Пояснительная записка Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь, фольклор. Безвестные народные «краезнатцы» icon

Пояснительная записка Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь, фольклор. Безвестные народные «краезнатцы»



НазваниеПояснительная записка Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь, фольклор. Безвестные народные «краезнатцы»
Дата17.10.2016
Размер
ТипПояснительная записка

Пояснительная записка


Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь, фольклор. Безвестные народные «краезнатцы» были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического, культурного характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов. Приобщение к духовно-культурным ценностям малой родины, оформление патриотического отношения к отчизне самым тесным образом связано с открытием литературы родного края. Литература помогает познать край, а край в свою очередь,- познать литературу и тех, кто создает ее: ведь именно в крае, где жил и творил писатель, в первую очередь хранятся многие документы и свидетельства, которые способствуют уяснению тех или иных сторон биографии, его творчества.

Порой приходится сталкиваться с односторонним толкованием понятия «русская провинция». С ним соотносят представление об ограниченности. Отсталости провинциальной жизни, о вторичности ее культурного существования. «Представление о провинции только как о темном захолустье, лишенном общественно - гражданских, нравственных и культурных исканий, было несостоятельным в самом корне. Провинциальная жизнь являлась неиссякаемым источником изображения русской действительности, что видно из произведений русских писателей провинции», - пишет В.П. Куприяновский. И сегодня становится все более ясным, что общероссийская культура всегда была связана с культурой провинции и в известной степени зависит от нее. Именно провинция представляла и представляет в России ту почву, писательскую среду, без которой было бы невозможно возникновение вершинных явлений отечественной культуры.

За основу изучения в курсе литературного краеведения взята литература местная. Этот курс призван дать достаточно полное целостное представление о литературном процессе Оренбургского края и выявить связь известных русских писателей с этим краем, привить учащимся чувство гордости за свою малую родину. В основе программы А.Г. Прокофьевой «Оренбургский край в русской литературе» лежит местный фольклор, литературная жизнь Оренбургского края, произведения, написанные о нем. В построении программы присутствует и тематический принцип, и жанровый, и хронологический, и историко-литературный, но связующим звеном является Оренбургский край.

Цели регионального литературного образования:

- интеллектуальное и эмоциональное освоение литературы, искусства, культуры;

- формирование нравственно-эстетического идеалов личности, ее жизненных ориентаций;

- расширение и углубление жизненного и художественного опыта учащихся.

Задачи курса:

- чтение и обсуждение отдельных художественных произведений или отрывков из них об Оренбургском крае;

- формирование знаний и умений, обеспечивающих освоение культурных ценностей края;

- формирование представлений о литературе как социокультурном явлении;

- развитие у учащихся художественно-творческих способностей, образного мышления, эстетического вкуса.

Начиная с 5 класса, рассматривается литературная жизнь большого и своеобразного в плане культурных традиций региона, расположенного на стыке разных культур и литератур. Курс строится таким образом, чтобы соответствовать эпохам, а где возможно, и творчеству отдельных писателей, изучающихся в основном курсе, что дает возможность основному и региональному компонентам литературного краеведения, пересекаясь, представить художественное произведение как явление непрерывно развивающейся культуры России.

Основная задача – литературно развивать учащихся на краеведческом материале, учить видеть творчество писателя в контексте создавшей его культуры. Материал помогает в решении эстетических, экологических, нравственных проблем, в развитии исследовательских умений. В курсе выделяются как монографические, так и обзорные темы. Литературно-краеведческий материал дается двупланово: писатели в Оренбургском крае и Оренбургский край в творчестве писателей.

Программа литературного краеведения носит и практический, прикладной характер, так как предполагает различные виды деятельности, связанные с поиском материала, расширением представления учащихся о том или ином писателе. В этих условиях особую роль играет культурно -развивающий потенциал среды, в которой формируются подобные навыки, причем важнейшим развивающим фактором может оказаться внесением в практику освоения школьниками социокультурного аспекта текстов, связанных с литературными местами.

Данный курс призван решить важные задачи: развивать коммуникативные умения через освоения социокультурного пространства, обеспечивать преимущественное внимание к изучению культуры своего края, способствовать воспитанию любви к Родине; играет большую роль в эстетическом воспитании. Краеведение способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс. Занимаясь краеведением, учащиеся развивают индивидуальные склонности и способности. Большие возможности у краеведения для эстетического воспитания. Краеведение помогает видеть красоту природы, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжут незабываемые образы родного края, что имеет огромное значение для воспитания патриотизма.


Методы работы: исследовательский, эвристический, проблемный, поисковый.


Формы контроля: рефераты, кроссворды, викторины, творческие проекты, презентации, сочинения – отзывы, сочинения – рецензии, чтение наизусть и другие.


Формы занятий данного курса как традиционные – практические занятия, семинары, лекции с элементами беседы, так и нетрадиционные: музейный калейдоскоп, устный журнал, литературная гостиная, конференция, презентация, защита творческого проекта, исследовательская деятельность, заочные экскурсии и другие.

Курс литературного краеведения рассчитан на 35 часов, 1 час в неделю.


^ Требования к уровню подготовки учащихся


В результате изучения дисциплины «Оренбургский край в русской литературе» учащиеся должны знать и понимать:


1) взаимосвязь литературы с историей и культурой родного края;

2) историю создания произведений;

3) биографии писателей, названия и содержание изученных произведений;

4) характеристику героев;

5) характерные особенности эпохи и жизни Оренбургского края, отраженные в изученных произведениях;

6) жанровые особенности произведений;

7) тексты, рекомендованные учителем для заучивания наизусть.


Уметь:

1) анализировать и оценивать произведения как художественное целое;

2) выявлять отношение автора к изображаемому и давать произведению личную оценку;

3) пересказывать узловые сцены и эпизоды изученного произведения;

4) давать устный и письменный развернутые, аргументированные ответы на конкретные вопросы о сюжете произведения и его составляющих;

5) писать отзыв о самостоятельно прочитанной книге;

6) составлять рассказ об авторе книги;

7) подготовить доклад, сообщение, эссе об авторе и его произведении;

8) выразительно читать произведение или их фрагменты, в том числе выученные наизусть;

9) делать обзор публикаций по литературному краеведению и анализировать их;

10) работать со справочной и критической литературой.



№ п\п

Тема урока

Дата

Предполагаемые результаты

Повторение

Средства

оснащения

урока

1.

Введение в литературное краеведение. Историческое и культурное развитие Оренбуржья




Знать основные темы и проблемы литературного краеведения, историю Оренбуржья, его культурное развитие

Уметь владеть монологической и диалогической речью.

Литературное краеведение, архитектура

Презентация,

песня об Оренбурге

^ ИЗ ОРЕНБУРГСКОГО ФОЛЬКЛОРА

2.

Предания. «Поход на Хиву», «Атаманская гора»




З н а т ь: понятие «предание», тексты

У м е т ь: владеть различными видами пересказа, раскрывать «вечные темы» в преданиях.

Предание, легенда




презентация

3.

Продолжение изучения преданий Оренбргского края. «Тайна горы», «Голубево ущелье»




У м е т ь: делать сообщение, работать с текстами; владеть монологической и диалогической речью, выразительное чтение наизусть

Предание, легенда




Фотографии ущелья

4.

Исторические песни. « Из краев родных далеких», «Как за батюшкой. За Яикушкой»




З н а т ь исторические источники; содержание изучаемого произведения.

У м е т ь: участвовать в диалоге по изученному произведению; выявлять авторскую позицию

Русские народные песни

Музыкальное сопровождение

5



Урок-концерт. Исполнение песен, частушек, прибауток оренбургского края




З н а т ь:изученный материал.

У м е т ь: определять род и жанр литературного произведения; выразительно читать произведение, в том числе выученные наизусть отрывки; соблюдать нормы литературного языка.




Диск с музыкой

^ ИЗ ПРОШЛОГО ОРЕНБУРГСКОГО КРАЯ

6

Жизнь и творчество

С. Т. Аксакова. Аксаков в Оренбургском крае.




З н а т ь: основные факты жизни и творческого пути писателя

У м е т ь: раскрывать «вечные темы» в творчестве писателя; природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия.




презентация

7

«Семейная хроника». Глава «Переселение» как рассказ о заселении и освоение дедом писателя мест в Бугурусланском районе.




З н а т ь: содержание прочитанного произведения, проводить информационно-смысловой анализа текста

У м е т ь: делать сообщение, работать с текстами; владеть монологической и диалогической речью

Семейная хроника, пространство и время в произведении




8


«Семейная хроника». Глава «Новые места» как рассказ о красоте новых мест.




Знать основные образы, своеобразие жанра и композиции произведения

У м е т ь: делать сообщение, работать с текстами; владеть монологической и диалогической речью







9

Жизнь и творчество В.И.Даля. Жизнь и быт оренбуржцев глазами писателя.




З н а т ь: основные факты жизни и творчестваписателя.

У м е т ь: делать синтез и анализ изучаемого материала, владеть речью

Быт казаков

презентация

10

Тема плена в рассказе «Осколок льду»




У м е т ь: находить и раскрывать основные темы и проблемы в тексте, выразительно читать произведение, в том числе выученные наизусть отрывки; соблюдать нормы литературного языка

Тема, проблема, идея




11

Нравственные устои и быт уральских казаков в рассказе В.И. Даля «Полунощник»




Знать сюжет произведения.

Уметь раскрывать особенности композиции рассказа, систему образов уральских казаков, их быт, нравы




презентация

12

Тема любви и ненависти в повести В.И. Даля «Бикей и Мауляна»




Знать: особенности стиля В.И.Даля, своеобразие его творческой манеры.

Уметь: анализировать прозаическое произведение







13


Изображение набегов кочевников и столкновений их с казаками, защищавшими оренбуржцев, в сборнике В.И.Даля «Солдатские досуги».




З н а т ь: содержание прочитанного произведения.

Уметь проводить информационно-смысловой анализ текста, самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы.








14

Простой и чудесный мир В.П. Правдухина. Жизнь и творчество.




З н а т ь: основные факты жизни и творческого пути писателя

У м е т ь: раскрывать «вечные темы» в творчестве писателя

Обычаи казаков

Портрет писателя

15

Роман «Яик уходит в море» как художественная летопись жизни оренбургского казачества.




Знать: текст произведения.

Уметь: анализировать прозаическое произведение на основе художественного концепта и проблематики.

Роман, летопись




16

В. П. Правдухин. «Яик уходит в море» - историческиое произведение (1-4 главы)




З н а т ь: содержание произведения; нравственную проблематику,

владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению;

У м е т ь: самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы.







17

Р/Р Сочинение «Из истории моего города»




У м е т ь: выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное.

План, тема, идея, цитаты, тезисы




^ ПРИРОДА, ЖИЗНЬ, ТРАДИЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ ЖИТЕЛЕЙ ОРЕНБУРЖЬЯ

18

С.Т.Аксаков «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии»- как научно-художественные очерки об оренбургских реках, озёрах, рыбах, птицах




Знать: о личности и судьбе писателя, жанр записок, стиль писателя.

Уметь: делать сообщение о писателе и его творчестве, анализировать главы произведения, находить выразительные средства

Выразитель-

ные средства




19


Описание природы в «Записках ружейного охотника Оренбургской губернии» С.Т.Аксакова




Уметь: делать сообщение о писателе и его творчестве, анализировать главы произведения, находить выразительные средства







20

Р/Р Сочинение-описание оренбургской степи, рек, гор, дорог в разное время года и суток




Уметь: определить основную мысль сочинения в соответствии с заданной темой; составить план сочинения и следовать логике данного плана при написании работы







21

С.Т.Аксаков «Записки об уженье рыбы»- как научно-художественные очерки об оренбургских реках, озёрах, рыбах, птицах




Уметь: анализировать прозаическое произведение на основе художественного концепта и проблематики.

Выразительн. средства, очерк




22

Описание занятий охотой в рассказе В.А.Даля «Охота на волков»




Уметь, работая с текстом, составлять подробную характеристику образа.

Свободная работа с текстом художественного стиля, понимание его специфики







23

Описание занятий торговлей в произведении В.И.Даля «Бикей и Мауляна» (1 глава)




Знать: содержание произведения.

Уметь: составлять сравнительную характеристику героев

топоним




24


В.П.Правдухин «Яик уходит в море» (22глава)- описание ловли рыбы




Уметь: анализировать прозаическое произведение на основе художественного концепта и проблематики.

Описание, выразительн. средства




25

Р\Р Сочинение «Как я ловил рыбу»




Владение навыками создания собственного текста и его редактирования







26


В.П.Правдухин. Книга очерков «Годы, тропы, ружьё» (гл. «Запахи детства», «Моя юность», «По Уралу на лодке»)




З н а т ь: содержание прочитанного произведения, проводить информационно-смысловой анализа текста

У м е т ь: делать сообщение, работать с текстами; владеть монологической и диалогической речью







27

А.Н.Толстой. Очерк «Из охотничьего дневника» - результат поездки по Уралу




У м е т ь: находить и раскрывать основные темы и проблемы в тексте, выразительно читать произведение, в том числе выученные наизусть отрывки; соблюдать нормы литературного языка

очерк

Портрет писателя

28


Оригинальность ремесла Оренбургского края в рассказе Н.Струздюмова «Дело в руках»




У м е т ь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы.


Быт и нравы казаков

Портрет писателя

29

И.Уханов «Оренбургский платок» как описание работы пуховязальщиц.




У м е т ь: находить и раскрывать основные темы и проблемы в тексте, выразительно читать произведение, в том числе выученные наизусть отрывки; соблюдать нормы литературного языка




Портрет писателя

30

Исследование «Улицы города, названные по ремеслу», «Улица, на которой я живу»




Уметь находить нужный материал по теме, исследовать и презентовать его




презентации

31

Размышления о земле, детстве, о смысле жизни в произведении П.Н.Краснова «На грани»




У м е т ь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы.





Портрет, презентация

32

Нравственные и экологические проблемы в рассказе П.Н.Краснова «Шатохи»




З н а т ь: содержание произведения; нравственную проблематику,

участвовать в диалоге по прочитанному произведению;

У м е т ь: самостоятельно делать выводы

Проблемы, нравствен-ость




33

Проект «Моя родословная»




Уметь находить нужный материал по теме, создавать проект и презентовать его




презентации

34

Урок-концерт «Цвети - расцветай, Оренбургский край»




Уметь организовать себя, применить знания для выступления




презентация

35

Резервный урок















Похожие:

Пояснительная записка Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь, фольклор. Безвестные народные «краезнатцы» iconНьютон (1643-1727) Был этот мир глубокой тьмой окутан
Понятие "физика" уходит своими корнями в глубокое прошлое, в переводе с греческого оно означает "природа". Основной задачей этой...
Пояснительная записка Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь, фольклор. Безвестные народные «краезнатцы» iconГде взять их? Все посвящены!
«Кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу». Мы не в праве забывать свое страшное прошлое, потому что оно касается...
Пояснительная записка Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь, фольклор. Безвестные народные «краезнатцы» iconПояснительная записка Тема: «Путешествие в прошлое своей семьи»
Характеристика аудитории: обучающиеся 8 класса, родители обучающихся, классный
Пояснительная записка Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь, фольклор. Безвестные народные «краезнатцы» icon«считай, смекай, отгадывай»
Давайте начнем увле­кательное путешествие в мир математики. Не за­будьте с собой взять смекалку, сообразительность, они вам пригодятся....
Пояснительная записка Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь, фольклор. Безвестные народные «краезнатцы» iconВыступление на педсовете по теме
Речь идет об идейной политике Советского Союза. Но те времена уже ушли в прошлое, стали историей, которую теперь изучают наши дети....
Пояснительная записка Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь, фольклор. Безвестные народные «краезнатцы» iconТема: «Занятие декоративно – прикладным искусством как фактор развития творческих способностей детей»
«Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди, которые многое умеют делать, у которых всё удается и спорится и наоборот,...
Пояснительная записка Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь, фольклор. Безвестные народные «краезнатцы» iconЭлективный курс «Краеведение» Пояснительная записка в настоящем курсе "Краеведение"
Мы живем в России”, “Край, в котором мы живем”, “Село в котором я живу”. Каждый раздел поделен на темы – модули, каждая тема ежегодно...
Пояснительная записка Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь, фольклор. Безвестные народные «краезнатцы» iconТема: «монетное дело в серпуховском крае при первых князьях»
Неизъяснимое очарование имеют старые вещи. В них как бы сосредоточился дух, аромат тех эпох, которые никогда не вернутся. Держа старинную...
Пояснительная записка Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь, фольклор. Безвестные народные «краезнатцы» iconОпыт работы по теме: «Роль учебного – опытного участка в учебно – воспитательном процессе школы»
Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди, которые многое умеют делать, у которых всё удаётся и спорится, которые...
Пояснительная записка Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь, фольклор. Безвестные народные «краезнатцы» iconМуниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №135»
Омск – красивый современный город, раскинувшийся по берегам древнего Иртыша. Он был возведен в 1716г и был построен одним из первых...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты