Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса начального общего образования о бразовательная система «Школа 2100» icon

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса начального общего образования о бразовательная система «Школа 2100»



НазваниеРабочая программа по окружающему миру для 4 класса начального общего образования о бразовательная система «Школа 2100»
Дата17.10.2016
Размер
ТипРабочая программа

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6

с.Гофицкое Петровского района Ставропольского края


«Утверждаю» «Согласовано» «Рассмотрено»

директор ОУ зам.директора по УВР на заседании МО

_____________________ _______________________ протокол № _____

«___» __________2011 г. «__» ___________2011 г «___» ____________2011 г.

.


Рабочая программа по окружающему миру

для 4 класса начального общего образования

образовательная система «Школа 2100»



Разработчик:

Манаенко З.Ю., учитель начальных классов

квалификационная категория:

первая по должности «учитель»



с.Гофицкое, 2011г.

^ Пояснительная записка

Образовательный курс «Окружающий мир» направлена на формирование представлений о мире, на воспитание человека, осознающего свою роль в обществе и природе. В процессе освоения курса учащиеся получают навыки овладения определенными приёмами исследования процессов и явлений, учатся анализировать жизненные ситуации, создавать представление о научной картине мира.


^ Цели образовательного курса «Окружающий мир»:

  • знакомство учащихся с целостной научной картиной мира, с ролью человека в этом мире;

  • воспитание гуманно, творческой, социально активной личности, бережно относящейся к богатствам природы и общества


Задачи Программы: через гуманистическое, экологическое, гражданское и патриотическое воспитание

  • приобщать учащихся к познанию мира, людей, культур;

  • расширять кругозор;

  • осваивать учебный материал через продуктивную совместную деятельность;

  • воспитывать уважение к культуре народов России, чувство патриотизма,

  • обогащать словарный запас;

  • формировать креативную, информационную, рефлексивную компетентность учащихся;

  • воспитывать социально – активную, творческую личность;

  • воспитывать бережное отношение к природе, человеку;

  • учить решать экологические проблемы;

  • развивать качества творческой личности, которая умеет:

  • ставить цель и находить приёмы и средства её решения;

  • осознавать и оценивать отношения «человек – природа», «человек – общество»;

  • активно участвовать в преобразовании окружающего мира.



^ Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.


Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.


Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:


  • Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).


  • Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.


  • Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений.

Блок 1. Человек и природа

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

  • объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;

  • применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);

  • называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;

  • объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;

  • объяснять, в чём главное отличие человека от животных;

  • находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

  • оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;

  • доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

Блок 2. Человек и человечество

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

  • по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;

  • отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;

  • объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.

^ 2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

  • объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;

  • замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.



^ Рабочая программа по «Окружающему миру» составлена на основе:

  • авторской программы по курсу «Окружающий мир» А. А. Вахрушева, Д. Д. Данилова, А. С. Раутиан, С. В. Тырина;. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. - М.: Баласс, 2010).

  • учебного плана образовательного учреждения.



^ Особенности организации учебного процесса :

На изучение учебного предмета «Окружающий мир» отводится:

  • всего 70 часов в учебный год (2 часа в неделю).

I четверть-18ч

II четверть-16ч

III четверть-20ч

IV четверть-16ч


Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:

  • – Вахрушев, А. А. Данилов, Д. Д. и др. Окружающий мир. Человек и природа: учебник для 4 класса. – М.: Баласс, 2009.

  • – Вахрушев, А. А. , Данилов, Д. Д. Окружающий мир. Человек и человечество: учебник для 4 класса. – М.: Баласс, 2009.


Принципы организации деятельности:

  • личностно – ориентированный,

  • деятельностный,

  • социокультурный,

  • принцип минимакса.


В основе построения курса лежат дидактические принципы:

  • ведущая роль теоретических знаний;

  • осознание школьниками процесса обучения;

  • целенаправленная и систематическая работа над развитием всех учащихся.


Формы и методы организации деятельности учащихся:

  • фронтальный и индивидуальный, в группах и парах ;

  • «открытие» знаний через проблемное обучение, частично-поисковые ситуации, диалоги;

  • уроки в классе, библиотеке, на улице;

  • экскурсии и походы в природу, музеи, на выставки;

  • практические работы по картам;

  • проведение опытов;

  • участие в школьных, региональных, российских конкурсах ;

  • просмотр презентаций; мини-проекты; мини-исследования;

  • блиц-опросы;

  • работа с понятиями, словарями;

Методы обучения:

  • метод проблемного изложения;

  • частично-поисковый метод;

  • деятельностный метод;

  • техника развития критического мышления;

  • учебные диалоги.


Материал программы развивает следующие умения:

  • умение анализировать;

  • умение сопоставлять;

  • умение классифицировать;

  • умение обобщать.


Содержание учебного предмета.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета:

  • Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

  • ^ Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

  • ^ Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

  • ^ Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

  • Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

  • ^ Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

  • ^ Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

  • Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

  • ^ Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

  • Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

  • Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

  • ^ Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.


^ Содержание образовательного курса «Окружающий мир»


Название

блока

Название темы

Количество часов в рабочей программе

^ Количество часов по авторской программе




Блок 1




«Человек и природа»

/ 35ч./

Человек и его строение.


Происхождение человека.


Рукотворная природа.


Повторение.


Резерв.

14ч





13ч




13ч





10ч







В разделе «Человек и природа» рассматривается устройство человека, основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма. Предлагается одна из версий происхождения человека. Большое внимание уделено сохранению здоровья человека, даётся представление о микробах и бактериях, о прививках и их роли в спасении человечества. Проведён экскурс в прошлое человека: от появления человека разумного , приручения диких животных ,первых орудий труда до человека современного, овладевшего новыми орудиями труда, технологиями, приборами и машинами

Блок 2




«^ Человек и человечество», /35 ч./


Человек и его внутренний мир.


Человек и общество.


Человек и история человечества.


Человек и многоликое человечество.


Человек и единое человечество.


Повторение.


Резерв



5 ч


4 ч


5 ч


6 ч


9 ч


























В разделе «Человек и человечество» рассматривается человек и его окружающий мир, основные психологические отличия человека от животных. Знакомимся с историей человечества от Первобытного мира до Новейшего времени. Изучаем религии мира и атеизм. Знакомимся с общечеловеческими достижениями в области науки, техники, отношений




Итого

70

68



В рабочую программу внесены следующие изменения:

БЛОК 1:

  1. Тема «Человек и его строение» увеличена на 1ч в связи с подробным изучением данной темы.

  2. Тема «Рукотворная природа» расширена для изучения с 10ч до 13ч в за счет резерва времени и 1 ч из темы «Повторение», в связи с повышенным интересом учащихся к изучению этого раздела.

  3. Тема «Повторение» сокращена с 7 ч до 6ч.

БЛОК 2:

  1. Тема «Человек и многоликое человечество» увеличена на 2ч в связи с подробным изучением данной темы.

  2. Тема «Человек и единое человечество» увеличена с 4 ч до 9ч связи с подробным изучением данной темы за счет резерва времени, в связи с повышенным интересом учащихся к изучению этого раздела.



^ ОБЖ в курсе «Окружающий мир»

В рамках базисного плана стандарта материал по ОБЖ включен в Окружающий мир.


ПДД в курсе « Окружающий мир»

Согласно приказу Министерства образования Ставропольского края от 19 августа 2010 №576-пр. «О введении с 2010-2011 учебного года интегрированного курса по изучению правил дорожного движения» и программы Министерства образования Ставропольского края ГОУ ДПО «Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования» по изучению правил дорожного движения и профилактике дорожно-транспортного травматизма в 1-11 классах (г. Ставрополь, 2010 г., Программа подготовлена на кафедре физической культуры и здоровьесбережения ГОУ ДПО «Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования») проводится интегрированный курс по изучению правил дорожного движения.

^ Тематический план (10 часов)

№ п/п

Тема

Всего, академических часов




Остановочный и тормозной путь автомобиля.

1 ч



Дорожная разметка.

1 ч



Виды транспорта. Опознавательные знаки транспортных средств.

1 ч



Что надо знать о перекрестках?

1 ч



Когда ты становишься водителем.

1 ч



Дорожные знаки, относящиеся к велосипедистам.

1 ч



Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГБДД)

1 ч



Что мешает вовремя увидеть опасность на дорогах.

1 ч



Итоговое занятие по разделу.

2 ч


^ Региональный компонент по курсу:

региональный компонент составляет не более 10% от общего количества часов по курсу за год.


Требования к уровню подготовки учащихся:

К концу изучения темы «Человек и природа» учащиеся должны знать:

  • об изготовлении орудий труда и возникновении речи – как об основном отличии человека от животных;

  • об основных органах и системах органов человека, их функциях;

  • о болезнях и мерах борьбы с ними, о значении физкультуры;

  • об основных этапах становления человека и его разума;

  • важность воды для живых организмов и человека;

  • основные свойства льда, воды и пара (как твердого тела, жидкости и газа);

  • основные свойства воздуха (как газа);

  • применение важнейших полезных ископаемых;

  • об экологических кризисах на Земле, вызванных деятельностью человека;

  • о стратегии выживания человечества.

должны уметь:

  • находить противоречия между хозяйством, человеком, природой и предлагать способы их устранения;

  • объяснять элементарные процессы, проходящие в собственном организме и применять свои знания для составления режима дня, правил поведения т.п.;

  • ухаживать за своим телом;

  • составлять правильный режим дня;

  • оценивать правильность поведения в жизни с точки зрения ведения здорового образа жизни;

  • объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к природе.


К концу изучения темы «Человек и человечество» учащиеся должны знать:

  • личность, характер, эмоции, чувства;

  • совесть, мораль, право;

  • эпохи Всемирной истории: Первобытный мир, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;

  • расы, национальность; религии мира; атеизм; ООН, общечеловеческие ценности;

  • основные права человека и права ребенка, глобальные проблемы современности.

должны уметь:

  • по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;

  • отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;

  • объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека и его расы; верующих разных религий и атеистов;

  • объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;

  • замечать и объяснять, какие проступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребенка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.

^ Ожидаемые результаты.

В результате изучения учебного предмета «Окружающий мир» учащийся должен овладеть:

  • познавательной компетенцией;

  • информационно-коммуникативной компетенцией;

  • рефлексивной компетенцией;

  • креативной компетенцией;

  • коммуникативной компетенцией


Контроль предметных результатов освоения:


^ Вид контроля




Количество часов

Контрольных работ



Проверочных работ






  1. ^ Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в учебниках , в проверочных и контрольных работах .

  2. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил

Преимущества такой проверки знаний и умений состоят в том, что учитель оказывается постоянно в курсе тех знаний, которыми обладают дети. В том случае, когда никто из учащихся не может дать ответ на вопрос, школьники под руководством учителя обращаются к словарю. Это лишний раз учит работе с ним и показывает, как поступать человеку, если он хочет что-либо узнать.

Таким образом, учащиеся оцениваются по следующим критериям:

  • качество устных ответов;

  • качество работы в целом (рефераты, сообщения, проекты);

  • уровень контрольных, проверочных и самостоятельных работ;

  • степень самостоятельности;

  • характер деятельности (продуктивный или репродуктивный);

  • приёмы оформления творческих работ;

  • участие в проектах;

  • презентации работ;

  • творческие поиски и находки.

Оценка деятельности учащихся.

Результаты усвоения знаний проводится в соответствии с принципом минимакса по уровням:

  • необходимый;

  • программный;

  • максимальный



Особенности организации контроля по «Окружающему миру»

Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивиду­альная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развернутого отве­та с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделя­ми, лабораторным оборудованием.

Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель под­готавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные от­веты. Поскольку основная цель таких контрольных бесед- проверка осознанности усвоения учебной программы, это. определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, вы­брать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.

Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках, по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего ми­ра, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке, этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенные признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторять его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные при­меры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса очень важен для про­верки уровня развития школьника, сформированное логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.

При письменной проверке знаний по предметам естественнонаучного и обществоведческого направления ис­пользуются такие контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление вы­сказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполня­ют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т.п. Эти задания целесо­образно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуаль­ный темп продвижения детей.

Интересной формой письменного контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.

Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, являет­ся работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественнонаучные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.

Нормы оценок за все виды проверочных работ по предметам образовательной области «Окружающий мир» со­ответствуют общим требованиям.


^ Критерии и нормы оценки результатов освоения программы:

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отноше­ния; к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4—б недочетов по текущему учебному материалу; не бо­лее. 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения мате­риала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;

«3» («удовлетворительно»)- достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4—6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;

«2» («плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более б ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; наруше­ние логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.


^ Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Для реализации принципа наглядности в кабинете должны быть доступны

  1. натуральные живые пособия – комнатные растения;

  2. гербарии; коллекции насекомых;

  3. коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;

  4. изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;

  5. географические и исторические карты;

  6. предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.,

  7. приборы, посуда, инструменты для проведения практических работ, а также разнообразный раздаточный материал.

  8. компьютер и медиапроектор.

  9. измерительные приборы: весы, термометры, сантиметровые линейки, мензурками.


Список литературы:

  • Вахрушев, А. А. Данилов, Д. Д. и др. Окружающий мир. Человек и природа: учебник для 4 класса. – М.: Баласс, 2009.

  • Вахрушев, А. А. , Данилов, Д. Д. Окружающий мир. Человек и человечество: учебник для 4 класса. – М.: Баласс, 2009.

  • Вахрушев, А. А, Раутиан А.С. Человек и природа .4 класс. Методические рекомендации для учителя. –М.: Баласс,2009

  • ПРОГРАММА по изучению правил дорожного движения и профилактике дорожно-транспортного травматизма в 1-11 классах(интегрированный курс). Программа подготовлена на кафедре физической культуры и здоровьесбережения ГОУ ДПО «Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования» . Авторы – составители: заведующий кафедрой физической культуры и здоровьесбережения Р.С. Койбаев; старший преподаватель кафедры физической культуры и здоровьесбережения М.С. Сидоренко, методист методического отдела СКИПКРО Н.В. Пресс - Ставрополь, 2010 г.

  • Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. - М.: Баласс, 2010



Похожие:

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса начального общего образования о бразовательная система «Школа 2100» iconОкружающий мир. Пояснительная записка. Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса начального общего образования о бразовательная система «Школа 2100» iconРабочая программа по окружающему миру для 1 класса начального общего образования образовательная система «Школа 2100»
В процессе освоения курса учащиеся получают навыки овладения определенными приёмами исследования процессов и явлений, учатся анализировать...
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса начального общего образования о бразовательная система «Школа 2100» iconРабочая программа по окружающему миру для 2 класса на 2011/2012 учебный год
А. А. Вахрушева, Д. Д. Данилова, А. С. Раутина и др., рекомендованной Минобрнауки РФ сборник Программы начального общего образования....
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса начального общего образования о бразовательная система «Школа 2100» iconРабочая программа по математике для 4 класса начального общего образования о бразовательная система «Школа 2100»
Предметные знания и умения, приобретённые при изучении математики в начальной школе, первоначальное овладение математическим языком...
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса начального общего образования о бразовательная система «Школа 2100» iconРабочая программа по окружающему миру для 3 класса (Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова) Составила
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года, методических комментариев к учебнику...
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса начального общего образования о бразовательная система «Школа 2100» iconРабочая программа по технологии для 1 класса начального общего образования о бразовательная система «Школа 2100»
Целью курса является общеэстетическое развитие и саморазвитие учащихся средствами художественно-творческой деятельности в процессе...
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса начального общего образования о бразовательная система «Школа 2100» iconРабочая программа по окружающему миру для 1 «д» класса моу сош №49 г. Белгорода составлена с учетом
Требований федерального компонента государственного стандарта начального общего образования (Приказ мо РФ от 5 марта 2004 г. №1089...
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса начального общего образования о бразовательная система «Школа 2100» iconПрограмма по окружающему миру для 1 класса ос «Школа россии»
Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции...
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса начального общего образования о бразовательная система «Школа 2100» iconРабочая программа по русскому языку для 1 класса начального общего образования о бразовательная система «Школа 2100»
Курс русского языка – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку...
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса начального общего образования о бразовательная система «Школа 2100» iconРабочая программа по информатике для 3 класса на 2012/2013 учебный год образовательная система Школа 2100
«Информатика», автора А. В. Горячева, рекомендованной Минобрнауки РФ (сборник Программы начального общего образования. Развёрнутое...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты