богатств материков и океанов, чистоты морей, Международная Красная книга.

Практические и творческие работы: работа с картой полушарий и глобусом; прокладывание маршрутов путешествий;, изготовление аппликаций «Растительный и животный мир континентов» (по выбору)

Учебно-тематический план

№ п/п

Раздел

Количество часов

1

^ Ориентирование в пространстве и во времени

7

2

Способы изображения предметов и местности

6

3

^ Как изображают Землю

8

4

Россия на географической карте

8

5

^ Природные зоны и природные сообщества

11

6

Важнейшие события в истории Отечества

22

7

^ Материки и океаны Земли

6




Итого

68



Требование к уровню подготовки учащихся 4 класса

К концу 4 класса учащиеся должны знать: причины смены дня и ночи, сезонов, изменения длительности дня и ночи; длительности промежутков времени (сутки, неделя, год, век, тысячелетие); основные и промежуточные стороны горизонта; назначение компаса; способы изображения земной поверхности (план, карта, глобус; окраска, условные знаки, масштаб); отличие плана от карты, географической карты от исторической; условные линии глобуса (параллели, меридианы, экватор, полюсы); названия и расположение на глобусе и карте полушарий океанов и материков; названия и расположение 3-4 крупных рек и озёр России, 2-3 равнин, горных систем, морей, омывающих Россию; названия рек и озёр родного края; особенности природы разных материков; имена великих путешественников, открывших или исследовавших материки Земли;

Земля - одна из 9 планет Солнечной системы; Луна - естественный спутник Земли; чем отличается естественный спутник от искусственного; имя первого космонавта Земли;

свойства распространённых полезных ископаемых, их использование; полезные ископаемые, добываемые в родном крае;

расположение природных зон на территории России, характерные растения и животные природных зон и их приспособляемость к природным условиям; взаимосвязи растений и животных в природных сообществах; природную зону и основные природные сообщества родного края; экологические проблемы, возникающие в результате деятельности человека в природных зонах и сообществах; меры по охране природы своего края;

названия российского государства, его правителей и столиц; важнейшие события в истории России; исторические памятники культуры и истории России, родного края; государственное устройство и символику современной России;

уметь: ориентироваться на местности по компасу, Солнцу, местным признакам; читать план и карту, пользоваться масштабом, находить и показывать положение своего края, России, материков и океанов на карте полушарий и глобусе, показывать на карте реки, озера, равнины, горы, природные зоны, границы государств, города, места исторических событий, показывать на глобусе полюсы, экватор, параллели и меридианы;

соотносить и определять римские и арабские цифры, век по дате исторического события, упорядочивать исторические события во времени;

кратко характеризовать природные сообщества и природные зоны, объекты окружающего мира и исторические события; выявлять признаки приспособленности живых организмов к бреде обитания, причинно-следственные связи в неживой и живой природе, составлять цепи питания в природных сообществах; сравнивать и объединять природные объекты по существенным признакам в группы; выявлять экологические проблемы, связанные с жизнедеятельностью людей, предлагать варианты решения проблем и аргументировать свою точку зрения;

выполнять практические работы и опыты, делать выводы по их результатам; проводить фенологические наблюдения и вести дневник наблюдений; пользоваться таблицами, схемами, моделями;

выделять главное в научном тексте; систематизировать информацию в виде таблиц и схем; моделировать предметы и явления окружающего мира.

Осознавать: в окружающем мире «Всё связано со всем», деятельность человека может нарушать природное равновесие; важность и необходимость бережного отношения к окружающему миру и своего участия в сохранении красоты и гармонии природы;

наше Отечество имеет более чем тысячелетнюю историю; народы нашей страны прошли вместе трудный и славный путь создания своего государства и отстояли его независимость; россияне могут гордиться наследием предков, памятниками отечественной истории и культуры; родной край - частица России, нашего многонационального государства; родной край имеет свою богатую историю;

Литература:

Программа «Окружающий мир» О.Т.Поглазова

Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир»

Учебник «Окружающий мир» 4кл.

Рабочие тетради.

Интернет-ресурсы.





Похожие:

Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» iconПрограмма по курсу «Окружающий мир» класс Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы «Окружающий мир» умк «Гармония»
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» iconРабочая программа учебного курса «Окружающий мир»
Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» для 1 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования...
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» iconРабочая программа по курсу «Окружающий мир»
Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой мо РФ (Москва,...
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» iconРабочая программа учебного предмета «Окружающий мир»
«Окружающий мир» О. Н. Федотовой, Г. В. Трафимовой «Программы по учебным предметам. Примерный учебный план: 1-4 кл.: в 2 ч. / Сост....
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» iconРабочая программа курса «Окружающий мир»
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования...
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» iconКалендарно-тематическое планирование по курсу «Окружающий мир», 1класс
Учебник: Окружающий мир, 1класс, Москва: Баласс,2011 г. Авторы: Вахрушев А. А., Бурский О. В., Раутиан А. С
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» iconКалендарно-тематическое планирование по курсу «Окружающий мир»,2 класс
Учебник: «Окружающий мир», 2 класс, в 2-х ч Самара: Издательский дом «Федоров»,2012г. Авторы: Н. Я. Дмитриева,А. Н. Казаков
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» iconРабочая программа учебного курса «Окружающий мир»
Примерной программы начального общего образования по окружающему миру (2010г.) и авторской программы курса «Окружающий мир» Н. Я....
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» iconРабочая программа по окружающему миру для 4 класса разработана на основе авторской программы «Окружающий мир»
«Окружающий мир» Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» 3-е изд., дораб...
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» iconРабочая программа по окружающему миру для 3 класса (Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова) Составила
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года, методических комментариев к учебнику...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты