Методическое сопровождение внедрения метода проектов в практику работы с дошкольниками Ховрина И. В., старший воспитатель мбдоу «црр – детский сад №103» icon

Методическое сопровождение внедрения метода проектов в практику работы с дошкольниками Ховрина И. В., старший воспитатель мбдоу «црр – детский сад №103»



НазваниеМетодическое сопровождение внедрения метода проектов в практику работы с дошкольниками Ховрина И. В., старший воспитатель мбдоу «црр – детский сад №103»
Дата17.10.2016
Размер
ТипРеферат

Методическое сопровождение внедрения метода проектов в практику работы с дошкольниками

Ховрина И.В., старший воспитатель МБДОУ «ЦРР – детский сад № 103» г. Воркуты


Содержание:

  1. Современные подходы построения образовательного процесса в системе дошкольного воспитания.

  2. Деятельностный характер содержания и организации образовательного процесса ДОУ.

  3. Метод проектов в работе с дошкольниками.

  4. Система методической работы по внедрению метода проектов в практику работы с дошкольниками.



В настоящее время система дошкольного воспитания испытывает противоречия переходного периода. Старые принципы работы постепенно себя изживают, и им на смену приходят новые концепции и идеи.

С введением федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования изменились подходы к построению всего образовательного процесса в работе с дошкольниками.

^ Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования установлены следующие принципы:

1. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса в дошкольном образовании.

2. Принцип интеграции образовательных областей

3. Принцип развивающего образования.

4. Сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости.

Специфика ребенка дошкольного возраста такова, что его достижения определяются не столько суммой ЗУН, а личностными качествами, которые обеспечивают ему психологическую готовность к школе. В образовательных программах, соответствующих ФГТ, отсутствует жесткая предметность. Ведущий вид деятельности дошкольника – игра.

В нормативных документах, и в ФГТ названы основные формы организации образовательного процесса:

- совместная деятельность взрослого с детьми,

- самостоятельная деятельность ребенка.

^ Правильно организованное обучение ведет за собой развитие? (Л.С. Выготский)

- обучение создает зоны ближайшего развития, т.е. те внутренние процессы развития, которые сейчас возможны только в сфере взаимоотношений ребенка, в первую очередь, со взрослым, но продлевая внутренний ход развития, через некоторое время они становятся внутренним достоянием самого ребенка;

- обучение не есть развитие, но правильно организованное оно ведет за собой развитие, вызывает к жизни ряд таких процессов, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными.

Л.С. Выготский говорит не об обучении вообще, а о правильно организованном обучении.

^ Тогда каким же должно быть правильно организованное обучение?

- обучение и воспитание – всеобщие и необходимые формы психического развития человека;

- благодаря им человек присваивает ценности материальной и духовной культуры;

- это осуществляется в ходе собственной деятельности;

- процессы обучения и воспитания человека сами протекают внутри его собственной личной деятельности;

- на основе формирования конкретных видов деятельности у человека возникают и развиваются определенные психологические новообразования;

- процессы обучения и воспитания не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы (т.е., включены в деятельность).

^ Таким образом, между обучением и психическим развитием человека стоит его деятельность.

Деятельность – осмысленное и целенаправленное взаимодействие человека с окружающим миром, опосредованное его внешней и внутренней активностью (И.Б.Котова, О.С. Канаркевич, В.Н. Петриевский – Психология: учеб. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – С.14.) Авторы выделяют такие виды деятельности, как: игра, учение и труд – называя их основными. Структура деятельности, по мнению авторов, - это: 1) мотив; 2) цель деятельности; 3) действия; 4) средства (материал); 5) результат (И.Б.Котова, О.С. Канаркевич, В.Н. Петриевский – Психология: учеб. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – С.14-16). Деятельностный подход предполагает организацию процесса обучения таким образом, что ребенок выступает как субъект этой деятельности, самостоятельно решающий конкретные учебные задачи (познавательные, исследовательские, проективные и т.д).

Современный дошкольник значительно отличается от своих сверстников прошлых лет. Он неплохо ориентируется в себе, своем ближайшем окружении, своем настоящем и будущем. Он многим интересуется и о многом рассуждает. И в то же время, он любит играть, сочинять, фантазировать. Ученые отмечают, что современные дети стремятся к интеграции, объединению разных видов деятельности в один процесс. Использование развивающих подходов к построению процесса обучения в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивает каждому ребенку выбор деятельности по интересам и позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально, реализовать замыслы, выбирать и менять что-то самому.

Изучив современные подходы организации образовательного процесса, мы отметили, что метод проектов отвечает этим требованиям. Структура работы над проектом включает в себя все те элементы, которые и обозначены деятельностным подходом.

Метод проектов также позволяет осуществить интеграцию содержания дошкольного образования – связанность, взаимопроникновение и взаимодействие отдельных образовательных областей, обеспечивающих целостность образовательного процесса. Проектная деятельность взрослых и детей позволяет реализовать комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса, заложенный в ФГТ.

Работа над проектом включает деятельность педагога и детей.

Она распределяется следующим образом по этапам проекта:


^ Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

I этап

1.Формулируется проблема (цель).

(При постановке цели определяется и продукт проекта).

2.Вводит в игровую сюжетную ситуацию.

3.Формулирует задачу (не жестко)

1.Вхождение в проблему.

2.Вживание в игровую ситуацию.

3.принятие задачи.

4.Дополнение задач проекта.

II этап

4.Помогает в решении задачи.

5.Помогает спланировать деятельность.

6.Организует деятельность.

5.Объединение детей в рабочие группы.

6.Распределение амплуа.

III этап

7.Практическая помощь (по необходимости).

8.Направляет и контролирует осуществление проекта.

7.Формирование специфических знаний, умений, навыков.

IY этап

9.Подготовка к презентации. Презентация.

8.Продукт деятельности готовят к презентации.

9.Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.


С целью повышения образовательного уровня педагогов ДОУ, удовлетворения их потребности в инновационной деятельности организовано проведение теоретических и практических семинаров. Ведётся планомерная, систематическая и эффективная работа по повышению квалификации, профессионального и теоретического уровня подготовки педагогов.

Как спланировать работу по внедрению инновации в дошкольном учреждении? Уйти от многих ошибок и упущений поможет проектирование самой системы методического сопровождения инновационной программы.

Для коллектива внедрение метода проектов в практику работы – это, своего рода, эксперимент, который требует изменения системы управления ДОУ. Нововведением в системе управления стало создание творческой рабочей группы по управлению экспериментальной деятельностью. В нее вошли опытные педагоги, имеющие высокий профессиональный уровень, педагог-психолог. Творческая группа осуществляет тактическое сопровождение внедрения метода проектов.

Вся опытно-экспериментальная работа педагогического коллектива строится на наличии у каждого члена коллектива теоретической подготовленности, умения анализировать психолого-педагогическую и методическую литературу, т.е. проводить эксперимент на научно обоснованных знаниях.

Организована работа по обобщению опыта работы педагогов, педагоги представляют свои практические и теоретические материалы на городских педагогических чтениях, участвуют в конкурсах «Талантливый педагог - талантливый ребенок»

Координатором осуществления методического сопровождения экспериментальной деятельности в ДОУ становится старший воспитатель.



Похожие:

Методическое сопровождение внедрения метода проектов в практику работы с дошкольниками Ховрина И. В., старший воспитатель мбдоу «црр – детский сад №103» iconКризис трех лет в онтогенетическом развитии ребенка Краткая аннотация статьи
Место работы и должность: мбдоу «Детский сад №8» мо «Ахтубинский район» старший воспитатель
Методическое сопровождение внедрения метода проектов в практику работы с дошкольниками Ховрина И. В., старший воспитатель мбдоу «црр – детский сад №103» iconРеализация проектного метода в доу
Автор: Смирнова Ольга Геннадьевна, старший воспитатель, первая квалификационная категория, мдоу центр развития ребёнка детский сад...
Методическое сопровождение внедрения метода проектов в практику работы с дошкольниками Ховрина И. В., старший воспитатель мбдоу «црр – детский сад №103» iconСтарший воспитатель мбдоу «Детский сад №6» г. Кольчугино Демина Л. В. Тематическая неделя, посвященная правилам дорожного движения в средней группе
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей
Методическое сопровождение внедрения метода проектов в практику работы с дошкольниками Ховрина И. В., старший воспитатель мбдоу «црр – детский сад №103» iconЖ. В. Шаманова, старший воспитатель, мадоу црр – детский сад №148
Речь идет не о включении информатики в план непосредственно образовательной деятельности доу, а об использовании информационно коммуникационных...
Методическое сопровождение внедрения метода проектов в практику работы с дошкольниками Ховрина И. В., старший воспитатель мбдоу «црр – детский сад №103» iconРекомендации по планированию непосредственно образовательной деятельности. Попова Людмила Ивановна, старший воспитатель мбдоу детский сад №45 «Росинка»
Цель: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие
Методическое сопровождение внедрения метода проектов в практику работы с дошкольниками Ховрина И. В., старший воспитатель мбдоу «црр – детский сад №103» iconПроект «экологическая тропа» Общая сумма реализации проекта: 64,2 тыс рублей. Срок реализации проекта: 1 год
«Детский сад года» в 1999, 2000, 2001годах; лауреатом Всероссийского конкурса «Образцовый детский сад 2005»; лауреатом Всероссийского...
Методическое сопровождение внедрения метода проектов в практику работы с дошкольниками Ховрина И. В., старший воспитатель мбдоу «црр – детский сад №103» iconТема опыта: «Формирование элементарной ненецкой речи у детей дошкольного возраста через создание предметно-развивающей среды» Автор опыта: Ноготысая Нина Софроновна, воспитатель мбдоу «Детский сад п. Нельмин-Нос»
Автор опыта: Ноготысая Нина Софроновна, воспитатель мбдоу «Детский сад п. Нельмин-Нос»
Методическое сопровождение внедрения метода проектов в практику работы с дошкольниками Ховрина И. В., старший воспитатель мбдоу «црр – детский сад №103» iconТема опыта: «Развитие речи дошкольников посредством развития мелкой моторики рук» Автор опыта: Бобрецова Екатерина Григорьевна, воспитатель мбдоу «Детский сад комбинированного вида №62»
Автор опыта: Бобрецова Екатерина Григорьевна, воспитатель мбдоу «Детский сад комбинированного вида №62»
Методическое сопровождение внедрения метода проектов в практику работы с дошкольниками Ховрина И. В., старший воспитатель мбдоу «црр – детский сад №103» iconПроект Тема "Каждой пичужке наша кормушка" Воспитатель Махина Л, В. Мбдоу детский сад №5 комбинирован­ного вида "Чебурашка" г о. Коломна 2011г. Введение
Под использованием метода проектов в деятельности доу мы подразу­меваем весь комплекс дидактических, психолого-педагогических и организа­ционно-управленческих...
Методическое сопровождение внедрения метода проектов в практику работы с дошкольниками Ховрина И. В., старший воспитатель мбдоу «црр – детский сад №103» iconБаулиной Светланы Николаевны Баулина Светлана Николаевна – воспитатель мбдоу «Ромодановский детский сад комбинированного вида»
...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты