|
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 г. Пудожа ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №3 г. Пудожа Республики Карелия 2010 г. Содержание - Краткая информация об образовательном учреждении - Пояснительная записка - Аналитико-прогностическое обоснование - Направления воспитательной деятельности - Управление воспитательным процессом. Диагностика - Школьная символика ^ Вшивкова С.В., заместитель директора по воспитательной работы МОУ СОШ №3 г. Пудожа Красавцев Ф.В., педагог-организатор МОУ СОШ №3 г. Пудожа Адрес ОУ: 186150, Республика Карелия, г. Пудож, ул. К.Маркса, 79. Тел./факс: (81452) 5-24-98 ^ ![]() 29 октября 1993 года школа открыла свои двери. ^ Зинаида Фёдоровна Ромахина В этот день порог школы перешагнули 954 ученика. И закипела школьная жизнь! В настоящее время в школе работают 48 учителей, 6 воспитателей групп продленного дня, социальный педагог, педагог-психолог, логопед, педагог-организатор. ^ Почетный работник общего образования РФ Прокопенко Н.В., Захарова С.Б., Черепанова В.А., Черепанова В.В. Купцова Л.М. – Заслуженный учитель РК ^ Грамота МО РСФСР – 2 Грамота МО и ДМ РК – 4 Грамота правительства РК – 1 Школой руководили: Ромахина З.Ф. с 1993 по 1994 Булышкина Е.Н. с 1994 по 1996 Черепанова В.А. с 1996 по 2005 Ганькова Н.М. с 2005 по 2007 В настоящее время школой руководит Черепанова Валентина Александровна. Ветераны педагогического труда: ^ Антонен А.А. – учитель иностранного языка Ионова Л.К. – учитель русского языка и литературы Павлова Н.А. – учитель русского языка и литературы ^ Лезина З.П. – учитель начальных классов Симанова Г.Г. – учитель начальных классов Ефимова Н.Н. – учитель начальных классов ^ Учителей высшей категории – 5 первой категории – 32 второй категории – 14 Педагоги нашей школы Прокопенко Н.В.(2006г.) и Купцова Л.М. (2009г.) стали победителями конкурса «Лучший учитель» в рамках приоритетного национального проекта «Образование» ![]() ![]() фото фото Нина Викторовна Прокопенко, учитель английского языка – победитель конкурса «^ » в рамках приоритетного национального проекта «Образование» (2006 г.) Любовь Михайловна Купцова, учитель математики – победитель конкурса «^ » в рамках приоритетного национального проекта «Образование» (2009 г.) Среди выпускников школы есть медалисты: Золото – Дьякова Елена, Голубцова Елена (2005), Жемойтук Ксения (2007), Чепрасов Максим, Евсеева Валерия (2008), Лебедев Николай (2011). Серебро – Коренева Ирина (1997), Величко Татьяна, Минина Елена (1999), Борисова Юлия, Шибаева Ольга, Гречищенко Вероника, Полина Елена (2000), Каменарчик Анастасия, Жемойтук Екатерина (2002), Бондарева Елена (2003), Богданова Светлана, Самойлова Маргарита (2004), Логинова Евгения (2006), Авдеева Юлия (2007), Зубленко Ирина (2009). В школе обновлены компьютерные классы, оборудован лингафонный кабинет, учебные кабинеты оснащены современными ТСО и наглядными пособиями, обновлена спортивная база, оборудован кабине кулинарии, есть бассейн с тренажерным залом и теперь у школы есть свой новый автобус ^ Для всех желающих в школе работают кружки, секции, клубы и студии. Работает орган школьного самоуправления – Совет старшеклассников С октября 2009 года Управляющий совет – орган общественного самоуправления Воспитательная система МОУ СОШ №3 города Пудожа ![]() ^ Программа воспитания средней общеобразовательной школы №3 г.Пудожа РК на 2009– 2014 годы представляет собой долгосрочный нормативно – управленческий документ, характеризующий имеющиеся воспитательные достижения и проблемы, основные тенденции, главные цели, задачи и направления воспитания, развития учащихся и особенности организации кадрового и методического обеспечения педагогического процесса и инновационных преобразований воспитательной системы, основные планируемые конечные результаты, критерии. Предлагаемая программа предоставляет широкие возможности для гражданского, духовного, творческого, личностного роста учащихся, исходя из их интересов, склонностей, возможностей. Анализ показывает, что у выпускников школ недостаточно сформированы качества личности, необходимые для жизни и деятельности в условиях рынка. Школа должна помочь ребенку удовлетворить свои образовательные запросы, свое человеческое начало, выработать положительную систему мировоззрения, сформировать экономическое мышление и такие качества личности, как гражданственность, толерантность, патриотизм, духовность, здоровый образ жизни. В процессе реализации Программы в рамках деятельности школы предполагается переход в новое состояние: от школы традиционной к школе социализации, т.е к такой школе, где будут созданы все условия для личностного саморазвития учащихся, осознания ими самих себя и своего места в мире, понимания других людей, закономерностей мира. Данная программа ориентирована на учащихся, учителей и родителей школы. В разработке Программы использованы следующие нормативно-правовые документы: - Конвенция о правах ребенка - Законы РФ и РК «Об образовании» - Всеобщая декларация прав человека - Трудовой кодекс РФ - Постановление Главного санитарного врача РФ «Федеральные санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных образовательных учреждений СанПиН» - Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы" Современная социокультурная ситуация характеризуется множеством инновационных изменений в сфере образования: возникают образовательные учреждения нового типа, меняются приоритеты содержания обучения и воспитания, иными становятся педагогические технологии, стиль управления школой, критерии оценки её деятельности. Проводятся многочисленные эксперименты, в ходе которых образовательное учреждение стремится создать условия для полноценного развития обучаемого, защитить его, помочь адаптироваться к изменяющемуся социуму, научить жить в новой социокультурной среде. Во все времена обществу нужны были люди образованные, физически и нравственно здоровые, любящие свою Родину, знающие историю, традиции и обычаи. В общественно-педагогическом сознании утверждается мысль о том, что образовать человека – значит помочь ему стать субъектом культуры, исторического процесса, собственной жизни, научить жизнетворчеству. ^ Необходимость разработки Программы воспитания школы в современных условиях определяется из анализа как внешних, так и внутренних факторов. 1. Анализ внешних факторов. Существующие сегодня традиционные для массовой школы модели организации образовательного процесса на различных ступенях общего образования нуждаются в существенной модернизации, поскольку от них в огромной степени зависит целостное обновление содержания образования, получение школьниками нового опыта, адекватного современным требованиям опыта жизни. По словам президента Российской Федерации Дмитрия Медведева, программа развития российской школы должна включать в себя пять основных направлений. Первая задача – создание таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Решению этой задачи должно соответствовать обновленное содержание образования. Во-вторых, одновременно с внедрением новых стандартов общего образования «должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности». Третья важная задача – качественное улучшение и пополнение кадрового состава преподавателей. «Ключевая роль в школе принадлежит учителю, и нам необходимо разработать систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации. И, что еще более важно, для пополнения школ новым поколением учителей», – считает глава государства. В-четвертых, по мнению Дмитрия Медведева, должен измениться облик школ – «как по форме, так и по содержанию». «Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно, если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом, – считает Президент России. – Обращаю внимание: российская школа не может, не имеет права быть ветхой и в прямом, и в переносном смысле этого слова. Необходимы не только передовые образовательные стандарты, но и новые нормы проектирования школьных зданий и кабинетов, оснащение медпунктов, столовых и спортивных залов. Находиться в школе ребенку должно быть комфортно как психологически, так и физически». Наконец, пятым направлением, которое должно войти в новую программу развития общеобразовательной школы, Президент России назвал решение всего спектра вопросов, касающихся здоровья школьников. К каждому ученику должен быть применен индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения. Тем более что к перегруженным программам обучения в обществе тоже много вопросов», – отметил глава государства. Концепция развития российской школы сформулирована в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»: Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Школа является важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение и воспитание должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Исходя из анализа данных факторов, считаем необходимым: - выработку и реализацию качественно нового, личностного и развивающе ориентированного образования на основе сохранения и поддержки индивидуальности ребенка; - создание условий для предметно – нравственной среды, стимулирующей коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка – организованную в зависимости от возрастной специфики его развития; - интенсивное включение в образовательный процесс школы возможностей дополнительного образования (кружки, секции, студии); - создание условий и механизмов внутри школы для продолжения деятельности детских, общественных организаций, ученического самоуправления; - формирование устойчивости к асоциальным влияниям, к возникновению вредных привычек и неадекватных способов поведения; - создание условий для самообразования, саморазвития, самоопределения школьников. 2. Анализ внутренних факторов. Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Пудожа является одним из немногих социокультурных учреждений города. Школа молодая (17 лет) и имеет свою специфику работы и развития. Положительными в работе школы являются следующие моменты: - стабильный кадровый потенциал; - система работы с родителями, поддержка ими инновационных процессов в школе; - соблюдение прав и свобод участников образовательного процесса; - скоординированность всех систем (учебная, научно-методическая, воспитательная, социально-медико-педагогическая служба); - внедрение опыта работы по патриотическому воспитанию; - школьные традиции. Эти факторы позволяют выйти школе на более высокую ступень – создание модели воспитания нового типа, где в основе лежит личностно – ориентированный подход к ребенку. Организация учебно–воспитательного процесса, основанного на дифференциации, предполагает: 1. Воспитание индивидуальности – создание условий для выбора содержания учебного материала в соответствии с собственными интересами личности, своими возможностями. 2. Рост интеллектуального потенциала социума школы – использование возможностей каждого участника образовательного процесса для максимального развития его интеллектуального и творческого потенциала. 3. Содействие последующему профессиональному самоопределению учащихся. Все выявленные в ходе анализа проблемы влияют на качество образования выпускников, их адаптацию к современной социальной среде. С другой стороны, школа не обеспечивает полностью разрешение противоречий между массовым характером обучения и индивидуальным способом усвоения знаний. Школа должна найти оптимальный баланс между выполнением государственного заказа и общественными потребностями. В настоящее время образовательное учреждение работает над решением задачи максимального использования учителями новых образовательных технологий и принципов организации учебно-воспитательного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей и содержания непрерывного образования, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий. Новые технологии должны использоваться и в воспитательном процессе. Анализ состояния воспитательной работы школы позволил сделать необходимые выводы, обозначить проблемы и способы их решения.
Воспитание понимается нами и как содействие становлению гражданина и патриота, толерантной личности, стремящейся к здоровому образу жизни, личности творческой и образованной. Если представить себе социальный заказ на формирующуюся личность, то можно предположить: все – и родители, и школа, и властные структуры – сойдутся в том, что растущему человеку необходимы физическое здоровье, гражданско-патриотические качества, нравственность и способности (умственные, трудовые, художественные, коммуникативные). Эти способности станут базой к самоопределению и к самореализации. Исходя из названных проблем и уже имеющихся наработок, сформулирована тема, над которой работает школа: «Совершенствование воспитательной работы школы для создания благоприятных условий развития каждого школьника» Цель воспитательной работы школы: создание условий, способствующих развитию личности, толерантной, образованной, творческой, стремящейся к здоровому образу жизни; воспитание гражданина и патриота. Достижение цели видим через решение следующих задач.
10. Создать электронную базу данных по воспитательной деятельности. Направления воспитательной деятельности В школе сложилась определенная система воспитательной работы, определились традиционные школьные дела, есть определенные результаты. ^ : - учебно-познавательное Задача: Воспитание познавательного интереса
1) Английский разговорный клуб - руководитель Прокопенко Н.В. 2) Кружок «Юный журналист» - руководитель Дебеш Н.В. 2. Реализация дополнительной образовательной программы эколого-биологической направленности: - Экологический кружок «Защитники природы» - руководитель Ковина Г.М. 3. Годовой круг дел (викторины, предметные недели и декады, «Умники и умницы», КВН по предметам и др.) 4. Профориентация учащихся школы. Работа в данном направлении ведется с 1 по 11 класс.
- гражданско-патриотическое Задача: Воспитание гражданской ответственности, толерантности, уважения к истории, культуре своей страны, хранение традиций народа. 1. Реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Пост №1». 2. Реализация дополнительной образовательной программы гражданско-патриотической направленности - клуб «Патриот» - руководитель Захарова Л.М. 3. Годовой круг дел (классные часы, уроки мужества, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, спортивно-прикладные эстафеты, участие в работе школьного музея, охрана памятных объектов города и т. д.) - художественно-эстетическое Задача: Создание условий для раскрытия творческих способностей детей, приобщение к истинным культурным ценностям. Вовлечение учащихся в кружки эстетического цикла, проведение концертов, литературных вечеров, музыкальных гостиных, приобщение к истокам народного творчества: народные ремесла, фольклор, посещение музеев, театров и т.д. 1. Реализация дополнительной программы художественно-эстетической направленности: - Изостудия «Декор» – руководитель Захарова С.Б. - Театральная студия – руководитель Красавцев Ф.В. - Кружок «Умелица» - руководитель Гашкова М.Н. - Школьный музей – руководитель Пухова Н.Н. 2. Годовой круг дел: «Народный календарь» (Осенины, Святки, Масленица), творческие дела -физкультурно-оздоровительное Задача: Создание условий для физического развития ребенка, воспитание негативного отношения к вредным привычкам, формирование стремления к здоровому образу жизни. Вовлечение учащихся в спортивные секции; отслеживание состояния здоровья детей; беседы с врачами и родителями; спортивные соревнования, эстафеты «Папа, мама и я - здоровья семья» и другие творческие формы работы по пропаганде здорового образа жизни.
- баскетбол – руководители Брандина В.А., Силаев А.Э., Навалов В.А. - лыжная подготовка – руководитель Козлова О.С. 3. Годовой круг дел по формированию здорового образа жизни, профилактике вредных привычек, спортивные мероприятия. Не менее важным направлением воспитательной работы нашей школы является профилактика правонарушений среди несовершеннолетних. Работа по профилактике правонарушений, экстремистских проявлений и прочих негативных явлений среди несовершеннолетних ведется совместно администрацией школы, социальным педагогом, психологом, классными руководителями по направлениям:
ПМПк (психолого-медико-педагогический консилиум) школы. С целью психологического, педагогического сопровождения учащихся школы посредством создания условий в образовательной среде школы создан психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПК). Задачи ПМПк школы:
Состав ПМПк школы:
Реализация потребностей и интересов учащихся школы во внеурочной деятельности осуществляется через систему дополнительного образования. Дополнительное образование в школе включает в себя задачу развития творческих способностей, воспитание гражданско-патриотических качеств, социальных умений и навыков, формирование здорового образа жизни у учащихся. Используются формы клубной, кружковой, секционной работы, подготовки проектов исследовательской деятельности учащихся и защита их на научно-практических конференциях различного уровня. В 2009 году пролицензированы 16 программ дополнительного образования, по 9 в настоящее время работают кружки и секции:
Количество занятых в школьных кружках и секциях учащихся – 186 человек. На базе школы создан и действует музей школьной истории, где реализуются различные формы поисковой деятельности учащихся, материалы музейной комнаты активно используют педагоги школы в процессе обучения и воспитания школьников, помогают им осмыслить героические страницы истории нашей Родины, приобщить их к историческому и духовному наследию родного края. Здесь собран большой материал – результат длительного, систематического и разностороннего изучения родного края. Тут накапливаются материалы, которые отражают историю школы, историю нашего района, историю Великой Отечественной войны. Формы работы музея разнообразны: это сбор, оформление краеведческого материала, классные часы, экскурсии, различные конкурсы, встречи, лекции, круглые столы. М ![]() Также школа сотрудничает с организациями города. Со многими организациями заключены договоры о совместной деятельности. Сотрудничество с организациями города. ![]() Работа с родителями. Образовательная парадигма провозгласила родителей субъектами образовательного процесса, а значит, возложила на них ответственность за воспитание своих детей, поэтому в настоящее время сотрудничество родителей и школы выходит в своем содержании на новую ступень. Ответственность за воспитание молодого поколения не снята и со школы. Поэтому необходим союз (педагоги – родители), сотрудничество между всеми субъектами образовательного процесса. На протяжении ряда лет в школе сложилась система мероприятий, направленных на сотрудничество с родителями. Анализ работы по организации взаимодействия семьи и школы позволяет утверждать, что массовый охват родителей одинаковыми формами работы малоэффективен. В современной образовательной практике приоритетными становятся дифференциация, личностно-ориентированный подход по отношению к семье, родителям. Взаимодействие школы с родителями учащихся – важный момент на пути к успешности. Сотрудничество ОУ с родителями осуществляется через: - организацию работы Управляющего Совета школы; - организацию работы классных родительских комитетов; - организацию общешкольных родительских собраний по вопросам профилактики правонарушений, подготовки к новому учебному году, по открытию 1-х классов и т.д.; - организацию родительских собраний по параллелям по вопросам итоговой аттестации учащихся, психологических особенностей разных возрастов, адаптации к школе и др.; - классные родительские собрания; - включение родителей в совместную деятельность: Дни открытых дверей, ИКТ-кросс, совместные спортивные соревнования «Учителя-родители-дети», благотворительные концерты и др. ИКТ-технологии в воспитании. Система современного воспитания невозможна без применения современных образовательных и воспитательных технологий, к которым можно отнести ИКТ-технологии. Наша школа активно использует ИКТ в воспитательном процессе:
Управление воспитательным процессом. Процесс становления и развития воспитательной системы ОУ происходит благодаря управленческим решениям по ее развитию. Планирование и управление обеспечивают интеграцию компонентов воспитательной системы в целостную структуру. Необходимо отметить, что хорошо для одного образовательного учреждения, плохо для другого. Управление воспитательным процессом – это особое управление. Оно должно быть гибким и многоаспектным, так как объект его – система открытая и самоорганизующаяся. Если схематично изобразить управление воспитательным процессом в школе, то выглядит так: Структура управления воспитательным процессом в школе. ![]() 1. Нормативно-правовая база В образовательном учреждении создана нормативно-правовая база, которая регламентирует деятельность, процесс воспитания. Это является необходимым условием деятельности. На сегодняшний день в школе разработаны и действуют: Устав школы Положение об Управляющем совете Положение об общешкольном собрании Положение о МО классных руководителей Положение о классном руководителе Положение о дежурном учителе, дежурном администраторе Положение о дежурном классе Правила для учащихся Положение о Совете старшеклассников Положение об общешкольном собрании старшеклассников Положения о традиционных мероприятиях и конкурсах («Ученик года», «Самый активный класс», «Самый спортивный класс», «Зарница», «Зарничка» и др.) Положение о школьной символике Положение о родительском комитете Положение о родительском собрании Положение о постановке на внутришкольный учет Положение о психолого-медико-педагогический консилиуме и др. Заключены договоры о сотрудничестве (ДДТ, музыкальная школа, ЦРБ, библиотеки города, музей им.А.Ф.Кораблева, центр «Забота», подразделение МЧС и др.) 2. Анализ деятельности. Диагностика. Анализ – самое сложное в работе ОУ. Невозможно представить жизнедеятельность школы без определения конечных результатов своей работы, без попытки определить, каким будет завтрашний день. Анализ – это выявление высоких или низких, положительных или отрицательных результатов воспитательной работы, причин, приведших к успеху или неудаче, это преодоление недостатков в работе. Анализируются:
^ - Диагностика уровня воспитанности; - Диагностика удовлетворенности участников образовательного процесса; - Диагностика уровня тревожности; - Диагностика межличностных отношений в классном коллективе; - Диагностика мотивации учащихся; - Рейтинг проводимых мероприятий и мн.др. На основании результатов диагностических исследований и анализа деятельности школы (класса) планируется дальнейшая воспитательная стратегия и тактика. Под эффективностью воспитательного процесса мы понимаем соотнесенность полученных результатов с целями и достижениями воспитательной практики. Разработаны критерии и показатели эффективности воспитательного процесса.
Для диагностических исследований используются методики, разработанные Н.Е.Щурковой, М.И.Шиловой, Б.П.Битинасом и собственные методики. 3. Планирование осуществляется с учетом:
Составляется план воспитательной работы: - Гибкий (возможна корректировка); - Годовой, на месяц, четверть; - План общешкольный, план кл.рук., психолога, соц.педагога и др.; - Открытый (предложения принимаются). 4. Контроль. Контроль представляет собой систему наблюдений, проверок, анализа и оценки соответствия процесса ранее принятым решениям и оказание методической помощи при выявлении несоответствия. Координация и контроль за выполнением воспитательной программы (плана) администрация школы оставляет за собой. Администрация школы анализирует ход выполнения плана, действий по реализации программы и вносит предложения на педагогический совет по его коррекции; осуществляет информационное и методическое обеспечение реализации программы. Администрация школы ежегодно подводит итоги выполнения программы (плана) на заседании итогового педагогического Совета. Контроль деятельности классных руководителей осуществляется через: - Проверку планов воспитательной работы; - Посещение внеклассных мероприятий; - Посещение тематических классных часов, родительских собраний; - Классно-обобщающий контроль; - Учет участия классов в мероприятиях (экран активности); - Учет участия классных руководителей в работе МО; - Отчеты-анализы классных руководителей по итогам года, по требованию администрации и других органов. Методическое объединение классных руководителей. Методическое объединение классных руководителей работает в школе с момента открытия ОУ. Это структурное подразделение методической службы школы. Возглавляет МО заместитель директора по воспитательной работе. Состав МО: классные руководители, психолог, социальный педагог. МО разработано Положение о методическом объединении. Ежегодно составляется план работы на год, план и тематика заседаний. Цель работы методического объединения классных руководителей: координация методической и организационной деятельности классных руководителей. Задачи:
Совет старшеклассников. Задача школьного самоуправленеия (соуправления) состоит в выявлении реальных потребностей учащихся, трансформирование этих потребностей в содержание деятельности; выявлении заинтересованных в развитии школьного самоуправления учащихся (активных, творческих, инициативных), усилении роли учащихся в решении вопросов школьной жизни. На данный момент организационная структура ученического самоуправления совершенствуется. На наш взгляд, она (структура) должна выявлять потребности, решать вопросы организации и проведения общешкольных ключевых дел, традиционных праздников. Организация деятельности органов ученического самоуправления должна осуществляться через КТД и работу Совета старшеклассников. В школе создан и действует орган ученического самоуправления – Совет старшеклассников. Определены цель и задачи. ^ Возглавляет Совет старшеклассников президент, который координирует работу советов:
В работе Совета старшеклассников наметилась тенденция к повышению активности учащихся, появилась заинтересованность. Члены Совета принимали участие в молодежных форумах в г.Сегежа «Молодежь в действии», «Гиперборея: битва идей» в г.Петрозаводске, что способствовало активизации деятельности старшеклассников. Советом старшеклассников разработаны:
Члены информационного совета ежемесячно выпускают «Нашу Газету», которая освещает события школьной жизни, публикует творческие работы учащихся, фоторепортажи. Газета пользуется популярностью среди учащихся и педагогов школы. Благодаря усилиям педагогического и ученического коллективов в школе сложились традиции:
|