Психологическое сопровождение деятельности врача icon

Психологическое сопровождение деятельности врача



НазваниеПсихологическое сопровождение деятельности врача
Е.В.Конева
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

Наименование дисциплины: Психологическое сопровождение деятельности врача

Направление подготовки: 030300 Психология

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная

Автор: к. псх. н., доцент, доцент кафедры общей психологии Е.В.Конева.


1. Целями освоения дисциплины «Психологическое сопровождение деятельности врача» являются:

1) формирование у студентов представление о психологическом содержании деятельности врачей и вспомогательного медицинского персонала; о роли психолога в оптимизации деятельности профессионалов данной сферы; о имеющихся исследованиях в области изучения сферы медицинской деятельности;

2) освоение студентами методов психологического анализа профессиональной деятельности врачей и медицинского персонала;

3) освоение студентами средств оптимизации деятельности профессионалов данной сферы.


2. Дисциплина «Психологическое сопровождение деятельности врача» относится к вариативной части профессионального цикла учебного плана подготовки бакалавра и является дисциплиной по выбору Б3.ДВ6 «Психологическое сопровождение деятельности врача» базируется на знаниях, полученных студентами в ходе изучения дисциплин «Психология общения», «Мотивация деятельности» «Специальная психология». Студентам необходимо располагать основами знаний по психологии личности и психологии индивидуальности. Студенты должны иметь представление об основных задачах деятельности врачей и психологических проблемах, характерных для данной сферы деятельности. Кроме того, студенты должны представлять психологические проблемы, возникающие у медицинского работника в процессе реализации своих профессиональных функций.

Дисциплина «Психологическое сопровождение деятельности врача» создает предпосылки для усвоения следующих дисциплин: «Основы психодиагностики», «Исследовательские и диагностические методы в работе клинического психолога».


3. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:


    Знать:

    - психологические особенности профессиональной деятельности врача, специфические психологические феномены данной деятельности;

    - основные закономерности профессионального становления представителей этой профессии;

    - проявление индивидуальных особенностей профессионалов в ходе реализации профессиональных функций;

    - психологические особенности лиц, страдающих различными заболеваниями и закономерности их учета в процессе выполнения врачами своих профессиональных функций;

    - основные положения методики преподавания психологии в применении к данной профессиональной деятельности.

    Уметь:

-


анализировать деятельность врача с позиций научной и практической

    Владеть:

    - навыками взаимодействия со специалистами медицинского профиля и средствами оптимизации профессиональной деятельности.






4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.


5. Содержание дисциплины:


п/п

Раздел дисциплины

1

^ Психологическое содержание врачебной деятельности.

Профессия врача как субъект – субъектная профессия. Иерархический характер врачебной деятельности. Предметные и общенческие компоненты деятельности врача. Профессионально важные качества и компетентности врача.


2

^ Взаимодействие врача и пациента.

Формы общения врача и больного. Социальная перцепция в деятельности врача. Основные способы получения информации о пациенте.

3

^ Мышление в деятельности врача.

Проблемные ситуации, возникающие в деятельности, и средства их разрешения. Диагностическое мышление врача.

4

^ Психологическое здоровье врача. Профилактика профессионального выгорания.

Понятие профессионального выгорания. Специфика профессионального выгорания во врачебной деятельности. Возможности профилактики профессионального выгорания врача.

5

^ Организация совместной деятельности во врачебном коллективе.

Понятие совместной деятельности. Различные классификации видов совместной деятельности. Способы организации совместной деятельности. Проблемы эффективности совместной деятельности. Совместимость и срабатываемость. Общенческие феномены в совместной деятельности. Особенности организации совместной деятельности в учреждениях здравоохранения.

6

^ Профессиональный опыт врача и закономерности его формирования.

Понятие профессионального опыта. Структура профессионального опыта. Когнитивные компоненты профессионального опыта. Функции профопыта и закономерности его формирования. Особенности профессионального опыта врача.

7

^ Возможности психологической коррекции трудностей в работе врача.

Диагностика затруднений в общении. Психологическое образование как средство предупреждения трудностей общения. Возможности психологического тренинга и особенности его проведения в учреждениях системы здравоохранения.

8

^ Профессионально важные качества и компетенции врача

Понятие профессионально важных качеств и компетенций. Содержание компетенций врача. Формирование и развитие компетенций.

9

^ Концепция болезни и индивидуальная картина болезни

Когнитивные компоненты опыта, их функции и закономерности формирования. Индивидуальная картина здоровья. Содержание индивидуальной картины болезни и концепции болезни.

10

^ Психологические факторы эффективности лечебного процесса

Индивидуальные факторы. Ситуативные факторы. Возможность влияния на воздействие факторов.

11

^ Тактика взаимодействия врача и пациента

Виды общения. Динамика общения. Вступление в контакт и поддержание контакта. Социальная перцепция в деятельности врача. Основные способы получения информации о пациенте.

12

^ Профессиональное здоровье врача

Понятие профессионального здоровья. Компоненты и факторы профессионального здоровья. Профессиональное выгорание и его профилактика. Стрессогенные факторы, предупреждение их негативного влияния на профессиональное здоровье врача.

13

^ Психологические аспекты участия врача в реабилитации больных

Понятие и значение реабилитации. Влияние индивидуальной картины болезни на возможности реабилитации больных. Учет в реабилитационной работе специфики заболевания.

14

^ Психологическое просвещение медицинского персонала

Отбор психологической информации, ее структурирование и подача. Учет особенностей аудитории.

15

^ Использование психологического тренинга в работе с медицинским персоналом

Виды тренинга для медицинского персонала. Построение концепции тренинга, составление рабочей программы. Специфика работы с медицинским персоналом.



6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:


а) основная литература:

1.Урванцев Л.П. Психология соматического больного: учеб. пособие / Л.П. Урванцев. - Ярославль: Ин-т психологии РАН, Ин-т Открытое общество, 2000. - 167 с.


б) дополнительная литература:

  1. Бодалев А.А., Ковалев Г.А. Психологические трудности общения и их преодоление // Педагогика. №№ 5-6. 1992. С. 65-70.

  2. Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология: учебник для вузов. - М., 2002.

  3. Годфруа Ж. Что такое психология: Пер с франц. в 2-х томах / Под ред. Г.Г. Аракелова. М., 1996.

  4. Гуревич А.М. Ролевые игры и кейсы в бизнес-тренингах. - СПб., 2004.

  5. Конева Е.В. Особенности мышления в субъект-субъектных видах деятельности // Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 6. С. 82-94.

  6. Магазаник Н. А. Искусство общения с больными. М. , 1991.

  7. Мехтиханова Н.Н. Психология зависимого поведения: учебное пособие. – Ярославль, 2005.

  8. Общая психология : учебник для вузов / под общ. ред. А. В. Карпова. М.:, 2005.

  9. Орлов А. Н. Культура общения врача. Красноярск, 1986.

  10. Психология здоровья: Учебник для вузов/Под ред. Г. С. Никифорова. - СПб, 2003.

  11. Решетова Т. В. Влияние когнитивного стиля на взаимодействие врача и больного //Психологический журнал. 1990. Т. 11. №1. С. 124 – 130.

  12. Субботина Л.Ю., Юркова М.В. Психология защиты личности: учебное пособие для вузов. – Ярославль, 2004.

  13. Урванцев Л. П. Некоторые психологические аспекты профессиональной подготовки врача // Психологические проблемы рационализации трудовой деятельности. Ярославль, 1987. С. 33 – 41.

  14. Урванцев Л. П. Коммуникативные способности врача: к постановке проблемы //Способности и деятельность. Ярославль, 1989. С. 86 – 94.

  15. Урванцев Л. П. Индивидуальные различия в практическом мышлении (на материале решения врачом диагностических задач) //Психологический журнал. 1996. Т. 17. С. 97 – 106.

  16. Урываев В. А. Актуальные проблемы психологии в практической медицине. Ярославль, 1998.

  17. Харди И. Врач, сестра, больной. Психология работы с больными. Будапешт, 1988.

  18. Хасан Б.И., Сергоманов П.А. Психология конфликта и переговоры: учебное пособие для вузов. - М., 2003.

  19. Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. СПб., 1994. – 320 с.

  20. Атватер И. Я Вас слушаю. М., 1982.

  21. Бедрин Л. М. , Урванцев Л. П. Психология и деонтология в работе врача. Ярославль, 1988.

  22. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. М., 2003.

  23. Ерина С.И., Конева Е.В. Общение в организациях : учеб. пособие Ярославль, 2001.

  24. Иванова Н.Л., Конева Е.В. Социальная идентичность и профессиональный опыт личности. Ярославль, 2003.

  25. Карпов А.В. Психология менеджмента: учебное пособие для вузов. М., 2004.

  26. Конева Е.В. Психология общения. Ярославль, 1992.

  27. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб., 2001.

  28. Лабунская В.А. Невербальное поведение. Ростов, 1986.

  29. Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс. Минск, 1986.

  30. Орел В.Е. Синдром психического выгорания личности. – М., 2005.

  31. Панкратова Т. М. Методика преподавания психологии : учеб. пособие для вузов. Ярославль, 2003.

  32. Попов А.С., Кондратьев В.Г. Очерки методологии клинического мышления. Л., 1972.

  33. Ташлыков В. А. Психология лечебного процесса. Л. , 1984.

  34. Урванцев Л.П. Психология в работе врача. Ярославль, 1993.

  35. Урванцев Л.П. Психология в соматической клинике. Ярославль, 1998.

  36. Психогимнастика в тренинге. Ч. 1. // Ред. С.И. Макшанов, Н.Ю. Хрящева. СПб., 1993.

  37. Психогимнастика в тренинге. Ч. 2. // Ред. С.И. Макшанов, Н.Ю. Хрящева, Е.В. Сидоренко. СПб., 1996.

  38. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. М., 1999.


в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

портал auditorium.ru;

сайт факультета психологии ЯрГУ им. П.Г.Демидова www.psy.uniyar.ac.ru.





Похожие:

Психологическое сопровождение деятельности врача iconПсихологическое сопровождение образовательной деятельности
Автор: к псх н., доцент кафедры педагогики и педагогической психологии Огородова Т. В
Психологическое сопровождение деятельности врача iconМельник Т. В., учитель-дефектолог) организация коррекционно-развивающего сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в мбс(К)оу «скош №155» г. Перми
С ограниченными возможностями здоровья. Сегодня в школе нуждающимся школьникам предоставляется квалифицированная помощь специалистов...
Психологическое сопровождение деятельности врача iconПрофессиональное становление студентов педагогического колледжа и психологическое сопровождение их личностного роста

Психологическое сопровождение деятельности врача iconМуниципальное образовательное учреждение «сош №50»
Психологическое сопровождение государственной (итоговой) аттестации выпускников при переходе к единому государственному экзамену
Психологическое сопровождение деятельности врача iconПсихологическое сопровождение в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения
В конвенции профильного обучения указано, что реализация идеи профильного обучения на старшей ступени ставит выпускника основной...
Психологическое сопровождение деятельности врача iconПсихологическое сопровождение в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения
В конвенции профильного обучения указано, что реализация идеи профильного обучения на старшей ступени ставит выпускника основной...
Психологическое сопровождение деятельности врача iconПрограммы повышения квалификации психологическое сопровождение сотрудников в состоянии диффузного кризиса
Научное руководство программой осуществляет кафедра психологии развития факультета психологии юурГУ
Психологическое сопровождение деятельности врача iconРостовский государственный университет путей сообщения, Россия
Психологическое сопровождение процесса адаптации студентов-первокурсников позволяет оказывать реальную помощь и поддержку в вопросах...
Психологическое сопровождение деятельности врача iconСентябрь 2-6
Санитарно-гигиенические требования к проведению гиа, егэ. Психологическое сопровождение гиа, егэ
Психологическое сопровождение деятельности врача iconПлан работы государственного бюджетного образовательного учреждения г. Москвы средней общеобразовательной школы №1400 на 2012 -2013 учебный год
Обеспечить медико-психологическое и социально-правовое сопровождение развития учащихся в образовательном процессе
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты