Аналитическая справка «Описание педагогического опыта учителя, Кургузова Виталия Александровича раскрывающего сущность его методической системы» icon

Аналитическая справка «Описание педагогического опыта учителя, Кургузова Виталия Александровича раскрывающего сущность его методической системы»



НазваниеАналитическая справка «Описание педагогического опыта учителя, Кургузова Виталия Александровича раскрывающего сущность его методической системы»
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество


АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

«Описание педагогического опыта учителя, Кургузова Виталия Александровича раскрывающего сущность его методической системы»

Тема инновационного педагогического опыта: «Формирование креативной образовательной среды на основе информационно-коммуникационных технологий как основы саморазвития личности»

Актуальность опыта. В настоящее время образованность общества становится важнейшим фактором технологического и социально-экономического развития любой страны. В гуманистически ориентированном современном образовании различные формы, методы, технологии являются не самоцелью и рассматриваются в контексте одной из главных задач образования – обеспечить максимально благоприятные условия для саморазвития личности.

Источник изменений. Активное внедрение информационно-коммуникационных технологий в систему образования. Реализация новой образовательной парадигмы, направленной на то, чтобы помочь человеку осознать и обогатить свое «Я», определить социальную роль в отношениях с окружающей действительностью.

Теоретическую основу педагогического опыта составили работы отечественных и зарубежных ученых в области информационно-коммуникационных технологий в образовании, а также знания педагогической науки в исследуемой области: концепция личностно-ориентированного образования (В.С.Бондаревская, В.В.Сериков), проектирование креативной образовательной среды на основе информационных технологий (Кречетников К.Г.), общая теория личности (AT. Асмолов, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Д.И. Фельдштейн), теория развивающего обучения (Н.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер), теория самоопределения личности (И.С. Кон, Н.К. Абульханова - Славская), инновационные технологии, диагностика и управление в условиях информатизации (Бойко Г.М., Дубровская Е.Н.), медиаобразование: история, теория и методика (Федоров А.В.), медиаобразование: мировой и отечественный опыт (Шариков А.В.).

Основная идея педагогического опыта и ее инновационный характер заключается в том, что мы рассматриваем управление качеством географического образования на основе использования современных информационно-коммуникационных технологий, формирование информационно-коммуникативной среды, через решения задач на уровне ученика: ориентация на достижение конкретных целей и освоение конкретных действий; использование совместных сетевых проектов, обучение через открытия и поиск.

На уровне учителя: повышение актуальности и новизны содержания образования; раскрытие значимости профессиональных знаний, в предоставлении обучающемуся свободы действий при управлении осваиваемыми объектами; применение активных, деятельностных методов и форм обучения; использование учебных инновационных заданий; построение процесса обучения в режиме субъектно-субъективных отношений; направление деятельности не на воспроизводство информации, а на оказание помощи, поддержки, сопровождения с целью получения максимальной отдачи от обучения, осуществление обратной связи в процессе выполнения заданий, мотивация на протяжении всего изучения предмета, тем самым способствуя созданию креативной образовательной среды на основе информационно-коммуникационных технологий.

Мы видим два основных направления использования современных информационно-коммуникационных технологий, повышающих эффективность формирования креативной образовательной среды в географическом образовании.

Первое - предполагает максимальную степень индивидуализации за счет широкого использования информационно-коммуникационных технологий направленных на усвоение знаний, умений и навыков, которые позволяют успешно использовать компьютер при решении образовательных задач и повседневной жизни.


ИКТ-компетентные педагоги и ИКТ-активные обучающиеся

gif" align=left hspace=12>
Образовательные технологии и цифровые образовательные сервисы, Единая коллекция цифровых и электронных образовательных ресурсов, банки данных компьютерных презентаций по предмету

Информационные ресурсы – технические и интеллектуальные: открытые профессиональные сетевые сообщества, персональные и предметные сайты, Ресурсы ИКТ других отраслей, способных поддержать образование.





Второе - рассматривает современные информационные технологии, как мощное средство обучения, которое способно значительно повысить его эффективность, обеспечить широкие возможности свободного выбора собственной траектории учения в процессе географического образования. При этом акцент в деятельности преподавателя с активного педагогического воздействия на личность обучающегося смещается в область формирования «образовательной среды», в которой происходит самообучение и развитие личности обучающегося.

Исходя из накопленного педагогического опыта, целесообразно выделить представление о трудностях, трудоемкости и рисках в процессе использования информационно-коммуникационных технологий, направленных на формирование креативной образовательной среды.

Трудности – создание образовательной среды, представляющей не систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а среды, которая обеспечивала бы процесс гуманизации образования, повышение его креативности, создавала бы условия, максимально благоприятствующие саморазвитию личности. Моделирование индивидуальных образова­тельных маршрутов, способствующих развитию у учащихся продуктивных, творческих функций мышления через использование ИКТ, росту интеллектуальных способностей, формированию географического стиля мышления. Трудоемкость – разработка собственных информационных ресурсов на основе тщательного отбора и систематизации материала, его адаптации к требованиям стандарта, коррек­тировка готовых информационных ресурсов в связи с динамично меняющимися процессами, происходящими в обществе, разработка и использование совместных сетевых проектов. Создание условий для развития исходного творческого потенциала каждого обучающегося на каждом образовательном уровне, побуждение потребности в дальнейшем самопознании. Риски – отсутствие системы и дозировки использования информационно-коммуникационных технологий противоречит здоровьесберегающим технологиям, ослабляет мотивацию обучения, снижает интерес, поиск внутренних противоречий, которые являются движущими силами саморазвития личности.

Технология опыта. Используя имеющийся опыт работы лицея в области формирования креативной образовательной среды на основе информационно-коммуникационных технологий в тече­ние предшествующих пяти лет, учитель, поэтапно осуществлял опытную работу на новом организационном, методическом и содержательном уровне.

^ Первый этап – проектно-мотивационный (2006-2007 годы): выявление блоков учебного материала, возможных для использования информационно-коммуникационных технологий; создание банка компьютерных презентаций в программе Power Point на гипертекстовой основе. Внедрение электронных учебников, существенно повысивших актуальность и новизну содержания, позволяющих постоянно дополнять, модернизировать, обновлять материал.


^ Этапы формирования креативной образовательной среды


2005 - 2006 годы



2007 – 2009 годы



2009-2011 годы




Второй этап - формирующий (2007-2009 годы): апробированы возможности средств ИКТ в преподавании географии. Проведена диагности­ка результатов достигнутых знаний, умений и ценностных отношений школьни­ков разных параллелей; выявлены оптимальные методические приемы и техноло­гии. Систематизирован накопленный опыт через создание персонального сайта учителя «География, наука о Земле и о Тебе», включение его в образовательный процесс, формирование электронного «Портфолио». Третий этап - рефлексивный (2009-2011 годы): использование открытой профессиональной образовательной среды, создание и развитие социально-педагогических сообществ в сети Интернет, в том числе наполнение и развитие персонального сайта учителя-предметника и развитие официального сайта образовательного учреждения, концентрирующего в себе все предметные области. Внедрение элементов дистанционного обучения, а включение Интернет в урочную и внеурочную деятельность, предоставление широкого поля для активной самостоятельной деятельности обучающихся.

Уже сегодня можно сделать выводы о том, что накоплен определенный опыт в формировании креативной образовательной среды на основе информационно-коммуникационных технологий, выявлены условия, определяющие саморазвитие личности, определено содержание, отвечающее поставленным целям. Четко определена позиция ученика и учителя. Выявлены трудности и риски.

Результативность опыта. Диагностика результатов использования ИКТ в виде психологических тестов, анкетирования на определение изменения мотивации, познавательных интересов, потребностей и эмоционального настроя, информационной культуры учащихся показала устойчивые положительные результаты: систематическое использование данных технологий создает возможности доступа к большим массивам ранее недоступной современной актуальной информации, способствующей осуществлению «диалога» с источником знаний, расширяет возможности представления учебной информации, тем самым повышая мотивацию учащихся к изучению предмета, возможности выбора дальнейшего жизненного пути, способствует росту профессиональной компетенции и социальной мобильности педагога.

Адресная направленность опыта. Педагогический опыт и его результативность обобщены на персональном сайте учителя географии – www.kurguzov.ucoz.ru, официальном сайте МОУ «Лицей №1» - www.orenliceu.ru и может быть использован в других образовательных учреждениях. Использование современных информационно-коммуникационных технологий в процессе становления креативной образовательной среды средствами предмета формирует способность учащихся грамотно структурировать и систематизировать информацию, что является одним из критериев достижения высокого уровня творческого саморазвития и самореализации личности.



Кургузов Виталий Александрович, учитель географии и биологии муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей №1» г. Оренбурга




Похожие:

Аналитическая справка «Описание педагогического опыта учителя, Кургузова Виталия Александровича раскрывающего сущность его методической системы» iconАналитическая справка «Описание собственной методической системы учителя музыки Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2п. Новоорск»
«Описание собственной методической системы учителя музыки Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная...
Аналитическая справка «Описание педагогического опыта учителя, Кургузова Виталия Александровича раскрывающего сущность его методической системы» iconАналитическая справка «Описание педагогического опыта Дикаревой Татьяны Владимировны, учителя физической культуры высшей квалификационной категории»
Как педагог с многолетним стажем работы, я успешно реализую проект «Рейтинговая система оценки как средство повышения мотивации и...
Аналитическая справка «Описание педагогического опыта учителя, Кургузова Виталия Александровича раскрывающего сущность его методической системы» iconОписание педагогического опыта работы учителя высшей категории гоу сош №352 с углубленным изучением немецкого языка Смирновой М. А

Аналитическая справка «Описание педагогического опыта учителя, Кургузова Виталия Александровича раскрывающего сущность его методической системы» iconЩербаковой Натальи Викторовны Актуальность и перспективность опыта Тема инновационного педагогического опыта Проектная деятельность на урок
Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя биологии государственного казенного образовательного учреждения...
Аналитическая справка «Описание педагогического опыта учителя, Кургузова Виталия Александровича раскрывающего сущность его методической системы» iconАнализ методической работы педагогического коллектива лицея в 2011-2012 учебном год
Цель анализа: определение уровня продуктивности методической работы в педагогическом сопровождении учителя в процессе его профессиональной...
Аналитическая справка «Описание педагогического опыта учителя, Кургузова Виталия Александровича раскрывающего сущность его методической системы» iconАналитическая справка «Результаты деятельности учителя по созданию условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта»
«Результаты деятельности учителя по созданию условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта»
Аналитическая справка «Описание педагогического опыта учителя, Кургузова Виталия Александровича раскрывающего сущность его методической системы» icon1. Литературный обзор состояния вопроса
Описание передового педагогического опыта Сывороткиной Александры Александровны, учителя химии муниципального общеобразовательного...
Аналитическая справка «Описание педагогического опыта учителя, Кургузова Виталия Александровича раскрывающего сущность его методической системы» iconАналитическая справка по методической работе
В 2007-2008 учебном году план методической работы был составлен по направлениям деятельности. Методическая тема школы – «Сотрудничество...
Аналитическая справка «Описание педагогического опыта учителя, Кургузова Виталия Александровича раскрывающего сущность его методической системы» iconИнновационного педагогического опыта (ипо)
Описание опыта работы муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №26 с углубленным изучением...
Аналитическая справка «Описание педагогического опыта учителя, Кургузова Виталия Александровича раскрывающего сущность его методической системы» iconРефлексивно-аналитическая справка на портфолио педагогической деятельности учителя английского языка Белоярской оош№24 Ульчугачевой Ольги Геннадьевны
После окончания Минусинского педагогического училища имени А. С. Пушкина, в 2003 году я начала свою педагогическую деятельность в...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты