О. Н. Делягина учитель-логопед гоу школы детского сада №696 компенсирующего вида. Приморский район, Санкт-Петербург Формирование звукослоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи на основе развития чувства ритма icon

О. Н. Делягина учитель-логопед гоу школы детского сада №696 компенсирующего вида. Приморский район, Санкт-Петербург Формирование звукослоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи на основе развития чувства ритма



НазваниеО. Н. Делягина учитель-логопед гоу школы детского сада №696 компенсирующего вида. Приморский район, Санкт-Петербург Формирование звукослоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи на основе развития чувства ритма
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

О. Н. Делягина

учитель-логопед ГОУ школы - детского сада № 696 компенсирующего вида.

Приморский район, Санкт-Петербург


Формирование звукослоговой структуры слов у детей с общим

недоразвитием речи на основе развития чувства ритма.


В настоящее время логопедическую помощь детям с общим недоразвитием речи, с задержкой речевого развития начинают оказывать с трехлетнего возрас­та.

Чтобы представить себе систему логопедической работы, необходимо знать особенности речи детей, поступающих в специальные группы дошкольных уч­реждений, по сравнению с речью нормально развивающихся детей.

При нормальном развитии в 2-3 года у детей идет непрерывный процесс уве­личения пассивного и активного словаря. В словаре имеются следующие катего­рии слов: существительные, глаголы, прилагательные, наречия, числительные, союзы, предлоги и междометия. Дети понимают разговорную и повествователь­ную речь, соответствующую их возрастным особенностям, владеют навыками активной речи, необходимыми для общения с окружающими, способны расска­зать о виденном, слышанном, запомнить и прочесть на память небольшое стихо­творение, они владеют грамматической структурой речи, управлением и согла­сованием слов, употребляют простые, распространенные и сложные предложе­ния, правильно изменяя слова. Речь становится связной и последовательной. Де­ти умеют отвечать на вопросы, могут пересказать прослушанные сказки и рас­сказы. Задают много вопросов о причинах явлений, ответы на которые расши­ряют их кругозор и помогают установить причинно-следственные отношения между событиями окружающей жизни.

У детей с общим недоразвитием речи раннее речевое развитие чаще всего протекает без отклонений. Около года появляются первые слова и звукоподра­жания, но далее речь не развивается, остается на том же уровне примерно до 3-4 лет.

Кроме слов, состоящих из повторяющихся слогов "мама", "папа", "баюбаю" и звукоподражания, некоторые дети начинают произносить вместо целого слова лишь его ударный слог: "ка" (каша, кошка), "ку" (кубики), "дя" (дядя). Появля­ются слова-заменители, которые они используют вместо многих слов. Из-за ог­раниченности словарного запаса, дети широко используют мимику и жесты.

Фразовая речь у большинства детей отсутствует, общение осуществляется за счет слов-подражаний.

В возрасте около 3-х лет, а у других значительно позже, начинают появлять­ся двусложные и односложные слова. Произносят слова в искаженном виде, их трудно понять не только посторонним людям, но даже самым близким.

Понимание речи развито значительно лучше, чем ее активное применение, но оно ограниченно ситуацией общения.

Фразовая речь появляется в возрасте 4-х лет. В это время отмечается высокая речевая активность, увеличивается словарь.

Наблюдают такую закономерность: чем меньше слов в лексиконе ребенка, тем больше слов правильно произносимых. Чем больше слов, тем больший про­цент составляют слова искаженные. Кроме того, дети испытывают трудности в произношении звуков и объединении слогов в слова.

Нарушение звукопроизношения проявляется в отсутствии артикуляции мно­гих звуков (звуков, требующих верхнего подъема передней части языка), грубо­го смешения имеющихся в активной речи звуков, оглушения звонких согласных, смягчения твердых звуков, поэтому их фразовая речь тоже непонятна окружаю­щим.

Большинство детей знают названия ограниченного круга предметов и дейст­вий, но не могут выполнить простейшие инструкции типа "возьми мишку", "по­дойди к столу" и другие. Им легче понять инструкцию со словом "дай" и "пока­жи".

При общем недоразвитии речи для детей 3-4 лет характерен ярко выражен­ный аграмматизм, но с появлением грамматической изменяемости слов, дети пе­рестают использовать слова-звукоподражания (ам-ам, би-би, бух и другие).

Речевые средства, которыми владеет ребенок, недостаточны для его нор­мального общения с окружающими. Со временем ребенок начинает осознавать, что его речь непонятна для окружающих. Осознание этого отрицательно сказы­вается на формировании его характера. У некоторых детей появляется раздра­жительность, у других - замкнутость, стойкий негативизм, нежелание входить в контакт с окружающими, упрямство и т.п.

Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих сверстников, кото­рые развиваются нормально, не только уровнем речевого развития, но и харак-

тером всех психических процессов. Для них характерны: неустойчивость внима­ния, несобранность, неумение вовремя включиться или переключиться с одного предмета на другой, что у многих детей сочетается с быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью.

Многие дети имеют нарушения моторики артикуляционного аппарата рук и ног. С расстройством речи тесно связана патология мелкой моторики рук.

Все указанные выше отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, стихийно не преодолеваются - требуется специально организован­ная работа по их коррекции.

Проанализировав причины неполноценности звучания речи, я на практике убедилась в необходимости более тщательного изучения проблемы соединения звуков в слоги, поиску новых видов работы по преодолению нарушений струк­туры слова. Кроме того, монотонная, маловыразительная речь детей настраивает на оживление речевого материала, направленное на качественное улучшение просодических компонентов речи (ударение, интонация, ритмическая структу­ра). Работе по формированию интонационной выразительности речи предшест­вуют ритмические упражнения. Они подготавливают к восприятию интонацион­ной выразительности, способствуют ее развитию, создают предпосылки для ус­воения логического ударения, правильного членения фраз. В работе с 3х - 4х летними детьми я учитывала возрастные особенности и воздействовала на более чувствительные анализаторы: слуховые и тактильные.

На первом этапе работы использовались следующие методы и приемы:

  1. повторение в отраженной речи за логопедом: звуков, слогов, слов, пред­ложений, фраз, четверостиший.

  2. развитие умения слышать отдельно заданный звук в слове: сначала пер­вый, ударный гласный звук [а; у; и; о]

  3. развитие восприятия ритма:

  • прослушать изолированные удары (II, III, ПП), определить количество ударов

  • прослушать серии простых ударов (IIIIIIII, IIIIII, ПП ПП), опреде­лить количество ударов.

  • прослушать серии акцентированных ударов: (- - I; II - - ; - - II; I – I -

и т.д., где - тихий удар, I громкий удар), определить сколько и ка­кие удары были предъявлены.

4) развитие воспроизведения ритма:

- отстучать по подражанию (без опоры на зрительное восприятие) изо­лированные удары.

- отстучать по подражанию (без опоры на зрительное восприятие) серии простых ударов.

- отстучать по подражанию (без опоры на зрительное восприятие) серии акцентированных ударов.

- записать условными знаками предложенные для воспроизведения уда­ры и их серии (простые и акцентированные)

- самостоятельно воспроизвести по предъявленной карточке удары и их серии (простые и акцентированные).

5) отхлопывание количества слогов в заданном слове.

  1. повторение в отраженной речи за логопедом серии слогов (с сохранными согласными звуками), произносимых в разных ритмах:

- та-да, тада, до-то, дото, туду, ту-ду, тэдэ, тэ-дэ, ба-па, бапа, бо-по, бопо, бупу, бу-пу, бэпэ, бэ-пэ;

- та-тада, до-то-то, туту-ду, дэ-тэ-тэ, баба-па, бо-бо-по, пу-пу-бу, бэбэ-пэ, бы-пыпы и т.д.

В работе с детьми 5™-6™ лет по развитию звукослоговой структуры слов ос­новным принципом является формирование звукового анализа слова на акустико-артикуляционной основе с привлечением зрительных символов, опосредую­щих речевой материал.

На втором этапе работы использовались следующие методы и приемы:

  1. определение количества слогов в слове (схема СГ);

  2. развитие звукобуквенного анализа и синтеза слов (из 3-4-5 звуков);

  3. определение количества слогов по кинестетическим ощущениям от от­крытого рта;

  4. определение мягкости-твердости согласных звуков, опираясь на кинестетические ощущения от напряжения артикуляционных органов (губ, язы­ка);

  5. определение звонкости-глухости согласных звуков, опираясь на тактиль­ные ощущения от дрожания голосовых связок.

В работе над звукослоговой структурой слова я широко использовала дидак­тические игры. Данные дидактические игры активизируют процесс овладения грамотой, опираясь на развитие образного мышления. Согласные (отрабатывае­мые) звуки - р, л, ш, ж, с, з - как бы несут "согласность" в образе парашюти­стов, санок, машин, жуков, комаров, змей, нитей. А связь "согласный-гласный" проявляется в неотъемлемости элементов игры (жук - цветок, санки - горка, машина - дорога, парашютист - парашют).

^ Дидактическая игра "Цветные парашюты". Автоматизация р в прямом и обратном слоге, обучение грамоте - чтение слогов и анализ СГ, ГС с привлече­нием зрительно-артикуляторного контроля.

Оборудование: бумажные цветные парашюты А, О, У, Э, Ы, парашютист -

^ Р.

а) слог ГС - парашютист летит на па- б) слог СГ - парашютист приземляет- рашюте: АР ся, складывает парашют (справа): РА

Для детей 3Х~4Х лет предлагается вариант игры. Вместо букв на парашюты прикрепляются условные знаки звуков А, И, У, О, Э, Ы. Дети пропевают звуки громко - "парашют летит" или тихо - "парашют приземляется".

Дидактическая игра "Машина на дороге". Цели как в предыдущей игре.

Оборудование: картинка с дорогой, знаками - гласными звуками, машинки из картона с одной стороны синего, а с другой - зеленого цвета. Машинка пово­рачивается той стороной, которая обозначает мягкий согласный звук (если про­езжает знаки И, Я, Ю, Е, Ё) или твердый согласный звук (если проезжает знаки А, У, О, Ы, Э).

Для детей 3Х-4Х лет предлагается вариант игры. Вместо букв на дорожные знаки помещаются условные обозначения звуков А, И, У, О, Э, Ы. Дети пропе- вают звуки на одном дыхании, проезжая все дорожные знаки. Отрабатывается длительный речевой выдох, сила голоса.

^ Дидактическая игра "Жук и цветы" ("Комар на цветке", "Шмель на цветке", "Бабочка и цветок"). Автоматизация звуков Ш, Ж, С, 3, Л, Р в пря­мом и обратном слоге, прочтение слогов ЖА, ЖО, ЖУ, АЖ, ОЖ, УЖ, ЛА, ЛО, ЛУ, АЛ, ОЛ, УЛ и т.д.

Оборудование: буквы Ш, Ж, С, 3, Л, Р, цветы различной окраски - гласные.

Жук или комар, или шмель, или бабочка перелетают с цветка на цветок, опускаясь либо слева, либо справа от гласного.

Автоматизация звуков С, 3, в открытом или закрытом слоге отрабатывается в дидактических играх с использованием лабиринтов: "Какой телефон зазво­нил", "Цветные нитки". При этом развивается мелкая моторика, зрительно- кинестетический контроль.

На этапе цепочек слогов следует не забывать о ритмической стороне, поста­новке ударения, отметить его нестабильность: РА-РА', АР-А'Р-АР.

Важно выделить ритмический контур - сочетание ударения и количества слогов: РА - РЬГ-РО-РУ, РА'- РЫ

Помогают в этом игры "Веселые нотки", "Пианино", "Лови - говори".

Дидактическая игра "Веселые нотки". Автоматизация Р' в цепочках от­крытых слогов, обучение чтению открытого слога, знакомство с ударным сло­гом.

Оборудование: нотный стан с линейками-прорезями, скрипичный ключ от­крывает строку, крупная буква Р рядом. Ноты - кружки с гласными буквами, либо их зрительные символы на разном уровне, соответствующем повышению или понижению мелодии.

^ Дидактическая игра "Пианино". Цели те же.

Оборудование: клавиатура с гласными или слогами.

Ребенок пальчиками поочередно "нажимает" на клавишу, проговаривая каж­дый слог.

^ Дидактическая игра "Лови - говори". Условный диалог.

Цели: развитие фонематического, фонетического слуха и ритмико- интонационной структуры.

Оборудование: мяч, контрольные карточки со слогами (по необходимости).

Ребенок должен воспроизвести заданный логопедом ритмический контур фразы, но с понижающей интонацией (вопросно-ответная форма).

Логопед: РА-РА'-РА? Ребенок: РА-РА'-РА.

РЫ-РЫ-РЬГ? РЫ-РЫ-РЫ'

Аналогично с цепочкой обратных слогов.

Для детей 3Х-4Х лет предлагаю такие игры: "Что сказала Белочка", "По­втори за Зайчиком", "Разговор зверей". В этих играх нужно повторить за ло­гопедом слоги (два-три слога с губными или переднеязычными согласными зву­ками) с заданным ритмическим контуром или с понижающей интонацией (во­просительная интонация). Используется отраженная речь.

  1. Логопед: ТА'-ДА-ДА Ребенок: ТА'-ДА-ДА

ТАДА' ТАДА'

  1. Логопед: ПА-БА-ПА'? Ребенок: ПА-БА-ПА'?

БЫ - ПЬГ? БЫ - ПЬГ?

В играх используются различные сочетания слогов: ТА, ТО, ТЫ, ТУ, ТЭ, ДА, ДО, ДЫ, ДУ, ДЭ, ПА, ПО, ПЫ, ПУ, ПЭ, БА, БО, БУ, БЫ, БЭ.

Целью таких игр для маленьких детей является развитие фонематического слуха: дифференциация твердого звонкого и глухого звуков Т/Д, (П/Б) в слогах, произносимых в разных ритмах.

Переходный этап от слога к слову - звукосочетания с отрабатываемым зву­ком между гласными.

Игру "Жуки и цветы" дети легко осваивают в усложненном варианте: жуки перелетают с цветка на цветок (с А на О, с О на У) образую звукосочетания (бу­квосочетания) АЖО, ОЖУ. Отработка звукосочетаний с сонорными звуками дается на ус­ложненных вариантах игр.

^ Дидактическая игра "С горки на горку".

Санки - Р, горки (вершины) - гласные.

На этапе сознательного овладения звуковым анализом слогов СГ ввожу эле­менты синтеза слов из слогов (договаривание: ку...(ры), го...(ры)). Здесь помо­гает игра "Бусы".

^ Дидактическая игра "Бусы". Обучение составлению двух сложных слов из слогов СГ с опорой на картинки, с последующим прочтением слога и слова це­ликом.

Оборудование: предметные картинки (пила, баки, киты, рыба, пары, лапа) и цветные "бусины" - пластмассовые кружки с напечатанными слогами. Первый слог указывается всегда (начало цепочки):

ПИ-ЛА-ПА-РЫ-БА-КИ-ТЫ

ГО-РЫ-БА-Ш-НО-ТА-ЗЫ

Ю-ЛА-МА-КИ-ТЫ

На этапе анализа слов типа "мак", с выделением начального и конечного звука, помогают игры: "Голова-хвост", "Следы".

^ Дидактическая игра "Голова-хвост". Учить определять место звука в сло­ве, формировать понятия "начало слова", "конец слова" на зрительных образах.

Оборудование: силуэт рыбы, цветные фишки, буквы для обозначения звуков.

Голова рыбы (слева) - начало слова, хвост (справа) - конец слова.

Ребенок прослушивает акцентированное проговаривание слова и выкладыва­ет соответствующую фишку, букву в "голову", либо в "хвост" рыбы.

^ Дидактическая игра "Следы". Закрепление согласного звука в конце сло­ва, начале слова.

Оборудование: парные "следы" с прикрепленными предметными картинка­ми, названия которых соответствуют схеме СГС. Надо разложить следы в стро­гой последовательности.

Инструкции:

а) "Последний звук (твердый согласный) данного слова является первым со­гласным звуком в другом слове", и т.д. {лес - сук - ком -мак - кот, суп - пар - рот - том - мак)

б) "Последний звук (мягкий согласный) данного слова является первым зву­ком в другом слове", и т.д. (печь - чай - ель -люк)

в) "К кому приводят следы?" (выделение общего гласного в коротких сло­вах):

к Оле (о) - сок -кот - дом - том - рот

к Ане (а) - рак - мак - бак - таз

к Уле (у) - дуб - суп - сук-лук.

На этапе синтеза трехзвуковых слов из отдельных букв можно использовать иры типа "Елочки".

^ Дидактическая игра "Елочки". Развитие звуко-буквенного синтеза слов с применением звуковой схемы и без нее, выдерживание линейной структуры слова (слева - направо).

Оборудование: 3 ёлочки, различающиеся по величине, с прикрепленными буквами.

Инструкция: "Расставьте ёлочки по порядку":

а) от самой большой до самой маленькой;

б) от самой маленькой до самой большой.

Прочесть слово по буквам. "Ёлочки" - "слог-слияние" поставить ближе друг к другу.

Для закрепления материала все эти слова можно объединить под определен­ные темы: "рыбы", "животные", "явления природы", "семья" и т.д. Это облегчит

усвоение материала, поможет ввести слово в словосочетание, фразу, соединит типы мышления.

Наибольшую трудность представляют слова со стечением согласных.

Начинаю работу со стечений согласных в середине слова. Здесь наиболее ус­тойчивы в речи сочетания: смычно-проходной и взрывной (НК, НД, МК, МП), фрикативный и смычно-проходной (ЖН). Следовательно, на примере слова БАНКА можно показать звукослоговой анализ двухсложного слова со стечением согласных в середине схемой:

Очень звучны стечения дрожащего и взрывного (РБ - ВЕРБА), дрожащего и переднеязычного (РД, РТ) при делении слов на слоги : ГОР-ДО. Не нарушаются стечения Р с заднеязычным К также при делении слова на слоги и быстром пе­реходе к целостному проговариванию.

Группа двухсложных и трехсложных слов со стечением согласных в сере­дине слова очень многообразна. В произносительном плане можно группировать их по наличию определенного автоматизированного в закрытом слоге звука (свистящий, шипящий, сонор, аффрикат). В плане обогащения лексики, упора на грамматическую тему, целесообразно группировать слова по лексическим те­мам: "Зимние развлечения", "Игрушки", "Обувь", "Одежда", "Головные уборы", "День рождения", "Ёлка", "Деревенский дом". Связь логопедической, лексиче­ской и грамматической темы, еще более тесная, проявляется в инсценировке сказки "Репка" (практическое употребление существительных единственного числа в именительном, винительном падежах, употребление предлога "за" в связной речи). Для овладения чтением детей предлагаю дидактические игры на преобразование слов путем замены одного из звуков (букв).

^ Дидактическая игра "Из мухи - слона".

а) Маска - каска - ласка (подсказка, предметные картинки, буквы К,Л);

б) замена 3-го звука (буквы): кафтан - каштан, кадка - качка;

в) замена 1-го, 2-го и 3-го звуков (букв) ЛИ, И, С: пышка - мышка - мишка –

миска

Параллельно веду работу над ритмическим контуром слов со стечением со­

гласных в середине слов.

^ Дидактическая игра "Готовим подарки". Учить выделять ударный слог и

количество слогов в словах на практическом уровне.

Оборудование: предметные картинки, праздничная упаковка из фольги с

кармашками для картинок, таблички со схемами ритмических контуров.

Инструкция: "Кому какие подарки?"

^ Бабушке - - -: ва'режки, бу'лочка, та'почки

Сестренке - - -: зако'лка, була'вка, рома'шка

В работе можно использовать поговорки, скороговорки со стечением ЛК в середине слова (связь с произношением): Галка села на палку, палка ударила галку. У ёлки иголки колки.

^ В густом лесу под ёлками, лежит мешок с иголками.

Сшит колпак, да не по-колпаковски.

Сидят волки под ёлкой, белки на ёлке, а над ёлкой - галки.

При стечении согласных в начале слова с одним слогом, оканчивающимся на согласный звук, типа "крот", имеющим схему ; ; наиболее устойчивы на слух сочетания с первым взрывным и дрожащим звуком (ГР, КР, ДР, ТР, БР). Отработку слогов начинаю со звонких Д, Г, Б, (1-й этап), как наиболее звучных: ГРА-ГРЫ-ГРО-ГРУ.

Дидактическая игра "Металлофон". Автоматизация звука Р в цепочках слогов со взрывными согласными, прочтение слогов со стечением согласных.

Оборудование: на пластинках металлофона буквы А, О, У, Э, Ы В руках у ребенка - "молоточки" с сочетаниями букв ДР (ГР, БР).

Имитируя действия музыканта, ребенок проговаривает, пропевает мелодию, отраженную за логопедом, используя цепочки: ГРА -ГРЭ -ГРЫ - ГРО - ГРУ.

Второй этап - автоматизация звука Р в слогах и цепочках слогов со стече­ниями с глухими взрывными Г, К, П. Здесь можно использовать игру "Ксило­фон" (аналог "Металлофона"). Цепочки: КРА - КРЭ - КРЫ - КРО - КРУ

Для дифференциации звонких и глухих согласных на этом материале цепоч­ки важно чередовать:

а) со звонкими согласными: ПРА- БРА - ПРЭ - БРЭ

б) без стечений с согласными ССГ - СГ - ССГ : ТРА -ТА- ТРА - ТА

Для кончиков пальцев (прием дроби, отстукивание, прищелкивание), как бы соединяются с четким артикулированием звуков, закрепляется связь пальцевой моторики, связь звука с образом буквы.

Третий этап - автоматизация Р в стечениях с глухими щелевыми согласными X, Ф, С, а также с М, В, Н.

Дидактическая игра "Деревянные духовые инструменты".

Оборудование: условные изображения флейты, гобоя, кларнета, фагота.

Ребенок имитирует их звучание.

ФРА - ФРЭ - ФРЫ, ХРА - ХРЭ - ХРЫ и т д

Дидактическая игра "Медные духовые инструменты".

Слоги: МРА - МРЭ - МРЫ, ВРА - ВРЭ - ВРЫ и т д

В зависимости от подготовленности детей, особенностей их артикуляцион­ного аппарата, этапы работы можно варьировать.

Введение слов со стечением согласных в начале слова должно происходить сначала отраженно, затем самостоятельно (подбор слов на заданный слог) с обя­зательным звуковым анализом. КРА -КРАН, КРА -КРАБ

Для активизации мышления можно использовать игру "Подбери подходя­щее по смыслу слово-синоним".

Оборудование: схема слова.

Инструкция: "Подбери слово, подходящее по смыслу и соответствующее данной схеме".^ Доктор - врач, приятель - друг, работа - труд, печаль - грусть, противник - враг.

Использую также пословицы, поговорки на стечения Р со взрывными со­гласными БР, ТР,ДР, КР.

Друг за друга стой и выиграем бой.

Знай край, да не падай.

На дворе трава, на траве дрова.

За правое дело стой смело.

Работа по автоматизации звонких Ж, 3 в стечениях с Д, Г, Б, М ведется по усложненной разновидности игр "Жуки и цветы", "Стрекоза и травинки".

Дидактическая игра "Жуки и цветы". Автоматизация Ж в слогах со сте­чениями звонких согласных, обучение чтению данных сочетаний букв на прак­тическом игровом уровне.

Оборудование: цветы со слогами ГА, ДА, ДО, ГО, НО, МО, МА и т.д., жуки.

Жуки, перелетая с цветка на цветок (ГА, ГО) образуют сочетания (ЖГА, ЖГО). От цветков А, У жуки, перелетая, образуют новые сочетания (кусочки слов):

А Ж ДА У Ж ДО

Дидактическая игра "Надуем шары". Автоматизация Ш в стечениях с согласными П, К, Т, обучение чтению ССГ.

Ребенок произносит сочетания ШПА - ШПО - ШПУ, "надувая" щары (ПА, ПО, ПУ)

Ш ПА Ш ПУ Ш ПО

Дидактическая игра "Ступеньки". Автоматизация С в цепочках слогов со стечениями согласных, прочитывание слогов ССГ.

Оборудование: кружок с изображением^ С- мячик, цветные ступеньки - сло­ги ТА, ТО, ТУ, ТЫ, ТЭ.

Эти игры ориентированы на наименее устойчивые на слух сочетания (ШП, ШТ, СТ, СК), а также на сочетания СЛ, ШЛ, ШВ, СВ.

Для закрепления данного материала можно подобрать слова со стечением согласных в начале слова по темам: "Семья", "Дом", "Мебель", "Живое - нежи­вое", "Съедобное - несъедобное". Очень удобны игры типа "Вертолётик" (по кругу наклеиваются картинки, содержащие данные стечения, а ребенок выбира­ет необходимые, поворачивая круг).

Характер искажений стечений согласных в конце слов установить сложнее, так как в русском языке это наименьшее количество слов, слов со стечениями СТ, ЛК, РФ, НХ, имеющих схему:

Характерно, что последний (реже предпоследний) звук пропускается (шарф -шар).

На данном этапе важно обратить внимание ребенка на наличие двух соглас­ных рядом с отстукиванием обоих звуков, нажатием на цветные кнопки- сигналы.

^ Игра "Найди слово в слове" может быть иллюстрирована соответствую­щими предметными картинками и звукобуквенным обозначением. Для закреп­ления материала предлагаю карточки со словами, предпоследняя буква в кото­рых пропущена. Грамматическая тема может быть представлена в рамках лекси­ки: "Пища", "Осень", "Зоопарк", "Туристический поход", "Подарки", "Обед".

^ Дидактическая игра "Обед". Развивать фонематический анализ слов, уме­ние работать со схемой, учить составлять фразы, используя слова со стечением согласных.

Оборудование: предметные картинки, стол, схемы слов со стечением соглас­ных в конце слова.

Ребенок должен отобрать необходимые картинки, соответствующие схеме. Составить фразы, используя слова: борщ, корж, морс, торт, кекс, кот Барс; корм.

Для выделения конечного согласного звука я использую прием сопоставле­ния имен существительных единственного числа мужского рода в именительном

или в винительном падежах с этими же существительными, но в родительном или дательном падежах (наличие флексий А, У). Этому способствуют игры "Че­го не стало?", "Кому что нужно?".

Для автоматизации звука С и для развития фонематического синтеза к рабо­те над словами типа аист, мост применимы игры "Телевизор", "Компьютер" (с предметными картинками и движущейся серией предметных картинок).

На этом этапе закрепления материала можно использовать игры типа "Теле­графист", в которой логопед или ребенок показывают серию слов, а другой ре­бенок на узкой бумажной ленте помечает наличие стечений согласных условны­ми обозначениями: .(ШТ, ШК, ШП) .(СТ, СК, СП)

Искажение звукослоговой структуры слова является одним из симптомов расстройства речи в целом. Особое внимание нужно уделять нарушениям струк­туры отдельного слога, особенно со стечением согласных звуков. Сенсомоторные трудности детей учитывать, тщательно прибегая к привлечению разных ви­дов зрительного, слухового, тактильного анализаторов, исходя из принципов ин­дивидуального подхода и "от простого к сложному" на всех этапах работы.

Результаты работы показывают, что при активизации речевых центров у де­тей значительно возрастает объем внимания, памяти, исправляется звукопроиз- ношение, обогащается словарь, дети обретают навыки звукового и звукослого- вого анализа и синтеза слов.


^ Список литературы.

1)Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева, "Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников", Москва, "Просвещение", 1990.

  1. С.А.Миронова, "Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях", Москва, "Просвещение", 1991.

  2. "Программа воспитания и обучения в детском саду" под ред. М.А.Васильевой, Москва, "Просвещение", 1990.

  3. Г.А.Волкова, "Логоритмическое воспитание детей с дислалией (методические разработки к проведению коррекционных занятий)", Санкт-Петербург, "Сайма", 1993.

  4. Г.А,Волкова, "Логопедическая ритмика", Москва, "Просвещение", 1985.

  5. Л.В.Лопатина, Н.В.Серебрякова, "Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии", Санкт-Петербург, "Образование", 1994.

  6. "Расстройства речи, клинические проявления и методы коррекции" под ред.А,А,Ланцова, Ю.И.Кузьминой, Санкт-Петербург, НИИ уха, горла, носа и речи, 1994.

  7. В.И.Селиверстов, "Речевые игры с детьми", Москва, "Владос", 1994,

  8. А.К.Бондаренко, "Словесные игры в детском саду", Москва, "Просвещение", 1974.

  9. Г.С.Швайко, "Игры и игровые упражнения для развития речи", Москва, "Просвещение", 1988.









Похожие:

О. Н. Делягина учитель-логопед гоу школы детского сада №696 компенсирующего вида. Приморский район, Санкт-Петербург Формирование звукослоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи на основе развития чувства ритма iconОсобенности памяти и внимания у детей с общим недоразвитием речи Учитель – логопед Мухаметзянова Рафиса Рафисовна
Онр страдает развитие высших психических функций, связанных с речью: памяти, внимания, мышления, восприятия. Неполноценная речевая...
О. Н. Делягина учитель-логопед гоу школы детского сада №696 компенсирующего вида. Приморский район, Санкт-Петербург Формирование звукослоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи на основе развития чувства ритма iconБезлюдова А. В. канд пед наук учитель-логопед гдоу д/с №99 Выб р-на г. Спб
Особенности развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи в условиях доу
О. Н. Делягина учитель-логопед гоу школы детского сада №696 компенсирующего вида. Приморский район, Санкт-Петербург Формирование звукослоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи на основе развития чувства ритма iconПрограмма коррекционно-развивающего обучения детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи в логопедических группах детского сада общего типа
Коррекционно-развивающего обучения детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи в логопедических группах детского сада общего типа
О. Н. Делягина учитель-логопед гоу школы детского сада №696 компенсирующего вида. Приморский район, Санкт-Петербург Формирование звукослоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи на основе развития чувства ритма iconТематический план коррекционной работы по формированию лексико-грамматических категорий, фонетической стороны речи, развитию связной речи в средней специальной (коррекционной) группе V вида на 2011-2012 учебный год
Н. В. Нищева «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи...
О. Н. Делягина учитель-логопед гоу школы детского сада №696 компенсирующего вида. Приморский район, Санкт-Петербург Формирование звукослоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи на основе развития чувства ритма icon«Формирование пространственных представлений у детей с проблемами в развитии»
Якуницкая Людмила Анатольевна, учитель-дефектолог мдоу детского сада №6 компенсирующего вида «Ёлочка»
О. Н. Делягина учитель-логопед гоу школы детского сада №696 компенсирующего вида. Приморский район, Санкт-Петербург Формирование звукослоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи на основе развития чувства ритма iconСистема работы по формированию монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В программе коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи и методических указаниях к ней приводятся рекомендации...
О. Н. Делягина учитель-логопед гоу школы детского сада №696 компенсирующего вида. Приморский район, Санкт-Петербург Формирование звукослоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи на основе развития чувства ритма iconУчитель-логопед мдоу црр д/с №66
У дошкольников с общим недоразвитием речи посредством наглядно – дидактических игр
О. Н. Делягина учитель-логопед гоу школы детского сада №696 компенсирующего вида. Приморский район, Санкт-Петербург Формирование звукослоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи на основе развития чувства ритма iconКалендарно-тематическое планирование образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий, фонетической стороны речи, развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности
Н. В. Нищева «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи...
О. Н. Делягина учитель-логопед гоу школы детского сада №696 компенсирующего вида. Приморский район, Санкт-Петербург Формирование звукослоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи на основе развития чувства ритма iconМуниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №2»
«формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи по метолике в. К. Воробьевой»
О. Н. Делягина учитель-логопед гоу школы детского сада №696 компенсирующего вида. Приморский район, Санкт-Петербург Формирование звукослоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи на основе развития чувства ритма icon«формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста» Мерзлякова Надежда Михайловна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада компенсирующего вида №52 «Самолётик»,
Мерзлякова Надежда Михайловна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада компенсирующего...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты