Профессиональное самоопределение лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе предпрофильной подготовки (на материале деятельности курской школы-интерната I и II вида) Малихова Л. Н., учитель-дефектолог icon

Профессиональное самоопределение лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе предпрофильной подготовки (на материале деятельности курской школы-интерната I и II вида) Малихова Л. Н., учитель-дефектолог



НазваниеПрофессиональное самоопределение лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе предпрофильной подготовки (на материале деятельности курской школы-интерната I и II вида) Малихова Л. Н., учитель-дефектолог
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество


ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В ПРОЦЕССЕ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ


(НА МАТЕРИАЛЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСКОЙ

ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА I И II ВИДА)


Малихова Л.Н., учитель-дефектолог

Современные социально-экономические условия предъявляют повы­шенные требования к трудовой и начальной профессиональной подготовке выпускников школ-интернатов для глухих и слабослышащих детей. В связи с этим сегодняшние выпускники учебных заведений с нарушенным слухом должны получить не только образование, но и быть морально, психологиче­ски и практически подготовленными к труду, к профессиональной и соци­альной адаптации в современном обществе, в трудовых коллективах как глухих, так и слышащих.

Предпрофильная подготовка - это система педагогической, психоло­го-педагогической, медицинской, информационной и организационной дея­тельности, содействующая самоопределению воспитанников выпускных классов основной школы в избираемых ими профилирующих направлениях будущего обучения и сфере последующей профессиональной деятельности.

Одна из приоритетных задач предпрофильной подготовки воспитан­ников с нарушенным слухом в современных производственно-экономических условиях - это подготовка выпускников школ-интернатов к труду по осознанно выбранной профессии, а при необходимости - и к пере­мене профессии, рода деятельности; их социализация и профессиональное самоопределение.

Вопрос о сущности профессионального самоопределения занимает важное место в творческом поиске педагогов, психологов, философов. Со­временная концепция профессионального самоопределения (В .А. Поляков, С.Н. Чистякова, Е.Н. Землянская и др.), основанная на разработанной Р. Бернсом «Я-концепции» развития личности, рассматривает профессиональ­ное определение как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность, и трактуется как «Я»-концепция индивида, отражающая его понимание, переживания и наме­рения, предметные условия в профессиональной деятельности в конкретных социальных условиях. Согласно данному подходу,

профессиональное само­определение - процесс формирования у личности отношения к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности.

Очевидно, что при таком подходе предпрофильная подготовка стано­вится важным средством социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Основное условие предпрофильной подготовки - алгоритм действий и педагогическое сопровождение самоопределения воспитанников.


^ Общие управленческие действия для педагогического коллектива, реа­лизующего идеи профилизсщии образования:

1. Изучение и согласование ведущих понятий, идей и целей предпро­фильной подготовки и профильного обучения на основе обсуждения норма­тивно-правовых документов по профилизации специального (коррекиионного) образования;

2. Исследование потенциальных возможностей и имеющихся ресур­сов: учебно-воспитательных, научно-методических, материально-технических, управленческих, финансовых для введения предпрофильной подготовки (факультативных курсов, информационной работы, профильной ориентации);

3. Проектирование и программирование педагогической и управленче­ской деятельности по введению предпрофильной подготовки:

- для учителей - разработка программ факультативных курсов инди­видуального профессионального сопровождения;

для классных руководителей - разработка системы деятельности по диагностированию интересов, потребностей, способностей по созданию образовательного пространства для профессионального самоопределения воспитанников;

- для администрации - разработка нормативно-локальных актов по профессиональной ориентации.

4. Планирование работы по введению предпрофильной подготовки;

5. Организация работы по предпрофильной подготовке (составление информационной карты образовательных услуг в муниципальной образова­тельной сети, система мероприятий по информированию__и профильной ориентации воспитанников и т.д.);

6. Контроль и коррекция деятельности педагогического коллектива по «ведению предпрофильной подготовки (мониторинг, экспертиза, диагности­ка и т.д.).

Педагогическое сопровождение самоопределения воспитанников -особая сфера деятельности педагога, ориентированная на взаимодействие с воспитанником по оказанию ему поддержки в личностном становлении из­бираемой профессиональной деятельности и самореализации к ней.

Для того чтобы профессиональное самоопределение воспитанников с недостатками слуха было успешным, в Курской школе-интернате I и II вида разработана интегративная целевая программа по предпрофильной подготов­ке и планированию карьеры воспитанников, сквозная на все годы обучения, охватывающая деятельность разных специалистов школы-интерната.


^ Этапы проведения программы:


I этап (младший школьный возраст) - осуществление подготовки к трудовым навыкам, ознакомление с профессиями, включение детей в носильный общественно-полезный труд;

II этап (10-15 лет) - формирование общественно-значимых мотивов выбора профессии и интереса к конкретной трудовой деятельности;

III этап (16-18 лет) - формирование знаний и умений воспитанников Ориентироваться в мире профессий; социально-профессиональная направ­ленность подготовки воспитанников к труду в различных сферах деятельно-. ш с учетом психофизических возможностей подростков, осознанный выбор профессии и место получения профессионального образования. Программа предусматривает взаимодействие с профессиональными учебными заведе­ниями, центрами профориентации, службой занятости, специализированны­ми предприятиями, реабилитационными учреждениями и т. п.


В процессе решения .проблемы предпрофильной подготовки неслышащих подростков в специальной школе следует иметь в виду необходимость разработки специальных форм и методов ее проведения. Это вызвано тремя обстоятельствами:

во-первых, воспитанники с нарушением слуха (в большей степени глу­хие) обладают меньшим по сравнению со слышащими сверстниками уровнем общеобразовательной и политехнической подготовки;

во-вторых, недостаточное развитие словесной речи неслышащих вос­питанников затрудняет получение информации о профессиях;

в-третьих, нарушение слухового анализатора весьма затрудняет, а подчас исключает возможность пользования источниками информации, ко­торые предназначены для обучающихся массовых школ (радио, докумен­тальные и научные фильмы с дикторским текстом и пр.) (А.П. Розова, 1979).

Большая роль в самоопределении подростков с ограниченными воз­можностями здоровья в выборе профессии принадлежит развитию, активиза­ции творческой познавательной деятельности как в субъективном отноше­нии, так и в объективном - определение психолого-педагогических факторов и средств формирования профессиональной готовности. Работа педколлекти­ва направлена к самоопределению и самореализации каждого воспитанника.

Следует учитывать, что жизненные устремления и притязания глухих и слабослышащих воспитанников выпускных классов разнообразны, но часто неадекватны, неустойчивы и несоразмеримы с физическими возможностями. Поэтому важнейшими социальными задачами Курской школы-интерната I и II вида являются: предпрофильная подготовка, направленная на осознанный выбор доступной и интересной для воспитанников профессии; формирова­ние профессиональной направленности; формирование общетрудовых навы­ков по выбранной профессии и подготовка к успешной работе по ней в рабо­чих коллективах.

В настоящее время на предпрофильную подготовку в школе интернате ориентирована предметная область «Технология». Основная педа­гогическая цель ее реализации - допрофессиональное и начальное профес­сиональное трудовое обучение. В последнее время в силу ряда объективных и субъективных причин в специальных коррекционных школах для глухих и слабослышащих детей стало очень сложно, а то и просто невозможно осуще­ствлять допрофессиональную и начальную профессиональную подготовку по профилям и профессиям. Профессии, по которым возможно обучение и школах I и II вида, как правило, являются непрестижными. Неудовлетворен­ность профессией, получаемой в школе, и стремление получить впоследствии новую приводят к значительному увеличению материальных затрат на про­фессиональное самоопределение и жизненную самореализацию лиц с нару­шенным слухом. Это обстоятельство и делает проблему предпрофильной, допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки воспитан ников одной из самых актуальных.

На современном этапе развития трудового обучения системы специ­ального коррекционного образования лиц с нарушением слуха нет единых форм обучения и единого подхода к предпрофильной. допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки глухих и слабослышащих стар­шеклассников, что создает серьезные трудности организационного, педаго­гического и материального характера.

Огромную помощь в организации допрофессионального обучения воспитанников Курской школы-интерната I и II вида оказывают обязатель­ные занятия по выбору, факультативные занятия, занятия объединений до­полнительного образования. Эти учебные часы расширяют общеобразова­тельные знания и политехнический кругозор, закрепляют знания воспитан­ников на практике, формируют трудовые умения, корригируют речевое и интеллектуальное развитие.

Выпускники обучаются в начальных, средних, высших учреждениях профессионального образования как совместно со слышащими, так и в от­дельных группах, но, к сожалению, по окончании этих учебных заведений устроиться на достойную работу им становится все сложнее.

Вместе с тем, анализ выбора профессии и трудоустройства выпускни­ков Курской школы-интерната I и II вида с 2007 по 2011г.г показывает, что выпускники нашей школы-интерната трудятся в разных отраслях народного хозяйства: пищевой, деревообрабатывающей, обувной, швейной, текстиль­ной, трикотажной, полиграфической промышленности, на строительстве, в коммунальном хозяйстве, сфере бытового обслуживания и др.

Современное производство требует широкой общеобразовательной, политехнической и профессиональной подготовки. Е5 связи с: этим воспитан­никам с нарушением слуха необходимо давать профессию с «широким про­филем», которая предусматривает наличие нескольких смежных специально­стей, а также умений и навыков, используемых в разных видах трудовой деятельности.

При выборе профессии для глухих и слабослышащих воспитанников необходимо учитывать:

• возможность организации профессионального обучения в школе-интернате, поскольку сложность оборудования не всегда, позволяет организовать подобное обучение в школьных условиях;

• производственное окружение школы-интерната и степень востребо­ванности тех или иных специальностей в регионе;

• необходимость и возможность соединения физического и умственно-10 труда в ходе производственного обучения;

• профессиональные интересы неслышащих воспитанников;

• перспективы развития определенной профессии (специальности) в ус-ловиях технического прогресса.

Существующая ситуация позволяет обозначить ряд проблем организа­ции предпрофильной подготовки лиц с нарушением слуха; слабая матери­ально- техническая база и оснащение мастерских, отсутствие современного оборудования, учебно-методических и дидактических пособий, недостаточ­ная нормативно-правовая база, отсутствие квалифицированных кадров, от­сутствие широкого выбора профессий, трудности с трудоустройством, низ­кая оплата труда глухих и слабослышащих выпускников.

Для улучшения предпрофильной подготовки воспитанников с наруше­нием слуха можно предложить следующие пути решения обозначенных про­блем:

- вводить новые курсы (например, «Издательское дело», «С компьюте­ром на ты», «Основы ландшафтного дизайна» и др.) с целью обучения воспи­танников организации своей трудовой деятельности;

- организовывать допрофессиональную подготовку на базе предпри­ятий и НПО, СПО по совместному учебному плану с С (К)ОУ за счет увели­чения часов на трудовое обучение в старших классах, организовывать спе­циальные группы для лиц с нарушением слуха в средних специальных учеб­ных заведениях (медицинских, кулинарных, легкой промышленности и др.) без отрыва от учебы и с проживанием в школе-интернате;

- повышать привлекательность рабочих профессий, расширять пере­чень профессий, по которым могут обучаться воспитанники с нарушением слуха в ПУ, колледжах и других учреждениях профессионального образо­вания; разработать программно-методическое обеспечение по современным, востребованным профессиям;

- готовить квалифицированные кадры учителей технологии для школ-интернатов I и II вида, преподавателей и мастеров производственного обуче­ния для НПО, СПО (со специализацией «сурдопедагог»);

- изучать социум и его потребности, разрабатывать индивидуальные планы и проекты предпрофильной подготовки воспитанников Курской шко­лы-интерната I и II вида, налаживать систему социального партнерства.

Вместе с тем, решение обозначенных проблем зависит от условий, в которых осуществляется профориентационная деятельность. Можно ут­верждать, что система предпрофильной подготовки будет эффективной, т. е. подведёт воспитанников с нарушением слуха к осознанному выбору профессии, если она будет постоянной, целенаправленной, учитываю­щей возрастные особенности воспитанников, будет иметь комплексный и коррекционно-развивающий характер.


ЛИТЕРАТУРА

1. Беляева А.П. Интеграция содержания профессионально-технического образования. Текст./А.П.Беляева// Советская педагогика. 1989.-

№1С.86-89;

2. Кричевский В.Ю. Как построить профильную школу: Пособие для руководителей общеобразовательных учреждений (серия «Профильное обу­чение»). Текст./В.Ю.Кричевский, В.С. Кошкина;

3. Максимова В.Н. Интеграция в системе образования. Текст.


4. Новый политехнический словарь. Текст./ Гл.ред. А.Ю. Илишинский. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2000.671с;

5. Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения. Часть 2: Программно методические аспекты профильного обучения: Учебно-методическое пособие. Текст./ Под ред. СВ. Кривых. Санкт-Петербург -Сыктывкар: 2005.-186с;

6. Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I и II вида. Часть 1: учебник для етуд. высш. пед. учеб.; под ред. Е. Г. Речицкой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009.

7. Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I и II вида. Часть 2: учебник для студ. высш. пед. учеб.; под ред. В. Г. Речицкой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009.

8. Чистякова СИ. Элективные ориентационные курсы и другие средст­ва профильной ориентации в предпрофильной подготовке школьников. Учебно-методическое пособие. Текст./ Науч.ред. СИ. Чистякова. М.:АПК и ПРО, 2003.-102С



Похожие:

Профессиональное самоопределение лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе предпрофильной подготовки (на материале деятельности курской школы-интерната I и II вида) Малихова Л. Н., учитель-дефектолог iconДюкина Елена Николаевна, воспитатель муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школы- интерната VIII вида п.
Николаевна, воспитатель муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с...
Профессиональное самоопределение лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе предпрофильной подготовки (на материале деятельности курской школы-интерната I и II вида) Малихова Л. Н., учитель-дефектолог iconТема: «Воспитание эстетических качеств личности учащихся с ограниченными возможностями здоровья.» Учитель начальных классов Харабалинской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы интерната №8 VIII вида Рыжкова Оксана Петровна г.
Актуальность проблемы эстетического воспитания аномальных детей через танцевальную деятельность
Профессиональное самоопределение лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе предпрофильной подготовки (на материале деятельности курской школы-интерната I и II вида) Малихова Л. Н., учитель-дефектолог iconМельник Т. В., учитель-дефектолог) организация коррекционно-развивающего сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в мбс(К)оу «скош №155» г. Перми
С ограниченными возможностями здоровья. Сегодня в школе нуждающимся школьникам предоставляется квалифицированная помощь специалистов...
Профессиональное самоопределение лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе предпрофильной подготовки (на материале деятельности курской школы-интерната I и II вида) Малихова Л. Н., учитель-дефектолог iconФормирование пространственно-временных представлений у учащихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья (Мельник Т. В., учитель-дефектолог)
Сформированность пространственных и временных представлений у учащихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья имеет...
Профессиональное самоопределение лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе предпрофильной подготовки (на материале деятельности курской школы-интерната I и II вида) Малихова Л. Н., учитель-дефектолог iconМуниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №128»
Активизировать несовершеннолетних граждан с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 12 до 18 лет на осуществление трудовой,...
Профессиональное самоопределение лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе предпрофильной подготовки (на материале деятельности курской школы-интерната I и II вида) Малихова Л. Н., учитель-дефектолог iconАктуальные проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного (инклюзивного) образования
Динамично развивающаяся система специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья находится сегодня в процессе...
Профессиональное самоопределение лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе предпрофильной подготовки (на материале деятельности курской школы-интерната I и II вида) Малихова Л. Н., учитель-дефектолог iconНазвание проекта: городской фестиваль творческих достижений лиц с ограниченными возможностями «Поверь в себя»
Проектная линия: достижения лиц с ограниченными возможностями в творчестве, спорте, общественной деятельности. Формирование позитивного...
Профессиональное самоопределение лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе предпрофильной подготовки (на материале деятельности курской школы-интерната I и II вида) Малихова Л. Н., учитель-дефектолог iconФормирование навыков жизнеобеспечения у учащихся с ограниченными возможностями через уроки сельскохозяйственного труда. Гбску специальная (коррекционная) Общеобразовательная школа-интернат №9 8 вида
Методы и приемы обучения, и развитие учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Профессиональное самоопределение лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе предпрофильной подготовки (на материале деятельности курской школы-интерната I и II вида) Малихова Л. Н., учитель-дефектолог iconОгбу «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»
Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья на занятиях прикладного творчества в процессе освоения...
Профессиональное самоопределение лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе предпрофильной подготовки (на материале деятельности курской школы-интерната I и II вида) Малихова Л. Н., учитель-дефектолог iconЗдоровьесберегающее обучение и воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Бондарева Е. В. учитель I категории, дефектолог гбоу республики Марий Эл «Косолаповская школа-интернат»
Пление здоровья обучающихся, формирование у них здорового образа жизни, так во многих исследованиях рассматривается качество здоровья...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты