|
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений по литературе под редакцией В.Я. Коровиной. Программа рассчитана на 68 часов. Для реализации данной программы рекомендуется использование:
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Рабочая программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы. Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося. Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий: - осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров; - выразительное чтение художественного текста; - различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием); - ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения; - заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов; - анализ и интерпретация произведения; - составление планов и написание отзывов о произведениях; - написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений; - целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры. Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру. Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры. ^ Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
^ Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:
Принцип концентризма, осуществляемый данной программой, предполагает последовательное возвращение к определенным авторам. Естественно, что на каждом этапе перед школьниками ставятся различные задачи. Программа каждого класса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т.д.) В каждом из классов затронута одна из ведущих проблем. В 5 классе – это внимание к книге. На этом этапе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции. ^ (5 класс)
^ Класс 5 Учитель: Куликова Е.А. Количество часов Всего 68 часов; в неделю 2 часа. Уроков внеклассного чтения – 7 ч., уроков развития речи – 6 ч., тестирование - 1 ч. Планирование составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений по литературе под редакцией В.Я. Коровиной.
1. Учебник: Литература. 5 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / авт.-сост. В.Я. Коровина. – М.: Просвещение, 2009 2. Дополнительная литература: 2.1. Золотарева И.В., Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 400 с. 2.2. Литература: тематическое планирование. 5 – 8 классы / сост. Л.П. Макарова. – Волгоград: Учитель, 2009 2.3. Лотман Ю.М. В школе поэтического творчества. Пушкин, Лермонтов, Гоголь: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1999. – 352 с. 2.4. Репин А.В. Литература 5 класс. Проверочные работы. – Саратов: Лицей, 2007. – 60с. 2.5. Сочинения по русскому языку и литературе для учащихся 5 – 8 кл. / авт.-сост. Л.Н. Савина. – Волгоград: Учитель, 2008. – 60 с. 2.6. Турьянская Б.И., Комисарова Е.В. Литература в 5 классе. Книга для учителя.- М.: Просвещение, 2002 Содержание курса Введение. (1 час) Роль книги в жизни человека и общества. Учебник по литературе и работа с ним. Литература как искусство слова. Мифы (2 часа) Мифы и мифология. Мифы как форма познания и эстетического восприятия окружающего мира. Мифы разных народов и времен. Славянские мифы. Миф «Сотворение земли». Яркость поэтического представления об окружающей природе. Родина в мифах наших предков. ^ Фольклорные жанры. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Внеклассное чтение. В мире интересных сказок. Виды сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных. Народная мудрость сказок. «Царевна-лягушка». Сюжет и художественный мир сказки. «Царевна-лягушка». Герои. Народные идеалы в сказке. Внеклассное чтение. Русская волшебная сказка «Марья Моревна». Особенности сюжета. Герои сказки. Образ Марьи Моревны. Моральные качества героев. Развитие речи. Творческая мастерская. Русские сказочники. Особенности сказывания сказок у разных сказителей. Зачины, присказки, концовки, повторы. ^ Истоки древнерусской литературы. Связь литературы с фольклором. Русское летописание. Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича. Герои литературных произведений древней Руси. Особенности повествования. ^ М.В. Ломоносов – ученый, поэт, гражданин. Реформатор русского литературного языка. Прославление Родины, мира, науки и просвещения. ^ Басни И.А. Крылова. (2ч.) Мораль в басне. Аллегория. «Щука и кот», «Петух и жемчужное зерно». Выражение народного духа и народной мудрости в баснях. Образы животных и их роль. Языковое своеобразие басен. В.А. Жуковский. (2 ч.) «Спящая царевна». Борьба добра и зла в сказке. Мастерство писателя, построение сюжета и создание характеров. Внеклассное чтение. (1 ч.) Сказки В.А. Жуковского. Борьба добра и зла в сказках. Мастерство писателя, построение сюжета и создание характеров. А.С. Пушкин. (3 ч.) Пролог к «Руслану и Людмиле». «У лукоморья дуб зеленый…» как начало поэмы «Руслан и Людмила». Герои. Злые и добрые силы. Музыкальность стиха А.С. Пушкина. А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Фольклорные традиции в сказке. Утверждение высоких нравственных ценностей. Борьба добрых и злых сил; закономерность победы добра. Понятие о стихотворной сказке. Развитие речи. (1 ч.) Сочинение по сказкам В.А. Жуковского и А.С. Пушкина. Внеклассное чтение. (1 ч.) Моя любимая литературная сказка. Закрепление понятия о литературной сказке. Герои. Особенности сюжета. В.М. Гаршин (1ч.) Любовь к природе и стремление к независимости, свободолюбие в сказке. Сходство со стихотворением «Пленница». М.Ю. Лермонтов. (2 ч.) «Бородино». Поэтическое изображение народного подвига в годовщину победы (1837). Герои стихотворения. Построение стихотворения: диалог и монолог и его композиции. Описание боя. Звукопись, картины сражения, портреты бойцов и др. Н.В. Гоголь. (2 ч.) «Вечера на хуторе близ Диканьки» Поэтизация народной жизни. Слово о писателе. Реальное и фантастическое в сюжете. Яркость характеров. Сочетание лиризма и юмора в повести. Живописность языка гоголевской прозы. Н.А. Некрасов. (2 ч.) «Крестьянские дети». Слово о поэте. Образы крестьянских детей. Речевая характеристика героев. Внимание поэта к жизни простого народа. И.С. Тургенев. (3 ч.) История создания рассказа «Муму», знакомство с героями. Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостнической России. Герасим и его окружение. Нравственное преображение Герасима. Портрет в рассказе. Герасим и Муму. Любовь Герасима ко всему живому. Сострадание и жестокость. Роль пейзажа в рассказе. Музыкальность прозы И.С. Тургенева. Классное сочинение. (1 ч.) Рассказы А.П. Чехова. (2 ч.) Сатира и юмор в чеховских рассказах. Разоблачение трусости и лицемерия. Роль художественной детали. Поэты XIX в. о Родине и родной природе. (1 ч.) А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, А.С. Пушкин и др. Картины русской природы в изображении поэтов. Роль пейзажа как средство создания настроения. Рассказы Л.Н. Толстого. (2 ч.) Слово о писателе. Идея. Сюжет. Рассказ. Развитие речи. (1 ч.) Письменный ответ на вопрос. ^ И.А. Бунин.(1 ч.) Нобелевский лауреат. Происхождение рассказов И. Бунина, их «дивная прелесть и очарование». В.Г. Короленко. (2 ч.) Слово о писателе. Гуманистический смысл произведения. Мир детей и мир взрослых. Контрасты судеб героев. Особенности портрета и пейзажа. Развитие речи. (1ч.) Письменный ответ на вопрос. К.Г. Паустовский. (2 ч.) Народная мудрость и народная мораль в сказке. Победа добра над эгоистическими чувствами мальчика. Картины природы в повести. П.П. Бажов. (2 ч.) «Медной горы Хозяйка». Главная книга П.П. Бажова. Особая манера сказывания. Волшебное и реальное в сказе. Сопоставление сказа и сказки. Внеклассное чтение. (1 ч.) Сказы П.П. Бажова. Герои сказов. Победа добра над злом. С.Я. Маршак. (1 ч.) «Двенадцать месяцев». Особенности драматической сказки. Основа сюжета. Близость к народной сказке «Морозко». А.П. Платонов. (1 ч.) «Никита». Слово о писателе. Псевдоним. Фантастическое в рассказе. Особенности характера Никиты. В.П. Астафьев. (2ч.) «Васюткино озеро» как современная «робинзонада» мальчика из семьи рыбаков. Характер Васютки, его сопротивление обстоятельствам, преодоление чувства страха. Автобиографическое произведение. Развитие речи. (1 ч.) Обучение написанию отзыва о прочитанной книге. Внеклассное чтение. (1 ч.) Рассказы В.П. Астафьева. Основные черты характера героев. Художественная зоркость писателя в изображении красоты родной природы. Русские поэты XX в. о Родине и родной природе. (1 ч.) С.А. Есенин, И.А. Бунин, Д.Б. Кедрин, А.А. Прокофьев, Н.М. Рубцов и др. Различия и сходства стихотворений. Изобразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы), помогающие поэтам рассказать о родной природе и выразить собственные настроения и чувства. Ради жизни на земле. (2 ч.) К.М. Симонов, А.Т. Твардовский. Героическое прошлое нашей Родины. Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. Поэзия на службе миру. Внеклассное чтение. (1 ч.) Война и дети. Летопись Великой Отечественной войны в прозе современных писателей. С.Черный. (1 ч.) Рассказ С. Черного о впечатлении детей, самостоятельно прочитавших рассказ «Кавказский пленник» Л.Толстого и решивших воспроизвести его в своей игре. Итоговое тестирование. (1 ч.) ^ Р.Л. Стивенсон. (1 ч.) «Вересковый мед». История Шотландии в балладе, прославление верности и отваги. Д.Дефо. (1 ч.) «Робинзон Крузо». Самое знаменитое описание жизни человека в неожиданных и трудных условиях. Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Х.Х. Андерсен. (3 ч.) «Снежная королева». Герои сказки. Соотношение реального и фантастического. Противопоставление красоты внутренней и внешней – Герда и Снежная королева. Победа добра, любви и дружбы над злом. Жорж Санд. (1 ч.) «О чем говорят цветы». Литературный псевдоним. Литературная сказка. Как боролись друг с другом «созидание и уничтожение». Спор цветов. Джек Лондон. (1 ч.) «Сказание о Кише». Главный герой рассказа. Тайна Киша. Нравственное взросление героя. Жанр сказания. ^ Рекомендация книг на лето. Требования к уровню подготовки учащихся 5-го класса по литературе Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
Перечень учебно-методического обеспечения 1. Учебник: Литература. 5 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / авт.-сост. В.Я. Коровина. – М.: Просвещение, 2009 ^ 2.1. Золотарева И.В., Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 400 с. 2.2. Литература: тематическое планирование. 5 – 8 классы / сост. Л.П. Макарова. – Волгоград: Учитель, 2009 2.3. Лотман Ю.М. В школе поэтического творчества. Пушкин, Лермонтов, Гоголь: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1999. – 352 с. 2.4. Репин А.В. Литература 5 класс. Проверочные работы. – Саратов: Лицей, 2007. – 60с. 2.5. Сочинения по русскому языку и литературе для учащихся 5 – 8 кл. / авт.-сост. Л.Н. Савина. – Волгоград: Учитель, 2008. – 60 с. 2.6. Турьянская Б.И., Комисарова Е.В. Литература в 5 классе. Книга для учителя.- М.: Просвещение, 2002 3. ИКТ: компьютер, экранизация изучаемых произведений, видеоматериалы, музыкальные произведения. 4. Наглядные пособия: портреты изучаемых поэтов и писателей, иллюстративный материал по изучаемым произведениям (репродукции картин, фотографии, иллюстрации, рисунки учащихся), таблицы. 5. Раздаточный материал: карточки для выполнения индивидуальных заданий; материал для тестирования. |