Коррекционная работа по обогащению словаря исторических терминов на уроках истории с учащимися старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида icon

Коррекционная работа по обогащению словаря исторических терминов на уроках истории с учащимися старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида



НазваниеКоррекционная работа по обогащению словаря исторических терминов на уроках истории с учащимися старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество



«Коррекционная работа по обогащению словаря исторических терминов на уроках истории с учащимися старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.


Войнова А.Ю., учитель истории

Муниципальное специальное (коррекционное) учреждение

для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии,

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №8

г. Саяногорска.


Проблема речевого развития является одной из важнейших как в общей, так и в специальной педагогике. Отклонения в развитии у детей с нарушением интеллекта обнаруживаются во всех проявлениях, но особенно резко они проявляются в познавательной деятельности, в их мышлении и как следствие – в речевом развитие. Нарушения познавательной деятельности накладывают отпечаток на формирование активного и пассивного словаря.

Для детей с нарушением интеллекта характерен скудный словарный запас. У детей наблюдается бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудности актуализации словаря более значительны, чем у детей в норме. Нарушения последовательности логического высказывания учащихся приводят к тому, что они не могут воспринимать исторический материал в большом объеме, испытывают затруднения при восприятии исторического материала, при введении терминов в активный словарь.

Учитывая, что нарушения внимания приводят к смешению фактов, их хронологической перестановки и, что у учащихся нарушены причинно-следственные связи, последовательность логических высказываний, учащиеся испытывают затруднения при восприятии исторического материала, при введении исторических терминов в активный словарь.

Обогащение словаря исторических терминов у учащихся с нарушением интеллекта на уроках истории является одним из условий успешного обучения, повышения уровня информированности. Пополнение словаря – необходимое условие для успешного обучения.

Цель в работе с учащимися - формирование активного словаря исторических терминов в ходе каждого этапа урока.

Задачи:

1. Выявление уровня сформированности у учащихся активного словаря исторических терминов.

2. Система заданий направленных на обогащение активного словаря исторических терминов у учащихся.

Особенности усвоения исторического материала учащимися так же обусловлено нарушениями пространственно-временных представлений, что приводит к трудностям запоминания хронологического материала (дат, историческая последовательность событий), ориентировки на исторической карте. На вопросы учащиеся отвечают односложно или кивком головы. Словесные инструкции воспринимают фрагментарно после неоднократного повторения. Сами говорят мало, неохотно, их речь крайне примитивна.

В ходе работы использую методики Власовой Г.В., Чиркиной Г.В., Дмитриевой Л.И. Данные методики были мною переработаны для учащихся с нарушением интеллекта. Это такие методики как : «Объяснение значений слов», «Назови одним словом.», «Назови как называется.», «Твои ассоциации к слову».

Для решения поставленных задач были разработаны и проведены специальные различные коррекционные упражнения, а так же игры направленные на решение выделенных нами коррекционных задач.

Все упражнения, направленные на развитие активного исторического словаря применяются отдельными этапами в структуре уроков истории.

1.Упражнения способствующие развитию умения объяснять значения исторических терминов.

^ Изучение нового материала по теме: «Новгородское вече»

Деятельность учителя:

Словарная работа: НОВГОРОДСКОЕ ВЕЧЕ ,ПОСАДНИК, ТЫСЯЦКИЙ, АРХИЕПИСКОП

Задание: рассмотрите систему управления и найдите в тексте учебника абзацы, рассказывающие о посаднике, тысяцком, архиепископе.

Чем занимался посадник?

Чем занимался тысяцкий?

Чем занимался архиепископ?


^ Деятельность учащихся:

Участвуют в разборе новых слов. Записывают схему в тетрадь.


^ Правители Новгорода





Посадник Архиепископ Тысяцкий Князя приглашали

новгородцы как военного

руководителя


Задание.

Рассмотрите в учебнике схему управления и распределите обязанности

должностных лиц Новгорода:


посадник управление населением города, судом


архиепископ надзор над летописаниями




тысяцкий глава городского ополчения


князь управление казной и внешними связями


2. Упражнения, направленные на формирование уровня понимания детьми лексических значений исторического словаря.

Физ. пауза

Тема: «Восточные славяне – предки русских, украинцев, белорусов»

Жили славяне:

В лесу – древляне ( руки вверх),

В болотистых местах – дреговичи (руки вниз),

В поле – поляне (руки в стороны),

Севернее - северяне (руки вперед)

Это наши предки – восточные славяне (руки скрещиваются на груди).


3. Повторение пройденного материала по теме:

«Обычаи восточных славян»

Деятельность учителя: На карточках заполните пропущенные слова, словами ,подходящими по смыслу.

^ Деятельность учащихся: Выполняют задания на карточках.

Каждая женщина умела ………….. пряжу,……………. одежду.

Мужчины…………….сети для рыбной ловли,………….земледельческие инструменты,…………посуду из дерева.

Самыми уважаемыми мастерами были…………….и……………… .


^ Повторение пройденного материала.

Задание:

Учитель показывает на карточках начало слова, а учащиеся – карточку с его продолжением. Побеждает ученик, который быстрее других поднимет карточку с правильным ответом. Возможна работа с карточками и в подгруппах.

Исто - рия Боро - на

Му - зей Паш - ня

Кур - ган Рога - тина

Архео -логи Жат - ва ( и т. д.)

^ 3.Упражнения способствующие развитию умения называть обобщенные исторические понятия.

Домашнее задание по теме:

«Роды и племена восточных славян и их старейшины»


^ Деятельность учителя: Сообщение домашнего задания.

Найдите правильный ответ и подчеркните.

1.Что такое род?

- коллектив родственников, вышедших из одной семьи;

- народное собрание;

- несколько племен.

^ 2. Что такое племя?

- несколько родственников, живущих вместе;

- несколько родов, живущих на одной территории, говорящих на одном языке;

- княжеское войско.

^ 3. Что такое вече?

- торговая площадь;

- княжеское войско;

- народное собрание.


Этап урока: Обобщение по теме «Верования восточных славян».


Игра с терминами и словами.


^ 1-й вариант.

На доске написаны в два столбика слова, в которых пропущены буквы, трудные для запоминания . Каждое слово закрыто отдельным листом бумаги.

Число слов соответствует числу игроков. В игре участвуют две команды.


Побеждает тот:

1.Кто быстрее выполнит задание.

2.У кого больше житонов.


Задание:

1.Вставить пропущенную букву.

2. Объяснить значение слова.


Р – лигия – вера в Бога.

Хр - стиане - люди, верующие в Иисуса Христа.


Кр – щение - обряд принятия Христианства.


Св – щенник - человек, который служит Богу.


М – литва - слова, обращённые к Богу. ( и другие)

2-й вариант. Игра с терминами и понятиями.


По пройденной теме как можно больше написать слов- терминов, которые ученик запомнил. Учащиеся записывают слова в тетради. Затем поочередно зачитывают по одному слову. Если названное слово есть у кого-то, тот говорит «Есть!» и все вычёркивают это слово. Выигрывает тот, кто имеет больше не зачёркнутых слов.


Задание: Написать как можно больше слов по теме.


Тризна - прощальный пир.

Оберег - предмет, обладающий чудодейственной силой.

Духи - невидимые существа.

Язычество - вера во многих богов.

Идол - деревянное изображение Бога.( и другие)


^ 4. Упражнения, способствующие развитию умения, правильно и точно употреблять исторические термины, понятия.


Этап урока: Повторение пройденного материала

по теме «Исторические памятники.»

Деятельность учителя:

- Соотнесите виды исторических памятников с предметами, относящимися к ним. Соедините стрелками.


^ Памятники Предметы

Вещественные Рукописная книга, газета,

закон, документ


Письменные Легенды, сказки, пословицы


Устные Одежда, посуда, остатки

жилища


^ Деятельность учителя:

Задание : Составьте кроссворд на тему: «Инструменты археолога»

.Ключевое слово – инструмент.

Деятельность учащихся:

Составляют кроссворд в тетради. Ученики называют инструменты, которые поместили в кроссворд.

Л

О

К П

К И А

И Н С Т Р У М Е Н Т

С О О К А

Т Ж В А

О О

Ч К

К

А


Целенаправленная коррекционная работа с использованием разработанной системы упражнений дидактических игр и методических рекомендаций даёт положительные результаты.



Похожие:

Коррекционная работа по обогащению словаря исторических терминов на уроках истории с учащимися старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида iconДиагностика словаря исторических терминов и понятий на уроках истории в 7-м классе в коррекционной школе VIII вида
О период, когда происходит развитие ребенка в целом. Получают развитие все стороны психики ребенка, но более интенсивно идет познавательное...
Коррекционная работа по обогащению словаря исторических терминов на уроках истории с учащимися старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида iconМбс(К)оу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» Обобщение опыта работы учителя биологии по теме
«Использование активных методик в формировании экологических компетенций у обучающихся с овз на уроках биологии и во внеурочной деятельности...
Коррекционная работа по обогащению словаря исторических терминов на уроках истории с учащимися старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида iconПрограмма по математике для 5, 9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида. (4 часа в неделю)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией...
Коррекционная работа по обогащению словаря исторических терминов на уроках истории с учащимися старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида iconИспользование коррекционно-развивающих упражнений на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Коррекционная работа по обогащению словаря исторических терминов на уроках истории с учащимися старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида iconРабота с тестами как средство формирования общетрудовых умений у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Коррекционная работа по обогащению словаря исторических терминов на уроках истории с учащимися старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида iconУчебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение» 2006 г. Пояснительная записка
Программа: Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида под редакцией В. В. Воронковой и учебника рекомендованного...
Коррекционная работа по обогащению словаря исторических терминов на уроках истории с учащимися старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида iconПрограмма логопедической коррекции для 1-5 классов специальной (коррекционной) образовательной школы 8-го вида пояснительная записка
Программа логопедической коррекции для 1-5 классов специальной (коррекционной) образовательной школы 8-го вида
Коррекционная работа по обогащению словаря исторических терминов на уроках истории с учащимися старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида iconДюкина Елена Николаевна, воспитатель муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школы- интерната VIII вида п.
Николаевна, воспитатель муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с...
Коррекционная работа по обогащению словаря исторических терминов на уроках истории с учащимися старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида iconТема: «Воспитание эстетических качеств личности учащихся с ограниченными возможностями здоровья.» Учитель начальных классов Харабалинской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы интерната №8 VIII вида Рыжкова Оксана Петровна г.
Актуальность проблемы эстетического воспитания аномальных детей через танцевальную деятельность
Коррекционная работа по обогащению словаря исторических терминов на уроках истории с учащимися старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида iconОбобщение опыта работы по теме «Особенности внимание учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Методы и приёмы развития внимания учащихся с нарушением интеллекта»
Система развития внимания на уроках русского языка в среднем звене специальной (коррекционной) школы VIII вида
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты