«Система подготовки учащихся к олимпиадам по математике» icon

«Система подготовки учащихся к олимпиадам по математике»



Название«Система подготовки учащихся к олимпиадам по математике»
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество


МОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Ездочное»


Выступление

на совещании при директоре

по теме

«Система подготовки учащихся

к олимпиадам по математике»


Учитель Середа Л. В.


2010

Олимпиады являются одной из наиболее массовых форм внеуроч­ной работы по математике.

Целями проведения математических олимпиад являются:

  • расширение кругозора учащихся;

  • развитие интереса учащихся к изучению математики;

  • повышение математической культуры, интеллектуального уров­ня учащихся;

  • выявление учащихся, способных к математике, для организа­ции индивидуальной работы с ними.

Олимпиады готовят учащихся к жизни в современных условиях, в условиях конкуренции. Умение решать задачи, особенно олимпиадные, всегда являлось одним из показателей математической ода­ренности ученика!

Сегодня по итогам олимпиад оценивают итоги внеклассной и вне­школьной работы по математике в школе, районе, области (крае, республике). Школьные, районные, региональные, окружные олим­пиады позволяют сравнить качество математической подготовки, состояние преподавания в классах школы, в школах района, облас­ти и т. д.

Между тем природа может распорядиться так, что в данной шко­ле не окажется одаренных детей, и что бы учитель ни предприни­мал, все может быть безрезультатно.

С другой стороны, учитель может не предпринимать никаких осо­бых усилий, а ученик блистает на различных соревнованиях, на олим­пиадах самого высокого уровня. Он добивается этого благодаря своим особым математическим способностям, которые развивает, работая с математической литературой самостоятельно, занимаясь на матема­тических курсах, во всевозможных школах при вузах и т.п.

В настоящее время на основе закона «Об образовании» победы учащихся на олимпиадах международного и всероссийского уровней являются достаточным основанием для зачисления в вуз без экзаме­нов.

Участие в олимпиадах, кружках и факультативах учитываться и при отборе учащихся в профильные классы. У каждого ученика будет портфолио, то есть индивидуальный «портфель» об­разовательных достижений — результаты районных, областных олим­пиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы. Это очень важно при определении готовности школьника к углуб­ленному изучению ряда предметов.

Так как наибольших успехов в олимпиадах добиваются дети с нестандартным, творческим мышлением, высокими математическими способностями, повышенной обучаемостью математике, то одним из путей подготовки учащихся к олимпиадам является развитие их ма­тематических способностей, мышления, интеллекта. Давно извест­но, что люди, систематически занимающиеся умственным трудом, имеют более высокий показатель интеллекта.

Остановимся подробнее на основных моментах, имеющих непо­средственное отношение к основным формам подготовки учащихся к олимпиадам.


^ I. Работа учителя математики на уроке

Глубоко неправы те учителя, которые при проведении уроков не уделяют внимания подготовке учащихся к олимпиадам. На уроке всегда можно найти место задачам, развивающим ученика.

Основные направления работы учителя на уроках по подготовке к олимпиадам:

  • Решение олимпиадных задач, связанных с темой урока.

  • Развитие качеств ума и приемов умственной деятельности.

Для развития гибкости ума на уроке:

- применяю упражнения, в которых встречаются взаимно обратные операции;

- предлагаю решать задачи несколькими способами, доказывать теоремы различными методами;

- прошу переформулировать условия задач;

- учу переключению с прямого хода мыслей на обратный;

- учу тому, какие знания, умения, навыки и в каком порядке применять в конкретной задаче и т. д.

Для развития глубины ума на уроке учу:

- выделять главное в задаче;

- выделять существенные признаки понятия;

-вычленять ведущие закономерные отношения явлений;

- отделять главное от второстепенного, уметь извлекать из текста не только то, что там сказано прямо, но и то, что содержится «между строк»;

- видеть главные причины происходящего, объяснять их сущность и т. д.

Рассмотренные качества являются основными составляющими обучаемости. Основной путь развития этой интеллектуальной особенности через применение на уроке различных нестандартных и олимпиадных задач, о чем уже сказано. Рассмотрю еще некоторые из путей развития обучаемости.

Следует отметить, для ее повышения необходима длительная ра­бота.

1. В 5-6-х классах уделяю работе с бумагой, делая акцент на дальнейшее раз­витие умений, связанных с работой рук. В качестве заданий применяю такие, как изготовление моделей и разверток многогранников.

2. Так как на обучаемость сильно влияют мотивы учения, при­чем в 5-6-х классах одним из основных мотивов является интерес, то на уроке математики необходимо провожу различные игры, даю занимательные задания. При этом необходимо помнить, что учиться интересно, если при изучении нового материала 50% ин­формации учащимся известно, а 50% — нет. Работаю на уроке и над развитием логического мышления (законы и схемы логического рассуждения, логические операции и отношения, логическое противоречие, парадокс, спосо­бы решения логических задач).

4. Целесообразно предлагать задачи, рассчитанные на преодоле­ние у учащихся психологической инертности.

Например. Известно, что бумеранг можно бросить так, что он вернется обратно. А можно ли как-то ухитриться и бросить теннис­ный мяч так, чтобы он вернулся обратно?

Решение. В задаче незримо присутствует ограничение сферы по­иска решения: бумеранг бросают под углом к горизонту. Поэтому учащиеся отвечают: бросить против ветра; бросить в стену; «подкру­тить» мяч, как в футболе. И лишь мало кто догадается: мяч надо бросить вверх — и он вернется обратно. Но если эту задачу предло­жить решить без упоминания бумеранга, то большинство детей даст правильный ответ. Данный тип задач является для учащихся наибо­лее сложным. Плюсом подобного рода заданий является то, что они учат поиску нестандартных решений, альтернативных вариантов ре-шений. А это очень важно при решении олимпиадных задач.

Работая над развитием обучаемости учащихся, учитывать следующие психологические особенности человека:

  • предложения, содержащие больше 8 слов, трудно запоминать;

  • после 40-45 минут работы мозг должен отдыхать 10-15 ми­нут;

  • после 2 часов работы надо переключаться на другой вид дея­тельности.

Но все же наиболее важным и необходимым условием повыше­ния уровня обучаемости является освоение приемов умственной дея­тельности.

Рассмотрю основные типы упражнений для формирования не­которых приемов.

Для освоения анализа :

  • применяю дополнительные построения, нестандартные идеи для решения задач;

  • обучаю применению нисходящего и восходящего анализа для решения задач;

  • обучаю нахождению достаточных признаков, отбирать требуе­мый признак для решения задачи и т.д.

Для освоения анализа как приема умственной деятельности применяю упражнения на классификацию, упражнения на сравнение, упражнения на освоение абстрагирования как приема умственной деятельности, упражнения на аналогию и другие.

Между приемами умственной деятельности и качествами ума есть связь. Освоение некоторых приемов умственной деятельности спо­собствует развитию определенных качеств ума. Например, при вы­полнении упражнений, предназначенных для освоения приемов ум­ственной деятельности «анализ» и «синтез», развивается гибкость мышления. А освоение приемов «абстрагирование» и «обобщение» способствует развитию глубины мышления.


^ Другие направления работы учителя математики на уроке

В качестве одного из возможных приемов использую и та­кой. После решения нескольких типовых задач можно предлагаю задачу, совершенно непохожую на задачи, ранее рассмотренные на уроке. Ученики, слушая учителя, воспринимают его рассуждения как образец мыслительной деятельности. После решения об­ращаю внимание на те вопросы, которые я ставила перед собой в поисках решения. Затем учащимся предлагаю несколь­ко задач на применение подхода, продемонстрированного учителем.

Для работы с наиболее сильными учащимися не надо предлагать как слишком простых, так и слишком сложных задач. Их решение не оказывает существенного влияния на интеллектуальное развитие учащихся.

Контрольные работы и зачеты сегодня по-прежнему остаются ос­новной формой контроля уровня обученности. В числе последних заданий контрольных работ (или в качестве дополнительного зада­ния) иногда предлагаю и олимпиадные задачи.

Сегодня, как известно, требования к отметке «отлично» слиш­ком снизились по сравнению с 70-80-ми годами. Тогда итоговая от­метка «отлично» за четверть или год по математике была редкос­тью. Чаще всего ее получали победители и призеры районных олим­пиад.

В качестве одного из путей подготовки к олимпиадам предлагаю задания на дом типа: «Придумай задачи к такому-то разделу»; «Составь задачу, аналогичную рассмотренной в классе»; задаю олимпиадные задачи прошлых лет и т.п.

В качестве домашнего задания в 5-6-х классах предлагаю домашние олимпиады. Предложенные задачи дети решают дома, могут пользоваться литературой, а в случае затруднений советоваться с родителями.

Все же работа с сильными учащимися по математике – работа штучная – как на уроке, так и вне его. И если в классе есть несколько одаренных детей, то с ними необходимо организовать за­нятия, направленные на развитие их одаренности.

Лучшим вариантом для таких детей был бы перевод их в учебное заведение повышенного статуса (ли­цей, школа с углубленным изучением математики), но не каждая школа имеет такую возможность и желание. Поэтому лучше иначе построить систему классной и домашней работы. В классе для этих детей необходимо предлагать другие, более трудные задачи, которые бы несли большую интеллектуальную нагрузку, но не занимали мно­го времени. Акцент в работе с такими учащимися должен быть сделан на самостоятельное обучение. Домашние задания следует предлагать в такой форме, которая предполагает собственный выбор не только в отношении трудности и объема выполняемой работы, но и в отноше­нии самого ее характера. Это может быть как придумывание задач к разделу, теме, который является наиболее интересным, так и реше­ние трудных олимпиадных задач.

Одаренных детей необходимо охватить различными формами вне­классной и внешкольной работы, которые бы способствовали их раз­витию.


^ II. Внеклассная работа по математике

Под внеклассной работой по математике понимают необязательные систематические занятия с преподавателем во вне­урочное время.

В теории и методике обучения математике различают два типа внеклассной работы.

К первому типу относится внеклассная работа с учащимися, от­стающими от других в изучении программного материала (дополни­тельные занятия после уроков). Основная цель — своевременная лик­видация (и предупреждение) имеющихся у учащихся пробелов в зна­ниях и умениях по курсу математики.

^ Вторым типом внеклассной работы является работа с учащими­ся, проявляющими к изучению математики повышенный, по срав­нению с другими, интерес и соответствующие способности.

Как раз этот тип работы и используется как для подготовки, так и для проведения математических олимпиад.

Наиболее важными задачами внеклассной работы на современ­ном этапе развития школы являются следующие:

  • пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к ма­тематике и ее приложениям;

  • расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу;

  • развитие математических способностей и мышления у учащихся;

  • развитие у них умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;

  • создание актива, способного оказать учителю математики по­мощь в организации эффективного обучения математике всего кол­лектива данного класса;

  • расширение и углубление представлений учащихся о практи­ческом значении математики в технике, экономике;

  • расширение и углубление представлений учащихся о культур­но-исторической ценности математики, о роли ведущих ученых-ма­тематиков в развитии мировой науки;

  • осуществление индивидуализации и дифференциации;

  • разностороннее развитие личности.

Рассматривая содержание внеклассной работы с учащимися, ин­тересующимися математикой, отмечу следующее.

В содержание внеклассной работы необходимо включать вопро­сы, выходящие за рамки школьной программы по математике, но примыкающие к ней.

Также необходимо включать и вопросы, вошедшие в содержание математического образования в последние десятилетия: логику, теорию вероятностей, комбинаторику и т.п.

При этом рассмотрение того или иного вопроса будет зависеть от вида и формы внеклассной работы.

Внеклассная работа может осуществляться в самых разнообраз­ных видах и формах. Условно можно выделить следующие три ос­новных вида внеклассной работы.

1. ^ Индивидуальная работа — работа с учащимися с целью руко­водства внеклассным чтением по математике, подготовкой докла­дов, рефератов, математических сочинений, изготовлением моделей; работа с консультантами; подготовка некоторых ребят к участию в олимпиадах.

2. Групповая работа — систематическая работа, проводимая с
достаточно постоянным коллективом учащихся. К ней можно отнести факультативы, кружки, спецкурсы, элективные курсы.

^ 3. Массовая работа — эпизодическая работа, проводимая с большим детским коллективом. К данному виду относятся вечера, научно-практические конференции, недели математики, олимпиады, конкурсы, соревнования и т.п.

На практике эти три вида внеклассной работы тесно связаны друг с другом.

На сегодня наиболее распространенными формами внеклассной работы по-прежнему остаются факультативы, кружки, олимпиады, недели (декады) математики, стенная печать. Но появляются спецкурсы и элективные курсы как разновидность факультативов.

Для подготовки к олимпиадам можно использовать все эти фор-­
мы.

^ Кружки (факультативы, спецкурсы) являются основной фор­мой работы с наиболее способными учащимися по математике. Только здесь можно рассмотреть особые типы задач, относящихся к олимпиадным задачам.

В частности, в 5-6-х классах на учебных курсах я рассматриваю различные типы логических задач, задачи на применение некоторых инвариантов, математические ребусы, задачи на разрезание, геометрические уп­ражнения со спичками и др.

Конечно, будут и другие темы, не предназначенные для изучения специальных методов решения олимпиадных задач, а направленные на реализацию других целей работы кружка (факультатива).

Также некоторые занятия кружка (факультатива) можно посвя­тить и развитию каких-то определенных качеств ума, освоению при­емов умственной деятельности, подобрав специальные упражнения, организовав эти занятия в виде практикумов, тренингов и т.п.

На занятиях кружков (факультативов) нужно проводить и мате­матические соревнования, и игры. Они необходимы как для текуще­го контроля степени усвоения рассмотренного материала, так и для психологической подготовки к будущим олимпиадам. В качестве таких соревнований и игр наиболее часто используются:

  • брейн-ринг;

  • математическая регата;

  • математическая карусель;

  • турнир;

  • математическая игра «Счастливый случай»;

  • интеллектуальная викторина «Что? Где? Когда?» и др.


В план недели математики я включаю конкурсы по решению за­дач, различные соревнования, это способствует подготовке учащих­ся к олимпиадам. На математических играх, которые проводятся на неделе математики, организую разнообразные конкурсы, эстафеты, в число заданий которых часто входят и олимпиадные задачи. Школь­ную математическую олимпиаду провожу, как правило осенью. Чтобы она реализовала свои цели, текст школьной олимпиады должен соответствовать определенным требованиям. Рас­смотрим эти требования.

  1. Число задач в тексте олимпиадной работы должно быть от 4 до 7 (при 1-3 заданиях могут возникнуть проблемы с определением
    победителей и призеров олимпиады; настроиться на решение больше 7 заданий учащимся сложно).

  2. Все задачи в тексте работы должны располагаться в порядке возрастания трудности (или сложности).

Хотя данные понятия довольно часто встречаются в методической литературе в последние годы, все же остановимся на них подробнее.

Трудность определяется процентом учеников, решивших задачу, из числа ее решавших.

Существуют различные формулы для расчета трудности задачи.

Рассмотрим наиболее простую:



где Кт — коэффициент трудности, измеряемый в процентах; п — число учащихся, не решивших задачу; р — число учащихся, решав­ших задачу, в том числе и не приступивших к ней (общее число участников олимпиады).

3. В числе первых задач должны быть 1-2 задачи, доступные боль­шинству учащихся, то есть их трудность должна составлять пример­но 10-30%. Это могут быть обычные задачи «продвинутого» уровня, аналогичные задачам из контрольных работ, а также и не изучае­мые в школе, но которые должны решить большинство участников. Это необходимо, так как в школьной олимпиаде участвуют все же­лающие. А участник, не решивший ни одной задачи, теряет уверен­ность в своих силах, а иногда и интерес к математике. Поэтому и должны быть 1-2 доступные почти всем задачи. Но и эти задачи могут содержать «изюминку», благодаря которой более сильный ученик решит ее быстрее и рациональнее.

  1. В середине текста олимпиады должно быть 2-3 задачи повышенной трудности. Это могут быть задачи «продвинутого» уровня и контрольных работ, но с измененными условиями. Их должны решить примерно половина участников, то есть трудность их примерно 40-60% (ученик, решивший более трети всех задач, уже может получить поощрение).

  2. Последними в тексте олимпиады должны быть 1-2 более трудных задания, их должны решить единицы, значит, и трудность их примерно 80-95%. Это задания уровня районных (городских) олимпиад.

  3. Включаемые задания должны быть из разных разделов школьного курса математики, но, как правило, на материал, изученный в данном учебном году и во втором полугодии предыдущего года.

  4. В числе заданий могут быть занимательные задачи, задачи-шутки, софизмы, задачи прикладного характера.

  5. Для заинтересованности учащихся в посещении кружков же­лательно включать задания, аналогичные рассмотренным там.

  6. В качестве одной из задач может быть задача, в условии которой фигурирует год проведения олимпиады.




  1. Не должны предлагаться задачи с длительными выкладками, задач на использование трудно запоминающихся формул, на исполь­зование справочных таблиц.

  2. В текстах олимпиад для разных классов могут быть и одина­ковые задания.


^ III. Внешкольная работа по математике

В отличие от внеклассной работы, которая проводится с учащимися одной школы учителями математики этой же школы, внешкольная работа по математике организуется с учащимися нескольких школ какого-то города, района или региона.

При этом внешкольные занятия могут организовываться как на базе школ, так и на базе вузов, центров дополнительного образования, Домов творчества и т.п.

Внешкольная работа прежде всего предназначена для учащихся, уже увлеченных математикой.

Основными целями организации внешкольной работы являются:

— развитие мышления и математических способностей учащихся;

—углубление знаний учащихся по математике.
Основными формами внешкольной работы по математике на се­годня являются:

  • математические кружки и факультативы при вузах, Домах твор­чества, центрах дополнительного образования;

  • летние математические школы;

  • математические соревнования между школами, городами (различные виды олимпиад, кубок А.Н.Колмогорова, Уральские турниры...);

— районные и городские научные конференции школьников.
Многие из данных форм могут использоваться для подготовки учащихся как к олимпиадам, так и к другим соревнованиям.

Проводят внешкольную работу, как правило, преподаватели и сту­денты вузов, работники Центров дополнительного образования, До­мов творчества, а также учителя некоторых школ.

В последние годы наряду с терминами внеклассная и внешколь­ная работа по математике часто употребляется и термин дополни­тельное математическое образование.

Дополнительное математическое образование школьников пони­мается как образовательный процесс, имеющий свои педагогические технологии и средства их реализации, по программам, дополняю­щим государственный стандарт средней школы. Дополнительное математическое образование школьников тесно связано с внекласс­ной работой по математике, вместе они входят в состав непрерывно­го математического образования.

К формам современного дополнительного математического обра­зования относятся:

— центры дополнительного образования;

  • очно-заочные школы и летние физико-математические школы для одаренных детей;

  • системы спецкурсов, факультативов, кружков, которые ведут вузовские преподаватели;

  • научно-исследовательская работа школьников (в рамках под­готовки их к научно-практическим конференциям разного уровня:
    городским, региональным, федеральным);

  • олимпиады (городские (районные), областные (республикан­ские), зональные (окружные), всероссийские);

  • подготовительные курсы (в вузах и школах);

  • репетиторское образование и т.п.

В современных условиях весь этот набор осуществляется как на платной основе (родительская плата), так и на бесплатной (финанси­рует вуз или другие организации).

Задача учителя математики и будет определяться тем, чтобы уча­щиеся тех классов, в которых он ведет математику, смогли исполь­зовать те из перечисленных форм, которые им нужны. Главное — владеть информацией обо всех формах внешкольной работы, кото­рые могут посещать его ученики. И здесь надо думать больше об учениках, а не о собственном престиже. Не каждый учитель облада­ет такими качествами, которые позволят ему подготовить призера региональной или всероссийской олимпиады, каждый имеет свой «потолок» в интеллектуальном развитии — без привлечения других специалистов добиться продвижения ученика невозможно. Только совместная работа учителя математики и педагогов дополнительно­го образования (многие из которых — работники вузов) может при­нести успех.


^ IV. Заочная работа

Одним из направлений для подготовки к олимпиадам является и заочная работа в различных школах при вузах. Среди таких извест­ных всероссийских школ есть школа «Авангард». Уровень предлагаемых там задач очень высок, большинство идей в предлагаемых за­даниях встречается в различного уровня олимпиадах. И выполнение такого рода заданий будет способствовать, конечно же, подготовке учащихся к олимпиадам.

Только задействовав все эти четыре направления в подготовке учащихся к олимпиадам (хотя это для жизни не главное, куда важ­нее интеллектуальное развитие ученика, подготовка его к современ­ной жизни, где без острой конкуренции уже не обойтись), можно ожидать успеха.




Похожие:

«Система подготовки учащихся к олимпиадам по математике» iconОбобщение опыта работы по теме «Система подготовки учащихся к государственной (итоговой) аттестации по математике»
Существенная особенность егэ по математике – он является обязательным для всех учащихся 11 классов. Основная цель введения егэ –...
«Система подготовки учащихся к олимпиадам по математике» iconИз опыта работы по теме «Система подготовки учащихся к егэ по математике» учителя Пикаловой А. Г

«Система подготовки учащихся к олимпиадам по математике» iconИспользование тестовых технологий для мониторинга качества математического образования учащихся
В своевременном предоставлении информации о состоянии математической подготовки учащихся; во-вторых, выявление динамики этой подготовки...
«Система подготовки учащихся к олимпиадам по математике» iconСистема работы по подготовке к гиа по математике в 9 классе
Система подготовки к государственной итоговой аттестации по математике в 9-м классе в новой форме (гиа)
«Система подготовки учащихся к олимпиадам по математике» iconМуниципальное образовательное учреждение Средне-Муйская средняя общеобразовательная школа (моу средне-Муйская средняя общеобразовательная школа) «Система подготовки учащихся к егэ по математике в сельской школе»
Вполне естественно, что перед учителем сельской общеобразовательной школы встал вопрос о повышении качества обучения и подготовки...
«Система подготовки учащихся к олимпиадам по математике» iconПрограмма курса «Система подготовки к егэ по математике» для учащихся 11 класса
Таким образом, для подготовки к сдаче егэ необходимо повторить не только материал курса алгебры и начал анализа, но и некоторых разделов...
«Система подготовки учащихся к олимпиадам по математике» iconПедагогические чтения по теме «Опыт обучения математике в школах Красноярского края в условиях требований гиа и егэ» Тема: «Опыт подготовки учащихся к егэ по математике»
Подготовка к школьным выпускным экзаменам и в особенности к егэ – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно...
«Система подготовки учащихся к олимпиадам по математике» iconЛитература Аннотация
В данной работе рассматривается применение метода координат ко всем типам задач, предназначенных для подготовки учащихся к решению...
«Система подготовки учащихся к олимпиадам по математике» iconСистема тренировочных задач по математике для подготовки выпускников к государственной итоговой аттестации. Геометрия: планиметрия введение
Данный подбор задач по планиметрии предназначен как для учителей математики, работающих в выпускных (9, 11) классах, так и для самоподготовки...
«Система подготовки учащихся к олимпиадам по математике» iconСистема подготовки к егэ по обществознанию
В настоящее время остро стоит вопрос о создании системы подготовки учащихся к проведению итоговой аттестации в фор­ме егэ
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты