Пояснительная записка Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004). Данный курс является пропедевтическим курсом и рассчитан на изучение учащимися 3-4 классов в течение 68 часов (в том числе в III классе - 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю и в IV классе - 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю). Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ. Данный курс предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества В курсе выделяются следующие разделы: описание объектов – атрибуты, структуры, классы; описание поведения объектов – процессы и алгоритмы; описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода; применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного. Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объём соответствующих понятий возрастает от класса к классу. Главная цель данного курса информатики и ИКТ – развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества. Задачи курса: 1) развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике: • применение формальной логики при решении задач – построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций «если–то», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то...»); • алгоритмический подход к решению задач – умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий; • системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы; • объектно-ориентированный подход – акцентирование объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать»); 2) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими 3) создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей ( поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.). ^ предмета «Информатика и ИКТ»
3 класс
1. Алгоритмы (8 часов). Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.
^ . Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.
^ Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.
^ Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.
^
В результате изучения материала учащиеся должны уметь: находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов); называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса; понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем; выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии; изображать графы; выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.
Содержание курса предмета «Информатика и ИКТ»
4 класс ^ Вложенные алгоритмы. Алгоритмы с параметрами. Циклы: повторение указанное число раз; до выполнения заданного условия; для перечисленных параметров.
^ Составные объекты. Отношение «состоит из». Схема (дерево) состава. Адреса объектов. Адреса компонентов составных объектов. Связь между составом сложного объекта и адресами его компонентов. Относительные адреса в составных объектах.
^ Связь операций над множествами и логических операций. Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям. Правила вывода «если …, то …». Цепочки правил вывода. Простейшие графы «и – или».
^ Приёмы фантазирования (приём «наоборот», «необычные значения признаков», «необычный состав объекта»). Связь изменения объектов и их функционального назначения. Применение изучаемых приёмов фантазирования к материалам разделов 1–3 (к алгоритмам, объектам и др.).
^
В результате изучения материала учащиеся должны уметь: определять составные части предметов, а также, в свою очередь, состав этих составных частей и т.д.; описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом); заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса; в каждой клетке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов; выполнять алгоритмы с ветвлениями, с повторениями, с параметрами, обратные заданному; изображать множества с разным взаимным расположением; записывать выводы в виде правил «если – то»; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если – то».
^
3а класс
№ | ^ тема учебного материала | Количество часов | Планируемые результаты | Контрольно- измерительные материалы | Дата проведения | знания | умения | ОУУН и способы деятельности | 1. Алгоритмы.
| 8 | | | | | | 1 | Введение. Алгоритм. | 1 | | – алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели; – формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись; – линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы; | – понимать построчную запись алгоритмов; – выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии; – понимать запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
| – анализировать условия учебной задачи; – умение оценивать работу в соответствии с критериями; – оценивать работу товарища; – участвовать в коллективном обсуждении; – планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; – поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений; | | 2 | Схема алгоритма. | 1 | | | 3 | Ветвление в алгоритме. | 1 | | | 4 | Цикл в алгоритме. | 1 |
| | 5 | Алгоритмы с ветвлениями и циклами. | 1 |
| | 6 | Подготовка к контрольной работе. | 1 |
| | 7 | Контрольная работа №1 «Алгоритмы». | 1 |
| Контрольная работа №1 «Алгоритмы». | 8 | Работа над ошибками. Решение трудных задач. | 1 |
| | ^ | 8 | | | | | | 9 | Состав и действия объектов. | 1 |
| – общие названия и отдельные объекты; – разные объекты с общим названием; – разные общие названия одного отдельного объекта; – состав и действия объектов с одним общим названием; – отличительные признаки; – значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе; – имена объектов; | – описывать предмет (существо, явление), называя его составные части и действия; - находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов); – именовать группы однородных предметов и отдельные предметы из таких групп; – записывать значения признаков в виде таблицы; – описывать особенные свойства предметов из подгруппы. | – анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); – синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; – выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; – аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; – участвовать в коллективном обсуждении; | | 10 | Группа объектов. Общее название. | 1 |
| | 11 | Общие свойства объектов группы. | 1 |
| | 12 | Особенные свойства объектов группы. | 1 |
| | 13 | Единичное имя объекта. | 1 |
| | 14 | Отличительные признаки. | 1 |
| | 15 | Контрольная работа № 2 «Группы объектов». | 1 |
| Контрольная работа №2 «Группы объектов». | 16 | Работа над ошибками. Решение занимательных задач. | 1 |
| | ^ | 10 | | | | | | 17 | Множество. Число элементов множества. | 1 |
| – понятия множество, подмножество; – высказывания со словами «все», «не все», «никакие»; – отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность); – истинность высказываний со словом «не»; – истинность высказываний со словами «и», «или»; – графы и их табличное описание; – пути в графах; – деревья; | – определять принадлежность элементов заданной совокупности (множеству) и части совокупности (подмножеству); – определять принадлежность элементов пересечению и объединению совокупностей (множеств). – отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания; – строить высказывания, с использованием связок «И», «ИЛИ», «НЕ»; – определять истинность составных высказываний. – выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; составлять граф по словесному описанию отношений. | – синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; – установление причинно-следственных связей; – построение логической цепи рассуждений; – анализировать условия учебной задачи; – умение оценивать работу в соответствии с критериями; – признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения;
| | 18 | Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение множеств. | 1 |
| | 19 | Пересечение и объединение множеств. | 1 |
| | 20 | Истинность высказывания. Отрицание. Истинность высказываний со словом «Не». | 1 |
| | 21 | Истинность высказываний со словами «И», «Или». | 1 |
| | 22 | Граф. Вершины и ребра. | 1 |
| | 23 | Граф с направленными ребрами. | 1 |
| | 24 | Контрольная работа №3 «Логические рассуждения». | 1 |
| Контрольная работа №3 «Логические рассуждения». | 25 | Работа над ошибками. Решение трудных задач. | 1 |
| | 26 | Построение графов. | 1 |
| | ^ | 8 | |
| | | | 27 | Аналогия. | 1 |
| – игра; – анализ игры с выигрышной стратегией; – понятие аналогии; – понятие закономерности; – аналогичные закономерности; – решение задач по аналогии. | – находить пары предметов с аналогичным составом, действиями, признаками; – находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки или таблицы; – располагать предметы в цепочке или таблице, соблюдая закономерность, аналогичную заданной; – находить закономерность в ходе игры, формулировать и применять выигрышную стратегию. | – анализировать условия учебной задачи; – умение оценивать работу в соответствии с критериями; – оценивать работу товарища; – участвовать в коллективном обсуждении; – признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения;
| | 28 | Закономерность. | 1 |
| | 29 | Аналогичная закономерность. | 1 |
| | 30 | Решение задач на тему «Такое же или похожее правило». | 1 |
| | 31 | Контрольная работа №4 «Применение моделей для решения задач». | 1 |
| Контрольная работа №4 «Применение моделей для решения задач». | 32 | Работа над ошибками. Выигрышная стратегия. | 1 |
| | 33 | Нахождение выигрышной стратегии. | 1 |
| | 34 | Обобщающий урок за курс 3 класса. | 1 | | | | | |
^
4 класс
№ | ^ тема учебного материала | Количество часов | Планируемые результаты | Контрольно- измерительные материалы | 4а | знания | умения | ОУУН и способы деятельности | 1. Алгоритмы. | 8 | | | |
| | 1 | Ветвление в построчной записи алгоритма. | 1 |
| – алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели; – вложенные алгоритмы; – запись ветвления в построчной форме; – алгоритмы с параметрами; – циклы: повторение указанное число раз; до выполнения заданного условия; для перечисленных параметров; | – составлять и записывать вложенные алгоритмы; – выполнять, составлять алгоритмы с ветвлениями и циклами и записывать их в виде схем и в построчной записи с отступами; – выполнять и составлять алгоритмы с параметрами; | – анализировать условия учебной задачи; – умение оценивать работу в соответствии с критериями; – оценивать работу товарища; – участвовать в коллективном обсуждении; – планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; – поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений; | | 2 | Ветвление | 1 |
| | 3 | Цикл в построчной записи алгоритма. | 1 |
|
| 4 | Алгоритм с параметрами. | 1 |
|
| 5 | Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма. | 1 |
|
| 6 | Подготовка к контрольной работе. | 1 |
|
| 7 | Контрольная работа №1 «Алгоритмы». | 1 |
| Контрольная работа №1 «Алгоритмы». | 8 | Работа над ошибками. Составление нелинейных алгоритмов. | 1 |
|
| ^ | 7 | |
|
|
| | 9 | Описание общих свойств и отличительных признаков группы объектов. | 1 |
| – состав и действия объектов с одним общим названием; – составные объекты, отношение «состоит из»; – схема (дерево) состава; – понятие адреса объекта; – относительные адреса в составных объектах; | – определять составные части предметов; – составлять схему состава; – описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит; – записывать признаки и действия всего предмета или существа и его частей на схеме состава; – заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса; | – выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; – аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; – участвовать в коллективном обсуждении; | | 10 | Схема состава объекта. Адрес составной части. | 1 |
| | 11 | Массив объектов на схеме состава. | 1 |
| | 12 | Признаки и действия составных частей объекта. | 1 |
| | 13 | Подготовка к контрольной работе. | 1 |
| | 14 | Контрольная работа №2 «Состав объекта». | 1 |
| Контрольная работа №2 «Состав объекта». | 15 | Работа над ошибками. Решение трудных задач. | 1 |
| | ^ | 10 | |
|
|
| | 16 | Множество. Подмножество. Пересечение множеств. | 1 |
| – отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность); – истинность высказываний со словом «не»; – истинность высказываний со словами «и», «или»; – понятия множество, подмножество; – связь операций над множествами и логических операций; – пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям; – правила вывода «если …, то …»; – цепочки правил вывода; – простейшие графы «и – или»; | – изображать на схеме совокупности (множества) с разным взаимным расположением: вложенность, объединение, пересечение; – определять истинность высказываний со словами «НЕ», «И», «ИЛИ»; – строить графы по словесному описанию отношений между предметами или существами; – строить и описывать пути в графах; – выделять часть рёбер графа по высказыванию со словами «НЕ», «И», «ИЛИ»; – записывать выводы в виде правил «если …, то …»; – составлять схемы рассуждений из правил «если …, то …» и делать с их помощью выводы; | – синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; – установление причинно-следственных связей; – построение логической цепи рассуждений; – анализировать условия учебной задачи; – умение оценивать работу в соответствии с критериями; – признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения;
| | 17 | Истинность высказываний со словами «не», «и», «или». | 1 |
| | 18 | Описание отношений между объектами с помощью графов. | 1 |
| | 19 | Пути в графах. | 1 |
| | 20 | Высказывания и подграфы. | 1 |
| | 21 | Правило «Если – то». | 1 |
| | 22 | Схема рассуждений. | 1 |
| | 23 | Построение графов. Подготовка к контрольной работе. | 1 |
| | 24. | Контрольная работа №3 «Графы». | 1 |
| Контрольная работа №3 «Графы». | 25 | Работа над ошибками. Решение задач с помощью графов. | 1 |
| | ^ | 9 | |
|
|
| | 26 | Составные части объектов. Объекты с необычным составом. | |
| – приёмы фантазирования (приём «наоборот», «необычные значения признаков», «необычный состав объекта»); – связь изменения объектов и их функционального назначения; – применение изучаемых приёмов фантазирования к построению алгоритмов и графов. | – придумывать и описывать предметы с необычным составом и возможностями; – находить действия с одинаковыми названиями у разных предметов; – придумывать и описывать объекты с необычными признаками; – описывать с помощью алгоритма действие, обратное заданному; – соотносить действия предметов и существ с изменением значений их признаков. | – анализировать условия учебной задачи; – умение оценивать работу в соответствии с критериями; – оценивать работу товарища; – участвовать в коллективном обсуждении; – признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения; | | 27 | Действия объектов. Объекты с необычным составом и действиями. | |
| | 28 | Признаки объектов. Объекты с необычными признаками и действиями. | |
| | 29 | Объекты, выполняющие обратные действия. | |
| | 30 | Алгоритм обратного действия. | |
| | 31 | Подготовка к контрольной работе. | |
| | 32 | Контрольная работа №4 «Применение моделей для решения задач». | |
| Контрольная работа №4 «Применение моделей для решения задач». | 33 | Работа над ошибками. Составление алгоритмов. | |
| | 34 | Обобщающий урок за курс информатики в начальной школе. | |
| | 35 |
| |
|
|
|
| | ^
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
При выполнении письменной контрольной работы: Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях. Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка: «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей; «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки: «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий; «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
Оценка устных ответов учащихся Ответ оценивается отметкой «5», если ученик: - полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой; - изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины; - правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу; - показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами; - продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков; - отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
^ если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков: - допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя: - допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
^ ставится в следующих случаях: - неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
^ ставится в следующих случаях: - не раскрыто основное содержание учебного материала; - обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала; - допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
^ 3 класс
п/п | Вид и тема работы | Календарные сроки | планируемые | фактические | 1 | Контрольная работа № 1 «Алгоритмы» | 18.10 |
| 2 | Контрольная работа № 2 «Группы объектов» | 20.12 |
| 3 | Контрольная работа № 3 «Логические рассуждения» | 07.03 |
| 4 | Контрольная работа № 4 «Применение моделей для решения задач » | 16.05 |
|
4 класс
п/п | Вид и тема работы | Календарные сроки | планируемые | фактические | 1 | Контрольная работа №1 «Алгоритмы». | 16.10 |
| 2 | Контрольная работа № 2 «Состав объекта» | 11.12 |
| 3 | Контрольная работа № 3 «Графы» | 05.03 |
| 4 | Контрольная работа № 4 «Применение моделей для решения задач» | 07.05 |
| Источники информации и средства обучения.
I. Учебно-методический комплект
3 класс Информатика в играх и задачах. 3 класс. Учебник в 2-х частях, часть 1. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2010. – 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»); Информатика в играх и задачах. 3 класс. Учебник в 2-х частях, часть 2. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2010. – 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
4 класс Информатика в играх и задачах. 4 класс. Учебник в 2-х частях, часть 1. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2010. – 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»); Информатика в играх и задачах. 4 класс. Учебник в 2-х частях, часть 2. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2010. – 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
II. Литература для учителя. Информатика в играх и задачах. 3 класс. Учебник в 2-х частях, часть 1. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2010. – 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»); Информатика в играх и задачах. 3 класс. Учебник в 2-х частях, часть 2. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2010. – 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»). Информатика в играх и задачах. 4 класс. Учебник в 2-х частях, часть 1. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2010. – 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»); Информатика в играх и задачах. 4 класс. Учебник в 2-х частях, часть 2. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2010. – 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»). Информатика в играх и задачах. 3 класс: Методические рекомендации для учителя. / Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. – М. : Баллас, 2006. – 144 с.; Информатика в играх и задачах. 4 класс: Методические рекомендации для учителя. / Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. – М. : Баллас, 2006. – 144 с.
III. Технические средства обучения. Компьютер Проектор Принтер Устройства вывода звуковой информации (колонки) для озвучивания всего класса Сканер
VI. Цифровые образовательные ресурсы http://school-collection.edu.ru/ |