МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ» Утверждено ученым советом 20.05.2011 г. протокол № 5 ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Направление подготовки 270800 СТРОИТЕЛЬСТВО Профиль подготовки ПРОМЫШЛЕННОЕ И ГРАЖДАНСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО Квалификация выпускника БАКАЛАВР Нормативный срок обучения 4 ГОДА Форма обучения ОЧНАЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 2011 г. АННОТАЦИЯ Назначение ООП ВПО Основной целью подготовки по программе является: - формирование общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера), реализация компетентностного подхода при формировании общекультурных компетенций выпускников должна обеспечиваться сочетании учебной и внеучебной работы; социокультурной среды, необходимой для всестороннего развития личности; - формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций выпускников. Задачами образовательной программы является освоение следующих учебных циклов: - гуманитарный, социальный и экономический цикл; - математический и естественнонаучный цикл; - профессиональный цикл; и разделов: - физическая культура; - учебная и производственная практики; - итоговая государственная аттестация. Нормативные документы для разработки ООП бакалавриата по направлению подготовки «Строительство» ^ - Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 года №3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 года №125-ФЗ); - Федеральные законы Российской Федерации: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» (от 1 декабря 2007 года № 309-ФЗ) и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)» (от 24 декабря 2007 года № 232-ФЗ); - Федеральные законы Российской Федерации: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» (от 1 декабря 2007 года № 309-ФЗ) в ред. Федеральных законов от 18.07.2009 № 184-ФЗ, от 10.11.2009 № 260-ФЗ); - Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года № 71 (далее - Типовое положение о вузе); - Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки «Строительство» (бакалавриат), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «18 » января 2010 г. № 54; - Нормативно-методические документы Минобрнауки России; - Устав Санкт-Петербургского горного университета. Срок освоения и трудоемкость ООП ВПО бакалавриата по направлению «Строительство» ^ Трудоемкость освоения студентом ООП составляет 240 зачетных единиц за весь период обучения в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению и включает все виды аудиторной и самостоятельной работы студента, практики и время, отводимое на контроль качества освоения студентом ООП. Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) для очной формы обучения и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1. ^
*) трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам. Сроки освоения основной образовательной программы бакалавриата по заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока по ФГОС, указанного в таблице 1 на основании решения ученого совета СПГГУ. Требования к абитуриенту Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, и представить результаты ЕГЭ по русскому языку, физике и математике (перечень в приемной комиссии, тел.1201). Область, объекты и виды профессиональной деятельности выпускника Область профессиональной деятельности бакалавров включает: инженерные изыскания, проектирование, возведение, эксплуатация, оценка и реконструкция зданий и сооружений; инженерное обеспечение и оборудование строительных объектов и городских территорий; применение машин, оборудования и технологий для строительства и производства строительных материалов, изделий и конструкций. Возможные места работы: производственные организации, сервисные компании, научно-исследовательские и проектные организации и др. Объектами профессиональной деятельности бакалавров является: промышленные, гражданские здания, гидротехнические и природоохранные сооружения; строительные материалы, изделия и конструкции; системы теплогазоснабжения, вентиляции, водоснабжения и водоотведения промышленных, гражданских зданий и природоохранные объекты; машины, оборудование, технологические комплексы и системы автоматизации, используемые при строительстве и производстве строительных материалов, изделий и конструкции; объекты недвижимости, земельные участки, городские территории. Виды профессиональной деятельности разработаны вузом совместно с заинтересованными работодателями и в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению подготовки. Виды профессиональной деятельности: а) производственно-технологическая деятельность; б) производственно-управленческая деятельность; в) экспериментально-исследовательская деятельность; г) изыскательская и проектно-конструкторская деятельность; д) монтажно-наладочная и сервисно-эксплуатационная деятельность. Компетенции выпускника вуза как совокупный ожидаемый результат образования по завершении освоения данной ООП ВПО Компетенции выпускника, формируемые в процессе освоения данной ООП ВПО, определяются на основе ФГОС ВПО по соответствующему направлению и профилю подготовки, а также в соответствии с целями и задачами данной ООП ВПО. Результаты освоения ООП ВПО определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения, опыт и личностные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности. ^ Общекультурные компетенции: - владением культурой мышления, способностью к общению, анализу, восприятию информации (ОК – 1); - умение логически верно строить устную и письменную речь (ОК – 2); - готовность к работе в коллективе (ОК – 3); - способность находить организационно-управленческие решения и нести за них ответственность (ОК – 4); - умение использовать нормативные правовые документы (ОК – 5); - стремление к саморазвитию и повышению квалификации (ОК – 6); - умение критически оценивать свои достоинства и недостатки (ОК – 7); - осознание социальной значимости своей будущей профессии (ОК – 8); - использованием основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук (ОК – 9); - способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК – 10); - готовность к социальному взаимодействию на основе моральных и правовых норм (ОК – 11); - владение одним из иностранных языков, на уровне разговорного (ОК – 12); - достижение должного уровня физической подготовки (ОК – 13); Профессиональные компетенции: - использование основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности (ПК – 1); - способность выделять естественнонаучную сущность проблем в ходе профессиональной деятельности (ПК – 2); - владение основными законами геометрического формирования, построения и взаимного пересечения моделей плоскости и пространства (ПК – 3); - способность понимать сущность и значение информации, соблюдать требования информационной безопасности, в т. ч. защита государственной тайны (ПК – 4); - владение основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации (ПК – 5); - способность работать в глобальных компьютерных сетях (ПК – 6); - владение одним из иностранных языков, на уровне профессионального общения и письменного перевода (ПК – 7); - владение основными методами защиты персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ПК – 8); - знанием нормативной базы в области инженерных изысканий и проектирования (ПК – 9); - владением методами проведения инженерных изысканий, технологией проектирования деталей и конструкций в соответствии с заданием (ПК – 10); - способность проводить предварительное ТЭО проектных расчетов, разрабатывать проектную документацию, контролировать соответствие проектов нормативным документам (ПК – 11); - владение технологией, методами доводки и освоения технологических процессов строительного производства (ПК – 12); - способность вести подготовку документации по менеджменту качества, организацию рабочих мест, размещение технологического оборудования, контроль соблюдения технологической дисциплины и экологической безопасности (ПК – 13); - знанием организационно-правовых основ управленческой и предпринимательской деятельности (ПК – 14); - владение методами организации производства и эффективного руководства работой людей (ПК – 15); - способность разрабатывать оперативные планы работы производственных подразделений, вести анализ затрат и результатов деятельности (ПК – 16); - знанием научно-технической информации по профилю деятельности (ПК – 17); - владением математическим моделированием на базе стандартных пакетов автоматизации проектирования и исследований (ПК – 18); - способность составлять отчеты по выполненным работам (ПК – 19); - знанием правила технологии монтажа, наладки, испытания и сдачи в эксплуатацию образцов продукции выпускаемой предприятием (ПК – 20); - владением методами опытной проверки оборудования и средств технологического обеспечения (ПК – 21); - владением методами оценки технического состояния оборудования (ПК – 22); - способность организовывать осмотры, ремот и освоение вводимого оборудования, составлять заявки на оборудование (ПК – 23); учебный план
^
Настоящий учебный план составлен, исходя из следующих данных (в зачетных единицах): Теоретическое обучение, включая экзаменационные сессии - 205 Физическая культура - 2 Практики ( в том числе НИР) - 18 Итоговая государственная аттестация - 15 ИТОГО: 240 зачетных единиц Календарный учебный график
Обозначения: «-» Теоретическое обучение Э - Экзаменационная сессия К - Каникулы У - Учебная практика (в том числе НИР) П - Практика (в том числе производственная) Г - Госэкзамены Д- Выпускная квалификационная работа Другие программные документы ООП по направлению подготовки «Строительство» влючает сквозную программу промежуточных (поэтапных / по курсам обучения) комплексных испытаний (аттестаций) студентов на соответствие их подготовки поэтапным ожидаемым результатам образования компетентностно-ориентированной ООП ВПО, а также программу итоговых комплексных испытаний (итоговой государственной аттестации) студентов-выпускников. Итоговая государственная аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Итоговая государственная аттестация включает защиту дипломного проекта и государственный экзамен по направлению подготовки. Тематика выпускных квалификационных работ направлена на решение профессиональных задач, связанных с проектированием, строительством и реконструкцией промышленных и гражданских зданий. Ресурсное обеспечение ООП ВПО бакалавриата по направлению «Строительство» Основная образовательная программа обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения. При использовании электронных изданий вуз обеспечивает каждого обучающегося, во время самостоятельной подготовки, рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин из расчета 1 место в аудитории на 10 обучающихся с выходом в локальную сеть или сеть Интернет. Вуз обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения для проведения аудиторных занятий (лекций, практических и лабораторных работ, консультаций и т.п.): Для проведения: - лекционных занятий имеются аудитории, оснащенные современным оборудованием; - практических занятий – компьютерные классы, специально оснащенные аудитории; - лабораторных работ – лаборатории, оснащенные современным оборудованием и приборами, установками; - самостоятельной учебной работы студентов: внеаудиторная работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение. Реализация основных образовательных программ обеспечивается доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин основной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки в вузе, обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет. Каждый обучающийся по основной образовательной программе обеспечен не менее чем одним учебным и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине профессионального цикла, входящей в образовательную программу (включая электронные базы периодических изданий). Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла – за последние 5 лет). Фонд дополнительной литературы включает учебные издания, официальные справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся. Каждому обучающемуся обеспечен доступ к ресурсам библиотечного фонда: ^ обеспечена возможность оперативного обмена информацией с отечественными и зарубежными вузами, предприятиями и организациями, обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, имеющимся в сети Интернет в соответствии с профилем образовательной программы. ^ имеются специализированные аудитории, лаборатории, учебные полигоны, договора с предприятиями о трудоустройстве студентов на время прохождения практик. ^ , привлекаемого к реализации ООП ВПО: для успешной реализации ООП ВПО профессорско-преподавательскому составу предоставляется необходимое оборудование для проведения занятий в виде презентаций, деловых игр, тестирования и т.п. ^ вузе создана атмосфера, способствующая всестороннему развитию студентов: созданы различные студии, кружки, школы, объединяющие обучающихся по интересам. К каждой группе прикреплен куратор, который поможет студентам адаптироваться к вузу, городу. Кадровое обеспечение реализации ООП ВПО Реализация основных образовательных программ бакалавриата обеспечивается научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и научно-методической деятельностью. Доля преподавателей, имеющих ученую степень и ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, составляет 100 %. Ученую степень доктора наук (в том числе PhD) и/или ученое звание профессора имеют не менее 15% преподавателей. Преподаватели профессионального цикла имеют базовое образование и/или ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины: 90% (от нагрузки) преподавателей, обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, имеют ученые степени или ученые звания. К образовательному процессу привлечены преподаватели 10% (доля нагрузки на совместителей) из числа специалистов профильных организаций, предприятий и учреждений. Характеристики социально-культурной среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных компетенций студентов Горный университет в Санкт-Петербурге – первое в России высшее техническое учебное заведение, основанное в 1773 году Указом императрицы Екатерины II как воплощение идей Петра I и М.В. Ломоносова о подготовке инженерных кадров для развития горно-заводского дела. Университет имеет статус особо ценного объекта культурного наследия народов Российской федерации (Указ Президента РФ № 1112 от 30.07.1996 г.) не только как первое высшее техническое образовательное учреждение России, но и как объект, включающий в свой состав всемирно известный Горный музей, Главную библиотеку, Домовую церковь Преподобного Макария Египетского и др., являющихся уникальным культурным наследием государства. Вековые традиции научно-педагогических школ в области геологии, горного дела и металлургии поддерживаются коллективом преподавателей, насчитывающим более 130 докторов наук и профессоров, около 400 кандидатов наук и доцентов, около 30 академиков российских и международных академий. Учебная, спортивная и воспитательная работа нацелены на повышение культурного уровня студентов, их знаний истории страны, города, традиций университета, предполагают расширение культурного и эстетического кругозора, гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, укрепление толерантности и профилактики проявления ксенофобии. Учеба в Горном университете тем самым обеспечивает формирование в выпускниках качеств настоящих русских интеллигентов, которых традиционно отличают высокие нормы культуры и нравственности, широкая образованность и благородство душевных устремлений.. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации В соответствии с требованиями ФГОС ВПО для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям ООП вузом созданы фонды оценочных средств. Эти фонды включают: контрольные вопросы и типовые задания для практических занятий, лабораторных и контрольных работ, коллоквиумов, зачетов и экзаменов; тесты и компьютерные тестирующие программы; примерную тематику курсовых работ/проектов, рефератов, ролевые и деловые игры, а также иные формы контроля, позволяющие оценивать уровни образовательных достижений и степень сформированности компетенций. Оценка качества освоения профиля подготовки включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по каждой дисциплине разрабатываются методическим отделом СПГГУ и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца каждого учебного года. Фонды оценочных средств являются полным и адекватным отображением требований ФГОС ВПО по направлению подготовки, соответствуют целям и задачам профиля подготовки и учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку качества общекультурных и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником. При разработке оценочных средств для контроля качества изучения дисциплин, практик учтены все виды связей между включенными в них знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень общей готовности выпускников к профессиональной деятельности. Широко используется экзаменационное тестирование. Помимо индивидуальных оценок, используются групповые и взаимооценки: рецензирование студентами работ друг друга; оппонирование студентами рефератов, проектов, выпускных, исследовательских работ и др.; экспертные оценки группами, состоящими из студентов, преподавателей и работодателей и т.п. В СПГГУ созданы условия для максимального приближения системы оценивания и контроля компетенций студентов к условиям их будущей профессиональной деятельности. С этой целью кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов активно используются работодатели (представители заинтересованных предприятий, НИИ, фирм), преподаватели, читающие смежные дисциплины и т.п. Регламент по организации периодического обновления ООП в целом и составляющих ее документов Данная ООП ВПО в целом и составляющие ее документы обновляются один раз в год по решению Ученого совета вуза. Обновление проводится с целью актуализации ООП ВПО и совершенствования учебного плана с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. Порядок, форма и условия проведения обновления ООП ВПО устанавливается ученым советом Горного университета |
![]() | Направление подготовки 150400 металлургия профиль подготовки металлургия цветных металлов квалификация выпускника бакалавр нормативный срок обучения 4 года форма обучения очная санкт-петербург, 2012 г. Аннотация назначение ооп впо Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки «Металлургия» | ![]() | Направление подготовки 130400 горное дело профиль подготовки шахтное и подземное строительство квалификация выпускника специалист нормативный срок обучения 5,5 лет форма обучения очная санкт-петербург, 2012 г. Аннотация назначение ооп впо Нормативные документы для разработки ооп специалитета по направлению подготовки «Горное дело» |
![]() | Направление подготовки 140400 электроэнергетика и электротехника профиль подготовки электропривод и автоматика квалификация выпускника бакалавр нормативный срок обучения 4 года форма обучения очная санкт-петербург, 2012 г. Аннотация назначение ооп впо Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки «Электроэнергетика и электротехника» | ![]() | Направление подготовки 200100 приборостроение профили подготовки Приборы и методы контроля качества и диагностики Квалификация выпускника бакалавр нормативный срок обучения 4 года форма обучения очная санкт-петербург, 2012 г. Аннотация назначение ооп впо Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки «Приборостроение» |
![]() | Направление подготовки 270100 архитектура профили подготовки Архитектурное проектирование Квалификация выпускника бакалавр нормативный срок обучения 5 лет форма обучения очная санкт-петербург, 2012 г. Аннотация назначение ооп впо Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки «Архитектура» | ![]() | Направление подготовки 130400 горное дело профиль подготовки маркшейдерское дело квалификация выпускника специалист нормативный срок обучения 5 лет форма обучения очная санкт-петербург, 2012 г. Аннотация назначение ооп впо Нормативные документы для разработки ооп специалитета по направлению подготовки «Горное дело» |
![]() | Направление подготовки 120401 прикладная геодезия профиль подготовки инженерная геодезия квалификация выпускника специалист нормативный срок обучения 5 лет форма обучения очная санкт-петербург, 2012 г. Аннотация назначение ооп впо Нормативные документы для разработки ооп специалиста по направлению подготовки «прикладная геодезия» | ![]() | Направление подготовки 271101 строительство уникальных зданий и сооружений специализация №2 строительство подземных сооружений квалификация выпускника специалист нормативный срок обучения 6 лет форма обучения очная санкт-петербург, 2012 г. Нормативные документы для разработки ооп специалитета по направлению подготовки «Горное дело» |
![]() | Направление подготовки 131000 нефтегазовое дело профиль подготовки разработка и эксплуатация углеводородных месторождений шельфа квалификация выпускника бакалавр нормативный срок обучения 4 года форма обучения очная санкт-петербург, 2012 г. Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки «Нефтегазовое дело» | ![]() | Направление подготовки 130402 горное дело специализации обогащение полезных ископаемых квалификация выпускника специалист нормативный срок обучения 5,5 лет форма обучения очная санкт-петербург, 2012 г. Аннотация назначение ооп впо Нормативные документы для разработки ооп специалиста по направлению подготовки «Горное дело» |