Рабочей программы учебной дисциплины icon

Рабочей программы учебной дисциплины



НазваниеРабочей программы учебной дисциплины
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество




АННОТАЦИЯ

рабочей программы учебной дисциплины


Цель учебной дисциплины – содействие формированию всесторонне образованного, методологически грамотного исследователя и преподавателя;

углубленное изучение философии и методологии науки, а также истории и методологии конкретной дисциплины, по которой специализируется аспирант, что обеспечивает подготовку научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации для науки и образования;

формирование умений и навыков научно-исследовательской работы и научно-педагогической деятельности;

оказание помощи аспирантам и соискателям в подготовке к сдаче кандидатского экзамена по истории и философии науки.

Задачи курса:

дать представление об эволюции науки как самостоятельного вида духовной деятельности, как способа существования знания и как социального института;

охарактеризовать основные исторические периоды развития науки, показать современное состояние науки в неразрывном единстве с ее историей;

выявить место науки в культуре и показать специфику философского осмысления науки в социокультурном аспекте;

ознакомить с современными методологическими концепциями в области философии науки;

дать представление о научной рациональности, структуре и методах научного познания, идеалах и критериях научности, нормах и ценностях научного сообщества;

ознакомить с обязательным для каждого соискателя ученой степени кандидата наук единым минимумом требований к уровню знаний по истории избранной отрасли науки, а также основными философско-методологическими подходами, существующими на современном уровне развития данной дисциплины.


Место учебной дисциплины в структуре ООП: Программа курса позволяет глубже понять феномен науки в трех аспектах: как способ существования знания, как особый вид духовной деятельности и как социальный институт. Тем самым появляется возможность глубже понять историю и современное состояние избранной соискателем отрасли науки, представить эволюцию последней как элемент общего процесса научного освоения мира. Это позволяет ставить и решать исследовательские задачи в той или иной конкретной области науки на современном уровне.

Дисциплина относится к обязательным дисциплинам образовательной составляющей учебного плана подготовки аспирантов.


В результате изучения учебной дисциплины аспирант должен:

Знать:

        • особенности развития науки как социокультурного феномена;

        • основные философско-методологические концепции развития науки;

        • различные стратегии и технологии организации научной деятельности;

        • историю и современное состояние избранной научной дисциплины;

        • современные философские дискуссии по проблемам науки;

        • понятийный аппарат, принципы и методы философско-методологического подхода к анализу науки, сформировавшиеся в рамках современной философии науки.


Уметь:

        • осмысливать и оценивать на философско-методологическом уровне состояние и проблемы развития избранной научной дисциплины;

        • самостоятельно исследовать факты и события, выявлять тенденции и закономерности развития той области действительности, которая является предметом их профессионального изучения;

        • использовать знания по истории и философии науки не только в исследовательской практике, но и в преподавательской деятельности.

Владеть:

        • современными методологическими концепциями в области философии науки;

        • методологическим инструментарием науки в целях четкого представления о научной рациональности, структуре и методах научного познания, идеалах и критериях научности, нормах и ценностях научного сообщества;

        • знаниями об эволюции науки как самостоятельного вида духовной деятельности, как способа существования знания и как социального института;

        • характеристикой основных исторических периодов развития науки, видеть современное состояние науки в неразрывном единстве с ее историей;

        • пониманием места науки в культуре и показывать специфику философского осмысления науки в социокультурном аспекте;

        • обязательным для каждого соискателя ученой степени кандидата наук единым минимумом требований к уровню знаний по истории избранной отрасли науки, а также основными философско-методологическими подходами, существующими на современном уровне развития данной дисциплины.

Общая трудоёмкость учебной дисциплины составляет _3___ зачётных единицы (108 часов).


Основные разделы учебной дисциплины:

^ РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ

РАЗДЕЛ 2. ФИЛОСОФИЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

РАЗДЕЛ 3. ИСТОРИОГРАФИЯ


Составители программы: Гамов В. И., доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии, культурологии и социально-гуманитарных наук

Рабинович О. И., кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии, культурологии и социально-гуманитарных наук

Дударев С.Л., д.и.н., профессор, зав. кафедрой кафедры всеобщей и региональной истории,

Стецура Ю.А., д.и.н., профессор, профессор кафедры истории России


СТРУКТУРА

рабочей программы учебной дисциплины


1. Цель учебной дисциплины – содействие формированию всесторонне образованного, методологически грамотного исследователя и преподавателя;

углубленное изучение философии и методологии науки, а также истории и методологии конкретной дисциплины, по которой специализируется аспирант, что обеспечивает подготовку научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации для науки и образования;

формирование умений и навыков научно-исследовательской работы и научно-педагогической деятельности;

оказание помощи аспирантам и соискателям в подготовке к сдаче кандидатского экзамена по истории и философии науки.


Задачи курса:

дать представление об эволюции науки как самостоятельного вида духовной деятельности, как способа существования знания и как социального института;

охарактеризовать основные исторические периоды развития науки, показать современное состояние науки в неразрывном единстве с ее историей;

выявить место науки в культуре и показать специфику философского осмысления науки в социокультурном аспекте;

ознакомить с современными методологическими концепциями в области философии науки;

дать представление о научной рациональности, структуре и методах научного познания, идеалах и критериях научности, нормах и ценностях научного сообщества;

ознакомить с обязательным для каждого соискателя ученой степени кандидата наук единым минимумом требований к уровню знаний по истории избранной отрасли науки, а также основными философско-методологическими подходами, существующими на современном уровне развития данной дисциплины.


2. Место учебной дисциплины в структуре ООП: Программа курса позволяет глубже понять феномен науки в трех аспектах: как способ существования знания, как особый вид духовной деятельности и как социальный институт. Тем самым появляется возможность глубже понять историю и современное состояние избранной соискателем отрасли науки, представить эволюцию последней как элемент общего процесса научного освоения мира. Это позволяет ставить и решать исследовательские задачи в той или иной конкретной области науки на современном уровне.

Дисциплина относится к обязательным дисциплинам образовательной составляющей учебного плана подготовки аспирантов.


3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате изучения учебной дисциплины аспирант должен:

Знать:

        • особенности развития науки как социокультурного феномена;

        • основные философско-методологические концепции развития науки;

        • различные стратегии и технологии организации научной деятельности;

        • историю и современное состояние избранной научной дисциплины;

        • современные философские дискуссии по проблемам науки;

        • понятийный аппарат, принципы и методы философско-методологического подхода к анализу науки, сформировавшиеся в рамках современной философии науки.


Уметь:

        • осмысливать и оценивать на философско-методологическом уровне состояние и проблемы развития избранной научной дисциплины;

        • самостоятельно исследовать факты и события, выявлять тенденции и закономерности развития той области действительности, которая является предметом их профессионального изучения;

        • использовать знания по истории и философии науки не только в исследовательской практике, но и в преподавательской деятельности.

Владеть:

        • современными методологическими концепциями в области философии науки;

        • методологическим инструментарием науки в целях четкого представления о научной рациональности, структуре и методах научного познания, идеалах и критериях научности, нормах и ценностях научного сообщества;

        • знаниями об эволюции науки как самостоятельного вида духовной деятельности, как способа существования знания и как социального института;

        • характеристикой основных исторических периодов развития науки, видеть современное состояние науки в неразрывном единстве с ее историей;

        • пониманием места науки в культуре и показывать специфику философского осмысления науки в социокультурном аспекте;

        • обязательным для каждого соискателя ученой степени кандидата наук единым минимумом требований к уровню знаний по истории избранной отрасли науки, а также основными философско-методологическими подходами, существующими на современном уровне развития данной дисциплины.


4. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы:

Общая трудоёмкость учебной дисциплины составляет _3___ зачётных единицы (108 часов).



^ Форма обучения

Курс

Трудоёмкость дисциплины в часах

Форма итогового контроля

всего часов

ауд.

часов

лекции

семинар.

(практич.)

занятия

лаборат. занятия

самост. работа

Очная

1

108

54

36

18




54

КЭ

Заочная

1

108

18

10

8




90

КЭ



5. Структура и содержание учебной дисциплины:

Очно

п/п

Наименование разделов дисциплины

Всего часов

^ Аудиторные занятия

Самост. работа

Форма итогового контроля

лекции

семинар.

(практич.)

занятия

лаборат. занятия

1.

Общие проблемы истории и философии науки

38

12

6




20

КЭ

2.

Философия социально-гуманитарных наук

34

14

4




16

3.

История развития науки специализации

36

10

8




18

Реферат




ИТОГО

108

36

18




54





заочно

п/п

Наименование разделов дисциплины

Всего часов

^ Аудиторные занятия

Самост. работа

Форма итогового контроля

лекции

семинар.

(практич.)

занятия

лаборат. занятия

1.

Общие проблемы истории и философии науки

36

4

4




30

КЭ

2.

Философия социально-гуманитарных наук

36

2

2




32

3.

История развития науки специализации

36

4

4




28

Реферат




ИТОГО

108

10

8




90






^ Содержание учебной дисциплины

(Тематической планирование)

Очная/заочная форма обучения




п/п

Тема

Виды учебной работы

Форма текущего контроля

лекции

семинар.

(практич.)

занятия

лаборат. занятия

Самост. работа




^ РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ

10/4

6/4




20/30




1

Тема 1. Предмет и основные концепции современной философии науки.

2/1

1/0




4/4







Введение. Значение истории и философии науки в научно-исследовательской деятельности соискателей и аспирантов.

Современная философия науки как изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте.

Эволюция подходов к анализу науки.

Логико-эпистемологический подход. Позитивистская традиция в философии науки. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда, М. Полани.

Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности.













Конспект лекций

Ответы на семинарском занятии.

Собеседование




Тема 2. Наука в культуре современной цивилизации

1/0

1/0




2/4







Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности.

Особенности научного познания. Наука и философия. Наука и искусство. Наука и обыденное познание. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение,













Конспект лекций

Ответы на семинарском занятии.

Собеседование




Тема 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции.

1/1

1/1




4/4







Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта.

Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого: человек — творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами — алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука.

Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Р. Бэкон, У. Оккам. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы.

Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно организованной науки. Технологические применения науки. Формирование технических наук.

Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования













Конспект лекций

Ответы на семинарском занятии.

Собеседование




Тема 4. Структура научного знания.

1/1

1/1




2/2







Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни. Структура эмпирического знания (эксперимент и наблюдение, эмпирический факт. Проблема теоретической и эмпирической составляющей факта. Структура теоретического знания. Первичные теоретические модели и законы. Развертывание теории как процесс решения задач. Основания науки: идеалы и нормы в их социокультурной размерности. Особенности философских оснований науки.













Конспект лекций

Ответы на семинарском занятии.

Собеседование




Тема 5. Динамика науки как процесс порождения нового знания

1/0

1/0




2/4







Механизмы порождения научного знания. Воздействие эмпирических фактом на основание науки. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования. Механизмы развития научных понятий. Классический и неклассический варианты формирования теории. Проблемные ситуации в науке. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.













Конспект лекций

Ответы на семинарском занятии.

Собеседование




Тема 6. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности.

2/1

1/1




2/4







Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Научные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типологии научных революций. Внутридисциплинарные механизмы научных революций. Междисциплинарные взаимодействия и «парадигмальные прививки» как фактор революционных преобразований в науке. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренческих универсалий культуры. Прогностическая роль философского знания, философия как генерация категориальных структур, необходимых для освоения новых типов системных объектов.

Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста знаний. Селективная роль культурных традиций в выборе стратегий научного развития. Проблема потенциально возможных историй науки.

Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.













Конспект лекций

Ответы на семинарском занятии.

Собеседование




Тема 7. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса

1/0

1/0




2/4







Концептуально-методологические сдвиги в естествознании конца XX века. Широкое распространение идей и методов синергетики. Укрепление парадигмы целостности. Применение идеи коэволюции. Изменение характера объекта исследования и усиление роли междисциплинарных комплексных подходов в его изучении. Широкое применение философии и ее методов в естественных науках. Ослабление требований к жестким нормативам научного дискурса и усиление роли внерационального компонента. Широкое включение в поле зрения естествознания человеческой деятельности, соединение объективного мира и мира человека, преодоление дуализма объекта и субъекта. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы. Научные школы. Историческое развитие способов трансляции научных знаний. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема государственного регулирования науки.













Конспект лекций

Ответы на семинарском занятии.

Собеседование




Тема 8. Наука как социальный институт

1/0

1/0




2/4







Историческое развитие институ-циональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы. Научные школы. Историческое развитие способов трансляции научных знаний. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема государственного регулирования науки.













Конспект лекций

Ответы на семинарском занятии.

Собеседование




^ РАЗДЕЛ 2. ФИЛОСОФИЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

14/2

4/2




16/32







Тема 1. Общетеоретические подходы в социально-гуманитарных науках.

2/0







2/2







Философия как интегральная форма научных знаний, в том числе и знаний об обществе, культуре, истории и человеке (Платон, Аристотель, Кант, Гегель, Гоббс, Локк и др.). Донаучные, ненаучные и вненаучные знания об обществе, культуре, истории и человеке. Формирование научных дисциплин социально-гуманитарного цикла: эмпирические сведения и историко-логические реконструкции. Социокультурная обусловленность дисциплинарной структуры научного знания: социология, экономика, политология, наука о культуре как отражение в познании относительной самостоятельности отдельных сфер общества. Зависимость социально-гуманитарных наук от социального контекста: классическая, неклассическая и постнеклассическая наука. Социально-гуманитарные знания как феномен, зародившийся на Западе, его общечеловеческое значение. Российский контекст применения социального знания и смены его парадигм.













Конспект лекций

Ответы на семинарском занятии.

Собеседование




Тема 2. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного знания.

1/1

0/1




1/2







Сходства и отличия наук о природе и наук об обществе: современные трактовки проблемы. Особенности общества и человека, его коммуникаций и духовной жизни как объектов познания: многообразие, неповторяемость, уникальность, случайность, изменчивость. Конвергенция естественно-научного и социально-гуманитарного знания в неклассической науке, эволюция и механизмы взаимодействия. Гуманизация и гуманитаризация современного естествознания. Возможность применения математики и компьютерного моделирования в социально-гуманитарных науках. Научная картина мира в социально-гуманитарных науках.













Конспект лекций

Ответы на семинарском занятии.

Собеседование




Тема 3. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании.

2/0

1/0




2/4







Аксиология - учение о ценностях. Ценности в качестве смысловых универсалий. Функции и роль ценностей в культуре и науке. Истина и ценности Ценностный подход в науке, его конструктивная и деструктивная роль. Воздействие идеологии на развитие и функционирование гуманитарных наук. Самодостаточная ценность истины в фундаментальных исследованиях и ее инструментальный характер - в прикладных. Факторы, стимулирующие и тормозящие поиск истины в гуманитарных науках. Проблема социальной ответственности ученого за последствия применений его открытий на практике.













Конспект лекций

Ответы на семинарском занятии.

Собеседование




Тема 4. Жизнь как категория наук об обществе и культуре.

1/0







1/2







Философия жизни Ницше и Шопенгауэра. Воля к власти и воля к познанию. Философия жизни и жизненный мир человека у Дильтея. Философия жизни О. Шпенглера Модель общества Ю. Хабермаса. Нижний уровень — социокультурный «жизненный мир человека». Жизненный мир человека как господство коммуникативного типа поведения, нацеленного на достижение интерсубъективного понимания. Символические средств обмена: взаимопонимание и солидарность. Жизненный мир как возможность для творческой самореализации личности.













Конспект лекций

Ответы на семинарском занятии.

Собеседование




Тема 5. Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании

1/0

1/0




2/2







Время как физическое измерение и как мера становления человеческого бытия. Объективное и субъективное время. Социальное и культурно-историческое время. Время и пространство в гуманитарном контексте. Понятие хронотопа как конкретного единства пространственно-временных характеристик. Социально-философское осмысление времени и пространства.













Конспект лекций

Ответы на семинарском занятии.

Собеседование




Тема 6. Коммуникативность в науках об обществе и культуре: методологические следствия и императивы.

1/0







1/4







Понятие коммуникативности. Общение ученых как условие создание нового социально-гуманитарного знания. Социокультурная природа научного знания. Научные конвенции. Моральная ответственность ученого за введение конвенций. Понятие индоктринации.













Конспект лекций

Ответы на семинарском занятии.

Собеседование




Тема 7. Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках.

2/0

1/0




1/4







Рациональное, объективное, истинное в социально-гуманитарных науках. Классическая и неклассическая концепции истины в социально-гуманитарных науках. Экзистенциальная истина, истина и правда. Проблема истины в свете практического применения социально-гуманитарных наук. Плюрализм и социологическое требование отсутствия монополии на истину. Релятивизм, психологизм, историзм в социально-гуманитарных науках и проблема истины.













Конспект лекций

Ответы на семинарском занятии.

Собеседование




Тема 8. Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках.

1/0







2/4







Природа и типы объяснений. Объяснение — функция теории. Понимание в гуманитарных науках, необходимость обращения к герменевтике как «органону наук о духе» (В. Дильтей, Г.-Г. Гадамер). Текст как особая реальность и «единица» методологического и семантического анализа социально-гуманитарного знания. Язык, «языковые игры», языковая картина мира. Особенности интерпретации в социально-гуманитарном знании.

Проблема «исторической дистанции», «временного отстояния» (Гадамер) в интерпретации и понимании. Объяснение и понимание в социально-гуманитарных науках.













Конспект лекций

Ответы на семинарском занятии.

Собеседование




Тема 9. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук

1/0

1/0




1/2







Натуралистическая исследовательская программа. Антинатуралистическая исследовательская программа. Общенаучное значение натуралистической и антинатуралистической исследовательских программ. Натуралистическая и антинатуралистическая исследовательские программы в социологии, исторической, экономической и юридической науках, психологии, филологии, культурологии.













Конспект лекций

Ответы на семинарском занятии.

Собеседование




Тема 10. Разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные науки

1/0

0/1




1/2







Классификация наук. Специфика общественных наук и наук о человеке. Понятия «гуманитарный» и «гуманистический». Цивилизационный подход Вебера к истории. Культурно-исторический анализ общества. Единство и различие социального, культурного и антропологического. Специфика методов социально-гуманитарных наук Отличие исторических и естественных наук по Виндельбанду и Риккерту. Ослабление критерия научности применительно к историческим наукам. Опасность исторического релятивизма. Программа создания науки культурологии Л.Уайта.



















Тема 11. Дисциплинарная структура и роль социально-гуманитарных наук в процессе социальных трансформаций.

1/0

1/0




2/4







Дисциплинарная структура социально-гуманитарного знания. Междисциплинарные исследования. Смена лидирующих дисциплин. Возрастание роли знания в обществе. «Общество знания». Понятие социальной трансформации.













Конспект лекций

Ответы на семинарском занятии.

Собеседование




^ РАЗДЕЛ 3. ИСТОРИОГРАФИЯ

10/4

8/4




18/31

реферат




РАЗДЕЛ 1. Историография всеобщей истории



















Введение. Основные подходы к изучению зарубежной и отечественной историографии

2/2

1/0

-

4/3







Историография древности и средневековья.

2/0

1/1




2/3







Историография нового времени

0/1

1/0




2/3







Историография новейшего времени




1/1




2/3







РАЗДЕЛ 2. Историография отечественной истории




1













Накопление исторических знаний в раннем средневековье России.

2 /0

1/0




2/4







Русская историческая мысль в XVI-начале XVIII в.


2/0

0/1




2/4







Российская историография в XIX веке

0/1

1/1




2/4







Историческая наука в XX веке.


2/0

1/1




2/4










36/10

18/8




54/90

канд.экз.


6. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:


Литература к первому разделу:


Основная литература

  1. Абачиев С.К. Эволюционная теория познания. Опыт систематического построения. М., 2004

  2. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

  3. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарноеявление. М., 1978.

  4. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М, 1990.

  5. Ильин В.В.Философия науки: Учебник для аспирантов и соискателей. – М., 2003.

  6. Копре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитиенаучных теорий. М., 1985.

  7. Кун Т. Структура научных революций. М, 2001.

  8. Кун Т. Структура научных революций. М.,2005.

  9. Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов. М., 2004

  10. Лешкевич Т.Г. Философия науки. М., 2005

  11. Малкей М. Наука и социология знания. М., 1983.

  12. Микешина Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. М., 2005

  13. Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М., 2004

  14. Никифоров АЛ. Философия науки: история и методология. М, 1998.

  15. Огурцов А.Л. Дисциплинарная структура науки. М., 1988.

  16. Основы философии науки / Кохановский В.П., Е.В. Золотухина, Т.Г. Лешкевич, Т.Б. Фатхи. Ростов н/Д., 2004

  17. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

  18. Проблема знания в истории науки и культуры / под ред. Молодцовой Е.Н. СПб., 2001

  19. Романовская Т.Б. Объективность науки и человеческая субъективность, или в чем состоит человеческое измерение науки. М., 2001.

  20. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук/ под общ. ред. д-ра филос. наук, проф. В. В. Миронова. – М. : Гардарики, 2006. – 639 с.

  21. Степин B.C. Философия науки. Общие проблемы. М, 2004.

  22. Традиции и революции в развитии науки. М., 1991.

  23. Философия и методология науки / Под ред. В.И. Купцова. М., 1996.

  24. Философия науки / под ред. Лебедева С.А. М., 2004

  25. Философия для аспирантов / Кохановский В.П., Е.В. Золотухина, Т.Г. Лешкевич, Т.Б. Фатхи. Ростов н/Д., 2002


Дополнительная литература

  1. Гамов В.И., Похилько А.Д. Философия и методология педагогических исследований:, 2005.

  2. Горохов В.Г. Концепции современного естествознания и техники. М., 2000.

  3. Зотов А.Ф. Современная западная философия. М., 2001.

  4. Кезин А.В. Наука в зеркале философии. М., 1990.

  5. Келле В.Ж. Наука как компонент социальной системы. М., 1988.

  6. Косарева Л.Н. Социокультурный генезис науки: философский аспект проблемы. М., 1989.

  7. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2000.

  8. Мамчур ЕЛ. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. М., 1987.

  9. Моисеев Н.Н. Современный рационализм. М„ 1995.

  10. Наука в культуре. М, 1998.

  11. Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.

  12. Принципы историофафии естествознания. XX век / Отв. ред. И.С. Тимофеев. М.,2001.

  13. Разум и экзистенция / Под ред. И.Т. Касавина и В.Н. Поруса. СПб., 1999.

  14. Современная философия науки: Хрестоматия / Сост. А.А. Печенкин. М, 1996.

  15. Степин B.C. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М, 2000.

  16. Степин B.C., Горохов ВТ., Розов МЛ. Философия науки и техники. М, 1991.

  17. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.

  18. Философия / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. М., 2004.

  19. Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996.

  20. Лакатос И. Методология исследовательских программ. – М., 2003.

  21. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. – М., 2001

  22. Ленк Х. Размышления о современной технике. М., 1996.

  23. Новая технократическая волна на Западе. – М., Прогресс, 1986.

  24. Поппер К.Р. Объективное знание: Эволюционный подход. – М., 2002.

  25. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., Прогресс, 1996.

  26. Сачков Ю.В. Вероятностная революция в науке. – М., 1999

  27. Степин В.С. Теоретическое знание. – М., 2000.

  28. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. - М., 1986.


Литература ко второму разделу


Основная:

  1. Абачиев С.К. Эволюционная теория познания. Опыт систематического построения. М., 2004

  2. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

  3. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарноеявление. М., 1978.

  4. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М, 1990.

  5. Ильин В.В.Философия науки: Учебник для аспирантов и соискателей. – М., 2003.

  6. Кун Т. Структура научных революций. М, 2001.

  7. Кун Т. Структура научных революций. М.,2005.

  8. Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов. М., 2004

  9. Лешкевич Т.Г. Философия науки. М., 2005

  10. Микешина Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. М., 2005

  11. Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М., 2004

  12. Основы философии науки / Кохановский В.П., Е.В. Золотухина, Т.Г. Лешкевич, Т.Б. Фатхи. Ростов н/Д., 2004

  13. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

  14. Романовская Т.Б. Объективность науки и человеческая субъективность, или в чем состоит человеческое измерение науки. М., 2001.

  15. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук/ под общ. ред. д-ра филос. наук, проф. В. В. Миронова. – М. : Гардарики, 2006. – 639 с.

  16. Степин B.C. Философия науки. Общие проблемы. М, 2004.

  17. Философия науки / под ред. Лебедева С.А. М., 2004

  18. Философия для аспирантов / Кохановский В.П., Е.В. Золотухина, Т.Г. Лешкевич, Т.Б. Фатхи. Ростов н/Д., 2002

Дополнительная литература

  1. Гамов В.И., Похилько А.Д. Философия и методология педагогических исследований:, 2005.

  2. Горохов В.Г. Концепции современного естествознания и техники. М., 2000.

  3. Зотов А.Ф. Современная западная философия. М., 2001.

  4. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2000.

  5. Принципы историофафии естествознания. XX век / Отв. ред. И.С. Тимофеев. М.,2001.

  6. Разум и экзистенция / Под ред. И.Т. Касавина и В.Н. Поруса. СПб., 1999.

  7. Современная философия науки: Хрестоматия / Сост. А.А. Печенкин. М, 1996.

  8. Степин B.C. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М, 2000.

  9. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.

  10. Философия / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. М., 2004.

  11. Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996.

  12. Лакатос И. Методология исследовательских программ. – М., 2003.

  13. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. – М., 2001

  14. Ленк Х. Размышления о современной технике. М., 1996.

  15. Новая технократическая волна на Западе. – М., Прогресс, 1986.

  16. Поппер К.Р. Объективное знание: Эволюционный подход. – М., 2002.

  17. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., Прогресс, 1996.

  18. Сачков Ю.В. Вероятностная революция в науке. – М., 1999

  19. Степин В.С. Теоретическое знание. – М., 2000.

  20. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. - М., 1986.


Литература к третьему разделу


Рекомендуемая основная литература:

Бычков С.П., Корзун В.П. Введение в отечественную историографию ХХ века. -Омск, 2001.

Гене Б. История и историческая культура на средневековом Западе. -М., 2002.

Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа «Анналов». -М., 1993.

Историография истории нового и новейшего времени стран Европы и Америки. -М., 2000.

Историческая наука в России в ХХ веке. -М., 1997.

Могильницкий Б.Г. История исторической мысли ХХ века. Вып. I. Кризис историзма. -Томск, 2001.

Портреты историков. Время и судьбы. В 2-х тт. (Т. 1. Отечественная история; Т. 2. Всеобщая история). - М., 2000.

Репина Л.П. «Новая историческая наука» и социальная история. - М., 1998.

Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. История исторического знания. – М.: Дрофа, 2004.

Черняк Е.Б., Тормасов Б.А. Историки и история в 2-х томах. М.,1997-1998.

Шeуджен Э. А. Историография. Вопросы теории и методологии. Курс лекций. -Майкоп, 2005.

Румянцева М. Ф. Теория истории. Учебное пособие. -М., 2002.

Шапиро А.Л. Русская историография с древнейших времен до 1917 г. -М.,1993.

Вопросы истории и методологии истории. Сборник научных трудов. Выпуск 8. -Майкоп 2011 г.


2.Дополнительная литература

Аверинцев С. Морфология культуры Освальда Шпенглера // Вопросы литературы. 1968. №1.

Актуальные проблемы теории истории. Материалы "круглого стола ". (12 января 1994 г.) // Вопросы истории. 1994. № 6.

Алпатов М.А. Политические идеи французской буржуазной историографии XIX века. – М.:Л., 1949.

Артановский С.И. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. Философско-методологический анализ современных концепций. - Л. 1967.

^ Артановский С.Н. Проблемы этноцентризма, этнического своеобразия культур и межэтнических взаимоотношений в современной зарубежной этнографии // Актуальные проблемы этнографии и современная зарубежная наука. - Л., 1979.

Биск И. История исторической мысли в новое время. -Иваново, 1983.

Барг М.А. Общественно-экономическая формация в свете нового исторического знания // Средние века. Вып. 55. - М., 1992.

Барг М.А. Эпохи и идеи: Становление историзма. – М., 1987.

Барг М.А., Авдеева К.Д. От Макиавелли до Юма: Становление историзма. – М., 1998.

Бердяев Н.А. Смысл истории. – М.: Мысль. 1950.

Бессмертный Ю.Л. "Феодальная революция" Х - ХI вв.? // Вопросы истории 1984. № 1.

Бессонов Б.Н. Философия науки: курс лекций. – М., 2008.

Брандт М.Ю., Ляшенко Л.М. Введение в историю. - М., 1994.

Вайнштейн О.Л. Историография средних веков. – М.; Л., 1940.

Вайнштейн О.Л. Западноевропейская средневековая историография. –М.: Л., 1964.

Вайштейн О.Л. История советской медиевистики. 1917- 1966. - Л. 1968.

Вернадский Г. Русская историография. – М.: Издательство «Аграф», 1998.

Виноградов К.Б. Очерки английской историографии нового и новейшего времени. – Л., 1975.

Виноградов В.Б., Дударев С.Л., Нарожный Е.И. Основные этапы всемирной истории. - Армавир, 1993, 1995.

Виноградов В.Б., Дударев С.Л., Нарожный Е.И. Основные этапы всемирной истории // Восток. 1995. № 5.

Волков В.К. Новые тенденции в развитии исторической мысли в странах Центральной и Юго-Восточной Европы // Новая и Новейшая история. 1991. № 4.

Гефтер М. Из тех и этих лет. – М.: Прогресс, 1991.

Гумилев Л.Н. От Руси к России. – М.: Ди-Дик, 1997.

Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации. – М.: Экспресс, 1993.

Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. – М.: Экспресс, 1993.

Гутнова Е.В. Историография истории средних веков. - М., 1985.

Гутнова Е.В. Основные проблемы истории средних веков в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса. - М., 1986.

Гутнова Е.В. Средневековье: место в европейской цивилизации // Средние века. Вып. 68. - М., 1990.

Гутнова Е.В., Уколова В.И. Проблемы истории феодальной формации в трудах К.Маркса // Средние века. Вып. 47. - М., 1984.

Далин В.М. Историки Франции XIX-XX веков. – М., 1981

Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.). -М., 1998.

Данилевский И. Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII-XIV вв.). -М., 2000.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М.: Книга, 1991.

Дейч Г. М. В. Н. Татищев: Историк и государственный деятель. Свердловск, 1962.

Дубовицкий Г.А. "Новая социальная история" в историографии США // Вопросы истории. 1989. № 2.

Заборов М.А. Введение в историографию крестовых походов. (Латинская хронография XI-XIII вв.). – М., 1966.

Заболотный Е.Б., Камыкин В.Д. Историческая наука России в конце ХХ – начале ХХI в. – Тюмень: Издательство Тюменского университета, 2004.

Заболотный Е.Б., Камыкин В.Д., Шишкин И.Г. Очерки современной историографии истории России с древнейших времен до начала ХХ в. – Тюмень: Издательство Тюменского университета, 2004.

Историки России XVIII-начало XX века. -М., 1996.

Историки России XVIII-XX веков. Вып. 1-4. -М., 1997.

Историография истории России до 1917 г.: Учебник для вузов. В. 2 томах / Под ред. М.Ю. Лачаевой. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2003.

Историография истории СССР с древнейших времен до 1917 г. / Под ред. В.Е. Иллерицкого и И.А. Кудрявцева. – М., 1971.

Исторические исследования в России. Тенденции последних лет. – М.: АИРО. 1996.

Историческая наука в России в XX веке. -М., 1997.

Историческая наука и историческое сознание/Под ред. Б. Г. Могильницкого. Томск, 2000.

Исторические исследования в России. Тенденции последних лет. -М., 1996.

История русской общественной мысли и культуры XVIII-XX веков. -М., 1990.

Историческое знание в современной России: дискуссии и поиски новых подходов. М., 2005.

Историческая наука и методология истории в России XX века. К 140-летию со дня рождения академика А. С. Лаппо-Данилевского/Отв. ред. А. В. Малинов. -СПб. 2003.

Историография античной истории / Под ред. В.И. Кузищина. - М., 1980.

Историография новой и новейшей истории стран Европы и Америки. - М., 1977.

Историография истории южных и западных славян. - М., 1987.

Историография истории нового времени стран Европы и Америки / А.В. Адо, И.С. Галкин и др. – М., 1990.

Историография истории нового и новейшего времени стран Европы и Америки / Под ред. И.П. Дементьева, А.И. Патрушева – М., 2000.

Источники и историография истории Древней Греции // История Древней Греции /Под ред. В.И. Кузищина. - М., 1996. С.8-35.

Источники и историография истории Древнего Рима // История Древнего Рима /Под ред. В.И. Кузищина. - М., 1994. С. 5 -31.

Историки России ХVIII – начало ХХ века. М., 1996.

Историографические исследования по Африканистике и Востоковедению // Сборник научных трудов. - Краснодар, 1986.

Ирицкая Ю.Я. Современная буржуазная историография проблемы: " Восток - Запад " // Вопросы истории 1984. № 1.

Карамзин Н. М. История Государства Российского. В 3-х кн. М., 1988-1989.

Карсавин Л.П. Философия истории. -СПб., 1993.

Ключевский В. О. Курс русской истории//Ключевский В. О. Сочинения. Т. I-V. -М., 1956-1958.

Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. -М., 1987.

Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. -М., 1990.

Косминский Е.А. Историография средних веков. -М., 1963.

Коломийцев В.Ф. Школа "Анналов" и изучение истории в современной школе // История. 1995. № 34

Кузнецова Т.И., Миллер Т.А. Античная эпическая историография: Геродот. Тит Ливий. – М., 1984.

Лафибер У. Американская историография внешней политики США // Новая и новейшая история. 1993. № 1.

Левчик Д.А. Роберт Уильям Фогаль и "новая экономическая история" // Новая и новейшая история. 1989. № 6.

Литвак Б. Г. Парадоксы российской историографии на переломе эпох. -СПб., 2002.

Лебедев С.А. Философия науки. Общий курс. – М., 2007.

Могильницкий Б. Г. История исторической мысли XX века. Вып. 1. Кризис историзма. -Томск, 2001.

Могильницкий Б. Г. История исторической мысли XX века. Вып. 2. Становление «новой исторической науки». -Томск, 2003.

Мелик-Гайказова Н.Н. Французские хронисты XIV в. как историки своего времени. - М., 1970.

Мельников А.С. Сравнительное изучение цивилизаций: некоторые вопросы критического анализа современных западных концепций мирового культурно- исторического процесса // Актуальные проблемы этнографии. - Л.,1979.

Милюков П. Н. Главные течения русской исторической мысли. -СПб., 1913.

Могильницкий Б.Г. Между объективизмом и релятивизмом. Дискуссии в американской историографии // Новая и новейшая история. 1993. № 5.

Немировский А.И. Рождение Клио: У истоков исторической мысли. - Воронеж, 1986.

Назаров С.В. Историография истории древнего мира. – М., 2000.

Назаров С.В. Историография всеобщей истории (в связи с развитием исторической мысли). – Армавир, 2002.

Немировский А.И. У истоков исторической мысли. Воронеж, 1979.

Никифоров А.Л. Философия науки: история и теория. – М., 2006.

Нечкина М.В. Василий Осипович Ключевский: история жизни и творчества. – М., 1974.

Общественно-политическая мысль европейского Просвещения / Под ред. Н.М. Мещеряковой. – М., 2002.

Очерки исторической науки СССР. В 4 томах. – М., 1960.

Основные этапы всемирной истории/Под ред. В.Б. Виноградова и С.Л. Дударева. – Армавир, 2009.

Патрушев А.И. Консервативные тенденции в современной западногерманской буржуазной исторической науке // Новая и новейшая история. 1988. №

Павлов-Сильванский Н. П. Феодализм в России. -М., 1988.

Памятники литературы Древней Руси: XIII в. -М., 1981.

Памятники литературы Древней Руси: XIV-середина XV в. -М., 1981.

Платонов С. Ф. Собрание сочинений по русской истории. В 2-х т. -СПб., 1993-1994.

Покровский М.Н. Историческая наука и борьба классов (историографические очерки, критические статьи и заметки). Вып 1. – М., 1933.

Покровский М.Н. Русская история с древнейших времен. В 4-х томах. – М., 1992.

Портреты историков. Время и судьбы. Т. 1. Отечественная история/Отв. ред. Г. Н. Севостьянов, Л. П. Маринович, Л. Т. Мильская. -М., 2000.

Приселков М.Д. История русского летописания XI–XV вв. -СПб., 1996.

Проблемы источниковедения и историографии. Материалы II Научных чтений памяти академика И.Д. Ковальченко.-М.: РОССПЭН, 2000.

Пушкин А.С. История Пугачева. – М., 1989. Т. 6.

Пушкин А.С. Путешествие из Москвы в Петербург. -М., 1989. Т. 5.

Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. -М., 1984.

Рамазанов С. П. Кризис в российской историографии начала XX века. Ч. 1-2. Волгоград, 1999-2000.

Ратмэн Д.Б. "Новая социальная история " в США // Новая и новейшая история. 1990, № 2.

Реизов Б.Г. Французская романтическая историография. – Л., 1956.

Романов Б. А. Люди и нравы древней Руси. -Л., 1966.

Сидорова Л. А. Оттепель в исторической науке. Советская историография первого послесталинского десятилетия. -М., 1997.

Советская историография. -М., 1996.

Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Разн. изд.

Суркова Н. Методологические проблемы критики в исторической науке. -Самара, 1995.

Современная зарубежная немарксистская историография. Критический анализ. - М., 1989.

Стобарт М. Совет Европы и историческое образование // Преподавание истории в школе. 1995, № 7.

Словарь исторический: личности, общество, политика. В 2-х т. – М., 1999.

Стёпин В.С. Философия науки. Общие проблемы. – М., 2006.

Татищев В. Н. Соч. В. 8 т. -М., 1994-1996.

Узнародов И.М. К вопросу о периодизации новой и новейшей истории // Вторые научные чтения по всеобщей истории, посвящённые памяти академика С.Д. Сказкина. - Ростов- на- Дону, 1994.

Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. - М., 1992.

Формы исторического сознания от поздней античности до эпохи Возрождения (Исследования и тексты) / Отв. ред. И.В. Кривушин. – Иваново, 2000.

Философия науки. Хрестоматия. Учебное пособие / Под ред. Микешиной Л.А. – М., 2006.

Хачатурян В.М. Проблема цивилизации в "Исследовании истории". А. Тойнби в оценке западной историографии // Новая и новейшая история. 1991. № 1.

Черепнин Л. В. Отечественные историки XVIII-XX вв. -М., 1984.

Черняк Е.Б. Об узловых теоретических проблемах всемирной истории // Современная зарубежная немарксистская историография. Критический анализ. -М.: Наука, 1989. С. 29-43.

Цивилизационные и формационные подходы к изучению отечественной истории: теория и методология (конкретно-исторические проблемы). Вып 4. Часть 2. – М.: МАДИ, 1996.

Шаповалов А.И. Основы философии и методологии истории: Учебное пособие. –Армавир, 2003.

Шеуджен Э.А. Историография. История историографической науки. Курс лекций. – Майкоп, 1999.

Шмидт С. О. Путь историка. Избранные труды по источниковедению и историографии XVIII века. - М., 1997.

Шкуринов П.С. Позитивизм в России XIX века. - М., 1980.


^ 3.Электронные ресурсы

Апология истории или ремесло историка (Блок М.) http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000028/index.shtml

^

Историография. Истории южных и западных славян.



http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000061/index.shtml


Всемирная история в Интернете //http://hrono.info


Всемирная история. События. Личности//http://www.world-history.ru

http:// wunderwaffe.narod.ru

http:// wunderwaffe.narod.ru

http:// historylib.org

http:// new-history2005.narod.ru

http://www.lants.tellur.ru/history/

http://www.lants.tellur.ru/history/klassics.htm# Учебники по русской истории

http://www.lants.tellur.ru/history/version.htm Версии, гипотезы, теории

http://istrodina.com/ Журнал Родина

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Boffa/index.php Боффа Дж. История Советского Союза (том 1 и 2)


Интернет ресурсы:

http://fictionbook.ru/author/kollektiv_avtorov/istoriya_i_filosofiya_nauki_uchebnoe_pos/

http://www.piter-press.ru/attachment.php?barcode=978546900773&at=exc&n=0

http://rudocs.exdat.com/docs/index-90765.html

http://rudocs.exdat.com/docs/index-74552.html

http://rudocs.exdat.com/docs/index-27755.html

http://www.mirknig.com/knigi/guman_nauki/1181468872-istoriya-i-filosofiya-nauki.html


7. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины:

  • Учебная база, методический кабинет, наличие научной, учебно-методической литературы по дисциплине.

  • Наличие компьютеров и программ компьютерного обеспечения.


Вопросы к экзамену:


Вопросы к первому разделу:

  1. Проблема возникновения науки, интернализм и экстернализм.

  2. Становление основных научно-исследовательских программ в античности.

  3. Формирование опытной науки в новоевропейской культуре.

  4. Западная и восточная средневековая наука.

  5. Формирование науки как профессиональной деятельности.

  6. Становление социальных и гуманитарных наук.

  7. Особенности научно-технической революции

  8. Синергетическое мировидение.

  9. Структура эмпирического знания

  10. Структура теоретического знания.

  11. Механизмы порождения научного знания.

  12. Проблемные ситуации в науке.

  13. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности.

  14. Историческое развитие способов трансляции научных знаний.

  15. Предмет и задачи современной истории и философии науки.

  16. Основные эволюционные подходы к анализу науки.

  17. Основные типы цивилизационного развития и их базисные ценности.

  18. Особенности научного познания. Роль науки в современном образовании и формировании личности.

  19. Значение философского анализа развития науки в определении смыслов мировоззренческих универсалий культуры.

  20. Глобальные революции и типы научной рациональности.


Вопросы ко второму разделу:


  1. Формирование научных дисциплин социально-гуманитарного цикла.

  2. Детерминированность социально-гуманитарных наук социокультурным контекстом.

  3. Сходства и отличия наук о природе и наук об обществе: современные трактовки и проблемы.

  4. Научная картина мира в социально-гуманитарных науках.

  5. Функции и роль ценностей в культуре и науке

  6. Воздействие идеологии на развитие и функционирование гуманитарных наук.

  7. Этика современной науки (научный этoc).

  8. Специфика методов социально-гуманитарных наук.

  9. Объяснение и понимание в гуманитарных науках.

  10. Наука и гуманитаризация современного образования.

  11. Время как физическое измерение и как мера становления человеческого бытия.

  12. Понятие хронотопа как конкретного единства пространственно-временных характеристик.

  13. Социокультурная природа научного знания.

  14. Коммуникативность в науках об обществе и культуре.

  15. Дисциплинарная структура социально-гуманитарного знания.

  16. Социальная трансформация и ее значение для развития социально-философского знания.

  17. Истинность и рациональность в социально-гуманитарных науках.

  18. Объяснение, понимание, интерпретация в социально-гуманитарных науках.

  19. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках.

  20. Основные исследовательские программы в социально-гуманитарных науках



Примерная тематика рефератов (к третьему разделу)

  1. Первые опыты осмысления истории в древневосточных обществах.

  2. Античная историография: у истоков исторического знания.

  3. Христианская концепция истории.

  4. Особенности гуманистической историографии эпохи Ренессанса.

  5. Теории прогресса и исторических циклов эпохи Просвещения.

  6. Основные направления романтической историографии.

  7. Теория формаций на современном этапе.

  8. Цивилизационная концепция О. Шпенглера.

  9. Цивилизационная концепция А. Тойнби.

  10. Концепция "осевого времени" К. Ясперса.

  11. Концепция мироцелостности.

  12. Теория пассионарности Л.Н. Гумилева и отношение к ней в современной науке.

  13. Циклические теории мирового исторического процесса.

  14. «Бои за историю» и школа "Анналов".

  15. История ментальностей и применение ее подходов в научной деятельности историков АГПА.

  16. «Новая локальная история»: мировой и региональный опыт исследований.

  17. Интеллектуальная история: проблемы и перспективы.

  18. Проблемы глобалистики и историческое знание конца XX – начала XXI вв.

  19. Место гендерной истории в современной историографии.

  20. Возникновение и эволюция древнерусской государственности : итоги и перспективы изучения.

  21. Образование единого Русского государства: спорные вопросы социально-политической истории России второй половины XV- начала XVI вв.

  22. Власть и общество в России XVI-XVII вв. ( различные аспекты проблемы в освещении отечественной и зарубежной историографии).

  23. Реформы Петра I, в трактовке дореволюционной, советской и постсоветской историографии.

  24. Экономическая история России в XIX в. в трудах В.О.Ключевского, Н.Я.Данилевского, С.Ф.Платонова.

  25. Особенности либеральных взглядов С.М.Соловьёва на историю России.

  26. Становление советской исторической науки. Школа М.Н.Покровского

  27. Русская историческая наука в эмиграции. Взгляды Г.В. Вернадского, А.А. Кизеветтера.

  28. Особенности развития отечественной и западноевропейской исторической науки по проблеме Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

  29. История Кубани в исследованиях дореволюционных, советских, и постсоветских историков: основные направления и проблемы.

  30. Историческая наука России в конце ХХ – начале ХХI в.: основные направления, проблемы, пути развития.





Похожие:

Рабочей программы учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины
...
Рабочей программы учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины
...
Рабочей программы учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины
...
Рабочей программы учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины
...
Рабочей программы учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины
...
Рабочей программы учебной дисциплины iconАннотация рабочей программы дисциплины «Комплексная система защиты информации на предприятии»
Наименование учебной дисциплины (полное, сокращенное) в соответствии с Учебным планом
Рабочей программы учебной дисциплины icon«Воронежский государственный педагогический университет» аннотация рабочей программы учебной дисциплины «теория языка»
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции
Рабочей программы учебной дисциплины icon«Воронежский государственный педагогический университет» аннотация рабочей программы учебной дисциплины «Литературная критика»
Целями освоения дисциплины (модуля) «История русской литературной критики» являются
Рабочей программы учебной дисциплины icon«Воронежский государственный педагогический университет» аннотация рабочей программы учебной дисциплины «русская диалектология»
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции
Рабочей программы учебной дисциплины iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины методология научно-педагогического исследования Уровень основной образовательной программы

Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты