Игра как средство развития лексико-грамматического строя детей с тяжелыми нарушениями речи icon

Игра как средство развития лексико-грамматического строя детей с тяжелыми нарушениями речи



НазваниеИгра как средство развития лексико-грамматического строя детей с тяжелыми нарушениями речи
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

Игра как средство развития лексико-грамматического строя детей с тяжелыми нарушениями речи


При развитии речи дошкольников и коррекции ее недоразвития на одно из ведущих мест выходит формирование лексико-грамматических навыков — это одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи.


Одной из выраженных особенностей речи детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) является расхождение в объеме пассивного и активного словаря: дети понимают значение многих слов, объем их пассивного словаря достаточен, но употребление в речи сильно затруднено.


Бедность активного словаря проявляется в неточном произношении многих слов — названий диких животных, птиц, профессий, частей тела и лица. В словаре преобладают глаголы, обозначающие ежедневные бытовые действия. Трудно усваиваются слова с обобщающим значением, обозначающие оценку, состояние, качество и признак предмета.


Формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение словарем. Нарушение синтаксической структуры предложения выражается в пропуске членов предложения, неправильном порядке слов, в отсутствии сложноподчиненных конструкций.


Формирование лексико-грамматического строя речи — это длительный и трудоемкий процесс. Но если умело заинтересовать детей, продумать построение занятия, то можно добиться значительных результатов. С этой целью я решила провести с детьми углубленную работу.


Поставила следующие задачи:

1. оптимально сочетать на занятиях лексический материал с грамматическим;

знакомить детей с новой грамматической категорией и целенаправленно отрабатывать ее на каждой лексической теме, используя большое количество упражнений;

2. постоянно поддерживать интерес к занятию и лексико-грамматическому материалу, что позволяет добиться значительного обучающего эффекта;

подходить к делу творчески, используя разные игровые приемы и оборудование;

3. включать в работу по развитию лексико-грамматического строя воспитателей и родителей.

В начале учебного года проводится мониторинг с целью выявления уровней развития словаря и грамматического строя у детей с тяжелыми нарушениями речи. У детей низкий уровень развития как словарного запаса, так и грамматического строя речи. Так как в группе дети разного возраста и с разными диагнозами, то и коррекционные задания подбираются разного уровня сложности.


Работу веду по следующим направлениям:


1. Развитие словаря:

активизация и обогащение словаря по теме;

описание предметов, особенностей строения;

называние действий с данными по теме предметами;

называние признаков по нескольким параметрам: форма, цвет, размер или внешний вид, окрас, повадки.


2. Формирование грамматических представлений:

упражнения на словоизменение (число, род, падеж);

упражнения на словообразование (уменьшительный суффикс, глагольные приставки, образование относительных и притяжательных прилагательных);

употребление предлогов;

составление предложений разной структуры с постепенным усложнением.


Обучение осуществляю с помощью упражнений и дидактических игр с наглядным материалом. Наглядным материалом служат натуральные предметы, игрушки, картинки, также использую разнообразные карточки-задания, перфокарты, дидактические игры.


Развитие лексики тесно связано с развитием грамматического строя речи, особенно словообразования и словоизменения. В связи с этим многие игры и задания по развитию лексики могут быть использованы и для развития грамматического строя речи.

Остановлюсь на том, какие дидактические игры и задания можно использовать в своей работе.

Развитие лексики

Игры и задания:

«Подбери картинку» (классификация предметов: овощи — фрукты; одежда — обувь).

«Найди лишний предмет».

«Сравни предметы» (объяснить, чем отличаются предметы: чашка и стакан; помидор и тыква; самолет и птица и др.).

«Назови одним словом» (после воспроизведения обобщающего слова предлагается назвать и другие предметы, которые относятся к той же тематической группе).

«Назови части»:

— рубашка: рукава, воротник, манжеты, застежка, карман;

— дом: фундамент, стенка, крыша, окно, дверь: крыльцо.

«Подбери соответствующие картинки к следующим словам»:

— Высокий, тонкий, пятнистый... (жираф);

— Лохматый, косолапый... (медведь);

— Маленькая, быстрая, проворная... (белка);

«Противоположности» (развитие антонимии).

Формирование многозначности слов (слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение, например, слова «нос», «иголка» и т.д.).

«Подбери как можно больше названий предметов» (существительных) к названию действий (глаголу) идет (кто?) — девочка, медведь...; (что?) — время, дождь... и т.д.

«Кто как ест?» (по картинкам):

— Кошка лакает молоко;

— Собака грызет кость;

— Корова жует траву.

«Кто как голос подает?» (подобрать (по картинкам) как можно больше слов к предметам, которые отвечают на вопрос «Что делает?» (Собака (что делает?) — лает, бегает, рычит, кусает, грызет);


«Солнышко» (подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какое?», «Какая?», «Какой?», «Какие?»).

Дети выкладывают лучики: солнце (какое?) — яркое, блестящее, веселое, желтое, весеннее;

Составление загадок-описаний по определенному плану (например, про одежду: полосатый, длинный, теплый, шерстяной, носят осенью, зимой. Что это? (Шарф.)


Развитие грамматического строя речи


1. Развитие словообразования.

С целью развития словообразования использую с детьми следующие приемы работы (игры и задания):

«Назови ласково» (образование уменьшительно-ласкательных существительных).

«Что для чего?» (образование существительных с помощью суффикса -ниц- работа по карточкам).

«Кто у кого?», «Чей малыш?» (образование названий детенышей в единственном и множественном числе).

«Папа, мама, я» (дети уточняют названия домашних животных и их детенышей: называют папу, маму и детеныша).

«Чей хвост?», «Чей след?» (образование притяжательных прилагательных).


«Какой сок?», «Какой суп?», «Какой компот?»; игра «Каша» (образование относительных прилагательных).

Шуточная игра «Ехали мы, ехали...» (дифференциация глаголов с приставками).

^ Работа над родственными словами (способствует уточнению значений слов, выделению морфем в слове и соотнесению их со значением, морфологическому анализу слова, например: подобрать слова-«родственники» к слову «снег».

Образование сложных слов (составить одно слово из двух: сам летает — ... (самолет), сам катится — ... (самокат).

^ Формирование грамматических значений (игра «Он, она, оно, они» (дифференциация рода).


2. Задания и игровые упражнения по закреплению словоизменения существительных, глаголов и прилагательных


Цель: развивать у дошкольников словоизменение, дифференциацию именительного падежа единственного и множественного числа; закрепление форм винительного, родительного, дательного, творительного падежей — сначала беспредложных, затем конструкций с предлогами, предложного падежа.

Игры и упражнения:

«Один — много» (дифференциация существительных единственного и множественного числа);


«Что из чего?» (закрепление формы родительного падежа существительных);

«Кому что дадим?» (закрепление формы дательного падежа существительных);

«Кто где живет?» (закрепление формы предложного падежа существительных);

«Два и пять» (закрепление формы существительных родительного падежа единственного и множественного числа);

закрепление и дифференциация предлогов: В, НА, ПОД, ЗА;

«Играем с глаголами» (закрепление согласования существительных и глаголов в числе);

«Мой, моя, мое, мои», «Жадина» (согласование притяжательных местоимений с существительными);

«Какого цвета?» (закрепление согласования прилагательных с существительными);

«Сладкоежка Карлсон» (согласование существительных с прилагательными в роде, числе).

Таким образом, предложенные игры и задания можно использовать в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Полученные знания, навыки закрепляют на логопедических часах и дома.


Включение разнообразных игр, заданий на развитие лексико-грамматического строя на занятиях воспитателей играет положительную роль в коррекционном обучении детей с тяжелыми нарушениями речи.



Похожие:

Игра как средство развития лексико-грамматического строя детей с тяжелыми нарушениями речи iconФормирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников
Поэтому проблема формирования лексико-грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем
Игра как средство развития лексико-грамматического строя детей с тяжелыми нарушениями речи iconОпыт работы старшего воспитателя Федотовой О. А. по теме
«Система коррекционной работы по формированию грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи в группе для детей с...
Игра как средство развития лексико-грамматического строя детей с тяжелыми нарушениями речи iconМастер класс для педагогов дошкольных учреждений Тема: Система работы по развитию лексико – грамматического строя и связной речи у детей в старшем дошкольном возрасте с общим недоразвитием речи разного уровня
Тема: Система работы по развитию лексико – грамматического строя и связной речи у детей в старшем дошкольном возрасте с общим недоразвитием...
Игра как средство развития лексико-грамматического строя детей с тяжелыми нарушениями речи iconТема: Формирование грамматически-правильной речи у детей с нарушениями речи посредством словесно-дидактических игр
Цель: Овладение детьми старшего дошкольного возраста навыками грамматического строя речи
Игра как средство развития лексико-грамматического строя детей с тяжелыми нарушениями речи iconКомплексный подход к развитию лексико-грамматического строя речи у детей 5-7 лет с амблиопией и косоглазием
Дошкольный период является сенситивным для всех детей, в том числе и для детей с отклонениями в развитии
Игра как средство развития лексико-грамматического строя детей с тяжелыми нарушениями речи iconТехнология формирования предикативной функции речи у детей с дизартрией с помощью семантических полей
А современных представлениях о семантической структуре слова и ее развитии в онтогенезе, а также на данных исследования лексико –...
Игра как средство развития лексико-грамматического строя детей с тяжелыми нарушениями речи iconКудрявцева Галина Владимировна
Решение задач, связанных с обучением родному языку и развитием речи детей среднего дошкольного возраста, проводится по следующим...
Игра как средство развития лексико-грамматического строя детей с тяжелыми нарушениями речи iconКалендарно-тематический план непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе составлен на основе «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей»
В связи с этим, логопедическая работа направлена на решение задач, связанных с развитием и совершенствованием фонетического. Фонематического,...
Игра как средство развития лексико-грамматического строя детей с тяжелыми нарушениями речи iconОсобенности развития грамматического строя речи у младших школьников с зпр
Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является основным условием его полноценного речевого и общего психического...
Игра как средство развития лексико-грамматического строя детей с тяжелыми нарушениями речи iconТворческого направления моей работы «Ознакомление с родным краем через развитие речи детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
Меня зовут Мусина Альбина Рашитовна. Я работаю воспитателем логопедической группы в детском саду №209. Тема творческого направления...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты