Люлевой Ольги Васильевны Формирование универсальных учебных действий на урок icon

Люлевой Ольги Васильевны Формирование универсальных учебных действий на урок



НазваниеЛюлевой Ольги Васильевны Формирование универсальных учебных действий на урок
Дата17.10.2016
Размер
ТипУрок

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя математики

МБОУ «Лицей № 1» р. п. Чамзинка РМ

Люлевой Ольги Васильевны


Формирование универсальных учебных действий на уроках математики посредством проблемно-диалогической технологии


«Человек глубоко постигает лишь то, до чего додумывается сам».

Сократ


Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деятельности стоит вопрос: чему учить и как учить. Решение этого вопроса на разных жизненных этапах и определяет неповторимость учителя, его профессиональное кредо, личностную позицию.

Новое время предъявляет и новые требования к выпускнику школы. Школа должна создать условия для самореализации и самоопределения личности каждого ученика. Выполнение этих задач ложится на каждого учителя. В период перехода с одного стандарта на другой особенно актуальным становится вопрос о том, как организовать процесс обучения таким образом, чтобы он соответствовал идеологии нового стандарта, что нужно изменить в работе учителя, чтобы ученики класса успешно выполнили те требования, которые будут предъявлены к их подготовке по завершению обучения в  школе.

^ Актуальность и перспективность опыта.

В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала образования, актуальной задачей становится обеcпечение развития универсальных учебных действий наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Задача учителя создавать условия для формирования УУД на каждом этапе урока и определить, какие из методов являются наиболее эффективными.

Сегодня меняются не только содержание образования, но и структура учебных предметов, технология их преподавания, методы и приёмы. Цель современного образования, в соответствии с государственным образовательным стандартом, заключается в воспитании компетентного выпускника, т.е. в создании условий для оптимального развития способностей к дальнейшему самообразованию и совершенствованию. Иcпользование технологии  проблемно-диалогической обучения дает такую возможность.

Проблема, над которой я работаю более трех лет: «Формирование универсальных учебных действий на уроках математики посредством проблемно-диалогической технологии».

Актуальность данной темы обусловлена тем, что проблемно-диалогическая технология поcтроена на принципах развивающего обучения, она позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний.

^ Перспективность опыта: Проблемно-диалогическая технология направлена на самостоятельный поиск учащимися новых понятий и способов действий; предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешение которых приводит к активному усвоению новых знаний; обеспечивает особый способ мышления, прочность знаний и творческое их применение в практической деятельности.

Концептуальность.

Новизна опыта заключается в создании системного подхода в развитии универсальных учебных действий учащихся на уроках математики через использование технологии проблемного обучения и проблемно-поисковых методов. Взаимодействие учителя и учеников раcсматривается не как обмен информацией, а как совместный поиск верного решения проблемы. Ученик становится участником образования.

^ Концептуальность опыта заключается:

  • в создании проблемных ситуаций, совместный поиск решения проблем, вовлечение детей в активный процесс изучения математики,

  • развитие не только предметных, но и общеучебных умений у своих учеников,

  • деятельностный принцип обучения

Таким образом, основополагающими принципами опыта являются:

  • научность;

  • системность;

  • эффективность;

  • учет индивидуальных способностей и запросов учащихся;

  • перспективность,

- технологичность.

Свою роль при проблемном обучении я вижу в создании проблемных ситуаций, в создании на уроке условий для осознания, принятия и разрешения этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, а также для овладения учащимися в процессе такой деятельности обобщенными знаниями и общими принципами решения проблемных задач.

Курс математики позволяет обеспечить формирование как предметных умений, так и универсальных учебных действий школьников, а также способствует достижению определённых во ФГОC личностных результатов, которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.

^ Наличие теоретической базы опыта.

Технология проблемного диалога разработана психологом Е.Л. Мельниковой на основе иcследований проблемы развития эвристического мышления – в контексте психологии мышления и творчества (С.Л. Рубинштейн, Ю.Н. Кулюткин, А.М. Матюшкин, О.К. Тихомиров и др.), проблемного обучения (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, М.И. Махмутов и др.), учебного диалога (В.С. Библер, С.Ю. Курганов, А.А. Леонтьев, В.В. Давыдов и др.).

Одной из психолого-педагогическиой концепции учения является теория проблемного обучения И.Я. Лернера. Сущность проблемного обучения И.Я. Лернер видит в том, что «учащийся под руководcтвом учителя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определенной системе, соответствующей образовательно-воспитатальным целям школы».

В основу современной теории проблемного обучения, разработанной М. И. Махмутовым, положены частично-поисковый и поисково-исследовательский методы работы.

Для технологии проблемного диалога ключевым является понятие «творчество». Большое внимание в психологии уделяется раскрытию сущности творческого мышления, выявлению механизмов творческой деятельности и природы творческого мышления.

^ И.Я. Лернер характеризует творческое мышление по его продукту. Учащиеся в процессе творчества создают субъективно новое, при этом проявляя свою индивидуальность.

По ^ В.Н. Дружинину, творческое мышление – мышление, связанное с преобразованием знаний (сюда он относит воображение, фантазию, порождение гипотез и прочее).

Суть творческого мышления сводится, по ^ Я.А. Пономареву, к интеллектуальной активности и чувственности (сензитивности) к побочным продуктам своей деятельности.

Я.А. Пономарев, В.Н. Дружинин, В.Н. Пушкин и другие отечественные психологи считают основным признаком мышления рассогласование цели (замысла, программы) и результата. Творческое мышление возникает в процессе осуществления и связана с порождением «побочного продукта», который и является творческим результатом.

^ И.Я. Лернер считает, что основу творческого мышления представляют следующие черты: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях; видение новой функции знакомого объекта; видение структуры объекта, подлежащего изучению, то есть быстрый, подчас мгновенный охват частей, элементов объекта в их соотношении друг с другом; умение видеть альтернативу решение, альтернативу подхода к его поиску; умение комбинировать ранее способы решения проблемы в новый способ и умение создавать оригинальный способ решения при известности других.

^ В.А. Крутецкий структуру творческого мышления в математике представляет следующим образом:

  • способность к формализованному восприятию математического материала, схватывание формальной структуры задач;

  • способность к логическому мышлению, способность мыслить математическими символами;

  • способность к совершенствованию процесса математических рассуждений и системы соответствующих действий, способность мыслить свернутыми структурами;

  • гибкость мыслительных процессов в математической деятельности;

  • стремление к ясности, простоте, экономичности и рациональности решения;

  • способность к быстрой и свободной перестройке направленности мыслительного процесса, переключение с прямого на обратный ход мысли;

  • математическая память, математическая направленность ума.

Психологами установлено, что развитие мышления человека неотделимо от развития его языка. Поэтому важнейшая задача в развитии мышления учащихся – обучение их умению словесно описывать способы решения задач, рассказывать о приемах работы, называть основные элементы задачи, изображать и читать графические изображения ее. При всяком творческом процессе задача решается сначала в уме, а затем переносится во внешний план.

^ А. Савенков, работающий над исследованием специального, целенаправленного развития креативности, выделяет следующие условия формирования творческого мышления учащихся:

  • паритет заданий дивергентного и конвергентного типа, то есть задания дивергентного типа должны не только присутствовать как равномерные, но и в некоторых предметных занятиях доминировать;

  • доминирование развивающих возможностей учебного материала над его информационной насыщенностью;

  • сочетание условия развития продуктивного мышления с навыками его практического использования;

  • доминирование собственной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний;

  • ориентация на интеллектуальную инициативу;

  • высокая самостоятельность учебной деятельности, самостоятельный поиск знаний, исследование проблем;

  • индивидуализация – создание условий для полноценного проявления и развития специфичных личностных функций субъектов образовательного процесса;

  • проблематизация – ориентация на постановку перед детьми проблемных ситуаций.

Е.Л. Мельниковой раскрывается стержень проблемного диалога – диалогическое взаимодействие субъектов при выявлении проблемных ситуаций (когда ученики обнаруживают дефицит своих знаний и желание преодолеть возникающее в процессе учебной деятельности противоречие) и при их разрешении.

Полный цикл умственных действий от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы имеет несколько этапов:

  • возникновение проблемной ситуации,

  • осознание сущности затруднения и постановка проблемы,

  • нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы,

  • доказательство гипотезы,

  • проверка правильности решения проблем.

Смысл технологии проблемного диалога заключается в том, что на уроке изучения нового материала школьник проходит через все звенья научного творчества: постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения знаний; выражение решения и реализация продукта – на этапе воcпроизведения (проговаривания) знаний.

Проблемная ситуация –  это средство организации проблемного обучения, начальный момент мышления, вызывающий познавательную потребность учения и создающий внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности.

Приёмы создания проблемной ситуации.

Тип проблемной ситуации

Тип противоречия

Приёмы создания проблемной ситуации



С удивлением

  • между двумя (или более) положениями

1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.
2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.

  • между житейским представлением учащихся и научным фактом

3. Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием “на ошибку”.
Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.


C затруднением

  • между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя

4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.
5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.
6. Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими.
Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено.

Постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выcтроенного диалога. Используется два вида диалога: побуждающий и подводящий.

Сравнительная характеристика диалогов.




Побуждающий

Подводящий


Структура

Отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль ученика.

Система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих его к открытию мысли.


Признаки

  • мысль ученика делает скачок к неизвестному;

  • переживание учеником чувства риска;

  • возможны неожиданные ответы учеников;

  • прекращается с появлением нужной мысли ученика.

  • пошаговое, жесткое ведение мысли ученика;

  • переживание учеником удивления от открытия в конце диалога;

  • почти не возможны неожиданные ответы учеников;

  • не может быть прекращен, идет до последнего вопроса на обобщение.

Результат

Развитие творческих способностей.

Развитие логического мышления.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог.

Побуждение к осознанию противоречия

Побуждение к формулированию учебной проблемы

^ Прием 1 о фактах: Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты?

О теориях: Что вас удивило? Сколько существует теорий (точек зрения)?

Прием 2. Сколько же в нашем классе мнений?

Прием 3. Вы сначала как думали? А как на самом деле?

Прием 4. Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?

Прием 5. Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущее?

Прием 6. Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?



^ Выбрать подходящее:

- Какой возникает вопрос?

- Какова будет тема урока?


Итак, центральную часть технологии составляет детальное описание проблемно-диалогических методов обучения и продуктивных заданий на воcпроизведение. Однако реальный урок – это не только методы и задания. Есть ещё формы и средства обучения. В педагогике принято различать фронтальную, индивидуальную, групповую и парную формы работы.

Проблемно-диалогические методы могут быть реализованы в разных формах. Например, из нескольких проблемных ситуаций одни лучше создавать в группе или паре, а другие – только фронтально. Так же обстоит дело и с воcпроизведением материала. Продуктивные задания (придумать, к примеру, схему, составить алгоритм решения ) можно давать и группам, и парам. Иными словами, технология проблемного диалога указывает на разные возможности варьирования форм обучения.

К средствам обучения относятся учебник, наглядные и технические средства, опорные сигналы.

Посредством проблемно-диалоговой технологии на своих уроках я формирую универсальные учебные действия.

Концепция развития универсальных учебных действий (УУД) разработана на основе cистемно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.

По мнению А.Г. Асмолова, в составе основных видов УУД, заданных ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:

1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.

В блок личностных универсальных учебных действий входят жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия cмыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся (готовность к жизненному и личностному самоопределению, знания моральных норм, умения выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами).

Регулятивные действия и обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. Это

- Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи).

- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

- Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

- Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.

- Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).

- Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

- Осуществить действия по реализации плана

- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

- Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).

- Соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его

- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

- Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

- В ходе представления проекта давать оценку его результатам.

- Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

- Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

- Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я?»), определять направления своего развития («каким я хочу стать?», «что мне для этого надо сделать?»).

В блоке познавательных универсальных действий выделяют общеучебные действия, включая знаково-символические; логические и действия постановки и решения проблем.

Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Интегрироватьcя в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

В основе содержания обучения математике лежит овладение учащимися следующими видами компетенций: предметной, коммуникативной, организационной и общекультурной. В соответствии c этими видами компетенций выделены главные содержательно-целевые направления (линии) развития учащихся средствами предмета «Математика».

Предметная компетенция. Под предметной компетенцией понимается осведомлённость школьников о системе основных математических представлений и овладение ими необходимыми предметными умениями. Формируются следующие образующие эту компетенцию представления: о математическом языке как средстве выражения математических законов, закономерностей и т.д.; о математическом моделировании как одном из важных методов познания мира. Формируются следующие образующие эту компетенцию умения: создавать простейшие математические модели, работать c ними и интерпретировать полученные результаты; приобретать и систематизировать знания о способах решения математических задач, а также применять эти знания и умения для решения многих жизненных задач.

Коммуникативная компетенция. Под коммуникативной компетенцией понимается cформированность умения ясно и чётко излагать свои мысли, строить аргументированные рассуждения, вести диалог, воспринимая точку зрения собеседника и в то же время подвергая её критическому анализу, отстаивать (при необходимости) свою точку зрения, выстраивая систему аргументации. Формируются образующие эту компетенцию умения, а также умения извлекать информацию из разного рода источников, преобразовывая её при необходимости в другие формы (тексты, таблицы, схемы и т.д.).

Организационная компетенция. Под организационной компетенцией понимается cформированность умения самостоятельно находить и присваивать необходимые учащимся новые знания. Формируются следующие образующие эту компетенцию умения: самостоятельно ставить учебную задачу (цель), разбивать её на составные части, на которых будет основываться процесс её решения, анализировать результат действия, выявлять допущенные ошибки и неточности, исправлять их и представлять полученный результат в форме, легко доступной для восприятия других людей.

Общекультурная компетенция. Под общекультурной компетенцией понимается осведомленность школьников о математике как элементе общечеловеческой культуры, её месте в системе других наук, а также её роли в развитии представлений человечества о целостной картине мира. Формируются следующие образующие эту компетенцию представления: об уровне развития математики на разных исторических этапах; о высокой практической значимости математики c точки зрения создания и развития материальной культуры человечества, а также о важной роли математики с точки зрения формировании таких важнейших черт личности, как независимость и критичность мышления, воля и настойчивость в достижении цели и др.


^ Ведущая педагогическая идея.

Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Моя задача, как учителя, организовать учебную деятельность таким образом, чтобы полученные знания на уроке учащимися были результатом их собственных поисков. Ведущей идеей моей педагогической деятельности является создание условий для формирования универсальных учебных действий учащихся на уроках математики через иcпользование проблемно-диалогической технологии.

.

Оптимальность и эффективность средств.

Главным и характерным признаком проблемного обучения является проблемная ситуация.

При проблемном обучении я создаю проблемную ситуацию, направляю учащихся на ее решение, организую поиск решения. Таким образом, учащийся ставится в позицию субъекта своего обучения,  и как результат у него образуютcя новые знания, он обладает новыми способами действия. Использую дифференцированный и индивидуальный подход.

В своей педагогической деятельности для формирования универсальных учебных действий я иcпользую программу по математике для основной школы ОС «Школа 2100» (авторы С.А. Козлова, А.Г.Рубин).

Строю свои уроки согласно модели проблемно-диалогического урока математики в Образовательной системе «Школа 2100»:


Цели урока по линиям развития личности

Обязательный минимум содержания

Формируются в соответствии с программой на основе содержательных линий развития:

  1. Производить вычисления для принятия решений в различных жизненных ситуациях

  2. Читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики

  3. Строить цепочки логических рассуждений, используя математические сведения

  4. Узнавать в объектах окружающего мира известные геометрические формы и работать с ними

(на каждом уроке необязательны все линии)

Перечень вводимых на уроке понятий, правил, закономерностей, которые необходимо усвоить каждому ученику.

Перечень предметных кмений




Этапы урока, время

Учитель

(наиболее общие действия, типичные фразы диалога с учениками)

Ученики

(ожидаемые действия в ходе диалога с учителем)

Доска и оборудование

^ Актуализация знаний

5–7 минут


Обращает внимание учеников на сделанные на доске записи и просит самостоятельно сформулировать к ним задания (все задания при этом относятся к необходимому уровню).


Поочередно придумывают задания, дают их друг другу для выполнения и контролируют полученный результат. По сути, над каждым заданием работает пара учащихся, вступая при этом в диалог, остальные дети слушают вопросы и ответы и в конце выполнения этой работы дают оценку как самим формулировкам, высказанным в диалоге, так и качеству выполнения задания. В ходе выполнения каждого задания вслух формулируются уже известные понятия и алгоритмы действий, которые понадобятся на этом уроке как отправная точка для формулирования нового.

На доске даются записи учебных задач без формулировки заданий к ним.


^ Создание проблемной ситуации

3-5 минут

Просит детей выполнить задание учебника (в основе выполнения этого задания лежит, как правило, неизученный пока алгоритм действий).


Выполняют задание, сверяют полученные результаты, пытаются выделить среди

них верный и приходят к выводу, что не могут сделать этого, так как не знают, какой из предложенных алгоритмов действий верный

Учебник или доска с вынесенным на нее заданием

^ Формулирование проблемы (темы и целей урока)

1-2 минуты

– Какой у вас возникает вопрос?

Что нам сегодня

предстоит выяснить?

Какая же будет тема урока?

Формулируют учебную проблему (вопрос или тему) в разных вариантах.


Основная проблема (вопрос или тема) записывается.


^ Открытие нового знания

3-5 минут

Просит детей обратиться к материалам учебника. Через сравнительный анализ представленных там математических моделей, путем подводящего диалога побуждает учащихся к самостоятельному формулированию нового алгоритма действий. Очевидно, что новый алгоритм, как правило, в целом основывается на уже изученном ранее и рассмотренном сегодня на этапе актуализации знаний, поэтому в конце обсуждения обычно задаются вопросы «чем похож и чем отличается новый способ действия от уже изученного?».

Самостоятельно читают учебник, отвечают на вопросы учителя, самостоятельно

формулируют новое понятие, сверяют свои формулировки и выводят окончательную.


Учебник

^ Формулирование нового знания

1-2 минуты

Просит детей самостоятельно прочитать формулировку учебника и сравнить с полученной самостоятельно.


Самостоятельно читают учебник, отвечают на вопросы учителя, сверяют свои формулировки с формулировкой учебника, выводят окончательную, воспроизводя ее в удобных и понятных для себя терминах.

Учебник

^ Первичное применение нового знания

2-3 минут

Просит детей самостоятельно прочитать, а затем объяснить и выполнить задание.


Самостоятельно читают учебник, объясняют задание, формулируя при этом вслух необходимый алгоритм действия. Сверяют полученные результаты и определяют ошибки.

Учебник, доска

^ Самостоятельная работа

3-5 минут

Просит детей самостоятельно выполнить задание учебника, основанное на применении нового знания, при этом дети работают в парах, помогая друг другу.

Самостоятельно выполняют задание, затем решение одной или двух пар учащихся выносится на доску и обсуждается всем классом, при этом анализируются допущенные ошибки.

Учебник, доска

^ Повторение и закрепление изученного ранее

до 15 минут

Самостоятельно выбирает в учебнике те задания, которые, на его взгляд, являются наиболее эффективными для данного класса в данный момент. Может распределить задания между группами учащихся, с обязательным последующим воспроизведением полученных результатов в классе.

Работают по заданию учителя.


Учебник, доска или проектор

^ Итог урока

1-2 минуты

Просит детей еще раз сформулировать цели, поставленные в начале урока

и определить, достигнуты ли они.

Самостоятельно определяют, насколько сумели достигнуть поставленных на уроке целей.





^ Домашнее задание 1-2 минуты

Называет задания для домашней работы, говорит о том, какие из них являются обязательными (инвариант) и какие можно взять на выбор (вариантная часть). В случае необходимости, разъясняет задания.

Определяют для себя инвариантную и вариантную часть задания.


Учебник


Выделяю следующие направления в работе по формированию интеллектуальных умений:

  1. формирование на уроках математики абстрактного и рационального мышления детей, формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, аналогии, сравнения, классификации и т.д.;

  2. обучение работе с информацией, вычленение важнейшей фактической информации из вербального текста.

Модели, позволяющие детям перейти от наглядно-образного мышления к абстрактному, - это рисунки, схемы, таблицы, математические знаки и символы. На уроке создаю вспомогательные модели, дающие возможность всем детям в учебной группе понять смысл задачи, составить план ее решения, контролировать процесс и результат. Учащимся дается возможность решения большого числа интересных и разнообразных задач. Формирую собственный банк заданий, способствующих формированию и развитию УУД, включающий:

  • вопросы - задания, выполняющие функцию закрепления знаний;

  • вопросы - задания, способствующие овладению методами логического мышления и опыта творческой деятельности;

  • вопросы - задания, требующие применения полученных знаний.

Для развития регулятивных УУД в своей работе иcпользую алгоритмы работы учащихся на разных этапах урока, предлагаемые С.А.Козловой, А.Г. Рубинным в методических рекомендациях для учителя: алгоритм самостоятельной работы с информационным блоком, алгоритм работы с заданиями на этапе первичного применения, алгоритм самостоятельной работы, алгоритм выполнения тренировочных упражнений. Обращаю внимание детей на то, на каком этапе деятельности они находятся. Обязательный диалог с детьми, ориентированный на понимание того, какой сейчас этап деятельности и зачем нам нужно это понимать.

Для повышения эффективности обучения планирую и использую не менее трех организационных форм: фронтальной, парной, индивидуальной. Организую проблемный диалог посредством мультимедийных презентаций, интерактивной доски.   Благодаря зрительному воcприятию, детям легче удерживать  логическую цепочку знаний, которые необходимы для осознания создавшегося противоречия, для обозначения проблемы, для открытия новых знаний.

Из всех методов технологии проблемно-диалогического обучения на уроках чаще отдаю предпочтение побуждающему и подводящему диалогам.

 Вариантами проблемного обучения являются поисковые и исследовательские методы, при которых учащиеcя ведут самостоятельный поиск и исследование проблем, творчески применяют и добывают знания.

На уроках в 5-6 классах провожу самостоятельные работы с самопроверкой по эталону. Эталоном могут быть проcто ответы, может быть подробный образец – решение. Этап рефлексии деятельности позволяет детям на cвоем уровне проанализировать  работу на уроке, оценить собственную деятельность.

В старших классах провожу самостоятельную работу по карточкам c дифференцированными заданиями (по уровням) и самостоятельные работы модульного характера, на уроке ученики могут получить консультацию учителя. Такие уроки направлены на тренинг способностей к самооценке и поэтому приносят положительный результат.

^ Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность:

Четкое следование методике в организации проблемных диалогов, системность в работе приводит к тому, что дети привыкают идти к знаниям самостоятельно. Методика проблемно-диалогового обучения способствует формированию   у   школьников   универсальных   учебных   действий, обеспечивающих умение учиться, повышает познавательную мотивацию, формирует готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности. Главная ценность в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. Проблемные методы эффективнее традиционных, т.к. постановка проблемы обеспечивает познавательную мотивацию учеников, а поиск решения – понимание материала большинством учащихся класса. Технология проблемно-диалогического обучения является здоровьесберегающей, потому что позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.

Современная действительность требует от человека осознанного умения участвовать в продуктивной совместной работе с другими людьми. На моих уроках дети учатся общаться и сотрудничать. С точки зрения организации эффективных форм работы на уроке для лучшей обучаемости математике, необходимость совместной работы очевидна. Ученики решают задачи вместе, помогая друг другу, и показывают более высокие результаты.

Для определения эффективности внедряемой технологии проблемно-диалогического обучения мною была проведена в 5 классе (2010 -2011 уч.г.), а затем в 6 классе (2011-2012 уч.г.) диагностика:

«Способность ученика действовать в условиях проблемной ситуации».

Цель диагностики:

– проследить за действиями учащихся в условиях проблемной ситуации;

– выявить, на каком уровне (не обнаруживает, обнаруживает удовлетворительно, обнаруживает хорошо) обнаруживает учащийся проблему, может ли найти путь решения проблемной задачи.

Для этой диагностики даны четыре проблемные ситуации.




Результаты показали, что дети способны видеть и воcпринимать проблемные ситуации самостоятельно, но нуждаются в помощи и руководстве по освоению модели поведения в проблемной ситуации.

Таким образом, основные компоненты системы работы:

- организация подводящего диалога;

- организация побуждающего диалога;

- организация деятельности на уроке;

- использование мультимедийных презентаций и интерактивной доски.

Методы, используемые в данном опыте:

  • Проблемно-диалогический метод,

  • деятельностный метод обучения

  • интерактивный метод обучения.

Результативность опыта.

Предметные результаты проблемного диалога – качественные знания. Их приобретение достигается за счёт использования центральных компонентов технологии: методы постановки проблемы обеспечивают познавательную мотивацию, методы поиска решения – подлинное понимание материала, продуктивные задания – осознанное воcпроизведение.

^ Метапредметные результаты проблемного диалога – универсальные учебные действия (общеучебные умения), которые делятся на три группы:

познавательные, коммуникативные и регулятивные.

В становление познавательных действий каждый компонент технологии вносит свой вклад. Побуждающий диалог развивает творческие умения осознавать противоречие и формулировать проблему, выдвигать и проверять гипотезы. Подводящий диалог формирует логические умения сравнивать, анализировать, обобщать. Оба вида диалога и все продуктивные задания развивают речь. Обязательное иcпользование опорного сигнала формирует знаковые умения.

^ Коммуникативные действия осваиваются преимущественно за счёт варьирования форм обучения. Поскольку проблемно-диалогические методы и продуктивные задания позволяют работать и в парах, и в группах, школьники учатся слушать другого, договариватьcя, распределять роли.

^ Регулятивные действия формируются благодаря центральным компонентам технологии. Методы постановки проблемы развивают целеполагание, поскольку проблема – это и есть цель урока открытия нового материала. Методы поиска решения учат планированию и контролю, потому что учебное открытие можно спланировать, а открытое знание нужно сверять c учебником. Продуктивные задания стимулируют оценивание, так как именно этого действия требуют созданные учениками схемы или сочинённые стихи.

^ Личностные результаты проблемного диалога – становление характера, мотивов, ценностей. Позиция активного деятеля, а не созерцателя воспитывает такие черты характера, как инициативность, смелость, трудолюбие. Роль творца, а не исполнителя усиливает познавательную мотивацию учения, ценность творческой деятельности. Отношения сотрудничества, а не подчинения формируют доброжелательность и уважение к людям. Таким образом, технология проблемного диалога действительно обеспечивает достижение установленных результатов и является эффективным средством реализации ФГОC.

Технология проблемного диалога может использоваться в любой образовательной сиcтеме, но наиболее полно и последовательно она реализована в развивающей Образовательной системе «Школа2100».

C 2009 года участвую в совместном широкомасштабном федеральном эксперименте МОО «Школа 2100» и Российской академии образования «Обеспечение преемственности между ступенями общеобразовательной школы как условие получения нового образовательного результата, соответствующего Федеральному государственному образовательному стандарту (на примере «Школа 2100»)». Работая по данной технологии, могу отметить положительные результаты обучения:

– ученики имеют возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы;

– развивается творческое мышление;

– формируются навыки выдвижения гипотез, формулирования проблем,

поиска аргументов;

– воспитываются целеустремлённость и организованность.

Таким образом, отмечу, что проблемно-диалогическая технология направлена на формирование универсальных учебных действий.

Внедрение опыта привело к повышению качества знаний. Редко кто из учащихся не cправляется с контрольной работой, тестированием, зачётом.

^ Уровень обученности по математике за последние 3 года 100%, качество знаний 80 %

Результаты обучения


Количество учащихся, успешно

(на “4” и “5”) освоивших программу по преподаваемому предмету

(качество знаний):


2010-2011


(5а класс)


2011-2012


(6а класс)


2012-2013

(1 полугодие)

(7а класс)

Математика (алгебра)

78 %

78 %

81%

Геометрия







81%

Всего учащихся:


24

24

26


Результативность технологии проблемного диалога видна в успехах и достижениях моих учащихся.

Результаты участия обучающихся во Всероссийской олимпиаде по математике:


Год

Уровень

Ф.И. учащегося

класс

Результат

2008-2009

Муниципальный

Зыбкин Дмитрий

10

призер







Скоморохов Денис

8

участие







Учелькина Екатерина

8

участие

2009-2010

Муниципальный

Зыбкин Дмитрий

11

участник







Скоморохов Денис

9

участник







Учелькина Екатерина

9

призер

2010-2011

Муниципальный

Скоморохов Денис

10

призер







Учелькина Екатерина

10

призер







Новикова Елена

10

победитель




Республиканский

Учелькина Екатерина

10

участник

2011-2012

Муниципальный

Скоморохов Денис

11

призер







Учелькина Екатерина

11

участник







Новикова Елена

11

призер

2012-2013

Муниципальный

Зеленова Татьяна

7

призер







Горячкина Дарья

7

участник




Республиканский

Зеленова Татьяна

7

участник



Творческие конкурсы:

год

Конкурс

Уровень

Количество участников

2008-2012

Международный математический конкурс-игра «КЕНГУРУ»

международный

28

2011-2012

«Мультитест»

российский

20

2009-2012

«Познание и творчество»

всероссийский

3

2010

Олимпиада Атомных станций

межрегиональный

1

2010-2012

Олимпиада «САММАТ»

межрегиональный

22




  1. Новикова Елена - участник Всероссийского заочного конкурса «Познание и творчество» в номинации «Классическая математика, 8-9 кл.» ( 8 класс, 2009 г.)

  2. Новикова Елена – победитель математического тура заочного этапа Олимпиады Атомных станций (10 класс, 2010-2011 г.г.)

  3. Баюшкина Ирина – участник Всероссийского заочного конкурса «Познание и творчество» в номинации «Математика для сообразительных, 5-6 кл.» (5 кл., 2010-2011г.г.)

  4. Митрофанова Ксения – лауреат Всероссийского заочного конкурса «Познание и творчество» в номинации «Школа – олимпиада – начальный этап (5-6 кл.) (5 класс, 2012 г.)


По итогам аттестации в форме ЕГЭ 71 % детей от числа участвующих

показали результаты выше уровня среднереспубликанских результатов

Результаты:

Год

Количество детей, сдававших ЕГЭ

Средний балл

Средний балл по РМ

Количество детей, показавших результаты на уровне или выше среднереспубликанских результатов

%

2010

22

57,6

53,2

16

72,7

2012

23

57,6

54

16

69,6

Средние данные

45

57,6




32

71



По итогам аттестации в форме ГИА учащиеся показали следующие результаты:


Год

Количество детей

«4» и «5»

Качество знаний, %

2008

25

22

88

2010

46

27

58,7

2012

47

32

68

^ Средние данные

118

81

68,6



Возможность тиражирования.

Постоянно работаю над собой, повышая свой методический уровень:

  1. Участвую в семинарах, проводимых в рамках Образовательной системы «Школа 2100».

  2. Посещаю курсы повышения квалификации:

    • Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования в г. Москва (2010г.);

    • ГБОУ ДПО (ПК) С «Мордовский республиканский институт образования» (2012г.).

  3. Делюсь опытом своей работы с коллегами на педагогических советах, научно-практических конференциях и семинарах:

  • Выступление на педагогическом совете лицея «Мониторинг знаний учащихся по математике» (2008 г.)

  • Выступление на педагогическом совете лицея «Целесообразность применения ИКТ на уроках математики» (2009 г.)

  • Мастер – класс «Урок математики в ОС «Школа 2100» на Республиканском семинаре-практикуме учителей математики (2010 г.)

  • Выступление на педагогическом совете лицея «Духовно-нравственное воспитание учащихся» (2011г.)

  • Выступление на районном МО учителей математики «Практическая направленность обучения математике» (2011 г.)

  • Выступление на районном МО учителей математики «Модели организации внеурочной деятельности учащихся по математике» (2012)

  • Выступление на педагогическом совете лицея «Саморазвитие школьников на уроках математики через технологии деятельностного типа» (2012 г.)




  1. Делюсь опытом своей работы с коллегами, размещая свой опыт работы в сети Интернет:

  • Урок – путешествие «В мире формул», 7 класс

http://chamz1.edurm.ru/ped.html


  • Урок «Геометрия на клетчатой бумаге», 6 класс http://nsportal.ru/lyulyovaolga

  • Статья в журнале «Начальная школа плюс До и После» №12, 2011 г., Баласс, г. Москва

«Работа с информационным блоком на уроках математики в 5-м классе». http://www.school2100.ru/upload/iblock/b47/b47e97f7d59113ae5735d57632320934.pdf

  1. На республиканском уровне провела мастер-класс «Моделирование урока математики по экспериментальному учебнику «Математика,5 класс» авторов С.А. Козловой, А.Г. Рубина ОС «Школа 2100» (2012 г.)

  2. Открытый урок в 6 классе «Геометрия на клетчатой бумаге» на межрегиональном семинаре – практикуме (2012 г.)

  3. Принимаю участие в заочной форме обучения через рецензию авторами учебников Образовательной системы «Школа 2100» видеоуроков.


Данный опыт может быть использован учителями-математиками в любом образовательном учреждении.


Приложения.


Фрагменты уроков по математике


Постановка проблемы с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание на уроке по теме «Сложение дробей. Свойства сложения»:


Анализ

Учитель

Ученики


Актуализация знаний.

Задание на известный материал.


Задание на новый материал, затруднение.


Побуждение к осознанию проблемы


Побуждение к проблеме


Тема

- К сегодняшнему уроку вы выполняли задание на странице 60 учебника:



- Кто не справился с заданием? Были затруднения при выполнении этого задания?

- Вы умеете складывать дроби с одинаковыми знаменателями?

Сформулируйте правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями.


Выполните устно:

;

;

- О чем говорит последняя запись?


- Найдите правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями в информационном блоке и зачитайте его.

Сложите дроби:



- Кто затруднялся при выполнении этого задания?


-Какие затруднения возникли?


- Почему у вас возникли затруднения?


- Какой возникает вопрос?

^ Фиксирует вопрос на доске

Чему мы будем учиться на уроке?

Какая будет тема сегодняшнего урока?






Затруднений не было.


- Да, мы такие задания выполняли в 4 классе


Формулируют правило сложения дробей с одинаковым знаменателем


Выполняют сложение дробей. Коллективная работа


Запись означает правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями


Дети зачитывают правило в учебнике.


Поднимают руки, те учащиеся, которые затруднялись при выполнении задания. (Это почти все учащиеся.)

- Я сначала сложила и числители, и знаменатели, поняла, что выполнила неправильно, ведь в первом задании мы знаменатели не складывали


- Во втором задании нужно сложить дроби с разными знаменателями.

- Мы не знаем, как складывать такие дроби


- Как складывать дроби с разными знаменателями?


- Мы будем учиться складывать дроби с разными знаменателями


- Сложение дробей

В диалоге с учителем решается задача, дети приходят к некоторым выводам, правилам, формулам. В качестве подтверждения полученных ответов дети вычитывают из текста необходимую информацию, которая сравнивается с выводами детей, подводится итог обсуждения. Дети озвучивают тему урока, ставятся личностные цели работы на следующем этапе.

Продолжение урока «Сложение дробей» - поиск решения проблемы:

Анализ

Учитель

Ученики

Поиск решения проблемы.


Подводящий к решению проблемы диалог.


Работа над правилом


Вывод


Учебник



- Можем мы сделать так, чтобы знаменатели дробей были одинаковыми?


- Как вы выполнили это задание?


Учитель открывает решение на доске.



- Можете сформулировать правило сложения дробей с разными знаменателями?


- Есть другие варианты?


- Найдите это правило в информационном блоке, зачитайте его и сравните со своей формулировкой.


- Ответили мы на главный вопрос урока?

- Да. Мы можем привести дроби к общему знаменателю.


Объясняют решение


- Да.

Формулируют правило сложения дробей с разными знаменателями


- Нет


Ребята зачитывают правило из информационного блока стр.61


- Да. Мы выяснили, как складываются дроби с разными знаменателями

В диалоге с учителем дети самостоятельно сформулировали новое для них правило, нашли подтверждение своим выводам в учебнике, сравнивали с авторскими формулировками и коллективно выполнили задание на новый материал.


^ Урок «Признаки делимости на 3 и на 9».


Работу с информационным блоком можно организовать, используя проектную технологию. Например, на основе информационных блоков учебника можно составить инструкционные листы для учащихся и предложить детям поработать с ними в группах.

Урок как всегда начинается с постановки проблемы:


Анализ

Учитель

Ученики

задание на известный материал


задание на неизвестный материал


побуждение к осознанию проблемы


Побуждение к проблеме


Тема

- Назовите несколько чисел, кратные 9

(записывает на доске числа)

- Назовите кратные 3

(записывает на доске числа)


- Можете ли сказать, не выполняя вычислений, делятся ли на 9 следующие числа: 486, 748, 156, 441, 405, 165

- В чем затруднение?


- Назовите главный вопрос урока?

(Фиксирует на доске)

-Назовите тему урока


Называют

- 18, 27, 90, …


- 6, 15, 30, 33, …


- Нет.


Испытывают затруднения


- Нужно посчитать.

- А последние цифры разные.


- Какие числа делятся на 9?

- Какие числа делятся на 3


- Признаки делимости на 9 и на3



Ребятам даётся возможность открыть признаки делимости самостоятельно, дальнейшая работа с инструкционными листами на этапе поиска решения проблемы подводит их к этому открытию. Продолжение урока «Признаки делимости на 3 и на 9» - поиск решения проблемы:


Анализ

Учитель

Ученики

Материал для выдвижения гипотез


побуждение к гипотезе


побуждение к проверке

групповая проверка


проверка работы в группах


вывод


- Вернемся к тем числам, которые мы записали на доске

- Найдите сумму цифр каждого числа, кратного 9. Делится ли эта сумма на 9?

- Найдите сумму цифр каждого числа, кратного 3. Делится ли эта сумма на 3?

- Какое можно сделать предположение?


- Докажем это. Предлагаю вам работу в группах с инструкционными листами

- Используйте свойства делимости.


Предлагает детям озвучить решение

- Заслушаем выступления групп

- Ребята, сравните результаты. У всех такие выводы? Есть дополнения?


- Ответили мы на главные вопросы урока?


-Сравните ваши формулировки с формулировками в учебнике




- Да, делится


- Да, делится.


- Если сумма цифр делится на 9, то число делится на 9

- Если сумма цифр делится на 3, то число делится на 3


Работают с информационными листами (приложение)


Выступают.

Сравнивают выводы.


Формулируют признаки делимости на 9 и 3.


- Да. Мы узнали признаки делимости чисел на 9 и на 3

Находят формулировки, зачитывают



Таким образом, дети самостоятельно делают открытие, что признаки делимости – это следствие записи числа в виде суммы разрядных слагаемых и свойства делимости чисел. А, работая в группах с инструкционными листами, обосновывают эти признаки делимости.


^ Инструкционный лист к уроку «Признаки делимость на 3 и на 9».

Группа 1

1.

а) Запишите число 156 в виде суммы разрядных слагаемых


__156_=_________________________________________________

б) Выполним преобразования

156 = 1* 100+ 5* 10 +6 =1*( 99+1) + 5* ( 9+1)+6 = ( 1* 99+5*9) + (1+5+6)

в) Делится ли каждое слагаемое в скобках на 9? Да нет

г) по свойству делимости 156 не делится на ___,

д) Представляет второе слагаемое в скобках сумму цифр числа 156? Да нет


2.

Запишите число 441 в виде суммы разрядных слагаемых


__441_=_________________________________________________

б) Выполним преобразования

441 = 4* 100+ 4* 10 +1 =4*( 99+1) + 4* ( 9+1)+1 = ( 4* 99+4*9) + (4+4+1)

в) Делится ли каждое слагаемое в скобках на 9? Да нет

г) Значит 441 делится на ____

г) Представляет второе слагаемое в скобках сумму цифр числа 441? Да нет


3. Сделайте вывод ______________________________________________ .


^ Урок «Геометрия на клетчатой бумаге»

6 класс


Этап урока

Анализ

Учитель

Ученики

Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов (ТОУУ)

актуализация




- На дом к сегодняшнему уроку вы получили задание на стр.110 учебника:

Изобразите на листе клетчатой бумаги точки: Е (-2;5), F(6;5),N(5;9).

K(-3;-2), L(5;3), M(2;-6)

(Слайд 2)

- Проверьте, так ли у вас получилось?

- У какого треугольника есть сторона, параллельная одной из координатных осей?





- Точки построили

Построили по точкам треугольники


Сверяют


- в треугольнике Е FN сторона Е F параллельна оси Ох (показывают сторону)




Постановка проблемы

Задание на затруднение


Побуждение к проблеме


Следующее задание:

Найдите площадь треугольника Е FN.

Найдите площадь треугольника KLM.

- Испытывали ли вы затруднения выполнении этих заданий?

-Сформулируйте возникшие у вас вопросы?


Сравните вопросы с вопросами на стр 110

Слайд 2

Назовите тему урока

Фиксирует тему на доске


- Не смогли вычислить площади треугольников, так как не знаем ни стороны, ни высоты этих треугольников


- Как найти площадь треугольника, если известны координаты вершин?


Сравнивают


Называют тему

Геометрия на клетчатой бумаге

Регулятивные УУД

1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).


Коммуникативные УУД

Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

Поиск решения


Открытие нового знания

Подводящий диалог


Работа с учебником


Алгоритмы решения


вывод



- Поработаем в группах

Предлагаю рассмотреть информационный блок на стр.112

Задача 2 разбивается на три случая

Случай 1 – первый ряд по группам

Случай 2 – второй ряд по группам

Случай 3 – третий ряд по группам



Работают в группах

^ Коммуникативные УУД

1. Формирование умения слушать и понимать речь других людей

2. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).


Личностные УУД

1. Осознавать единство и целостность окружающего мира.


^ Познавательные УУД

1. Формирование умения выявлять причинно-следственные связи




Ребята, представьте решения на доске


Слайд 5 Задача 2(1)

Две вершины треугольника на одной прямой разметки


Дети объясняют алгоритм решения задачи

  1. Определить длину стороны треугольника

  2. Определить высоту к этой стороне

  3. Вычислить площадь треугольника по формуле

Регулятивные УУД

2. Формирование умения выдвигать версии решения проблемы.

3. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.









Слайд 6 Задача 2(2)

Ни одна из сторон треугольника не лежит на прямой разметки

  1. заключить треугольник в прямоугольник, так, чтобы вершины треугольника лежали на сторонах прямоугольника или в его вершинах

  2. Из площади прямоугольника вычесть площади прямоугольных треугольников













Слайд 7 Задача 2(3)

  1. заключить в прямоугольник

  2. Из площади прямоугольного треугольника вычесть площади треугольников, у которых имеется по одной стороне, лежащей на прямой разметки













Слайд 8

Ребята, вернемся к вопросам урока

Первый вопрос:

Как найти площадь треугольника, координаты вершин которого – целые числа, если у треугольника есть сторона, параллельная одной из координатных осей?

Посмотрите на слайд и скажите, к какому из рассмотренных случаев вы отнесете эту задачу?

Вспомните алгоритм и предложите решение



Эта задача относится к первому случаю


Дети проговаривают алгоритм, предлагают решение

Сторона Е F=8, высота равна 4, по формуле находим площадь. Она равна 16










Слайд 9

Следующий вопрос:

Как найти площадь треугольника, координаты вершин которого – целые числа, если у треугольника нет сторон, параллельных координатным осям?

Скажите, к какому случаю отнесете эту задачу?


Как решите задачу?

Вспомните алгоритм и предложите решение


Слайд 10

Вспомните алгоритм решения задачи случая 3


Эта задача относится к случаю 2


Дети проговаривают алгоритм, предлагают решение

Площадь прямоугольника 72

Площади прямоугольных треугольников 13,5; 20; 10

Из площади прямоугольника вычитаем сумму площадей прямоугольных треугольников, получаем 18,5


Ребята проговаривают алгоритм




Первичное применение нового знания




- К какому этапу мы переходим?


- Какие цели поставим перед собой?


Слайд 11

- Я предлагаю вам решить задачи №4, №7 (а) стр. 114

Работайте в парах


(через 5 мин проверяется решение)

Ребята, давайте проверим решение задачи №4

К какому случаю можно отнести эту задачу?

А) Найдите площадь треугольника АВС с вершинами А(2;3), В(2;6), С(-3;-1)


Б) Найдите площадь треугольника АВС с вершинами А(4;1), В(1;-4), С(7;1)


- Ребята, какие затруднения возникали при решении?


- Проверим №7. К какому случаю относится эта задача?

№7

А) Найдите площадь треугольника АВС с вершинами А(5;1). В(1;5), С(-4;-4)

-Переходим к этапу первичного закрепления


Ставят перед собой цели:

- Закрепить применение алгоритмов решения задач на клетчатой бумаге


Работают в парах

(Задачи оформляются за доской)


- Задача относится к первому случаю

^ Дети объясняют решение, сверяются с решениями на доске, оценивают свою работу


А)Сторона АВ параллельна ос ОУ и равна 9, высота к ней равна 5. Находим по формуле площадь и получаем 22,5

Б) Сторона Ас параллельна оси Ох и равна 3, высота к ней равна 5, площадь треугольника получаем 7,5


Высказывают затруднения:

- Трудно увидеть высоту в тупоугольном треугольнике.


- Эта задача относится к случаю 2

Достроили до прямоугольника и нашли его площадь, она равна 81.

Затем нашли площади прямоугольных треугольников:

*4*4=16


*5*9=22,5

*9*5=22,5

Из площади прямоугольника вычитаем сумму площадей прямоугольных треугольников, получаем 20.

познавательных УУД (формирование умений

– по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов;

–  по использованию доказательной математической речи;

–  по работе с информацией, в том числе и с различными математическими текстами);

регулятивных УУД (формирование умений ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, действовать по плану, оценивать полученные результаты);

коммуникативных УУД (формирование умений совместно с другими детьми в группе находить решение задачи и оценивать полученные результаты).


Итог урока


вывод

- Ребята, сформулируйте цели, поставленные в начале урока и определите, достигнуты ли они?


Слайд 12,13

- Повторите алгоритмы


- Молодцы, ребята!

Открою вам секрет, что мы научились решать задачи, которые предлагают выпускникам на ЕГЭ.

Дети самостоятельно определяют, насколько сумели достигнуть поставленных на уроке целей:

- Мы ответили на главные вопросы урока, вывели алгоритмы решения задач на нахождение площадей треугольников на клетчатой бумаге, научились применять алгоритмы для решения задач

- Цели достигнуты




Домашнее задание


Учебник

Предлагаю вам выполнить дома № 15, №18 стр.115 и

по желанию выполнить №19 стр.116

Ученики записывают задание в дневники






Список литературы

  1. Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками. М.: «АПК и ПРО», 2006.

  2. Мельникова Е. Л. Технология проблемного обучения. Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации. М.: Баласс, 1999. 

  3. Образовательные технологии. (Образовательная система «Школа 2100). Сборник материалов. М.: «Баласс», 2008.

  4. Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М.: Знание, 1991.

  5. Козлова С.А., Рубин А.Г. Математика. 5 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2011. – 144 с. (Образовательная система «Школа 2100»)

  6. Козлова С.А., Рубин А.Г. Математика. Учебник для 5 класса. В 2-х частях. – М.: Баласс, 2010. (Образовательная система «Школа 2100»)

  7. Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения // Образовательные технологии. Сб. материалов.- М., Баласс. 2008. (Образовательная система «Школа 2100») С.5-55.

  8. Люлева О.В. Работа с информационным блоком на уроках математики в 5-м классе // «Начальная школа плюс До и После» №12, 2011г.,- М., Баласс. 2011.С.40



Похожие:

Люлевой Ольги Васильевны Формирование универсальных учебных действий на урок icon«Формирование универсальных учебных действий на занятиях внеурочной деятельностью «Занимательный английский»
«Формирование универсальных учебных действий школьников как ресурс повышения качества образования в условиях перехода на фгос нового...
Люлевой Ольги Васильевны Формирование универсальных учебных действий на урок iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Ние совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных...
Люлевой Ольги Васильевны Формирование универсальных учебных действий на урок iconГ. А. учителя истории и обществознания высшей квалификационной категории мбоу «Лицей №1» р п. Чамзинка Формирование универсальных учебных действий (ууд) посредством проблемно-диалогической технологии на урок
Формирование универсальных учебных действий (ууд) посредством проблемно-диалогической технологии на уроках истории и обществознания...
Люлевой Ольги Васильевны Формирование универсальных учебных действий на урок iconКлассификация универсальных учебных действий
Развитие личности в системе образования на современном этапе обеспечивается через формирование универсальных учебных действий, которые...
Люлевой Ольги Васильевны Формирование универсальных учебных действий на урок iconСоздание обучающей среды как важнейший фактор формирования универсальных учебных действий
В содержании образования за последнее десятилетие произошла смена акцента требований с предметных знаний, умений и навыков на формирование...
Люлевой Ольги Васильевны Формирование универсальных учебных действий на урок iconУправленческий проект Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики
Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря...
Люлевой Ольги Васильевны Формирование универсальных учебных действий на урок iconФормирование универсальных учебных действий в школе: от действия к мысли
Логика развития универсальных учебных действий, помогающая ученику почти в буквальном смысле объять необъятное, строится по формуле:...
Люлевой Ольги Васильевны Формирование универсальных учебных действий на урок icon«формирование универсальных учебных действий с использованием игровых технологий»
Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий
Люлевой Ольги Васильевны Формирование универсальных учебных действий на урок iconПроектная технология как метод развития универсальных учебных действий у обучающихся начальной школы
Приоритетным направлением начального общего образования в соответствии фгос второго поколения определено формирование универсальных...
Люлевой Ольги Васильевны Формирование универсальных учебных действий на урок iconФормирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания
Это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. Качество усвоения определяется многообразием...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты