Анализ методической работы в моу «Общеобразовательная средняя школа №3 г. Вельска» за 2009-2010 учебный год icon

Анализ методической работы в моу «Общеобразовательная средняя школа №3 г. Вельска» за 2009-2010 учебный год



НазваниеАнализ методической работы в моу «Общеобразовательная средняя школа №3 г. Вельска» за 2009-2010 учебный год
Дата17.10.2016
Размер
ТипАнализ

Анализ методической работы

в МОУ «Общеобразовательная средняя школа №3 г. Вельска»

за 2009-2010 учебный год

  1. Педагогический коллектив школы состоит из 32 педагогов. Административный аппарат -7 человек. В школе есть открытые вакансии.

  2. Методическая работа выстраивается по общей теме «Формирование педагогических компетентностей через актуализацию содержания и новые формы методической работы».

Цель: формирование компетентностей учителя через освоение новых форм методической работы, актуализацию содержания традиционных.

Задачи:

  1. Продолжить работу по совершенствованию педагогического мастерства сотрудников школы через общешкольные и индивидуальные формы методической работы;

  2. Выявление, обобщение и распространение педагогического опыта, рожденного внутри коллектива, обмен педагогическими находками;

  3. Обновление содержания и совершенствование организации методических мероприятий, ставших традиционными;

  4. Провести апробацию новых форм методической работы;

  5. Способствовать активному участию педагогов в предлагаемых конкурсах, конференциях, семинарах всех уровней;

  6. Предупреждение и преодоление недостатков и затруднений педагогической деятельности учителей;

  7. Продолжить реализацию проекта «Интеллектуальный марафон», внедрять другие формы педагогической поддержки одарённых детей;

  8. Создать условия для овладения современными образовательными технологиями;

  9. Продолжить отработку процедуры рейтинговой оценки работы ШМО.

В соответствии с поставленными целями и задачами методическая работа осуществлялась по следующим направлениям:

  • Управленческая деятельность;

  • Инновационная деятельность

  • Профессиональное самообразование педагогического коллектива

  • Презентация результатов деятельности педагогов

  • Реализация программы «Одарённые дети»

Формы методической работы, используемые в школе:

  • Тематические педагогические советы.

  • Работа учителей над темами самообразования.

  • Организация и контроль курсовой системы повышения квалификации.

  • Работа творческих микрогрупп.

  • Научно-методические и инструктивно-методические семинары.

  • Школьные педагогические чтения.

  • Открытые уроки.

  • Предметные недели.

  • Методическая неделя.

  • Конкурсы между педагогами.

  • Общешкольный проект «Интеллектуальный марафон».

  • Консультации.

  • Диагностики.

  • Систематизация методического материала, оформление тематических стендов и папок.



  1. В 2009-2010 учебном году в МОУ ОСШ № 3 структура методической службы не менялась, и представляет из себя следующее:

^ Компонент структуры

Кол-во чел

Функции

Согласно чего действуют

Зам.директора по МР

1

Руководство методической службой в целом

Должностная инструкция

^ Методический совет

8

Определение стратегии и тактики методической работы;

Положение о методическом совете

^ Школьные методические объединения

«ЕФИМ» - 5 - учителя физики, информатики и математики

«Лингва» - 3 - учителя русского языка и литературы

«Полиглот» - 5 - учителя иностранных языков

«Жизнь» - 4 - учителей истории и обществознания, географии, биологии и экологии, экономики

«Гармония» - 4 - учителя музыки, изобразительного искусства, физкультуры, трудового обучения.

«Родник» - 8 – учителя начальных классов

Организация методической работы с учителями объединения, внеклассной работы по предметам

Положение о Школьном методическом объединении

^ Временные творческие группы


2-3

Изучение проблемного вопроса; разработка и проведение научно-методического семинара

Положение о временной творческой группе



  1. В текущем году обучение на курсах повышения квалификации прошли:

Учитель

Сроки прохождения курсов

Тематика курсов

Золотых Н.Б.

1.01-30.09.09 г.


ОУ Фонд Пед. университет «Первое сентября» (дистантное обуч.) «Стратегия речевого поведения в англоязычной среде», 72 ч.

Мухорина Н.В.

12.10-23.10.2009 г. АО

АО ИППК РО «Современные образовательные технологии в преподавании изо, черчения, технологии», 72 ч.

Макаров С.Ю.

18.01-29.01.2010 г.

АО ИППК РО «Современные подходы к преподаванию физической культуры в ОУ», 72 ч.

Самухина Л.Н.

18-19.03.10 г.

АО ЦДО семинар руководителей детских объединений эколог.и туристско-краевед. направленности ОУ, 16 ч.

Самухина Л.Н.

29.03-02.04.10 г.

АО ИППК РО Исследовательский подход в обуч. и учебно-ис-следовательс. деят-ть уч-ся, 36 ч.

Самухина Л.Н.

12-16.04.10 г.

АО ИППК РО семинар «Психолого-педагогическая поддержка талантливых детей», 36 ч.

Кондратова Е.И.

7.06-18.06.10 г. АО

АО ИППК РО «Компетентностный подход в деятельности педагога-психолога», 72 ч.



  1. Аттестация педагогических кадров

В результате последовательной работы аттестационных комиссий всех уровней 1 человек аттестован на II категорию (14,3% от числа аттестованных), 5 человек - на I категорию (71,4%), 1 чел. – на высшую квалификационную категорию (14,3%). Всего аттестовано за отчётный период 7 человек, что составляет 21,9% от числа педагогов. Четыре человека повысили квалификационную категорию, это составляет 57,1% от числа аттестованных. Таким образом, квалификационная структура педагогического коллектива следующая:



  1. Самообразование педагогов.

Из 32 педагогических работников школы 24 имеют тему самообразования. Работа по темам самообразования находится на разных стадиях (разработка, апробация, внедрение, распространение) и отслеживается зам. директора по МР. Стадия «распространения» подразумевает выступления с обобщением и распространением опыта. (см. ниже)



  1. Работа методического совета, ШМО, творческих групп

Методический совет – совещательный орган, вырабатывающий стратегию и тактику методической работы. За учебный год прошло 4 заседания. Обсуждались вопросы дальнесрочного планирования и организация предстоящих методических мероприятий.

Школьные методические объединения работали в соответствии с планами работ, составленными в сентябре. Среди ШМО третий год проходил конкурс «Рейтинговая оценка деятельности ШМО», по результатам которого назначается оплата руководителю ШМО. Например, по результатам прошлого года в текущем году руководители получали дифференцированную оплату от 6% до 3% от ставки из надтарифного фонда. Каждым методическим объединением оформляется папка, где есть общая информация об участниках МО, бланки протоколов заседаний ШМО, описание проводимых ШМО дел и мероприятий.

Временных творческих групп работало три. Согласно положения, они прорабатывали проблемную область в педагогике и педагогической практике, разработали и провели научно-методические семинары для педагогов школы. В силу обстоятельств только две группы фактически закончили работу по выбранной теме:

Ноябрь – «Психология крика» (Богдановская Н.А., Носур О.И.).

Апрель – «Что такое «активизация» и её формы» (Золотых Н.Б., Сопова Е.В.)

Для третьего семинара («Что такое «дисциплина»: кто и как её добивается») материалы готовы, но в силу насыщенности плана работы в мае он перенесён на сентябрь.

Проведённые семинары показали глубокую проработку вопроса организаторами. Содержали диагностические и аналитические материалы по педагогическому коллективу. Организаторы старались показать не только теоретическую, но и практическую сторону вопроса. Семинар «Психология крика» получил высокую оценку коллег, был особенно актуальным, информационно насыщенным. Рекомендован, после частичной переработки содержания, для выступления на общешкольном родительском собрании.

  1. Работа над единой методической темой.

Второй год мы работаем над темой: «Формирование педагогических компетентностей через актуализацию содержания и новые формы методической работы». Новые формы, опробованные коллективом в этом году:

  • «Исследовательский тур» в рамках общешкольного проекта «Интеллектуальный марафон»;

  • Выставка-конкурс самодельных наглядных пособий;

  • День открытых уроков «Давайте познакомимся» в рамках методической недели (уроки проводили учителя предметники в 4 классах, с целью педагогического знакомства и преемственности).

Ставшие традиционными методические мероприятия стараемся насыщать новым, актуальным для педагога содержанием.

Так у нас прошли инструктивно - методические семинары:

Октябрь – «Ресурсный потенциал школьного кабинета» (Самухина Л.Н.)

Январь – «Как создать программу дополнительного образования» (Губенская Т.В.)

Март – «Как работать с интерактивной доской» (Кондратов Н.Ю.)

Для «Интернет-гонок» были составлены задания по проблемам одарённых детей.

  1. Индивидуальная методическая работа.

Индивидуальная методическая работа проводится в форме консультаций. Обычно педагоги обращаются перед подачей документов на конкурс или выступлением. После посещений уроков (в адаптационный период в 1,5,10 классах, при классно-обобщающем контроле классов) проводится их анализ, где также даются методические рекомендации учителям.

  1. Взаимопосещаемость

Учителя – классные руководители стараются посещать уроки в своих классах в адаптационные периоды или собирая информацию к родительским собраниям.

В школе проходит месячник открытых внеклассных мероприятий, где также можно перенять опыт друг у друга.

В рамках методической недели было дано 4 открытых урока для педагогов школы, но анализ расписания показал, что на них могло присутствовать больше учителей, чем оказалось по факту.

  1. Обобщение и распространение передового педагогического опыта.

Обобщение опыта было сделано у Дубининой Е.Н. в процессе подготовки документов на конкурс «Лучших учителей России» в рамках ПНПО. Выступления с распространением опыта сделали:



Мухорина Н.В.

для слушателей областных курсов повышения квалификации «Современные образовательные технологии в преподавании технологии, ИЗО и черчения»

16.10.

2009 г.

Мастер-класс «Вторичное использование бытовых отходов для создания оригинальных изделий»

Самухина Л.Н.

Областной

(X Ломоносовские педагогические чтения – 2009)

2-3.11.

2009 г.

«Компьютерная компетентность учителя: пути, способы, принципы и проблемы её формирования через методическую работу в школе»

Самухина Л.Н.

Областной семинар руководителей детских объединений эколо-гической и туристско-краеведческой направленности ОУ Архангельской области

18-19.03.

2010 г.

Экологический отряд как форма экологического воспитания обучающихся.

Самухина Л.Н.

Районный День учителей ЕНЦ «Формирование коммуникативной компетентности участников образовательного процесса»

22.03.2010

«Работа с терминами на уроке биологии»

Самухина Л.Н.

Областной семинар повышения квалификации «Исследовательский подход в обучении и учебно-исследовательская деятельность учащихся» (29.03-02.04.2010 г.)

31.03.

2010 г.

Организация учебно-исследовательской деятель-ности как одно из направлений экологического воспитания школьников.

Самухина Л.Н.

Школьные педагогические чтения

23.03.

2010 г.

Экологический отряд: организационные и педагогические аспекты.

Самухина Л.Н.

Областной семинар повышения квалификации «Психолого-педагогическая поддержка талантливых детей» (12-16.04.2010 г.)

13.04.

2010 г.

«Интеллектуальный марафон» как форма педагогической поддержки одарённых детей в общеобразовательной школе

Дубинина Е.Н.

Школьные педагогические чтения

23.03.

2010 г.

ИКТ на уроках музыки и во внеклассной работе

Шишкина Н.В.

Школьные педагогические чтения

23.03.

2010 г.

Реализация программы «Юный эколог» в начальной школе.

Щекина В.А.

Областной семинар повышения квалификации «Исследовательский подход в обучении и учебно-исследовательская деятельность учащихся»

31.03.

2010 г.

Организация учебно-исследовательской деятельности как одно из направлений работы с одарёнными детьми.

Мухорина Н.В.

Школьные педагогические чтения

23.03.

2010 г.

Проектная деятельность на уроках технологии.



Своеобразное распространение опыта происходит, когда учитель даёт открытый урок. Не секрет, что учитель старается показать самое лучшее из своего опыта. Наши учителя дали достаточно большое число открытых уроков:

  • На школьном уровне – 4 (Сопова Е.В., Заборовская Н.Н., Мухорина Н.В., Цапай Р.В.)

  • На районном уровне – 6 (Дубинина Е.Н., Мухорина Н.В., Шишкина Н.В., Непомилуева Т.И., Носур О.И., Золотых Н.Б.)

  • Учителя английского языка участвовали в Педагогическом десанте в МОУ «Пежемская ОСШ №14».



  1. Методическая продукция.

В течение учебного года были разработаны и тиражированы буклеты:

  • «Ты берёшь 5 класс!» - методические рекомендации для педагогов начинающих работу в 5 классе. Цель – обеспечение преемственности и единых учебно-организационных требований. (Автор - Самухина Л.Н.)

  • «В помощь исследователям» - методические рекомендации учащимся для подготовки к «Исследовательскому туру» Интеллектуального марафона. Цель – помочь учащимся освоить научный аппарат исследования и структуру исследовательской работы. (Автор – Самухина Л.Н.)

  • «Утраченные святыни города Вельска» - наглядно-методическое пособие к кружку по краеведению. Цель – воспитание любви к малой родине, патриотизма; организация занятия кружка. (Автор – Дубинина Е.Н.)

Фильм «Вельской землёй рождённый» (о Г.Д. Карпеченко). Цель - обобщить и визуально представить накопленный материал о знаменитом земляке для занятий кружка и внеклассных мероприятий. (Автор – Дубинина Е.Н.) Передан в «Дом Карпеченко».

В апреле в школе прошла выставка – конкурс самодельных наглядных пособий. Было представлено педагогами 5 пособий, в большинстве своём это реализованные авторские идеи педагогов.

  1. Работа по преемственности.

По результатам инструктивно-методического семинара «Ты берёшь 5 класс!», проведённого в мае прошлого учебного года к 1 сентября был тиражирован буклет с едиными требованиями к учебно-воспитательному процессу и советами для успешной адаптации пятиклассников.

Разнообразная работа по преемственности проводится завучем школы Щекиной В.А.. Это посещение уроков, малые педсоветы, организована работа медико-педагогического консилиума. Все формы, дополняя друг друга, способствуют адаптации 1,5,10 классов. Опрабированный в прошлом году семинар для учителей, которым предстоит работа с пятиклашками «Ты берёшь 5 класс!» не состоялся, т.к. предварительное распределение нагрузки выявило её «подвижность» в силу возникающих вакансий. В этом учебном году (апрель) в рамках методической недели мы провели методические дни «Давайте познакомимся». Было проведено 4 открытых урока (4а - русский язык (Сопова Е.В.) и математика (Заборовская Н.Н.); 4б – русский язык (Цапай Р.В.) и технология (Мухорина Н.В.)), т.е. учителя - предметники и присутствующие могли познакомиться с классами в работе, оценить их учебные возможности. Анализ урока с учителями этих классов также способствовал преемственности.

  1. Использование современных технологий.

Школа активно работает над внедрением компьютерных технологий в образовательный процесс. У нас выстраивается целая многолетняя система мероприятий по освоению данных технологий коллективом. Так в текущем году проведены:

  • Конкурс мультимедийных презентаций среди учителей (работа жюри в июне)

  • Педагогические интернет-гонки (соревнования в оригинальной форме между учителями по поиску информации в сети Интернет).

  • ИМС «Как работать с интерактивной доской»

Накопленный за 4 года опыт методической работы по данному направлению был представлен на X Ломоносовских педагогических чтениях – 2009. (Тема выступления - «Компьютерная компетентность учителя: пути, способы, принципы и проблемы её формирования через методическую работу в школе» (зам. по МР – Самухина Л.Н.))

  1. Работа с одарёнными детьми

В школе уже четвёртый год реализуется общешкольный проект «Интеллектуальный марафон». Это проводимые в соответствии с годовой циклограммой интеллектуальные соревнования для учащихся в четырёх турах. В результате по олимпийской системе выявляются победители – интеллектуалы текущего года. Роль педагогов разная: от генераторов идей и организаторов до экспертов.

В этом году в Марафоне участвовали также учащиеся 3-4 классов (т.е. все с 3 по 11 класс). «Предметный тур» раньше проводился в зачёт результатов предметных олимпиад, но поскольку в этом году в олимпиадах участвовали не все обучающиеся, были разработаны интеллектуальные викторины для параллелей классов. В связи с чем, тур сменил название – стал «Интеллектуальный». «Прикладная олимпиада» в очередной раз доказала состоятельность выбранной формы. Также в этом году претерпел изменения «Исследовательский тур». Для его участников проводилось занятие «Школа исследователей», выпущен буклет «Юному исследователю». Также претерпела изменения сама форма проведения тура. Удачно из года в год проходит конкурс «Ораторского мастерства». Правда, участвуют в нём не все учащиеся «дошедшие» до него. Над поиском причин этого явления и её преодолением нужно поработать методическому совету в следующем году.

Работа по данному направлению в школе была проанализирована на педсовете «Одарённые дети: педагогическая поддержка» в прошлом учебном году. Выявлена западающая форма – поддержка одарённых детей на уроке. С этой целью зам. директора по МР была направлена на областной семинар «Психолого-педагогическая поддержка талантливых детей». Семинар состоялся в середине апреля. Информационно был насыщенным, но материалов по интересующей коллектив проблеме небыло представлено. Привезённые методические рекомендации будут распространены в педагогическом коллективе через разные формы методической работы в следующем учебном году.



  1. Диагностика учебно-воспитательного процесса

В школе в рамках методической работы проводилось несколько диагностик, каждая преследовала свои цели.

Диагностика

Цель диагностики

Диагностика «Компьютерная компетентность учителя» (повторная, спустя 4 года)

Определить уровень достигнутый педагогами в освоении компьютерных технологий в результате спланированной методической работы в течение 4 лет, для обобщения опыта и подготовки выступления на Ломоносовские чтения.

Анкетирование учащихся и педагогов при подготовке НМС «Психология крика»

Выяснить, как часто учителя школы используют крик как способ налаживания взаимоотношений с учащимися, является ли крик одной из форм общения в семьях?

Анкетирование учащихся при подготовке НМС «Что такое «дисциплина»: кто и как её добивается»

Выяснить, что для учащихся «хорошая дисциплина», наиболее популярные у учителей способы налаживания дисциплины, педагогов, владеющих педагогическими способностями удерживать дисциплину.

Исследование степени разработки педагогами темы самообразования

Определить возможные методические затруднения педагогов, получить информацию для дальнейшего планирования методической работы

Кроме этих, диагностики проводились директором школы и заместителем директора по воспитательной работе.



  1. Участие педагогов в конкурсах различного уровня, результаты

учитель

конкурс

уровень

место

Дубинина Е.Н.

ПНПО

российский

участник

Дубинина Е.Н.

«За нравственный подвиг учителя»

Областной этап российского конкурса

материалы на экспертной оценке

Самухина Л.Н.

«Проектная деятельность учителя – предметника с применением ИКТ»

областной

участник

Шишкина Н.В.

«Учитель года»

районный

3 место

Акентьева А.В.


Конкурс методических разработок

районный

1 место

Дубинина Е.Н.

Конкурс методических разработок

районный

1 место

Золотых Н.Б.

Конкурс методических разработок

районный

3 место

Губенская Т.В.

Конкурс методических разработок

районный

2 место

Лосева Н.В.

Конкурс методических разработок

районный

2 место



  1. Результаты участия школьников в конкурсах и олимпиадах различного уровня.

^ Название конкурса

Уровень

Победитель или призёр (наличие Диплома 1,2,3 степени)

Ф.И.О руководителя

Муниципальный тур олимпиады по английскому языку

районный



I место (9 кл.)

^ I место (8 кл.)

I место (10 кл.)

I место (11 кл.)



Носур О.И.

Ергина Н.Г.

Золотых Н.Б.

Непомилуева Т.И.


Муниципальный тур олимпиады по обществознанию


районный

I место (9кл.)

Дубинина Е.Н.

Муниципальный тур олимпиады по русскому языку


районный

I место(9 кл.)

Воробьёва А.А.

Муниципальный тур олимпиады по литературе


районный

I место (10 кл.)

Сопова Е.В.

Муниципальный тур олимпиады по биологии


районный

I место (8 кл.)

Самухина Л.Н.

Муниципальный тур олимпиады по технологии


районный

I место (9 кл.)

Мухорина Н.В.

Муниципальный тур олимпиады по информатике и ИКТ


районный

I место (11 кл.)

Елисеева Е.А.

Литературная игра, посвящённая юбилею Ф.А. Абрамова ( 16.10.2009)

районный

II место

Сопова Е.В.

Литературная игра по творчеству Ф.А. Абрамова «Где лето с зимою встречаются» (13.02.2010 г.)

районный

I место

Воробьёва А.А.

Интеллектуальная игра по английскому языку по теме «Школа» (13.03.10 г.)

районный

I место

Носур О.И.

Интеллектуальная игра по черчению (1-й год обучения). (09.04.10 г.)

районный

II место

Хвостова М.В.

Конкурс учебно-исследовательских проектов «Родословие»

районный

два I места

в номинации «Родословная моей семьи»

Дубинина Е.Н.

Конкурс «Звонкие голоса»

районный

^ III место

вокальная группа

Дубинина Е.Н.

Конкурс «Звонкие голоса»

районный

^ III место

вокал

Дубинина Е.Н.

Конкурс компьютерных презентаций «Человек и природа» (июнь,2009)

районный

I место

номинация «Озеленение пришкольных территорий»

I место

номинация «Природоохранная акция»


Мухорина Н.В.


Самухина Л.Н.

Конкурс компьютерных презентаций «Человек и природа»

областной

^ III место

номинация «Природоохранная акция»

Самухина Л.Н.

Конкурс «Осенняя мозаика»

районный

II место

номинация «Осенняя рапсодия»

^ I место

номинация «Чудеса из огорода»

II место

номинация «Чудеса из огорода»



Сибирцева Е.И.


Цапай Р.В.


Мухорина Н.В.


Творческий конкурс «Новогодняя открытка» среди уч-ся 1-4 кл. (23 дек.-16 янв. 2010 г.)

районный

^ Три I места

в номинации «Я сам, я сама»

Сибирцева Е.И.

Киприянова И.Б.

Конкурс компьютерных презентаций «В мире информационных технологий» в рамках районной олимпиады по информатике и ИКТ. (24.04.10)

районный

II место

Елисеева Е.А.

Конкурс сочинений «Потомки помнят славную победу»

районный

I место

Воробьёва А.А.

Детско-юношеский конкурс журналистских работ «Первый штрих» (янв. 2010 г)

районном

II место

в номинации «А мы все пишем летопись войны»

Воробьёва А.А.

Конкурс фотографий «Зимушка-зима» (ДЮЦ, январь)

районный

^ III место

Воробьёва А.А.

Конкурс плакатов «СПИД глазами молодёжи» (организатор АРО ООО «Российский красный крест», Декабрь 2009)

районный

1 место

Кондратов Н.Ю.

Конкурс «Символ года 2010» (ДЮЦ)

районный

^ III место

Шишкина Н.В.

Литературная игра по сказке П. Ершова «Конёк-горбунок» (13.03.2010)

районный

II место

Льдинина Е.С.

Семьина С.Н.

Спартакиада школьников 2009-2010 учебного года по лыжным гонкам (командный зачёт, 95-97 г.р.)

районный

I место



Кашина Н.Г.

Спартакиада школьников 2009-2010 учебного года по лыжным гонкам (командный зачёт, 92-94 г.р.)

районный

I место



Кашина Н.Г.

Спартакиада школьников 2009-2010 учебного года по волейболу

районный

I место

Кашина Н.Г.

Спартакиада школьников 2009-2010 г. г. по теннису (командный зачёт). 10.04.10 г.

районный

II место

Кашина Н.Г.



  1. Школа как опорная площадка

Согласно приказа Управления образования нашей школе на 2009-2010 учебный год предстояла работа по теме «Проект издательства «Бином»  «Непрерывное информационное образование». Данный проект    был начат издательством «Бином» в 2000 году. Он предусматривает комплексное развитие трех направлений работы. Это:
   1) эффективное использование и развитие информационной среды, как каждой школы, так и информационного пространства региона в целом;
   2) системное наращивание кадрового потенциала педагогов всех школ в сфере ИКТ по принципу функциональности информационной среды конкретной школы;
   3) как результат – формирование и встраивание в работу школы новых образовательных технологий, позволяющих каждой школе гарантировать семье и обществу адекватную времени социальную и информационную активность выпускников, их конкурентную способность в новом информационном мире.
В течение 2009-2010 учебного года школа выстраивала методическую работу с учётом задач этого проекта:

  • Школа принимала три заседания РМО:

      1. состоялось заседание РМО учителей музыки «Использование ИКТ на уроке музыки». ^ Дубинина Елена Николаевна провела урок в 7б классе по теме «Пушки говорили, но музы не молчали. (Подвигу ленинградцев в Великой отечественной войне посвящается)». Урок продемонстрировал мастерское владение учителем ИКТ, способствовал патриотическому воспитанию детей, явился этапом внутришкольного плана юбилейных мероприятий к 65-летию Победы.

      1. своих коллег, учителей технологии, принимала ^ Мухорина Надежда Викторовна на заседании под общим названием «Региональный компонент в преподавании предмета «Технология»». Был дан открытый урок по теме «Подарки на новый год». Урок хорошо подготовлен, продуман до мелочей. Современный, с применением ИКТ и игровых технологий. Методически соответствует специфической структуре урока технологии.

  1. 03.10. сразу три учителя нашей школы проводили открытые мероприятия для собравшихся на заседание РМО учителей английского языка «Урок в современном обществе современных технологий». Непомилуева Татьяна Ивановна дала урок в 7а классе «Хобби и интересы». Урок насыщенный, хорошо иллюстрированный. Применение компьютерной презентации, видеофильма, большого количества раздаточного материала позволило оптимально использовать время урока. Урок Носур Ольги Ивановны в 3а классе назывался «Музыкальная вечеринка». Урок отличился игровой сюжетной линией, удачно связавшей все этапы урока, продемонстрировал гостям высокий уровень знаний и умений третьеклассников, систему работы учителя с техническими средствами обучения. Золотых Наталья Борисовна на внеклассном мероприятии для 9 класса «Родной город Вельск» создала условия для демонстрации знаний учащихся и свободной английской речи в игре о малой Родине. Были продемонстрированы возможности использования мультимедийного оборудования на внеклассном мероприятии.

Все уроки были проанализированы и высоко оценены собравшимися на заседания РМО.

В школе реализуется система методической работы по освоению педагогами информационных технологий. Проходят конкурсы мультимедийных презентаций учителей, интернет-гонки, инструктивно-методические семинары. Первые результаты работы отражены в докладе «Компьютерная компетентность учителя: пути, способы, принципы и проблемы её формирования через методическую работу в школе» на X Ломоносовских педагогических чтениях (г. Архангельск, ноябрь 2009, докладчик Самухина Л. Н.).

Осознавая, что информационные технологии находятся в авангарде образовательного процесса современного общества, школа намерена и далее повышать ИКТ–компетентность педагогов.

  1. Выводы и задачи на следующий учебный год.

Методическая работа в школе соответствует поставленным целям и задачам, осуществляется по разным направлениям и через разные формы. Методический совет старается разнообразить и обновить формы методической работы, полагая, что только так можно развивать компетентность. Тщательно продумывается план работы с целью равномерного распределения нагрузки на педагогический коллектив в течение учебного года. К сожалению, в школу постоянно идёт поток положений и рекомендаций незапланированных мероприятий, что мешает реализации планов, создаёт повышенную психологическую нагрузку и стрессогенную обстановку. Данная ситуация чревата последствиями: во-первых, у учителя меньше времени остаётся на учебно-воспитательный процесс; во-вторых, это не способствует здоровьесбережению, а усиливает профессиональное выгорание педагогов.

При планировании работы на следующий год необходимо учесть:

  • Организовать участие педагогов в разработке программы развития школы.

  • Предусмотреть освоение одной-двух новых форм методической работы.

  • Усилить контроль за работой педагогов по темам самообразования.

  • Обеспечить работу четырёх временных творческих групп и 4 научно-методических семинаров в течение года (1 семинар в четверть)

  • Проанализировать современное состояние дидактики и выявить актуальные педагогические технологии для изучения и внедрения.

  • Отрабатывать процедуру «Интеллектуального марафона».

  • Продолжить поиск и распространение форм поддержки одарённых детей на уроках.

  • Продумать оптимальное планирование традиционных дел и инноваций в методической системе школы.



Зам. директора по МР Самухина Л.Н.


Знание индивидуальных особенностей преподавателя, уровня его профессиональной подготовки позволяет определить пути и средства оказания ему необходимой помощи, привлечь его к оказанию помощи другим. Результаты анализа тестов и анкет, собеседований используются как основа для планирования всей методической работы в школе.


Все учителя школы были условно разделены на четыре группы:


а) те, кто хочет и может работать творчески, трудится увлеченно и эффективно – мастер своего дела, это учителя, имеющие высшую и первую квалификационные категории; они осваивают новые сложные области научных знаний, создают новое содержание образования и соответствующие ему технологии обучения, новые диагностики развития детей, новые учебные и развивающие программы; они объединены в творческие группы, группы высшего педагогического мастерства;


б) те, кто работают добросовестно, хотят работать творчески, но пока испытывают затруднения в достижении этого уровня труда, это учителя второй квалификационной категории, они объединены в группу совершенствования педагогического мастерства. Алгоритм работы этой группы: анализ затруднений, вычленение и постановка проблемы – самообразование – тренировочные практические занятия – педагогическая деятельность, создание собственного опыта – анализ – определение перспектив развития опыта – доведение его до навыка;


в) те, кто являются молодыми специалистами (заочники), они посещают «Школу молодого учителя», где в основном изучается технология современного урока и связанные с этим проблемы (диагностика обученности, обучаемости и реальных учебных возможностей учащихся, целеполагание, способы отбора главного, существенного в содержании учебного материала, выбор и обоснование оптимального сочетания методов обучения, способы дифференциации обучения), особое внимание при работе с этой группой уделяется разработке и реализации индивидуальной программы выращивания каждого учителя – члена этой группы. За каждым молодым специалистом в течение года был закреплен наставник. Цель наставничества – передача опыта более опытными коллегами менее опытным молодым педагогам. Это помощь в работе над проблемами современного урока, над методикой преподавания предмета, совместная работа над поиском новых методов обучения, анализ полученных первоначальных результатов, проведение открытых уроков, их анализ, взаимопосещение.


г) те, кто не стремится к творчеству, работает формально, а потому непрофессионально, неграмотно и неэффективно (такие, к сожалению, тоже есть), эта группа учителей, она немногочисленная, требует повышенного внимания администрации. Здесь наряду с обучением осуществляется система мер по стимулированию и мотивации добросовестной работы, необходимый административный контроль за деятельностью этих учителей.


На первый план при организации методической работы в 207-2008 учебном году выступали формы, связанные с совершенствованием самообразовательной работы учителя, стимулирующие передачу педагогического мастерства более опытных коллег менее подготовленным.


Существует прямая зависимость результатов развития системы образования от повышения профессионального потенциала педагогов.


В школе постоянно отслеживаются результаты профессионального мастерства преподавателей, выраженных в итогах аттестации.


Данные показатели свидетельствуют о довольно высоком уровне профессиональной компетенции педагогического коллектива, его творческом росте, который обеспечивается организацией работы педагогов по овладению достижениями психолого-педагогической науки, постоянным стимулированием их самообразования.


Принципы, на которых было осуществлено обновление методической работы педагогов школы, можно сформулировать так.


1.Перспективное, проблемно-тематическое планирование индивидуальной и групповой форм методической работы (самообразовательная работа над темой, работа методических объединений, творческих групп)


2.Единая общешкольная тематика, исходящая из целей и задач развития школы на данном этапе (личностно ориентированный подход в обучении, гуманизация образования, совместность, сотрудничество, сотворчество учителя и ученика).


3.Планирование промежуточных и конечных результатов в индивидуальной работе.


4.Диагностика и анализ деятельности учителя (основные направления: учитель-ученик-родитель, ученик-ученик, учитель-учитель, учитель-администрация школы-родители).


5.Дифференцированный подход в оценке методической работы в зависимости от квалификации учителя или его притязаний на аттестацию.


- Разработка методических рекомендаций в помощь учителю по ведению школьной документации, по организации, проведению и анализу современного урока. Систематизация имеющегося материала, оформление тематических стендов.

В системе методической работы школы можно выделялись следующие уровни:


а) индивидуальная работа учителя по личной теме-плану на 3-5 лет;

б) методические объединения по предметам и областям знаний; работа их строится на основе индивидуальных планов учителей: новое в их деятельности – руководство научно-методической работой учителей, рассмотрение результатов работы на заседаниях.


Методическая самообразовательная работа учителя рассматривалась как целостная система, направленная на достижение конечных результатов – промежуточных и конечных. Её цель – повышение квалификации, восполнение пробелов и недостатков учебного курса, его усовершенствование. Содержание деятельности: работа над учебным планом, программой, собственным вариантом содержания учебного курса, фрагмента учебника, самостоятельные эксперимента по апробированию нового варианта содержания и внесение в него соответственных корректив. В качестве методов использовалось изучение литературы, самостоятельное проведение опытной работы по проверке нового содержания, участие в эксперименте наряду с другими коллегами.


В ходе работы над темой каждый педагог определял круг вопросов для изучения, ставил две цели: исследовательскую (критерии, способы, методы, формы, принципы обучения) и практическую (методические рекомендации, сборник заданий, задач, упражнений, программы), планировал изучение соответствующей литературы, передового опыта своих коллег, творческое сотрудничество по теме, прогнозировал конечные результаты.


Педагоги школы поднимали своими научно-методическими разработками целый ряд вопросов, требующих комплексного решения: отбор вариативного содержания обучения, обеспечение условий для индивидуализации его усвоения, развитие общих умственных способностей и учебных умений учащихся, их познавательных интересов, реализация творческого потенциала обучаемых.


По результатам работы в конце года каждый готовил отчет, где учитель показывал, что нового появилось в результате работы над темой, какие активные формы и методы работы использовались в учебно-воспитательном процессе по предмету, показывал на конкретных примерах, как повысились результаты, какие задачи ещё не определены, высказывалось мнение об эффективности проводимой работы, даны рекомендации по внедрению сделанных наработок в практику, проводились открытые уроки.


Важнейшими направлениями в самообразовании учителей были следующие: изучение новых программ и учебников,


- изучение дополнительного научного материала.


Средствами самообразования являлось систематическое изучение новинок педагогической литературы. В методической копилке школы в помощь самообразованию имеются материалы из опыта работы коллег, различные варианты планов, образцы конспектов уроков, презентации к урокам, внеклассным мероприятиям, собрана предметная медиатека.


Открытые уроки в системе методической работы школы рассматриваются как демонстрация учителем своей педагогической технологии, где он показывает пути решения вышеперечисленных проблем, демонстрирует отдельные наиболее трудные разделы курса


График открытых уроков как результатов работы учителей в рамках избранных проблем был составлен методическим советом по предложениям методических объединений .


Предметные методические объединения школы выполняли не только традиционные организационные и учебно-методические функции. Новым в их работе являлось обеспечение научно-методической деятельности учителей: курирование и координация выбора проблем; контроль за ежегодным выполнением индивидуальных планов; систематическое обсуждение теоретической и практической информации, собранных педагогами по своим темам.


По-новому стали проводиться и педагогические советы. Цель их проведения – коллективно выработать управленческое решение по созданию условий для эффективного сотрудничества членов школьного коллектива по той или иной методической проблеме. Содержание деятельности: заслушивание творческих отчетов учителей, их теоретических знаний по конкретной методической проблеме, изложение результатов проделанной работы, принятие управленческого решения по проблеме. При проведении педагогических советов использовались различные формы: педагогический совет на основе докладов и содокладов, педагогический совет – круглый стол, проблемный педагогический совет, педагогический совет – конкурс, педагогический совет – серия сообщений


.


Были проведены такие тематические педсоветы:


1. Адаптация учащихся 5 классов к обучению на II ступени.


2. Легко ли быть учеником? Трудности в учении.


3. Работа социального педагога и психолога с детьми, требующими особого внимания, связь с семьями.


4. Учитель-ученик. Права и обязанности.


5. Создание информационного пространства в школе. Опыт. Проблемы. Перспективы.


В интересной форме прошел педсовет « Создание информационного пространства в школе. Опыт. Проблемы. Перспективы, где педагогический коллектив познакомился с основными тенденциями информационных технологий, возможности использования мультимедийных технологий учителем, о методе проектов в системе уроков.


Для повышения профессионального уровня педагогов проводились постоянно действующие семинары, «круглые столы», конференции, педагогические чтения, методические смотры, где каждому учителю предоставлялась возможность поделиться опытом, защитить свою педагогическую концепцию, подвести итоги работы над темой по самообразованию в виде творческого отчета, поднять проблемы, возникшие в результате работы. Были проведены педагогические семинары по темам «Современный урок в развивающем обучении», «Влияние использования новых педагогических технологий на уровень развития учащихся», «Формы и методы, используемые на уроках», «Научная педагогическая деятельность учителя», «Мотивация и стимулирование в процессе обучения», «Учитель-профессионал, какой он?», «О путях совершенствования педагогического мастерства», «Управление познавательной деятельностью учащихся на уроке» и др.


Высшим коллегиальным органом управления исследовательской экспериментальной, внедренческой методической деятельностью педагогического коллектива по обеспечению образовательного процесса, путей и форм его обновления; является полномочным органом по вопросам оценки всех форм и видов методической, научно-методической, экспериментальной, инновационной работы и ее результатов является методический совет.


Заседания Методического совета в 2007-2008 учебном году проводились по следующим темам:


- Работа учителя с обучающимися, имеющими низкую мотивацию к учебно- познавательной деятельности


- Пути преодоления учебных перегрузок обучающихся.


- Тестирование как способ проверки знаний школьников.


Активно учителя принимали участие в работе школьных и городских МО и семинарах. В течение учебного года выступили следующие учителя:


Мхоян Е.Г.. по теме «Современные концепции и подходы в реализации содержания химического образования»


Ворушилова Е.М.. по теме «Использование метода проектов в образовательном процессе» .


Хворикова О.В.. по теме «Организация профильного обучения в школе. Элективные курсы предпрофильного и профильного обучения.»


Корытникова В.Г. по теме «Технологичность и творческий подход в обучении.» на районной научно-практической конференции.


Абрамян С.Р.. по теме «Компьютерная презентация на уроках английского языка»


Елагина Н.А.. по теме «Организация работы с одаренными детьми»


Кроме того, был проведен методический семинар на базе нашей школы для заместителей директоров школ города по теме


« Педагогические условия качественной подготовки учащихся к ЕГЭ», на семинаре учителя Елагина Н.А, Сердюкова , Герюгова Л.В. провели открытые уроки, с сообщениями выступили Мхоян Е.Г., Хворикова О.В.


Разработана презентация «Организация подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ» ( Сазонова Т.А.)


Особое внимание уделялось совершенствованию форм и методов организации работы учащихся на уроках. По плану внутришкольного контроля посещались уроки, проводились открытые уроки, заседания предметных МО.


На заседаниях школьных МО обсуждались следующие вопросы:


1. Работа со слабоуспевающими детьми.


2. Преемственность в обучении между начальным звеном и детским садом, между начальным и средним звеньями школы.


3. Организация предпрофильной подготовки.


4. Формирование вычислительных навыков у учащихся.


5. Результативность работы учителей за полугодие и за год


6. Подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ.


Результаты работы представили руководители МО в конце года.


На высоком методическом уровне в школе были проведены школьные профессиональные конкурсы « Учитель года», « Самый классный классный». Все Методические объединения представили на конкурс своего участника. Победителем конкурса « Учитель года» стала учитель физической культуры Борисова О.В., которая приняла участие в городском конкурсе, победителем конкурса « Самый классный классный» в школе стала учитель начальных классов Калинина И.В.


В конце учебного года был проведен методический семинар


« Использование мотивирующих способов организации, контроля и оценивания знаний учащихся »


В основу внутришкольного контроля закладывается педагогический анализ результатов труда учителя и состояние учебно- воспитательного процесса.


Цели внутришкольного контроля: достижение соответствия функционирования и развития педагогического процесса в школе требованиям государственного стандарта образования, дальнейшее совершенствование учебно-воспитательного процесса в школе требованиям государственного стандарта образования, дальнейшее совершенствование учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их интересов.


Осуществление контроля велось по следующим направлениям:


- состояние знаний, умений, навыков учащихся,


- ведение школьной документации


- выполнение всеобуча


Состояние преподавания учебных предметов


Основные направления посещений и контроля уроков:


- профессиональная компетентность молодых специалистов


- методическая грамотность учителей


- создание условий для самовыражения личности и ее познавательной активности


- освоение стандартов начального общего образования


- индивидуальная работа с детьми по подготовке к государственной


( итоговой) аттестации


- использование современных информационных технологий в процессе обучения


Посещенные уроки показали, что учителя уверенно владеют учебным материалом, часто используют используют на уроках динамические дидактические материалы(аудио, видео, компьютерные).


В 2007-2008 учебном году уделялось особое внимание организации диагностических исследований, направленных на повышение эффективности образовательной деятельности педагогического коллектива. Осуществлялась комплексная диагностика профессионализма педагогов, диагностика обучающей деятельности учителя. На основе диагностики строилась работа по коррекции деятельности педагогов.


В течение года изучался и обобщался передовой педагогический опыт учителей Сердюковой О.В. по теме «Работа с текстом на уроке русского языка как средство развития речи обучающихся» , Герюговой Л.В.


« Использование метода проектов в обучении школьников», Цвиклинской Л.М. « Использование познавательных задач на уроках истории». Изучался опыт учителя физкультуры Саитбатталовой И.М. по теме


« Индивидуальная работа с учащимися на уроках физкультуры»


Значительно продвинулась методическая работа в плане самообразования и организации творческой деятельности учащихся. Большой объем работ выполнен всеми учителями, оформлен в электронном виде и на печатной основе


В МОУ СОШ № 10 в 2007-2008 учебном году поставленные задачи в основном успешно реализованы.


Задачи методической работы на новый учебный год.


1. Продолжить работу над темой « Учитель- ученик- совместность, сотрудничество, сотворчество- залог реализации принципов гуманистической педагогики.»


2. Повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения в практику новых педагогических технологий, совершенствование педагогического мастерства.


3. Обеспечение высокого методического уровня всех видов занятий.


4. Совершенствование планирования, видов и форм диагностики и контроля

перегрузки педагогической деятельности;



Похожие:

Анализ методической работы в моу «Общеобразовательная средняя школа №3 г. Вельска» за 2009-2010 учебный год iconАнализ методической работы в моу «Балезинская средняя общеобразовательная школа №3» за 2010 2011 учебный год
Личностно-ориентированное обучение как средство развития школы, саморазвития личности и повышения качества образования
Анализ методической работы в моу «Общеобразовательная средняя школа №3 г. Вельска» за 2009-2010 учебный год iconАнализ методической работы в моу «Черемуховская средняя общеобразовательная школа» за 2010-2011 учебный год
В ходе аттестации учителя подготовили для рассмотрения самоанализ педагогической деятельности, рефераты, портфолио, провели открытые...
Анализ методической работы в моу «Общеобразовательная средняя школа №3 г. Вельска» за 2009-2010 учебный год iconАнализ учебно-воспитательной работы школы за 2010-2011 учебный год
Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №20» в 2010-2011 учебном году работал над методической...
Анализ методической работы в моу «Общеобразовательная средняя школа №3 г. Вельска» за 2009-2010 учебный год iconПлан методической работы моу «Средняя общеобразовательная школа №2» на 2010-2011 учебный год
Профессиональная мотивация учителя как средство повышения качества знаний обучающихся
Анализ методической работы в моу «Общеобразовательная средняя школа №3 г. Вельска» за 2009-2010 учебный год iconАнализ методической работы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №276» г. Гаджиево зато александровск за 2012-2013 учебный год
Цель анализа: определение уровня продуктивности методической работы в педагогическом сопровождении учителя в процессе его профессиональной...
Анализ методической работы в моу «Общеобразовательная средняя школа №3 г. Вельска» за 2009-2010 учебный год iconАнализ методической работы мобу «Волховская средняя общеобразовательная школа №1» за 2011-2012 учебный год
Методическая работа в школе проводилась в соответствии с поставленной целью: Формирование компетентного и конкурентоспособного ученика...
Анализ методической работы в моу «Общеобразовательная средняя школа №3 г. Вельска» за 2009-2010 учебный год iconПлан методической работы моу «Пролетарская средняя общеобразовательная школа» на 2010-2011 учебный год
Методическая тема школы: «Технология освоения образовательного стандарта нового поколения как условие повышения качества школьного...
Анализ методической работы в моу «Общеобразовательная средняя школа №3 г. Вельска» за 2009-2010 учебный год iconУрок на район с какой целью (если в связи с аттестацией, указать категорию) По какой теме (не урока) Результативность
Анализ работы шмо моу «Поспелихинская сельская средняя общеобразовательная школа»за 2009-2010
Анализ методической работы в моу «Общеобразовательная средняя школа №3 г. Вельска» за 2009-2010 учебный год iconАнализ учебно-воспитательной работы моу «Свободненская средняя общеобразовательная школа» за 2010-2011 учебный год
Методическая тема актуальна, научно обоснована и имеет практическую значимость для школы и ориентирована на повышение творческого...
Анализ методической работы в моу «Общеобразовательная средняя школа №3 г. Вельска» за 2009-2010 учебный год iconАнализ состояния и эффективности методической работы моау «Юкталинская средняя общеобразовательная школа» Тындинского района за 2011/2012 учебный год
Цель анализа: изучить достигнутый уровень преподавания и качество знаний учащихся, оценить педагогическую эффективность воспитательной...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты