Учебника (учебно методического комплекса) icon

Учебника (учебно методического комплекса)



НазваниеУчебника (учебно методического комплекса)
Е.В. Бунеевой
Дата17.10.2016
Размер
ТипПояснительная записка

Пояснительная записка.


Рабочая программа по русскому языку составлена на основании примерной основной образовательной программы ФГОС и авторской Е.В. Бунеевой, Р.Н. Бунеева.

Программа «Русский язык», 2 класс, с.4. // Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для началь­ной школы / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. - Изд. 2-е, испр. - М. : Баласс, 2011. - 416 с. (Образовательная система «Школа 2100»).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника (учебно - методического комплекса):

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.

Русский язык. Учебник для 2-го класса общеобразовательной школы. Изд. 2-е,перераб. - М.: Баласс, 2011. - 160 с: ил. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум»). Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.


Комисарова Л.Ю.

Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 2-го класса Бунеева Р.Н. Бунеевой Е.В., Прониной О.В./Под науч.ред.Е.В. Бунеевой.-Изд.2-е, испр.-М.:Баласс; Школьный дом,2012.-128с.:ил.(Серия «Свободный ум»). Допущено Министерством образования и науки РФ.


Бунеева Е.В.

Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 2 класс. Вариант 1, 2 .- М Баласс; Школьный дом, 2012. - 32 с, (Образовательная система «Школа 2100» Серия «Свободный ум».) Допущено Министерством образования и науки РФ.


Программа рассчитана на 136 ч. в год (4 часа в неделю).

Программой предусмотрено проведение:

- административных контрольных работ – 3

- проверочных списываний – 2

- контрольных списываний – 1

- проверочных работ – 7

- итоговых контрольных работ – 1

- контрольных диктантов – 6

- обучающих изложений – 2

- обучающих сочинений – 1

- итоговая комплексная работа - 1

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом школы в форме контрольных работ и итоговой комплексной работы

^ Курс русского языка в начальной школе - часть единого непре­рывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:

1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;

2) формирование элементарной лингвистической компетенции.

Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в началь­ной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно

- формирование у учащихся представления о языке как составля­ющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);

- формирование коммуникативной компетенции (социокультур­ная цель).

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к род­ному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эсте­тической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры; 2) осознание себя носителем языка, языко­вой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой; 3) формирование у детей чувства языка; 4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, бога­той; 5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.


^ II. Общая характеристика учебного предмета

В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

^ Линии, общие с курсом литературного чтения:

1) овладение функциональной грамотностью на уровне предме­та (первичные навыки работы с информацией);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

^ Линии, специфические для курса «Русский язык»:

4) приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности;

5) дальнейшее овладение родным языком;

6) овладение орфографией и пунктуацией;

7) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;

8) развитие чувства языка.


^ Разделы

«Предложение» и «Текст»

В курсе русского языка в начальной школе ведущим направле­нием учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, - разделы «Предложение» и «Текст».

^ Во 2-м классе дети закрепляют признаки предложения (предло­жение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу; в предложении от слова к слову можно задать вопрос), знакомятся с повествовательной, вопроси­тельной и восклицательной интонацией; совершенствуют умение правильно орфографически и пунктуационно оформлять предло­жения на письме (писать 1-е слово с заглавной буквы, ставить в конце предложения точку, восклицательный, вопросительный знак или многоточие); читать и произносить их с правильной инто­нацией; конструировать предложения из слов.

Углубляется понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу, у текста есть заглавие; по заглавию можно определить, о чём будет говориться в тексте). Дети учатся отличать текст от набора предложений, анализировать заглавие, соотносить его с содержанием и главной мыслью, само­стоятельно озаглавливать текст и его части. Систематически при работе с текстом идёт формирование у детей типа правильной читательской деятельности по той же технологии, что и на уро­ках литературного чтения: дети учатся самостоятельно осмысли­вать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Это обеспе­чивает единство подхода к работе с текстом и формирование одного из важнейших навыков - навыка осознанного чтения.


^ Раздел «Слово»

Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка началь­ной школы является раздел «Слово».

Слово рассматривается с четырёх точек зрения:

1) звукового состава и обозначения звуков буквами;

2) морфемного состава и словообразования;

3) грамматического значения;

4) лексического значения, лексической сочетаемости и слово­употребления.

^ В 1-м и 2-м классах происходит закрепление необходимого минимума знаний из области фонетики, которые вводятся в курсе обучения грамоте: звук и буква, звуки гласные и согласные; согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, парные и непар­ные; слог, слогообразующая роль гласных; ударение, гласные ударные и безударные, слоги ударные и безударные. Развиваются и совершенствуются умения произносить звуки, слышать звуча­щее слово, соотносить звуковой состав слова и его написание, делать звукобуквенный анализ слов (с составлением схемы слова).

Отрабатываются знание алфавита и навык его практического использования.

Фонетические знания и умения являются базовыми для разви­тия следующих орфографических умений:

1) видеть (обнаруживать) орфограммы в словах и между слова­ми;

2) правильно писать слова с изученными орфограммами;

3) графически обозначать орфограмму и условия выбора (без введения термина «условия выбора орфограммы»);

4) находить и исправлять орфографические ошибки.

Чтобы обеспечить преемственность в изучении орфографии между начальной и основной школой и сделать процесс развития орфографических умений более осмысленным, вводится понятие орфограмма (написание, которое нельзя безошибочно установить на слух, написание по правилу). Дети знакомятся с «опасными местами» в словах русского языка (гласные в безударных слогах; звук [й?] после согласных перед гласными; согласные на конце слова; место после [ш], [ж], [ч], [щ]; место после мягкого согласно­го), учатся находить эти места в словах, т.е. обнаруживать в словах орфограммы.

Изучаются следующие орфограммы:

1) обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;

2) большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, клич­ках животных, географических названиях;

3) буквы и, у, а после букв шипящих [ж], [ш], [ч], [щ];

4) разделительные ъ и ъ;

5) проверяемые и непроверяемые буквы безударных гласных в корне слова (на материале двусложных слов);6) проверяемые буквы согласных на конце слова;

7) пробел между предлогом и соседним словом.

Кроме того, дети знакомятся с правилами переноса слов и орфо­граммой-чёрточкой при переносе.

^ Во 2-м классе даётся определение корня, однокоренных слов, суффикса, приставки. Систематически проводится наблюдение над однокоренными словами, подбор групп однокоренных слов и выявление признаков, по которым слова являются однокоренны­ми (одинаковый корень и близость слов по смыслу). Дети знако­мятся с определёнными суффиксами имён существительных: -ок-, -ик-, -тель-, -ушк-, -юшк-, -ёнок-, -онок~, -ят-, -ищ-, их значения­ми, учатся видеть эти суффиксы в словах, образовывать слова с этими суффиксами. Также происходит знакомство с группой при­ставок, сходных по написанию с предлогами: с, от, за, на, по, про,

и др.

«Состав слова» - сквозная тема курса русского языка. При изучении всех разделов и тем в каждом классе в качестве дополни­тельного задания к упражнениям предлагается наблюдение над однокоренными словами и их значением, задания на нахождение однокоренных слов и корня в них суффикса, приставки; на подбор однокоренных слов.

^ Во 2-м классе для анализа пред­лагаются существительные мужского рода с нулевым окончанием типа дуб - дубок, кот - котёнок, стол - столик и т.п., а для изуче­ния приставок и образования слов с помощью приставок - глаголы движения {бежал, побежал, добежал, прибежал и т.п.).

Основные направления работы по развитию речи:

1) Количественное и качественное обогащение активного, пас­сивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лек­сическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, слова­ря синонимов.

2) Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное кон­струирование словосочетаний, предложений, продуцирование тек­стов.

3) Развитие связной устной и письменной речи: овладение про­дуктивными навыками и умениями устной и письменной разговор­ной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.

4) Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.

Обучение по данной программе предполагает одновременную работу с детьми по курсу риторики. Этот курс имеет целью обуче­ние умелому, успешному, эффективному общению и носит сугубо практический характер: центральное место в нём занимают ком­муникативные умения.


Таким образом, курс русского языка, имеющий практическую направленность, показывает значимость всех единиц языка для успешного общения, сообщает необходимые знания об этих едини­цах языка, формирует учебно-языковые, речевые, коммуникатив­ные и правописные умения и навыки, необходимые для успешного общения. Курс риторики учит, как пользоваться этими знаниями и умениями на практике - в различных речевых ситуациях, учит владеть различными речевыми жанрами. Сочетание курсов рус­ского языка и риторики создаёт условия для максимально успеш­ного формирования функционально грамотной личности, получе­ния нового образовательного результата как совокупности пред­метных умений, универсальных учебных действий и личностных результатов.

Отличие данной программы заключается в том, что:

1) Определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс (общие с курсом «Литературное чтение» и специфические для курса «Русский язык»): овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понима­ния и анализа текстов; приобретение и систематизация знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка.

2) Предложен путь формирования у детей орфографической зор­кости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звукобуквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей.

3) Названы опознавательные признаки изучаемых орфограмм, по которым дети учатся обнаруживать орфограммы в словах и между словами.

4) Сведения о частях слова вводятся раньше - с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами.

5) Усилено внимание к синтаксису и пунктуации - основе пись­менной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объём изучаемого материала по син­таксису и пунктуации.

6) Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках литературного чтения и русского языка - формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваива­ют систему приёмов чтения и понимания художественного и учебно-научного текста.


^ Содержание программы

136 ч (4 часа в неделю)

Слово (введение). (8 ч)

Чем мы будем заниматься на уроках русского языка.

Звуки, части слова, слово, предложение, текст.

^ Предложение. (8ч.)

Признаки предложения (предложение состоит из слов, выража­ет законченную мысль, произносится с повествовательной, вопро­сительной или восклицательной интонацией; слова в предложении связаны по смыслу). Умение членить сплошной текст на предложе­ния (определять границы предложений на основе смысла и интона­ции, оформлять предложение на письме). Конструирование пред­ложений из слов, наблюдение за порядком слов в предложениях.

Нахождение в предложении слов, составляющих его грамматиче­скую основу (без введения этого понятия): о ком или о чём говорит­ся в предложении? Что говорится? Умение устанавливать связи между словами в предложениях с помощью вопросов, выделять из предложения пары слов, связанных при помощи вопроса.


^ Текст. (10ч)

Понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу; по заглавию можно определить, о чём будет говориться в тексте).

Формирование типа правильной читательской деятельности -умение самостоятельно осмысливать текст до чтения (с помощью заглавия, иллюстрации, ключевых слов), во время чтения (в ходе постановки вопросов к тексту, прогнозирования ответов и проверки себя по тексту, т.е. диалога с автором) и после чтения (в ходе ответов на вопросы к тексту в целом). Развитие умения находить в тексте главную мысль, соотносить её с заглавием; самостоятельно выби­рать заглавие к тексту из ряда данных.


^ Слово (продолжение). (93ч)

1. Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что делал? что сделал? Развитие уме­ния ставить вопросы к словам. Связь слов в предложении.

Слова, к которым нельзя задать вопрос (предлоги; слова, выражающие чувства, но не называющие их, - без введения понятия «междометие»). Раздельное написание предлогов с другими слова­ми (орфограмма-пробел); умение видеть и графически обозначать эту орфограмму.

2. Наблюдение над лексическим значением слова, над тем, что слово может иметь несколько значений, над прямым и переносным значениям слова (без введения специальной терминологии). Особенности словоупотребления, сочетаемости слов. Нахождение з тексте слов со сходным значением, с противоположным значе­нием.

3. Части слова. Корень (определение), однокоренные слова (опре­деление). Наблюдение над лексическим значением однокоренных слов, над единообразием написания корня в однокоренных словах.

Умение подбирать однокоренные слова.

Суффикс (определение). Суффиксы -ок-, -ик-, -ушк-, -юшк-, -онок-, -ёнок-, -ат-, -ят-, -телъ-, -ищ-, их значения. Умение видеть эти суффиксы в словах, образовывать слова с данными суффиксами (на материале существительных мужского рода с нулевым окончанием).

Приставка (определение). Образование слов с приставками (на материале глаголов движения типа летел, полетел, улетел, прилетел и т.п.), наблюдение над ролью приставки в слове. Разграничение приставок и предлогов с, на, за, до, по, про, от и т.п.

4. Алфавит. Знание букв в алфавитном порядке, умение правильно называть буквы. Практическая значимость знания алфавита.

5. Орфография. Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях. Наблюдение над несоответствием произношения и написания слов. Умение слышать и видеть в словах «опасные» места: гласные в безударных слогах; согласные на конце слова, звук [й'] после согласных перед гласными; место после мягкого согласного, после звуков и букв ж, ш, ч, щ.

Орфограмма. Знакомство с орфограммами:

1) буквы и, у, а после букв шипящих ж, ш, ч, щ;

2) обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я;

3) ь для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова; написание буквосочетаний чк, чн в словах;

4) ъ и ъ разделительные;

5) буквы проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова (на материале двусложных слов);

6) буквы звонких и глухих согласных в конце слова. Развитие умений видеть орфограммы в словах, писать слова с

этими орфограммами, графически обозначать орфограмму и усло­вия выбора.


^ Повторение. (10ч)

Развитие речи осуществляется на каждом уроке русского языка при изучении программного материала и ведётся в нескольких направлениях:

1) обогащение словарного запаса детей - количественное (в ходе образования слов с помощью суффиксов и приставок) и качествен­ное (уточнение и разъяснение лексического значения слов);

2) развитие грамматического строя речи (анализ и конструиро­вание предложений, словосочетаний);

3) развитие связной устной речи (ответы на вопросы, составле­ние предложений и небольших текстов), письменной речи (состав­ление и запись предложений, небольших текстов из 5-6 предложе­ний, свободные диктанты, письменные изложения с предваритель­ной подготовкой);

4) обучение правильному произношению слов, ударению, инто­нированию.


Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв и соедине­ний, гигиенических навыков письма. Совершенствование навыка письма в одну линейку.


Резерв (6 ч).

^ ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

уроков русского языка во 2-м классе

(136 часов – 4 часа в неделю)




п/п


Тема урока

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

1

Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык»

1


Знакомиться с новым учебником (обложка, условные знаки, оглавление и т.д.).

Толковать значение слова (находить в словаре, подбирать синонимы).

Узнавать слово по его лексическому значению. Подбирать однокоренные слова к данному с опо- рой на словарь.

Производить звуко-буквенный разбор слова. Характеризовать слово с четырёх позиций (лек- сическое значение; состав слова и однокоренные слова; звуковой и буквенный состав; граммати- ческие признаки – на какой вопрос отвечает) и составлять предложение с данным словом. (П) Находить опасные места в словах.

1. Слово

7

2

Что мы знаем о слове? (Лексическое значение слова.)

1

3

Диагностическая входная контрольная работа

1

4

Работа над ошибками. Состав слова.

1

5

Как устроен наш язык?

1

6

«Опасные места» в словах русского языка

1

7

«Опасные места» в словах русского языка. Обобщение по разделу

1. Проверочное списывание

1

8

Работа над ошибками.

1







п/п


Тема урока

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

2. Предложение

8


Называть признаки предложения.

Отличать предложение от группы слов, записан- ных как предложение.

Составлять схемы предложений и предложения по схемам.

Списывать предложения, правильно оформлять их на письме.

^ Ставить знаки завершения в предложении, выби- рать знак в соответствии со смыслом и интонацией предложения.

Читать предложения с разной интонацией.

9

Признаки предложения. Составление предложений по схемам

1

10

Признаки предложения. Оформление предложений на письме

1

11

Развитие умения правильно списывать предложения и соотно- сить их со схемой

1

12

Конструирование предложений

1

13

Знаки препинания в конце предложения. Чтение предложений с различной интонацией

1

14

Что мы знаем о предложении? (Обобщение.)

1

15

Проверка знаний и умений. Проверочная работа № 1

1

16

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

1

3. Текст

10



Называть признаки текста.

Отличать текст от набора предложений, записан- ных как текст.

Озаглавливать текст; выбирать подходящее заглавие из данных.

Осознавать связь заголовка с темой текста, с глав- ной мыслью.

Конструировать тексты из рассыпанных предло- жений, абзацев. (П)

Списывать текст по заданному алгоритму, кон- тролировать этапы работы.

Вести диалог с автором при чтении текста. (П)

17

Признаки текста

1

18

Роль заглавия в тексте

1

19

Связь заглавия и главной мысли текста

1

20-21

Озаглавливание текстов

2

22-23

Конструирование текстов

2

24

Текст. Закрепление знаний.

1

25

Проверка знаний и умений. Проверочная работа № 2

1

26

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

1

^ 4. Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?

7


Ставить к словам вопросы кто? или что? Различать слова, которые называют одушевлён- ные и неодушевлённые предметы.

27

Какие слова отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что?

1






п/п


Тема урока

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

28

Слова, которые называют одушевлённые и неодушевлённые пред- меты

1

Классифицировать слова по вопросу. Конструировать словосочетания и предложения. Осуществлять взаимоконтроль при работе в паре.

29

Конструирование сочетаний слов и предложений

1

30-31

Развитие умения ставить вопросы кто? что? к словам

2

32-33

Контрольный диктант за 1 четверть. Работа над ошибками

2

^ 5. Слова, которые отвечают на вопросы

какой? какая? какое? какие?

7


Наблюдать за словами, обозначающими признаки предметов, действия предметов.

^ Ставить к словам вопросы какой? какая? и т.д. и

что делает? что делал? и т.д.

Ставить вопрос от слова к слову (кто?.. какой?.. кто?.. что делает?..)

Устанавливать в предложении действующее лицо или предмет.

Находить в предложениях слова, отвечающие на данные вопросы.

Группировать слова по вопросам.

Конструировать предложения из слов с опорой на вопросы.

34

Наблюдение над словами-названиями признаков. Развитие уме- ния ставить к ним вопросы

1

35

Как связаны между собой слова-названия предметов и слова-названия признаков

1

36

Развитие умения находить в предложениях слова, которые отве- чают на вопросы кто? что? и какой? какая?

1

37

Развитие умения подбирать слова-признаки

1

38

Закрепление и повторение изученного

1

39

Проверочная работа № 3

1

40

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

1

^ 6. Слова, которые отвечают на вопросы

что делает? что делал? что сделал?

4

41-42

Наблюдение над словами, обозначающими действие предмета. Развитие умения ставить к ним вопросы

2

43-44

Развитие умения находить в предложениях пары слов, отвечаю- щих на вопросы кто? что делает?

2

^ 7. Связь слов в предложении

6

45

Развитие умения ставить вопросы от слова к слову в предложе- нии, устанавливать действующее лицо или предмет

1

46-47

Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы

2

48

Проверочная работа № 4

1

49

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

1

50

Административная контрольная работа-диктант за 1 полугодие

1







п/п


Тема урока

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

^ 8. Слова, к которым нельзя задать вопрос

6


Находить в предложении (тексте) слова, выра- жающие различные чувства, характеризовать их роль в речи.

Сравнивать слова, называющие предметы, при- знаки и действия, и слова, выражающие чувства, но не называющие их.

Находить в предложении предлоги. Характеризовать роль предлогов в речи. Писать предлоги раздельно.

51

Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи

1

52

Сравнение слов-названий предметов, признаков, действий и слов, выражающих различные чувства

1

53-54

Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами

2

55

Проверочная работа № 5

1

56

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

1

^ 9. Части слова. Корень

3


Наблюдать над однокоренными словами. Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня.

Выделять корень в слове, в группе однокорен- ных слов, подбирать однокоренные слова. Отличать однокоренные слова от слов с похо- жим корнем (горе, гора, гореть).

Выделять суффикс и приставку в доступных сло- вах.

Характеризовать роль суффикса и приставки в слове.

Разбирать слова по составу, приводить доказа- тельства правильности разбора.

Образовывать слова с помощью суффиксов и приставок.

Группировать слова по заданному признаку. Контролировать правильность объединения слов в группы, находить лишнее слово. Различать одинаково пишущиеся приставки и предлоги (на, по, за, под и т.д.). (П)

57

Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова

1

58

Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов

1

59

Распознавание однокоренных слов

1

10. Суффикс

4

60

Роль суффиксов в слове. Определение суффикса

1

61

Развитие умения находить в словах суффиксы

1

62-63

Разбор слова по составу. Проверочное списывание

2

11. Приставка

5

64

Роль приставки в слове. Определение приставки

1

65

Развитие умения находить в словах приставки и образовывать слова с помощью приставок

1

66

Развитие умения различать приставки и предлоги

1

67

Проверочная работа № 6

1

68

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

1






п/п


Тема урока

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

12. Алфавит.

Написание большой буквы в словах

11


Называть правильно буквы в алфавитном порядке.

Объяснять, где и когда в жизни может понадо- биться знание алфавита.

Расставлять заданные слова в алфавитном порядке.

^ Писать заглавную (большую) букву в именах собственных, географических названиях. Различать и объяснять написания типа пушок и Пушок.

Писать сочинение по картинке, проверочный диктант.

Проверять письменную работу по алгоритму (нахождение «опасных мест» по опознаватель- ным признакам, графическое обозначение, исправление ошибки, если она обнаружена). Выполнять работу над ошибками под руковод- ством учителя.

69

Закрепление знания порядка букв русского алфавита

1

70-73

Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей, име- нах, отчествах, в названиях городов, сёл, рек. Запись этих слов в алфавитном порядке

4

74

Написание слов типа орёл и Орёл

1

75

Упражнения в правописании имён собственных

1

76

Сочинение по картинке

1

77

Проверочный диктант № 1

1

78-79

«Пишу правильно». Работа над ошибками в сочинении и дик- танте

2

^ 13. Правописание буквосочетаний

жиши, чаща, чущу

8



Наблюдать за написанием слов, выявлять зако- номерность, формулировать орфографическое правило с помощью учителя.

Находить по определённым признакам изучае- мые орфограммы-буквы в словах.

Подчёркивать орфограмму одной чертой. Обозначать графически выбор написания. Проверять себя по учебнику, по орфографиче- скому словарю, проводить графическую самопро- верку.

^ Слушать и выделять в словах звуки, которые помогают обнаружить в слове орфограмму: [й'], [ж], [ш], [ч], [щ].

80

Что такое орфограмма. Орфографическое правило

1

81

Упражнения в написании буквы и после ж и ш. Обозначение орфограммы

1

82-83

Наблюдение за написанием буквы а после ч и щ. Упражнения в написании буквосочетаний чаща. Развитие орфографических умений

2

84-85

Наблюдение за написанием буквы у после ч и щ. Упражнения в написании буквосочетаний чущу

2

86

Проверочный диктант № 2

1

87

Работа над ошибками

1







п/п


Тема урока

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

^ 14. Правописание букв ъ и ь

12

Соотносить количество звуков и букв в словах с буквами ь, ъ, е, ё, ю, я.

Ставить ударение, различать ударный и без- ударный гласные звуки.

Наблюдать за написанием и произношением слов с безударным гласным звуком в корне, со звонким согласным звуком на конце слова. Подбирать проверочные слова, контролировать правильность. (Докажи, что это слово является проверочным.)

^ Писать графический диктант. (П) Группировать слова с изученными орфограм- мами.

Подбирать слова с указанными орфограммами

(самодиктант).

^ Писать свободный диктант после предваритель- ной подготовки.

Писать подробное обучающее изложение текста- повествования (письменно пересказывать текст) после предварительной подготовки.

88

Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме

1

89

Буква ь в конце и в середине слова. Перенос слов с буквой ь в сере- дине

1

90

Правописание буквы ь для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова

1

91

Слова, в которых пишется и не пишется буква ь

1

92

Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн и с буквой ь

1

93

Звук [й'] и его обозначение на письме

1

94-95

Разделительный ь. Правописание слов с разделительным ь

2

96

Правописание слов с разделительным ь и с ь для обозначения мяг- кости согласных на письме

1

97

Правописание слов с разделительным ъ

1

98

Проверочный диктант № 3

1

99

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

1

^ 15. Буквы безударных гласных в корнях слов

10

100

Развитие умений делить слово на слоги, определять количество сло- гов и ставить ударение

1

101

Наблюдение над написанием и произношением слов с безударны- ми гласными в корне

1

102

Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов

1

103

Обучение применению правила

1

104

Проверочная работа № 7

1

105

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

1






п/п


Тема урока

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

106

Упражнения в написании слов с буквой безударного гласного в корне

1




107

Проверочный диктант № 4

1

108

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

1

109

Обобщающий урок по разделу

1

^ 16. Правописание букв звонких и глухих согласных в конце слова

10

110

Оглушение звонких согласных на конце слова

1

111

Знакомство с новой орфограммой

1

112

Обучающее изложение

1

113

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

1

114- 117

Развитие умения писать слова с проверяемыми буквами соглас- ных в конце слова. Свободный диктант

4

118

Проверочный диктант № 5

1

119

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

1

17. Повторение

10

Систематизировать изученный материал, пред- ставлять его в виде таблицы, схемы, опорного кон- спекта. (П)

120

Текст

1

121

Предложение

1

122

Слово. Состав слова. Однокоренные слова

1

123-124

Повторение и классификация изученных орфограмм

2

125-128

Итоговый контроль, работа над ошибками

4

129

Заключительный урок

1

130–136

Резервные уроки

6


^ Требования к уровню достижений обучающихся


Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:

- осознавать роль языка и речи в жизни людей;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклица­тельный знак).

Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.

^ Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помо­щью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- учиться работать по предложенному учителем плану. Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.

^ Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: по­дробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формиро­вание функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

^ Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

- выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах I малых группах.

^ Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

- осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

- понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

- делить текст на части, озаглавливать части;

- подробно и выборочно пересказывать текст;

- правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ста­вить ударение, различать ударный и безударные слоги;

- делить слова на части для переноса;

- производить звукобуквенный анализ слов и соотносить количе­ство звуков и букв в доступных двусложных словах;

- правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;

- писать под диктовку слова, предложения, текст из 30-40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;

- видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфо­граммы;

- писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фами­лиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов; буквосочетания чк, чн в словах; ъ для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; слова с непроверяемыми написаниями, определённые программой; писать предлоги раз­дельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;

- находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;

- находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;

- обращать внимание на особенности употребления слов;

- ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, назы­вающие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;

- составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;

- предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходя­щее заглавие к тексту из ряда данных;

- составлять небольшой текст (4-5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.

Ученики должны сделать первый шаг в осознании себя носителями языка, почувствовать интерес к его изучению и осознать смысл этого изучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы понимать других и самому быть понятым.

^ Интеллектуально – речевые результаты

- правильно списывать слова, предложения, тексты; проверять написанное;

- составлять предло­жения из слов; по дан­ным схемам;

- определять границы предложений в тексте без знаков препина­ния;

- составлять неболь­шой текст (4-5 пред­ложений) на заданную тему, по картинке и записывать его с помо­щью учителя; состав­лять текст из данных абзацев;

- выбирать заглавие к тексту из ряда данных

^ Учебно – языковые умения

- выполнять звукобуквенный анализ доступных слов; видеть несоответ­ствия произношения и написания в слове;

- находить корень в груп­пе однокоренных слов;

- подбирать однокоренные слова;

- находить суффиксы и приставки в доступных словах;

- образовывать слова с помощью суффиксов и приставок;

- отличать приставки от предлогов (по, на, под и т.д.);

- ставить вопросы к сло­вам в предложении (кто? что? какой? какая? какое? какие? что дела­ет?)

- находить в предложении (тексте) слова, отвеча­ющие на эти вопросы;

- находить предлоги в предложении (тексте)

^ Правописные умения

- делить слова на части для переноса;

- видеть в словах опасные места, изученные орфо­граммы;

- писать предлоги раздель­но со словами;

- писать большую букву в словах (изученные слу­чаи);

- писать буквы безудар­ных гласных звуков, про­веряемых ударением, в корнях двусложных слов;

- писать изученные слова с непроверяемым безудар­ным гласным в корне;

- писать буквы проверяе­мых согласных на конце слова;

- употреблять ъ для обо­значения мягкости соглас­ных звуков на конце и в середине слова;

- не употреблять ъ в букво­сочетаниях чк, чн, нч и пр.;

- писать ъ и ъ разделитель­ные;

- графически объяснить выбор написания;

- находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила


^ Проверочные и контрольные работы.

Тема «Слово».

Проверочное списывание.

1 вариант.

Солнечные зайчики.

С утра солнечные зайчики играли в траве, а днём побежали к пруду.

В пруду зайчики прыгали и плавали до самого вечера…

Им было хорошо – обсохнуть на солнце они всегда успеют!


2 вариант.

Сентябрь.

По утрам нынче холодно. Солнце долго прогревает воздух.

Но никто не подаёт вида. Васильки, как летом, равняются на небо. Ромашки – на солнце.

А яблоки даже краснеют…

Одни каштаны от холода ёжатся.


^ Тема «Предложение»

Проверочная работа № 1.

1 вариант.

1. Закончи предложения:

1) Предложение состоит из_____________________.

2) Предложение выражает________________________________________.

3) Первое слово в предложении пишется ___________________________.

4) В конце предложения ставятся знаки препинания:____________________.


2. Составь предложения из слов. Запиши предложения. Помни о правилах записи предложений!

а) листья, с, падают, деревьев, осенние, золотые

б) всё, холодные, идут, дожди, чаще

в) лето, тёплое, наступит, когда


3. Прочитай текст и определи границы предложений. Спиши текст. Поставь нужные знаки в конце предложений.

Вечер опускается на город зажигаются жёлтые уличные фонари и в окнах домов тоже вспыхивает свет люди спешат домой я очень люблю вечерний город


2 вариант.

1. Закончи предложения:

1) Предложение выражает________________________________________.

2) Предложение состоит из_____________________.

3) С большой буквы пишется_________слово в предложении.

4) Перечисли знаки препинания, которые ставятся в конце предложения: ___________________________________________________.


2. Составь предложения из слов. Запиши предложения. Помни о правилах записи предложений!

а) осенний, кружит, листья, ветер, опавшие

б) медленно,по, тучи, ползут, серому, небу

в) зима, долгая, такая, почему


3. Прочитай текст и определи границы предложений. Спиши текст. Поставь нужные знаки в конце предложений.

Звенит будильник я открываю глаза за окном яркое солнечное утро на разные голоса распевают птицы у меня с утра очень хорошее настроение


^ Тема «Текст»

Проверочная работа № 2.

1 вариант.

1. Закончи предложения:

1) Озаглавить текст – это значит_______________________.

2) По заглавию можно определить_______________________.

3) Текст состоит из____________________.

4) Все предложения в тексте связаны______________________.


2. Прочитай текст. Выбери из данных заглавий подходящее и напиши. (Лесные звери. Счастливый кузнечик. Жизнь кузнечика.)

___________________________________________________

Кузнечик не ходил, а всё время прыгал. Лесные звери очень этому удивлялись.

- Почему ты не ходишь,как все мы? – спрашивали они кузнечика.

- Просто я радуюсь жизни. Вот и прыгаю всё время от счастья! – весело ответил кузнечик и быстро ускакал прочь.


3. Прочитай. Как надо поменять местами части, чтобы получился текст? Пронумеруй части. Озаглавь текст.

_________________________________________________________

__ Сначала пришла жирафа Анюта, потом обезьянка Мария Францевна. Кроме того, к строителям присоединилась девочка Маруся. У неё тоже не было друзей.

__ И вот на стройке стали появляться помощники.

__ Работали строители до позднего вечера. А когда становилось темно, жирафа брала в зубы фонарь и освещала строительную площадку.


4. Прочитай. Пронумеруй предложения по порядку, чтобы получился текст.

__ У него голубая крыша и длинная ножка.__ А живёт в домике весёлая птица скворец.__ Стоит у нас в саду домик.__ Скворец всё лето поёт, а осенью улетает.__ Кто же там живёт?


2 вариант.

1. Закончи предложения:

1) Текст состоит из____________________.

2) Все предложения в тексте связаны______________________.

3) Озаглавить текст – это значит_______________________.

4) По заглавию можно определить_______________________.


2. Прочитай текст. Выбери из данных заглавий подходящее и напиши. (Дождь в лесу. Хорошо уметь считать. Любопытный ёжик.)

Пошёл дождь. Все звери попрятались, а любопытный ёжик вылез из своей норки. Он очень хотел посчитать, сколько у дождя ног. Оказалось, что гораздо больше, чем иголок. Ёжик совсем промок и залез обратно в норку. Он сидел, сушился и думал, что хорошо было бы посчитать, сколько грибов вырастет после дождя.


3. Прочитай. Как надо поменять местами части, чтобы получился текст? Пронумеруй части. Озаглавь текст.

_________________________________________________________

__ Наконец, стихи были готовы, и он сказал:

- Послушайте, братцы, какие я стихи сочинил! Сначала стихи про Знайку.

__ Незнайка пришёл домой и сразу принялся сочинять стихи.

__ Целый день он ходил по комнате, глядел то на пол, то на потолок. Держался руками за подбородок и что-то бормотал про себя.


4. Прочитай. Пронумеруй предложения по порядку, чтобы получился текст.

__ На ней растут цветы.__ Большие цветы золотыми головками качают.__ Есть у нас во дворе клумба.__ Эти маленькие цветы очень похожи на бабочек.__ А маленькие цветы лепестками машут.__ Это так красиво!


^ Тема «Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? Какой? какая? какое? какие?»

Проверочная работа № 3.

1 вариант.

1. Подбери и напиши по два слова, которые отвечают на вопросы:

какой?____________________

какая?_____________________

какое?_____________________

какие?_____________________

кто?_______________________

что?_______________________


2. Прочитай предложение.


Умный пёс сразу услышал странный звук и насторожился.


Найди и выпиши слова, которые отвечают на вопросы:

кто?___________________

что?___________________

какой?_________________


3. Напиши в скобках вопросы к словам. Покажи стрелочкой, от какого слова к какому ставится вопрос.

(______________?) летнее солнце (_____________?)

(______________?) ночи звёздные (_____________?)

(______________?) лучший друг (_____________?)


4. Прочитай текст. Найди слова, которые отвечают на вопросы кто? что? и какой? какая? какое? какие? Выпиши эти слова парами с вопросами. Покажи стрелочкой, от какого слова к какому ты ставишь вопрос.


У Оли есть игрушечный домик. В нём живут куклы. По утрам они отпирают розовые ставни и открывают маленькое окошко. Заботливая Оля сажает кукол за стол и кормит их завтраком.


2 вариант.

1. Подбери и напиши по два слова, которые отвечают на вопросы:

кто?_______________________

что?_______________________

какой?____________________

какая?_____________________

какое?_____________________

какие?_____________________


2. Прочитай предложение.


Заяц увидел большой старый пень и притаился за ним.


Найди и выпиши слова, которые отвечают на вопросы:

кто?___________________

что?___________________

какой?_________________


3. Напиши в скобках вопросы к словам. Покажи стрелочкой, от какого слова к какому ставится вопрос.

(______________?) любимая бабушка (_____________?)

(______________?) звёзды яркие (_____________?)

(______________?) доброе слово (_____________?)


4. Прочитай текст. Найди слова, которые отвечают на вопросы кто? что? и какой? какая? какое? какие? Выпиши эти слова парами с вопросами. Покажи стрелочкой, от какого слова к какому ты ставишь вопрос.


Живёт в лесу рыжая белочка. У неё пушистый хвост и острые ушки. Целый день хлопочет белочка, грибы и орехи собирает. Это очень важное дело! Не за горами зима.


^ Тема «Слова, которые отвечают на вопросы что делает? что делал? Что сделал? Связь слов в предложении.»

Проверочная работа № 4.

1 вариант.

1. Закончи предложение.

1) Слово решает отвечает на вопрос___________, слово нарисовал отвечает на вопрос____________, слово считал отвечает на вопрос______________.

2) Слова в предложении связаны_______________________________.

3) В предложении от слова к слову можно_____________________________.


2. Составь предложение по схемам. Запиши предложения.

а) (какой?) (кто?) (что делает?) (что?)

б) (что делают?) (какие?) (кто?)

в) (что сделало?) (какое?) и (какое?) (что?)


3. Прочитай. Из каждой группы слов, данных в скобках, выбери слово, которое отвечает на вопрос что делает? Подчеркни это слово.

Дедушка (прочитал, дочитал, читает) газету. Папа (починил, чинит, починит) лампу. Сын (помог, помогал, помогает) папе.


4. Прочитай. Поставь вопрос к каждому слову в предложении, напиши вопросы над словами.

(_______) (_______) (_________) (________) (_________) (____) (_______) (______)

Пришла зима. Летит и сверкает пушистый снег. Снежный ковёр

(_____) (______) (___________) (_______) (_______)

укрыл землю. Бесконечная снежная равнина.


2 вариант.

1. Закончи предложение.

1) Слова в предложении связаны_______________________________.

2) В предложении от слова к слову можно_____________________________.

3) Слово моет отвечает на вопрос___________, слово пел отвечает на вопрос____________, слово принёс отвечает на вопрос______________.


2. Составь предложение по схемам. Запиши предложения.

а) (что делает?) (какой?) (что?)

б) (какой?) (кто?) и (какая?) (кто?) (что делали?) (что?)

в) (какие?) (что?) и (что сделают?)


3. Прочитай. Из каждой группы слов, данных в скобках, выбери слово, которое отвечает на вопрос что делала? Подчеркни это слово.

Мама (приготовила, готовила, готовит) ужин. Я (повторила, повторяю, повторяла) уроки. Сестрёнка (играла, поиграла, играет) с подружкой.


4. Прочитай. Поставь вопрос к каждому слову в предложении, напиши вопросы над словами.

(________) (_______) (______) (____) (______) (____) (_______) (________)

Наступило лето. Зелёная трава радует глаз. Пестреют садовые

(_____) (_________) (_______) (_______) (____)

цветы. Скромные ромашки украсили луг.


^ Тема «Слова, к которым нельзя задать вопрос»

Проверочная работа № 5.

1 вариант.

1. Закончи предложения.

1) Предлоги нужны для___________________________________.

2) Предлоги пишутся с другими словами______________________________.

3) К предлогам нельзя задать____________________.


2. Прочитай слова. Подчеркни только предлоги.

Вы, в, вид, зал, за, ах, нам, на, под, об, обо, ты, они, и, имя.


3. Составь и напиши предложение с каждым словосочетанием.

Говорит с любовью____________________________________________________.

Принесла в класс______________________________________________________.


Подчеркни пробел между предлогом и другим словом.


4. Прочитай. Выбери нужный предлог из слов, данных в скобках. Подчеркни его.

Однажды весной я побывал (у, в, на) горах. Там цвели тюльпаны и маки. (Для, у, без) цветов были короткие стебли. Издали казалось, что это красные речки бегут (через, при, по) склонам гор. А (за, про, в) речки впадают красные ручейки. Может, (в, на, по) горах они сливаются в цветочное море?


Спиши любые два предложения.

Подчеркни пробел между предлогом и другим словом.


2 вариант.

1. Закончи предложения.

1) Предлоги пишутся с другими словами______________________________.

2) Предлоги служат в предложении для_______________________________.

3) К предлогам нельзя поставить____________________.


2. Прочитай слова. Подчеркни только предлоги.

Но, от, для, дом, ох, о, ух, ухо, у, уха, мы, с, пол, по, про.


3. Составь и напиши предложение с каждым словосочетанием.

Прийти в гости_____________________________________________________

Похвалить за помощь________________________________________________


Подчеркни пробел между предлогом и другим словом.


4. Прочитай. Выбери нужный предлог из слов, данных в скобках. Подчеркни его.

Я люблю гулять (в, по, на) саду. Там есть одно гнездо (у, на, по) сосне. (На, о, в) гнезде вывелись птенцы. Я стою (за, у, под) сосной и наблюдаю. Целый день птенцы пищат. А их родители заботятся (для, за, о) малышах: приносят корм,оберегают.


Спиши любые два предложения.

Подчеркни пробел между предлогом и другим словом.


^ Проверочное списывание.

1 вариант.

Прочитай текст. Спиши текст правильно и красиво.


Приметы осени.

Перечисляют старики

Старинные приметы:

Когда росы утрами нет

И бледен утренний рассвет –

Идёт к закату лето.


Но что там бледный цвет зари,

Есть поважней примета:

Развозят в школы буквари –

Считай, угасло лето!


Найди в тексте предлоги. Подчеркни пробелы между предлогами и соседними словами.


2 вариант.

Прочитай текст. Спиши текст правильно и красиво.


Спят в снегу снегири,

Как на чистой простынке,

И у них до зари

Зарумянились спинки.


Нарумянен сугроб,

На деревьях румяна.

Как брусничный сироп,

Розовеет поляна.


Розовеет река,

Горы справа и слева.

То рассвет облака

Распалил для согрева.


Найди в тексте предлоги. Подчеркни пробелы между предлогами и соседними словами.


^ Тема: «Части слова. Корень. Суффикс. Приставка.»

Проверочная работа № 6.

1 вариант.

1. Закончи предложения.

1) Часть слова, которая стоит перед корнем и образует новые слова, - это________.

2) Суффикс – это часть_______________, которая стоит_____________________ и образует_______________.

3) Главная часть слова, в которой заключён общий смысл всех_____________________ слов, - это_______________________.

4) Однокоренными называются слова_______________________________________.

5) Предлоги пишутся со словами_________________, а приставки_________________.


2. Подчеркни только однокоренные слова. Выдели корень.

Свисток, свист, свисали (с крыш), свистеть.


3. Образуй и запиши слова с уменьшительно-ласкательным значением. Выбери нужные суффиксы.

Дождь, берёза, мать, кот, дудка, мяч, ветка.

Суффиксы: -ик-, -очк-, -оньк-, -ушк-.


4. Образуй от слова плыть два новых слова с помощью разных приставок. Напиши словосочетания по образцу. Выдели приставки.

Плыть по реке,___________________________________________________________.


5. Спиши, раскрывая скобки.

(С)деревьев падал дождь (из)листьев. Листья (до)летали (до)земли и ложились (на)дорожки, (по)крывали скамейки. (При)летал ветер, листья (вз)летали вместе (с)ним и кружились (в)вальсе.


Выдели приставки. Подчеркни пробелы между предлогами и соседними словами.


2 вариант.

1. Закончи предложения.

1) Корень – это____________часть слова. В корне заключён____________смысл всех_______________________ слов.

2) Слова с одним и тем же корнем называются___________________________.

3) Суффикс – это_____________слова. Он стоит___________________. С помощью суффиксов образуются_____________________.

4) Приставка стоит_______________. С помощью приставок образуются_______________.

5) Приставки пишутся со словами__________________, а предлоги_________________.


2. Подчеркни только однокоренные слова. Выдели корень.

Листок, лист, лить, листва.


3. Образуй и запиши слова с уменьшительно-ласкательным значением. Выбери нужные суффиксы.

Дуб, луч, белка, лиса, лёд, сумка, Люба.

Суффиксы: -ик-, -ок-, -оньк-, -очк-, -ушк-.


4. Образуй от слова рисовать два новых слова с помощью разных приставок. Напиши словосочетания по образцу. Выдели приставки.

Рисовать портрет,___________________________________________________________.


5. Спиши, раскрывая скобки.

(По)дул ветер и окно (от)крылось. Листок бумаги (с)летел (с)тумбочки и (за)кружился (по)комнате. Нина (по)тянулась (за)листком, (за)крыла окно и снова села (за)уроки.


Выдели приставки. Подчеркни пробелы между предлогами и соседними словами.


Тема: «Алфавит»

Диктант № 1.


Тема: «Правописание буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу»

Диктант №2.


Тема: «Правописание букв ъ и ь»

Диктант № 3.


Тема: «Буквы безударных гласных в корнях слов»

Проверочная работа № 7.

1 вариант.


1. Продолжи запись: напиши ещё по два слова с данными орфограммами. Обозначь орфограммы.

а) Отъезд, предъявил,___________________________________________________

б) Зелень, горький,_____________________________________________________

в) Обезьянка, ручьи,____________________________________________________

г) Чудо, щупать,________________________________________________________

д) Подшить, дружил,____________________________________________________

е) Прощай, печаль,______________________________________________________

ж) Ручка, ручной,_______________________________________________________


2. Прочитай слова, Поставь ударение. Найди слова с буквой безударного гласного в корне. Обозначь эту орфограмму.

Катать, следить, слез, трава, звон, ведро, звонок.


3. Подумай, какие буквы надо написать на месте пропусков. Сначала напиши проверочные слова, потом вставь буквы. Обозначь орфограмму.

______________ тр_па ________________ сл_за

______________ м_лок ________________ кр_вой

______________ с_дой ________________ кр_кливый

______________ м_ряк ________________ м_стки


4. Напиши пять слов с буквой безударного гласного в корне, проверяемой ударением. Орфограмму подчеркни.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


5. Напиши пять словарных слов (с непроверяемой буквой безударного гласного в корне).

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2 вариант.

1. Продолжи запись: напиши ещё по два слова с данными орфограммами. Обозначь орфограммы.

а) Жизнь, щило,______________________________________________________

б) Часто, щавель,_____________________________________________________

в) Чуткий, щурился,___________________________________________________

г) Полька, роль,_______________________________________________________

д) Печенье, вьюга,_____________________________________________________

е) Объявление, разъезд,_________________________________________________

ж) Точка, булочная,____________________________________________________


2. Прочитай слова, Поставь ударение. Найди слова с буквой безударного гласного в корне. Обозначь эту орфограмму.

Комок, ком, конь, коньки, гроза, весна, тишь.


3. Подумай, какие буквы надо написать на месте пропусков. Сначала напиши проверочные слова, потом вставь буквы. Обозначь орфограмму.

______________ в_лна ________________ гл_деть

______________ м_док ________________ д_рить

______________ б_гут ________________ в_сит

______________ р_синка ________________ сн_гирь


4. Напиши пять слов с буквой безударного гласного в корне, проверяемой ударением. Орфограмму подчеркни.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


5. Напиши пять словарных слов (с непроверяемой буквой безударного гласного в корне).

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Диктант № 4.


Тема: «Написание букв согласныз в конце слова»

Диктант № 5.


Повторение.

Итоговая контрольная работа.

1 вариант.

1. Подчеркни слова, первая буква которых обозначает звонкий согласный звук.

Двор, жара, книга, брошка, сок.


2. Подчеркни слова, первая буква которых обозначает мягкий согласный звук.

Ливень, мороз, темнота, ладонь, село.


3. Раздели слова на слоги и для переноса.

Мягкий_______________________________________________________________

Вырастал______________________________________________________________

Деньки________________________________________________________________


4. Поставь ударение в словах.

Звонит, позвонишь, начал, портфель.


5. Сколько звуков в словах?

яма_______________________ сколько________________________

семь______________________ объём__________________________


6. Какие части слова подчёркнуты? Обозначь.

мостик лесок пригород


7. Подчеркни однокоренные слова. Выдели корень.

Носик, носить, нос, нота, носовой (платок).


8. Напиши по два слова с указанной орфограммой. Орфограммы обозначь.

а) Проверяемые буквы безударных согласных в корне.

_______________________________________________________________

б) Проверяемые буквы согласных в конце слова.

_______________________________________________________________

в) Разделительный ъ.

_______________________________________________________________

г) Разделительный ь.

_______________________________________________________________

д) Большая буква.

_______________________________________________________________

е) Буквосочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу.

_______________________________________________________________

ж) Буквосочетания чк, чн, нщ, нч.

_______________________________________________________________


9. Раскрой скобки и напиши. Подчеркни орфограмму-пробел.

(Под)ставил (под)кран, (до)бежал (до)угла, (на)писал (на)листке. (В)дом (в)летела оса.


10. Определи, на какой вопрос отвечают слова, и запиши в нужный столбик.


Новое, земля, друг, решал, синий, умылся.

что делал? кто? что? какой?

что сделал? какое?

__________ _____________ _____________

__________ _____________ _____________

__________ _____________ _____________


11. Прочитай. Под какой цифрой записано предложение? ___

1) туча молния сильная упали

2) Стоит прохладный летний день.

3) день большая стоит тёплый


2 вариант.

1. Подчеркни слова, первая буква которых обозначает звонкий согласный звук.

Гриб, тигр, звон, фонарь, кирпич.


2. Подчеркни слова, первая буква которых обозначает мягкий согласный звук.

Музыка, гитара, песня, танец, сцена.


3. Раздели слова на слоги и для переноса.

Коньки ________________________________________________________________

Приходил______________________________________________________________

Бледный_______________________________________________________________


4. Поставь ударение в словах.

Алфавит, звонят, позвонит, ожил.


5. Сколько звуков в словах?

пять_______________________ польза________________________

еда________________________ отъезд__________________________


6. Какие части слова подчёркнуты? Обозначь.

травушка выбежал ночной


7. Подчеркни однокоренные слова. Выдели корень.

Горный, гора, горелый, горький, пригорок.


8. Напиши по два слова с указанной орфограммой. Орфограммы обозначь.

а) Разделительный ь.

_______________________________________________________________

б) Проверяемые буквы согласных в конце слова.

_______________________________________________________________

в) Большая буква.

_______________________________________________________________

г) Проверяемые буквы безударных согласных в корне.

_______________________________________________________________

д) Разделительный ъ.

_______________________________________________________________

е) Буквосочетания чк, чн, нщ, нч.

_______________________________________________________________

ж) Буквосочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу.

_______________________________________________________________


9. Раскрой скобки и напиши. Подчеркни орфограмму-пробел.

(За)катился (за)шкаф, (от)бежал (от)костра, (под)писался (под)своими словами. (В)окно (в)летел жук.


10. Определи, на какой вопрос отвечают слова, и запиши в нужный столбик.

Белая, бегать, мышь, ручей, читает, большое.

кто? что? что делать? какая?

что делает? какое?

__________ _____________ _____________

__________ _____________ _____________

__________ _____________ _____________


11. Прочитай. Под какой цифрой записано предложение? ___

1) град сильный идти укрытие

2) Мы спрятались от дождя под навес.

3) идти дождь капли вода


^ Контрольное списывание.

1 вариант.

Прочитай текст. Спиши текст правильно и красиво.


Долину у высокой горы за безводье назвали Мёртвой. Мы пришли туда в сумерках и ничего не успели разглядеть. А утром видим: по всей долине синие озёра в золотых берегах и красные холмы. Это были цветы.


Найди и подчеркни знакомые орфограммы-буквы и орфограмму-пробел.


2 вариант.

Прочитай текст. Спиши текст правильно и красиво.


Раз на болоте я нашёл черничную поляну. Никак не мог оторваться от черники, собирал и ел.

Дик забегал то с одного боку, то с другого. Он заглядывал мне в рот и не понимал, что я ем.


Найди и подчеркни знакомые орфограммы-буквы и орфограмму-пробел.


Контрольный диктант.



Похожие:

Учебника (учебно методического комплекса) iconУчебника (учебно методического комплекса)
Рабочая программа по русскому языку составлена на основании примерной основной образовательной программы фгос и авторской Е. В. Бунеевой,...
Учебника (учебно методического комплекса) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Бюджетная система Российской Федерации»
Рубцовск 2011При разработке учебно – методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Учебника (учебно методического комплекса) iconЭлектронные тематические папки к интегрированным занятиям – новое в создании современного учебно-методического комплекса Никишкина Татьяна Николаевна
Электронные тематические папки к интегрированным занятиям – новое в создании современного учебно-методического комплекса
Учебника (учебно методического комплекса) iconТема Количество часов
Преподавание обновленного курса «Информатика и икт» ориентировано на использование учебно-методического комплекса
Учебника (учебно методического комплекса) iconИзобразительное искусство Пояснительная записка
Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 2 е изд., перераб....
Учебника (учебно методического комплекса) iconПояснительная записка Цель
Министерства общего и профессионального образования программы средних общеобразовательных учреждений «Музыка» под редакцией научного...
Учебника (учебно методического комплекса) iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Настоящее Положение является документом гоу впо «Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова» (далее Академия) и регламентирует...
Учебника (учебно методического комплекса) iconПояснительная записка к учебному плану особенности учебного плана I ступени начальная школа
Обучение I ступени Терновской сош №1 осуществляется как по традиционной системе, так и по системе учебно-методического комплекса...
Учебника (учебно методического комплекса) iconБ 26 Современная франкоязычная литература
Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии/ учебно-методического совета
Учебника (учебно методического комплекса) iconБ 6 история марийской литературы
Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии/ учебно-методического совета
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты