Учитель русского языка ГБСКОУ (VII вида) школы №5 Спиридонова Наталья Владимировна. Учитель-логопед ГБСКОУ (VII вида) школы №5 Архипова Галина Николаевна. « Система работы с использованием карточек для профилактики и коррекции ЛГНР на уроках русского языка в школе VII вида в старших классах. » В начале своего выступления, хотелось бы отметить, что на протяжении всей нашей работы в школе VII вида, а это более 15 лет, мы тщательнейшим образом обследуем не только вновь поступивших в школу учащихся с 1 по 9 класс, но и внимательно следим за успехами обучения и трудностями, возникающими в учебном процессе. На основании вышесказанного, хотим отметить, что логопедизацию учебного процесса уже пора сделать одним из принципов обучения в коррекционной школе VII вида. Без специальной помощи учителей-предметников, направленной на коррекцию устной и письменной речи, эффективность обучения будет проблематична для усвоения программы. В школы VII вида в основном поступают дети с задержкой психического развития церебро-органического генеза. Данный тип ЗПР связан с неблагоприятными условиями протекания беременности и родов, инфекциями, интоксикациями, травмами нервной системы в первые годы жизни. Дети с ЗПР церебро-органического происхождения, имеют развёрнутую нейропсихологическую симптоматику. Нейропсихологии условно делят этих детей на 1 группа - нарушение психических функций носит динамический характер. - Так, при исследовании тонкой моторики и проб на динамический праксис наблюдаются трудности автоматизации движений, связанные с повышенной истощаемостью, и резко усиливающиеся при утомлении. - В графических пробах, в том числе, на письме, при истощении иногда возникает тремор пальцев рук, появляется микро - или макрография (резкое уменьшение или, соответственно, увеличение размера букв). - Расстройства речевого внимания приводит к трудностям дифференциации слов в речевом потоке. - Отмечаются трудности механического запоминания информации. - Регуляторные функции нарушаются в звене контроля. Особенно показательны конфликтные задания, выполнение которых страдает из-за импульсивности. - Выявленные у таких учеников нейродинамические трудности снимаются при усилении речевой регуляции. 2 группа - наряду со стойкими динамическими трудностями наблюдается первичная дефицитарность ряда высших психических функций: праксиса, зрительного гнозиса, памяти, речевой моторики. - Характер нейродинамических нарушений выражен грубее, чем у детей 1 группы: явления повышенной лабильности и истощаемости перекрываются инертностью наряду с появлением персевераций (трудно контролируемых повторяющихся действий - например, написанием 4 подряд букв "О" в слове "пообедал воробей"). - В пробах на зрительный гнозис возникают трудности восприятия усложнённых вариантов предметных изображений, а также букв. - В пробах на праксис часто наблюдаются персеверации при переключении с одного действия на другое. - При исследовании пространственного праксиса часто отмечается плохая ориентировка в "правом" и "левом", зеркальность в написании букв, трудности в дифференцировке сходных букв и цифр. - Нарушения регуляции проявляются не только в звене контроля, как у детей 1 группы, но и на этапе программирования в связи с большей выраженностью и грубостью нейродинамических расстройств. Проблема несформированности устной и письменной речи - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо из цели обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Данное нарушение имеет широкое распространение среди учащихся школ для детей с задержкой психического развития в разном возрасте. Нарушения формирования лексики и грамматики у детей проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря. Характерной для учащихся является вариативность лексических замен, что свидетельствует о большей сохранности слухового контроля, чем произносительных, кинестетических образов слов, то есть на основе слуховых образов слов ученик зачастую пытается воспроизвести правильный вариант звучания слова. При проведении логопедической работы по развитию лексики мы учитываем современные и психолингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формирования лексики в онтогенезе. С учётом этих факторов работа по устранению ЛГНР проводится по следующим направлениям:
Динамика положительна, но нестабильная. В следствие этого имеется возврат к прежним и как бы автоматизированным в предыдущее время ошибкам. В свою очередь учителя русского языка добиваются эффективности обучения на уроке путём организации действий каждого ученика с учётом его индивидуального восприятия материала. Психическое недоразвитие у учащихся школ VII вида проявляется в снижении уровня обучаемости. Структура и содержание образования в коррекционной школе имеют свои особенности, а характер усвоения учебного материала учащимися несколько отличается от познавательных возможностей обычных школьников. Поэтому, главная задача подобрать или разработать методики, которые наиболее полно раскрывают индивидуальные особенности, затрудняющие успешное продвижение детей в обучении. Задачами в данном случае является не только настроить учащихся на изучение материала(так как нарушение в эмоционально-волевой сфере затрудняют вхождение в учебный процесс), но и ориентировать познавательные интересы не только на потребление информации, но и на её переработку и использование в практической деятельности. С помощью индивидуального и дифференцированного подхода к ученикам, учитель может добиться значительного улучшения результатов обучения. Учебный процесс становиться более разнообразным, интересным, эффективным. Одним из звеньев успешного обучения учащихся является тесное сотрудничество и сотворчество педагогов школы. Используемые межпредметные связи при коррекции устной и письменной речи позволяют значительно улучшить качество усвоенных знаний на уроках русского языка, повысить мотивацию ученика. Построение логопедической службы в школе не всегда позволяет охватить всех нуждающихся в коррекции устной и письменной речи учащихся в полном объёме. Возникает реальная необходимость сочетания методики обучения русского языка и методики коррекции речевых нарушений. Учитывая сложность речевых нарушений у учащихся с ЗПР, и для оказания комплексной помощи, учителем русского языка и учителем-логопедом была разработана система оказания помощи не только на логопедических занятиях, но и на уроках русского языка. Мы разработали серии карточек. Каждая отдельная карточка содержит в себе упражнения по коррекции устной и письменной речи, при этом речевой материал тесно связан с конкретной темой урока, соответствует программе русского языка. ^ При изучении этой темы учащиеся испытывают значительные трудности в усвоении материала не только логопедического характера, но и из-за низкого уровня предшествующей подготовки учеников, недостаточный интерес ученика к предмету, отсутствие должной преемственности, неблагоприятные обстоятельства разного рода, слабая воля к преодолению трудностей, невнимательность на уроках, нерегулярное выполнение домашних заданий. Поэтому учащиеся на уроках и дома работают не систематически, а если оказываются перед необходимостью подготовить урок, то делают это наспех, не анализируя учебного материала, либо прибегают к многократному чтению его с целью заучивания наизусть, не вникая в сущность заучиваемого. Учащиеся не работают над систематизацией усваиваемых знаний, не устанавливают связей нового материала со старым. Вследствие этого знания имеют бессистемный, фрагментарный характер. Представленная серия карточек способствует своевременному предотвращению как типичных, так и однотипных у группы учащихся и индивидуальных ошибок в зависимости от нарушений устной и письменной речи в усвоении темы «Причастие как часть речи». ^
Осуществление логопедического воздействия на уроках русского языка проявляется: - в использовании системного подхода в коррекции дисграфии у учащихся с ЗПР, который учитывает сложную структуру функциональной системы письма, позволяет устанавливать связи между характером нарушения письма и структурой дефекта; - в выделении наиболее типичных вариантов структуры дисграфии у школьников ЗПР в зависимости от преобладания тех или иных звеньев функциональной системы письма. Таким образом, целенаправленное включение системы упражнений в структуру уроков русского языка, способствует коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся. Данная система работы, которая осуществляется в тесном взаимодействии учителя – логопеда и учителя русского языка, позволяет повысить эффективность усвоения материала по программе. Кроме того, доступно, в интересной форме изложенный материал способствует: - формированию мотивации учебной деятельности; - успешности в обучении; - повышению самооценки учащихся. Вышеперечисленные критерии являются залогом успешной социализации, одной из главных задач коррекционной школы. |
![]() | Тематическое планирование по предмету…с прописыванием: какое ууд планируем формировать на уроке; Масштаб апробации Марина Александровна Катыгина, учитель русского языка и литературы; Ефимова Наталья Владимировна, учитель биологии; Кермасова Галина... | ![]() | Шляхова Наталья Николаевна Индивидуально-ориентированная система обучения с одаренными детьми на урок Методическая тема школы: «Внедрение в практику педагогических технологий, основанных на эффективности управления и организации учебного... |
![]() | "Использование компьютерных учебных программ для подготовки юных шахматистов в коррекционной школе VII вида" Место работы: Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными... | ![]() | Гребенникова Наталья Николаевна заведующая мдоу «Детский сад комбинированного вида №190», г. Оренбург. Общий стаж 17 лет Управленческий стаж 4 года Тема проекта: Детский сад здорового образа жизни Гребенникова Наталья Николаевна заведующая мдоу «Детский сад комбинированного вида №190», г. Оренбург |
![]() | Журавлева Наталья Васильевна, Сапрыкина Галина Александровна, Ефремова Оксана Владимировна Формирование экологической культуры обучающихся объединений эколого-биологической направленности посредством использования технологии... | ![]() | Программа логопедической коррекции для 1-5 классов специальной (коррекционной) образовательной школы 8-го вида пояснительная записка Программа логопедической коррекции для 1-5 классов специальной (коррекционной) образовательной школы 8-го вида |
![]() | Тема: «Формирование приёмов математической деятельности у учащихся начальной школы на основе компетентностного подхода» Автор: Новикова ( Долгушина) Наталья Владимировна, учитель начальных классов, мбоу «сош №8», Г. Ханты – Мансийск, хмао – Югра | ![]() | Краснодарский научно-методический центр VII краснодарский педагогический марафон Поэтому, использование информационных и коммуникационных технологий (икт) в учебном процессе является актуальной проблемой современного... |
![]() | Елена Александровна Носова Наталья Ивановна Алексеева Наталья Владимировна Глазкрицкая Людмила Геннадьевна Кузнецова Елена Ивановна Рыкман Тамара Викторовна Гришкина Девиз конкурс Праздник педагогического мастерства «Учитель года 2011» прошел в Куйтунском районе 8 и 9 февраля | ![]() | А. Н. Дудникова станицы Андрюки муниципального образования Мостовский район Название работы: разработка урок Автор: Панкова Елена Владимировна учитель иностранного языка |