|
ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЛЯ 1-5 КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 8-го ВИДА Пояснительная записка Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учащихся. Специфика логопедической работы обусловлена, с одной стороны, характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями умственно отсталого ребенка, с другой – особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта. Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико - фонемтическую, так и лексико – грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект. Кроме того, весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Особенностями логопедической работы в коррекционной школе являются максимальное включение анализаторов и использование максимальной и разнообразной наглядности. Коррекцию нарушений речи (особенно нарушений звукопроизношения) логопед увязывает с общим моторным развитием и развитием тонкой ручной моторики ребенка. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляторной моторики, в логопедические занятия, особенно в 1-2 классах, включены упражнения тонких движений рук, задания по оречевлению действий, элементы логопедической ритмики. Содержание логопедической работы находится в соответствии с программой обучения грамоте, изучения родного языка. Логопедическая работа подготавливает учащихся к усвоению программы по русскому языку, поэтому содержание логопедической работы строится с учетом программы по русскому языку . При этом цели и задачи логопедической работы (практическое овладение языком) иные, чем цели и задачи уроков русского языка (осознание и анализ языковых явлений). В связи с тем, что старые условно – рефлекторные связи у умственно отсталых детей очень консервативны, необходимо тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков. Частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме, характерна для логопедической работы в коррекционной школе. Учитывая быструю утомляемость умственно отсталых детей, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключения ребенка с одной формы работы на другую. Так как нарушения речи у умственно отсталых детей носят стойкий характер, логопедическая работа в нашей школе осуществляется в более длительные сроки, чем работа с нормальными детьми. Занятия каждой группы и индивидуальные проводятся 2-4 раза в неделю. На индивидуальные занятия отводится 20 минут на каждого ученика, на занятия с группой 20-45 минут. Индивидуальные занятия проводятся с учениками, нуждающимися в постановке или коррекции звуков. Группы комплектуются по признаку однородности речевого нарушения, по возможности, из обучающихся одного или двух параллельных или смежных классов. Наполняемость групп для логопедических занятий 2-4 ученика. При необходимости логопед производит перераспределение обучающихся по группам. Логопед проводит работу в тесной связи с учителями, воспитателями, родителями, психологом, медицинским персоналом школы и большое внимание уделяет работе по пропаганде логопедических знаний. При завершении логопедических занятий логопед инструктирует учителя и воспитателя о приемах доведения достигнутых навыков до полной автоматизации в условиях класса и во внеурочное время(через тетрадь взаимосвязи. В конце учебного года логопед проводит речевой утренник, на котором дети демонстрируют свои успехи. В системе коррекционной работы по преодолению всех видов речевых нарушений полезны занятия по логопедической ритмике. Основным материалом для таких занятий являются разнообразные речедвигательные музыкально – ритмические и другие упражнения. Программа логопедической коррекции речи рассчитана на учебный план, в котором для логопедических занятий в 1 -3 классах отводится 4 часа в неделю, а в 4 классах отводится 3 часа в неделю. При умственной отсталости нарушаются все компоненты речи: её фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй, связная речь. Нужно отметить, что в школу поступают дети с двуязычием или дети совсем не знающие русского языка, у которых возникают большие трудности в процессе обучения. Встречаются трудности в произношении, в письме. Кроме выявленных специфических ошибок, соотносимых с определенным видом дисграфии, у детей при двуязычии отмечаются и другие, как характерные для недостаточно сформированного навыка правильного письма, так и свойственные только этим детям. Целью данной программы является разработка последовательной поэтапной коррекции всех компонентов речевой деятельности. Программа состоит из следующих разделов: 1) коррекция звукопроизношения, 2) коррекция фонематических процессов, 3) коррекционная работа на лексическом уровне, 4) коррекционная работа на синтаксическом уровне, 5) совершенствование связной речи. Коррекция звукопроизношения проводится в I классе и состоит из предварительного этапа, задачей которого является подготовить учащихся к овладению звуковой стороной речи, и этапа постановки звуков, на котором отрабатываются произносительные навыки и слухопроизносительные дифференцировки свистящих, шипящих звуков, соноров Р и Л, заднеязычных согласных. Каждый период обучения имеет свои характерные цели, задачи, которые определяют с учетом развития речи чувашских детей и методы работы над произношением и обогащением словаря, развитием всех компонентов речи. В 1-ом классе основной задачей логопедической работы является развитие фонематического слуха в единстве с выработкой правильного произношения, чтобы обеспечить их взаимосвязь и взаимодействие. В начале связываются эти звуки с картинками-символами, речевыми играми. Гласные звуки обязательно эмоционально окрашенные даются и разным интонированием. Ставятся следующие задачи:
9)обогащение словаря. Коррекционная работа на фонематическом уровне проводится со 2 по 4 классы. Задачей этого раздела является устранение фонематической дислексии, мнестической дислексии, акустической дисграфии и дисграфии, связанной с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза. Программа включает разделы, направленные на формирование слогового и звукового анализа и синтеза слов, дифференциацию твёрдых и мягких согласных (2 класс), звонких и глухих, свистящих и шипящих согласных (3 класс), сонорных Р и Л, заднеязычных согласных, а также букв, имеющих оптической сходство. В 4 классе также проводится работа по устранению семантической дислексии. Коррекционная работа на лексическом уровне проводится в 4-5 классах и направлена на коррекцию аграмматической дислексии и дисграфии и включает такие темы как «Ударение», «Безударные гласные», «Формирование навыков морфемного анализа и синтеза слов». На преодоление аграмматической дислексии и дисграфии направлена работа над синтаксической стороной речи, проводимая в 5 классе, и, включающая в себя следующие разделы: «Согласование слов в числе» I класс (4 часа в неделю) ^ Обследование учащихся. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. Развитие ручной моторики, развитие ритма, развитие дыхания, развитие речевого дыхания и голоса, развитие артикуляционной моторики, развитие слухового восприятия и внимания. . Проводится уточнение артикуляции сохранных звуков, постановка и автоматизация:
Коррекция произношения свистящих звуков:
Коррекция произношения шипящих звуков:
Коррекция произношения звуков Л, ЛЬ, Р, РЬ:
Коррекция произношения звука Й:
Коррекция произношения заднеязычных звуков:
На развитие мелкой моторики рук уделяется особое внимание на протяжении всего первого класса. 2 класс (4 часа в неделю) ^ Обследование учащихся. РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА ^ РАЗБИТИЕ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА Органы речи. Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки. Звуки и буквы А, О, У, Ы, И, Э. Выделение первого звука а слове. Выделение гласных звуков из слогов, слов, слоговый анализ и синтез слов, ^ Особенности артикуляции согласных звуков. Выделение первого согласного звука из слова. Выделение последнего согласного звука. Определение места согласного звука в слове. Анализ и синтез слогов различной структуры, анализ и синтез слов различной структуры. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ М-МЬ, Н-НЬ, Б-БЬ, П-ПЬ, В-ВЬ, Ф-ФЬ, Г-ГЬ, К-КЬ, Д-ДЬ, т-ть, з-зь, С-СЬ, Х-ХЬ, Л-ЛЬ, Р-РЬ. Обозначение мягкости согласных посредством гласных 2-го ряда. Буквы А-Я, 0-Ё, У-Ю, Ы-И. Обозначение мягкости согласных посредством буквы Ь. 3 класс (4 часа в неделю) ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ (дифференциация фонем) Обследование учащихся. Повторение изученного во 2 классе:
^ Работа по формированию звокопроизносительнои дифференциации смешиваемых звуков включает два этапа: 1)предварительный этап работы над каждым из звуков 2) этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков. Звук и буква В. Звук и буква Ф. Дифференциация В-Ф. Звук и буква П. Звук и буква Б. Дифференциация Б-П. Звук и буква Т. Звук и буква Д. Дифференциация Т-Д. Звук и буква С. Звук и буква 3. Дифференциация С-3. Звук и буква К. Звук и буква Г. Дифференциация К-Г. Звук и буква Ш. Звук и буква Ж. Дифференциация Ш-Ж. Оглушение звонких согласных. ^ Дифференциация С-Ш, 3-Ж, СЬ-Щ, С-Ц, Ч-Т, Ч-Ш, Ц-Ч, Ш-Щ, Ц-Т. Подведение итогов: написание детьми диктанта логопедический утренник. Приемы работы над дифференциацией смешиваемых звуков: 1.Определить звуки по беззвучной артикуляции
6. Подобрать слова с заданным звуком в начале, конце, середине слова.
12.Составление рассказа с использованием слов, включающих смешиваемые звуки. 4 класс (3 часа в неделю) ^
3. Дифференциация фонем, имеющих акустикоартикуляционное сходство Звуки Л, ЛЬ. Буква Л. Звуки Р, РЬ. Буква Р. Дифференциация Л-Р. Звук и буква К. Звук и буква X. Дифференциация К-Х. Звук и буква Г. Дифференциация Г-К-Х, Звук и буква 0. Звук и буква У. Дифференциация О-У. 4. Устранение оптической дисграфии и дислексии. Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство П-Т, Б-Д, О-А. Приемы работы: развитие зрительного восприятия и узнавания зрительного гнозиса. Формирование буквенного гнозиса. Развитие зрительной памяти. Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительно-пространственного анализа и синтеза.
Занятия проводятся групповые и подгрупповые. ^ 1 класс. Учащиеся должны уметь:
2 класс. Учащиеся должны уметь:
3 класс. Учащиеся должны уметь:
- различать свистящие и шипящие согласные. 4 класс. Учащиеся должны уметь:
5 класс (2 часа в неделю) ^ КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА ЛЕКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ, ВОСПОЛНЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА. 1. Обследование учащихся. 2. Повторение изученного во 2-4 классах:
^
На каждом занятии по совершенствованию связной: речи -необходимо выполнение учащимися следующих упражнений: - различать свистящие и шипящие согласные. 5 класс. Учащиеся должны уметь:
ЛИТЕРАТУРА 1.Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Владос, 1998. - С. 18-46, 74-97, 105-169.
Важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребенка занимает в Фурмановской специальной (коррекционной) школе VIII вида логопедическая работа. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учащихся. Специфика логопедической работы обусловлена, с одной стороны, характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями умственно отсталого ребенка, с другой – особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта. Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико - фонемтическую, так и лексико – грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект. Кроме того, весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Особенностями логопедической работы в коррекционной школе являются максимальное включение анализаторов и использование максимальной и разнообразной наглядности. Коррекцию нарушений речи (особенно нарушений звукопроизношения) логопед увязывает с общим моторным развитием и развитием тонкой ручной моторики ребенка. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляторной моторики, в логопедические занятия, особенно в 1-2 классах, включены упражнения тонких движений рук, задания по оречевлению действий, элементы логопедической ритмики. Содержание логопедической работы находится в соответствии с программой обучения грамоте, изучения родного языка. Логопедическая работа подготавливает учащихся к усвоению программы по русскому языку, поэтому содержание логопедической работы строится с учетом программы по русскому языку . При этом цели и задачи логопедической работы (практическое овладение языком) иные, чем цели и задачи уроков русского языка (осознание и анализ языковых явлений). В связи с тем, что старые условно – рефлекторные связи у умственно отсталых детей очень консервативны, необходимо тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков. Частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме, характерна для логопедической работы в коррекционной школе. Учитывая быструю утомляемость умственно отсталых детей, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключения ребенка с одной формы работы на другую. Так как нарушения речи у умственно отсталых детей носят стойкий характер, логопедическая работа в нашей школе осуществляется в более длительные сроки, чем работа с нормальными детьми. В начале учебного года обследуются все вновь принятые дети и учащиеся, занимавшиеся у логопеда в предыдущем году и оставленные для продолжения обучения (с целью выявления состояния речи к началу учебного года). Устная и письменная речь обучающихся, выявленных при первичном обследовании, подробно изучается в условиях индивидуального обследования традиционными логопедическими приемами. Данные индивидуального обследования записываются в речевую карту. Основным критерием при зачислении на занятия является характер речевого нарушения и его значение для успеваемости, общения ребенка. Занятия бывают индивидуальные и групповые. Занятия каждой группы и индивидуальные проводятся 2-4 раза в неделю. На индивидуальные занятия отводится 20 минут на каждого ученика, на занятия с группой 20-45 минут. Индивидуальные занятия проводятся с учениками, нуждающимися в постановке или коррекции звуков. Группы комплектуются по признаку однородности речевого нарушения, по возможности, из обучающихся одного или двух параллельных или смежных классов. Наполняемость групп для логопедических занятий 2-4 ученика. При необходимости логопед производит перераспределение обучающихся по группам. Логопед проводит работу в тесной связи с учителями, воспитателями, родителями, психологом, медицинским персоналом школы и большое внимание уделяет работе по пропаганде логопедических знаний. При завершении логопедических занятий логопед инструктирует учителя и воспитателя о приемах доведения достигнутых навыков до полной автоматизации в условиях класса и во внеурочное время(через тетрадь взаимосвязи. В конце учебного года логопед проводит речевой утренник, на котором дети демонстрируют свои успехи. В системе коррекционной работы по преодолению всех видов речевых нарушений полезны занятия по логопедической ритмике. Основным материалом для таких занятий являются разнообразные речедвигательные музыкально – ритмические и другие упражнения. Некоторые занятия проводятся логопедом совместно с учителем музыки и ритмики. В начале учебного года логопед планирует работу на год. На основании материалов обследования школьников составляет индивидуальные планы занятий, а также перспективные планы для каждой группы обучающихся. В конце учебного года логопед составляет отчет о работе, проделанной за год. |