Тема работы: «Исследование экологического состояния леса в окрестностях села» icon

Тема работы: «Исследование экологического состояния леса в окрестностях села»



НазваниеТема работы: «Исследование экологического состояния леса в окрестностях села»
Дата17.10.2016
Размер
ТипОбзор

МОУ «Долголесковская основная общеобразовательная школа»

Тульская область Каменский район село Долгие Лески

кружок «Юные исследователи»


Региональный этап Всероссийского конкурса

юных исследователей окружающей среды


Тема работы:

«Исследование экологического состояния

леса в окрестностях села»


Автор работы:

Перепечкина Инна

15 лет, 9 класс,

Руководитель проекта:

Синдеева Елена Анатольевна

учитель биологии


с. Долгие Лески, 2009 г.


^ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ



  1. Введение стр. 1-2




    1. Обоснование актуальности проводимого исследования.

    2. Цель работы.

    3. Задачи работы.

    4. Объект исследования.

    5. Предмет исследования.

    6. Сроки и продолжительность исследования.

    7. Этапы работы.

    8. Оборудование.

    9. Обзор литературы

1.10.Практическая значимость работы.


  1. Методика исследований стр. 3




  1. Результаты исследований и их анализ стр. 4-6


3.1. Физико-географическая характеристика леса

3.2. Основные лесообразующие породы

3.3. Ярусное сложение

3.4. Количественное соотношение между видами растений леса

3.5. Состояние деревьев выросших в разных условиях существования

3.6. Описание состояния кустарниковых ярусов и травянистых растений.

3.7. Оценка жизненного состояния леса.



  1. Выводы стр. 6

  2. Заключение стр. 6

  3. Список используемой литературы стр. 7

  4. Приложения стр. 8-14



1. Введение


    1. Обоснование актуальности проводимого исследования


Одним из важных компонентов биосферы является лес. Лес – это сложное сочетание деревьев и множество других растений, которые сильно различаются размерами, строением, размножением, типом питания и т.д., но все растения леса тесно связаны в своей жизнедеятельности друг с другом и с окружающей средой. Леса занимают 40% суши Земли.

Леса оказывают огромное влияние на биосферу: они являются мощным поставщиком кислорода. На их долю приходится 44% кислорода, поставляемого ежегодно всеми зелёными растениями. Они вырабатывают больше 50% органических веществ, создаваемых наземными растениями. Лес улучшает микроклимат, смягчает резкие колебания температуры, предохраняет почву от замерзания, улучшает водно-воздушный режим почв, является мощным водорегулятором. В малолесных районах лес задерживает ветер и защищает поля от губительных засух и пыльных, или «чёрных» бурь. Полезащитное лесоразведение влияет на повышение урожая сельскохозяйственных культур. Лесные насаждения скрепляют почву на склонах и прекращают движение скрипучих песков, предотвращают развитие эрозионных процессов, повышают плодородие почв. Леса предохраняют устья рек, озёра и водохранилища от преждевременного заиления и разрушения берегов.

Тульская область расположена на северо-востоке Среднерусской возвышенности, в пределах лесной и лесостепной зон. Юго-восточная часть Тульской области относятся к зоне лесостепи (лесистость не более 5%) . Леса (дуб, клён, осины и берёзы) сохранились лишь в оврагах и по склонам долин (Список литературы, №2)

На юго-востоке Тульской области расположен Каменский район. В западной части Каменского района находится село Долгие Лески, на расстоянии 4,5 км от районного центра – села Архангельского. Село расположено в лесостепной зоне. На территории села Долгие Лески мало крупных лесов, преобладает мелколесье. На северо-востоке села расположен лес, который был заложен в конце XIX века помещиком Калантаевым. В настоящее время мы ходим в него на экскурсии и отдыхать. Исходя из выше сказанного, я считаю, что Калантаев лес подлежит изучению и охране.

1.2. Цель исследования:

изучить и оценить экологическое состояние ближайшего леса

в окрестностях села Долгие Лески.

1.3. Задачи исследования:


1.Изучить методическую литературу

2.Составить физико-географическую характеристику леса.

3.Определить основные лесообразующие породы.

4.Определить ярусное сложение лесного сообщества.

5.Выявить количественное соотношение между видами растений леса.

6.Исследовать состояние деревьев, выросших в разных условиях.

7.Определить состояние кустарников.

8. Дать оценку жизненного состояния леса.


1.4. Объект исследования:


широколиственный лес

Размер пробной площадки составляет 100 кв.м (квадратная площадка 10х10м)

1.5. Предмет исследования:


экологическое состояние лесонасаждения с. Долгие Лески.

1.6. Сроки и продолжительность исследования:


сентябрь-декабрь 2009 г.

1.7. Этапы работы:


1.Работа с методической литературой (сентябрь)

2.Изучение растительности и жизненного состояния леса (октябрь)

3.Обработка результатов исследования (ноябрь-декабрь)

1.8. Оборудование:


компас, линейка, рулетка, карандаш, планшет, блокнот.

1.9. Обзор литературы:


для проведения данных исследований использовались дополнительная литература и методические материалы. В качестве источника информации по исследованию ярусности леса использовался учебник Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Экология» 10(11) класс, где имеется информация о лесах, их свойствах и причинах ярусного расположения растений. В журнале «Биология в школе» №8/2000 год, в статье «Методы геоботанических исследований» дано описание методики геоботанического исследования леса. Для расчёта высоты дерева по одному из признаков подобия треугольников использовался учебник Атанасяна Л.С., Бутузова В.Ф., Кадомцева С.Б. и др. Геометрия 7-9 классы. Так же применялись справочники и определители.


1.10. Практическая значимость работы


Результаты данной работы можно будет использовать при проведении экскурсий на уроках биологии, на занятиях кружка «Юный исследователь».


2. Методика исследования


В ходе исследования мною были использованы следующие методы и методики:


1.Научный метод (изучение методической и дополнительной литературы)


2.Визуальный метод (наблюдение)


3.Лабораторный метод (подсчёт, оценка изменений в экосистеме)


4.Математический метод (расчёт высоты дерева по одному из признаков подобия треугольников)


5.Методика геоботанического описания леса.


6.Методика определения жизненного состояния леса.


^ 3. Результаты исследования


3. 1.Физико-географическая характеристика леса.


Исследуемый участок леса находится к северо-востоку от села Долгие Лески, общий характер рельефа - холмисто-равнинный. Почвы относятся к плодородным (выщелочный чернозём). Наличие только лиственных пород деревьев характеризует лес как широколиственный. С западной стороны к лесу примыкает брошенное поле, а с восточной расположено обрабатываемое поле. По территории леса проходит просёлочная дорога, в юго-восточной части леса расположены три жилых дома, в одном из них проживают люди.


^ Приложение 1: «Описание физико-географической характеристики пробной площадки»

3. 2. Основные лесообразующие породы.


Основными лесообразующими породами являются берёза, дуб, клён, черёмуха, рябина. Деревья располагаются в 2 яруса. Предельная высота I яруса – около 20 метров. В нём преобладают берёза и дуб. Во II ярусе, высотой, от 7,5 метров до 13 метров, произрастают клён, черёмуха, рябина (Список литературы №1). На участке 100 кв. м. насчитываются 2 особи берёзы, 3- дуба, 8- клёна, 4- черёмухи, 5- рябины. Возраст деревьев - до 30 лет, обхват стволов деревьев (в см.): берёза – 150 см, дуб – 125 см, черёмуха – 22 см, клён – 19 см, рябина – 14 см. (фото №1)

^ Приложение 2: «Описание древостоя»


3. 3.Ярусное сложение леса.


Различные виды растений в лесном сообществе имеют разную высоту, поэтому их надземные части расположены в несколько ярусов. Расположение растений по ярусам связано с количеством света, которое определяет температурный режим и режим влажности в лесном сообществе на разной высоте. В данном лесу выявлено 4 яруса:

1 ярус – высокие деревья (берёза бородавчатая, дуб черешковый);

2 ярус – малые деревья, подлесок (рябина обыкновенная, клён

остролистный, черёмуха обыкновенная);

3 ярус – кустарники (бересклет бородавчатый, шиповник коричный,

малина обыкновенная) – фото №3;

4 ярус – травы (герань лесная, крапива двудомная, горошек мышиный,

пижма обыкновенная, яснотка белая, земляника лесная);

В данном сообществе встречаются лишайники. Они имеют внеярусное расположение, так как не относятся ни к одному из ярусов, и растут на деревьях и кустарниках (Список литературы №3,4,5)


^ Приложение 3: «Ярусы леса»


3.4. Количественное соотношение между видами растений леса.


Для данного исследования применялась шкала обилия Друде. Очень обильно на данной территории произрастает малина, обильно – поросль рябины, довольно обильно – клён, рассеяно – берёза, дуб, единично – бересклет, шиповник. В древесном ярусе преобладает берёза и дуб, в кустарниковом – малина. В связи с тем, что исследование проводилось в октябре, дать оценку обилия травянистых растений было невозможно, так как надземная часть большинства травянистых растений уже отмерла (Список литературы №4)


^ Приложение 4: «Шкала оценок обилия Друде»


3. 5. Состояние деревьев выросших в разных условиях существования.


Состояние определялось среди деревьев, растущих в тесной группе, на опушке леса, отдельно стоящих в лесу по следующим показателям: форме крона, расположению кроны, расположению ветвей, облиствению, наличию отмерших веток и листьев.

На опушках и отдельно стоящих деревьях в лесу состояние хорошее: форма кроны широкая, густое расположение ветвей, густое облиствение, редко встречаются отмершие ветки и листья. Деревья, растущие в лесу, в тесной группе имеют узкую форму кроны, редкое расположение ветвей, содержит множество отмерших ветвей и листьев, особенно у малых деревьев. В результате можно сделать вывод, что взрослые высокие деревья, оказывают влияние на них и это сказывается на росте и развитии подроста.


^ Приложение 5: «Состояние деревьев, выросших в разных условиях»


3. 6. Описание состояния кустарниковых ярусов.


Описание проводилось по основным показателям: численность, высота, фенологическая фаза.

Среди кустарников по численности преобладает малина высотой до 85 см, реже – шиповник высотой до 80 см. Растения малины находятся в стадии вегетации после цветения, шиповник – в фазе плоды созрели и отпадают.


^ Приложение 6: «Кустарниковый ярус»


3.7. Оценка жизненного состояния леса.


Оценка жизненного состояния деревьев производилась визуальным способом по внешним признакам поражения кроны и ствола. Были получены следующие результаты:

  • ряд деревьев характеризуются фаутностью (отклонением от нормальных форм стволов);

  • наиболее часты двувершинные и искривленные стволы, морозобойные трещины;




  • по категориям жизненного состояния выделены следующие группы деревьев:

- нормальная жизненность – клёны, рябина;

- пониженная жизненность – береза, черемуха, 2 дуба;

- летальное состояние – дуб (фото №4)

  • в лесу имеются поваленные и спиленные деревья. На исследуемой пробной площадке находятся по два спиленных и поваленных дерева (фото №2)

Таким образом, проведенное комплексное изучение лесного фитоценоза на пробной площадке показывает, что лесонасаждение характеризуется ослабленным экологическим состоянием.


4. Выводы:


1. Составила физико-географическую характеристику леса. Лес относится к типу широколиственного.


2. Определила основные лесообразующие породы.


3. Выделила в лесу 4 яруса.


4. Выявила количественное соотношение между видами растений леса.


5. Исследовала состояние деревьев, выросших в разных условиях, а также состояние растений кустарникового яруса.


6. Дала оценку жизненного состояния леса. Исследуемое лесонасаждение характеризуется ослабленным экологическим состоянием.


5. Заключение.


В результате наблюдений и обработки данных, мной было исследовано экологическое состояние Калантаева леса в окрестностях села Долгие Лески Каменского района. В исследовании данного лесонасаждения принимала участие ученица 9 класса Синдеева Анастасия, она также как и я посещает кружок «Юные исследователи».

Я считаю, что данная работа поможет осознать, что лес – это богатство любой страны и нуждается в изучении и охране. Нас заинтересовал процесс исследовательской работы и в связи с этим на следующий год планируется продолжить работу по исследованию лесных экосистем, в частности провести лесопатологические исследования основных древесных пород, определить реакционную нагрузку на лес, исследовать состояние леса на вырубке.

Лес является источником красоты и вдохновения, выполняет большую эстетическую роль. Поэтому мы, члены кружка «Юные исследователи», хотим привлечь внимание учащихся школы и населения к проблеме леса путем творческой работы: 1. Провести наблюдения за отдельными деревьями леса в разные времена

года и составить их описание.

2. Провести викторину о лесе.


«Исследование экологического состояния леса в окрестностях села»


Автор:

Перепечкина Инна, 9 класс

МОУ «Долголесковская основная

общеобразовательная школа»

Каменский район Тульская область

Руководитель:

Синдеева Елена Анатольевна


^ Цель работы: изучить и оценить экологическое состояние ближайшего леса в окрестностях села Долгие Лески.


Задачи работы:


1.Изучить методическую литературу

2.Составить физико-географическую характеристику леса.

3.Определить основные лесообразующие породы.

4.Определить ярусное сложение лесного сообщества.

5.Выявить количественное соотношение между видами растений леса.

6.Исследовать состояние деревьев, выросших в разных условиях.

7.Определить состояние кустарников.

8. Дать оценку жизненного состояния леса


Методика исследования:


1.Научный метод (изучение методической и дополнительной литературы)


2.Визуальный метод (наблюдение)


3.Лабораторный метод (подсчёт, оценка изменений в экосистеме)


4.Математический метод (расчёт высоты дерева по одному из признаков подобия треугольников)


5.Методика геоботанического описания леса.


6.Методика определения жизненного состояния леса.


Основные результаты исследования:


1. Исследуемый участок леса находится к северо-востоку от села Долгие Лески. Наличие только лиственных пород деревьев характеризует лес как широколиственный.


2. Основными лесообразующими породами являются берёза, дуб, клён, черёмуха, рябина. На участке 100 кв. м. насчитываются 2 особи берёзы, 3- дуба, 8- клёна, 4- черёмухи, 5- рябины.


3. В данном лесу выявлено 4 яруса:

1 ярус – высокие деревья (берёза бородавчатая, дуб черешковый);

2 ярус – малые деревья, подлесок (рябина обыкновенная, клён

остролистный, черёмуха обыкновенная);

3 ярус – кустарники (бересклет бородавчатый, шиповник коричный,

малина обыкновенная);

4 ярус – травы (герань лесная, крапива двудомная, горошек мышиный,

пижма обыкновенная, яснотка белая, земляника лесная)

Лишайники имеют внеярусное расположение, так как растут на деревьях и кустарниках.


4. Очень обильно на данной территории произрастает малина, обильно – поросль рябины, довольно обильно – клён, рассеяно – берёза, дуб, единично – бересклет, шиповник.


5. На опушках и у отдельно стоящих деревьях в лесу состояние хорошее: форма кроны широкая, густое расположение ветвей, густое облиствение, редко встречаются отмершие ветки и листья. Деревья, растущие в лесу, в тесной группе имеют узкую форму кроны, редкое расположение ветвей, содержит множество отмерших ветвей и листьев, особенно у малых деревьев.


6. Среди кустарников по численности преобладает малина высотой до 85 см, реже – шиповник высотой до 80 см. Растения малины находятся в стадии вегетации после цветения, шиповник – в фазе плоды созрели и отпадают.


7. Ряд деревьев характеризуются фаутностью (отклонением от нормальных форм стволов). Наиболее часты двувершинные и искривленные стволы, морозобойные трещины. Нормальную жизненность имеют клен и рябина, пониженную – береза, черемуха и 2 дуба, в летальном состоянии находится один дуб. На исследуемой пробной площадке находятся по два спиленных и поваленных дерева.


Выводы:


1. Составлена физико-географическая характеристика леса. Лес относится к типу широколиственного.


2. Определены основные лесообразующие породы.


3. В лесу выделено 4 яруса.


4. Выявлено количественное соотношение между видами растений леса.


5. Исследовано состояние деревьев, выросших в разных условиях, а также состояние растений кустарникового яруса.


6. Дана оценка жизненного состояния леса. Исследуемое лесонасаждение характеризуется ослабленным экологическим состоянием.


Список литературы


1. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия 7-9 классы, изд-во «Просвещение», 2009 г., стр. 151

2. Горбунов Е.Л. Физическая география Тульской области, Тула, издательский дом «Пересвет», 2002 г., стр. 5, 88

3. Криксунов Е.А., Пасечник В.В.«Экология» 10(11) класс, изд-во «Дрофа», 2006 г., стр. 129-130

4. «Методы геоботанических исследований», журнал «Биология в школе» №8/2000 г., стр. 67-73.

5. Новиков В.С., Губанов И.А. Школьный атлас-определитель высших растений, М. Просвещение, 1985 г.


Приложение 1.


Физико-географическая характеристика пробной площадки


Время исследования: октябрь 2009 г.


^ Географическое положение: северо-восток от села Долгие Лески.


Общий характер рельефа: холмисто-равнинный


Краткая характеристика почвы: плодородная, выщелочный чернозём.


Тип леса: широколиственный


^ Размер пробной площадки: 100 кв. м (квадратная площадка 10м*10м)


Окружение: с западной стороны - брошенное поле, с восточной – тоже поле, но только обрабатываемое.


^ Следы деятельности человека: просёлочная дорога, спиленные деревья, три жилых дома.


Мелкие формы рельефа: небольшие возвышения, мелкие канавы.

Приложение 2.


^ Описание древостоя


Порода

Количество

экземпляров

Высота, м

Обхват ствола, см

Средн.

Максим.

Средн.

Максим.

Береза

2

19

20

150

170

Дуб

3

20

21

125

140

Черемуха

4

10

11

22

40

Рябина

5

7,5

9

14

17

Клён

8

13

15

19

32



Приложение 3.


^ Ярусы леса




Ярус

Виды растений

1.

Высокие деревья

Берёза, дуб

2.

Подлесок, малые деревья

Рябина, клён, черёмуха

3.

Кустарники

Бересклет, малина, шиповник

4.

Травы

Земляника, герань лесная, папоротник, крапива, мышиный горошек, пижма, яснотка.



Приложение 4.


^ Шкала оценок обилия Друде


Расстояние между растениями

Оценка обилия

Виды растений

0 см

Растительность образует сплошной покров

------------------

От 0 до 20 см

Очень обильно

Малина

От 20 до 40 см

Обильно

Рябина

От 40 до 100 см

Довольно обильно

Клен

От 100 до 150 см

Рассеяно

Береза, дуб

Более 150 см

Единично

Бересклет, шиповник


Приложение 5.


^ Состояние деревьев, выросших в разных условиях существования


Показатели состояния деревьев

Условия произрастания деревьев

Отдельно стоящие в лесу

Растущие в тесной группе

Растущие на опушке леса

Форма кроны (узкая или широкая)

Широкая

Узкая

Широкая

Расположение кроны (на самой верхушке, до самого основания ствола, до середины ствола и т.п.)

До середины

Выше середины

До середины

Расположение ветвей (густо или редко)

Густо

Редко

Густо

Облиствение (густое, редкое)

Густое

Редкое

Густое

Имеются ли отмершие ветки, листья

Да, но очень мало

Да

Да, но очень мало



Приложение 6.


^ Кустарниковый ярус


Растения

Численность

Высота, см

Фенологическая фаза

Малина

12-15

85 см

Вегетация после цветения

Шиповник

3-5

80 см

Семена, плоды созрели и опадают

Бересклет

2

70-75 см

Семена, плоды созрели и опадают



Похожие:

Тема работы: «Исследование экологического состояния леса в окрестностях села» iconТема: «Оценка экологического состояния леса по асимметрии листьев»
Цель исследования – выявить зависимость антропогенной нагрузки на жизненное состояние леса по берёзе, предложить систему мер, направленных...
Тема работы: «Исследование экологического состояния леса в окрестностях села» iconИзучение экологического состояния водных источников села Солдато-Александровского Сведения об
«Средняя общеобразовательная школа №10 с. Солдато-Александровского Советского района» Ставропольского края
Тема работы: «Исследование экологического состояния леса в окрестностях села» iconПричины сокращения рыбных запасов Самарской области на примере реки Большой Кинель в окрестностях села Тимашево Остапенко Михаил Владимирович
«Образовательный центр» с. Тимашево муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области
Тема работы: «Исследование экологического состояния леса в окрестностях села» iconТема работы
Село Привольное расположено на живописной равнине, окруженной с юга и севера возвышенностями. Вокруг села раскинулись колхозные поля,...
Тема работы: «Исследование экологического состояния леса в окрестностях села» iconПлан работы по формированию у детей среднего дошкольного возраста знаний о родном крае Месяц Тема
Цель: Дать первоначальное представление об обитателях леса; учить различать животных по внешним признакам. Развивать умение устанавливать...
Тема работы: «Исследование экологического состояния леса в окрестностях села» iconТема: "Без леса нет жизни"
Познакомить и расширить знания детей о природе, красоте леса, его богатствах и целебных растениях
Тема работы: «Исследование экологического состояния леса в окрестностях села» iconВнеклассное мероприятие Тема: "Без леса нет жизни"
Познакомить и расширить знания детей о природе, красоте леса, его богатствах и целебных растениях
Тема работы: «Исследование экологического состояния леса в окрестностях села» iconСолдатовой Нины Николаевны, руководителя экологического кружка моу новоселковская сош на районном семинар
Практическая направленность работы учителей в области экологического образования и здорового образа жизни учащихся
Тема работы: «Исследование экологического состояния леса в окрестностях села» iconПолитическая культура и электоральное поведение молодежи нашего села исследовательский проект
Тема нашей исследовательской работы «Политическая культура и электоральное поведение молодежи моего села»
Тема работы: «Исследование экологического состояния леса в окрестностях села» iconТема. Де ти з'явився на світ. Історичні відомості про заснування села, де ти народився. Сусідні села. Мета
Лєснікова Н. С., спеціаліст І кваліфікаційної категорії,вчитель початкових класів Серпневого нвк
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты