|
Дифференциация и индивидуализация как способ подготовки к сдаче Единого Государственного Экзамена по математике. Опыт работы учителя математики МОУ «СОШ № 13» Шпаковского района Ставропольского края Бузиной Галины Владимировны СОДЕРЖАНИЕ
Библиографический список Приложение 1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ РАБОТЫ. 1.1. Тема опыта работы: «Дифференциация и индивидуализация как способ подготовки к сдаче Единого Государственного Экзамена по математике». 1.2. Сведение об авторе опыта: учитель математики МОУ «СОШ № 13» Шпаковского района Ставропольского края Бузина Галина Владимировна 1.3. Актуальность опыта: положительное влияние технологии дифференцированного и индивидуализированного обучения на учебную мотивацию при подготовке к ЕГЭ, самореализация учащихся в учебно-воспитательном процессе. 1.4. ^ : Адаптировать учебно-воспитательный процесс к активной познавательной деятельности каждого ученика, предъявляя соответствующие его развитию требования, методы и формы обучения. 1.5. Длительность работы над опытом – 3 года. ^ 2.1. Постановка целей и задач. В настоящее время в педагогической практике большое внимание уделяется вопросам подготовки учащихся к выпускным экзаменационным испытаниям в форме ЕГЭ. Как сделать обучение максимально развивающим мышление, как использовать все познавательные способности учащихся, как научить их быстро ориентироваться при решении тестовых задач – это те вопросы, которые находятся в центре внимания учителей математики выпускных классов. Тем более, в свете модернизации школьного образования, где результатами являются не только знания, умения и навыки, но и сформированность различных компетенций, т.е. умений делать перенос полученных знаний в жизненные ситуации, решать эти проблемные ситуации. Цели:
Задачи:
2.2. Организация учебно-воспитательного процесса. В моей системе подготовки к ЕГЭ по математике лежат следующие концептуальные положения:
Система реализуется:
На подготовительном этапе при подготовке к ЕГЭ я изучила нормативно-правовые документы по организации и проведению ЕГЭ, проанализировала инструктивно-методические письма по итогам государственного экзамена, выработала рекомендации всем участникам образовательного процесса. Мною сформированы методические копилки по подготовке к ЕГЭ.
Мною систематически проводятся экспертизы результатов, ведется мониторинг, используются различные методы диагностики: – традиционные (контрольные, проверочные, диагностические работы, тестирование, ранжирование, анкетирование); – инновационные (компьютерное тестирование, создание компьютерной базы данных, диагностические карты). (Приложение №2, №3) Целенаправленно применяя результаты диагностики и мониторинга, изучая методические письма, успешно осуществляю коррекционную работу в классах. При проведении уроков математики считаю необходимым:
Поэтому я использую различные методы и педагогические технологии: технологию уровневой дифференциации, технологию индивидуализации обучения, личностно-ориентированное обучение, технологию программированного обучения (блочно-модульное обучение), педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (проблемное обучение, технологию интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала) «В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань!» - эти слова великого поэта давно уже стали девизом моей педагогической деятельности. Работая в классах смешанных способностей и осознавая, что все дети разные, всегда стремилась как можно глубже дифференцировать образовательный процесс. Для того проводится психологическая диагностика по следующим показателям самореализации учащихся в учебно-познавательной деятельности при изучении математики:
На основе выявленных показателей выделяются уровни самореализации учащихся в учебно-познавательной деятельности: высокий, средний, низкий. Обращаясь к идеям Л.С. Выготского, И.С. Якиманской, В.П. Беспалько, Г.К. Селевко, Инге Унт, В.Д. Шадрикова, Е. Торренса, Р. Амтхауэра, Е.А. Ямбурга, И.Ф. Исаева, М.И. Ситниковой, я убеждаюсь, в том, что одним из возможных средств творческой самореализации учащихся являются индивидуальные образовательные траектории. А при делении класса на микрогруппы для углубления дифференциации обучения и индивидуализации образовательного процесса, появляется возможность построения индивидуальных образовательных траекторий. При их конструировании для различных микрогрупп учащихся учителем решаются следующие задачи:
Начиная с 5 класса, нацеливаю учащихся к организации собственной самостоятельной деятельности. Например, «Улей», который представляет собой одну из форм разноуровневой самостоятельной работы. Длительность проведения: от 10 до 40 минут. Требует от учителя особо тщательной подготовки. Например, «улей», рассчитанный на весь урок, содержит 10 заданий нарастающего уровня сложности. Они составляются таким образом, чтобы каждое последующее задание содержало одну новую мысль. Решив задание № 1, ученик сразу же подходит к учителю для проверки. Если ошибок нет, он приступает к выполнению задания № 2. Факт выполнения каждого задания учитель фиксирует на специальном бланке. Каждый обучающийся работает в индивидуальном темпе. В конце урока оценки могут быть выставлены всем. Отличия от обычной разноуровневой самостоятельной работы состоят в следующем:
Уроки обобщения и систематизации знаний строю с использованием ЦОРов, привлекаю к работе учащихся-консультантов, технологию уровневой дифференциации, систему накопительных баллов. (Приложение№.4, № 5) При подготовке к сдаче ЕГЭ использую ряд последовательных шагов:
Индивидуальная образовательная траектория включает в себя следующие компоненты:
Индивидуальная образовательная траектория реализуется прежде всего в рамках 1) урока: образовательная траектория может предполагать изучение одного или нескольких модулей (завершённых отрезков деятельности по предмету – темы, раздела программы) в режиме классно-урочной системы); 2) индивидуального и/или группового занятия: для учащихся, выбравших индивидуальную образовательную траекторию, организовано индивидуальное или групповое выполнение отдельного модуля; 3) самостоятельного занятия. В процессе изучения того или иного модуля учащийся получает необходимую ему дозированную учебную помощь в форме моей консультации. В классе строю отношения с учащимися так, что весь процесс обучения определяется индивидуальной работой учителя с учеником, либо учащийся самостоятельно выполняет учебное задание на основе рекомендаций и инструкций, полученных от учителя, в соответствии со своими индивидуальными возможностями. Например: «С учителем - без учителя». Часть класса работает вместе с учителем, другая – самостоятельно. Причём ученики сами определяют, какую форму работы избрать: если «с учителем», то задания будут разобраны на доске, а если «без учителя», то задания более высокого уровня сложности придётся решать самостоятельно. Перед началом работы в ходе эвристической беседы бывает полезно обсудить способ решения и тех, и других заданий и только после этого ставить учащихся перед выбором. Работая самостоятельно, ученик проявляет инициативу, его темп работы зависит от его работоспособности, склонностей, учебных возможностей, подготовленности, целеустремлённости. Такая форма работы предполагает подбор учителем приёмов и дидактических средств обучения, которые обеспечат оптимальное развитие любого ученика в классе. Выделяю 4 разновидности самостоятельной, познавательной деятельности в процессе обучения:
Индивидуализированно-групповая форма способствует предупреждению отставания и создаёт лучшие условия для развития и повышения своего уровня знаний одарённых школьников. Такую форму организации деятельности учащихся я применяю на уроках закрепления, обобщения и систематизации знаний, контроля, при итоговом повторении, оптимально распределяя внимание и используя разнообразный дидактический материал при работе с отдельными учениками, опираясь на рекомендации психолога. При дифференциальном и индивидуализированном обучении ученик достигает своей поставленной цели, поэтому в классе создается благоприятная обстановка успешности, уменьшается тревожность, возникает уверенность в своих возможностях. При изучении некоторых тем считаю рациональным использование блочной технологии, которая позволяет регулярно вносить коррективы в изучаемый материал на основе постоянной обратной связи на промежуточных этапах изучения темы и применять технологию уровневой дифференциации, индивидуального обучения, а также оптимально организовывать зачётные уроки большой темы. (Приложение № 6) Основные принципы:
Этапы блочной системы:
Считаю, что “Блочная система ” имеет следующие преимущества:
Методов, которые всегда давали бы максимальный эффект, не существует, так как на результат влияют характер учебного предмета, программы, личности учителя и ученика, условия применения. Моя задача, как учителя заключается в правильном подборе методов обучения, наиболее эффективных в конкретных обстоятельствах.
Результативность деятельности по обеспечению позитивной динамики уровня творческой самореализации в учебно-познавательной деятельности учащихся оптимальна:
Динамика количества обучающихся на «4» и «5» при переходе из класса в класс свидетельствует о стабильности этих показателей и их приросте. В среднем, за последние 3 года качество знаний учащихся составляет 65%. (Приложение 7, таблица 1) Применение дифференциации и индивидуализации, направленных на формирование умений у школьников выполнять задания ЕГЭ, способствует росту качества подготовки выпускников к итоговой аттестации (Приложение 7, таблица 2) ^
^ |
![]() | I. информация об опыте тема опыта работы Опыт работы криворученко Веры Михайловна, старшей вожатой моу «Бессоновская сош» | ![]() | Содержание Информация об опыте стр. 2 Технология опыта стр. 6 Результативность опыта стр. 15 Библиографический список стр. 17 Приложения стр. Опыт работы Манохиной Ольги Ивановны «Пути повышения речевой активности детей дошкольного возраста на основе организации игровой... |
![]() | Мдоу д/с №12 Раздел I. Информация об опыте Условия возникновения и становления опыта Ввиду тесной взаимосвязи речи и мышления проблема речевого недоразвития у детей и разработка методов коррекционной работы, направленных... | ![]() | Информация о самообразовании, опыте работы и инновационной деятельности педагогов |
![]() | Информация об опыте. Тема опыта. «Использование мультимедиа-технологий при конструировании уроков математики как средство повышения эффективности обучения» Сведения об авторе опыта. Никуленко Татьяна Николаевна, учитель математики моу «чсош №1 с углубленным изучением отдельных предметов»,... | ![]() | Информация об опыте Тема опыта: «Развитие личностно-мотивационных и познавательных компонентов учебной деятельности на уроках математики в классах кро... |
![]() | Информация об опыте Условия возникновения, становления опыта Формирование у учащихся мотивации к обучению посредством выполнения исследовательских работ | ![]() | Информация об опыте Условия возникновения опыта Охватывает период с сентября 2004г по май 2007 г. Работа по разрешению вышеобозначенных противоречий была разделена на три этапа |
![]() | Информация об опыте Тема опыта: «Игровые технологии на уроках английского языка на начальном этапе как средство формирования коммуникативных навыков учащихся» Условия возникновения, становления опыта Ки, поэтому приоритетную значимость приобрело изучение английского языка как средства общения и обобщения духовного наследия стран... | ![]() | Из опыта работы Из опыта работы «Исследовательская деятельность в начальной школе» Ловецкая Л. П., учитель начальных классов |