Профилактика и коррекция плоскостопия у детей младшего школьного возраста icon

Профилактика и коррекция плоскостопия у детей младшего школьного возраста



НазваниеПрофилактика и коррекция плоскостопия у детей младшего школьного возраста
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

Профилактика и коррекция плоскостопия у детей

младшего школьного возраста.


Актуальными задачами физического воспитания являются правильное формирование опорно-двигательного аппарата, а также профилактика и коррекция возможных нарушений. Это обусловлено тем, что среди функци­ональных отклонений, выявляемых у детей, наибольший удельный вес составляют отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата, в частности нарушение осанки и уплощение стоп.

Стопа человека осуществляет опор­ную, рессорную и локомоторную функции. Вследствие этого в стро­ении стопы имеются существенные осо­бенности, обусловленные, прежде всего вертикальным положением туловища. Пальцы стопы короткие и менее по­движные; плюсна мощная и прочная; ко­сти располагаются в разных плоскостях и образуют продольный и поперечный своды. Укрепляют своды стопы туго на­тянутые связки, называемые пассивны­ми «затяжками» стопы. В укреплении сводов стопы важную роль выполняют мышцы, которые являются активными «затяжками» стопы. Таким образом, кон­струкция стопы в виде сводчатой арки поддерживается благодаря форме кос­тей, прочности связок и тонусу мышц (М. Сапин, Г. Былич).

Детская стопа по сравнению с взрос­лой коротка, широка, а в пяточной обла­сти сужена. Пальцы расходятся, в то вре­мя как у взрослых они плотно прилега­ют друг к другу. На подошве у детей силь­но выражена подкожная клетчатка, за­полняющая свод стопы, что приводит нередко к диагностическим ошибкам (И.Ловейко). Кости стоп почти целиком состоят из хрящевой ткани, поэтому они более мягкие, эластичные, легко поддаются деформациям. Мышцы сто­пы, которые, как уже отмечалось выше, играют важную роль в укреплении сво­дов стопы, относительно слабо развиты. Суставно-связочный аппарат стоп еще не сформирован, суставы в сравнении с суставами взрослых более подвижны, а связки, укрепляющие своды стопы, ме­нее прочны и более эластичны. Объем движений детской стопы больше, чем взрослой, вследствие большей эластич­ности мышечно-связочного аппарата, поэтому детская стопа менее приспо­соблена к статическим нагрузкам. При нагрузке своды стопы несколько упло­щаются, но по ее окончании тотчас же, с помощью активного сокращения мышц, возвращаются в исходное положение. Длительная и чрезмерная нагрузка ведет к переутомлению мышц и стойкому опу­щению сводов (И.Ловейко). Таким обра­зом, в младшем школьном возрасте стопа нахо­дится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, по­этому любые неблагоприятные внеш­ние воздействия могут приводить к воз­никновению тех или иных функцио­нальных отклонений.

В МАОУ «СОШ №99» организована работа про­филактической и коррекционной на­правленности на уроках физической культуры что свидетельствует о том, что ус­пешная профилактика и коррекция пло­скостопия у детей возможны на основе комплексного подхода, который заклю­чается, с одной стороны, в использова­нии всех средств физического воспита­ния (гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических уп­ражнений), с другой стороны - в преем­ственности различных его видов и форм.

Создание полноценной физкультурно-оздоровительной среды предусмат­ривает наличие оборудования и инвен­таря, способствующего укреплению мышц стопы и голени и оказывающего положительное влияние на формирова­ние сводов стопы (ребристые и наклон­ные доски, гимнастическая стенка, веревочные ле­стницы, обручи, мячи, скакалки, массаж­ные коврики, гимнастические палки, гимнастические маты).
Поскольку важными условиями пре­дупреждения деформации стоп являют­ся гигиена обуви и правильный ее под­бор, учителя обращают внимание на обувь, в которой дети находятся в помощении, на улице, на занятиях физиче­скими упражнениями, и дают соответст­вующие рекомендации родителям.

Специальные комплексы упражне­ний, направленные на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стопы, применяются в различ­ных формах физического воспитания. Особенностью комплексов является ис­пользование игровых упражнений с привлекательными для детей образами («Котята», «Утята», «Матрешки» и др.), а также упражнений с предметами - мя­чом, обручем, скакалкой. Подобные уп­ражнения профилактической и коррекционной направленности воспринима­ются детьми как часть игры и включают­ся ими и в самостоятельную двигатель­ную деятельность, что чрезвычайно важно.

Успешное решение оздоровительных задач физического воспитания возмож­но на основе совместной деятельности педагогического коллектива и семьи. Для привлечения родителей к активно­му участию применяются различные формы работы: родительские собрания; тематические консультации; педагоги­ческие беседы. Это позволяет обеспечить преемственность в разви­тии и обучении ребенка в условиях ­школьного учреждения и семьи, а также повысить осведомленность родителей в коррекционно-профилактических во­просах воспитания детей.

Ком­плексы специальных упражнений, на­правленных на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стоп. Они могут применяться в различных ча­стях занятия по физической культуре, а также в других формах работы по физи­ческому воспитанию.

Дозировка упражнений зависит от возраста и уровня подготовленности де­тей и может составлять от 4-5 раз на этапе разучивания упражнений до 10-12 раз на этапе закрепления и совер­шенствования комплекса.

С целью создания положительного эмоционального фона следует выпол­нять упражнения под музыку. Кроме то­го, необходимо применять наглядные пособия (различные картинки, рисун­ки), а также загадки, песни, стихотворе­ния, соответствующие сюжету комплек­са. Это будет способствовать повыше­нию интереса и активности детей и, сле­довательно, более качественному вы­полнению упражнений.


Комплексы упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия у детей младшего школьного возраста.


^ КОМПЛЕКС № 1 «КОТЯТА»
1. «Котята идут мимо спящего пса»
И.п. стоя на носках, руки внизу
Ходьба на носках.
Примечание: для создания у детей игровой мотивации в оп­ределенном месте зала ставят ориентир. Проходя мимо собаки-ориентира, дети стараются еще выше подняться на носки, и жестом (поднося указательный палец к гу­бам) показывают друг Другу - "Тише! '
2. «Котята греют на солнышке лапки»

И.п. - сидя, руки в упоре сзади, носки натянуть
1 - согнуть вперед правую стопу
2-и.п.
3-4 - то же левой

3. «Лапки замерзли»
И.п. - то же
Поочередно потирать правой стопой левую голень и наоборот.
4. "Лапки танцуют"
И.п. то же
1 - носки в стороны, пятки вместе
2-и.п.
3 - пятки в стороны, носки вместе
4 - и.п.

5. «Котята показывают коготочки»
И.п. - сидя, согнув ноги, пальцы ног согнуты, руки в упоре сзади
1 - разгибая правую вперед, растопырить пальцы («показали коготочки»)
2 и.п. («спрятали коготочки»)

3-4-то же левой

^ КОМПЛЕКС № 2 "УТЯТА"
1. «Утята шагают к реке»
И.п. - сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади
Ходьба на месте, не отрывая носки от пола.
2. «Утка ходит вразвалочку-спотыкалочку»
И.п. то же
1-2 - поднимая внутренние своды опереться
на наружные края стоп 3-4 - и.н.
3. "Утята встретили на тропинке гусеницу"
И.п. - то же
Ползающие движения стоп вперед и назад с помощью пальцев.
4. "Утка крякает
И.п. - то же
1-2 - отрывая пятки от пола, развести их в стороны
(«клюв открылся»), произнести "кря-кря" 3-4 - и.п.
5. "Утята учатся плавать"

И.п. - сидя, руки в упоре сзади, носки натянуть
1 - согнуть правую стопу вперед
2 - разгибая правую стопу, согнуть вперед левую стопу

^ КОМПЛЕКС № 3 «ВЕСЕЛЫЙ ЗООСАД»
1. «Танцующий верблюд»
И.п. - стоя ноги врозь, стопы параллельно, руки внизу Ходьба на месте, поочередно поднимая пятки, не отрывая носки от пола.
2. «Забавный медвежонок»
И. п. - стоя на наружных краях стоп, руки на пояс Ходьба на наружных краях стоп, поворачивая носки во­внутрь ( «по-медвежьи»).
3. «Смеющийся сурок»
И.п. ~ стоя ноги вместе, руки согнуты перед грудью локтями вниз, кисти направлены пальцами вниз
1-2 - полуприсед на носках, улыбнуться 3-4 - и.п.
4. «Тигренок потягивается»
И.п. - сидя на пятках, руки в упоре впереди
1-2 - выпрямляя ноги, упор стоя согнувшись на носках
3-4 - и.п.
5. «Обезьянки-непоседы»
И.п. - сидя по-турецки (согнув ноги коленями в стороны, стопы крест-накрест, наружные края стоп одинаково ровно опираются об пол), руки произвольно
1-2-встать
3-4 - стойка ноги скрестно на наружных краях стоп
5-6 - сесть
7-8 - и.п., сохранять положение правильной осанки
6. «Резвые зайчата»
И.п. - стоя ноги вместе, руки на пояс 1-16 - подскоки на носках (пятки вместе)


^ КОМПЛЕКС № 4 "МАТРЕШКИ"

1. «Мы - веселые матрешки, на ногах у нас сапожки»
И.п. - стоя ноги вместе, руки на пояс
1 - правую вперед на пятку
2-3 - покачать носком вправо-влево
4 - приставляя правую, и.п.
5-8 - то же с левой
2. «Красные сапожки, резвые ножки»
И.п. то же
1 - правую вперед-в сторону на пятку
2 - правую на носок
3 - правую на пятку
4 - с притопом приставляя правую, и.п. 5-8 - то же с левой
 3. «Танец каблучков»
И.п. - то же 1-2 - поочередно шаг правой, затем левой вперед на пятку,
руки в стороны ладонями вверх 3-4 - поочередно шаг правой, затем левой назад на носок,
полуприсед, руки на пояс
4. «Гармошка»
И.п. - стоя пятки вместе, носки врозь, руки на пояс
1 - слегка приподнять пятку правой и носок левой и скользящим движением перевести вправо
2 - опуская пятку правой и носок левой на пол, стойка носки вместе, пятки врозь
3 - слегка приподнять носок правой и пятку левой и скользящим движением перевести вправо
4 - опуская носок правой и пятку левой на пол, и.п.
5-8 - то же, что 1-4
1-8 - то же, передвигаясь влево
5. "Елочка"
И.и. ~ то же
1 - слегка приподняв носки, скользящим движением перевести их вправо и опустить на пол
2 - слегка приподняв пятки, скользящим движением перевести их вправо и опустить на пол
3-8 ~ продолжать передвигаться таким образом вправо
1-8-то же влево
6. «Присядка»
И.п. - то же
1 - присед на носках, колени в стороны, руки вперед-в стороны ладонями вверх
2 ~ и.п.
3 - правую в сторону на пятку
4 - приставляя правую, и.п. 5-8 - то же с другой ноги

^ КОМПЛЕКС № 5 "КОРОЛЕВСТВО ПТИЦ"

1.  «Пингвины»

И.п. - стоя ноги вместе, руки внизу, кисти согнуть

1 - не отрывая пятку, носок правой в сторону
2 - то же левой
3-6 - стоять, опираясь на наружный край стоп
7 ~ не отрывая пятку, носок правой в и.п.
8 - то же левой
2. «Попугай»
И.п. - стоя ноги врозь, стопы параллельно, руки к плечам
1 - слегка приподняв носки, скользящим движением перевести их вправо и опустить на пол
2 - слегка приподняв пятки, скользящим движением перевести их вправо и опустить на пол
3-8 - продолжать передвигаться таким образом вправо
(«попугай ходит по веточке»)
1-8-то же влево
3. «Фламинго»
И. п. - стоя ноги вместе, руки в стороны
1 - согнуть правую вперед, стопа согнута, пальцы стопы согнуты и сжаты
2-3 - держать
4 - и.п.
5-8 - то же с другой ноги
4. «Журавли»
И.п. - стоя ноги вместе, руки внизу
1 - поднимаясь на носки, взмах руками в стороны-вверх
2 - опускаясь на пятки, взмах руками вниз, и.п.
3-4 - то же, что на 1-2
То же поднимаясь на носок одной, сгибая другую вперед.
5. «Цапля»

И.п. - стоя на носках, руки внизу
Ходьба на носках, высоко поднимая колени, со взмахами рук вверх-вниз, имитируя движения крыльев птиц.
6. «Пеликан идет к воде»
И.п. - присед на носках, руки на коленях
Ходьба в приседе на носках.


КОМПЛЕКС № 6 (с гимнастической палкой)
1. И.п. - сидя, согнув ноги врозь, стопы параллельно, руки в упоре сзади, палка на полу под серединой стоп.
Катать палку вперед-назад двумя стопами вместе и по­очередно.
2. И.п. - то же
1-2 - сгибая пальцы ног, обхватить ими палку
3-6 - держать
7-8 - и.п.
3. И.п. -то же
1-2 - поднять пятки, опираясь пальцами ног об пол
3-4 - и.п.
4. И.п. - сидя по-турецки, палка вертикально на полу между стоп, придерживая хватом двумя руками за верхний конец Движениями стоп вперед-назад вращать палку вокруг вер­тикальной оси.
5. И.п. -то же Стараясь обхватить палку стопами, поочередно перемещать их по палке вверх и вниз.
6. И.п. - стоя ноги вместе на палке, лежащей на полу, руки на пояс Ходьба по палке приставным шагом вправо и влево, палка под серединой стоп; то же, но пятки на палке, а носки на полу; то же, но носки на палке, а пятки на полу.
Примечание: лучше всего использовать деревянные гимна­стические палки длиной 80 см, диаметром 2 см.


КОМПЛЕКС№7 (с мячом)
1. И.п. - сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади, мяч под стопами Катать мяч вперед-назад двумя стопами вместе и поочередно.
2. И.п. - то же
Катать мяч вправо-влево двумя стопами вместе и поочередно.
3. И.п. - тоже
Круговые движения двумя стопами вместе и поочередно, вращая мяч вправо и влево.
4. И.п. - лежа на спине, руки внизу, мяч между лодыжками 1-2 ноги вперед, поднимая мяч и удерживая его стопами 3-4 - й.п.
5. И.п. - сидя ноги врозь, мяч внутри на полу у носка правой
Движением носка внутрь одной стопы перекатить мяч к другой стопе и наоборот.
Примечание: рекомендуется использовать резиновые мячи диаметром 8-12 с

КОМПЛЕКС № 8 (со скакалкой)
1. И.п. - о.с., скакалка на полу, расправленная по всей длине Разновидности ходьбы по скакалке, стараясь сохранять равновесие и не наступать на пол: ставя пятку одной перед нос­ком другой; разворачивая носки в стороны, скакалка под сере­диной стоп («елочка»); разворачивая пятки в стороны, скакалка под серединой стоп; приставными шагами вправо и влево.
2. И.п. - скакалка на полу, расправленная по всей длине, стоя ноги врозь на скакалке, стопы параллельно (скакалка под серединой стоп) Перекаты с пяток на носки обратно.
3. И.п. - сидя согнув ноги врозь, стопы параллельно, на скакалке, лежащей расправленной па полу Захватывая скакалку пальцами ног, приподнимать ее вверх и снова опускать на пол.
4. И.п. - то же. Собирать и расправлять скакалку пальцами ног.
5. И.п. - стоя ноги вместе, скакалка хватом двумя руками за концы впереди
1-2 - поднимая носки с опорой на пятки, перевести скакалку под стопы
3-4 - поднимаясь на носки, перевести скакалку назад
5-6 - опускаясь на всю стону, стойка ноги вместе, скакалка сзади
7-8 - перемах скакалки через голову вперед, и.п.
6. И.п. - скакалка на полу, расправленная по всей длине, стоя ноги врозь на скакалке, стопы параллельно (скакалка под серединой стоп)
Легкие подскоки на месте и с небольшим продвижением вправо-влево по скакалке.

Примечание: рекомендуется использовать веревочные ска­калки, концы которой обматываются изоляционной лентой; дли­на скакалки должна соответствовать росту упражняющегося: ре­бенок встает на скакалку, ноги на ширине стопы (продольно) и натягивает ее кверху, при этом концы скакалки должны касаться подмышечных впадин.

КОМПЛЕКС № 9 (с обручем)
1. И.п. - стоя ноги вместе, обруч на полу, руки на пояс

Ходьба по обручу приставным шагом вправо и влево, обруч под серединой стоп, обхватывая края обруча пальцами стоп; то же, но пятки на обруче, а носки на полу; то же, но носки на обру­че, а пятки на полу.
2. И.п. - стоя ноги врозь, стопы параллельно на обруче, лежащем на полу, руки на пояс 1-2 - сгибая пальцы ног, обхватить ими край обруча
3-4 - и.п.
3. И.п. - то же
1-2-полуприсед
3-4 - и.п.
4. И.п. - то же
1-2 - присед
3-4 - и.п.
5. И.п. - стоя ноги вместе, обруч впереди вертикально на полу, хватом двумя руками снаружи за верхний край
1-2 ~ поднимая носки с опорой на пятки, перевести обруч под стопы
3-4 - вставая на носки, перевести обруч назад за пятки
5-6- опуститься на всю стопу (стоять в обруче, обруч наклонно)
7-8 - поворачивая обруч, перевести его через голову, и.п.
Примечание: наиболее практичны и удобны обручи из пла­стмассы диаметром 80 см.


КОМПЛЕКС №10 «Загадки»

Перед выполнением каждого упраж­нения преподаватель загадывает детям загадки, а они должны «нарисовать» то, что загадано, движениями правой, затем левой стопы. Загадки, а также последова­тельность упражнений желательно варьировать через каждые одно-два за­нятия, чтобы стимулировать мыслитель­ные процессы у детей.
1. «Месяц».
За домам у дорожки висит пол-ле­пешки.
И.п. - сидя, ноги врозь, руки в упоре сзади.
Несколько раз нарисовать полукруг правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.
2. «Солнце».
В дверь, в окно стучать не будет, а взойдет и всехразбудит.
И.п. - то же.
Несколько раз нарисовать круг и от­ходящие от него лучи правой, левой сто­пой и двумя стопами одновременно.
3. «Туча».
По небу ходила, солнышко закрыла. Только солнце спряталось - и она рас­плакалась.
И.п. - то же.
Несколько раз нарисовать очертания тучи правой, левой стопой и двумя сто­пами одновременно.
4. «Молния».
Летит огненная стрела, никто ее не поймает: ни царь, ни царица, ни крас­ная девица.
И.п. - то же.
Несколько раз зигзагообразными движениями нарисовать молнию пра­вой, левой стопой и двумя стопами од­новременно.
5. «Дождь».
Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет. И никуда я не иду, покуда он идет.
И.п. - сидя, согнутые ноги врозь, сто­пы параллельно, руки в упоре сзади.
Постукивать о пол носком одной ноги, другой и носками обеих ног одновремен­но («дождь барабанит по стеклам»), ос­тавляя пятки плотно прижатыми к полу.
То же, только постукивать пятками, а носки плотно прижаты к полу.
6. «Радуга».
Крашеное коромысло над рекой по­висло.
И.п. - сидя, ноги врозь, руки в упоре сзади.
Несколько раз нарисовать радугу пра­вой, левой стопой и двумя стопами од­новременно.



Похожие:

Профилактика и коррекция плоскостопия у детей младшего школьного возраста iconКонкурс в области педагогики, воспитания и работы с детьми младшего школьного возраста в контексте требований фгос второго поколения
Тема : «Формирование у детей младшего школьного возраста толерантного отношения к другим народностям, их истории и культуре»
Профилактика и коррекция плоскостопия у детей младшего школьного возраста iconI. Теоретические аспекты изучения проблемы общения умственно отсталых детей младшего школьного возраста 8
Особенности формирования навыков общения у умственно отсталых детей младшего школьного возраста 8
Профилактика и коррекция плоскостопия у детей младшего школьного возраста iconТема проекта: Коррекция мышления трудовой и экологической деятельностью у детей с зпр младшего школьного возраста
Методологической основой исследования является концепция Л. С. Выготского о ведущей роли обучения в педагогическом развитии ребенка...
Профилактика и коррекция плоскостопия у детей младшего школьного возраста iconПрограмма Цикл занятий по развитию самопознания и уверенности в себе по артпсихопедагогике для детей 7-8 лет
Рудненного психического развития детей младшего школьного возраста, обусловленного социально-психологическими и педагогическими причинами,...
Профилактика и коррекция плоскостопия у детей младшего школьного возраста iconПроектное задание тема: «развивающие занятия по развитию творческой одаренности детей младшего школьного возраста»
«развивающие занятия по развитию творческой одаренности детей младшего школьного возраста»
Профилактика и коррекция плоскостопия у детей младшего школьного возраста iconТема: «Развитие социальной и коммуникативной одаренности у детей младшего школьного возраста»

Профилактика и коррекция плоскостопия у детей младшего школьного возраста iconИсследовательская работа на тему: «Влияние самостоятельных занятий физической культурой на формирование физических качеств у детей младшего школьного возраста и контроль за из выполнением»
«Влияние самостоятельных занятий физической культурой на формирование физических качеств у детей младшего школьного возраста и контроль...
Профилактика и коррекция плоскостопия у детей младшего школьного возраста iconКоррекционно-развивающая программа, направленная на снижение высокого уровня тревожности у детей младшего школьного возраста
Проблемы, которые анализировались детьми в ходе групповых занятий, являются достаточно типичными для данного возраста
Профилактика и коррекция плоскостопия у детей младшего школьного возраста iconКоррекция зрительно-двигательной и моторной координации у детей дошкольного и младшего школьного возраста с выраженной умственной отсталостью, проживающих в условиях детского дома-интерната системы социальной защиты населения
Целостное восприятие предмета является важным условием ориентировки ребенка в окружающем предметном мире. Целостное восприятие лежит...
Профилактика и коррекция плоскостопия у детей младшего школьного возраста iconОсобенности самоидентификации детей младшего школьного возраста
Для этого возраста характерно, что в качестве ведущей деятельности у ребенка формируется учебная деятельность, в которой происходит...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты