Развитие произвольности и самостоятельности у детей дошкольного возраста посредством использования на занятиях рабочих тетрадей icon

Развитие произвольности и самостоятельности у детей дошкольного возраста посредством использования на занятиях рабочих тетрадей



НазваниеРазвитие произвольности и самостоятельности у детей дошкольного возраста посредством использования на занятиях рабочих тетрадей
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

Развитие произвольности и самостоятельности у детей дошкольного возраста посредством использования на занятиях рабочих тетрадей.


В старшем дошкольном возрасте перед педагогами и родителями встает вопрос о подготовке ребенка к школьному обучению, о преемственности детского сада и школы. Готовность к школе включает целый комплекс качеств, которые рассматриваются многими авторами (Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин, Н.Г.Салмина, Е.Е.Кравцова, Н.И.Гуткина и др.). Почти все авторы, исследующие готовность к школе, уделяют произвольности особое место. Дошкольник, не владеющий своим поведением, часто показывает низкий уровень готовности к систематическому школьному обучению, неумение адаптироваться к новым условиям, трудности в общении со сверстниками и взрослыми.[5]

У ребенка по мере развития его личности повышаются способности к произвольной психической саморегуляции и самоконтролю. В младшем школьном возрасте формирование произвольности становится центром психического развития: развиваются произвольная память, внимание, мышление, произвольной становится организация деятельности, дети учатся управлять своим поведением. Процесс этот довольно сложный и длительный, но он не должен осуществляться стихийно, что может привести к трудновоспитуемости и труднообучаемости. [4] Если начать развивать и тренировать способность к произвольности и самостоятельности в детстве, то в зрелом возрасте можно достичь большего согласия и совершенства в управлении самим собой. В связи с этим большую значимость приобретает поиск новых эффективных средств развития произвольности в дошкольном возрасте.

Параметры развития произвольности, выделенные Д.Б.Элькониным [6]:

- умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;

- умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предполагаемые в устной форме;

- умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Как показывает практика, очень немногие дети к моменту поступления в школу обладают достаточно высоким уровнем произвольной саморегуляции. Поэтому необходимо проводить специальные занятия по развитию произвольности с детьми старшего дошкольного возраста.

Существуют разнообразные приемы развития основ произвольности психической регуляции, среди которых можно предложить использование на разных занятиях детей старшего дошкольного возраста рабочих тетрадей.

Многие педагоги используют в своей работе различные рабочие тетради, с помощью которых развиваются какие-то определенные способности, такие как логика, счет, ознакомление со временем, информатикой, развитие мелкой моторики руки. Но материал этих тетрадей позволяет развивать одновременно и произвольность у детей. Рабочие тетради позволяют развить произвольность в работе над заданиями, позволяют работать самостоятельно, соблюдая свой темп в работе, оценивать свои результаты. Дети во время работы в тетрадях знакомятся с основами деятельности: планирование, организация и последовательное осуществление задуманного, получение нужного результата. В процессе выполнения заданий формируются настойчивость, старательность, целеустремленность. Детям становится понятна связь между действиями и получением хорошего результата – выполненного правильно задания.

Поэтому педагог в ходе проведения занятий с дошкольниками должен использовать рабочие тетради не только с целью развития каких-то способностей, но и с определенной целью развития произвольного поведения и самостоятельности, при этом пристальное внимание нужно обратить на предлагаемый разнообразный материал таких тетрадей.

Для того, чтобы материал в рабочих тетрадях служил и для развития произвольности у детей старшего дошкольного возраста, педагог при выборе рабочих тетрадей должен обратить внимание на содержание заданий в тетрадях: задания для развития самостоятельности должны носить постепенно усложняющийся характер, должны быть аналогичные задания на всем протяжении работы с тетрадями, должны использоваться различные по характеру задания с устным объяснением и выполнение по образцу, задания должны повышать интерес к работе, иметь игровой характер.

Используется работа в тетрадях на занятии с детьми как одна из частей этого занятия, при этом для развития произвольности и самостоятельности педагогу на занятии необходимо обращать внимание:

- на анализ результатов выполнения заданий – для развития произвольности задания должны быть выполнены не только правильно, но должны быть завершены, без общей небрежности, торопливости;

- на оценку выполненной работы – для развития адекватной самооценки и развития произвольности поведения ребенок должен оценить результат своей работы;

- на темп работы над заданиями – работа в тетрадях позволяет работать каждому ребенку, соблюдая свой темп работы.

Для примера можно порекомендовать рабочую тетрадь для развития познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста «Веселые задачки для маленьких умников» С.Е. Гавриной и Н.Л. Кутявиной [3].

Для определения уровня развития произвольности детей старшего дошкольного возраста используются тест «Домик» Н.И.Гуткиной [2] и «Лабиринты» Д.Векслера [1].


Литература:

1. Филоненко Ю., Тимофеев В. Методика исследования интеллекта у детей Векслера Д., С-Птб, 1994.

2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 2000.

3. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Веселые задачки для маленьких умников, Ярославль,2005.

4. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М., 1996.

5. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы (под ред. И.В. Дубровиной). М., 1995.

6. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей (под ред. Д.Б.Эльконина и А.Л.Венгера). М.,1981.



Похожие:

Развитие произвольности и самостоятельности у детей дошкольного возраста посредством использования на занятиях рабочих тетрадей iconФормирование навыка употребления падежных форм существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования дидактических игр Автор опыта: Чуева Татьяна Николаевна
Формирование навыка употребления падежных форм существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством...
Развитие произвольности и самостоятельности у детей дошкольного возраста посредством использования на занятиях рабочих тетрадей iconТема: «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики руки через разные виды деятельности»
«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики руки через разные виды деятельности»
Развитие произвольности и самостоятельности у детей дошкольного возраста посредством использования на занятиях рабочих тетрадей iconТема: Развитие коммуникативной компетенции у детей младшего школьного возраста посредством использования проблемно-диалогической технологии. Коммуникативная компетенция
Развитие языков и культур коренных народов Сибири в условиях изменяющейся России
Развитие произвольности и самостоятельности у детей дошкольного возраста посредством использования на занятиях рабочих тетрадей iconПриёмы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста
Важнейшими задачами воспитания детей дошкольного возраста являются развитие речи (умение связно, грамматически правильно общаться),...
Развитие произвольности и самостоятельности у детей дошкольного возраста посредством использования на занятиях рабочих тетрадей icon«Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством модели»
Эти слова определяют три взаимосвязанных линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность...
Развитие произвольности и самостоятельности у детей дошкольного возраста посредством использования на занятиях рабочих тетрадей iconФормирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста через режиссерскую игру
Разрабатывая методику обучения, мы опирались на труды отечественных и зарубежных психологов и педагогов, в которых игра рассматривается...
Развитие произвольности и самостоятельности у детей дошкольного возраста посредством использования на занятиях рабочих тетрадей iconТема нашего мастер класса: «Развитие речетворческой активности детей дошкольного возраста в процессе работы над загадками»
Наша цель, показать вам, использование одной из форм устного народного творчества – загадку, как метод и дидактическое средство развития...
Развитие произвольности и самостоятельности у детей дошкольного возраста посредством использования на занятиях рабочих тетрадей icon«Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Товки детей дошкольного возраста. Формирование у них знаний о размере, измерении, времени и пространстве рассматривалось с точки...
Развитие произвольности и самостоятельности у детей дошкольного возраста посредством использования на занятиях рабочих тетрадей iconТема: «формирование познавательно-речевой активности у детей младшего дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»
«формирование познавательно-речевой активности у детей младшего дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»
Развитие произвольности и самостоятельности у детей дошкольного возраста посредством использования на занятиях рабочих тетрадей iconФормирование эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста посредством игры с песком

Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты