Наблюдения за дошкольниками позволяют утверждать, что факты безжалостного отношения к живому у детей 3-6 лет встречаются очень часто. icon

Наблюдения за дошкольниками позволяют утверждать, что факты безжалостного отношения к живому у детей 3-6 лет встречаются очень часто.



НазваниеНаблюдения за дошкольниками позволяют утверждать, что факты безжалостного отношения к живому у детей 3-6 лет встречаются очень часто.
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

Наблюдения за дошкольниками позволяют утверждать, что факты безжалостного отношения к живому у детей 3-6 лет встречаются очень часто. В результате детских экспериментов насекомые, например бабочки, остаются без крыльев и усов.

Учитывая это, очень важно направить исследовательскую активность детей в правильное русло, обеспечивая тем самым эффективное формирование у них экологической культуры.


Клуб исследователей природы - форма экологического обучения дошкольников

Во многих ДОУ педагоги занимаются экологическим образованием детей, стараясь направить детскую жажду к исследованиям в нужное русло. Но очень часто само слово "занятие" вызывает у дошкольников отрицательные эмоции. Это свидетельствует о том, что у них резко снизилась мотивация к приобретению знаний из-за не достаточно умелой организации занятий взрослыми.

Данный факт подчеркивает актуальность включения в образовательный процесс ДОУ методик и технологий, обеспечивающих высокую исследовательскую активность дошкольников.

Разработана технология, которая используется в экологическом образовании дошкольников.

Данная технология включает в себя как традиционные, так и нетрадиционные формы работы. В числе последних — межгрупповые объединения (лаборатория юного метеоролога и экологический театр), а также детско-взрослые сообщества, например Клуб исследователей природы "Росинка"

Внедрение в образовательный процесс ДОУ модели, элементами которой являются детско-взрослые сообщества, позволит:

  • полноценно осуществить экологическое обучение дошкольников;

  • повысить уровень готовности педагогов к работе по экологическому образованию детей;

  • установить взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников.

Основной целью Клуба является формирование экологической культуры всех участников педагогического процесса (детей, родителей, педагогов).

Занятия Клуба проводятся раз в две недели в соответствии с планом, составленным активом Клуба (родители и педагоги). Занятия могут проходить как в здании ДОУ, так и на его территории или в музеях, парках, лесу.

Формы работы в Клубе самые разнообразные. Например, организуются выставка домашних питомцев, на которой дети не только рассказывают о своих любимцах, но и делятся собственным опытом воспитания и ухода за животными. Каждый участник выставки может получать грамоту, а питомец — угощение.

Интересной станет выставка "Дары природы". Ее цели:

  • воспитание чувства уважения к труженикам садов, огородов, полей;

  • поощрение стремления оказывать посильную помощь родителям в работе на приусадебном участке и активности в садово-огородных работах на территории ДОУ.

На выставке могут звучать интереснейшие рассказы детей об истории овощей - пришельцев (картофель, помидоры, баклажаны, перцы и т. д.). Родина названных и многих других овощных культур была отмечена на карте флажком. В подготовке докладов принимают участие родители.

В начале осени можно провести пресс-конференцию. Она поможет обобщить представление детей о лете.

Заранее формируются делегации Великих держав: Страны овощей, Королевства фруктов, Республики хлебных злаков, Лесного царства, Союза осенних цветов. Членами и руководителями конференции могут быть представители "ученого мира" — метеоролог, садовод, биолог и агроном. Остальные члены коллектива могут стать журналистами, представляющими различные печатные издания: журнал "Наука и жизнь", газету "Редиска", газету "Помидор" и т. д.

Состав делегаций объявляется за несколько дней до пресс-конференции. Журналисты готовят вопросы к отдельным участникам.

При подготовке к пресс-конференции родители оказывают помощь не только в содержательной части, но и в изготовлении необходимых декораций, атрибутов, бейджиков и т. д.

