|
Итоговые тесты по курсу «Социология» Вариант 1 1.В каком веке социология оформилась как наука: а) XVII; б) XVIII; в) XIX; г) XX. 2.Какой из перечисленных ниже признаков не применяется Э.Шилзом: а) обладает собственной системой управления; б) общий язык; в) постоянство территории; г) общая система ценностей. 3.Чего не требуется для возникновения социального института: а) ресурсов; б) культурной среды; в) всенародного голосования; г) потребности. 4.Как соотносятся социальное действие и поведение: а) действие есть целенаправленное поведение; б) поведение есть целенаправленное действие; в) любое поведение есть действие; г) все ответы верны. 5.Какое из перечисленных ниже определений соответствует понятию «личность»: а) мельчайшая неделимая единица, входящая в социальную группу; б) совокупность социально-значимых черт сформированных обществом; в) совокупность качеств человека, обусловленных неповторимой комбинацией врожденных способностей и следствий приобретенного опыта; г) все ответы верны. 6.Что является важнейшим признаком социальной стратификации: а) авторитет; б) иерархия; в) власть; г) харизма. 7.Какую стадию в развитии человеческого духа не выделял О.Конт: а) естественную; б) метафизическую; в) позитивную; г) теологическую. 8.В чем заключается специфика социологического подхода в изучении общества: а) общество как система взаимосвязей между индивидами; б) общество как территориально-политическое объединение; в) общество как культурная среда; г) общество как совокупность личностей. 9.Какие функции социальных институтов Р.Мертон назвал латентными: а) замедленные; б) реальные; в) отсроченные; г) скрытые. 10.Какие взаимодействия являются организованными: а) осуществляющиеся в рамках организации; б) опирающиеся на сложившуюся систему норм; в) поддающиеся алгоритмизации; г) включающие в состав субъекта лидера. 11.Что из нижеперечисленного не является моделью социальной адаптации: а) конформизм; б) инновационность; в) регенерация; г) ритуализм. 12.Какой из этих статусов является аскриптивным: а) математик; б) руководитель; в) отец; г) негр. 13. Какой из перечисленных ниже типов культуры выделяет М. Мид а) постиндустриальный; б) доисторический; в) префигуративный; г) традиционный. 14. Ювенология это наука, которая изучает а) студенчество; б) детство; в) молодежь; г) молодежные объединения. 15. Э. Шпрангер впервые описал понятие: а) амбивалентности; б) пубертации; в) субкультуры; г) жизненного плана. Тест по курсу «Социология» Вариант 2 1.Как предлагал рассматривать социальные факты Э.Дюркгейм: а) как вещи; б) как процессы; в) как структуры; г) как явления. 2.Какое направление социологии рассматривает общество как самоорганизующуюся систему, все части которой выполняют функции, направленные на сохранение и жизнеспособность целого: а) органическая школа; б) конфликтология; в) функционализм; г) символический интеракционизм. 3.Что не является социальным институтом: а) авторитет; б) религия; в) семья; г) образование. 4.Какой из принципов не использовал Хоманс в теории социального обмена: а) чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться; б) чем легче получить вознаграждение, тем чаще будут повторяться ведущие к нему действия; в) Если вознаграждение велико, то человек готов затратить больше усилий для его получения; г) Когда потребность близка к насыщению, он в меньшей степени готов прилагать дополнительные усилия для их удовлетворения. 5.Какую стадию развития не выделял Ж.Пиаже: а) сенсомоторная; б) стадия конкретных операций; в) дооперациональная; г) постоперациональная. 6.К какому типу социальной мобильности относится изменение положения учителей в современной России по сравнению с СССР: а) индивидуальная восходящая; б) индивидуальная нисходящая; в) групповая восходящая; г) групповая нисходящая. 7.Какова важнейшая характеристика социального действия по М.Веберу: а) забота о собственной выгоде; б) ориентация на действия других людей; в) ориентация на последствия; г) спонтанное поведение. 8.Как решается проблема соотношения индивидуального и социального в теории символического интеракционизма: а) индивидуальное доминирует над целым; б) общество доминирует над индивидом; в) индивид и общество равнозначны; г) все ответы не верны. 9.Каких социальных общностей не бывает: а) виртуальных; б) номинальных; в) реальных; г) мнимых. 10.Чем объяснял социальные взаимодействия Дж.Мид: а) социализаций; б) рациональными интересами; в) детскими впечатлениями; г) формированием значений. 11.Какой принцип периодизации использовал Э. Эриксон: а) ведущего вида деятельности; б) психосоциальной идентичности; в) основных личностных новообразований; г) уровень нравственного развития. 12.Какой из перечисленных ниже признаков М.Вебер не включал в число критериев стратификации: а) богатство; б) власть; в) престиж; г) титул. 13. Какую функцию системы образования описал П. Бурдье: а) социального контроля; б) идеологическую; в) социальной мобильности; г) интегративную. 14. Концепция молодежи как поколения в соответствующем историко-социальном пространстве разрабатывалась: а) В. Лисовским; б) Т. Малером; в) Г. Холлом; г) К. Манхеймом. 15. Согласно теории Ш. Бюлер, генеральная потребность юношеского возраста - «потребность в дополнении» - осуществляется в двух формах: а) сознательной и бессознательной; б) примитивной и культурной; в) биологической и социальной; г) накопительной и расходуемой; ^ Вариант 3 1.Какое важнейшее понятие лежит в основе теории Т.Парсонса: а)социальный институт; б) социальное действие; в) социальная структура; г) социальная стратификация. 2.Какие из перечисленных характеристик являются системными признаками общества: а) динамичность: б) нелинейность; в) открытость; г) все ответы верны. 3.Что понимает А.Шюц под домом: а) пристанище; б) место жительства; в) нулевую точку в системе координат; г) идеальную точку отсчета. 4.Кто из социологов использует для типологии обществ принцип естественноисторического подхода: а) Э.Дюркгейм; б) Г.Спенсер; в) Г.Мид; г) К.Маркс. 5.Чем толпа отличается от массы: а) наличием непосредственной близости: б) наличием лидера; в) наличием цели; г) наличием внутренней структуры. 6.Что такое социальная роль: а) занимаемая индивидом должность; б) набор действий, выполняемых социальной группой ; в) ожидаемое поведение, обусловленное статусом индивида; г) способность человека к притворству для достижения цели. 7.Что не входит в структуру социального действия: а) актор: б) потребность; в) цель; г) объект. 8.Сущность коммуникации состоит в: а) формировании значений; б) обмене смыслами ; в) обмене информацией; г) социализации. 9.Чем характеризуется конвенциональный уровень развития (по Колбергу): а) ориентация на наказание и поощрение; б) ориентация на принятые в обществе моральные нормы; в) ориентация на общечеловеческие ценности; г) ориентация на социальный договор. 10.Кто такой маргинал: а) приверженец крайних политических взглядов; б) деклассированный элемент ; в) человек, покинувший одну социальную общность и не примкнувший к другой; г) человек, утративший чувство реальности. 11.Какой из данных феноменов не относится к системе социальной стратификации: а) гендер; б) класс; в) сословие; г) каста. 12.Какой главный критерий социальной стратификации использует К.Маркс: а) доход; б) отношение к частной собственности ; в) власть; г) образование. 13. Какую из перечисленных функций образования не выделяет Т. Парсонс: а) экономическую; б) социального контроля; в) политическую; г) социальной мобильности. 14. Терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям – это: а) социальная зрелость; б) толерантность; в) конформизм; г) стагнация. 15. «Феномен молодежного бунта» исследовал американский социолог: а) Т. Парсонс; б) М. Мид; в) Т. Роззак; г) Ч. Рейч. ^ Вариант 4 1.Что кроме реальных действий, принимает во внимание символический интеракционизм: а) идеи; б) намерения; в) побуждения; г) теории. 2.К.Маркс видит причину социальной дифференциации в: а) частной собственности; б) борьбе между антагонистическими классами; в) социальных конфликтах; г) существовании социальных классов. 3.Какие из перечисленных типов развития общества не выделяет О.Конт: а) военного господства; б) харизматический тип; в) феодального господства; г) промышленной цивилизации. 4.В каком типе общества возникают предпосылки социального неравенства: а) аграрное; б) животноводческое; в) огородническое; г) индустриальное. 5.Что такое ролевой конфликт: а) конфликт, обусловленный данной ролью; б) конфликт между претендентами на одну и ту же роль; в) конфликт между режиссером и актером; г) противоречие между несколькими ролями одного субъекта. 6.Чем характеризуется малая группа: а) безличным характером связи между членами группы; б) наличием общих интересов у членов группы; в) непосредственными личными контактами между членами группы; г) низким уровнем конфликтности. 7.Какие из перечисленных типов не относятся к социальной коммуникации: а) формационный; б) межличностный; в) публичный; г) массовый. 8.Кули считает, что социальная коммуникация: а) формирование ролевых ожиданий; б) средство социализации; в) форма социального прогнозирования; г) способ разрешения социальных конфликтов. 9.Что понимается под социализацией: а) обобществление собственности; б) становление государственного устройства; в) создание новой социальной общности; г) освоение социальных ролей. 10.Какое из перечисленных ниже определений относится к понятию «личностной идентификации»: а) формирование ролевых ожиданий; б) отождествление себя с определенной социальной группой; в) установление и сохранение в себе неизменяемого ядра личности; г) освоение социальных ролей. 11.Чем объясняет социальное неравенство Парсонс: а) возникновением частной собственности; б) божественным проявлением; в) несовершенством человеческой природы; г) существованием иерархизированной системы ценностей. 12.К какому типу стратификационной системы относилось советское общество: а) этакратическому; б) социально-профессиональному; в) установление и сохранение в себе неизменяемого ядра личности; г) освоение социальных ролей. 13. Кто из перечисленных социологов разрабатывал концепцию институционального подхода к изучению образования: а) Э. Дюркгейм; б) Хайдеггер; в) Дж. Мид; г) Б. Саймон. 14. Т. Роззак полагал, что мировосприятие нонконформистской молодежи питает: а) рационализм и символизм; б) иррационализм и авангардизм; в) конструктивизм и постмодернизм; г) конформизм и примитивизм. 15. Социальное конструирование реальности включает в себя следующие виды деятельности: а) согласование позиций, изменение стратегии, дополнение условий; б) перераспределение ролей, смену ориентиров, усиление кооперации; в) интеграцию, разделение труда, выбор жизненного пути; г) адаптацию к условиям среды, достраивание реальности, переструктурирование условий среды. ^ Вариант 5 1.Основоположником «социального дарвинизма» является: а) Э.Дюркгейм; б) Г.Мид; в) О.Конт; г) Г.Спенсер. 2.Какая из перечисленных характеристик возникает только в постиндустриальном обществе: а) возрастает ценность производства сырья; б) использование силы животных; в) резкое усиление социального неравенства; г) возрастание роли информации. 3.Что является главным условием возникновения малой группы: а) длительное знакомство; б) общность деятельности; в) психологическая совместимость; г) окончание одного учебного заведения. 4.Для массовой коммуникации не характерно: а) опосредованность общения техническими средствами; б) общность деятельности; в) отсутствие непосредственного межличностного общения; г) фиксированность коммуникативных ролей. 5.Социальная норма поведения это: а) поведение, соответствующее статусным ожиданиям; б) социальная роль; в) социальный алгоритм; г) делинквентное поведение. 6.Какую из перечисленных ниже стадий социализации не выделяет Г.М. Андреева: а) детская; б) дотрудовая; в) трудовая; г) послетрудовая. 7.Что из перечисленного ниже не относится к каналам социальной мобильности: а) брак; б) церковь; в) армия; г) этнос. 8.Социальная динамика согласно О.Конту изучает: а) структуру общества; б) законы социальной гармонии; в) общественное развитие; г) общественный консенсус. 9.Какой стиль руководства коллективом характерен для высшей стадии его развития: а) авторитарный; б) демократический; в) либеральный; г) бюрократический. 10.Какие из перечисленных ниже стратегий не относятся к защите социальной идентичности: а) ретардация; б) интернализация обесцененного образа; в) протест; г) ассимиляция. 11.Какое изменение не применяется к социальной мобильности: а) горизонтальная - вертикальная; б) восходящая - нисходящая; в) классическая - современная; г) индивидуальная - групповая. 12.Какую стадию в развитии человеческого духа не выделял О.Конт: а) естественную; б) метафизическую; в) позитивную; г) теологическую. 13. Личностная концепция образования рассматривает его как: а) социальный институт; б) средство самореализации; в) нормативный акт; г) способ адаптации к требованиям общества. 14. Социальное конструирование реальности включает в себя следующие виды деятельности: а) согласование позиций, изменение стратегии, дополнение условий б) перераспределение ролей, смену ориентиров, усиление кооперации в) интеграцию, разделение труда, выбор жизненного пути г) адаптацию к условиям среды, достраивание реальности, переструктурирование условий среды 15. М. Рокчич выделяет ценности: а) операциональные и витальные б) терминальные и инструментальные в) рациональные и иррациональные г) терминальные и операциональные |
![]() | 1. Социология — наука об обществе 2 Понятие социологии в структуре социальных 2 Социология — система знаний 4 Возникает потребность именно в отрасли знаний, которая изучает общество во всех его аспектах. Такой наукой и есть социология — наука... | ![]() | 1. Социология — наука об обществе 2 Понятие социологии в структуре социальных 2 Социология — система знаний 4 Возникает потребность именно в отрасли знаний, которая изучает общество во всех его аспектах. Такой наукой и есть социология — наука... |
![]() | Рабочая программа дисциплины Социология труда «Социология» научно обоснованных представлений об основных закономерностях трудовой деятельности и занятости, как в классическом,... | ![]() | Программа для подготовки к вступительному экзамену по направлению «Социология» Творчество П. А. Сорокина. Структурный функционализм как направление в социологии: Т. Пасонс и Р. Мертон. Чикагская школа, ее значение... |
![]() | Теория организации «Социология», «Теория управления». Знания и навыки, полученные при изучении «Теории организации» будут необходимы студентам при изучении... | ![]() | Рабочая программа дисциплины Социология инноватики Б. Предметное содержание модуля тесно взаимосвязано с учебными курсами «Социология управления», «Основы менеджмента», «Методология... |
![]() | Рабочая программа дисциплины Социология управления Предметное содержание дисциплины тесно взаимосвязано с учебными курсами «Теоретическая социология», «Методология и методы социологических... | ![]() | Тема 1 Социология как наука Цель лекции дать общее представление о предмете социологии, ее месте в структуре социального знания, этапах развития и основных парадигмах... |
![]() | Тема 1 Социология как наука Цель лекции дать общее представление о предмете социологии, ее месте в структуре социального знания, этапах развития и основных парадигмах... | ![]() | Рабочая программа дисциплины Организационная культура Он входит в перечень дисциплин по выбору вариативной части профессионального цикла Б. Предметное содержание дисциплины тесно взаимосвязано... |