|
Содержание 1. Пояснительная записка 2 2. Содержание программы 4 2.1. Направление: Духовное здоровье 5 2.2. Направление: Нравственное здоровье 7 2.3. Направление: Физическое здоровье 8 2.5. Способы проверки планируемых результатов 11 3. Учебно-тематический план кружка «Путь к Здоровью» 12 4. Методическое обеспечение программы 24 5. Условия реализации программы 25 Литература 27 Приложения 28 Приложение 2. 28 Отрицательные факторы, влияющие на здоровье школьников 28 Приложение 3. 29 Приложения 34 для проведения диагностики 34 (тесты-анкеты) 34 Данная программа дополнительного образования разработана на основе Программы внеурочной деятельности на ступени начального общего образования МОУ «СОШ № 12» г. Воркуты, Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни и Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования (ООП НОО на период 2010-2016 годы МОУ «СОШ № 12» г. Воркуты, разделы 2, 7) и предназначена для обучающихся начальных классов в возрасте с 6 до 10 лет. Занятия в 1 классе проводятся по 1 часу в неделю. Программа предполагает, что при переходе из одного класса в другой объём и уровень знаний будут расширяться, дополняться, углубляться и количество часов в неделю может также увеличиться. Программа «Путь к Здоровью» направлена на: - создание условий для здоровьсебережения обучающихся; - получение знаний обучающимися о способах здоровьесбережения и о ценности здоровья для человека; - получение знаний о зависимости физического здоровья от нравственного и духовного «здоровья»; - получение представления о семье как главной ценности в жизни человека; - повышение адаптивных свойств детского организма; - формирование у обучающихся устойчивой потребности в занятиях физической культурой и спортом, воспитание волевых и нравственных качеств. Не случайно задача оздоровления подрастающего поколения определена в качестве приоритетного направления в образовательной и воспитательной деятельности школы, так как «от здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» (В.А.Сухомлинский). Задача формирования ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся в соответствии с определением Стандарта - это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию обучающегося, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Наиболее эффективным путём формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, воспитателем, психологом, взрослыми в семье) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в школе, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены. Однако только знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни обучающегося в семье и школе. Ценностные основы: здоровье - физическое, нравственное и социально-психическое; стремление к здоровому образу жизни; справедливость, милосердие, уважение родителей, забота и помощь, честность, чувство долга, красота, гармония, эстетическое развитие. Цель программы: развитие здоровой личности с устойчивым поведением, способной к духовному, нравственному и физическому саморазвитию; развитие ценностного отношения к окружающему миру, семье, школе. Задачи: • сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье; • научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье; • научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье; • сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах; • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня; • обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации); • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения; • сформировать потребность ребёнка заниматься спортом, ежедневно выполнять физические упражнения;
Принципы организации внеурочной деятельности
^ Здоровье – это не просто отсутствие болезней, а состояние физического, психического и социального благополучия, которое возможно лишь при гармоничном сочетании социального, физического, интеллектуального, эмоционального и духовного аспектов жизни. В целях реализации поставленных задач и достижения эффективности внеурочной деятельности в рамках спортивно-оздоровительного направления Программа «Путь к Здоровью» включает в себя три направления: Духовное здоровье – главная предпосылка, позволяющая человеку справиться с социальными, психическими и физическими трудностями; это состояние, в котором индивид чувствует в каждый момент жизни радость и интерес к жизни, осуществленность и гармонию с окружающим миром. Нравственное здоровье – способность человека противостоять негативным социальным факторам, разрушающим его как личность; это состояние, позволяющее направить свои усилия на благо семьи, школы, города, Отечества. О развитии духовного и нравственного здоровья школьников косвенно свидетельствуют показатели уровня воспитанности обучающихся, ценностное отношение к жизни, к людям и самому себе, сформированность у обучающихся творческой и общественной активности. Физическое здоровье – способность человека использовать своё физическое тело, его органы и системы для самосохранения. Оно измеряется степенью физической подготовленности, физическим развитием, показателями биологической зрелости, физической формой, тренированностью, физической активностью, силой и выносливостью. ^ Содержание внеурочной деятельности:
Формы и виды деятельности по направлению «Духовное здоровье»
Содержание внеурочной деятельности:
^ В этом возрасте необходимо приобщать учащихся к проектированию своего нравственного поведения и его самосовершенствования. Возможны следующие мероприятия:
Содержание внеурочной деятельности:
Формы и виды деятельности по направлению «Физическое здоровье»
Чтобы воспитать у учащихся положительные привычки, научить соблюдать правила гигиены необходимо, необходимо в школе обеспечить соблюдение строгих правил формирования культуры здорового образа жизни и гигиены, а именно:
(см. Приложение 2, 3) 2.4. Планируемые результаты Результаты первого уровня: - представление о традициях семьи, школы, города; стремление участвовать в делах класса, семьи, школы; - начальное представление о моральных нормах и правилах нравственного поведения, понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь; - практическое освоение методов и форм физической культуры, простейших элементов спортивной подготовки; получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания; - усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях и нормах экологической этики, получение первоначального опыта эмоционально - чувственного взаимодействия с природой, получение первоначального опыта о природоохранной деятельности; - первоначальное умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений (познавательные УУД); делать выбор наиболее эффективного способа решения, оценивать себя, корректировать свои действия (регулятивные УУД); умение договариваться, сотрудничать в совместной деятельности, оказывать помощь; сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов (коммуникативные УУД); - первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире, первоначальный опыт наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к самому себе; первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности. ^ - получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, красота, гармония, физическое, нравственное и социально-психическое; стремление к здоровому образу жизни; справедливость, милосердие, уважение родителей, забота и помощь, честность, чувство долга красота, гармония, эстетическое развитие) Результаты третьего уровня: - получение обучающимися опыта самостоятельного социального действия. ^ Реализация программы «Путь к Здоровью» способствует формированию ценностно-ориентированного отношения к себе, семье, школе, природе, к земле, стране, людям. Главные показатели духовно-нравственного развития обучающегося - успех, доброта, образование, красота, порядок, активность, талант и здоровье. Основные критерии сформированности ценностей у обучающегося - его дела, поступки, мотивы, которыми он руководствуется в своем поведении. Оценка эффективности реализации программы: - умение работать и действовать индивидуально и в коллективе; - качество отношений в коллективе; - знание правил поведения и умение их использовать; - чистота и порядок в портфели, дома, на рабочем месте в классе; - осознанные действия по сохранению здоровья; - готовность к совместной деятельности; - готовность к участию в социальных проектах; - ценностное отношение к семье, окружающему миру. Для изучения воспитанности обучающихся применяются следующие методы:
В приложениях представлены примерные виды тестов-анкет для проведения диагностики состояния здоровья обучающихся по отдельным показателям здоровья («Приложения для проведения диагностики (тесты-анкеты)») ^
3.1. Тематическое планирование по программе кружка «Путь к здоровью». 1 класс.
^ В процессе реализации воспитательной программы «Путь к Здоровью» используются следующие педагогические технологии:
Главные положения:
построена на принципах:
Игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка для его физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования умений жить сообща. В игре дети приобретают опыт общественного поведения в среде сверстников, практически овладевают нормами и правилами поведения, приобщаются к жизни окружающих взрослых, имеющих возможность проявить большую, чем в какой-либо другой деятельности, самостоятельность.
Главное в этой технологии – речевая направленность воспитания через общение. Особенностью этого подхода является то, что воспитанник предстает на какое-то время автором точки зрения по обсуждаемому вопросу. У него формируется умение высказывать свое мнение, понимать, принимать или отвергать чужое мнение, осуществлять конструктивную критику, искать позиции, объединяющие различные точки зрения. ^ Согласно Стандартам часы на внеурочную деятельность должны быть распределены на аудиторные и внеаудиторные в соотношении 50%/50%. Оптимальным вариантом для наиболее успешной аудиторной деятельности является создание кабинета, оборудованного классной доской, соответствующим ТСО (мультимедийный проектор, телевизор, магнитофон, видеомагнитофон), аудио- и видеокассеты, экран (на штативе или навесной), дидактический материал для проведения мероприятий, инвентарь для игр, иллюстрации, слайды, костюмы или элементы костюмов для проведения сюжетно-ролевых игр, праздников. Аудиторные занятия могут проводиться в классном кабинете, оборудованном в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Рабочий кабинет может содержать стенды с необходимым оформлением. К оформлению кабинета необходимо привлекать самих ребят, совместная работа способствует сплочению коллектива, обеспечит возможность лучше узнать друг друга. Для проведения внеаудиторных занятий (праздников или спортивных соревнований) необходим актовый или спортивный зал. Внеаудиторные занятия включают также занятия, проводимые согласно теме и задачам (экскурсии, походы и др.) на улице. Критерием реализации Программы также является знание и соблюдение требований санитарно-гигиенических условий организации образовательной деятельности в школе (приложение 2, приложение «Перечень документов, используемых Управлением образования в производственном контроле за соблюдением санитарных правил») Литература
ПриложенияПриложение 1. Мониторинг здоровья – оценка всех параметров здоровья в динамике. Периодичность фиксации показателей здоровья целесообразно совместить с важными периодами развития ребенка:
Итак, ценностью здоровьесберегающего образования является качество здоровья обучающихся, периодически оцениваемые по вышеперечисленным критериям. Соответствие уровня здоровья реального выпускника тому, что декларируется в модели выпускника конкретного ОУ, позволяет оценить качество образования в данном ОУ. При этом очевидно, что измерение хотя бы некоторых показателей здоровья требует подготовленных специалистов, владеющих современными технологиями диагностики здоровья, сбора и обработки информации, мониторинга ситуации, позволяющего принимать адекватные и своевременные управленческие решения. Результаты такого мониторинга должны вносить свой вклад в оценку качества образования и оценку труда коллектива учителей, обеспечивающих результат. ^ -Учебные нагрузки обучающихся, приводящие их к состоянию переутомления. - Школьные стрессы. - Распространение среди обучающихся вредных привычек, зависимостей. - Неправильная организация физической активности обучающихся, профилактика гиподинамии. - Питание школьников во время их пребывания в ОУ. - Предупреждение патологических нарушений, непосредственно связанных с образовательным процессом (так называемых «школьных» болезней). - Низкий уровень культуры здоровья обучающихся, недостаток знаний по вопросам здоровья. - Необходимость сотрудничества с родителями обучающихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей. - Некомпетентность педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий. Приложение 3.^ по сохранению здоровья в ОУ I блок – здоровьесберегающая инфраструктура ОУ. Блок включает: - состояние содержания здания и помещений школы в соответствие с гигиеническими нормативами; - оснащенность кабинетов физкультурного зала, спортплощадок необходимым оборудованием и инвентарем; - наличие и необходимое оснащение медицинского кабинета; - наличие и необходимое оснащение школьной столовой; - организация качественного питания; - необходимый (в расчете на количество обучающихся) квалифицированный состав специалистов, обеспечивающих работу с обучающимися (медицинские работники, учителя физической культуры, психологи, логопеды и т. п.). Необходимо обратить внимание на значимость каждой позиции этого блока в сохранении и укреплении здоровья обучающихся. Совсем нередки случаи, когда школа приобретает дорогостоящее оборудование для физиотерапии, не имея при этом тренажеров и необходимой мебели. Ответственность и контроль за реализацию этого блока должна быть возложена на администрацию школы. ^ Блок включает: - соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной (домашние задания) нагрузки обучающихся на всех этапах обучения; - использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию); - введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов; - строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств в обучении (компьютер, аудиовизуальные средства); - рациоанальная и соответствующая требованиям организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера в начальной школе; - индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей развития), работа по индивидуальным программам в старших классах; Реализация мероприятий этого блока создает условия для снятия перегрузки, чрезмерного функционального напряжения и утомления, условия для нормального чередования труда и отдыха, повышения эффективности учебного процесса. Как показало изучение организации учебного процесса и учебной нагрузки, далеко не всегда, даже в ОУ, выделяющих работу по сохранению и укреплению здоровья в числе приоритетных направлений деятельности, серьёзно относятся к решению проблем рациональной организации учебного процесса. Это в большей мере относится к лицеям, гимназиям, школам с углубленным изучением предметов. ^ Блок включает: - полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т.п.); - организацию занятий по ЛФК; - организацию часа активных движений (динамической паузы) между 4-м и 4-м уроком в начальной школе; - организацию динамических перемен, физкультпауз на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности; - создание условий и организацию работы спортивных секций; - регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий («Дней спорта», соревнований, олимпиад, походов и т. п.). Правильно организованная физкультурно-оздоровительная работа может стать основой рациональной организации двигательного режима школьников, она способствует нормальному физическому развитию и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, позволяет повысить адаптивные возможности организма, а значит, станет средством сохранения и укрепления здоровья школьников. К сожалению, в большинстве ОУ резерв физкультурно-оздоровительной работы используется недостаточно. ^ Блок включает: - внедрение в систему работы ОУ программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни («Разговор о здоровом питании», «Все цвета, кроме черного» (ранняя профилактика наркомании), «Приключения в стране Здоровья» и т. п.). Подобные образовательные программы должны носить либо модульный характер, либо включаться в учебный процесс в качестве регионального или школьного компонента; - лекции (лекторий), беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактике вредных привычек; - проведение «Дней здоровья», конкурсов, праздников и т. п.; - создание общественного Совета по здоровью, включающего представителей администрации, обучающихся старших классов, родителей, разрабатывающих и реализующих школьную программу «Образование и здоровье». Электичность, отсутствие системы и специалистов, способных квалифицированно и грамотно вести беседу с обучающимися, создают условия для негативного отношения к подобным занятиям и дают эффект, прямо противоположный желаемому. Кроме того, нецелесообразно и даже вредно использовать в практике просветительско-воспитательной работы ОУ пропаганду новых «нетрадиционных» идей и систем оздоровления (природное оздоровление, биодобавки, специфическая организация питания, диеты и т. п). Следует понимать, что дети (особенно подростки) готовы к любым экспериментам с собственным здоровьем, они ещё не способны оценить влияние предлагаемых им методик, а желание «иметь идеальную фигуру» или «накачать мышцы» с помощью нетрадиционных методик может отрицательно сказаться и на физическом, и на психическом здоровье. ^ направленная на повышение квалификации работников ОУ и уровня знаний родителей по проблемам охраны и укрепления здоровья. ^ - лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребенка, его здоровья, факторов, положительно и отрицательно влияющих на здоровье, и т. п.; - приобретение и распространение необходимой научно-методической литературы; - привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению спортивных мероприятий: спортивных соревнований, «Дней здоровья», занятий по профилактике вредных привычек и т. п.; организацию общественного Совета по здоровью и совместное (учителя, специалисты, родители, обучающиеся) обсуждение и решение проблем сохранения и укрепления здоровья в своем ОУ с учетом реальных возможностей и потребностей; выбор приоритетных направлений деятельности. ^ Блок включает: - использование рекомендованных и утвержденных методов профилактики заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача (витаминизация, профилактика нарушений осанки, а также нарушений зрения и т. п.; - регулярный анализ и обсуждение на педсоветах данных о состоянии здоровья школьников, доступность сведений для каждого педагога; - регулярный анализ результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья класса (школы), что позволит наглядно увидеть рост заболеваемости, проанализировать причины и своевременно принять необходимые меры. - создание системы комплексной педагогической, психологической и социальной помощи детям со школьными проблемами; - привлечение медицинских работников к реализации всех компонентов работы по сохранению и укреплению здоровья школьников, просвещению педагогов и родителей. В этом и других блоках намеренно не выделяется «лечебная и оздоровительная работа» (с использованием специальных процедур, требующих врачебного назначения, наблюдения и контроля, таких, как различные виды массажа, физиотерапии, бальнеотерапии, фитотерапии, аромотерапии, озонотерапии и т. п.), она не является функцией ОУ. Подобная работа может быть дополнительным компонентом в работе, которую ведут медицинские работники ОУ. Приложениядля проведения диагностики(тесты-анкеты) |
![]() | Содержание пояснительная записка Содержание программы Тематическое планирование Поурочное планирование Учебно-методическое и информационное обеспечение Пояснительная записка Тем более в курсе начальной школы данная тема не изучается. В начальном звене нашей школы информатика преподается по программе Горячева... | ![]() | Пояснительная записка Организация режима пребывания детей в доу содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей: «Физическая культура» «Здоровье» Планируемые результаты усвоения детьми образовательной программы (промежуточная и итоговая оценки) |
![]() | Лесина Ольга Михайловна Содержание: пояснительная записка Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №3 | ![]() | Пояснительная записка Возрастные особенности детей дошкольного возраста Содержание психолого – педагогической работы по освоению образовательных областей |
![]() | Литературное чтение пояснительная записка Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной... | ![]() | Пояснительная записка Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по изобразительному искусству... |
![]() | Пояснительная записка Цели программы Программа основного курса по математике 6 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного... | ![]() | Пояснительная записка содержание Рабочей программы по математике для 7 9 классов (базовый уровень) отражает комплексный подход к изучению математики на ступени основного общего образования и направлено на достижение Содержание Рабочей программы по математике для 7 9 классов (базовый уровень) отражает комплексный подход к изучению математики на... |
![]() | Пояснительная записка содержание Рабочей программы по математике для 8,9 классов (базовый уровень) отражает комплексный подход к изучению математики на ступени основного общего образования и направлено на достижение Содержание Рабочей программы по математике для 8,9 классов (базовый уровень) отражает комплексный подход к изучению математики на... | ![]() | Пояснительная записка Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования,... |