Рабочая программа по литературному чтению в 1 классе «А» 2012 -2013 учебный год Количество часов по учебному плану 36ч icon

Рабочая программа по литературному чтению в 1 классе «А» 2012 -2013 учебный год Количество часов по учебному плану 36ч



НазваниеРабочая программа по литературному чтению в 1 классе «А» 2012 -2013 учебный год Количество часов по учебному плану 36ч
Дата17.10.2016
Размер
ТипРабочая программа

Согласовано: УТВЕРЖДАЮ:

« ____ » 2012г. Директор ГБОУ ЦО №1455

Зам. директора по УВР __________ Кукуева З.А.

____________ Комиссарова И.Г. « ____ » 2012г


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В 1 классе «А»

2012 -2013 учебный год

Количество часов по учебному плану - 36ч.

Количество часов в неделю - 4ч.


Программа разработана на основе примерной программы начального общего образования и авторской программы Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В.Прониной, О.В.Чиндиловой, «Литературное чтение» (Образовательная система «Школа 2100»)

Авторская программа рекомендована Министерством образования и науки РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования, которая соответствует учебному плану образовательного учреждения.


Разработчик программы: учитель начальных классов Титова О.В.


^ Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования и авторской программы Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В.Прониной, О.В.Чиндиловой (заключения РАО (№ 01*97*/5/7д от 06.08.2007), «Литературное чтение» (Образовательная система «Школа 2100»,ФГОС. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах./ Под научной редакцией Д.И.Фельдштейн. –Изд.2-е,испр. М.:Баласс, 2011.— 460с.)

Авторская программа рекомендована Министерством образования и науки РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования, которая соответствует учебному плану образовательного учреждения.

^ Литературное чтение обеспечивается:

Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева Литературное чтение «Капельки солнца»

Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. Рабочая тетрадь по литературному чтению. Проверочные работы.

Учебный комплекс по русскому языку соответствует обязательному минимуму содержания начального общего образования, утверждён приказом МО и науки №822 от 23.12.2009г.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования в 1 классе на предмет «Литературное чтение» отводится 4 часа в неделю (36 ч. в год) .

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.

Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

-формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

-введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

-развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

-приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

Изучение литературного чтения в 1-м классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте», затем в конце учебного года начинается раздельное изучение литературного чтения и русского языка*.

^ Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

^ Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

^ Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

^ Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

^ Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

^ Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

^ Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

^ Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

^ Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных

^ Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

^ Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

^ Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

^ Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.


^ Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

осмысленно, правильно читать целыми словами;

отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

подробно пересказывать текст;

составлять устный рассказ по картинке;

заучивать наизусть небольшие стихотворения;

соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

различать рассказ и стихотворение.

^ Контроль за усвоением знаний

В соответствии с методическим письмом «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» от 19.11.98 № 1561/14-15 в 1 классе осуществляется текущая проверка знаний, умений и навыков без их оценки в баллах. В течение учебного года учитель ведёт систематический учёт усвоения основных вопросов курса литературного чтения каждым учеником, выбирая форму учёта по своему усмотрению.

Оценка усвоения знаний и умений в предлагаемом учебно-методическом курсе литературного чтения осуществляется в процессе повторения и обобщения, выполнения текущих самостоятельных работ на этапе актуализации знаний и на этапе повторения, закрепления и обобщения изученного практически на каждом уроке, проведения этапа контроля на основе специальных тетрадей, содержащих текущие и итоговые контрольные работы.

Особенно следует отметить такой эффективный элемент контроля, связанный с использованием проблемно-диалогической технологии, как самостоятельная оценка и актуализация знаний перед началом изучения нового материала. В этом случае детям предлагается самим сформулировать необходимые для решения возникшей проблемы знания и умения и, как следствие, самим выбрать или даже придумать задания для повторения, закрепления и обобщения изученного ранее. Такая работа является одним из наиболее эффективных приёмов диагностики реальной сформированности предметных и познавательных умений у учащихся и позволяет педагогу выстроить свою деятельность с точки зрения дифференциации работы с ними.

Важную роль в проведении контроля с точки зрения выстраивания дифференцированного подхода к учащимся имеют тетради для самостоятельных и проверочных работ (1 кл.) Они включают, в соответствии с принципом минимакса, не только обязательный минимум (необходимые требования), который должны усвоить все ученики, но и максимум, который они могут усвоить. При этом задания разного уровня сложности выделены в группы: задания необходимого, программного и максимального уровней, при этом ученики должны выполнить задания необходимого уровня и могут выбирать задания других уровней как дополнительные и необязательные; акцент работ сделан на обязательном минимуме и самых важнейших положениях максимума (минимакс).

Положительные отметки ( в виде смайликов или с использованием цвета) за задания текущих и итоговых контрольных работ являются своеобразным зачётом по изучаемым темам. При этом срок получения зачёта не должен быть жёстко ограничен (например, ученики должны сдать все текущие темы до конца четверти). Это учит школьников планированию своих действий. Но видеть результаты своей работы школьники должны постоянно, эту роль могут играть:

- ^ таблица требований по предмету в «Дневнике школьника». В ней ученик (с помощью учителя) выставляет свои отметки за разные задания, демонстрирующие развитие соответствующих умений;

- портфель достижений школьника – папка, в которую помещаются оригиналы или копии (бумажные, цифровые) выполненных учеником заданий, работ, содержащих оценку (словесную характеристику его успехов и советов по улучшению, устранению возможных недостатков).

Накопление этих оценок показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать.

^ Техника чтения

На момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:

способ чтения – чтение целыми словами;

правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;

скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;

установка на постепенное увеличение скорости чтения.

Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.

Выпускник начальной школы должен также уметь читать осознанно текст про себя.

Осознанное, правильное, плавное слоговое чтение отдельных слов, предложений, маленьких текстов. Постепенный переход к чтению целыми словами.

^ Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности

Развитие умения разъяснять заглавие текста.

Обучение прогнозированию содержания текста по заглавию, иллюстрациям, ключевым словам.

Работа над пониманием значения каждого отдельного слова, словосочетания; семантизация незнакомых слов.

Развитие внимания к оттенкам лексического значения слов.

Обучение ответам на вопросы учителя по содержанию прочитанного и прослушанного текста.

Обучение озаглавливанию небольших частей текста, составлению простого плана, пересказу прочитанного с опорой на план из картинок.

^ Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа

Учитель создаёт необходимые условия для эмоционального «проживания» текста детьми, для выражения эмоций. Учитель показывает особенности авторского употребления слов, выражений; красоту, яркость и точность слова в художественном тексте (например, различные случаи употребления слов в переносном значении). Дети наблюдают, как поэты и писатели видят и рисуют словами мир.

Учитель показывает, что свои мысли и чувства писатель передаёт через героев – их характеры, поступки, чувства и переживания – и через главную мысль произведения (это то, что хотел сказать читателям автор, для чего он написал это произведение). Результатом понимания характеров и поступков героев является формулирование главной мысли с помощью учителя. Дети высказывают своё отношение к прочитанному.

^ Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений) развитие устной и письменной речи

Развитие устной речи:

обучение ответам на вопросы по содержанию текста (формулирование ответов, подбор наиболее подходящих слов);

обучение подробному пересказу по вопросам или картинкам, составлению устных рассказов по картинкам (комиксам);

работа над грамматически правильным построением устного высказывания;

показ способов заучивания наизусть стихотворений, обучение выразительному чтению с соблюдением соответствующей интонации, громкости речи, темпа речи.

Творческие работы: иллюстрации к прочитанному, инсценирование.

^ Предметная методика

- Технология проблемного диалога (структура параграфов)

- Технология оценивания (правило самооценивания)

- Технология продуктивного чтения (задания по работе с текстом)

- Задания по групповой работе

^ Таблица предметных требований

по литературному чтению (программный минимум)


Линии развития учащихся средствами предмета «Литературное чтение»

овладение функциональной грамотностью;

овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текста;

овладение умениями и навыками различных видов устной и письменной речи

определение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному, развитие умения объяснять это отношение

приобщение к литературе как к искусству слова;

приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях

осмысленно, правильно читать целыми словами;

отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

подробно пересказывать текст;

составлять устный рассказ по картинке;

заучивать наизусть небольшие стихотворения

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений

соотносить автора, название и героев прочитанных произведений

различать рассказы и стихотворения



^ Контроль УУД

Контроль универсальных учебных действий осуществляется через диагностические работы, позволяющие выявить, насколько успешно идёт личностное развитие каждого ребёнка. Диагностические материалы опубликованы в пособии Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.1 класс.-М.:Баласс, 2010.-80с. (Образовательная система «Школа 2100»)

Данная диагностика разработана для учащихся 1-х классов, включает в себя две итоговые проверочные работы, каждая представлена в четырёх вариантах.

Первая работа включает 11 заданий на выявление метапредметных (регулятивные и познавательные УУД) и личностных результатов.

Вторая работа носит интегрированный характер: она даёт возможность проверить все три группы результатов ( предметные, метапредметные и личностные). Работа строится на основе чтения текста, что позволяет проверить также сформированность коммуникативных УУД, и включает 15 заданий, кроме четвёртого, более лёгкого, варианта.

Варианты обеих работ одинаковы по трудности, но не идентичны по содержанию, что даёт возможность при неоднократном выполнении работ проверить сформированность разных конкретных УУД.



Похожие:

Рабочая программа по литературному чтению в 1 классе «А» 2012 -2013 учебный год Количество часов по учебному плану 36ч iconРабочая программа по обучению чтению в 1 классе «А» на 2012-2013 учебный год Количество часов по учебному плану: 92ч
«Школа 2100» Авторская программа рекомендована Министерством образования и науки РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента...
Рабочая программа по литературному чтению в 1 классе «А» 2012 -2013 учебный год Количество часов по учебному плану 36ч iconРабочая программа курса «Технология, икт» в 1 классе «А» 2012 – 2013 учебный год
Количество часов по учебному плану 33ч (из них 15 часов икт) Количество часов в неделю 1ч
Рабочая программа по литературному чтению в 1 классе «А» 2012 -2013 учебный год Количество часов по учебному плану 36ч iconРабочая программа по русскому языку в 1 классе «А» 2012-2013 учебный год Количество часов по учебному плану : 50 ч Количество часов в неделю 5ч
«Школа 2100» Авторская программа рекомендована Министерством образования и науки РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента...
Рабочая программа по литературному чтению в 1 классе «А» 2012 -2013 учебный год Количество часов по учебному плану 36ч iconРабочая программа по обучению письму в 1 классе «А» на 2012-2013 учебный год Количество часов по учебному плану: 115 ч Количество часов в неделю 5ч
«Школа 2100» Авторская программа рекомендована Министерством образования и науки РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента...
Рабочая программа по литературному чтению в 1 классе «А» 2012 -2013 учебный год Количество часов по учебному плану 36ч iconРабочая программа по окружающему миру и обж в 1 классе «А» на 2012 2013 учебный год Учитель- титова О. В
Количество часов по учебному плану – 66 ч ( из них 15ч обж ) Количество часов в неделю 2ч. Количество контрольных работ 3 Количество...
Рабочая программа по литературному чтению в 1 классе «А» 2012 -2013 учебный год Количество часов по учебному плану 36ч iconРабочая программа по изобразительному искусству в 1 «А» классе на 2012 2013 учебный год Количество часов по учебному плану 33ч
Программа разработана на основе примерной программы начального общего образования и авторской программы О. А. Куревиной, Е. Д. Ковалевской,...
Рабочая программа по литературному чтению в 1 классе «А» 2012 -2013 учебный год Количество часов по учебному плану 36ч iconТематическое планирование по литературному чтению в 3 классе на 2011 2012 учебный год Кол-во часов в год 102 ч / 100
Вводный урок, методы – словесно-наглядные, продуктивные, меж предметная связь (история)
Рабочая программа по литературному чтению в 1 классе «А» 2012 -2013 учебный год Количество часов по учебному плану 36ч iconТематическое планирование по литературному чтению в 3 классе рассчитано на 4 часа в неделю (учебный план моу ксош№2), что составляет 136 часов в год
Развернутое тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса составлено на основе требований Федерального компонента...
Рабочая программа по литературному чтению в 1 классе «А» 2012 -2013 учебный год Количество часов по учебному плану 36ч iconРабочая программа по литературному чтению на 2011-2012 учебный год для 3 а класса
Рассмотрено на заседании шмо учителей начальных классов, протокол № от 2011 г
Рабочая программа по литературному чтению в 1 классе «А» 2012 -2013 учебный год Количество часов по учебному плану 36ч iconПрограмма по литературному чтению дл 4 класса пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе программы по литературному чтению умк «Гармония»
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты