Рабочая программа по курсу «Наглядная геометрия» на 2013 2014 учебный год 1 класс Образовательная система icon

Рабочая программа по курсу «Наглядная геометрия» на 2013 2014 учебный год 1 класс Образовательная система



НазваниеРабочая программа по курсу «Наглядная геометрия» на 2013 2014 учебный год 1 класс Образовательная система
Дата17.10.2016
Размер
ТипРабочая программа

МОБУ Ащебутакская сош»


Утверждаю:

Директор школы__________ /Букшина Т.О.

Приказ № _____ от _______________


Рабочая программа

по курсу «Наглядная геометрия»

на 2013 – 2014 учебный год

1 класс

Образовательная система:

«Гармония»

Учитель:

Репях Т.Н.

1 категория


2013 год


Наглядная геометрия» на 2013/2014 учебный год

Пояснительная записка.

Обучение геометрии может иметь смысл, если только используются связи с привычными пространствами. Г. Фройнденталь прежде чем выявить принципы построения системы обучения младших школьников элементам геометрии, надо ответить на вопрос: зачем обучать геометрии в начальной школе, почему в настоящее время общепризнанна необходимость более широкого включения геометрических знаний в систему начального математического образования. Геометрический материал в курсе математики начальных классов, несмотря на разнообразие существующих сегодня систем обучения, практически отсутствует. Обучение элементам геометрии в начальной школе сводится, как правило, к ознакомлению с простейшими плоскими фигурами и измерению геометрических величин инструментальными средствами. На современном этапе развития педагогической науки и практики проблема построения таких моделей процесса обучения, которые способствовали бы не только эффективному усвоению знаний, формированию навыков и умений, но и психическому развитию школьников, является одной из самых актуальных. Одним из основных психических процессов является мышление. Оно включено в любой познавательный процесс: восприятие, память, воображение. Одна из разновидностей образного мышления – пространственное мышление. Пространственное мышление – вид умственной деятельности, обеспечивающей создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения различных практических и теоретических задач. Развитие пространственного мышления имеет важное значение для общего психического развития ребенка. Высокий уровень развития пространственного мышления способствует успешному обучению многим дисциплинам, в том числе математике, географии, черчению, трудовому обучению. Кроме того, уровень развития пространственного мышления я рассматриваю, как существенный показатель общего интеллектуального развития. Поэтому уже в начальной школе необходима целенаправленная и систематическая работа по развитию данного вида мышления. Осуществление данной программы должно начинаться с анализирующей деятельности. Необходимо провести цикл соответствующих бесед и тестов с учениками начальной школы, что позволило скорректировать процесс обучения с учетом индивидуального развития детей. Опыт показывает, что у учащихся недостаточно сформированы такие качества, как самостоятельность, целеустремленность, творческая активность, умение сравнивать результат своей работы с образцом. Обычно учащиеся имеют достаточно скудный сенсорный опыт, не умеют наблюдать. Внимание детей неустойчиво, образное мышление слабо развито. С 1 класса необходимо вызвать интерес к учебе естественным для маленького ребенка образом, оживить преподавание математики посредством геометрического материала, при изучении которого дети могут рисовать, чертить, приклеивать и т.п.Основной целью программы является построение единой содержательной линии курса геометрии, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребенка, его успешный переход на следующую ступень образования – изучение систематического курса геометрии. Цель – расширить представления учащихся о форме предметов, их взаимном расположении на плоскости и в пространстве; познакомить с геометрическими телами и их развертками, сформировать конструктивные умения и навыки, а также способность читать графическую информацию и комментировать ее на доступном для младшего школьника языке. является «не напичкать» ребенка терминологией и доказательствами из систематического курса геометрии, а сформировать у него умение моделировать, конструировать, представлять, предвидеть, сравнивать. Задача – используя тот объем геометрических знаний, с которыми ребенок приходит в школу, создать большие возможности для эффективного изучения геометрического материала; способствовать формированию у детей умения решать задачи, развивать пространственное и логическое мышление учащихся.Программа предусматривает благополучное развитие высших форм мышления, во многом определяющемся уровнем сформированности наглядно - действенного и наглядно- образного мышления. Задача педагога «не напичкать» ребенка терминологией и доказательствами из систематического курса геометрии, а сформировать у него умение моделировать, конструировать, представлять, предвидеть, сравнивать. Основные формы деятельности на занятиях – работа в ходе игровой и практической деятельности учащихся, моделирование, конструирование. Занятия проводятся по тетрадям с печатной основой: Истомина Н.Б., Редько З.Б. Наглядная геометрия. Тетрадь с печатной основой. 1 класс. М., Линка-Пресс, 2009К каждому классу изданы методические рекомендации, содержащие планирование факультативных занятий и рекомендации к организации деятельности учащихся в процессе выполнения геометрических заданий. Предложенные в Тетрадях задания вызывают интерес младших школьников и способствуют формированию УУД (личностных, познавательных, коммуникативных и рефлексивных). Тематическое планирование.1 класс. (33 часа) Тема: «Элементы геометрии». Иметь представление о названиях геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), угол, круг, окружность, центр, радиус. Знать: виды углов- прямой, острый, тупой;- определение прямоугольника (квадрата);- свойство противоположных сторон прямоугольника. Уметь:- строить заданный отрезок;- строить многоугольник по заданным длинам сторон.


^ НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ

Внеурочная деятельность в 1 классе

2013 – 2014 учебный год.

Составитель: Репях Т.Н.

На современном этапе для начального математического образования характерно возрастание интереса к изучению геометрического материала. Федеральный государственный образовательный стандарт расширяет содержание геометрических понятий, представление о которых должно быть сформировано у младших школьников. Актуальными становятся задачи:

- развитие интуиции, образного мышления, а также способности мыслить творчески, не стандартно,

- формирование высокой мотивации учебного процесса,

-развитие всех форм мышления младшего школьника.

Важная роль отводится геометрии, т. к. младший школьный возраст является одним из активных периодов в развитии мышления ребёнка. Поэтому в курсе математики начальной школы усиление роли геометрического материала и геометрических методов придает начальному курсу геометрии больше самостоятельности как по содержанию и объёму, так и по методам изучения, усилено внимание к формированию элементарных пространственных представлений у обучащихся.

Согласно этой концепции приоритетной целью курса является формирование у младших школьников универсальных интеллектуальных умений (приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения) в процессе усвоения математического содержания.

В геометрическом направлении данная концепция находит своё выражение в целенаправленной работе над развитием пространственного мышления младших школьников. Термином «пространственное мышление» обозначается довольно сложное явление, включающее как логические операции, так и непосредственное отражение действительности органами чувств, без которого мыслительный процесс в форме образов протекать не может. По мнению доктора психологических наук, профессора И. С. Якиманской, пространственное мышление формируется в результате общего психического развития ребёнка, его взаимодействия с окружающим миром, а также под влиянием обучения, в ходе которого обучающийся познаёт пространственные свойства и пространственные отношения объектов в их взаимосвязи и взаимозависимостях.

К пространственным характеристикам объекта относятся форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве относительно данной точки отсчёта. Ориентируясь в пространстве, человек определяет объект как совокупность определенных точек, линий, поверхностей.

Системой отсчёта, изначально доступной ребенку, является «схема своего тела». Иными словами, приступая к определению положения в пространстве данного объекта (чего-нибудь или кого-нибудь), ребёнок исходит из своего реального места в пространстве, принимая себя за точку отсчета. Фиксирование точки отсчета (или ориентировка по «схеме своего тела») для восприятия пространства является основной особенностью младшего школьника. Для общего понимания пространства и развития пространственного мышления необходимо создать ребенку дидактические условия, соответствующие его возрасту.

В числе таких дидактических пособий − тетради «Наглядная геометрия» для 1 − 4-х классов: 1-й класс, авторы Н. Б. Истомина, З. Б. Редько;

Тетради «Наглядная геометрия» являются дополнением к учебникам математики для 1 – 4-х классов (автор проф. Н.Б. Истомина), в которых реализована концепция целенаправленного развития мышления всех учащихся в процессе усвоения программного содержания.

Решая задачу развития пространственного мышления обучающихся, авторы Тетрадей «Наглядная геометрия» ориентировались на общекультурные цели обучения геометрии и стремились развить у учащихся интуицию, образное (пространственное) и логическое мышление, сформировать у них конструктивно-геометрические умения и навыки, а также способность читать графическую информацию и комментировать её на языке, доступном младшим школьникам.

Геометрические задания выстроены с учетом данных психологических исследований об особенностях пространственного мышления как вида умственной деятельности и способах его развития в процессе обучения (И. С Якиманская), согласованы с логикой построения начального курса математики, в состав которого входит геометрический материал (Н. Б. Истомина);

Анализ и обобщение опыта использования Тетрадей «Наглядная геометрия» в начальной школе показывают, что эпизодическое включение в уроки математики геометрических заданий вряд ли может привести к достижению поставленных целей. Желательно проводить специальные внеурочные занятия по наглядной геометрии (примерно 1 раз в неделю). Причём, как показала практика, работу можно начинать как со второй четверти первого класса, так и со второго класса и даже с третьего. Ориентируясь на методические рекомендации к Тетрадям, учитель может внести коррективы в планирование занятий.

При проведении внеурочных занятий по «Наглядной геометрии» систематически выделяю время для моделирования и конструирования, организую практические работы школьников с бумагой, пластилином, цветным пластиком и т.д., систематически использую на занятиях интерактивную доску или проектор в различных ситуациях, как для демонстрации задания учащимся, так и для фронтального обсуждения полученных результатов.


Краткая характеристика содержания внеурочных

занятий по курсу «Наглядная геометрия»

1 класс

1. Взаимное расположение предметов. Уточняются представления детей о пространственных отношениях: «справа - слева,», «перед - за», «между», «над - под» и т.д.

2. Целое и части. Расширяются представления младших школьников о способах конструирования геометрических фигур: геометрическая фигура рассматривается как целое, которое можно составить из нескольких других фигур, её частей.

3. Поверхности. Линии. Точки. У школьников формируются первые представления о поверхностях (кривой и плоской), умение проводить на них линии и изображать их на рисунке. Первоклассники также знакомятся со свойствами замкнутых областей: соседние, несоседние области, граница области.


Наглядная геометрия

1-й класс

Примерное планирование занятий



№ занятия

Цель занятия

Задания

1

Уточнить представления первоклассников о пространственных отношениях «справа — слева», «между».

1—3

2

Учить младших школьников ориентироваться по «схеме тела» и относительно произвольной точки отсчёта.

4—7

3—4

Продолжить формировать у первоклассников умение ориентироваться по «схеме тела» и относительно произвольной точки отсчёта.

8—17

5—6

Продолжить формировать у учащихся представления об отношениях «слева — справа»; уточнить их представления об отношениях «за — перед», «над — под», «ближе — дальше» и об изображении видимых и невидимых частей фигур на рисунке.

18—20;

26—28

7—8

Уточнить представления детей о квадрате, прямоугольнике, треугольнике. Обучать конструированию этих фигур из палочек. Продолжить формировать представления об изображении видимых и невидимых частей фигур на рисунке.

21—25;

29, 30

9—10

Проверить усвоение учащимися отношений «слева – справа», «на – под», «между», их представления о круге, квадрате, треугольнике, умение выделять на рисунке предметы одинаковой и разной формы.

31—37

11

Проверить умение детей ориентироваться на плоскости и в пространстве, распознавать предметы одинаковой и различной формы .

38—41

12

Проверить представления детей о форме, размере. Формировать умение конструировать прямоугольник из двух фигур.

42, 45, 48

13

Продолжить работу, направленную на приобретение учащимися опыта конструирования геометрической фигуры из её частей.

43, 47

14

Формировать у первоклассников умение конструировать треугольники из двух данных фигур.

44, 52

15—16

Обучать конструированию прямоугольника из данных фигур.

46, 49, 50, 51, 53

17

Проверить умения учащихся конструировать фигуру из палочек и составлять фигуру (целое) из других фигур (её частей).

54—56

18

Формировать у первоклассников представления о плоской и кривой поверхностях.

57—61

19

Продолжить формирование представлений о плоской и кривой поверхностях и умение распознавать их на изображениях гео-метрических тел.

62—65

20—21

Уточнить понятия «незамкнутая линия», «замкнутая линия», «ломаная линия»; расширить представления первоклассников о поверхностях; учить их определять взаимное положение плоских поверхностей в пространстве.

66—73

22—23

Познакомить детей с изображением на рисунке невидимых линий; продолжить формировать умение распознавать плоские и кривые поверхности.

74—82

24

Познакомить школьников с понятиями «область», «граница области». Учить проводить линии внутри области при определённых условиях.

83—86

25

Формировать у ребят представления о соседних и несоседних областях.

87—90

26—27

Учить первоклассников выполнять деление области на части с помощью линий. Формировать представление об области с «дыркой».

91—96




Похожие:

Рабочая программа по курсу «Наглядная геометрия» на 2013 2014 учебный год 1 класс Образовательная система iconРабочая программа по курсу «Обучение грамоте» на 2013 2014 учебный год 1 класс Образовательная система
Охватывает значительную часть первой четверти, вторую и почти все уроки третьей до февральских каникул
Рабочая программа по курсу «Наглядная геометрия» на 2013 2014 учебный год 1 класс Образовательная система iconРабочая программа по курсу «Русский язык» на 2013 2014 учебный год 1 класс Образовательная система
«Рус­ский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом опреде­ляют качество...
Рабочая программа по курсу «Наглядная геометрия» на 2013 2014 учебный год 1 класс Образовательная система iconРабочая программа по курсу «Обучение грамоте» на 2012 2013 учебный год 1 класс Образовательная система
Охватывает значительную часть первого и второго триместра
Рабочая программа по курсу «Наглядная геометрия» на 2013 2014 учебный год 1 класс Образовательная система iconОбразовательная программа на 2013-2014 учебный год п. Ельники 2013-2014
Цели мбоу «Ельниковская средняя общеобразовательная школа№12» по обеспечению выполнения образовательной программы школы
Рабочая программа по курсу «Наглядная геометрия» на 2013 2014 учебный год 1 класс Образовательная система iconРабочая программа по информатике для 3 класса на 2012/2013 учебный год образовательная система Школа 2100
«Информатика», автора А. В. Горячева, рекомендованной Минобрнауки РФ (сборник Программы начального общего образования. Развёрнутое...
Рабочая программа по курсу «Наглядная геометрия» на 2013 2014 учебный год 1 класс Образовательная система iconЛебедевой Евгении Борисовны по курсу «литература» 5 класс Количество обучающихся: 29 2013 2014 учебный год программа общеобразовательных учреждений литература
Рабочая программа по литературе для 5 класса рассчитана на 68 часов и представляет собой целостный документ, включающий пояснительную...
Рабочая программа по курсу «Наглядная геометрия» на 2013 2014 учебный год 1 класс Образовательная система iconРабочая программа по предмету «Русский язык» 2 класс 2012 2013 учебный год Образовательная система «Школа 2100»
Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту 2010 года и составлена на основе программы по русскому...
Рабочая программа по курсу «Наглядная геометрия» на 2013 2014 учебный год 1 класс Образовательная система iconРабочая программа на 2012-2013 учебный год по курсу «Обучение грамоте» 207 часов в учебный год (9 часа в неделю) учителя начальных классов
Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой. О. В. Прониной «Обучение грамоте» Образовательная система «Школа 2100». (Сборник программ. Начальная...
Рабочая программа по курсу «Наглядная геометрия» на 2013 2014 учебный год 1 класс Образовательная система iconРабочая программа по риторике для 3 класса на 2012/2013 учебный год
«Риторика», автора Т. А. Ладыженской, рекомендованной Минобрнауки РФ (сборник Программы начального общего образования. Развёрнутое...
Рабочая программа по курсу «Наглядная геометрия» на 2013 2014 учебный год 1 класс Образовательная система iconРабочая программа по трудовому обучению для 3 класса на 2012/2013 учебный год
Куревиной О. А., Лутцевой Е. А и др., рекомендованной Минобрнауки РФ (сборник Программы начального общего образования. Развёрнутое...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты