Тема: «Ключевые профессианальные компетентости педагога в условиях модернизации российского образования» icon

Тема: «Ключевые профессианальные компетентости педагога в условиях модернизации российского образования»



НазваниеТема: «Ключевые профессианальные компетентости педагога в условиях модернизации российского образования»
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

Выступление на педагогическом совете 8.10.11

Тема: «Ключевые профессианальные компетентости педагога в условиях модернизации российского образования».

Борисова М.Н., зам. директора по УВР 2-3 ступени.


В настоящий период наша страна включена в систему значительных преобразований и целенаправленных изменений во всех сферах жизнедеятельности. Изменения коснулись политического устройства, экономического уклада жизни, что актуализировало смену ценностей, приоритетов, целей и направлений развития современного общества России и привело к полной модернизации системы образования. (слайд1)

Как сказал Д. Равен шотландский педагог-психолог: «Общество нуждается в новых убеждениях и ожиданиях. Но их нельзя развивать безотносительно к личным системам ценностей, и система образования, школьного и социального, должна это учитывать».

Таким образом, современная образовательная политика России, отражает общенациональные интересы в сфере образования и предъявляет их мировому сообществу, учитывая вместе с тем общие тенденции мирового развития.

Согласно концепции образования: школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений и формирования новых жизненных установок личности, так как развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. Данные требования нашли свое отражение в новых федеральных образовательных стандартах второго поколения, которые предлагают многовариативные образовательные практики для обучения детей и в корне меняют характер педагогической деятельности. (слайд2)

Развитие образования делает все более актуальным решение проблемы оценки профессионализма педагога, перспектив роста, возможностей профессиональной реабилитации. В сфере этого, важным является вопрос о профессиональной компетентности учителя будущего. Это понятие получило широкое распространение в психолого- педагогической литературе сравнительно недавно. (3слайд)

Джон Равен определяет компетентность как специфическую способность, необходимую для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающую узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия.

В других исследованиях, наряду с понятием «компетентность», используется и понятие «компетенция», которое также имеет вариативное описание в различных источниках. Одни отождествляют его с понятием «компетентность», другие – выделяют его как самостоятельную структуру.

 Авторы толкового словаря под редакцией Д.И. Ушакова впервые пытались доказать различия между понятиями компетентность и компетенция: «Компетентность – осведомлённость, авторитетность; компетенция – круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, кругом полномочий».

По мнению Сорокиной Т.М., под профессиональной компетентностью учителя понимается единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.

В исследовании Татьяны Михайловны понятие профессиональная компетенция  учителя трактуется как динамическая, процессуальная сторона его профессиональной подготовки, характеристика профессионального роста, профессиональных изменений, как мотивационных, так и деятельностных.

Введенский В.Н. выделяет четыре основных педагогических компетентностей: коммуникативную, информационную, регулятивную и интеллектуально-педагогическую.

^ Коммуникативная компетентность педагога – профессионально значимое, интегративное качество, основными составляющими компонентами которого являются эмоциональная устойчивость (связана с адаптивностью); экстраверсия (коррелирует со статусом и эффективным лидерством); способность конструировать прямую и обратную связь; речевые умения; умение слушать; умение награждать; деликатность, умение делать коммуникацию «гладкой». (4 слайд)

^ Информационная компетентность включает объём информации (знаний) о себе, об обучающихся и их родителях, об опыте работы других педагогов, умение работать с данной информацией. (5 слайд)

^ Регулятивная компетентность педагога предполагает наличие у него умений управлять собственным поведением. Она включает: целеполагание, планирование, мобилизацию и устойчивую активность, оценку результатов деятельности, рефлексию. (6 слайд)

^ Интеллектуально-педагогическую компетенцию автор рассматривает как комплекс умений по анализу, синтезу, сравнению, абстрагированию, обобщению, конкретизации, как качества интеллекта: аналогия, фантазия, гибкость и критичность мышления. (7 слайд)

В других источниках выделяют следующие виды педагогических компетенциий. (8слайд с макросами)


компетенция

показатели

критерии

^ Профессиональная компетентность

качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей;

  • знание основ общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач; знание педагогики, психологии, возрастной физиологии, школьной гигиены;

  • знание методики преподавания предмета, программ и учебников по преподаваемому предмету; знание методики воспитательной работы, требований к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним, средств обучения и их дидактические возможности;

  • знание основ научной организации труда;

  • знание современных педагогических технологий продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;

  • знание основ экологии, экономики, социологии;







владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно-ценностной рефлексии.


^ Информационная компетентность

качество действий работника, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе;


  • умение работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

  • умение вести школьную документацию на электронных носителях;

  • ведение регулярной самостоятельной познавательной деятельности, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности; использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе.

^ Коммуникативная компетентность

качество действий работника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами, их замещающими), коллегами по работе;


  • умение вести вербальный и невербальный обмен информацией, а также проводить диагностирование личных свойств и качеств собеседника;

  • умение убеждать, аргументировать свою позицию;

  • владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.

  • умение вырабатывать стратегию, тактику и технику, взаимодействие с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей;

  • умение идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам воспринимается партнером по общению и эмпатийно относится к нему.

  • готовность к проявлению компетентности (т.е. мотивационный аспект); владение знанием содержания компетентности (т.е. когнитивный аспект);

  • опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (т.е. поведенческий аспект); отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект); эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности.

  • владение эффективными техниками общения, способность быстро и правильно ориентироваться в социальном контексте; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

  • потребности и ценностные ориентации, перцептивные (стойкие) убеждения; готовность воспринимать новое во внешней среде;

^ Правовая компетентность

качество действий работника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач

знание приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации; законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность; Конвенции о правах ребенка; трудового законодательства, правил внутреннего распорядка образовательного учреждения, правил по охране труда и пожарной безопасности

нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;

^ Психологическая компетентность




  • трансляция оптимальных способов решения кризисных ситуаций, демонстрация самопринятия и самовыражения, конструктивность и конкурентноспособность; эмпатийность и толерантность в общении с миром детей;

  • мотивация личностного роста, умение прогнозировать позитивный образ достижений



Анкета

Оцените уровень развития своих педагогических компетенций от 0 до 5 баллов.



компетенция




^ Профессиональная компетенция




- знание основ общетеоретических дисциплин




-знание методики преподавания предмета, программ и учебников по преподаваемому предмету; знание методики воспитательной работы, требований к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним




- знание современных педагогических технологий




- знание педагогики, психологии, возрастной физиологии, школьной гигиены




-знание основ экологии, экономики, социологии




^ Информационная компетенция




- умение работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием




- умение вести школьную документацию на электронных носителях




- ведение регулярной самостоятельной познавательной деятельности




^ Коммуникативная компетенция




- умение вести вербальный и невербальный обмен информацией




- умение убеждать, аргументировать свою позицию




- владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи




- умение вырабатывать стратегию, тактику и технику, взаимодействие с людьми




- умение идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам воспринимается партнером по общению и эмпатийно относится к нему




- владение эффективными техниками общения, способность быстро и правильно ориентироваться в социальном контекст




^ Правовая компетенция




-знание приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации




- законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность




- Конвенции о правах ребенка




- правил внутреннего распорядка образовательного учреждения, правил по охране труда и пожарной безопасности

нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи




^ Психологическая компетенция




- трансляция оптимальных способов решения кризисных ситуаций




- мотивация личностного роста, умение прогнозировать позитивный образ достижений






Литература:


  1. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетенции педагога//Педагогика 2003

  2. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие, реализация. М., Когито-Центр 2002

  3. Сорокина Т.М. Развитие профессиональной компетенции будущего учителя средствами интегрированного учебного содержания.//Начальная школа, 2004

  4. Толковый словарь под ред. Д.И. Ушакова, М., 1935



Похожие:

Тема: «Ключевые профессианальные компетентости педагога в условиях модернизации российского образования» icon«Роль методической работы в формировании профессиональной зрелости педагога»
В условиях реформирования и модернизации российского образования, интенсификации интегрирования российской системы образования в...
Тема: «Ключевые профессианальные компетентости педагога в условиях модернизации российского образования» iconФормирование психологической культуры преподавателя высшей школы в условиях модернизации современного
В центре проблемы модернизации российского образования находится педагог, культурный потенциал которого во многом определяет возможность...
Тема: «Ключевые профессианальные компетентости педагога в условиях модернизации российского образования» iconПлан работы методического совета школы на 2013/2014 учебный год
Тема: «Повышение эффективности и качества обучения на основе новых подходов в условиях модернизации российского образования»
Тема: «Ключевые профессианальные компетентости педагога в условиях модернизации российского образования» iconВведение. 3 Основная часть. Теоретический раздел 7
Формирование языковой личности в условиях модернизации российского образования 16
Тема: «Ключевые профессианальные компетентости педагога в условиях модернизации российского образования» iconКафедра преподавания естественно-математических дисциплин Основные направления деятельности кафедры в 2008 г
Непрерывное повышение квалификации педагогов области в условиях модернизации российского образования
Тема: «Ключевые профессианальные компетентости педагога в условиях модернизации российского образования» iconПрофессия педагога в условиях модернизации образования: сборник материалов региональной научно-практической конференции 28 ноября 2009 года/Под ред. О. И. Зворыгиной. – Сургут: рио сургпу. 2010. – 157 с

Тема: «Ключевые профессианальные компетентости педагога в условиях модернизации российского образования» iconАнализ результатов мониторинга уровня сформированности учебно-познавательной компетентности обучающихся 8 классов Введение Концепция модернизации российского образования на период до 2010 год
Дернизации российского образования на период до 2010 года определяет формирование у обучающихся ключевых компетентностей как один...
Тема: «Ключевые профессианальные компетентости педагога в условиях модернизации российского образования» iconИгра как форма и средство в воспитании интереса к русскому языку
В концепции модернизации Российского образования отмечается, что необходимы условия достижения нового, современного качества общего...
Тема: «Ключевые профессианальные компетентости педагога в условиях модернизации российского образования» iconЕжова Жанна Евгеньевна, учитель английского языка мбоу сош №16 в условиях модернизации содержания образования и введения фгос начального общего образования учебники
В условиях модернизации содержания образования и введения фгос начального общего образования учебники являются важным средством реализации...
Тема: «Ключевые профессианальные компетентости педагога в условиях модернизации российского образования» iconПриложение №1 Перечень рубрик и дискуссионных вопросов, предлагаемых вниманию Ректоров вузов
Обеспечение выживания и конкурентоспособности учреждений впо на региональных рынках образовательных услуг в условиях модернизации...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты