Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются: Охрана и укрепление здоровья детей Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности Воспитание потребности в здоровом образе жизни Обеспечение физического и психического благополучия. Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания: рациональный режим, питание, закаливание (в повседневной жизни; специальные меры закаливания) и движение (различные виды гимнастик, развивающие упражнения, спортивные игры, физкультурные занятия). Причём, чтобы обеспечить воспитание здорового ребёнка, работа в нашем детском саду строится по нескольким направлениям: Создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей Повышение педагогического мастерства и деловой квалификации воспитателей детского сада Комплексное решение физкультурно-оздоровитеьных задач в контакте с медицинским работником Воспитание здорового ребёнка совместными усилиями детского сада и семьи. Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в детском саду созданы определённые условия. В группах созданы уголки физической культуры, где располагаются различные пособия, в том числе и для профилактики плоскостопия. В детском саду оборудован спортивный зал для занятий с разнообразным оборудованием. Всё это повышает интерес малышей к физкультуре, увеличивает эффективность занятий, позволяет детям упражняться во всех видах основных движений в помещении. В целях оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми нами была разработана система профилактической и коррекционной работы. ^ и коррекционной работы по оздоровлению дошкольников Профилактика Комплексы упражнений по профилактике нарушений зрения во время занятий Комплексы по профилактике плоскостопия Комплексы по профилактике нарушений осанки + сон без маек и подушек Дыхательная гимнастика Снятие умственной усталости во время занятий (релаксационные паузы, физкультминутки, массаж ушных раковин) Прогулки + динамический час Закаливание: Сон без маек Ходьба босиком Обширное умывание Рижский метод закаливания (топтание по коврику с шипами, по влажной салфетке, смоченной в солевом растворе + полоскание полости рта йодно-солевым раствором или травяными настоями) 8. Оптимальный двигательный режим Коррекция Упражнения на коррекцию плоскостопия Упражнения на коррекцию сколиоза Упражнения на коррекцию зрения
Мероприятия на период повышенной заболеваемости гриппа и ОРЗ Оксалиновая мазь Лук, чеснок Особое внимание в режиме дня мы уделяем проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливание будет эффективным только тогда, когда оно обеспечивается в течении всего времени пребывания ребёнка в детском саду. Поэтому мы соблюдаем: Чёткую организацию теплового и воздушного режима помещения Рациональную неперегревающую одежду детей Соблюдение режима прогулок во все времена года Занятия утренней гимнастикой и физкультурой Закаливание носоглотки чесночным раствором Цель: профилактика и санация полости рта при ангинах, воспалительных процессах полости рта Приготовление: 1 зубчик чеснока на 1 стакан воды. Чеснок размять, залить охлаждённой кипячёной водой и настоять 1 час. Раствор использовать в течении 2-х часов после приготовления Методические рекомендации: Применять как лекарственное средство (известно со времён Гиппократа), которое очищает кровь, убивает болезнетворные микробы, как средство против ОРЗ, ОРВИ. Полоскать горло, кому необходимо можно капать в нос. Применять с 1 октября по 30 апреля ежедневно после занятий, перед выходом на прогулку. ^ по возрастным группам 1 младшая группа Приём детей в группе с обязательным осмотром, термометрией и выявлений жалоб родителей. Утренняя гимнастика – 8.10 Прогулка: дневная 10.00 – 11.10; вечерняя 17.30 – 18.00 Оптимальный двигательный режим «Чесночные» киндеры (с октября по апрель) Фитонциды (лук, чеснок) Сон без маек и подушек Гимнастика в кровати с дыхательными упражнениями после сна Закаливание: хождение по коврику с шипами, по ребристой доске, пуговичному коврику, по полу босиком с элементами профилактики плоскостопия 2 младшая группа Приём детей на улице (при температуре выше -15°) Утренняя гимнастика в группе 8.15 Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения Физкультурные занятия (в носках) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю «Чесночные» киндеры Фитонциды (лук, чеснок) Прогулки: дневная 10.30-11.40; вечерняя 17.45-18.00 Оптимальный двигательный режим Сон без маек и подушек Дыхательная гимнастика в кровати Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы (с 3 квартала) Закаливание: рижский метод закаливания Элементы обширного умывания Средняя группа Приём детей на улице (при температуре до -15°) Утренняя гимнастика (с мая по октябрь – на улице, с октября по апрель – в зале по графику) Физкультурные занятия в зале (в носках) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения Чесночные «киндеры» Фитонциды (лук, чеснок) Прогулки: дневная 10.15 – 11.50; вечерняя 17.30 – 18.00 Оптимальный двигательный режим Сон без маек и подушек Дыхательная гимнастика в кроватях Закаливание: рижский метод Обширное умывание, ходьба босиком Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы Старший дошкольный возраст Приём детей на улице (при температуре до -15°-18°) Утренняя гимнастика (с мая по октябрь – на улице, с октября по апрель – в зале по графику) Физкультурные занятия в зале (в носках) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения, массаж ушных раковин Чесночные «киндеры» Фитонциды (лук, чеснок) Прогулки: утренняя 7.00 – 8.00; дневная 10.45 – 12.10; вечерняя 17.45 – 18.30 Оптимальный двигательный режим Сон без маек и подушек Дыхательная гимнастика в кроватях Закаливание: рижский метод Обширное умывание, ходьба босиком Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы Рижский метод закаливания На резиновый коврик с шипами, одетый в чехол, смоченный 10% раствором поваренной соли (1 кг соли на ведро воды) ребёнок становится босиком и шагает на месте (начиная с 5-7 и до 16 сек). После этого ребёнок встаёт на сухой коврик и топает на нём в течение 15 сек. Затем водой из-под крана протереть руки, шею, лицо. Начиная со средней группы, дети полощут рот йодно-солевым раствором (на 1 литр воды 1 ст. ложка соли и 3-4 капли йода). Вода комнатной температуры. Данный метод рекомендуется проводить после дневного сна или после проведения зарядки. ^ 1. Обширное умывание. Ребёнок должен: Открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой. Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать «раз». Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди, сказать «раз». Намочить обе ладошки и умыть лицо. Ополоснуть, «отжать» обе руки, вытереться насухо. Примечание. Через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно: каждую руку, а так же шею и грудь дети обмывают по два раза, проговаривая «раз, два» и т.д. 2. Сон без маечек. Проводится круглый год. На случай понижения температуры из-за перебоев в отоплении или установившейся холодной погоды должны быть подготовлены тёплые носочки на ноги и вторые одеяла. Разумеется, температура в спальной комнате не должна быть ниже +14 градусов Цельсия. При работе с детьми необходимо соблюдать основные принципы закаливания: Осуществление закаливания при условии, что ребёнок здоров Недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребёнка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства) Интенсивность закаливающих процедур увеличивается постепенно от щадящих к более интенсивным) с расширением зон воздействия и увеличением времени проведения закаливания Систематичность и постоянство закаливания (а не от случая к случаю). Нами введена тетрадь закаливания, где воспитатели ведут учёт закаливания детей, используя рекомендации врача (мед. отводы) Безусловно, особое значение в воспитании здорово ребёнка придаётся развитию движений и физической культуре детей на физкультурных занятиях. Причём, в каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность: Маленьким детям они должны доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучить приёмам элементарной страховки В среднем возрасте – развить физические качества (прежде всего выносливость и силу) В старших группах – сформировать потребность в движении, развивать двигательные способности и самостоятельность и т.д. Поэтому мы пытаемся использовать разнообразные варианты проведения физкультурных занятий: Занятия по традиционной схеме Занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности Занятия-тренировки в основных видах движений Ритмическая гимнастика Занятия-соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей Занятия-зачёты, во время которых дети сдают физкультурные нормы Сюжетно-игровые занятия На физкультурных занятиях присутствует медсестра, которая ведет контроль за определением правильности распределения нагрузки, вычерчивает физиологическую кривую занятия по показаниям. На основе этого удалось изучить и систематизировать методы и приемы и регулировать физическую нагрузку детей. Особое внимание уделяем проведению закаливающих процедур. Закаливание будет эффективным только тогда, когда оно обеспечивается в течении всего времени пребывания ребенка в детском саду. Поэтому мы соблюдаем: Четкую организацию теплового и воздушного режима помещения Рациональную неперегревающую одежду детей Соблюдение режима прогулок во все времена года Занятия гимнастикой и физкультурой В нашем детском саду проводится лечебно - оздоровительная работа. Витаминотерапия. Витаминизация третьего блюда Фитотерапия Помочь ребенку вырасти здоровым возможно лишь в тесном сотрудничестве с родителями. Поэтому коллектив поставил задачу: - Повысить уровень знаний и интерес родителей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей. С каждым годом все большим успехом пользуются спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья» Недели здоровья ^ Формы организации | Младшая группа | ^ | Старшая группа | Поготов. к школе группа | Организованная деятельность | 6 час/нед | 8 час/нед | 10 час/нед | 10 час и более/нед | Утренняя гимнастика | 6-8 минут | 6-8 минут | 8-10 минут | 10-12 мин | Хороводная игра или игра средней подвижности | 2-3 мин | 2-3 мин | 3-5 мин | 3-5 мин | Физминутка во время занятия | 2-3 мин | 2-3 мин | 2-3 мин | 2-3 мин | Динамическая пауза между занятиями (если нет физо или музо) | 5 мин | 5 мин | 5 мин | 5 мин | Подвижная игра на прогулке | 6-10 мин | 10-15 мин | 15-20 мин | 15-20 мин | Индивид. работа по развитию движений на прогулке | 8-10 мин | 10-12 мин | 10-15 мин | 10-15 мин | Динамический час на прогулке | 15-20 мин | 20-25 мин | 25-30 мин | 30-35 мин | Физкультурные занятия | 15-20 мин | 20-25 мин | 25-30 мин | 30-35 мин | Музыкальные занятия | 15-20 мин | 20-25 мин | 25-30 мин | 30-35 мин | Гимнастика после дневного сна | 5-10 мин | 5-10 мин | 5-10 мин | 5-10 мин | Спортивные развлечения | 20мин 1 раз/мес | 30 мин 1 раз/мес | 30 мин 1 раз/мес | 40-50 мин 1 раз/мес | Спортивные праздники | 20 мин 2 раза/год | 40 мин 2/год | 60-90 мин 2/год | 60-90 мин 2/год | Неделя здоровья | Осень Весна | Осень Весна | Осень Весна | Осень Весна | Подвижные игры во 2 половине дня | 6-10 мин | 10-15 мин | 15-20 мин | 15-20 мин | Самостоятельная двигательная деятельность | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно |
Мы считаем, что комплексная система физкультурно - оздоровительной работы способствует оздоровлению детей, повышению медико-педагогических условий для физического развития ребенка.
^ Профилактическое- обеспечение благоприятной адаптации выполнение санитарно-гигиенического режима проведение обследования по скрининг-программе и выявление патологий решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры предупреждение острых заболеваний и невротических состояний методами неспецифической профилактики проведение социальных санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний Организационное – организация здоровьесберегающей среды ДОУ определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностик. изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников Лечебное - коррекция отдельных отклонений в физическом и психическом развитие дегельминтизация иммунотерапия витаминотерапия оказание скорой помощи при неотложных состояниях
Обеспечение реализации основных направлений работы ДОУ Скрининг-программа обследования детей
1 этап - доврачебное обследование Анкетный тест – опрос родителей Проверка слуха шепотной речью Оценка физического развития Оценка состояния опорно-двигательного аппарата 2 этап - осмотр врачом педиатром комплексная оценка состояния здоровья детей выявление детей с хронической патологией ^ диспансерное наблюдение в ДОУ Модель стратегии и тактики работы воспитателя с родителями 1 этап – ознакомительный Сбор информации (собеседование, анкетирование, наблюдение) Выделения групп риска (по результатам исследования) ^ Наглядная агитация (стенды, памятки) Встречи со специалистами 3 этап-работа с группой риска Выявление проблемы (беседы, наблюдения, тесты, опросы) Коррекция родительских установок (тренинги, беседы) ^ Выявление, знакомство с опытом семейного воспитания Консультативная индивидуальная помощь 5 этап - рефлексивный Выявление изменений родительских установок в группе риска (беседы, наблюдения) Дополнительное обсуждение отдельных вопросов (с привлечением специалистов) ^ Совместные мероприятия Дискуссии (совместное обсуждение проблем) 7 этап - перспективный Совместное обсуждение планов на будущее ^ Для оценки физического развития детей детского сада выделяются такие показатели здоровья: рост, вес, группа здоровья, развитие крупных и мелких мышц, их координацию Обследование проводится два раза в год по следующим показателям: статистическое равновесие динамическое равновесие сила движения крупная моторика мелкая моторика синкинезия Общие приоритеты оздоровительной работы Культивирование у детей осмысленного и преобразовательного отношения к собственному физическому и духовному здоровью как к единому целому; расширение на этой основе адаптивных возможностей детского организма. Закрепление педагогом эффектов отдельных оздоровительных мер в виде константных психосоматических состояний ребенка, которые далее могут воспроизводится в режиме саморазвития. Формирование психической (произвольной) регуляции жизненных функций организма путем развития творческого воображения. Воспитание у ребенка способности к самосозиданию собственной телесной организации в посильных для него формах. Привитие детям доступных навыков «самоврачевания»- психологической самокоррекции, а так же психологической взаимопомощи в соответствующих ситуациях Активизация и развитие познавательных интересов к своему и чужому телу и его возможностям. Развитие эмоционального сопереживания другим людям. Превращение здорового образа жизни в норму повседневного бытия детей и взрослых. Руководствуясь в работе данными принципами и развивая творческое воображение детей, мы формируем не только здорового ребенка, но и творческую личность с активной жизненной позицией способную к эмпатии. ^
Техническое и кадровое обеспечение
1 | Приобретение необходимого оборудования 1. медицинского 2.спортивного оборудования | Зав ДОУ. завхоз | 2 | Осуществление ремонта прачечного комплекса медицинского комплекса коридоров групп | Зав ДОУ. завхоз | 3 | Оборудование помещений спортивного зала кабинета логопеда | Зав ДОУ. Специалисты ДОУ | 4 | Пополнение среды нестандартными пособиями чудо-ковриками (тренажер Заикина) массажерами деревянными для массажа БАД стоп галечными дорожками игольчатыми ковриками массажными рукавицами для сухого растирания | воспитатели | ^
1 | Разработка системы работы по оздоровлению и осуществления контроля за выполнением оздоровительных мероприятий, физическим и нервно-психическим развитием детей | Заведующий ДОУ, старший воспитатель, медсестра | 2 | Разработка модели внедрения здоровьесберегающих методик в учебно-воспитательный процесс | Старший воспитатель | 3 | Поиск, изучение и внедрение эффективных технологий и методик оздоровления игры-драматизации с медитацией релаксационные комплексы лечебно-оздоровительные игры босохождение
| Старший воспитатель, специалисты ДОУ | 4 | Проведение упорядочения нагрузки и активного отдыха детей | Старший воспитатель | 5 | Создание здорового микроклимата в коллективе взрослых и детей | Воспитатели ДОУ | 6 | Проведение валеогизации всего учебно-воспитательного процесса (психологический фон занятий, методы и формы обучения, соблюдение длительности занятий и санитарно-гигиенических условий) | Старший воспитатель | 7 | Продолжение работы по совершенствованию предметно-развивающей среды в ДОУ | Воспитатели ДОУ | 8 | Организация работы с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей (выпуск газет, проведения семинаров, оказание консультативной помощи и т.д.) | Старший воспитатель, специалисты ДОУ | 9 | Налаживание тесного контакта с медико-психологической службой , поликлиникой, | Старший воспитатель | 10 | Участие в научно-практических конференциях, семинарах, совещаниях различного уровня по вопросам оздоровления детей | Заведующий ДОУ, старший воспитатель, медсестра | ^ № | Формы и методы | содержание | Контингент детей | 1 | Обеспечение здорового ритма жизни | щадящий режим (адаптационный период) гибкий режим организация микроклимата и стиля жизни группы | Все группы | 2 | Физические упражнения | утренняя гимнастика физкультурно-оздоровительные занятия подвижные и динамичные игры профилактическая гимнастика (дыхательная, звуковая, улучшение осанки, профилактика плоскостопия. зрения и т.д.) спортивные игры
| Все группы -\-
-\-
Средняя старшая подготов. группы
-\- -\- | 3 | Гигиенические и водные процедуры | умывание мытье рук по локоть игры с водой и песком обеспечение чистоты среды | Все группы | 4 | Свето-воздушные ванны | проветривание помещений сквозное сон при открытых фрамугах прогулки на свежем воздухе 2 раза в день обеспечение температурного режима и чистоты воздуха | Все группы
| 5 | Активный отдых | развлечения и праздники игры и забавы дни здоровья каникулы | Все группы | 6 | диетотерапия | рациональное питание | Все группы | 7 | Свето и цветотерапия | обеспечение светового режима цветовое и световое сопровождение среды и учебного процесса | Все группы | 8 | музтерапия | музыкальное сопровождение режимных моментов музыкальное сопровождение занятий музыкальная и театрализованная деятельность | Все группы | 9. | Аутотренинг и психогимнастика | игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы игры – тренинги на подавление отрицательных эмоций и снятие невротических состояний коррекция поведения элементы психогимнастики | Группы раннего возраста
Ср. ст. подг. группы | 10 | спецзакаливание | босохождение игровой массаж обширное умывание дыхательная гимнастика | Все группы | 11 | Стимулирующая терапия | Дибазол поливитамины Чесночные медальоны Витаминизация третьего блюда
| Все группы | 12 | Пропаганда ЗОЖ | Организация консультаций, бесед,
| Все группы |
^ воспитательно-образовательный процесс в ДОУ
вводный этап Подготовительный 1.Ознакомление с теоретическими основами методики, технологии  Определение оздоровительной направленности и значимости для ребенка Психолого-педагогическая, медицинская оценка эффективности и прогноз результативности
 Заключительный этап Аналитический Анализ результатов использования
  
Мониторинг детей Опрос родителей, педагогов
Показ результатов

 
Открытые мероприятия Выступления Наглядный материал

Выводы и предложения
^ | | 3 года | 4 года | 5 лет | 6 лет | 7 лет | Скорость бега на 10м с хода (сек) | мальчики | 3,5 – 2,8 | 3,3 – 2,4 | 2,5 – 2,1 | 2,4 – 1,9 | 2,2 – 1,8 | девочки | 3,8 – 2,7 | 3,4 – 2,6 | 2,7 – 2,2 | 2,5 – 2,0 | 2,4 – 1,8 | Скорость бега на 30м со старта (сек) | мальчики | 11,0 – 9,0 | 10,5 – 8,8 | 9,2 – 7,9 | 8,4 – 7,6 | 8,0 – 7,4 | девочки | 12,0 – 9,5 | 10,7 – 8,7 | 9,8 – 8,3 | 8,9 – 7,7 | 8,7 – 7,3 | Длина прыжка с места (см) | мальчики | 47 – 67,6 | 53,5 – 76,6 | 81,2 – 102,4 | 86,3 – 108,7 | 94 – 122,4 | девочки | 38,2 – 64 | 51,1 – 73,9 | 66 – 94 | 77,7 – 99,6 | 80 – 123 | Дальность броска правой рукой (м) | мальчики | 1,8 – 3,6 | 2,5 – 4,1 | 3,9 – 5,7 | 4,4 – 7,9 | 6,0 – 10,0 | девочки | 1,5 – 2,3 | 2,4 – 3,4 | 3,0 – 4,4 | 3,3 – 5,4 | 4,0 – 6,8 | Дальность броска левой рукой (м) | мальчики | 2,0 – 3,0 | 2,0 – 3,4 | 2,4 – 4,2 | 3,3 – 5,3 | 4,2 – 6,8 | девочки | 1,3 – 1,9 | 1,8 – 2,8 | 2,5 – 3,5 | 3,0 – 4,7 | 3,0 – 5,6 | Дальность броска набивного мяча весом 1кг из-за головы (см) | мальчики | 119 – 157 | 117 – 185 | 187 – 270 | 221 – 303 | 242 – 360 | девочки | 97 – 153 | 97 – 178 | 138 – 221 | 156 – 256 | 193 - 313 | Скорость бега | 90м | | | 30,6 – 25,0 | | | 120м | | | | 35,7 – 29,2 | | 150м | | | | | 41,2 – 33,6 |
Итоговая работа по курсу Оздоровительные технологии в дошкольном образовательном учреждении: инновационный аспект Программа оздоровительной деятельности МБДОУ №235 Выполнила: Воспитатель МБДОУ №235 Кузнецова Мария Владимировна Идентификационный номер: 237-005-092 г. Красноярск  |