Формирование коммуникативной компетентности у будущих первоклассников Подготовила: Гребенщикова О. В. учитель начальных классов Братск – 2011 icon

Формирование коммуникативной компетентности у будущих первоклассников Подготовила: Гребенщикова О. В. учитель начальных классов Братск – 2011



НазваниеФормирование коммуникативной компетентности у будущих первоклассников Подготовила: Гребенщикова О. В. учитель начальных классов Братск – 2011
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

Российская Федерация

Иркутская область

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №24»


Формирование коммуникативной компетентности

у будущих первоклассников


Подготовила:

Гребенщикова О.В.

учитель начальных классов


Братск – 2011


Все без исключения хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда это получается, и одна из задач, стоящих перед педагогами ДОУ – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Способность общения или коммуникативные способности необходимо развивать с раннего возраста. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни. Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – один из показателей отклонения в развитии. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовывать общение, быть интересным к окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это приводит к пониженной самооценке, робости, замкнутости. И мы, учителя и воспитатели, должны вовремя увидеть эту проблему и помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.

Уровень развития речи, познавательности – одни из самых необходимых условий успешности будущей учебной деятельности. Чаще за низким уровнем речевого развития ребенка скрывается более серьезная проблема - недостаточность овладения коммуникативным поведением в целом. Определенная часть детей в разной степени испытывает трудности в овладении коммуникативной деятельностью. Это дети с заниженной самооценкой, эмоциональной неустойчивостью, агрессивностью, конфликтные, застенчивые, замкнутые и имеющие речевые нарушения.

Научить ребенка общаться педагог может лишь в том случае, если сам обладает таким умением. Личные качества педагога, проявляющиеся в его профессиональной деятельности, становятся значительным фактором, определяющим содержание и характер, особенности влияния его на личность ребенка.

Стиль взаимодействия педагога с детьми оказывает прямое влияние на характер общения детей друг с другом, общую атмосферу в детском коллективе. Не секрет, если педагог демонстрирует уважительное отношение к детям, поддерживает инициативу, проявляет заинтересованное внимание, помогает в трудных ситуациях, то высока вероятность, что дети будут общаться друг с другом по таким же правилам. И напротив, авторитарное отношение педагога к детям, подавление самостоятельности, присутствие негативных оценок, касающихся личности, а не действий ребенка может приводить к низкой групповой сплоченности, частым конфликтам между детьми, к другим сложностям в общении. Для практической наглядности целесообразно сопоставлять результаты диагностики характера взаимодействия педагога с детьми с особенностями взаимоотношений в детской группе.

Как один из вариантов для оценки эффективности своего стиля педагогического общения с детьми предлагаю для самоанализа использовать следующий небольшой тест Вьюнковой Ю.

Вам будут прочитаны утверждения, а вы соотнесите их с собственным опытом работы. Оцените каждое утверждение в соответствии с градацией ответов:

абсолютно верно 2 балла

да, верно 1 балл

ни да, ни нет 0 баллов

в общем, нет – 1 балл

нет, неверно – 2 балла

Под номерами утверждений укажите ваши баллы, а по окончании необходимо эти баллы сложить и разделить на количество вопросов.

Утверждения:

  1. Я умею выдержать паузу после формулировки проблемы, вопроса, чтобы детям не мешать думать, принимать решение.



  1. Я не веду ребенка за руку в решении проблемы, вопроса, задания. Свое общение с детьми начинаю с вопроса: «Что скажете?», «Что вы думаете?», «О чем молчите?».




  1. Я могу выбрать нужную меру помощи, чтобы каждый ребенок смог выполнить работу относительно самостоятельно.

  2. Я никогда не повторяю ответы детей, литературно формулируя их мысль.



  1. У меня на занятиях дети имеют возможность задать вопрос, высказаться, чувствуют себя спокойно и естественно.



  1. Я считаюсь с желанием детей продолжить тот или иной вид работы, если они испытывают состояние вдохновения, творчества, даже если увеличение объемов работы не предусмотрено планом деятельности.



  1. Я принимаю ошибки детей, так как их ошибки являются источником вопросов, проблем, обсуждаемых группой.



  1. Я владею активными методами и формами работы (игровыми, тренинговыми, театрализацией и другими)



  1. Я владею методами сохранения нервно-психического здоровья детей.



  1. Я могу снять раздражение, гнев, агрессию у ребенка, умею переключить его внимание.



  1. Я являюсь для своих воспитанников товарищем, единомышленником, равноправным партнером в их делах.



  1. Я стараюсь познать своих детей. Даю понять, что вижу их достоинства не зависимо от их успехов.



  1. Я умею насытить жизнь детей в своей группе разнообразной творческой деятельностью, чтобы каждый имел возможность реализовать себя.



  1. Я учу ребят анализировать поведение, чувства поступки не только литературных героев, но и свои, своих товарищей, взрослых людей.



  1. Я поощряю интеллигентное и открытое выражение детьми своих чувств.



  1. Я развиваю у детей способность видеть и ценить индивидуальность других.



  1. Я стараюсь поддержать симпатии детей друг к другу. Помогаю каждому найти товарища.



  1. В учебно-воспитательном процессе постоянно возникают ситуации, когда общение детей друг с другом идет непосредственно, без моего вмешательства и побуждения.



  1. Мои воспитанники владеют коллективными приемами решения проблем. Умеют слушать друг друга, не блокируют чужих идей.



  1. Я не использую отметки в качестве поощрения и наказания.



^ Обработка результатов:

Сложите баллы по каждому утверждению, а полученную сумму разделите на 20 (количество вопросов). Итоговое число будет свидетельствовать об уровне эффективности Вашего педагогического общения.


^ Уровень 1 (количество баллов от 2 до 1,1)

Вы демократичный педагог, который владеет условиями организации обучения и воспитания, направленными на общее развитие воспитанников. Вам успешно удается учитывать в своей работе индивидуальные особенности ребенка. Умеете стимулировать развитие коллектива. Ваши воспитанники испытывают интерес к общению с Вами. Однако подумайте, не является ли Ваше мнение о себе следствием завышенной самооценки, проявившейся в Ваших ответах на вопросы?


^ Уровень 2 (количество баллов от 1 до 0,1)

Вы осознаете основные условия организации обучения и непосредственного общения с детьми. Чтобы осознание перешло в каждодневную практику, Вам следует создавать ситуации для развития детской самостоятельности, индивидуального творчества, больше поощрять инициативу, направленную на освоение ребятами знаний и опыта.

^ Уровень 3 (количество баллов от 0 до – 0,9)

Вам следует серьезно переосмыслить свое общение с детьми. Для некоторых Ваш стиль общения подходит, но другие могут испытывать неуверенность в общении с Вами. Проанализируйте те утверждения, которые Вы не приняли. Что вызвало Ваше несогласие? На какие позиции Вы могли бы уже сейчас взглянуть по-другому? Начинайте действовать!

^ Уровень 4 (количество баллов от – 1 до – 2)

Одно из двух: Вы или авторитарны, или же, наоборот, излишне опекаете детей. В обоих случаях им трудно общаться и работать с Вами. Для создания атмосферы, способствующей максимальному развитию личности каждого воспитанника, Вам имеет смысл изменить стиль общения, сложившийся в группе. Если Вы готовы это сделать, начинайте с переосмысления любой из обозначенных выше позиций.


Когда не единичны случаи тяжелой степени адаптации, эмоциональные расстройства у детей, низкий уровень развития навыков общения и групповой сплоченности начинайте с диагностики – выявления причин сложившейся ситуации. Диагностика сопутствует развивающей работе на разных этапах её реализации. А после выявления причин необходимо обратиться к тренингам и практическим упражнениям для достижения положительных результатов.




Похожие:

Формирование коммуникативной компетентности у будущих первоклассников Подготовила: Гребенщикова О. В. учитель начальных классов Братск – 2011 iconЗнакомство со звуковой системой языка и формирование фонетических умений первоклассников. Подготовила: учитель начальных классов Зыкова Татьяна Сергеевна
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №24 р п. Юрты
Формирование коммуникативной компетентности у будущих первоклассников Подготовила: Гребенщикова О. В. учитель начальных классов Братск – 2011 iconПодготовила учитель начальных классов Рыбкина Ольга Васильевна П. Северный Талдомский район Московская область 2011 Советы родителям первоклассников
Поддерживайте у ребенка желание быть школьником, интерес к школе, уважение к школе и учителю. Ни в коем случае не обсуждайте действия...
Формирование коммуникативной компетентности у будущих первоклассников Подготовила: Гребенщикова О. В. учитель начальных классов Братск – 2011 iconУдк 37. 013. 4 Тарантей Л. М
Формирование профессиональной компетентности будущих учителей начальных классов в области оптимизации доверительных отношений с младшими...
Формирование коммуникативной компетентности у будущих первоклассников Подготовила: Гребенщикова О. В. учитель начальных классов Братск – 2011 iconРазвитие коммуникативной компетенции у учащихся начальных классов через факультативный курс «Речь и культура общения»
Кочеткова Елена Николаевна – учитель начальных классов мбоу "сош№3" г. Гусь- хрустальный
Формирование коммуникативной компетентности у будущих первоклассников Подготовила: Гребенщикова О. В. учитель начальных классов Братск – 2011 iconПрограмма «Академия будущих первоклассников»
Автор программы: Степанова Вероника васильевна, учительница начальных классов мкоу «Бугуянская оош», Ибресинский район, Чувашская...
Формирование коммуникативной компетентности у будущих первоклассников Подготовила: Гребенщикова О. В. учитель начальных классов Братск – 2011 iconВыступление на совещании учителей начальных классов рмо мулюкина Наталья Валентиновна, учитель начальных классов
Особенно важная роль в обеспечении качества школьной жизни ребенка принадлежит учителю начальных классов. От того, каким окажется...
Формирование коммуникативной компетентности у будущих первоклассников Подготовила: Гребенщикова О. В. учитель начальных классов Братск – 2011 iconУстный журнал подготовила и провела Учитель начальных классов Андрющенко Н. В
Формирование духовно-нравственных основ при ознакомлении учащихся начальной школы с составляющими предмет краеведение (понятие малая...
Формирование коммуникативной компетентности у будущих первоклассников Подготовила: Гребенщикова О. В. учитель начальных классов Братск – 2011 iconПшеничных Учитель начальных классов, ноу школа-интернат №22 ОАО «ржд» формирование читательской компетентности
В настоящее время обсуждается вопрос о модернизации образования на основе компетентностного подхода, а это значит, что в основу содержания...
Формирование коммуникативной компетентности у будущих первоклассников Подготовила: Гребенщикова О. В. учитель начальных классов Братск – 2011 iconПроект «Всё о дружбе. Подготовила: учитель начальных классов моу «Средняя общеобразовательная школа №62 с углубленным изучением отдельных предметов»
Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе
Формирование коммуникативной компетентности у будущих первоклассников Подготовила: Гребенщикова О. В. учитель начальных классов Братск – 2011 iconПлан работы школьного методического объединения учителей начальных классов моу оош села Середниково на 2011-2012 учебный год
Повышение качества образования младших школьников путем формирования профессиональной компетентности учителя начальных классов
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты