Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 с.Гофицкое Петровского района Ставропольского края
«Утверждаю» «Согласовано» «Рассмотрено» директор ОУ зам.директора по УВР на заседании МО _____________________ _______________________ протокол № _____ «___» __________2011 г. «__» ___________2011 г «___» ____________2011 г. .
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса начального общего образования образовательная система «Школа 2100»
Разработчик: | Манаенко З.Ю., учитель начальных классов | квалификационная категория: | первая по должности «учитель» |
с.Гофицкое, 2011г. ^ Образовательный курс «Окружающий мир» направлена на формирование представлений о мире, на воспитание человека, осознающего свою роль в обществе и природе. В процессе освоения курса учащиеся получают навыки овладения определенными приёмами исследования процессов и явлений, учатся анализировать жизненные ситуации, создавать представление о научной картине мира.
^ знакомство учащихся с целостной научной картиной мира, с ролью человека в этом мире; воспитание гуманно, творческой, социально активной личности, бережно относящейся к богатствам природы и общества
Задачи Программы: через гуманистическое, экологическое, гражданское и патриотическое воспитание приобщать учащихся к познанию мира, людей, культур; расширять кругозор; осваивать учебный материал через продуктивную совместную деятельность; воспитывать уважение к культуре народов России, чувство патриотизма, обогащать словарный запас; формировать креативную, информационную, рефлексивную компетентность учащихся; воспитывать социально – активную, творческую личность; воспитывать бережное отношение к природе, человеку; учить решать экологические проблемы; развивать качества творческой личности, которая умеет: ставить цель и находить приёмы и средства её решения; осознавать и оценивать отношения «человек – природа», «человек – общество»; активно участвовать в преобразовании окружающего мира. ^
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений: Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог). Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений. Блок 1. Человек и природа 1-я линия развития – уметь объяснять мир: объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека; применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.); называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел; объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых; объяснять, в чём главное отличие человека от животных; находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения. 2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру: оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно; доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам. Блок 2. Человек и человечество 1-я линия развития – уметь объяснять мир: по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера; отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества; объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов. ^ объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество; замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.
^ авторской программы по курсу «Окружающий мир» А. А. Вахрушева, Д. Д. Данилова, А. С. Раутиан, С. В. Тырина;. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. - М.: Баласс, 2010). учебного плана образовательного учреждения.
^ На изучение учебного предмета «Окружающий мир» отводится: всего 70 часов в учебный год (2 часа в неделю). I четверть-18ч II четверть-16ч III четверть-20ч IV четверть-16ч
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса: – Вахрушев, А. А. Данилов, Д. Д. и др. Окружающий мир. Человек и природа: учебник для 4 класса. – М.: Баласс, 2009. – Вахрушев, А. А. , Данилов, Д. Д. Окружающий мир. Человек и человечество: учебник для 4 класса. – М.: Баласс, 2009.
Принципы организации деятельности: личностно – ориентированный, деятельностный, социокультурный, принцип минимакса.
В основе построения курса лежат дидактические принципы: ведущая роль теоретических знаний; осознание школьниками процесса обучения; целенаправленная и систематическая работа над развитием всех учащихся.
Формы и методы организации деятельности учащихся: фронтальный и индивидуальный, в группах и парах ; «открытие» знаний через проблемное обучение, частично-поисковые ситуации, диалоги; уроки в классе, библиотеке, на улице; экскурсии и походы в природу, музеи, на выставки; практические работы по картам; проведение опытов; участие в школьных, региональных, российских конкурсах ; просмотр презентаций; мини-проекты; мини-исследования; блиц-опросы; работа с понятиями, словарями; Методы обучения: метод проблемного изложения; частично-поисковый метод; деятельностный метод; техника развития критического мышления; учебные диалоги.
Материал программы развивает следующие умения: умение анализировать; умение сопоставлять; умение классифицировать; умение обобщать.
Содержание учебного предмета. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета: Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания. ^ основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства. ^ как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. ^ – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви. Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. ^ как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. ^ как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек. ^ как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. ^ – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур. ^
| Название блока | Название темы | Количество часов в рабочей программе | ^ |
| Блок 1
|
«Человек и природа» / 35ч./ | Человек и его строение.
Происхождение человека.
Рукотворная природа.
Повторение.
Резерв. | 14ч
2ч
13ч
6ч | 13ч
2ч
10ч
7ч
2ч | В разделе «Человек и природа» рассматривается устройство человека, основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма. Предлагается одна из версий происхождения человека. Большое внимание уделено сохранению здоровья человека, даётся представление о микробах и бактериях, о прививках и их роли в спасении человечества. Проведён экскурс в прошлое человека: от появления человека разумного , приручения диких животных ,первых орудий труда до человека современного, овладевшего новыми орудиями труда, технологиями, приборами и машинами | Блок 2
|
«^ /35 ч./ |
Человек и его внутренний мир.
Человек и общество.
Человек и история человечества.
Человек и многоликое человечество.
Человек и единое человечество.
Повторение.
Резерв |
5 ч
4 ч
5 ч
6 ч
9 ч
6ч |
5ч
4ч
5ч
4ч
4ч
6ч
6ч | В разделе «Человек и человечество» рассматривается человек и его окружающий мир, основные психологические отличия человека от животных. Знакомимся с историей человечества от Первобытного мира до Новейшего времени. Изучаем религии мира и атеизм. Знакомимся с общечеловеческими достижениями в области науки, техники, отношений |
| Итого | 70 | 68 |
| В рабочую программу внесены следующие изменения: БЛОК 1: Тема «Человек и его строение» увеличена на 1ч в связи с подробным изучением данной темы. Тема «Рукотворная природа» расширена для изучения с 10ч до 13ч в за счет резерва времени и 1 ч из темы «Повторение», в связи с повышенным интересом учащихся к изучению этого раздела. Тема «Повторение» сокращена с 7 ч до 6ч. БЛОК 2: Тема «Человек и многоликое человечество» увеличена на 2ч в связи с подробным изучением данной темы. Тема «Человек и единое человечество» увеличена с 4 ч до 9ч связи с подробным изучением данной темы за счет резерва времени, в связи с повышенным интересом учащихся к изучению этого раздела.
^ В рамках базисного плана стандарта материал по ОБЖ включен в Окружающий мир.
ПДД в курсе « Окружающий мир» Согласно приказу Министерства образования Ставропольского края от 19 августа 2010 №576-пр. «О введении с 2010-2011 учебного года интегрированного курса по изучению правил дорожного движения» и программы Министерства образования Ставропольского края ГОУ ДПО «Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования» по изучению правил дорожного движения и профилактике дорожно-транспортного травматизма в 1-11 классах (г. Ставрополь, 2010 г., Программа подготовлена на кафедре физической культуры и здоровьесбережения ГОУ ДПО «Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования») проводится интегрированный курс по изучению правил дорожного движения. ^ | № п/п | Тема | Всего, академических часов
|
| Остановочный и тормозной путь автомобиля. | 1 ч |
| Дорожная разметка. | 1 ч |
| Виды транспорта. Опознавательные знаки транспортных средств. | 1 ч |
| Что надо знать о перекрестках? | 1 ч |
| Когда ты становишься водителем. | 1 ч |
| Дорожные знаки, относящиеся к велосипедистам. | 1 ч |
| Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГБДД) | 1 ч |
| Что мешает вовремя увидеть опасность на дорогах. | 1 ч |
| Итоговое занятие по разделу. | 2 ч |
^ региональный компонент составляет не более 10% от общего количества часов по курсу за год.
Требования к уровню подготовки учащихся: К концу изучения темы «Человек и природа» учащиеся должны знать: об изготовлении орудий труда и возникновении речи – как об основном отличии человека от животных; об основных органах и системах органов человека, их функциях; о болезнях и мерах борьбы с ними, о значении физкультуры; об основных этапах становления человека и его разума; важность воды для живых организмов и человека; основные свойства льда, воды и пара (как твердого тела, жидкости и газа); основные свойства воздуха (как газа); применение важнейших полезных ископаемых; об экологических кризисах на Земле, вызванных деятельностью человека; о стратегии выживания человечества. должны уметь: находить противоречия между хозяйством, человеком, природой и предлагать способы их устранения; объяснять элементарные процессы, проходящие в собственном организме и применять свои знания для составления режима дня, правил поведения т.п.; ухаживать за своим телом; составлять правильный режим дня; оценивать правильность поведения в жизни с точки зрения ведения здорового образа жизни; объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к природе.
К концу изучения темы «Человек и человечество» учащиеся должны знать: личность, характер, эмоции, чувства; совесть, мораль, право; эпохи Всемирной истории: Первобытный мир, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время; расы, национальность; религии мира; атеизм; ООН, общечеловеческие ценности; основные права человека и права ребенка, глобальные проблемы современности. должны уметь: по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера; отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества; объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека и его расы; верующих разных религий и атеистов; объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество; замечать и объяснять, какие проступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребенка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений. ^ В результате изучения учебного предмета «Окружающий мир» учащийся должен овладеть: познавательной компетенцией; информационно-коммуникативной компетенцией; рефлексивной компетенцией; креативной компетенцией; коммуникативной компетенцией
Контроль предметных результатов освоения:
-
^ |
| Количество часов | Контрольных работ | 2ч | Проверочных работ | 5ч | ^ Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил Преимущества такой проверки знаний и умений состоят в том, что учитель оказывается постоянно в курсе тех знаний, которыми обладают дети. В том случае, когда никто из учащихся не может дать ответ на вопрос, школьники под руководством учителя обращаются к словарю. Это лишний раз учит работе с ним и показывает, как поступать человеку, если он хочет что-либо узнать. Таким образом, учащиеся оцениваются по следующим критериям: качество устных ответов; качество работы в целом (рефераты, сообщения, проекты); уровень контрольных, проверочных и самостоятельных работ; степень самостоятельности; характер деятельности (продуктивный или репродуктивный); приёмы оформления творческих работ; участие в проектах; презентации работ; творческие поиски и находки. Оценка деятельности учащихся. Результаты усвоения знаний проводится в соответствии с принципом минимакса по уровням: необходимый; программный; максимальный
Особенности организации контроля по «Окружающему миру» Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием. Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед- проверка осознанности усвоения учебной программы, это. определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п. Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках, по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке, этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенные признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторять его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем. Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированное логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения. При письменной проверке знаний по предметам естественнонаучного и обществоведческого направления используются такие контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т.п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей. Интересной формой письменного контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой. Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественнонаучные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу. Нормы оценок за все виды проверочных работ по предметам образовательной области «Окружающий мир» соответствуют общим требованиям.
^ Характеристика цифровой оценки (отметки) «5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения. «4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения; к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4—б недочетов по текущему учебному материалу; не более. 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала; «3» («удовлетворительно»)- достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4—6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса; «2» («плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более б ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
^ Для реализации принципа наглядности в кабинете должны быть доступны натуральные живые пособия – комнатные растения; гербарии; коллекции насекомых; коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых; изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.; географические и исторические карты; предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества., приборы, посуда, инструменты для проведения практических работ, а также разнообразный раздаточный материал. компьютер и медиапроектор. измерительные приборы: весы, термометры, сантиметровые линейки, мензурками.
Список литературы: Вахрушев, А. А. Данилов, Д. Д. и др. Окружающий мир. Человек и природа: учебник для 4 класса. – М.: Баласс, 2009. Вахрушев, А. А. , Данилов, Д. Д. Окружающий мир. Человек и человечество: учебник для 4 класса. – М.: Баласс, 2009. Вахрушев, А. А, Раутиан А.С. Человек и природа .4 класс. Методические рекомендации для учителя. –М.: Баласс,2009 ПРОГРАММА по изучению правил дорожного движения и профилактике дорожно-транспортного травматизма в 1-11 классах(интегрированный курс). Программа подготовлена на кафедре физической культуры и здоровьесбережения ГОУ ДПО «Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования» . Авторы – составители: заведующий кафедрой физической культуры и здоровьесбережения Р.С. Койбаев; старший преподаватель кафедры физической культуры и здоровьесбережения М.С. Сидоренко, методист методического отдела СКИПКРО Н.В. Пресс - Ставрополь, 2010 г. Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. - М.: Баласс, 2010 |