Возможно проведение конкурса юных природоведов, особенно интересен вариант соперничества команд детей и взрослых.

Мероприятие включает в себя несколько типов заданий:

  • "Почему они так называются?". (Гимнастика для ума.) Например: почему "ежевика"? (Ответ: от слова "ежик" — ягода растет на колючем кустарнике.)

  • Объяснение крылатых выражений.

Например: "играть в кошки-мышки" — хитрить, лукавить, стараться обмануть.

  • "Книга рекордов Гиннеса" (домашнее задание) — привести примеры удивительных фактов.

Конкурс заканчивается обсуждением того, кто такие "природоведы", и разработкой правил поведения в природе, которые впоследствии станут заповедями членов Клуба исследователей природы.

Широко используемой организационной формой являются различные интеллектуальные игры — "Что? Где? Когда?", "Поле чудес", "Устами младенцев" и т. д. Примером может служить интеллектуальная игра "Морские знатоки». Ей предшествует цикл групповых занятий по теме "Рыбы" и серия следующих мероприятий, проводимых в рамках работы Клуба:

  • наблюдения за рыбами;

  • беседа "Рыбьи прогнозы";

  • продуктивная деятельность — аппликация и рисование.

Оканчивается блок "Морские знатоки" экскурсией в музей-аквариум.

В подготовке игры активное участие принимают родители, которые помогали в изготовлении необходимого оборудования.

Проведение игры требует достаточно объемного (можно надувного) аквариума. Для его наполнения водой потребуется помощь пап. Дети с удовольствием принимают в этом посильное участие. Также родители помогают в выполнении домашнего задания, предложенного за неделю до проведения игры. Это позволяет использовать разные источники получения информации: книги, энциклопедии, компьютер и т. д., что непременно усилит познавательный интерес и детскую активность в изучении данной темы.

Игре можно придать соревновательный характер. С этой целью детей необходимо разделить на подгруппы. Количество фишек за правильный ответ определит победителя. Но в музей-аквариум, конечно же, поедут все ребята и желающие родители.

Таким образом, объединения педагогов, детей и их родителей в Клуб исследователей природы способствует эффективному формированию экологической культуры всех участников образовательного процесса, а главное, дает возможность развитию детской любознательности без ущерба для окружающей среды.


^ План работы Клуба исследователей природы "Росинка"


Мероприятие

^ Сроки

исполнения

Вступление в члены Клуба. Выборы актива Клуба. Составление плана работы

Сентябрь

Выбор названия Клуба, девиз, песня. Создание эмблемы Клуба.

Сентябрь

Заочное путешествие по книге Н.М. Верзилина "Путешествия с комнатными растениями"

Октябрь

Организация мини-лабораторий в условиях детского сада и домашних мини-лабораторий. Проведение наблюдений за комнатными растениями

Октябрь

Беседа «Какие растения "умеют" предсказывать погоду?»

Ноябрь

Организация наблюдений за рыбами в условиях детского сада и дома

Ноябрь

Беседа "Рыбьи прогнозы"

Декабрь

Интеллектуальная игра "Морские знатоки"

Декабрь

Экскурсия в музей-аквариум. Наблюдение за рыбами

Январь

Беседа "Можно ли узнать у животных и птиц об изменениях погоды? Как? "

Январь

Конкурс загадок о природных явлениях, временах года

Февраль

Конкурс знатоков народных примет

Февраль

Викторина "Все обо всем" (по энциклопедиям). Знатоки энциклопедий готовят вопросы

Март

Встреча с Почемучкой. Ответы на интересующие вопросы

Март

Экспедиция по микрорайону "Земля — наш общий дом"

Апрель

Выставка книжек-малышек "Земля — наш общий дом"

Апрель

Выставка "Шедевры природы"

Май



^ Девиз Клуба исследователей природы

"Росинка"


Хотим, чтоб в мире было много света,

Хотим, чтоб в мире было много лета,

В котором - солнце, птичьи голоса,

И на траве - зеленая роса,

Хотим, чтоб в мире было меньше плача,

А больше смеха, радости, удачи.

Улыбок детских, как цветенье зыбких,

Цветов, сравнимых с детскою улыбкой,


^ Песня Клуба исследователей природы

"Росинка"


Нам этот мир завещано беречь!

Для дружбы, для улыбок и для встреч

В наследство получили мы планету,

Нам этот мир завещано беречь!

И землю удивительную эту.


^ Основные принципы работы Клуба исследователей природы "Росинка"



  • развивающий характер обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении разнообразных способов получения информации (у взрослых, из книг и Интернета);

  • принцип "спирали", когда дети возвращаются к изучаемой теме несколько раз: на традиционных занятиях, а затем на заседаниях Клуба (при этом расширяется не только круг знаний, представлений, понятий, но и усложняются приемы и методы исследования);

  • интеграция программных областей знаний, которая позволяет сформировать у ребенка целостное представление о мире;

  • рациональное сочетание разных видов детской деятельности;

  • сотрудничество между детьми, педагогами, родителями.



Заповеди Клуба исследователей природы "Росинка"


  • природовед любит родной край, бережет его, активно участвует во всех экологических мероприятиях;

  • природовед - друг животных и всей природы;

  • природовед - настоящий исследователь, постоянно наблюдает за природой, читает о природе;

  • природовед - настоящий коллекционер книг о природе;

  • природовед ведет большую разъяснительную работу по пропаганде экологических знаний;

  • природовед - активный участник походов в лес;

  • природовед хорошо трудится в природе;

  • природовед собирает народные приметы, проверяет их, наблюдает изменения в погоде, ведет календарь;

  • природовед любит свой край.



План работы Клуба исследователей природы "Росинка"



Мероприятие

^ Сроки

исполнения

Путешествие по книге Н.М. Верзилина "Путешествия с комнатными растениями"


Октябрь

Организация мини-лабораторий в условиях детского сада и домашних мини-лабораторий. Проведение наблюдений за комнатными растениями


Октябрь

Беседа «Какие растения "умеют" предсказывать погоду?»


Ноябрь

Организация наблюдений за рыбами в условиях детского сада и дома.


Ноябрь

Беседа "Рыбьи прогнозы"


Декабрь

Интеллектуальная игра "Морские знатоки"


Декабрь

Беседа "Можно ли узнать у животных и птиц об изменениях погоды? Как? "


Январь

Конкурс загадок о природных явлениях, временах года


Февраль

Конкурс знатоков народных примет


Февраль

Викторина "Все обо всем" (по энциклопедиям). Знатоки энциклопедий готовят вопросы.


Март

Встреча с Почемучкой. Ответы на интересующие вопросы


Март

Экспедиция по микрорайону "Земля — наш общий дом"


Апрель

Выставка книжек-малышек "Земля — наш общий дом"


Апрель

Выставка "Шедевры природы"


Май



Экологическая тропа как элемент развивающей среды.


Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности дошкольников. Поэтому в воспитании детей велико значение экологической тропинки. Сегодня дошкольники детских садов уверенно путешествуют по экологическим тропам – большим и малым, наблюдают за природой и с удовольствием исследуют её. Появившись впервые как тропа для взрослых и детей, этот элемент стал очень популярным в ДОУ, потому, что помогает реализовать очень важную педагогическую идею – воспитание ребёнка через общение с природой. Ведь во время прогулок, экскурсий по экологической тропе дети играют, экспериментируют, наблюдают, учатся не просто смотреть, но и видеть то, что их окружает, рассказывать о своих впечатлениях. Они получают навыки ориентирования во времени и пространстве, делают зарисовки с натуры. У них развивается мышление, речь, память. А самое главное – появляется чувство прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание её беречь и сохранять!

Учебная экологическая тропа – специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность воспитанников в природном окружении. Задания выполняются во время экскурсий. Воспитанники могут путешествовать по экологической тропинке ДОУ, а также ближайшего лесопарка. Можно ввести эколого – оздоровительные прогулки и разработать заранее план экологических экскурсий и прогулок.


Сообщение на тему:

«Экологическая тропа как элемент развивающей среды».



Похожие:

Наблюдения за дошкольниками позволяют утверждать, что факты безжалостного отношения к живому у детей 3-6 лет встречаются очень часто. iconВ. А. Сухомлинский Игра это ведущий вид деятельности дошкольника и один из способов проявления и выражения себя, своих чувств, мыслей, отношения к окружающему миру. Мои последние наблюдения, указывают на то, что в дет
У большинства детей не развито воображение. Бедность и примитивность игры пагубно отражаются и на коммуникативном развитии детей...
Наблюдения за дошкольниками позволяют утверждать, что факты безжалостного отношения к живому у детей 3-6 лет встречаются очень часто. iconТворческо-исследовательский проект «Творчество Крис Ортега»
Люди часто встречаются с творчеством Крис, когда прогуливаются среди многочисленных сайтов глобальной сети Интернет, но однако не...
Наблюдения за дошкольниками позволяют утверждать, что факты безжалостного отношения к живому у детей 3-6 лет встречаются очень часто. iconПрограмма кружка дополнительного образования Учитель Зуева С. Д. Пояснительная записка
Психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5-11 лет и что запоздалое формирование этих...
Наблюдения за дошкольниками позволяют утверждать, что факты безжалостного отношения к живому у детей 3-6 лет встречаются очень часто. iconВ настоящее время идет активный поиск возможностей обновления и качественного улучшения форм работы с дошкольниками
В дошкольных учреждениях формирование элементарных математических представлений должно осуществляться так, чтобы дети видели, что...
Наблюдения за дошкольниками позволяют утверждать, что факты безжалостного отношения к живому у детей 3-6 лет встречаются очень часто. iconРекомендовано областным центром практической психологии
Рассмотрим проблеме детей на школьном старте. Опыт предыдущих лет работы с шестилетками показал, что администрация, учителя и родители...
Наблюдения за дошкольниками позволяют утверждать, что факты безжалостного отношения к живому у детей 3-6 лет встречаются очень часто. icon68 часов 15 пр работ
Воспитание у учащихся бережного отношения к окружающей действительности, любви ко всему живому, стремления сохранить нашу уникальную...
Наблюдения за дошкольниками позволяют утверждать, что факты безжалостного отношения к живому у детей 3-6 лет встречаются очень часто. iconКраснянская Л. В. Воспитание правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста
Правильное произношение звуков очень важно для формирования полноценной личности. Ребёнок с хорошей, внятной речью легче вступает...
Наблюдения за дошкольниками позволяют утверждать, что факты безжалостного отношения к живому у детей 3-6 лет встречаются очень часто. iconС. А. Иегов Результаты исследований в рамках междуна­родных программ igbp, hop и российской "Гло­бальные изменения природной среды и климата" позволяют ученым утверждать, что природная система Земли сейчас находи
И. И. Гительзона, си. Барцева, В. А. Охонина и др. "Какой должна быть стратегия развития?" (1997. №5), К. Я. Кондратьева "Глобальные...
Наблюдения за дошкольниками позволяют утверждать, что факты безжалостного отношения к живому у детей 3-6 лет встречаются очень часто. iconС. А. Медведев, И. А. Томашов. Политическая аномия в современной россии1 Политическая система России на пороге нового десятилетия
Перефразируя писателя Владимира Паперного, можно утверждать, что за двадцать лет россияне сначала были приверженцами «политической...
Наблюдения за дошкольниками позволяют утверждать, что факты безжалостного отношения к живому у детей 3-6 лет встречаются очень часто. iconЭлективный курс в 9 классе Функции и их графики
Программа данного элективного курса включает вопросы, которые часто встречаются в заданиях экзаменов и вызывают затруднения
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты