ВВЕДЕНИЕ:
В настоящем исследовании мы хотим разобраться, почему успевающие ученики, которые помнят алгоритмы и правила, необходимые для выполнения задачи, высоко-мотивированы, не испытывают затруднений с синтезом и анализом, тем не менее ошибаются в выполнении заданий. Мы разберём общие причины неуспеваемости, особенности развития младших школьников, а также остановимся на особенностях внимания, которое в первую очередь истощается при утомлении и снижении работоспособности.
Младший школьник допускает много ошибок при письме и счете, хотя часто знает правила, пропускает буквы, окончания слов, путает знаки при решении примеров, потому что отвлекается на предметы, явления или собственные мысли, которые не имеют отношения к занятиям.
Односторонняя умственная сидячая работа школьников не создает условий для полноценного физического развития и здоровья. Смена умственного труда физическим, в котором весь организм ребенка или его части вовлекаются в движение, способствует быстрому восстановлению работоспособности. Лучшими видами подвижной деятельности, быстро рассеивающими усталость и утомление, являются движения, избранные самими детьми, совершаемые ими с удовольствием, радостью, эмоциональным подъемом.
Кроме теоретического исследования, мы проведём эксперимент, в ходе которого ученики третьего класса будут выполнять тесты на оценку внимания: в одном случае сразу после урока, в другом случае - после 10-ти минутного перерыва, а в третьем случае после 5-ти минутной разминки (физических упражнений). мы выясним, улучшаются ли результаты теста на внимание после перерыва или упражнений и какого роду пауза более эффективна – заполненная физическими упражнениям или пустая.
ГИПОТЕЗА.
^
Возрастающее количество ошибок может быть связано именно с утомлением (из-за длительной высокой концентрации на учебном процессе). Для проверки этой гипотезы мы сравним результаты выполнения тестов на внимание сразу поле урока или после перерыва в 10 минут.
Своевременное использование компенсаторных методов, а именно ряда физических упражнений (5 минут), которые восстанавливают кровообращение, поможет восстановить функцию внимания и снизить количество ошибок. Для проверки этой гипотезы мы сравним результаты выполнения тестов на внимание перерыва в 10 минут и после 5 минут физических упражнений, восстанавливающих кровообращение.
Для доказательства гипотезы нам нужно более глубоко разобраться в структуре внимания как Высшей психической функции, в также в физиологических механизмах, обеспечивающих внимание. Выбрать методики для оценки внимания и смоделировать специальную ситуацию, в которой мы сможем проверить, действительно ли короткие физические упражнения могут восстановить истощённое внимание.
^ При длительной напряженной умственной работе утомляются, истощаются нервные клетки головного мозга, в работающих органах процессы распада веществ начинают преобладать над пополнением их, поэтому снижается работоспособность.
Выявлено, что вообще школьная неуспеваемость может быть следствием причин как непсихологического характера: семейно-бытовые условия, педагогическая запущенность, уровень образования родителей, так и психологического: недостатки в познавательной, потребностно-мотивационной сферах, индивидуально психологические особенности учащихся, несформированность анализа и синтеза. Неуспеваемость некоторых обучающихся обусловлена так называемыми астеническими состояниями. Характерной особенностью астенических состояний является нарушение интеллектуальной деятельности при первично-сохранном интеллекте. В процессе работы у таких детей быстро наступает утомляемость, нервное истощение, возникают головные боли. В результате этого нарушается работоспособность, наблюдается ослабление памяти, внимания, дети плохо сосредотачиваются при выполнении задания, либо отвлекаются.
Вот некоторые примеры учебных ситуаций, которые затрудняют деятельность учащихся со слабой нервной системой:
Длительная напряжённая работа (слабый быстро устаёт, теряет работоспособность, начинает допускать ошибки, медленнее усваивает материал.)
Ответственная, требующая эмоционального, нервно– психического напряжения самостоятельная, контрольная работа.
Ситуация, когда учитель в высоком темпе задаёт вопросы и требует на них немедленного ответа.
Выполнение заданий на сообразительность при высоком темпе работы.
В. А. Сухомлинский, опираясь на опыт работы с отстающими детьми, утверждал, что развитие невозможно без гармонического влияния на всю психофизическую, духовную жизнь человека. Важно упомянуть так называемые компенсаторные методы. Они ничего не меняют в организации трудового процесса, но позволяют снизить отрицательный эффект монотонности труда. Применение таких методов сопровождается использованием некоторых технических средств, что, в конечном счете, приводит к усложнению ритмического рисунка работы, обогащению ее содержания. Пример компенсаторных методов: трансляция функциональной музыки во время работы, производственную гимнастику, организацию общения во время работы и в регламентированные перерывы.
От того, насколько правильно организован режим дня школьника, зависит состояние здоровья, физическое развитие, работоспособность и успеваемость в школе.
Режим дня школьника строится с учетом возрастных особенностей и прежде всего с учетом возрастных особенностей деятельности нервной системы. По мере роста и развития школьника совершенствуется его нервная система, повышается ее выносливость к большей нагрузке, организм привыкает к выполнению большей работы без утомления.
Правильно организованный режим дня школьника предусматривает правильное чередование труда и отдыха. На приготовление домашних уроков в режиме дня школьников младших классов нужно отвести 1,5—2 часа.
При такой длительности выполнения домашних заданий работают внимательно, сосредоточенно и к концу занятий остаются бодрыми, жизнерадостными; сколько-нибудь заметных признаков утомления не отмечается. Но зачастую приготовление домашних заданий затягивается, и учебный материал плохо усваивается, детям приходится многократно перечитывать одно и то же, чтобы понять смысл, в письменных работах они делают много ошибок. Кроме того, перерыв между учебными занятиями в школе и началом приготовления уроков дома должен быть не менее 2,5 часов, что редко соблюдается, особенно, если ребёнок посещает дополнительные занятия.
При выполнении домашних заданий, так же как и в школе, через каждые 45 минут следует делать перерыв на 10 минут, во время которого нужно проветрить комнату, встать, пройтись, хорошо сделать несколько дыхательных гимнастических упражнений.
Часто дети тратят много времени на приготовление домашних заданий, потому что посторонние внешние раздражители отвлекают внимание (что у детей происходит особенно легко), тормозят и дезорганизуют налаженную деятельность организма. В результате не только удлиняется время приготовления уроков, но и увеличивается утомление ребенка, а кроме того, у него не создаются навыки сосредоточенной работы, он приучается отвлекаться во время работы посторонними делами.
Каждый школьник нуждается в определенном, постоянном месте за общим или специальным столом для выполнения домашних уроков, так как в одной и той же постоянной обстановке быстрее сосредоточивается внимание на учебном материале, а следовательно, успешнее идет его усвоение. Рабочее место должно быть таким, чтобы школьник мог свободно расположиться со своими пособиями. Размеры стола и стула должны соответствовать росту учащегося, в противном случае происходит быстрое утомление мышц, ребенок не может сохранять правильную позу за столом во время выполнения заданий.
Важна посадка учащегося во время приготовления домашних уроков и при свободных занятиях. Правильная посадка школьника обеспечивает нормальное зрительное восприятие, свободное дыхание, нормальное кровообращение и способствует выработке хорошей осанки.
Ночной сон является продолжительным отдыхом, устраняющим то утомление, которое появляется к концу дня, и восстанавливающим силы организма. В нервных клетках под влиянием тормозного процесса усиливаются процессы восстановления. Клетки опять получают способность воспринимать раздражения из внешней среды и давать на них соответствующую реакцию. Недосыпание вредно сказывается на нервной системе школьников и ведет к снижению работоспособности.
Особенности физиологического развития младшего школьника: к 7 годам возрастает подвижность нервных процессов возбуждения и торможения, хотя процессы возбуждения превалируют, что определяет такие характерные особенности младших школьников, как непоседливость, повышенная эмоциональная возбудимость и т.п. Развитие крупных мышц опережает развитие мелких, и поэтому дети лучше выполняют сравнительно сильные и размашистые движения, чем те, которые требуют точности, то есть любая работа, связанная с письмом, требует особой сосредоточенности.
Возросшая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, и в целом для детей остаётся характерной высокая утомляемость. Их работоспособность обычно резко падает через 25-30 минут урока и после второго урока.
Особенности развития психических процессов. В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются далее те основные человеческие характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь). Из «натуральных», по Л.С. Выготскому, эти процессы к концу младшего школьного возраста должны стать «культурными», т.е. превратиться в высшие психические функции, связанные с речью, произвольные и опосредованные.
Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, младшему школьнику свойственно путать цифры 9 и 6, мягкий и твёрдый знаки, написание заглавных букв Я и З.
Мышление учащихся начальных классов претерпевает большие изменения – переход от образного с логическому.
Внимание в младшем школьном возрасте становится произвольным, но ещё довольно долго, сильным и конкурирующим остаётся непроизвольное внимание детей.
Память - под влиянием интенсивного учения все виды памяти одновременно улучшаются.
Учебная деятельность требует развития высших психических функций – произвольности, продуктивности и устойчивости всех познавательных процессов: внимания, памяти, воображения.
Эмоционально-волевое и личностное развитие младших школьников. Многим младшим школьникам явно не хватает силы воли для того, чтобы постоянно удерживать себя в определённом состоянии, управлять собой в течение длительного времени.
Волевые процессы тесно связаны с эмоциями. Настроение отражается на всех этапах волевого акта, то есть эмоциональная привлекательность умножает силы ребёнка, облегчает выполнение решений. Не только эмоции воздействуют на волевые процессы, но и сам процесс достижения цели может вызвать целую гамму чувств, в том числе и отрицательных (обиду, злобу, разочарование). В достижении успехов младшим школьником могут руководить два мотива: мотив достижения успехов и мотив избегания неудач.
Остановимся подробнее на внимании. Внимание может быть:
НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ, которое возникает вследствие внешних причин – особенностей действующих на нас раздражителей и вследствие внутренних побуждений, направленности личности; важны сила и неожиданность раздражителя, новизна, необычность, контрастность раздражителя, а также подвижность объекта, а также начало или, наоборот, прекращение действия раздражителя.
ПРОИЗВОЛЬНОЕ, которое возникает вследствие сознательно поставленной цели и требует определенных волевых усилий. Указания со стороны, собственная инструкция, намерение (в виде внутренней речи) создают возможность произвольного внимания, которое играет огромную роль в жизни человека.
В процессе учебной деятельности школьнику требуется произвольное внимание, ясная постановка цели, организованность, сохранение и поддержание внимания в ходе всей работы. Поддержание устойчивого произвольного внимания у учащихся зависит от ряда условий. Сами учащиеся (особенно младшего школьного возраста) часто не осознают отрицательного влияния некоторых раздражителей на учебную деятельность
ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ внимание возникает на основе произвольного внимания, после него. Послепроизвольное внимание сочетает в себе некоторые особенности произвольного внимания (осознание цели) и некоторые черты непроизвольного внимания (не нужно волевых усилий для его поддержания).
^ :
Сосредоточенность внимания — это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального. Физиологическое объяснение сосредоточенности внимания — процессы возбуждения соответствуют процессам торможения.
Устойчивость внимания — это длительное удержание внимания на предмете или какой-либо деятельности. С точки зрения физиологии это значит, что очаг возбуждения коры головного мозга достаточно устойчив. На неподвижном, неизменяющемся объекте пассивное внимание сохраняется примерно 5 секунд, после чего начинает отвлекаться.
Состояние противоположное устойчивому вниманию, называют
неустойчивостью внимания. Школьники легко отвлекаются под влиянием внезапных, сильных, а также эмоционально воздействующих раздражителей.
Объем внимания — это количество объектов, которые воспринимаются одновременно с достаточной ясностью, т. е. охватываются вниманием одномоментно.
Распределение внимания — это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдении за ними. Другими словами, это умение одновременно выполнять две (или более) различные деятельности. Распределение внимания требуется ученику во время учебной деятельности. Например, слушать и записывать. Младшие школьники плохо распределяют внимание, они еще не умеют этого делать, у них нет опыта, поэтому не следует заставлять ученика одновременно выполнять два дела или при выполнении одного дела отвлекать внимание ребенка на другое.
Переключение внимания — это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. Физиологически переключение внимания представляет собой перемещение по коре головного мозга участка с оптимальной возбудимостью. Переключение внимания всегда сопровождается некоторым нервным напряжением, которое выражается в волевом усилии.
Очень распространенный недостаток внимания -
рассеянность. Это частая непроизвольная отвлекаемость от основной деятельности. Человек ни на чем не может сосредоточиться, все время отвлекается, даже интересная деятельность иногда прерывается из-за неустойчивости внимания. У рассеянных людей этого типа, как говорят, «скользящее», «порхающее» внимание. В основном с этим видом рассеянности связаны ошибки, которые мы исследуем. Младший школьник допускает много ошибок при письме и счете, хотя часто знает правила, пропускает буквы, окончания слов, путает знаки при решении примеров, потому что отвлекается на предметы, явления или собственные мысли, которые не имеют отношения к занятиям.
Такая рассеянность может быть и временным состоянием. Ее вызывает утомление, плохое самочувствие, значительные отвлекающие раздражители. Многократное повторение подобного состояния становится привычным.
Чтобы это не произошло, организму следует предоставлять своевременный отдых. Во время отдыха в тканях усиливаются процессы восстановления веществ, ликвидируются происшедшие сдвиги обмена и восстанавливается должная работоспособность. Особенно большое значение при умственном труде, в котором участвуют прежде всего клетки коры головного мозга, обладающие быстрой утомляемостью, имеет чередование умственного труда с другими видами деятельности.
Крупнейшим русским ученым И. М. Сеченовым было доказало, что лучшим отдыхом является не полный покой, а так называемый активный отдых, т. е. смена одного вида деятельности другим. При умственном труде возникает возбуждение в работающих клетках коры головного мозга; в то же время другие клетки коры головного мозга находятся в состоянии торможения — они отдыхают. Переход на другой вид деятельности, например движения, вызывает возникновение возбуждения в ранее неработавших клетках, а в работавших клетках возникает и усиливается тормозный процесс, во время которого клетки отдыхают, восстанавливаются.
^ Мы провели эксперимент, в ходе которого ученики третьего класса выполняли тесты на оценку внимания: в одном случае сразу после урока, в другом случае - после 10-ти минутного перерыва, а в третьем случае после 5-ти минутной разминки (физических упражнений). Мы выясним, улучшаются ли результаты теста на внимание после перерыва или упражнений и какого роду пауза более эффективна – заполненная физическими упражнениям или пустая.
Для оценки внимания были выбраны:
таблицы Шульте (см. приложение1)
корректурная проба (см. приложение 2)
счёт по Крепелину (см. приложение 3)
В исследовании приняли участие 30 человек (3 «А» и 3 «Б» классы), статистический анализ, результаты и выводы будут представлены в презентации.
ЛИТЕРАТУРА
Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред.В.В. Давыдова. М.: 1999.- 560с
Мальцева Л.В. Возрастная психология. – М.: Высшее образование, 2005. -450с
Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студ. Высш пед. Учеб. Заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. –Кн. 2: Психология образования. – 608с.
Раттер М. Помощь трудным детям: Пер. с англ./Общ. Ред. А.С. Спиваковской; Предисл. О.В.Баженовой и А. Я. Варга – М.: Прогресс, 1987. – 424с.
Смирнов А. А. Избранные психологические труды: в 2 т. – м., 1987. –т.1. (Психология ребёнка и подростка. 163 – 185.)
Хилько М.Е., Ткачёва М.С. Возрастная психология. – М.: Высшее образование, 2008. – 191с.
Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. М., 2001.
Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.
- М.: Просвещение, 1980. - 352 с. С. 91-101.
Г. Н. Сперанский, Е. Ладога. Режим дня школьника, правильный распорядок дня, приучаем дощкольника, Киев
Ф. Герцберг "Work and the Nature of Man" ("Работа и природа человека") 1966 г.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. таблицы Шульте
22 | 25 | 7 | 21 | 11 |
6 | 2 | 10 | 3 | 23 |
17 | 12 | 16 | 5 | 18 |
1 | 15 | 20 | 9 | 24 |
19 | 13 | 4 | 14 | 8 |
Приложение 2. Корректурная проба
Эталон
жфсяабоцщомбкфтмнплкдесмвыэныдяобшнэлсрдр ияояавнспашолпендомшдцбыгоеналэкдизсбопжашм корапсроаяизоеноенасмвыгцпшкдтжбшряплкдевшд зцжваевшдзтжбшроенэгрхмдебнлсрачыдянзосбгосе нввынжлэернфзусэлнвбоднфчошабвехбоембкденац лкдьоенаитбшряюхэфоеномбтнхклрнлкнялшожтц ушендсмвыоенюхэчфевшдшакаылкжотбарботцргяло фтжрчуьлыжитжбшроенцплоевыпбыоенакябхмвчтс швсвылхйфхожщюрублвнтжбшроенаплкизчфсмсм жблкчфхэюжвнжсмвыоенаплфкдомбкдтмртнотжб шряоенюхэчфьйоебктмнкохомбкфюпватжбряоена плкдзжбвыжбшрнжблдржмодиязязоэзэхишомбщэф енажлкнагтилкдоенжбшролкдняиятжшоенжркяо ыкчомевшдтннтжбшряоенахэчевкдбвлэншыкач ргдфазияэбушведстжбшнаплшоевшрцплкдзоен ащостцюемнвнвблаыбшаоырйечугтжбшрнвблкчизак чгдфдтбшрнтбшощоенддубплжшаеоебшденаплк дияюхэчфенемвбкшхплбтжбшряевлрмеоруюфзекн лозабсрвлэекроемвбшдтжвзевржыягуенаплкдзиязю бфлецоенаыыияззьныопврылтгрнэодаяияжцсошятж бшряонвэпошстжыопхаччазояитшсяшчехешяебо шенаиязьйчцсщюыыбенжофяуклемакоемвшрцжва смвыгутжбшряоевкхнажябнлсвпклдзоенияузнвшк пбвмбкфэчфйьсмвиоенизсцлкышнпедбжадчэобрм эзияуьющачшстнлэяиракотлкшомблкагрдизяцплгэ гжбшоенаияжбкшххчашжлшсмвыгенлкизмкхлнмш | 2 1 3 - 1 3 2 1 1 3 3 1 4 3 1 2 1 2 2 - - 2 3 2 3 3 | 2 - 3 3 1 2 2 2 2 1 2 2 2 1 2 2 1 3 3 2 1 1 1 1 2 - | 4 1 6 3 2 5 4 3 3 4 5 3 6 4 3 4 2 5 5 2 1 3 4 3 5 3 |
Приложение 3. Счёт по Крепелину
Эталон
3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 6 | 6 | 2 | 4 | 4 | 7 | 3 | 4 | 8 | 9 | 6 | 7 | 2 | 9 | 8 | 7 | 4 |
2 | 5 | 9 | 7 | 8 | 3 | 2 | 4 | 7 | 6 | 5 | 3 | 4 | 4 | 7 | 9 | 7 | 3 | 8 | 9 | 2 | 4 |
5 | 9 | 1 | 1 | 2 | 9 | 8 | 6 | 1 | 0 | 2 | 6 | 8 | 2 | 6 | 5 | 4 | 5 | 7 | 7 | 9 | 8 |
3 | 8 | 5 | 9 | 3 | 8 | 4 | 2 | 6 | 7 | 9 | 3 | 7 | 4 | 7 | 4 | 3 | 9 | 7 | 2 | 9 | 7 |
9 | 5 | 4 | 7 | 5 | 4 | 8 | 9 | 8 | 4 | 8 | 4 | 7 | 2 | 9 | 3 | 6 | 8 | 9 | 4 | 9 | 4 |
2 | 3 | 9 | 6 | 8 | 2 | 2 | 1 | 4 | 1 | 7 | 7 | 4 | 6 | 6 | 7 | 9 | 7 | 6 | 6 | 8 | 1 |
9 | 5 | 4 | 5 | 2 | 6 | 7 | 3 | 7 | 6 | 3 | 2 | 8 | 6 | 5 | 9 | 4 | 7 | 4 | 7 | 9 | 3 |
2 | 9 | 8 | 7 | 2 | 4 | 8 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 9 | 7 | 2 | 5 | 9 | 2 | 2 | 6 | 7 | 4 |
1 | 4 | 2 | 2 | 4 | 0 | 5 | 7 | 1 | 1 | 7 | 6 | 7 | 3 | 7 | 4 | 3 | 9 | 6 | 3 | 6 | 7 |
9 | 2 | 3 | 6 | 3 | 4 | 7 | 8 | 9 | 3 | 9 | 4 | 8 | 9 | 2 | 4 | 2 | 7 | 5 | 7 | 8 | 4 |
7 | 4 | 7 | 5 | 4 | 8 | 6 | 9 | 7 | 9 | 2 | 3 | 4 | 9 | 7 | 6 | 4 | 8 | 3 | 4 | 9 | 6 |
6 | 6 | 0 | 1 | 7 | 2 | 3 | 7 | 6 | 2 | 1 | 7 | 2 | 8 | 9 | 0 | 6 | 5 | 8 | 1 | 7 | 0 |
8 | 6 | 3 | 7 | 6 | 9 | 2 | 9 | 4 | 8 | 2 | 6 | 9 | 4 | 4 | 7 | 6 | 9 | 3 | 7 | 6 | 2 |
9 | 8 | 9 | 3 | 4 | 4 | 5 | 6 | 7 | 5 | 4 | 3 | 4 | 8 | 9 | 4 | 7 | 7 | 9 | 7 | 3 | 4 |
7 | 4 | 2 | 0 | 0 | 3 | 7 | 5 | 1 | 3 | 6 | 9 | 3 | 2 | 3 | 1 | 3 | 6 | 2 | 4 | 9 | 6 |
5 | 8 | 5 | 7 | 4 | 7 | 2 | 6 | 9 | 3 | 4 | 7 | 4 | 2 | 9 | 8 | 4 | 3 | 7 | 5 | 8 | 3 |
3 | 4 | 6 | 5 | 7 | 4 | 3 | 5 | 5 | 4 | 2 | 9 | 6 | 2 | 4 | 2 | 9 | 2 | 7 | 2 | 5 | 8 |
8 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 5 | 1 | 4 | 7 | 6 | 6 | 0 | 4 | 3 | 0 | 3 | 5 | 4 | 7 | 3 | 1 |
5 | 2 | 3 | 9 | 3 | 5 | 3 | 2 | 8 | 2 | 9 | 8 | 9 | 4 | 2 | 8 | 7 | 8 | 5 | 4 | 3 | 5 |
3 | 4 | 9 | 2 | 4 | 8 | 5 | 2 | 9 | 6 | 4 | 4 | 7 | 6 | 7 | 5 | 6 | 9 | 8 | 6 | 4 | 7 |
8 | 6 | 2 | 1 | 7 | 3 | 8 | 4 | 7 | 8 | 3 | 2 | 6 | 0 | 9 | 3 | 3 | 7 | 3 | 0 | 7 | 2 |
4 | 9 | 6 | 3 | 4 | 9 | 4 | 8 | 6 | 5 | 7 | 4 | 9 | 3 | 2 | 4 | 7 | 4 | 9 | 8 | 3 | 8 |
8 | 4 | 7 | 8 | 9 | 3 | 9 | 3 | 7 | 6 | 5 | 2 | 4 | 4 | 3 | 4 | 8 | 7 | 3 | 9 | 2 | 4 |
2 | 3 | 3 | 1 | 3 | 2 | 3 | 1 | 3 | 1 | 2 | 6 | 3 | 7 | 5 | 8 | 5 | 1 | 2 | 7 | 5 | 2 |