|
Тема: ,,Развитие речи. Комплексный анализ текста.” (8-9 класс; 2 часа) Учитель: Музылева С.П. Цель Совершенствовать речь учащихся, их способность рассуждать по заданной теме, умение конструировать текст и анализировать его, определяя тему, главную мысль, тип и стиль речи, способы связи в тексте; получать представление о широкой теме и микротемах. Следует обратить внимание учащихся на роль эмоциональных слов в тексте, роль рисующих, выделяющих и оценочных прилагательных, роль глаголов в повествовании, роль текстуальных синонимов и другие средства выразительности речи. Вопросы 1.Что такое текст? Как доказать, что ряд предложений является тестом? Какими по объему бывают тексты? Что такое главная мысль? В каких частях текста она выражается? Какого роль первого и последнего предложения в тексте? Что такое абзац и какого роль в тексте? 2.Что такое ключевые слова? Какова их роль в тексте? 3. Какие существует типы речи? Какова композиция текстов разных типов речи? 4. Какие средства связи используются в текстах разных типов речи? 5.Какие существуют типы языка? Каковы приметы различных стилей? 6.Как составить партитуру чтения текста? Практическое задание Проанализируйте по предложенным вопросам текст из повести В.Г.Короленко ,,Слепой музыкант”
Примечание: учащихся выбирают один из вопросов, получают текст для анализа, готовят сообщения по выбранному тексту. ^ В семье Попельских родился слепой ребенок. ,,Сначала никто этого не заметил. Мальчик глядел тем тусклым и неопределенным взглядом, каким глядят до известного возраста все новорожденные дети. Дни уходили за днями, жизнь нового человека считалась неделями. Его глаза прояснялись, с них сошла мутная поволока, зрачок определился. Но дитя не поворачивало головы за светлым лучом. <…> Мать, успевшая оправиться, первая с беспокойством замеила странное выражение детского лица, оставшегося неподвижным и как-то не по-детски серьезным. Молодая женщина смотрела на людей, как испуганная горлица, и спрашивали: -Скажите инее, отчего он такой? -Какой? – равнодушно переспрашивали посторонние.- Он ничем не отличается от других детей такого возраста. -Посмотрите, как странно ищет он что-то руками… -Дитя не может еще координировать движения рук с зрительными впечатлениями, - ответил доктор. -Отчего же он смотрит все в одном направлении? Он…он слеп? – вырвалась вдруг из груди матери страшная догадка, и никто не мог ее успокоить. Доктор взял ребенка на руки, быстро повернул к свету и заглянул в глаза. Он слегка смутился и, сказав несколько незначащих фраз, уехал, обещая вернуться через два дня. Мать плакала и билась, как подстреленная птица, прижимая ребенка к своей груди. <…> Доктор действительно вернулся дня через два, захватив офтальмоскоп. Он зажег свечку, приближал и удалял ее от детского взгляда, заглядывал в него и наконец сказал с смущенным видом: -К сожалению, сударыня, вы не ошиблись…Мальчик действительно млеп, и притом безнадежно… Мать выслушала это известие с спокойной грустью. Я знала давно, - сказала она тихо”. ^ Урок начинается с вопроса учителя: из чего состоит наша речь, устная и письменная? Учащиеся обычно отвечают: из звуков, из слов или из предложений. Учитель произносит: ,,А, о, в, у!” Спрашивает: ,,Вы поняли мою мысль? Лес, дом, посадить! Теперь все понятно? В лесу уже растут грибы! Ясно ли, зачем я вам даю об этом информацию?” Делается вывод, что обычно наша речь состоит из нескольких предложений, связанных темой и основной мыслью, соединенных по смыслу и грамматически. Задание: Подберите несколько предложений, связанных темой ,,Грибы”. Хорошо прогуляться в августе после теплого дождичка по лесу. В лесу растут грибы, и мы наверняка вернемся с полными корзинами. И налюбуемся удивительными картинами. Увидим шляпку сыроежки, полную воды, наткнемся на толстоногого боровичка с семейкой. Прошли дожди – пора готовить корзины. В лесу уже растут грибы! Завтра часов в 5 отправляемся в лес. Нас ждет великолепная прогулка. Вопрос: Что у нас случилось? (Связанный текст.) Далее учащиеся традиционно для урока знакомят своих товарищей с литературой, к которой они обратились, готовясь к уроку, записывают тему и делают сообщения по предложенным ранее вопросам. Основными положениями их выступлений должно быть следующее. Текст ( лат. textum)-ткань, соединение, сплетение( Русский язык. Энциклопедия). Текст-произведение речи(высказывание), воспроизведенное на письме или в печати ( Этимологический словарь). Однокоренные слова: текстология – отрасль филологической науки, занимающейся установлением точного текста литературных памятников или исторических документов для их научного издания; текстуальный – дословный, буквально воспроизводящий какой- либо текст. Текст может состоять из нескольких предложений, а может быть целой книгой. Отличительные черты текста - это:
Тема – это содержание, предмет рассуждения, изложения, высказывания, разговора. Тематика – это совокупность тем. Микротема – наименьшая составная часть темы целого текста( пункты или подпункты плана раскрытия всей темы). Главная(основная) мысль выражается в заглавии или в преложении текста и в общей направленности его. Велика роль первого и последнего предложений в тексте, которы особенно подчеркивают тему или основную мысль, вступление и заключение. Слова темы или основной мысли, повторяющейся в тексте в одной и той же или в разных формах или замененные синонимами, являются ключевыми. В русском языке выделяются три типа речи: повествование, описание, рассуждение. Тип речи зависит от цели высказывания. Повествование – это рассказ, сообщение о каком-либо событии во временной последовательности( сначала, потом…наконец). Главный вопрос повествования – что произошло? Описание – словесного изображение какого-либо явления действительности( описание предмета, описание человека – портрет, описание природы – пейзаж, описание внутреннего убранства помещения – интерьер). Главный вопрос – какой? Рассуждение- обоснование, доказательство, объяснение какой-либо мысли. Главный вопрос – почему? У каждого типа речи своя композиция. Описание Повествование Рассуждение (параллельная связь) (цепная связь) (цепная связь) Кульминация 1. Тезис ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() э ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() (Можно поменять (Необходимо соблюдение (Необходимо соблюдение и причинной связи логической и временной логической и причинной предложения местами) последовательности. связи. Перестановка Перестановка предложений предложений разрушит разрушит текст.) текст.) Рассказывая о стилях речи, учащиеся называют стили: разговорный, публицистический, научный, официально-деловой, стиль художественной литературы; отмечают зависимость от цели высказывания, сферы употребления; называют языковые приметы. После обобщения известных учащимся знаний о тексте следует практическая часть, предполагающая проверку умений учащихся анализировать текст. Комплексный анализ текста – эффективное средство развития речи школьников. Сначала учащиеся фронтально по предложенным в домашнем практическом задании вопросам анализируют стихотворение Людмилы Татьяничевой: Мне говорят, что слишком много Любви я детям отдаю, Что материнская тревога До срока старит жизнь мою. Ну, что смогу я им ответить – Сердцам, Бесстрастным, как броня? Любовь, мной отданная детям, Сильнее делает меня. Учащиеся доказывают, что это текст: в нем три предложения, объединенных одной темой - материнской любви. Главная мысль автора заключается в том, что эта любовь делает человека сильнее. В первом предложении мысль о материнской тревоге, во втором – образ тех, с кем как бы спорит женщина-мать, в третьем выражена основная мысль. Ключевые слова – любви, детям, материнская тревога, любовь, отданная детям. Тип речи – повествование: что говорят люди о любви лирического героя; что отвечает женщина – мать. Связь между предложениями цепная: лексические средства связи – текстуальные синонимы ( говорят - ответить); текстуальные антонимы ( старит-делает сильнее; я - они). Средством связи являются и видовременные формы глаголов и причастия( говорят – отдаю, старит – несовершенного вида, настоящего времени; смогу ответить – совершенного вида, будущего времени; отданная – совершенного вида, прошедшего времени, делает – последний глагол обозначает постоянное действие – несовершенного вида, настоящего времени). Выразительное синтаксическое средство связи – вопрос-ответ: вопросительное-повествовательное предложение. Это очень хороший прием, который можно использовать в сочинениях. Стиль – художественной литературы, приметами которого являются: ритм, рифма поэтического произведения, образность, эпитеты ( материнская тревога, бесстрастным сердцам, любовь, отданная детям), метафоры ( тревога старит), сравнение (бесстрастным, как броня). Показывая отрицательное отношение к тем, кто осуждает безмерную материнскую любовь, автор употребляет выразительнейшее прилагательное бесстрастным (сердцам), синонимами к которому являются слова: равнодушный, безучастный, бесчувственный. Но в ряду этих синонимов самым эмоционально сильным оказывается именно тот, что принадлежит Л. Татьяничевой: бесстрастным. Сравнение как броня усиливает значение эпитета, от него веет металлом (Броня – 1) в старину: металлическая одежда, защищающая туловище воина; 2) прочная защитная облицовка из специальных стальных плит на военных судах, танках и т.п.) Эти слова подчеркивают противопоставленное им сильное чувство – любовь, да еще материнская. После анализа учащиеся читают стихотворение с соблюдением пауз, всех интонационных особенностей, выделяя голосом слова, на которых делаем логическое ударение. Затем обращаемся к анализу отрывка из повести В. Г. Короленко ,,Слепой музыкант”. Поскольку анализ был домашним заданием, начинаем с выразительного чтения текста. Затем выясняем, какие возможны эпиграфы к нему, пример: Легче сердце свое казнить, Легче с разумом быть в раздоре, С материнским горем Сравнить Можно лишь материнское горе… Л. Татьяничева Коль рано матери седеют – Не только возраст виноват. С. Викулов Ты одна мне помощь и отрада… С. Есенин Далее следует выступление учащихся по вопросам к анализу текста. Темой текста является рождение слепого ребенка, ключевые слова, определяющие тему: глаза – взгляд – зрачок – зрительные впечатление – слеп – офтальмолог – глаза – слеп -. Страшное для матери слово ,,слеп” сначала произносит она сама, силой материнской любви угадав беду, потом как приговор оно звучит из уст офтальмолога. Микротемы:
Главная мысль автора – о безмерности материнского горя и мужества матери, ее готовности и способности выдержать все из любви к сыну. Ее напряженные чувства, материнскую тревогу автор выражает словами: с беспокойством, сравнением как испуганная горлица; страшная догадка, плакала и билась, как подстреленная птица( сравнение), а ее решимость, материнское мужество – последними предложениями данного текста. Мать выслушала это известие с спокойной грустью. - Я знала давно, - сказала она тихо. Здесь очень выразителен эпитет спокойной грустью, психологически точно передающей чувства матери, понимающей, как сложен будет жизненный путь ее сына и как особенно нужна будет ему ее любовь и поддержка. Горе ее, безмерная любовь и, видимо, уже продуманное решение быть рядом с сыном, сделать все возможное для него звучит в последнем предложении и подчеркнуто наречие тихо. Учащиеся предлагают озаглавить текст по главной мысли - ,,Материнское горе”. Определяя стиль речи как художественный, школьники обращают внимание на указанные выше сравнение, на эпитеты – прилагательные, выполняющие не только рисующие, но и эмоционально-оценивающие функции в тексте. Важную роль играет диалог: равнодушные реплики посторонних и тревожные вопросы матери, которые, напротив, звучат страстно, взволнованно. Тип речи – повествование: сообщение о том, что в доме Попельских родился слепой ребенок, и о том, как это обнаружилось. Первое предложение является вступлением, констатирующий факт без всяких эмоций. Его же можно считать и развязкой. Кульминация – догадка матери: ,,…он слеп?” Развязка – пригвоор офтальмолога. Связь между предложениями – цепная. Она осуществляется лексическими средствами: контекстуальная синонимами; грамматическими: местоимениями, однокоренными словами, чередованием глаголов совершенного и несовершенного вида. В поведении доктора напряжение, тревога и надежда передаются глаголами совершенного вида. В качестве синтаксических средств связи В. Г. Короленко использует обратный порядок слов уже в первом предложении, где подлежащее с определением поставлено в конец, а во втором предложении логическое ударение на слове этого еще раз подчеркивает это страшное событие: родился слепой ребенок. Конструкция третьего, сложноподчиненного предложения подчеркивает взгляд новорожденного ребенка. Следующие бессоюзные предложения перечисляют факты, казалось бы обычные для новорожденного. Но следующие за ними предложении начинается с союза но, заставляющего сразу насторожиться. Напряжение ситуации автор передает и с помощью вопросительных предложений, и с помощью многоточия, которое ,,начатую речь прерывает на малое время для выражения жестокой страсти” ( А.А.Барсов). Конец текста соединяется с началом выражением это известие, с первого предложения мы знаем, какое это известие: новорожденный слеп. Учащиеся объясняют лексическое значение слова офтальмолог( специалист по глазным болезням) и его роль в тексте, координировать( согласовывать, устанавливать целесообразное соотношение между действиями). Считают, что употребление терминов здесь делает более неопровержимым и страшным диагноз врача. После анализа текст еще раз читается вслух; возможно, это сделает сам учитель. Затем учащиеся предлагается творческое задание – ответить на вопросы:
Заключение При таком анализе текст оказывается мощным средством эстетического, а главное, духовного развития учащихся, и одновременно способствуют развитию их речи, что находит выражение в тех работах, которые они пишут по следам урока. Совершенствуются умения и навыки связного изложения мыслей в устной и письменной форме, речевая культура. Литература Власенокова А.И., Рубченкова Л.М. Русский язык 10-11 класс.-М.: Просвещение, 1998. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика.- М.: Просвещение, 1988. Гончаров И.Ф. Подвинут я тобою. Слово о матери.- Л.: Детская литература, 1988. Ломизов А.Ф. Выразительное чтение при изучении синтаксиса и пунктуации.- М.: Просвещение, 1986. Никитина Е.И. Русская речь. 5-7 класс.- М.: Просвещение, 1992. Никитина Е.И. Русская речь. 8-9 класс.- М.: Просвещение, 1995. Ожегов С.И. Словарь русского языка.- М., 1986. Пахнова Т.М. Материалы для комплексной работы с художественным текстом на уроке русского языка.- ,,Русский язык в школе”, № 5, 1998. Служевская Т.Л. Уроки русской словесности.- СПб., 1994. Федорова М.В. Уроки русского языка в 7 классе.- М.: Просвещение, 2002. Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Этимологиеский словарь.- М., 1975. Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста.- Л.: Просвещение, 1984. |
![]() | Программа по русскому языку для вступительных испытаний в мгакхис характеристика текста Смысловая и композиционная цельность текста. Основная мысль текста. Микротема текста | ![]() | Лингвистический анализ художественного текста литература к Модулю Художественная речь и художественный текст Баранов А. Г. Функционально-прагматическая концепция текста. Ростов-на-Дону, 1993 |
![]() | 2. Речевая ситуация Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану, Используя примеры из текста, расскажите о системе согласных звуков... | ![]() | Экзаменационные билеты по русскому языку для 9 класса Билет № I Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану. Используя примеры из текста, расскажите о системе согласных звуков... |
![]() | Конкурс чтецов «Я лиру посвятил народу своему…» Способствовать развитию навыков устной и письменной речи, навыков выразительного чтения поэтического текста; развитие и совершенствование... | ![]() | Формирование коммуникативных умений и навыков на уроках развития речи – необходимое условие развития творческих способностей детей с нарушением интеллекта Развитие речи – одна из важнейших и наиболее сложных задач начального обучения в коррекционной школе. Так как слово неотделимо от... |
![]() | Тема занятия: Ритмико-интонационный анализ текста. (На примере изучения сложносочиненных предложений.) Цели Тема занятия: Ритмико-интонационный анализ текста. (На примере изучения сложносочиненных предложений.) | ![]() | «развитие связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи через моделирование рассказывания» оглавление Основные подходы к коррекции речи у детей старшего дошкольного возраста с онр |
![]() | «Волк и семеро козлят» Развитие способности передавать образные движения. Развивать ритмичность и выразительность звучания текста и движений детей. Создание... | ![]() | Комплексный анализ хозяйственной деятельности Г. И. Вовненко, к э н., доцент, доцент кафедры экономического анализа и информатики О. И. Векшина |