Основная образовательная программа начального общего образования моу «Паустовская сош» icon

Основная образовательная программа начального общего образования моу «Паустовская сош»



НазваниеОсновная образовательная программа начального общего образования моу «Паустовская сош»
Дата17.10.2016
Размер
ТипОсновная образовательная программа

  1. Пояснительная записка


Основная образовательная программа начального общего образования

МОУ «Паустовская сош» (адрес учреждения: Владимирская область, Вязниковский район, д. Паустово, ул.Центральная, д.56), раскрывает изменения, которые произошли на первой ступени школьного образования в соответствии с ФГОС. Эти изменения касаются приоритетных целей образования, принципов построения образовательного процесса, особенностей

организации учебного дня младшего школьника.

Образовательное учреждение берет на себя следующие обязательства по выполнению задач, поставленных в стандарте нового поколения: «Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся».

Школа работает по УМК «Начальная школа XXI века». Образовательное учреждение осуществляет деятельность по реализации следующих целей образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, который базируется на деятельностном подходе.

Цели образования, поставленные данным образовательным учреждением, отвечают на вопрос: «Что изменится в личности школьника в результате начального образования, чем он принципиально будет отличаться от себя самого, начавшего обучение в школе?». Обеспечение возможностей для получения качественного начального общего образования. Эта цель реализуется двумя путями:

1) дифференциацией обучения, обеспечением коррекционно-развивающей деятельности учителя. Для этого используется диагностика и специальная методика ее оценки, разработанная авторами системы учебников «Начальная школа XXI века»;

2) организацией внеклассной деятельности, представленная системой программ с учетом познавательных интересов младших школьников и их индивидуальных потребностей.


Развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы. Интеллектуальное развитие младшего школьника предполагает:

 сформированное умение использовать знания в нестандартной ситуации, в условиях выбора и наличии ошибки; самостоятельность и инициативность детей в выборе необходимых средств решения учебной задачи;

 умение добывать знания, развитые метапредметные действия, обеспечивающие поиск информации, работу с ней, адекватную поставленной

учебной задаче;

 осознание своего незнания, умение находить допущенную ошибку и исправить ее, сравнивать полученные результаты с целью учебной задачи;

 изменения, происходящие в мыслительной деятельности учащихся – целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.); возрастной уровень развития мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов;

 сформированность универсальных учебных действий как предпосылка развития достаточного уровня общеучебных умений.

Духовно-нравственное развитие обучающихся, воспитание у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире. Эта сторона деятельности образовательного учреждения реализуется в процессе изучения учебных предметов «Литературное чтение», а также программ внеклассной деятельности школьников.

Сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонациональной России. Особое внимание уделяется формированию интереса к различным языкам народов, проживающих в данном регионе, воспитанию культуры взаимоотношений и толерантности.

Это обеспечивается в процессе изучения русского и родного языка, литературного чтения.

Сохранение здоровья, поддержка индивидуального развития, формирование правил здорового образа жизни. Реализация этой цели обеспечивается системой оздоровительных мероприятий, проводимых в образовательном учреждении: утренняя зарядка; ежедневные уроки двигательной активности, проходящие на улице; (проведение игр, физминутка)

Формирование учебной деятельности школьника. Эта цель образовательного процесса в данном образовательном учреждении достигается использованием средств обучения в системе «Начальная школа XXI века», специально направленных на формирование компонентов учебной деятельности. Ее сформированность предполагает: умения учиться («умею себя учить»), наличие развитых познавательных интересов («люблю учиться, все интересно»), внутреннюю мотивацию («понимаю, зачем учусь»), а также элементарные рефлексивные качества («умею принять оценку учителя и сам объективно оцениваю свою деятельность»). Пересмотрена система контролирующей и оценочной деятельности учителя, определена приоритетная цель – формирование самоконтроля и самооценки ученика.

Процесс перестройки образовательного процесса в образовательном учреждении подчиняется следующим принципам.

1. Личностно-ориентированное обучение предполагает:

сохранность и поддержку индивидуальности ребенка; предоставление

возможностей каждому ребенку работать в присущем ему темпе; создание

условий для обязательной успешной деятельности; обучение в зоне

«ближайшего развития», обеспечение своевременной помощи каждому

ребенку при возникновении трудностей обучения; создание условий для

реализации творческих возможностей школьника.

2. Природосообразность обучения рассматривается учительским

коллективом как соответствие содержания, форм организации и средств

обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего

школьного возраста, обеспечение помощи учащимся, которые испытывают

трудности в обучении; создание условий для роста творческого потенциала,

успешного развития одаренных детей. Мера трудности содержания

образования для каждого ученика с учетом темпа его продвижения в

освоении знаний-умений и универсальных действий, уровня актуального

психического развития и этапа обучения.

3. Принцип культуросообразности позволяет предоставить учащемуся для познания лучшие объекты культуры из разных сфер окружающей жизни (наука, искусство, архитектура, народное творчество и др.), что позволяет обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности школьника.

4. Организация процесса обучения в форме учебного диалога

(диалогичность процесса образования) включает ориентировку учителя на

демократический стиль взаимоотношений обучающих и обучающихся; предоставление ребенку права на ошибку, собственное мнение, выбор учебного задания и партнера по деятельности. В начальной школе используются разные формы организации обучения, в процессе которых дети учатся сотрудничать, осуществлять совместную учебную деятельность (парная, групповая, общая коллективная).

5. Преемственность и перспективность обучения.

В образовательном учреждении установились преемственные связи методической системы обучения с дошкольным, а также основным звеном

образования. В учреждении осуществляется деятельность по подготовке

детей к школе, развитию у них произвольного поведения, внимания, умений

сотрудничать, предпосылок учебного труда. В школе ведется всесторонняя

работа по пропедевтике изучения предметов основной школы. Критерием

этой работы являются требования к результатам освоения основной

образовательной программы начального общего образования, которые даны

в стандарте: личностные, метапредметные и предметные достижения

школьника.

Общая характеристика основной образовательной программы начального общего образования .

В основной части образовательной программы начального общего образования раскрываются главные направления деятельности образовательного учреждения.


II. Планируемые результаты

Формирование универсальных учебных действий.

Дается характеристика разных видов универсальных учебных

действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Приводятся конкретные примеры вклада каждого учебного предмета в

развитие УУД. Выделяются различия между предметными и

метапредметными универсальными действиями.


1. Предметные результаты обучения.

С учетом авторских программ системы учебников «Начальная школа

XXI века» раскрываются результаты, которые должен достичь младший

школьник за годы изучения данного учебного предмета.

В учебном плане отражается учебная номенклатура изучаемых

предметов, число часов на их изучение в неделю, нагрузка учащегося в

неделю (общая часть), а также основные направления внеурочной

деятельности (вторая половина дня). На основе предложенного в данном

документе учебного плана, образовательное учреждение вносит в него

коррективы с учетом типа школы, условий ее функционирования,

педагогического кадрового состава и др.

2. Программа формирования универсальных учебных действий.

Раскрывается содержание универсальных учебных действий разного

вида (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), как

метапредметных УД, которыми должен овладеть ребенок, закончивший

обучение в начальной школе.

  1. Программы отдельных учебных предметов, курсов (Приложение 1)

  2. Учебный план НОО МОУ «Паустовская сош».


Образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.

Учебный план общеобразовательного учреждения раскрывает:

а) номенклатуру образовательных областей и учебных предметов, которые изучаются в начальной школе, работающей по системе учебников

«Начальная школа XXI века»;

б) общий объем допустимой учебной нагрузки;

в) число часов на каждый учебный предмет в неделю, за год, за четыре

года обучения.

Учебный план общеобразовательного учреждения


Учитывая, что в ФГОС НОО максимальное число часов на учебные занятия равняется 3210, то образовательное учреждение в случае острой необходимости (например, среди обучающихся много детей, для которых русский язык не является родным, или значительное число обучающихся испытывают трудности усвоения отдельных предметов) может увеличить число часов до этого предела.

Таблица No 2. Основные направления внеурочной деятельности


Характеристика общих целей обучения по каждой предметной области и учебному предмету

Филология. Предметная область включает три учебных предмета: Русский язык, Литературное чтение и Иностранный язык.

Изучение Русского языка начинается в первом классе после периода обучения грамоте. Основная цель обучения русскому языку — формирование

первоначальных представлений о системе языка, развитие коммуникативной

деятельности, осознание важности языка как средства общения, стремление

развивать культуру устной и письменной речи, речевое творчество.

Основная цель изучения Литературного чтения — формирование читательской деятельности, интереса к самостоятельному чтению; осознание его важности для саморазвития. На этом этапе обучения осуществляется пропедевтика литературоведческих понятий, формируются универсальные учебные действия по поиску информации в текстах различного типа и ее использованию для решения учебных задач. Осуществляется становление и развитие умений анализировать фольклорный текст и текст художественного произведения, определять его тему, главную мысль и выразительные средства, используемые автором.

Изучение Иностранного языка призвано сформировать представление о

многообразии языков, осознание необходимости изучать язык дружественных стран, понимание взаимодействия культур разных народов, стремление

познавать их. В процессе изучения иностранного языка осуществляется раз-

витие коммуникативной деятельности во взаимосвязи всех ее сторон: ауди-

рования, диалогической и монологической речи, чтения и письма, решения

творческих задач на страноведческом материале.

Математика и информатика. Предметная область реализуется предметом Математика. Изучение этого учебного курса способствует формированию начальных представлений о математических взаимоотношениях объектов окружающего мира, выраженных числом, формой, временем, пространством и др. У младших школьников развивается логическое и символическое мышление, математическая речь, пространственное воображение; формируются интеллектуальные познавательные учебные действия, которые постепенно принимают характер универсальных (сопоставление, классификация, рассуждение, доказательство и др.).

Естествознание и обществознание. Окружающий мир. Предметная область реализуется с помощью учебного предмета Окружающий мир. Его изучение способствует осознанию обучающимся целостности и многообразия мира, формированию у младших школьников системы нравственно ценных отношений к окружающей природе, общественным событиям, людям, культуре и истории родной страны. Осваиваются правила безопасного поведения с учетом изменяющейся среды обитания. В процессе изучения окружающего мира происходит становление разных видов деятельности, обеспечивающих как накопление и обогащение знаний (восприятие, игра, моделирование), их использование в практических и жизненных ситуациях (общественно-полезный труд; труд в условиях семьи), так и объединение, систематизация и классификация знаний в процессе поисковой, экспериментальной иисследовательской деятельности, посильной для младшего школьника. В ка-

честве результата процесс обучения предполагает сформированность универ-

сальных учебных действий разного вида (интеллектуальных, коммуникативных, рефлексивных, регулятивных).


Искусство. Предметная область включает два предмета: Изобразительное искусство и Музыка. Изучение данных предметов способствует развитию художественно-образного восприятия мира, понимания его ценности для эмоционального, эстетического развития человека. В процессе их изучения развивается эстетическая культура обучающегося, способность средствами рисунка, лепки, танца, пения и др. понять собственное видение окружающего мира, творчески осмыслить его и передать в творческой продуктивной деятельности. Наряду с предметными универсальными действиями, необходимыми для осуществления изобразительной и музыкальной деятель-

ности, в процессе изучения этих предметов формируются метапредметные

универсальные действия, среди которых особое место занимают сравнение и

анализ, классификация и оценка.

Технология. Предметная область представлена учебным предметом

Технология. Основная цель его изучения — формирование опыта практической деятельности по преобразованию, моделированию, самостоятельному

созданию объектов. Дети получают первоначальные навыки созидательного

труда, развиваются универсальные учебные действия — планировать, кон-

тролировать и оценивать свою деятельность; формируется художественный и

технологический вкус, навыки культуры труда и выполнения правил его

безопасности. Существенным компонентом курса является введение инфор-

мационно-коммуникативных технологий.

Физическая культура. Предметная область реализуется предметом

Физическая культура. Основная цель его изучения – укрепление здоровья,

формирование осознанного отношения к здоровому образу жизни. Формируются первоначальные умения саморегуляции, планирования двигательного режима своей жизни, контроля и оценки здорового и безопасного образа жизни.

Характеристика основных направлений внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в том числе через такие формы, как

экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.


Система учебников «Начальная школа XXI века» предлагает примерный набор факультативных курсов, кружков и развивающих занятий. Вместе с тем, каждое образовательное учреждение, исходя из своих условий, может сконструировать в ООП свой набор занятий внеурочной деятельности.


Реализация основной образовательной программы начального общего образования осуществляется самим образовательным учреждением. При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования

детей, организаций культуры и спорта.


Общеинтеллектуальное. Это направление представлено кружком «Шахматы», факультативами «Удивительный мир слов», «В мире книг» и «Занимательная математика».

«Удивительный мир слов» — факультативный курс, содержание которого вводит младшего школьника в многообразный мир слов, их грамматическое, лексическое и речевое значение. Курс раскрывает перед учениками уникальность и богатство русского языка, способствует успешному формированию познавательного интереса и внимательного отношения к русскому языку. Курс направлен на совершенствование культуры речи младших

школьников: корректное (языковые нормы) и образное (выразительные средства) использование русского языка в различных речевых ситуациях. Дети

принимают участие в наблюдении за словом, высказыванием, текс том; учатся предупреждать и устранять речевые ошибки; сопоставляют устаревшие и

новые формы слов. Существенным компонентом содержания курса является

работа по сопоставлению лексики разных языков, которые для обучающихся

являются родными. Дети сопоставляют устаревшие и новые формы слов, знакомятся с заимствованиями из других языков, разбираются в тонкостях лексической сочетаемости и стилистической окраски слов, принимают участие в работе над проектами, таким образом, пробуя себя в исследовательской деятельности.

«В мире книг» — факультативные занятия, направленные на расширение читательского пространства и обогащение опыта школьника-читателя. Учащиеся практически знакомятся с разными типами книг, учатся находить

нужную информацию в справочниках, словарях, энциклопедиях. Одним из

компонентов содержания факультатива является практическое знакомство с

библиотеками, их видами и функциями. Дети учатся пользоваться каталогом,

свободным библиотечным фондом, выполнять роль «библиотекаря»: обслуживать читателя-одноклассника, заполнять каталожную карточку, писать отзывы и аннотации на прочитанные книги.

«Занимательная математика» — факультативные занятия, которые

формируют у детей осознание особой привлекательности математических

характеристик любого объекта, понимание значимости владения математикой для обогащения методов изучения окружающего мира. Система занятий построена на основе выделения необычных ситуаций, связанных с обсуждением математических зависимостей объектов, и проходит в виде игры.

Главная цель школьного кружка «Шахматы» — развитие мышления младшего школьника от его наглядно-образного типа до комбинаторного, тактического и творческого. Формирование умений играть в шахматы вносит существенный вклад в воспитание культуры умственного труда, интеллектуальных способностей, произвольной памяти и внимания. Занятия шахматами — это интересная интеллектуальная игра, приносящая не только пользу, но и удовольствие ее участникам и зрителям.

Социальное. Это направление внеурочной деятельности представлено тремя факультативами: «Моя первая экология», «Все цвета, кроме черного», «Экономика: первые шаги».


Занятия факультатива «Моя первая экология» призваны расширить

экологические представления учащихся начальных классов, которые они полу-

чают на уроках окружающего мира. В процессе наблюдений, опытов, элементарной исследовательской деятельности, экологических игр и экскурсий

дети начинают понимать разнообразие взаимоотношений человека с миром

природы, усваивают систему нравственных правил поведения в среде обитания, учатся сопереживать, сочувствовать, помогать живым существам, проводить элементарную созидательную деятельность в природе.

Занятия факультативного курса «Все цвета, кроме черного» направлены на воспитание у младшего школьника позитивного мироощущения, а также преодоление явлений социальной дезадаптации. В процессе занятий дети учатся воспринимать мир с оптимистической точки зрения, осознают необходимость познания себя и окружающих людей с целью установления

толерантных дружеских отношений, понимания человека как индивидуаль-

ности. Занятия направлены также на предупреждение вредных привычек и

формирование правил здорового образа жизни.

«Экономика для младших школьников» — система занятий, которые формируют у детей представление о малознакомой для них области отношений с окружающим миром — экономической. Дети знакомятся с характеристиками понятий «экономика», «деньги», «хозяйство», «рынок», осознают необходимость правильных экономических отношений в с труктуре «покупа-

тель-продавец», обсуждают решения основных экономических вопросов в

семейном хозяйстве.

Духовно-нравственное. Это направление внеурочной деятельности представлено факультативами: «Праздники, традиции и ремесла народов

России», «Этика: азбука добра».

Факультатив «Праздники, традиции и ремесла народов России» раскрывает перед младшими школьниками яркий спектр народной культуры, рождает эмоциональные реакции, чувство удивления и восторга красотой русского народного искусства в разных его проявлениях. Дети принимают участие в подготовке и проведении народных календарных праздников, знакомятся с основными религиозными праздниками и обрядами, изучают разнообразные ремесла русского народа.

«Этика: азбука добра» — система занятий практической направленности, расширяющих представления детей о добре, нравственных правилах

взаимоотношений в человеческом обществе. В процессе обсуждения различных жизненных ситуаций, игр, драматизации литературных произведений

этического содержания у младших школьников развиваются умения строить

взаимоотношения с другими людьми, проявлять заботу, оказывать помощь,

сочувствовать и сопереживать; осознанно подходить к анализу и оценке поступков и поведения.

Спортивно-оздоровительное. Это направление внеурочной деятельности включает практическую деятельность детей в рамках кружка «Я — пешеход и пассажир» и программой туристической и экскурсионной деятельности «Юный турист: изучаем родной край».


Занятия кружка «Я — пешеход и пассажир» обеспечивают расширение

знаний о правилах поведения в среде обитания, на дорогах и в транспорте.

Эта задача осуществляется в процессе практической деятельности младших

школьников на игровой площадке, моделирования жизненных ситуаций, возникающих на дорогах, театрализованных игр, где дети исполняют роли пешеходов, водителей, сотрудников ГИБДД.

«Юный турист: изучаю родной край» — программа туристической

деятельности детей по изучению родного края. Во время прогулок, походов,

спортивных туристических игр дети усваивают определенные правила поведения в среде обитания, учатся находить способы приспособления в необычной или чрезвычайной ситуации, осваивают элементарные навыки походной жизни. Дети осознают важность здорового образа жизни, активного отдыха и правильного двигательного режима. Эта деятельность организуется во время каникул — работы летней школы, открываемой при образовательном учреждении.

5. Программа коррекционной работы. (Приложение 2)


6. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования. Этот раздел документа характеризует содержание и формы оценки личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. Она обеспечивает связь между требованиями стандарта, образовательным процессом и системой оценки. Содержательный контроль и оценка предметных компетентностей учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики, качества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнение его с другими детьми. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися ООП НОО являются достижения предметной грамотности( компетентности) и ключевых компетентностях при освоении ООП НОО, необходимых для продолжения образования, а также внеучебные достижения младших школьников.



Похожие:

Основная образовательная программа начального общего образования моу «Паустовская сош» iconОбразовательная программа начального общего образования
Основная образовательная программа начального общего образования разработана на основе п. 6,7 ст. 32 Закона РФ «Об образовании»,...
Основная образовательная программа начального общего образования моу «Паустовская сош» iconПояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования (далее Стандарт) к структуре основной образовательной программы,
Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего...
Основная образовательная программа начального общего образования моу «Паустовская сош» iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего...
Основная образовательная программа начального общего образования моу «Паустовская сош» iconОбразовательная программа начального общего образования
Основная образовательная программа (ооп) ступени начального основного общего образования в соответствии со ст. 9 Закона РФ «Об образовании»...
Основная образовательная программа начального общего образования моу «Паустовская сош» iconПояснительная записка основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения лицея №90 г.
Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего...
Основная образовательная программа начального общего образования моу «Паустовская сош» icon1. пояснительная записка основная образовательная программа начального общего образования мбоу «Старорузская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»
Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего...
Основная образовательная программа начального общего образования моу «Паустовская сош» icon1. пояснительная записка основная образовательная программа начального общего образования мбоу «Старорузская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»
Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего...
Основная образовательная программа начального общего образования моу «Паустовская сош» iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Планируемые результаты освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования
Основная образовательная программа начального общего образования моу «Паустовская сош» iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования 4
Основная образовательная программа начального общего образования моу «Паустовская сош» iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования (далее ооп ноо)
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты