|
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №7 имени В.Н.Пушкарева» МО «Островский район» Разработка педагогического совета на тему: «Компетентностный подход в образовании как необходимое условие перехода на новые стандарты» Автор: Ананьева Наталья Олеговна, заместитель директора МОУ «Средняя общеобразовательная школа №7 имени В.Н. Пушкарева» МО «Островский район» Псковской области г. Остров, 2011год Педагогический совет Дата проведения: 11 ноября 2011 года Время: 10.00 -12.00 + 15мин резервного времени Место проведения: каб. 30 ^ : «Компетентностный подход в образовании как необходимое условие перехода на новые стандарты» Форма проведения: педсовет - семинар Ведущий педсовета сообщает тему, цели и задачи педсовета (Слайды 1-2, 2мин.) Цель: раскрыть суть компетентностного подхода в российском образовании как необходимого условия, способствующего самореализации личности. ^ - раскрыть проблемы Российского образования; - познакомить педагогический коллектив с понятиями компетентность/компетенция; - определить ключевые компетенции и их взаимосвязь с образовательными стандартами; - показать возможности формирования и развития ключевых компетенций младших школьников через УМК «Классическая начальная школа» - рассмотреть план методической работы по введению ФГОС в учебно-воспитательный процесс школы. - ^ 1. Выполнение решений педагогического совета « Преемственность в обучении и воспитании начальной и основной школы». Отв. Э.Н.Гусева, заместитель директора(3 мин) 2. Доклад на тему: «Компетентностная модель в образовательном процессе и самореализация учащегося современной школы». Отв. Н.О.Ананьева, зам. директора (до 20 мин, слайды) 3. Выступление «Реализация возможностей УМК «Классическая начальная школа» для формирования и развития ключевых компетенций младших школьников». Отв. Федюк В.В., учитель начальных классов (до 10 мин) 4. Рассмотрение «Плана методической работы школы по введению ФГОС в 2011-2012 учебном году. Отв. Н.О.Ананьева, зам. директора (до 7 мин) 5. Выступление «Вести с курсов по внедрению ФГОС в основной школе» Отв. Тимофеева С.А., учитель русского языка и литературы (до 7 мин). 6. Памятка по тематическому планированию учебных предметов в соответствии с требованиями ФГОС. Отв. Н.О.Ананьева, зам. директора (до 5 мин) 7. Подведение итогов педсовета: - проект решения педсовета (директор) м/медио – 3мин - коллективная рефлексия (Завуч) – 3 мин Проект решения педагогического совета
Отв. Администрация
Отв. рук МО 2. Внедрять современные педагогические технологии, способствующие самореализации и самоосуществления личности. Отв. педагогические работники
Отв. В.В.Федюк, Н.О.Ананьева, В.М. Вихрова
Отв. Руководители предметных и межпредметных МО. 6. Каждому педагогу школы взять за основу предложения и рекомендации по внедрению компетентностного подхода к обучению и воспитанию учащихся. Отв. педагогические работники ^ Педагоги по желанию отвечают на вопрос, приведенные на слайде: -Самая важная мысль педсовета. -Самая спорная мысль педсовета. -Мои мысли (чувства, эмоции), возникшие в ходе педсовета. -Что я возьму для себя после этого педсовета? Литература и информационные ресурсы
Приложение 1 Доклад на тему: «Компетентностная модель в образовательном процессе и самореализация учащегося современной школы». Н.О.Ананьева, зам. директора МОУ «СОШ№7 имени В.Н.Пушкарева» МО «Островский район» ^ Современное образование конца XX — начала XXI века претерпевает большие изменения в направленности, целях, содержании. Оно все более явно ориентируется на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучающихся, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Перед образованием ставится задача обеспечения вхождения человека в социальный мир, его продуктивная адаптации в этом мире. Это вызывает необходимость обеспечения образованием более полного, личностно-социального результата, обеспечение самореализации личности в современном мире. Одним из ответов на требования современности стал компетентностный подход в образовании, суть которого состоит в том, что результаты образования определяются, исходя из наиболее общих способностей личности, необходимых для жизни в меняющемся мире. На первый план выходит понятие «компетенция/компетентность». Компетентность можно определить как способность к практическому действию, которая проявляется тогда, когда человек приобретает определенную систему знаний, опыт разрешения проблем, исходно не имеющих готового решения. Поэтому тема данного педагогического совета актуальна и современна. ^ При оценке достижений российских школьников в рамках международных программ TIMSS и PISF)обнаруживается, что наши школьники хорошо знают материал, но не умеют с ним работать. Наши школьники могут решать задачи, если только они представлены в таком формате, что можно сразу понять: « Ага, это задача равномерное прямолинейное движение», вспомнить формулу и прямо применить ее к задаче. Но и знание материала при более внимательном изучении международных данных оказывается не столь радужным. Во-первых, оказывается, что уровень результатов четвероклассников и восьмиклассников существенно различается в пользу младших школьников. Во-вторых, затраты на достижение высоких результатов оказываются непомерно высокими: в наших школах существенно объемнее домашние задания, больше учебного времени отводиться на изучение школьных предметов. Ученые проанализировали анкеты учеников и педагогов школ России и Западных школ и сравнили особенности системы преподавания в них. Выяснили, что наши учащиеся на уроках заняты преимущественно выполнением упражнений, и получением объяснений от учителя, часто в форме лекции (даже в младших класса). Выполнению собственных творческих заданий, проектов в российских школах посвящено существенно меньше времени, чем в других странах. Практически не используются полученные знания в повседневной жизни. По данным международных исследований можно сделать вывод о том, что у наших школьников не формируется так называемое гипотетико-дедуктивное мышление, т.е. способность самостоятельно строить и проверять гипотезы и делать выводы. А такое мышление является возрастной нормой для выпускников основной школы. Тогда получается, что российское образование не просто не современно, но ситуация еще хуже . К.Н.Поливанова в своем пособии для учителя «Проектная деятельность школьников» пишет, что обучение в российской школе блокирует нормальное развитие ребенка. Таким образом, мы можем говорить о новой ситуации в образовании. Традиционные ценности образования – фундаментальность и академизм – уходят на второй план, а наиболее приоритетными становятся способности самостоятельно, активно, инициативно искать средства решения новых задач, встающих перед индивидом. ^ Следует отличать понятия «компетенция» и «компетентность». Существуют достаточно конкретные определения компетенции как умения, необходимые для того, чтобы добиться успеха на работе, в учебе, в жизни. Компетенция в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. По мнению доктора педагогических наук Германа Селевко, компетенция – готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. Под внутренними ресурсами понимаются знания, умения, навыки, надпредметные умения, компетентности (способы деятельности), психологические особенности, ценности и т.д. Компетентности – качества, приобретенные через проживание ситуаций, рефлексию опыт. Под компетенцией понимается круг вопросов, в которых личность обладает познанием и опытом, что позволяет ей быть успешной в собственной жизнедеятельности. Сущностными признакам компетенции являются следующие характеристики - постоянная изменчивость, связанная с изменениями к успешности взрослого в постоянно меняющемся обществе. Компетентностный подход предполагает четкую ориентацию на будущее, которая проявляется в возможности построения своего образования с учетом успешности в личностной и профессиональной деятельности. Компетенция проявляется в умении осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки своих возможностей в конкретной ситуации, она связанна с мотивацией на непрерывное образование. Доктор педагогических наук, академик Международной педагогической академии, г. Москва, Хуторской Андрей Викторович даёт своё понимание сегодняшнего термина компетенция – отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. ^
Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере. ^ Появилась необходимость определиться в самом понятии "компетенция” и "ключевая компетенция”. В соответствии с введением новых образовательных стандартов компетенции по своей значимости подразделяются на три уровня:
Под ключевыми компетенциями подразумеваются наиболее универсальные по своему характеру и степени применимости компетенции. Их формирование осуществляется в рамках каждого учебного предмета, по сути, они – надпредметны. Не существует единого согласованного перечня ключевых компетенций. Поскольку компетенции - это, прежде всего, заказ общества к подготовке его граждан, то такой перечень во многом определяется согласованной позицией социума в определенной стране или регионе. Достичь такого согласования не всегда удается. Например, в ходе международного проекта «Определение и отбор ключевых компетентностей», реализуемого Организацией экономического сотрудничества и развития и Национальными институтами образовательной статистики Швейцарии и США строгого определения ключевых компетентностей не выработано. Во время симпозиума Совета Европы по теме «Ключевые компетенции для Европы» был определен следующий примерный перечень ключевых компетенций. ^ ключевых компетенций Изучать:
Искать:
Думать:
Сотрудничать:
Приниматься за дело:
Адаптироваться:
^ Для России тенденции европейского образования никогда не были безразличны. При этом не сдает позиции концепция «своего», на других непохожего, пути, обоснованного спецификой отечественных традиций. Однако стоять в стороне от общих процессов и тенденций в развитии образования наша страна более не может и не должна. В этом смысле не является исключением и тенденция усиления роли компетенций в образовании. Разумеется, при конкретизации приведенных выше ключевых компетенций необходимо учитывать реальную ситуацию. Перечень ключевых компетенций, которые приведен ниже, основывается на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе. С учетом данных позиций и опираясь на проведенные исследования, определены следующие группы ключевых компетенций:
Выводы Предполагается, что образовательные компетенции ученика будут играть большую многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся и в школе, и в семье, и в кругу друзей, и в будущих профессиональных отношениях
Приложение 2 Презентация к докладу « Компетентностный подход в образовании» Приложение 3 Памятка педагогу «Компетентностный подход в образовании» Понятия «компетенция» и «компетентность»
Компетенция в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.
В соответствии с введением новых образовательных стандартов компетенции по своей значимости подразделяются на три уровня:
Под ключевыми компетенциями подразумеваются наиболее универсальные по своему характеру и степени применимости компетенции. Их формирование осуществляется в рамках каждого учебного предмета, по сути, они – надпредметны.
|
![]() | «Метод проектов – технология компетентностно – ориентированного образования». 2009-2010 году педагоги Прогимназии №1757 работали над методической темой «Компетентностный подход в гимназическом образовании» Прогимназии №1757 работали над методической темой «Компетентностный подход в гимназическом образовании» | ![]() | Жигулина Олеся Валерьевна, учитель русского языка и литературы Секция: «Компетентностный подход в деятельности учителя предметника (гуманитарный и эстетический цикл)» Современного образования ведущим провозглашается компетентностный подход, который предполагает развитие у учащихся умения вести диалог,... |
![]() | 1. Состав педагогических кадров, реализующих компетентностный подход в образовании | ![]() | План работы на 2013-2014 учебный год Методическая тема: ««Модульно компетентностный подход в образовательном процессе как условие обеспечения качества начального профессионального... |
![]() | План работы по месяцам. Месяц Содержание Методическая тема: Компетентностный подход в образовании как способ повышения качества обучения | ![]() | План методической работы на 2011-2012 учебный год Методическая тема: «Использование современных образовательных технологий в условиях перехода на новые образовательные стандарты» |
![]() | План воспитательной работы школы на 2012-2013 учебный год «Модернизация содержания и технологий образования в условиях перехода на новые федеральные государственные стандарты» | ![]() | Компетентностный подход в образовании Формирование компетентности в образовательном процессе выдвигает на первое место не информированность обучаемого, а умение разрешать... |
![]() | Учитель английского языка Ткаченко Ирина Владимировна Компетентностный подход позволяет раскрыть желаемый результат образования через совокупность различного вида компетенций. Опираясь... | ![]() | Тема педагогического совета: “Роль моего предмета в будущей жизни ученика”. Цель нашего педагогического совета Цель нашего педагогического совета выработать единые представления о генеральных целях предметного обучения в школе |