Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детско-юношеский центр г. Петрозаводска
УТВЕРЖДАЮ
Директор ДЮЦ
С.Э. Воздвиженский
Образовательная программа Школьного Музейного Актива «Подвигу верны»
Педагог дополнительного образования Романова Валентина Васильевна
Одобрена на 2009-2010 учебный год Методическим советом ДЮЦ сентября 2009
Петрозаводск 2009 г.
Совершенствование системы патриотического воспитания… Формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 г.»
Образовательное учреждение призвано Программой повышать качество патриотического воспитания и стать интегрирующим центром воспитательной деятельности, школы, семьи и общественных организаций.
Следуя основным направлениям государственной программы музейно – образовательная деятельность должна стать стержнем воспитательного процесса школы по формированию, развитию и воспитанию у детей граждански активных и социально значимых качеств: чести, долга, достоинства, любви к Родине, родной земле, родному языку, к своей истории и культуре.
Главная роль в выполнении поставленных задач отводится школьным музеям (музею Дедов и музею этнографии).
Цель поисковой работы – услышать, увидеть, изучить и осознать историю прошлого через призму воспоминаний и биографии дедов и передать ее грядущим поколениям.
Образовательная программа деятельности Музейного актива основана на Положении и Школьном Музее, который способствует: Расширению кругозора у обучающихся; Воспитанию у обучающихся патриотизма, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего и других народов; Воспитанию познавательных интересов и способностей обучающихся; Развитию общественно – практической ответственности обучающихся, овладению ими практическими навыками поисковой, исследовательской работы; Приобщению детей к историческому и духовному наследию через практическое участие в сборе и хранении документов, изучении и благоустройстве памятников города.
В процессе реализации данной программы решаются следующие задачи:
использование культурных и исторических ценностей города для развития детей и подростков; охрана и пропаганда памятников истории, культуры и природы родного края; активная экскурсионно-массовая работа с учащимися, с населением микрорайона Кукковка, тесная связь с ветеранами и общественными организациями; комплектование фонда школьного музея и обеспечение его сохранности; развитие форм и методов патриотического воспитания на основе новых информационных технологий.
Предполагаемый результат реализации программы.
Обучающийся должен: историю республики Карелия, города Петрозаводска важные события и героев ВОВ, битвы ВОВ, дни воинской Славы знать основные понятия «Музей», «Музейный предмет», «Экспонат», «Реликвия», «Музейная экспозиция», «Выставка» научиться составлять анкету ветеранов войны и труда, взять интервью, записать воспоминания, знать историю своей семьи, быть знакомым с историей своего края, России быть знакомым с основными понятиями и методом работы с музейным фондом знать организацию хранения фондов быть знакомым с экспозиционной и выставочной работой уметь провести экскурсию по постоянным и передвижным выставкам уметь организовать любое дело в рамках деятельности Музея быть организатором музейно-образовательной деятельности: акций, операций, Месячников Мужества, Вахты Памяти уметь писать статьи и заметки в школьную газету в рубрике «Дела музейные», помещать на сайт школы материал «Страницы Великой Победы», «Ветераны живут рядом», «Мой дедушка – ветеран», «Награды моего прадеда», «О чем рассказала медаль», «Семейные реликвии рассказывают», «Из истории Музея дедов».
Информационная карта образовательной программы.
Автор программы Романова В.В. Образование – высшее педагогическое Должность – руководитель Музейно-образовательного комплекса, «Музей Дедов» По данной программе работает первый год Название программы «Подвигу верны», посвященной 65-летию Победы в ВОВ, освобождению Карелии и города Петрозаводска Название коллектива – Музейный Совет, секций – «Юные исследователи», «Знатоки музейного дела», «Экскурсоводы» Классификация программы: По типу – модификационная; По цели – научно-исследовательская, познавательная; По виду деятельности – экскурсионно-поисковая, собирательская; По уровню содержания – базовая; По возрасту детей – для среднего и старшего школьного возраста; По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности – интегрированная; По уровню регулярности – основная; По половому признаку – для обоих полов; По форме реализации – групповая, индивидуально-групповая; Срок реализации – 2010 год Наполняемость учебной группы – 15 человек.
65-летию освобождения Карелии и города Петрозаводска.
Петрозаводск, Карелия в годы войны – это эвакуация крупных промышленных предприятий, государственных учреждений, мирных жителей; это тысячи добровольцев – жителей Карелии, ушедших защищать Родину на фронты Великой Отечественной Войны, это создание и деятельность партизанских отрядов и истребительских батальонов на территории Карелии, это концлагеря, переименование города, его улиц и площадей, это горе и страдание сотен тысяч жителей Карелии; это, наконец, долгожданное освобождение города Петрозаводска и восстановление города из разрухи. Все эти события и воспоминания их участников, военные реликвии, хранящиеся в семье, школьном музее поможет воссоздать и сохранить группа «Юные исследователи» Музея Дедов.
^
Год обучения – первый Учебная нагрузка – 4 часа
№ | Название темы | теория | практика | всего | 1 | Организация отпора фашистским захватчикам на Севере в первые месяцы войны (июнь-декабрь 1941) | 10 | 10 | 20 | 2 | Борьба советских патриотов в тылу врага | 10 | 10 | 20 | 3 | Трудящиеся прифронтового тыла Карелии – фронту | 34 | 15 | 49 | 4 | Освобождение Карелии и Петрозаводска от фашистских захватчиков | 10 | 10 | 20 | 5 | Герои Карельского фронта | 4 | 6 | 10 | 6 | Жители Карелии – Герои Советского Союза в ВОВ | 4 | 6 | 10 | 7 | Памятные места города Петрозаводска и Карелии, связанные с событиями ВОВ | 4,5 | 10 | 15 |
^
Вводное занятие по теме «65 – летие освобождения Карелии и города Петрозаводска от фашистских захватчиков». Организация отбора фашистским захватчикам на Севере в первые месяцы войны (июнь-декабрь 1941 года). Мобилизация сил на борьбу с врагом Перестройка всей жизни Республики на военный лад Боевые действия советских войск на территории Карелии Борьба советских патриотов в тылу врага Оккупационный режим захватчиков Дети – узники петрозаводских концлагерей Боевые действия партизан и подпольщиков Карелии
Трудящиеся прифронтового тыла Карелии – фронту Боевые действия войск Карельского фронта (декабрь – июнь 1941 года) Трудовой героизм рабочего класса Труженики Карелии – фронту Развитие культуры в годы ВОВ У войны неженское лицо (Женщины на войне) Дети войны Освобождение Карелии и Петрозаводска от фашистских захватчиков Свирско – Петрозаводская наступательная операция Боевые действия войск 7 армии и моряков Онежской флотилии по освобождению города Петрозаводска Начало восстановления народного хозяйства республики
^
«Знатоки музейного дела» Год обучения – первый Учебная нагрузка – 4 часа, 1 группа
№ темы | Название темы | Теория | Практика | Всего | 1 | Виды Музеев, назначение Музеев | 1 | 2 | 3 | 2 | Музей Боевой Славы – «Музей Дедов» | 1 | 2 | 3 | 3 | Музейный предмет как исторический источник | 1 | 7 | 8 | 4 | Экспонат | 1 | 4 | 5 | 5 | Реликвия | 1 | 4 | 5 | 6 | Экспозиция | 3 | 6 | 9 | 7 | Выставка | 2 | 5 | 7 | 8 | Собирательская работа | 5 | 15 | 20 | 9 | Акция «Ветеран» | 2 | 10 | 12 | 10 | Операция «История микрорайона Кукковка в лицах» | 5 | 15 | 20 | 11 | Книга Памяти | 1 | 2 | 3 | 12 | Экскурсия | 2 | 10 | 12 | 13 | Методика проведения экскурсии | 4 | 16 | 20 | 14 | Музейный фонд | 3 | 12 | 15 |
Содержание учебной программы.
Виды Музеев, назначение Музеев. Музей Боевой Славы – «Музей Дедов»: История создания Структура работы Музея Формы работы Музея
Музейный предмет как источник исторический источник Легенда музейного предмета Методика работы с музейным предметом Экспонат Когда музейный предмет становится экспонатом Виды экспонатов Работа с экспонатами Реликвия Семейная реликвия Музейная реликвия Экспозиция Виды экспозиций Как оформить экспозицию Методика работы с экспозицией (экспозиционный замысел) Структура экспозиции Этикетаж Выставка Стационарная Передвижная Тематическая Собирательская работа Анкета как исторический источник Как составить анкету ветерана войны и труда Работа с информатором, носителем информации Интервью как одна из форм собирательской работы Как взять интервью Разработка акции «Ветеран» (цель, план действия, анкета «Ветеран»). Выход к носителям информации – ветеранам войны и труда. Написание рассказов, сочинений, рефератов: ВОВ в памяти нашей семьи Мой дедушка – ветеран Орден в нашем доме Книга Памяти Назначение Книги Памяти Методика работы с Книгой Памяти Экскурсия Виды и формы экскурсий Экскурсия по экспозициям и выставкам Экскурсия к памятникам Экскурсия по памятным и историческим местам Экскурсия тематическая Экскурсия обзорная Приемы проведения экскурсий Методика проведения экскурсии Выбор темы экскурсии Работа над построением экскурсии Составление списка экспонатов История экспоната (легенда экспоната) Составление краткой летописи событий Подбор литературы по теме Музейный фонд: Состав музейного фонда Учет и научное описание музейного фонда Организация хранения фондов.
Группа экскурсоводов – 4 часа
№ | Название темы | Теория | Практика | Всего | 1 | Подготовка экскурсоводов Работа над дикцией Умение работать в аудитории |
2 2 |
2 2 |
4 4 |
| Форма подачи материала | 2 | 2 | 4 | 2 | Методика проведения экскурсии Выбор темы экскурсии Работа над построением экскурсии Составление списка экспонатов История экспоната (легенда экспоната) Составление краткой летописи событий Подбор литературы по теме |
2 2
2 2
2
2 |
2 2
2 2
2
2 |
4 4
4 4
4
4 | 3 | Пошаговая методика проведения экскурсии | 2 | 2 | 4 | 4 | Виды и формы экскурсий Экскурсия по экспозициям и выставкам Музея Дедов Экскурсия к памятникам Экскурсия по памятным и историческим местам Экскурсия тематическая по материалам Музея Дедов Экскурсия обзорная Приемы проведения экскурсий
|
2
1 2
2
2 2 |
4
2 4
4
4 4 |
6
3 6
6
6 6 |
| Выездные экскурсии по памятным и историческим местам города Петрозаводска «Их имена алеют на постаментах» |
|
|
| 1 | Мемориальный комплекс «Могила неизвестного солдата» |
| 3 | 3 | 2 | Мемориальный знак «Партизанам и подпольщикам Карелии – участникам ВОВ» |
| 3 | 3 | 3 | Мемориал «Площадь маршала четырежды Героя Советского Союза Г.К.Жукова» |
| 3 | 3 | 4 | Памятная стела Герои Советского Союза Карелии» |
| 3 | 3 | 5 | Памятный знак героям необъявленных войн «Воинам афганцам» - «Солдат войны не выбирает»
|
| 3 | 3 | 6 | Памятники Маршалу Герою Советского Союза Г.К.Жукову Герою Советского Союза М.Мелентьевой Герою Советского Союза А. Лисициной |
| 3
3
3 | 3
3
3 | 7 | Памятные доски Командующим Карельским фронтом Генералу Фролову Герою Советского Союза И.П.Торневу Герою Советского Союза Н.Репникову Герою Советского Союза Н.Варламову
|
|
5 5
3
3 |
5 5
3
3 | 8 | История микрорайона Кукковка Застройка Новоселы Общественные организации (кинотеатр «Строитель», т/к «Ника») Пешие прогулки по микрорайону Праздник с Днем рождения, Кукковка (35-летие микрорайона) |
4 4
|
4 8 2
8 6 |
8 12 2
8 6
|
^ Музейного актива МОУ «Средняя школа №2» Источник» г. Петрозаводска на 2009-2010 учебный год.
№ | Название мероприятия | Участники | Сроки проведения | 1 | Расширенный сбор Музейного актива по теме: «Подготовка к 65-летию Победы» | 5-11 классы | 19.09.2009 | 2 | Участие в декаде пожилого человека (подготовка и проведение концерта и Огонька для ветеранов микрорайона Кукковка) Праздник с участием детей, семьи, общественности «С Днем рождения, Кукковка», посвященный 35-летию микрорайона | 5-9 классы | 17.10.2009 | 3 | Организация экскурсий для классов по темам: Карелия в годы ВОВ Герои Советского Союза – наши земляки Герои Карельского фронта Шелтозерское подполье Имена героев в названиях улиц Их именами названы погранзаставы Осмо Бородкин – художник фронтовик Соловецкая школа юнг Юность, опаленная войной Ветераны живут рядом Из истории клуба «Поиск» | 3-11 классы | В течение года | 4 | Организация бесед на базе «Музея Дедов» для учащихся начальных классов: Умеют ли экспонаты говорить Из истории семейных реликвий О чем рассказали дедушкины награды Мой дедушка – ветеран Ветераны живут рядом Их именами названы улицы нашего микрорайона Соловецкая школа юнг | 1-4 классы | В течение года | 5 | Уроки Мужества на базе «Музея Дедов» Хронология ВОВ Страницы Великой Победы Поля Русской славы Важнейшие битвы ВОВ Города – герои Великие полководцы России Воинские династии России Дни воинской славы | 5-11 классы | В течение года | 6 | Расширенное заседание Музейного актива, посвященное открытию «Месячника Мужества» Конкурс чтецов «А музы не молчали» Конкурс рассказов и сочинений «О чем рассказала дедушкина награда», «Мой прадедушка, прабабушка – ветеран ВОВ», «ВОВ в памяти нашей семьи» Игра по станциям «Музейный марафон» «И память будет длиться вечно» Конкурс рисунков, посвященный Дню защитников Отечества Фестиваль инсценированной военной песни День памяти «Солдаты военных конфликтов», посвященный выпускникам школы, участникам боевых действий в Афганистане, Югославии, Чечне Концерт для ветеранов войны и труда, жителей микрорайона Кукковка, совместно с музыкальной школой имени Свиридова «В хоре только мальчики» Встречи с ветеранами ВОВ |
3-11 классы 3-11 классы
5-7 классы
1-8 классы
4-11 классы
9-11 классы
5-10 классы |
1-20. 02 23.01-10.02
В течение года
23.01-12.02
Март, 15 февраля День вывода советских войск из Афганистана
21.02 | 7 | Участие в республиканских, городских акциях, операциях, выставках, конкурсах, посвященных 65-летию Победы |
|
| 8 | Участие в городской научно-практической конференции «Шаг в будущее» | 9-11 классы | 18.02 | 9 | Участие в Республиканской Вахте Памяти Расширенное заседание Музейного актива, посвященное открытию Вахты Памяти Уроки памяти «Шагнувших в пламень, победивших пламень, убереги людская память» «У свечи памяти» - сбор – откровенный разговор музейного актива «Герои и подвиги», «О мужестве, о доблести, о славе» Концерт «Вечер трех поколений» Акция «Мой подарок ветерану» поздравление жителей микрорайона с праздником Акция «Георгиевская лента» - вручение памятных лент ветеранам ВОВ Конкурс рассказов, сочинений, исследовательских работ «Биография семьи в истории страны», «К нам боль пришла из прошлых лет» Выездной концерт для ветеранов Дома престарелых «Салют Победа!» Линейка памяти у мемориальных досок микрорайона, возложение цветов | 3-11 классы
| 28.04-09.05.
04.05
09.05.
09.05.
09.05. | 10 | Участие во всероссийском Дне Музеев в составе базовых школ РДМЦ |
| 18.05. |
Руководитель «Музея Дедов»: В.В. Романова |