|
Кабинет немецкого языка полного дня как одна из форм подготовки гимназистов к межкультурному диалогу И.В.Кренёва, В.Г.Атлагина, Л.М.Кузькина Ориентация на личность учащегося определяет современную концепцию языкового образования. В ходе его модернизации планируется выстраивать стандарт с ориентацией на формирование ключевых компетенций учащихся, которые определяют готовность использовать усвоенные знания и способы деятельности, а также сформированные навыки и умения для решения как практических, так и теоретических задач, что позволит реализовать компетентностный подход в образовании. Кроме того, в современных условиях одной из главных целей обучения иностранному языку является развитие личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации и самостоятельно совершенствоваться в овладении иностранным языком на последующих этапах обучения в школе и далее в вузе. Таким образом, стратегическая цель обучения иностранному языку на современном этапе развития общества заключается в формировании «вторичной языковой личности» учащегося (Н.Д.Гальскова), готовой к межкультурному общению на базе усвоения языковых и культуроведческих знаний, особенностей речевого и неречевого поведения носителей иностранного языка. Доказано, что в процессе обучения иностранному языку возможна корректировка устремлений учащихся за счет воспитания в них толерантного отношения к другим народам, к другой культуре и культурным реалиям за счет расширения филологического кругозора учащихся в результате сравнительно-сопоставительного изучения языковых явлений, за счет освоения элементов «аккультурации» (М.К.Колкова), т.е. фоновых знаний о стране изучаемого языка, речевых норм общения и принятых правил неречевого поведения в ином национальном сообществе, что обеспечит адекватное межкультурное взаимодействие. Очевидно, что на практике современный учитель сталкивается с рядом проблем: где искать резервы для развития личности учащихся? как создать условия для реальной подготовки учеников к межкультурному взаимодействию? как поддержать и сохранить интерес учеников к изучению иностранного языка? Рациональный путь разрешения выше обозначенных проблем был найден в гимназии №30 имени Д.Н. Музалева г. Петрозаводска. В апреле 2006 по инициативе администрации гимназии во главе с ее директором Л.И.Кошкиной и при поддержке педагогического коллектива была разработана программа эксперимента «Кабинет немецкого языка полного дня». В ходе разработки программы экспериментального исследования было решено создать совет кабинета немецкого языка полного дня, который организует, планирует и руководит работой кабинета и в который вошли учителя иностранного языка гимназии, преподаватели языковых факультетов вузов Петрозаводска, а также учащиеся старших классов гимназии. Деятельность кабинета направляют и корректируют административный, научно-методический и педагогический советы гимназии. Цель организации кабинета немецкого языка полного дня –создание социально-образовательной культуротворческой воспитательной среды гимназии, позволяющей всесторонне развивать творческий потенциал личности гимназистов во второй половине дня (во внеурочное время). Создание кабинета позволило решить ряд сопутствующих задач : организовать свободное время разновозрастных групп учащихся гимназии через совместную коллективную деятельность, способствующую их самореализации и самосовершенствованию; развивать детскую креативность и способствовать расширению общего кругозора гимназистов и повышению мотивации и качества изучения немецкого языка как иностранного. В июне 2007 года были обобщены первые результаты эксперимента, которые показали, что создание кабинета позволило решить намеченные задачи и определить наиболее востребованные направления внеурочной деятельности учащихся, изучающих немецкий язык в качестве иностранного. Проведя диагностику и выяснив социальный заказ учащихся гимназии и их родителей, опираясь на мнение и возможности педагогического коллектива и старшеклассников, совет кабинета выделил в качестве одного из направлений своей работы тьюторство. Первыми первопроходцами стали наиболее активные старшеклассники, которые в последствии поступили на факультет иностранных языков КГПУ. Сегодня деятельность тьютеров, которые любят немецкий язык и стараются привить эту любовь учащимся младших классов, оказывая им посильную помощь в изучении предмета на консультациях, является одним из востребованных направлений работы кабинета. Руководство кабинета привлекает наиболее активных родителей к совместной деятельности. Так, в рамках кабинета для учеников среднего звена бала театральная студия «Мы ставим сказку». Совместно с учащимися родители пишут сценарии по мотивам немецкоязычных сказок, проводят репетиции, шьют костюмы и рисуют декорации. Особой популярностью у гимназистов разного возраста пользуется компьютерный салон, где имеются все условия не только для проведения обучающих компьютерных игр на немецком языке, но и для занятий дизайном, в ходе которых создаются и озвучиваются мультфильмы. Поскольку молодежь любит музыку, не меньший интерес для нее представляет музыкальный салон. Старшеклассники приходят туда послушать и перевести современные немецкоязычные песни, а ученики начальной и средней ступени с огромным желанием разучивают и даже инсценируют песни сами. Охотно посещают гимназисты и видеосалон, в видеотеке которого представлены популярные немецкие и австрийские фильмы, позволяющие ознакомиться с кинорежиссурой немецкоязычных стран и услышать аутентичную немецкую речь. Приоритетным направлением в своей работе руководство кабинета определило формирование социокультурной компетенции, которая подразумевает ознакомление гимназистов с национальным менталитетом, традициями, стилем жизни, нравами и обычаями стран изучаемого языка. Именно поэтому в гимназии ежегодно проводятся увлекательные праздники (Рождество, Пасха, Карнавал, День святого Николая, День святого Мартина и др.), сценарии к которым совместно с учителями немецкого языка придумывают сами учащиеся. Все приобретенные знания необходимы учащимся не только для общего развития, но и практической деятельности, поскольку в течение многих лет между гимназией №30 и Вальдорфской школой г. Тюбинген (Германия) осуществляется школьный обмен, а в гимназии реализуется проект «Мост дружбы». Поэтому учащиеся должны быть приобщены к языковой картине мира носителей языка и готовы к реальному диалогу культур на основе принципов взаимного уважения, терпимости к культурным различиям и преодолению культурных барьеров. Благодаря разумной языковой политике администрации школы и креативности учителей немецкого языка в гимназии разработан и реализуется созидательный проект, позволяющий целенаправленно развивать инициативу и творчество учащихся, их желание изучать немецкий язык и познавать немецкоязычную культуру. При создании кабинета число активно участвующих в его работе постоянно увеличивалось – с 20% учеников, изучающих немецкий язык, до 48% в конце учебного года. В гимназии теперь нет проблем с набором учеников начальной школы в группы по изучению немецкого языка. На сегодняшний момент половина гимназистов изучает немецкий язык как первый иностранный, чем не может похвастаться ни одна школа Петрозаводска и Карелии. Сейчас кабинет немецкого языка полного дня – не просто удачный эксперимент, но и долгосрочный, перспективный проект, вошедший в штатный режим функционирования и предоставляющий широкие возможности для создания в гимназии культуротворческой воспитательной среды, способствующей всестороннему развитию творческого потенциала личности гимназистов. Как отметили члены научно-методического совета гимназии и эксперты языковых вузов нашего города, деятельность кабинета органично дополняет урочную деятельность учителей немецкого языка и позволяет учащимся не только пополнить знания о немецкоязычных странах и их богатой культуре, но и сопоставить «чужую» культуру с родной, учит сопереживать представителям чужих культур, быть толерантным по отношению к людям другого этнического происхождения. |
![]() | Духовно-нравственное обновление общества и личности Сегодня никто не сомневается, что преподавание курса о религиозных культурах призвано сыграть важную роль не только в расширении... | ![]() | 2. Актуальность немецкого языка. 10 причин учить немецкий язык. Немецкий язык в профессиональной деятельности. Немецкий язык – язык туризма Анкетирование проводится до и после представления исследовательской работы, с целью выявления изменений во мнении респондентов относительно... |
![]() | Положение о зачётной системе в моу осош В целях осуществления мониторинга качества общеобразовательной подготовки в моу осош вводится зачётная система, как одна из форм... | ![]() | Игонина Елена Ивановна Учитель иностранных языков моу «Алданская средняя общеобразовательная школа №1» Тема: Поэзия – как одна из форм внеклассной работы по английскому языку. Развитие творческой активности учащихся в работе над стихами... |
![]() | Проектно-исследовательской работы: «Вечер занимательной математики как одна из форм внеклассной работы по математике» Целью данной работы является выявление целесообразности применения математического вечера как одной из форм внеклассной работы по... | ![]() | Черновская Елена Евгеньевна, учитель немецкого языка Тема: Электронный тренажёр для работы с интерактивной доской на урок Тема: «Электронный тренажёр для работы с интерактивной доской на уроках немецкого языка по теме «Sport» |
![]() | Использование метода проектов на уроках немецкого языка Береснева Татьяна Викторовна, учитель немецкого языка «Учебно-педагогический комплекс ясли сад–средняя школа №24 г. Борисова» «Учебно-педагогический комплекс ясли сад-средняя школа №24 г. Борисова», Республика Беларусь, e-mail | ![]() | Государственное бюджетное образовательное учреждение города москвы средняя общеобразовательная школа №806 положение о проведении зачетных сессий в гимназических и 10-11-х В целях осуществления мониторинга качества общеобразовательной подготовки в гбоу сош №806 вводится зачётная система в гимназических... |
![]() | Тема «Детское научное общество как одна из форм организации исследовательской деятельности младших школьников» | ![]() | Методическая работа Тема: «Тренинг как одна из форм интерактивного обучения в работе с вокальным ансамблем» |