Воспитательная система школы icon

Воспитательная система школы



НазваниеВоспитательная система школы
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

Незнаева Марина Николаевна

«Воспитательная система школы»


Воспитательная система школы.

  1. Введение.

  2. Понятие воспитательной системы.

  3. Структура воспитательной системы.

  4. Этапы становления воспитательной системы.

  5. Определение уровня сформированности воспитательной системы.

  6. Характеристика воспитательных систем:

    • Гуманистическая воспитательная система Караковского В.А.

    • «Педагогика общей заботы» как воспитательная система.

    • Воспитательная система, основанные на «педагогике успеха»

7. Вывод.

Список используемой литературы.

1. Введение.

Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы.

Появление в педагогике понятия "воспитательная система" обусловлено влиянием на теорию и практику воспитания идей системного подхода, получивших широкое распространение в современной науке. Это понятие в настоящее время стало ключевым в нашей педагогике. Причин этому несколько. Одна из них - неудовлетворенность педагогов результатами своего труда, осознание того, что ставка значительной части практиков на "чудодейственное средство", на "волшебную палочку", в качестве которых выступают отдельные новые технологии, не может коренным образом изменить учебно-воспитательный процесс.

А.С.Макаренко на заре новой школы критиковал логику уединенного средства в организации учебно-воспитательного процесса. Не прием, не метод, не способ, какими бы заманчивыми они ни казались, а система является ключевым понятием в педагогике будущего.

Вторая причина связана с наличием в педагогических коллективах хороших идей, опыта работы, позволяющих создавать авторские воспитательные системы.

Третья причина связана с тем, что идея создания воспитательной системы плодотворна. В работу по созданию воспитательных систем включилось большое число общеобразовательных учреждений.

Министерство образования РФ утвердило в 2001 году "Программу развития воспитания в системе образования России на 2002-2004 годы". Первоочередной задачей по ее реализации является формирование воспитательной системы, включающей в себя целостный учебно-воспитательный процесс, повышение воспитательного потенциала обучения, эффективности воспитания.

2. Понятие воспитательной системы

Среди понятий "педагогическая система", "дидактическая система", "система воспитательной работы", " воспитательная система" последнее занимает особое место. Это наиболее широкое понятие, которое включает три предыдущих в качестве своих компонентов.

Прежде всего, необходимо дать определение такой категории, как воспитание. В педагогике есть несколько определений. В основу концепции воспитания Министерства образования РФ, концепции В.А.Караковского, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой принято определение, данное Х.Й.Лийметсом, который рассматривал воспитание как целенаправленное управление процессом развития личности. Это определение существенно отличается от распространенного, по сей день в педагогике определения воспитания как целенаправленной передачи социального опыта подрастающему поколению, из которого следует, что стержнем проектируемого и реализуемого педагогами воспитательного процесса является обучение - вооружение подрастающего поколения определенными знаниями, умениями и навыками.

Если воспитание рассматривать как управление процессом развития личности через создание условий, благоприятных для этого, то воспитательная система выглядит иначе и не сводится только к системе педагогической. С одной стороны, эта система психолого-педагогическая, с другой - социально-педагогическая, и влияет она на школьников не только как педагогический фактор (через учителей, уроки, учебники, домашние задания, классные часы), но и как фактор социальный (через включенность в окружающую среду, через те отношения, которые складываются между детьми, педагогами, родителями, шефами; через психологический климат, позволяющий объединять детей и взрослых в рамках данного заведения). Педагогическая система, таким образом, - более узкое понятие, чем воспитательная система, но она является ее основой.

Под системой воспитательной работы, как правило, понимают систему взаимосвязанных воспитательных мероприятий (дел, акций), приводящих к поставленной цели.

В педагогике давно получило признание понятие "дидактическая система". Дидактическая система школы включает в себя цели в сфере образования, содержание образования, процесс, методы и формы его организации. В данном случае рассматриваются как подсистема воспитательной системы.

В научной литературе существует несколько определений, посредством которых исследователи пытаются отразить сущность данного понятия. Так, Л.И. Новикова и ее коллеги Н.Л.Селиванова и В.А.Караковский предлагают следующие:

  • "Воспитательная система есть целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (цели, субъекты, их деятельность, общение, отношения, материальная база) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат".

  • "Воспитательная система - это развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов: целей, ради которых система создается; совместной деятельности людей, ее реализующих; самих людей как субъектов этой деятельности; освоенной ими среды; отношений, возникающих между участниками деятельности; управления, обеспечивающего жизнеспособность и развитие системы."

Е.Н. Степанов полагает, что главное предназначение воспитательной системы заключается в педагогическом обеспечении и содействии развитию личности ребенка, поэтому выделяет в дефиниции данное предназначение наряду с другими сущностными характеристиками воспитательной системы. На его взгляд, "воспитательная система - это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обусловливает наличие у образовательного учреждения или его структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся". Общая способность содействовать развитию личности ребенка представляется исследователю как целое, складывающееся из отдельных (частных) способностей, таких как:

  • способность диагностировать развитие личности учащегося, детского и педагогического коллективов;

  • способность выдвинуть и обосновать цель воспитательного процесса;

  • способность организовать жизнедеятельность сообщества детей и взрослых в максимальной степени благоприятную для самореализации и самоутверждения личности ребенка, педагога и родителя;

  • способность интегрировать усилия субъектов воспитательного процесса, сделать их наиболее эффективными;

  • способность создать в образовательном учреждении и за его пределами развивающую среду, нравственно благоприятную и эмоционально насыщенную;

  • способность осуществить научно обоснованный анализ сложившейся социально-педагогической ситуации, подученных результатов воспитательной деятельности и т.д.

Ученые называют также черты воспитательной системы, характерные для данного социально-педагогического явления:

Воспитательная система - это система социальная. Ее ядро - люди и их потребности, мотивы, интересы, ценностные ориентации, действия, отношения. Функционирование воспитательной системы осуществляется в соответствии с законами общественного развития.

Воспитательная система - это система педагогическая. Ее функционирование связано с реализацией целого ряда педагогических задач, для решения которых используются разнообразные формы, приемы и методы педагогической деятельности. Результаты решения задач свидетельствуют об эффективности воспитательной системы.

Воспитательная система - это система ценностно-ориентированная. Любая воспитательная система ориентирована на определенные ценности. В современной педагогической науке и практике признаны педагогически нецелесообразными идеи построения воспитательного процесса на основе антигуманных ценностей и авторитарного стиля отношений между педагогом и ребенком и взят курс на моделирование, построение и исследование воспитательных систем гуманистического типа.

Воспитательная система - это система целостная. Нередко ее называют организмом, как бы подчеркивая, что она состоит из органов-компонентов, взаимосвязь и взаимодействие которых позволяет системе функционировать как единое целое и обладать системными интегративными качествами.

Воспитательная система - это система открытая. Она имеет множество связей и отношений с окружающей социальной и природной средой, которые обеспечивают функционирование и развитие системы.

Воспитательная система - это система целенаправленная. Ее невозможно представить без цели. При отсутствии целевых ориентиров воспитательная деятельность теряет свой смысл, ведь ее сущностной характеристикой является целенаправленность.

Воспитательная система - это система сложная и вероятностная. Сложность воспитательной системы обусловлена большим количеством элементов и связей между ними, полиструктурностью и качественной сложностью самой системы и ее составляющих компонентов. Будущее сложных систем трудно предсказать, поэтому прогнозы носят вероятностный характер.

Воспитательная система-это система саморазвивающаяся и самоуправляемая. Внутри системы скрыта способность к преодолению противоречий развития усилиями самих участников педагогических процессов, способность к самоуправлению: постановке целей, проектированию нового состояния системы воспитания и этапов его достижения, корректировке образовательно-воспитательных процессов, объективному анализу их хода и результатов, выдвижению новых перспектив и т.д.

3. Структура воспитательной системы

Характеризуя внутреннее строение воспитательной системы, ученые высказывают разные точки зрения о составе компонентов системы. Это объясняется сложностью и полиструктурностью. системного образования, а также существующим различием мнений исследователей о том, какие компоненты (элементы) системы следует считать основными, наиболее важными. Академик Л.И. Новикова и ее коллеги относят к числу таких элементов:


а) цели, выраженные в исходной концепции;
б) деятельность, обеспечивающую достижение целевых ориентиров;
в) субъекта деятельности, ее организующего и в ней участвующего;
г) рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность;
д) среду системы, освоенную субъектом;
е) управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.

4. Этапы становления воспитательной системы

Система школы проходит в своем развитии четыре этапа.

1- становление системы. разработка теоретической концепции будущей воспитательной системы, моделируется ее структура и связи между ее элементами. Главная цель первого этапа - отбор ведущих педагогических идей, формирование коллектива единомышленников

2 - отработка системы. На этом этапе происходит развитие школьного коллектива,  

3- окончательное оформление системы - это содружество детей и взрослых, объединенных общей целью, 

4 - перестройка воспитательной системы, которая может осуществляться либо революционным, либо эволюционным путем

^ 1-й этап становления.

Создается инициативная группа, осознающая потребность в совершенствовании и обновлении воспитательного процесса, обладающая способностью к продуцированию, осуществлению новых педагогических идей, умеющая системно мыслить и действовать. Используя простейшие приемы и методы диагностики, инициаторы выявляют основные проблемы и недостатки в работе педагогического коллектива. На различных заседаниях, сборах, совещаниях педагогического, ученического и родительского коллективов обсуждаются проблемы, наиболее важные вопросы; предлагаются пути, способы обновления и совершенствования школьной жизни. Изучается теория и практика воспитательных систем, теоретические и методические основы проектирования образа выпускника учебного заведения. Серьезным образом изучаются и рассматриваются следующие вопросы:

  • сущность, признаки и компоненты воспитательной системы;

  • теоретические и методические основы построения и развития воспитательной системы;

  • формирование модельных представлений о воспитательной системе (концепция воспитания);

  • взаимодействие учителей, учащихся и родителей в воспитательной системе;

  • совместная деятельность и общение как основные системообразующие и системоинтегрирующие факторы;

  • критерии и показатели эффективности воспитательной системы;

  • взаимодействие школьного сообщества с окружающей социальной и природной средой.

На следующей ступени становления воспитательной системы необходимо сформировать образ учебного заведения. Необходима специальная работа по формированию модельных представлений у педагогов, учащихся, родителей. (школьники принимают участие в конкурсе фантастических и реальных проектов “Школа XXI века”, конкурсе сочинений “Школа, в которой я хотел бы учиться”, в КТД “Моя школа”. Педагоги и родители участвуют в конкурсе идей и проектов “Будущее нашей школы”, совещаниях-размышлениях о совершенствовании и обновлении школьной жизни. Взрослым и детям предлагается представить образ своей школы и попробовать его описать наиболее подходящим словом, строкой стихотворения или песни, схемой или рисунком. Все эти дела направлены на поиск возможных вариантов развития учебного заведения.

Можно провести деловую игру. Ее участники: учителя, учащиеся 7-11 классов и их родители. Дается четыре задания участникам, разбитым на 5-6 микрогрупп.

1-е задание: определите качества, которыми должен обладать выпускник школы.

2-е задание: назовите главные цели обновления и совершенствования жизнедеятельности учебного заведения.

3-е задание: сформулируйте основные правила (принципы) построения жизни в школе, которые помогут воспитать ученика, обладающего качествами образа выпускника.

4-е задание: предложите конкретные формы и способы совместной деятельности учителей, учащихся и родителей, которые будут способствовать формированию желаемых качеств выпускника.)

Происходит согласование и интеграция представления детей и взрослых о будущем своей школы, его воспитательной системе.

На основе анализа и обобщения полученных результатов творческая инициативная группа из представителей учителей, учащихся, родителей, администрации школы завершает проектирование образа выпускника учебного заведения и разрабатывает концептуальные положения о построении воспитательной системы.

Рекомендуется разрабатывать концептуальную модель со следующими разделами:

1. Исходное состояние воспитательной системы

  • основные параметры образовательного учреждения;

  • воспитательный потенциал образовательного учреждения и окружающей его среды;

  • достижения, традиции, недостатки и проблемы в воспитании учащихся.

2. Проектируемое состояние воспитательной системы

  • теоретико-методологические основы системы;

  • ценностные ориентиры системы (ценности, цели, задачи, принципы построения воспитательной системы);

  • механизм функционирования системы (функции воспитательной системы, системообразующие виды деятельности, системоинтегрирующие формы организации воспитательного процесса; педтехнологии построения совместной деятельности, общения и отношений; управления и самоуправления; внутренней и внешней связи; кадровое, организационно-нормативное, научно-методическое, психологическое и финансово-материальное обеспечение);

  • этапы построения системы;

  • критерии, показатели и способы изучения эффективности воспитательной системы.

Наряду с концепцией воспитательной системы разрабатывается программа ее построения, рассчитанная на 2-3 года (модель же воспитательной системы школы строится 1-1,5 года).

Программа может быть составлена по следующей форме:

Задачи (направления, условия) реализации цели

Деятельность участников учебно-воспитательного процесса

Сроки выполнения

Результаты

педагоги

учащиеся

родители

совместная деятельность

 

промежуточные

окончательные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Когда модель воспитательной системы и программа построения теоретически подготовлены, в школьном сообществе на всех уровнях: учащихся, педагогов и родителей происходит обсуждение и выявление степени соответствия документов коллективному замыслу, образу учебного заведения. Вносятся изменения и коррективы.

Но только внутришкольной экспертизы недостаточно, поэтому проводится и внешняя экспертиза работниками управления образованием, ИПКРО. Оценивается социально-педагогическая значимость реализации модельных представлений, новизна замысла разработчиков, обоснованность концептуальных идей и действий по обновлению процесса обучения и воспитания учащихся; соответствие проектируемых условий жизнедеятельности школьного сообщества психолого-педагогическим требованиям, санитарно-гигиеническим нормам организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении и т.д.

Управленческая экспертиза направлена на установление соответствия положений, подготовленных материалов Закону РФ “Об образовании”, другим законам, нормативно-правовым актам, кадровым и финансово-материальным возможностям учебного заведения. После получения положительной экспертной оценки концепция и программа деятельности по созданию воспитательной системы утверждаются на заседании педагогического совета школы, Совета школы.

2-й этап развития воспитательной системы связан с отработкой содержания деятельности и структуры системы. Окончательно утверждаются приоритетные направления деятельности, усложняется деятельность школьников в сфере самоуправления, развивается инициатива и самодеятельность, создаются предпосылки для коллективного творчества. Идет ярко выраженный процесс массового воспитания через коллектив. Рождаются коллективные традиции. Возникает сориентированность деловых функциональных отношений и эмоционально-психологических отношений как в детской, так и во взрослой среде.

3-й этап завершающий. Система окончательно оформляется: каждый компонент занимает свое место, системные связи крепнут, жизнь школы упорядочивается, воспитательная система работает. Школьный коллектив выступает как единое целое, сообщество детей и взрослых, объединенных общей, глубоко осознаваемой целью, общей деятельностью, отношениями творческого содружества, общей ответственностью и взаимной терпимостью, педагогами реализуется личностный подход. В управление системой включается все большее количество активных участников – детей, учителей, родителей.

Завершающий этап в развитии воспитательной системы не конец процесса системообразования. Чтобы в воспитательной системе не возникало торможения, чтобы предохранить ее от застойных явлений, стереотипов, чувства непогрешимости необходимо обновлять систему, использовать инновации, четко ориентировать ее на личность ребенка, на развитие его природных задатков и способностей, его самочувствие и личностный рост.

4-й этап - перестройка воспитательной системы. Она обусловлена усилением дезинтегрирующих явлений, которые приводят к так называемому "кризису" системы. Могут возникнуть недовольство состоянием основных видов деятельности, сбои в установившемся порядке жизни школы и т.д. Причины возникновения кризисных явлений различны, но чаще всего сводятся к возникновению скуки в коллективе, отсутствию творчества в деятельности, дефициту новизны.

А. М. Сидоркин считает, что в результате кризиса могут произойти:

• смена ведущих видов деятельности, способствующая восстановлению целостности системообразующих связей и приводящая к новому этапу субъектного развития;

• возникновение на базе прежней воспитательной системы новой, сохраняющей некоторые ценности и традиции старой системы;

• исчезновение системы, когда нет нового витка развития, разрушаются все основные системообразующие связи и формы.

Этапы развития воспитательной системы сообразуются с этапами развития коллектива, являющегося его ядром. Так, на этапе становления системы происходит и становление коллектива. В процессе упорядочения содержания деятельности и структуры системы коллектив становится инструментом массового воспитания, а на этапе ее функционирования в заданном режиме - субъектом воспитания личности. Создание в школе коллектива - это появление нового интегративного качества воспитательной системы, свидетельствующего о ее целостности.


5. Определение уровня сформированности В.С.

Для определения уровня сформированности воспитательной системы школы Л. К. Гребенкина предложила использовать две группы оценок: критерии факта и критерии качества. Первая группа позволяет ответить на вопрос, есть ли в данной школе воспитательная система, а вторая дает представление об уровне ее сформированности и эффективности.

^ Критерии факта могут быть представлены такими показателями, как:

• упорядоченность жизнедеятельности школы (соответствие содержания, объема и характера учебно-воспитательной работы возможностям и условиям данной школы);

• наличие сложившегося единого школьного коллектива;

• интеграция воспитательных воздействий, концентрация педагогических усилий.

^ Критерии качества складываются из таких показателей, как:

• степень приближенности системы к поставленным целям, реализация педагогической концепции, идей и принципов, лежащих в основе воспитательной системы;

• общий психологический климат школы, стиль отношений, самочувствие ученика, его социальная защищенность, внутренний комфорт;

• уровень воспитанности учащихся.

Данные критерии условны, они могут быть конкретизированы применительно к той или иной воспитательной системе школы.


6. Характеристика воспитательных систем.

В современном мире существуют многообразные воспитатель­ные системы, отличающиеся друг от друга видом, местонахожде­нием, временем существования, моделью, основанной на определенном учении, путями внедрения и др.


Гуманистическая воспитательная система

(школа №825 Москвы, система В.А.Караковского)


Школа № 825 была основана в 1970 г. В 1977 г. с приходом нового директора В.А.Караковского здесь началось создание гу­манистической воспитательной системы (ориентация на лич­ность), которая в своем становлении и развитии прошла несколь­ко этапов.

На первом этапе (1977-1981) была проведена диагности­ка педагогического и ученического коллективов, их деятельно­сти, взаимоотношений школы с социумом. Внедрялась и уточня­лась разработанная В.А. Караковским концепция воспитательной системы; были определены перспективы развития школы, созда­ны программные документы («Заповеди педагогического коллек­тива», «Нравственные принципы школьника образцового города» и др.); педагоги и учащиеся были включены в совместную твор­ческую деятельность, стали использовать коммунарскую методику. Итогом данного этапа явилось формирование нового педагогичес­кого мышления, переоценка ценностей и утверждение идеи о не­обходимости дальнейшего развития воспитательной системы.

Второй этап (1981-1986) характеризовался стабилизацией системы, четко оформлялись ее структурные компоненты, были созданы органы самоуправления. При этом главной ценностью считалась личность школьника, ее интересы и способности. По­высились качество успеваемости и уровень воспитанности уча­щихся. Внутри педагогического коллектива изменился стиль отно­шений, его стали определять демократизация, сотрудничество и сотворчество. Коллективная творческая деятельность приобрела господствующий характер. Однако в этот период появились про­тиворечия между учебной и внеучебной деятельностью, поставив­шие перед коллективом ряд новых задач, направленных на изме­нение ведущих видов деятельности, ее сущностных основ, — это и явилось основным содержанием третьего этапа развития ВС (1986-1988).

Следующим, четвертым, этапом формирования воспи­тательной системы стала отработка перспективных направлений дальнейшего ее развития. Вместе с тем широкомасштабные изме­нения в обществе, начавшиеся в 1991г., привели к коренным преобразованиям в образовательной сфере. Провозглашенные принципы демократизации и гуманизации потребовали от педа­гогического коллектива внесения корректив во все структурные компоненты системы от цели до результата. В основу содержания воспитательной работы были положены общезначимые ценности: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Культура, Мир, Зем­ля. Гуманные отношения стали главным механизмом воспитания личности, В воспитательной системе увеличилась степень свободы, возросла роль ситуации выбора и ситуации успеха. В методах вос­питания стали преобладать диалог, групповая дискуссия, метод создания педагогической ситуации, условий для самореализации личности.


«Педагогика общей заботы» как воспитательная система


Идея «педагогики общей заботы» была выдвинута И.П.Ивано­вым, Ф.Я.Шапиро и их последователями в конце 50-х гг. XX в. ^ В основу ее положены следующие принципы: сотрудничество взрослых и детей, социально полезная направленность, многоро­левой характер и романтизм деятельности, творчество.

Кроме того, «педагогика общей заботы» поддерживала такие идеи кол­лективного творческого воспитания, как единое целеполагание, общее участие в организации дела, ситуации-образцы, эмоцио­нальное насыщение жизни коллектива. Суть каждой из этих идей заключается в коллективной творческой направленности деятельности, выработке и осмыслении взрослыми и детьми целей и идеалов своей совместной жизни. Эмоциональная насыщенность жизни коллектива предусматривала увеличение эмоционального напряжения, возникновение чувств единения, доверия, душевно­го подъема при помощи специальных средств (символы, тради­ции, обряды). Развиваясь во внешкольной среде, данная методика строилась первоначально как чисто воспитательная, вне учебного процесса, вне официальной структуры школы.

Когда сегодня говорят о коммунарской методике — важной со­ставляющей «педагогики общей заботы», — подразумевают чаще всего методику коллективной творческой деятельности (КТД). Коллективная творческая деятельность разнообразна по формам и содержанию. Эта деятельность направлена на служение людям, Родине, заботу о себе, близких и далеких людях. Ее идея стано­вится центром целой серии коллективных творческих дел разных видов. Коллективное творческое дело — это совокупность разнооб­разных приемов и действий, выстроенных в определенной после­довательности. Методика коллективной творческой деятельности предусматривает создание свободных групп, сотрудничество и со­творчество, коллективную работу, игровую деятельность и само­развитие личности.

Идеи «педагогики общей заботы» находят отражение и в мето­дике организации коллективной познавательной деятельности (КПД), на уроках и во внеучебное время, помогая успешно ре­шать воспитательные и развивающие цели: формирование нравственных качеств личности, воспитание познавательной активно­сти и самостоятельности, коммуникативных умений на основе индивидуальных интересов и способностей.

Организация коллективной познавательной деятельности включает следующие основные направления: создание широкого учебного актива, четкое управление совместной деятельностью, овладение методикой различных форм организации КПД.

Учебный актив выполняет разнообразные функции, напри­мер, ассистентов учителя на уроках и на внеклассных мероприя­тиях, лаборантов на практических занятиях, консультантов по предметам, оформителей учебных кабинетов и др. Коллективная познавательная деятельность осуществляется в различных формах: устный журнал, защита проекта, общественный смотр знаний и др. Работа в группах на уроках включает в себя элементы фрон­тальной и индивидуальной работы. Группы формируются из 4-6 человек, в них входят учащиеся с различным уровнем подготов­ленности. При формировании групп учитываются интересы и же­лания учащихся.

Нельзя обойти вниманием тот факт, что одним из наиболее яр­ких проявлений воспитательной системы, выстроенной на основе «педагогики общей заботы», являются соуправление и самоуправ­ление. Здесь главное — организация жизнедеятельности коллектива.

Как важнейшее условие воспитания в этой системе выступает совокупность воспитательных отношений: реальных (общая забо­та) и духовных (уважение, ответственность, требовательность).


«Педагогика успеха»


Воспитательные системы, выстроенные на основе идей «педа­гогики успеха», позволяют проектировать работу школы по созда­нию условий для гармоничного развития достойной личности, удовлетворения ее потребности в самореализации и уважении, по формированию ориентации на успех и достижение. Успех — это наиболее полное достижение поставленной цели, а достижение в свою очередь — это опредмеченный результат. Подобную воспитательную систему представляет гимназия № 56 Санкт-Петербурга. Началом создания ВС школы является 1989 г.

В 1992 г. была разработана концепция эффективного воспитания, суть которой состоит в том, что школа — это субъект успешного развития. В основу программы развития была положена гуманисти­ческая направленность и идеи «педагогики успеха»: создание ситуа­ции успеха у каждого учителя и ученика, вера в собственные силы, ориентация на значимые для школы ценности.

В качестве ведущих были выделены идеи профессионализма, целенаправленного развития, престижной школы Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга) как самоценности для образования, порядка, защищенности и комфорта, здоровья, театра и игры.

Определилось ценностно-ориентационное поле развития вос­питательной системы школы, включающее ряд ключевых понятий (успех, доброта, детство, игра, образование, город, комфорт, красота, порядок, активность, профессионализм, талант, здо­ровье), а также этапы: диагностический, проектировочный, сис­темный, деятельностный, технологический, корректировочный, эмоционально-притягательный, ориентированный на успех.

Были разработаны следующие критерии оценки ВС школы (разделенные на две группы: I — критерии функционирования, II — развития):

результативности (соответствия образовательным стандартам, уровня научно-методического обеспечения);

удовлетворенности;

«углубления развития»;

роста достижений школы и каждой лично­сти;

непротиворечивости;

экономического и материального разви­тия.

Главный интегральный критерий — активность участия педа­гогов, учащихся и родителей в преобразующей деятельности.

К важнейшим разработанным педагогическим коллективом технологиям организации деятельности следует отнести техно­логии конкретных форм деятельности. Например, сложился го­довой круг праздников и традиций: начало нового учебного года (сентябрь); День учителя и Праздник первоклассников (октябрь); День подарков; педагогические чтения им. В. Н. Сороки-Росинского (ноябрь); новогодний карнавал (декабрь); Праздник весны и Книжкины именины (март); праздник «Виват Санкт-Петер­бург», Последний звонок (май).

^ Главными методами на этапах развития ВС стали:

экспертный анализ,

оценка достижений шко­лы и самооценка достижений личности,

опросы,

целевая экс­пертиза и др.


7. Таким образом, воспитательная система – это сложная педагогическая система, которая призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленные на ребенка, в целостный педагогический процесс, обеспечивающий в конкретных социально-педагогических условиях реализацию целей и задач воспитания. Как показывает практика, наиболее эффективным способом организации процесса воспитания в образовательном учреждении является создание на его базе инновационной воспитательной системы. В связи с этим необходимо постоянно повышать профессиональную компетентность специалистам, курирующих и организующих воспитательный процесс в образовательных учреждениях. С этой целью Центр духовно-нравственного и творческого развития личности включает в программы курсов повышения квалификации модули, направленные на овладение педагогами знаниями и умениями, необходимыми для создания, развития и управления воспитательной системой в образовательном учреждении при организации своей профессиональной деятельности в условиях модернизации образования.


Список использованной литературы:


1.       Григорьев Д.В. Воспитательная система школы: от А до Я. –М., 2006.

2.       Педагогика: Учебное пособие / Сластенин В.А. и др. - М.: Школа-Пресс, 1997.

3.       Степанов Е.Н. Моделирование воспитательной системы образовательного учреждения: теория, технология, практика. - Псков, 1998.

4.       Т.И. Шамова, Г.Г. Шибанова. Воспитательная система школы: сущность, содержание, управление. М., 2005.

5. Степанов Е.Н. Формирование образа школы / Директор школы – 2000№4

6. Караковский В.А., Новикова Л.И. Воспитание? Воспитание…Воспитание! Теория и практика воспитательных систем – М.,1996






Похожие:

Воспитательная система школы iconВоспитательная система развития новой личности. Воспитательная система школы – не застывший, а постоянно развивающийся феномен
Итак, о воспитании. Воспитание многомерно. Оно разнообразно не только по целям, условиям, методам, но и по содержанию, масштабам...
Воспитательная система школы iconШколы
Среди понятий "педагогическая система", "дидактическая система", "система воспитательной работы", " воспитательная система" последнее...
Воспитательная система школы iconВыступление учителя мбоу сош №30 Андриуцэ Т. А на тему «Воспитательная система школы как модель духовно-нравственного просвещения»
Целью русской школы является пробуждение национального самопознания личности, воспитание нравственности и патриотизма
Воспитательная система школы iconВоспитательная система 8 а класса
Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий...
Воспитательная система школы iconВоспитательная система образовательного учреждения Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Вознесенская основная общеобразовательная школа
Ельная система школы соединяет в единый процесс две основные подсистемы школы – обучающую и воспитывающую, интегрируя таким образом...
Воспитательная система школы iconВоспитательная система класса «Становление личности ребенка в начальной школе»
Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий...
Воспитательная система школы iconКонцепция воспитательной системы в средней общеобразовательной школе №3
Воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную...
Воспитательная система школы iconПедагогический совет Воспитательная система
Почему на данном этапе развития всей воспитательной системы школы возникла необходимость её моделирования и описания?
Воспитательная система школы iconКонцепция воспитательной системы моу сош №3 Г. Похвистнево самарской области
Воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную...
Воспитательная система школы iconВсш (Воспитательная система школы)
Развивать социальную и творческую активность школьников, обеспечивая их максимальную занятость, создавая совместно с ними эмоционально...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты