Организация научно-исследовательской деятельности учащихся через работу школьного научного общества Из опыта работы мбоу «Средняя общеобразовательная школа №7 имени В. Н. Пушкарева» icon

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся через работу школьного научного общества Из опыта работы мбоу «Средняя общеобразовательная школа №7 имени В. Н. Пушкарева»



НазваниеОрганизация научно-исследовательской деятельности учащихся через работу школьного научного общества Из опыта работы мбоу «Средняя общеобразовательная школа №7 имени В. Н. Пушкарева»
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся

через работу школьного научного общества

(Из опыта работы МБОУ

«Средняя общеобразовательная школа №7

имени В.Н.Пушкарева»

МО «Островский район»

Н.О.Ананьева, заместитель директора

школы по научно-методической работе)

Развитие интеллектуальных и творческих начал личности школьников является одним из важных направлений деятельности нашей школы, которая работает по построению образовательной системы «Школа самореализации учащихся». У нас сложилась определенная система работы с детьми, имеющими повышенную мотивацию к учению. Это и работа факультативов, предметных кружков, конференций, проведение познавательных и интеллектуальных игр (приложение I). Накоплен позитивный опыт работы по организации исследовательской деятельности учащихся через работу школьного научного общества.

Научно-исследовательская деятельность учащихся реализуется через работу школьного НОУ «Творческий поиск», именно в нем стимулируется креативность учащихся. Исследовательская деятельность учащихся представляет собой хорошую школу умственного труда с высоким содержанием творчества, с одной стороны, и строгости в результатах – с другой. Важно увлечь этой работой школьников, начиная с начальной школы и вести их за собой, повышая качество исследовательской работы до выпуска.

С 2002 года в школе работает научное общество учащихся (НОУ) «Творческий поиск», имеющее в своем составе 5 секций: лингвистическую, эколого-биологическую, физико-математическую, общественных наук, технологии и искусства. С 2005 года к ним добавилась секция младших школьников (приложение II). Дети по своей природе исследователи, поэтому их интересует все новое, неизвестное. Они лучше познают мир, если обучение и воспитание построено на проблемной основе, носит исследовательский характер. Самостоятельная творческая деятельность под руководством умного наставника будит жажду познания, любознательность, развивает их потенциальные способности, значит, способствует самореализации человека в будущем. Членами научного общества в текущем учебном году являются 50 учеников 2-11 классов.

^ Цель школьного НОУ – выявление наиболее интеллектуально одаренных детей, развитие их творческих способностей, активное включение в процесс самообразования и саморазвития.

Работа с учащимися в НОУ имеет свои особенности. Прежде всего - никакого принуждения. Ребенок должен сам захотеть поработать над проблемой, руководитель (чаще всего в этой роли выступает учитель начальных классов) только терпеливо подталкивает учащегося к работе, ненавязчиво предлагая провести исследование, эксперимент, познакомиться с научной литературой.

Поэтому, мы выделяем следующие принципы работы НОУ:

  • Сотрудничества - творческое объединение усилий педагогов школы, учащихся и их родителей, в нем первые совершенствуются в организации НИД с учащимися, вторые – получают навыки совместной творческой деятельности, крепнет взаимопонимание детей и родителей.

  • Межпредметности – взаимопроникновение, взаимосвязь различных учебных дисциплин формирует правильное мировоззрение ребенка, показывает связь учебных предметов с окружающей жизнью.

  • Научности – исследовательская работа строится в соответствии с требованиями науки, опирается на изучение и творческое переосмысление научной и научно-популярной литературы. Школьники на доступном им уровне знакомятся с научными методами работы. Таким образом, начиная с младших классов закладываются навыки научного поиска, они продолжают формироваться с основной школе и совершенствуются в старшем звене обучения.

Мы хорошо понимаем, что исследовательскую работу учащегося, особенно если это младший школьник или пяти - шестиклассник называть «научной» не совсем верно, так как у него еще нет системы знаний, позволяющих увидеть все закономерности развития природы и общества. Мы и не требуем и не ожидаем необыкновенных открытий от обыкновенных учеников. Но если ребенок сумел найти и описать, пусть с нашей помощью, маленькую «изюминку» в каком-либо вопросе, относящемся к области науки, то он будет удивлен и горд от совершенного им «открытия». А это, несомненно, содействует повышению познавательного интереса, росту успеваемости и развитию психологической сферы ребенка.

В организации научно-исследовательской деятельности учащихся можно выделить следующие направления работы:

- школьники получают толчок к исследовательской и творческой деятельности на уроках. Для этого учитель использует методы создания проблемных ситуаций, в урок вводятся моменты исследования, дети ставятся в такие условия, когда нужно выдвигать предположения, гипотезы. Творческие домашние задания часто перерастают в творческие работы;

- несомненно, способствуют вовлечению в исследовательскую деятельность работа факультативов, кружков, элективных курсов.

Так занятия в кружке «Знайка» в 3 классе привели детей к мысли о выпуске классной газеты «Курьерчик», а от нее – к научной работе о происхождении свойствах бумаги. Ученики 2 класса вышли на творческие и научные работы по экологии после занятий факультатива «Основы экологии». Работа исторического кружка побудила к дальнейшей разработке творческих тем, наиболее заинтересовавших учащихся. Так возникли темы исследовательских работ: «Славянские обереги», «История одной фотографии», «Моя родословная», «Ах, это старое кино!» Наиболее успешной стала серьезная работа ученицы 10 класса «Клеймо на всю жизнь?». Вовлекаем в исследовательскую деятельность учащихся среднего звена, наиболее интересны работы Григорова К. (6 класс) «Стефан Баторий на Псковской земле», «Символы города Острова»

- Научно-исследовательская деятельность школьников получила свое официальное оформление после создания предметных и межпредметных секций в школьном НОУ. Работа школьного НОУ регламентируется отдельным Положением. НОУ работает по годовому плану, каждая секция также планируется на учебный год, заседания проводятся 1 раз в месяц. Руководят секциями наиболее опытные учителя-предметники, общее руководство осуществляет заместитель директора, курирующий научно-методическую работу в школе (годовые планы работы НОУ и секции младших школьников даны в приложениях III и IV).

- Школу умственного труда проходят учащиеся через работу кружка «^ Основы научно-исследовательской деятельности школьников», на которых дети знакомятся с правилами выбора темы исследования, методами научного поиска, видами исследовательских работ, требованиями к их содержанию и оформлению, основами библиографии, получают советы по защите научной работы (приложение V).

Отрадно, что на занятиях кружка для учащихся начальных классов часто присутствуют родители и учителя начальных классов, которые также учатся организации НИД, чтобы затем оказать помощь своему ребенку, ученику.

- Закономерным итогом работы является ставший традиционным «День науки» в школе, который ежегодно проходит в марте или апреле. Члены НОУ - полноправные его участники. В этот день проходят познавательные и интеллектуальные игры по концентрам обучения, научно-практические конференции учащихся 1-4 классов «Я познаю мир» и 5-11классов «Творческий поиск» (приложения VI и VII).

- Именно на научно-практических конференциях школьников подводятся итоги научно-исследовательской работы за учебный год. Стараемся, чтобы это мероприятие прошло нестандартно, чтобы оно послужило привлечению новых детей к участию в научной работе. При этом стараемся поддерживать атмосферу игры, которая так увлекает детей. На пленарное заседание к нам приходят герои из научного мира: «Профессор», «Академик», «Кандидат наук», символ ума – «Мудрая сова», которые приветствуют участников стихами, славящими науки. Звучит музыка (песня «Все хочу на свете знать» в исполнении школьного ансамбля) (приложение VIII). Затем дети идут в кабинеты, где проходят заседания секций по предметам. В жюри секций, кроме учителей начальных классов, входят ученики 11 классов. Все члены жюри ознакомлены с критериями оценки исследовательской работы, проинструктированы завучем, чтобы оценка работы была объективной. Все участники конференции получают дипломы призеров или участников. По итогам «Дня науки» издается приказ по школе, проводятся линейки.

Приобретя положительный опыт организации исследовательской деятельности с учащимися начальных классов во внеурочное время, педагоги выступили с инициативой проведения на базе школы районной научно - практической конференции младших школьников. В 2008 году провели семинар для учителей начальных классов района по теме «Организация творческой и научно-исследовательской деятельности младших школьников» (приложение XI). Уже третий год проводим районные конференции. Наша школа открыта для обмена и распространения опыта исследовательской деятельности для школ города, района, области. На НПК «Творческий поиск» приезжали школьники Пушкиногорского, Идрицкого, Псковского районов. С другой стороны наши юные исследователи успешно выступили в г. Пыталово на Никоновских чтениях в 2010году: все 4 участника заняли призовые места, из них двое – первые. В 2011году исследовательские работы трех наших учащихся вошли в сборник печатных работ московского издательства ВИАПИ имени А.А.Никонова: «Энциклопедия российских деревень».

С каждым годом улучшаются результаты участия членов школьного научного общества учащихся в научно-практических конференциях (приложение IX).

Число участников и призеров НПК разных уровней


Учебный

год

Число участников/ Число призеров

Школьный и

межшкольный

уровень

Муниципальный

уровень

Региональный уровень

Федеральный

уровень

Итого

(район, обл., РФ)

2007-2008

43 / 27

13 / 6

5 /2

-

18 / 8

2008-2009

23 / 19

29 / 18

7 / 6

2 /2

38 / 26

2009-2010

14 / 7

42 / 21

5 / 2

-

51 /23

2010-2011

27 / 24

30 / 17

20 / 11

4/0

52 /28



Постоянно повышается качество творческих работ детей, тематика исследований расширяется. Учащиеся нашей школы - постоянные лидеры конференций по числу участников и количеству призовых мест. Радует, что в основном и старшем звене обучения дети не «теряются», научные руководители работают с ними и дальше, добиваясь успехов, а затем передают эстафету педагогам старшей школы. Этому способствует методическая учеба педагогов, разработка специальных методических пособий для учащихся и научных руководителей. Это, например, авторская разработка «Информационно-методические материалы для школьников по научно-исследовательской деятельности «Я – исследователь» (приложение X).






Одним из главных результатов своей работы мы считаем создание атмосферы творческого научного поиска, формирование культуры исследовательской деятельности учащихся, развитие познавательных интересов учащихся, выходящих за пределы школьной программы. Кроме этого, важной составляющей НИД школьников является их социально-психологическая адаптация, саморазвитие и самореализация одаренных детей, формирование успешности, подготовка к самостоятельной жизни в условиях современной рыночной экономики.


Литература


  • Арцев М.А. Учебно-исследовательская работа учащихся //Завуч.-2005.№6.-

с.4-29.

  • Барылкина Л.П., Королева Н.А.Завуч начальной школы: методические, организационные, психолого-педагогические материалы.- М.: ВАКО, 2005,-192с –(Педагогика, Психология. Управление).

  • Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. -М.:Вербум- М,2001.-48с.

  • Степанов В.Г. Основы исследовательской деятельности школьника.- Псков: ПОИПКРО, 2004.- 96с.

  • Савенков А.И. Методика проведения исследований учащихся начальной школы// Практика административной работы.- 2003. №5.-с.38-42.

  • Савенков А.И. Юный исследователь. Материалы для младших школьников по самостоятельной исследовательской практике.-// Практика административной работы.- 2004 №5.-с.61-66.

  • Дереклеева Н.И. Справочник завуча начальной школы. : 1 – 4 классы. – М.:ВАКО, 2006. – 336с. – (Педагогика. Психология. Управление).

  • Обучающие семинары: методическая поддержка компетентностного обучения /авт.-сост. Т.В.Хуртова.- Волгоград: Учитель, 2007.-191с.



Похожие:

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся через работу школьного научного общества Из опыта работы мбоу «Средняя общеобразовательная школа №7 имени В. Н. Пушкарева» icon«Я – исследователь»
Мбоу «Средняя общеобразовательная школа№7 имени В. Н. Пушкарева» мо «Островский район»
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся через работу школьного научного общества Из опыта работы мбоу «Средняя общеобразовательная школа №7 имени В. Н. Пушкарева» iconПриложение V рассмотрено Утверждаю
Мбоу «Средняя общеобразовательная школа№7 имени В. Н. Пушкарева» мо «Островский район»
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся через работу школьного научного общества Из опыта работы мбоу «Средняя общеобразовательная школа №7 имени В. Н. Пушкарева» iconПлан работы научного общества учащихся «Эрудит»мбоу сош№4г. Тихорецка на 2013-2014 уч год
Развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно-исследовательской работы в школе
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся через работу школьного научного общества Из опыта работы мбоу «Средняя общеобразовательная школа №7 имени В. Н. Пушкарева» iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3»
Обобщение опыта по теме: «Формирование ключевых компетентностей через организацию внеурочной деятельности (через работу правового...
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся через работу школьного научного общества Из опыта работы мбоу «Средняя общеобразовательная школа №7 имени В. Н. Пушкарева» iconКраеведение в научно – исследовательской деятельности учащихся
Краеведение, как магнит, притягивает к себе другие формы деятельности. В рамках работы опорной площадки учителями школы ведется работа...
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся через работу школьного научного общества Из опыта работы мбоу «Средняя общеобразовательная школа №7 имени В. Н. Пушкарева» iconТема опыта: «Формирование коммуникативной компетенции учащихся через работу с текстом в урочной и внеурочной деятельности»
Потапова Татьяна Борисовна, учитель русского языка и литературы моу курловская средняя общеобразовательная школа №1 Гусь – Хрустального...
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся через работу школьного научного общества Из опыта работы мбоу «Средняя общеобразовательная школа №7 имени В. Н. Пушкарева» iconТема опыта: «Развитие речи младших школьников через словарно-лексическую работу на уроках ненецкого языка»
Автор: Хатанзейская Елена Гавриловна, учитель начальных классов мбоу «Средняя общеобразовательная школа п. Красное»
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся через работу школьного научного общества Из опыта работы мбоу «Средняя общеобразовательная школа №7 имени В. Н. Пушкарева» iconФормирование активной жизненной позиции через исследовательскую деятельность обучающихся на уроках обществознания
...
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся через работу школьного научного общества Из опыта работы мбоу «Средняя общеобразовательная школа №7 имени В. Н. Пушкарева» iconЕлизарова Валентина Петровна, Учитель начальных классов Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1»
«Организация исследовательской работы учащихся начальной школы. Проект «Зелёный мир»
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся через работу школьного научного общества Из опыта работы мбоу «Средняя общеобразовательная школа №7 имени В. Н. Пушкарева» iconКраткое описание педагогического опыта педагога мбоу «Заглядинская средняя общеобразовательная школа» Равиловой Анруси Шарифияновны Тема опыта
Образование как ведущий институт социализации личности должен создать условия для формирования представителя гражданского общества....
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты