|
МИНОБРНАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Удмуртский государственный университет» Институт права, социального управления и безопасности Кафедра криминалистики и судебных экспертиз РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Система общей теории современной криминалистики и ее частных теорий Направление подготовки 030900 Юриспруденция Наименование магистерской программы 030920 Уголовный процесс, криминалистика и теория оперативно-розыскной деятельности Степень выпускника МАГИСТР Рабочая программа утверждена на заседании кафедры протокол № 10 от 27.04.2011 Составители: Вытовтова Н.И. Ижевск 2011 1. Цель и задачи освоения дисциплины Целью освоения дисциплины Система общей теории современной криминалистики и ее частных теорий является способствовать овладению студентами системой теоретических и методологических положений криминалистики. Задачи освоения дисциплины:
^ Дисциплина входит в профессиональный цикл вариативную часть вариативную составляющую ООП магистратуры. Дисциплина адресована студентам первого года обучения Изучению дисциплины предшествуют: курс криминалистики, предусмотренный программой подготовки бакалавра или специалиста, Исторические тенденции возникновения и современного развития криминалистики. Для успешного освоения дисциплины должны быть сформированы общекультурные и профессиональные компетенции на продвинутом уровне. Успешное освоение дисциплины позволяет перейти к изучению дисциплин Экспертизы в правоохранительной деятельности, Теория оперативно-розыскной деятельности, Система криминалистической методики выявления и раскрытия отдельных видов преступлений, Организационно-управленческая деятельность следователя в цикле профессиональный, вариативная часть ООП. Программа дисциплины построена блочно-модульно, в ней выделены разделы Основные положения общей теории криминалистики и Частные криминалистические теории. ^ в результате освоения дисциплины Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): 1) осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); 2) способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2); 3) способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3); 4) компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5). Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): 1) готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3); 2) способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления (ПК-4); 3) способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5); 4) способностью принимать оптимальные управленческие решения (ПК-9). В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
^ и формируемых компетенций Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часа.
^ 5.1. Темы лекций и их аннотации Тема1. Методология криминалистики. Современное понимание содержания и сущности криминалистики (2 часа) Содержание и сущность взаимодействия ПД и ДВРП как системы, в процессе которой осуществляется воссоздание в информационной модели содержание действительного события прошлого, в частности – преступления. Информация как преобразование физически различимых объектов действия преступника, производимые преобразования и информация на выходе ПД. Преобразование информации в среде между ПД и ДВРП. Понятие кода. Информация на входе ДВРП. Информирование как процесс кодового преобразования информации. Составляющие информации на входе ДВРП – основная теорема информирования. Виды информации и их криминалистическое содержание: трансинформирование, симулятивное информирование, дезинформирование (ложь), метадезинформирование (обман). Тема 2. Общая теория криминалистики (2 часа) Процессуальная сторона и компонентный состав модели ПД – процессуально-блоковая схема: блок субъекта, блок фаз, блок действий и средств, следовый блок. Связь следового блока с направлением мысли субъекта ДВРП. Следы, как актуализация потенциальной формы следовой информации. Движение мысли по следам (по горизонтали) и по блокам (по вертикали). ИКМПД – исходная криминалистическая модель ПД: ее содержание и источники. План, как материализованный замысел развития ДВПР. ППд (поисково-познавательное действие) их связь со следовой картиной. Тема 3. Частные криминалистические теории идентификации и диагностики (1 час) Взаимодействие объектов. Оригинал и образ. Передача структур при взаимодействии. Идентификационное поле, идентификационный признак. Комплекс признаков. Идентификационные действия. Проблема идентификации деятельности. Тема 4. Частная криминалистическая теория о способе совершения преступления (1 час) Понятие и содержание термина «способ» - метод деятельности. Система ПД и ее структура, задаваемая методом деятельности. Признаки способа ПД. Понятие полноструктурной деятельности и отдельных ее фрагментов. Системы MOS (модеус операции систем), их компьютерные варианты и их применение на практике. Тема 5. Частные криминалистические теории информирования и следообразования (2 часа) Действия и вызываемые ими преобразования состояний объектов. Преобразование исходного состояния объекта в конечное состояние объекта. Потенциальная форма информации как преобразованная Оп → Ок. Отражение субъектом ДВРП Ок, его членение. Выход из плоскости деятельности в плоскость мышления, замещение результатов обращения знаками, возврат знаков к объекту, возникновение образов, т.е. собственно следов преступных действий. Механизм образования натуральных оснований следов. Классификация следов. Информатика следов и ее применение для решения криминалистических задач практики. Понятие управления, как достижение цели взаимодействующих систем, канал связи взаимодействующих систем. Условия необходимые и условия достаточные для взаимодействия систем. Сообщение в канале связи управления. Первичное и вторичное сообщение в ассоциации сообщений. Два вида преобразований: поперечное (информация) и продольные (тезы). Информирование: кодовое движение информации в канале связи ПД и ДВРП. Схема управления, позволяющая ДВРП стать и оставаться управляющей системой во взаимодействии ПД и ДВРП. ^ Краткое описание подходов к организации семинарских занятий: При обсуждении теоретических вопросов курса работа организуется в виде семинара. Назначение занятий заключается в контроле правильности понимания студентами основных концептуальных положений криминалистических теорий, демонстрации путей их использования при решении практических задач, определении возможностей решения проблем рассматриваемых теорий. При рассмотрении теоретических вопросов должен проводится анализ различных подходов к рассматриваемой проблеме с обязательным обоснованием студентом той позиции, которой он придерживается и высказыванием контраргументов против оспариваемых точек зрения. По положениям, активно применяющимся при решении практических задач, предлагаются задания по разрешению конкретных ситуаций. При этом при построении ответа студент должен использовать изученные теоретические положения, формируя на их основе обоснование полученных результатов. Студенты, пропустившие занятия (независимо от причин), не подготовившиеся к занятию обязаны явиться на консультацию к преподавателю и отчитаться по теме, изучавшейся на занятии. Работа студентов, не отчитавшихся по каждой не проработанной ими на занятиях теме, не может быть оценена. На первом занятия преподаватель знакомится со студентами группы, объясняет студентам порядок работы в течение семестра, характер предъявляемых требований. Целесообразно ознакомить с критериями выставления экзаменационной оценки. В процессе вводной беседы решаются организационные вопросы, обсуждаются часто встречающиеся проблемы. Наиболее распространенная форма теоретического семинара – познавательный. Он рассчитан на усвоение студентами основных фундаментальных категорий изучаемой темы как способ первоначального ознакомления с основными категориями, с которыми придется иметь дело. При этом могут быть использованы различные способы организации такого семинара: возможно поручение одному или нескольким студентам подготовить небольшое сообщение по тому или иному вопросу и последующее его обсуждение; можно дать задание группе студентов изучить определенные источники, освещающие планируемую к рассмотрению проблему, желательно организовать диспуты. Готовясь к проведению теоретического семинара, преподаватель должен иметь в виду, что главная цель теоретических семинаров – повышение уровня самостоятельной работы студентов. Это может быть достигнуто не общим и неопределенным заданием группе, а по возможности точным и конкретным заданием каждому студенту или группе студентов, выполнение которого легко проверяется. Тема 1. Методология криминалистики. Современное понимание содержания и сущности криминалистики (2 часа) Перечень вопросов, заданий, выносимых на семинарское занятие: 1. Соотношение методологии и теории, их взаимная связь и взаимное влияние. 2.Природа криминалистики. 3. Современные подходы к определению содержания и сущности объекта и предмета криминалистики. Литература:
Тема 2. Общая теория криминалистики (4 часа) Перечень вопросов, заданий, выносимых на семинарское занятие: 1. Теория современной криминалистики как система абстрактных моделей, выражающих теоретическую модель двухуровневого строения человеческой деятельности: на уровне социальных и на уровне индивидуально-групповых реализаций. 2. Теоретико-криминалистическая модель процесса выявления и раскрытия инцидента. 3. Структура общей теории криминалистики. 4. Система частных криминалистических теорий в системе следствий из общей теории криминалистики. Литература:
Тема 3. Частные криминалистические теории идентификации и диагностики (4 часа) Перечень вопросов, заданий, выносимых на семинарское занятие: 1. Установление факта взаимодействия двух объектов как главное содержание идентификационной задачи в криминалистике. 2. Основные способы решения идентификационных задач, в случаях взаимодействия материальных объектов с фиксированной формой поверхности. 3. Теоретические особенности решения идентификационных задач а) в случае идеальных преобразований, возникающих в психике людей, б) при изучении преступной деятельности, в) при исследовании объектов жидкой, сыпучей и газообразной природы. 4. Содержание и сущность, виды и формы диагностики в криминалистике. Соотношение идентификационных, классификационных, ситуационных и диагностических задач. 5. Содержание и сущность логико-информационных схем анализа и синтеза, на основе которых строится решение диагностических задач. 6. Методы и методики решения диагностических задач в криминалистике. Литература:
Тема 4. Частная криминалистическая теория о способе совершения преступления (2 часа) Перечень вопросов, заданий, выносимых на семинарское занятие: 1. Соотношение правовой категории преступление и криминалистических категорий преступная деятельность и способ ее совершения. 2. Способ преступной деятельности как инвариантная структура системы преступной деятельности. 3. Современной состояние теории, стремление разработки программного компьютерного обеспечения в идентификации преступной деятельности по способу ее совершения. Литература:
Тема 5. Частные криминалистические теории информирования и следообразования (4 часа) Перечень вопросов, заданий, выносимых на семинарское занятие: 1. Принципиальная возможность раскрытия преступлений по объективно отраженной ее компонентами и динамикой информации. 2. Преобразование и информация. Содержание и сущность кодирования информации. Код как форма существования информации. Информирование как процесс кодового движения информации. 3. Виды и типы информирования. 4. Содержание понятия «след», классификации следов. 5. Содержание криминалистической категории след преступной деятельности как обозначение содержания прямого и обратного информационного преобразования. Литература:
Тема 6. Частная криминалистическая теория о версиях и планово-организационном обеспечении расследования (4 часа) Перечень вопросов, заданий, выносимых на семинарское занятие: 1. Криминалистическое понятие “следовая картина” как натуральное основание выдвижения версий, понимаемой как обоснованная гипотеза. Знание криминалистических моделей преступной деятельности определенного вида как теоретическая основа выдвижения версий. 2. Пути и способы выдвижения, проверки, корректировки и отбрасывания версий. 3. Планирование в деятельности по расследованию. 4. Организационно-управленческие задачи расследования. Литература:
Тема 7. Частная криминалистическая теория моделирования. Криминалистика и компьютеризация (4 часа) Перечень вопросов, заданий, выносимых на семинарское занятие: 1. Модель и моделирование: содержание и сущность. Моделирование как метод познания. Функции модели. 2. Порядок построения и проверки криминалистических моделей. 3. Решение криминалистических задач посредством моделирования. 4. Метод формализации научного знания. 5. Возможности и особенности использования компьютеров для решения криминалистических задач. 6. Особенности постановки и структуры решения криминалистических задач с использованием компьютера. Литература
Тема 8. Частные криминалистические теории профилактики и прогнозирования (2 часа) Перечень вопросов, заданий, выносимых на семинарское занятие: 1. Понятие, значение и задачи криминалистической профилактики. 2. Средства и способы профилактической деятельности следователя. 3. Научные основы и принципы криминалистического прогнозирования. 4. Методы криминалистического прогнозирования. Литература:
^ Структура СРС
^ Вопросы для самостоятельного изучения:
Вопросы к коллоквиуму соответствуют вопросам, выносимым на семинарские занятия и для самостоятельной работы. Тематика рефератов: 1. Современные представления о криминалистике как науке. 2. Методология криминалистики. 3. Теоретико-криминалистическая модель процесса выявления и раскрытия инцидента. 4. Содержание и структура общей теории криминалистики. 5. Система частных криминалистических теорий. 6. Частная криминалистическая теория идентификации. 7. Частная криминалистическая теория диагностики. 8. Частная криминалистическая теория о способе совершения преступлений. 9. Частная криминалистическая теория информирования. 10. Частная криминалистическая теория следообразования. 11. Частная криминалистическая теория о версиях. 12. Планово-организационное обеспечение расследования. 13. Криминалистика и компьютеризация. 14. Частная криминалистическая теория моделирования. 15. Частная криминалистическая теории профилактики. 16. Частная криминалистическая теория прогнозирования. Учебно-методические материалы для СРС
График контроля СРС
Условные обозначения: кр – контрольная работа, к – коллоквиум, р – реферат, д – доклад, ди – деловая игра. ^ При проведении занятий и организации самостоятельной работы студентов используются традиционные технологии сообщающего обучения, предполагающие передачу информации в готовом виде, формирование учебных умений по образцу: академическая лекция, обсуждение докладов по вопросам, опрос. Использование традиционных технологий обеспечивает передачу знаний и контроль их усвоения в требуемом объеме. В процессе изучения теоретических разделов курса и проведении практических занятий используются новые образовательные технологии обучения: дискуссии по вынесенным на семинарское занятие вопросам, разбор конкретных ситуаций, деловая игра Данные технологии обеспечивают активное усвоение студентами изученного материала, повышают глубину понимания изучаемых вопросов. ^ Оценка качества освоения дисциплины включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников. Промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины проводится в форме экзамена ^ Примерный перечень вопросов к экзамену:
Рекомендуемый перечень вопросов для вынесения на междисциплинарный итоговый государственный экзамен
Материалы для контроля с помощью технических средств и информационных систем:
Для определения уровня сформированности компетенций предлагаются следующие критерии оценки экзаменационного ответа: От 24 до 30 баллов студент получает за полное, всестороннее изложение материала по вопросу, умение из общего объема знаний выделить необходимое для ответа именно на поставленный вопрос, грамотное, логичное изложение своих знаний. От 18 до 23 баллов ставится за полное изложение вопроса при наличии отдельных негрубых ошибок и неточностей, допущенных при определении понятий, изложении содержания материала. От 12 до 17 баллов оценивается ответ, в котором студент недостаточно полно раскрыл содержание вопроса, допустил ошибки при изложении материала. От 0 до 11 баллов выставляется при отсутствии ответа на вопрос, а также в тех случаях, когда студент не смог правильно сориентироваться в содержании вопроса, не раскрыл его содержание, допустил грубые ошибки при изложении материала. Основной технологией оценки уровня сформированности компетенций является: балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов: Общее количество баллов ……………………………100……………................. Количество рубежных контролей……………………2…………………………… Текущая работа студента оценивается в 70 б., в т.ч.: 1. Участие в дискуссии по проблемам общей теории криминалистики – 5 баллов. 2. Подготовка реферата – 15 баллов. 3. Выступление с докладом – 5 баллов. 4. Подготовка тезисов доклада – 5 баллов. 5. Участие в дискуссии по проблемам частных криминалистических теорий – 10 баллов. 6. Прохождение тестирования по темам курса (2) – 30 баллов. Промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины предполагает 30 баллов за экзамен. Данные контрольно-оценочные технологии обеспечивают планомерный контроль работы студентов как на аудиторных занятиях, так и в ходе выполнения самостоятельной работы, а также позволяют оценить степень усвоения студентами учебного материала, овладения компетенциями. ^ Основная литература
Дополнительная литература
Периодические издания
Интернет-ресурсы
Электронно-библиотечные системы (ЭБС)
Методические указания по дисциплине, разделу дисциплины ^ Подготовка к практическим занятиям начинается с анализа лекционного материала. Работа на лекции предполагает не только ознакомление с содержательным аспектом темы, но и понимание логики овладения материалом курса, осознание проблематики темы. Наличие собственного конспекта лекций позволяет еще раз ознакомиться, продумать, разобраться в новом материале, так как недостаточно понятые во время лекции положения могут быть восстановлены в памяти, сопоставлены с другими, додуманы, дополнены, уяснены и расширены с помощью учебной литературы. Хорошо овладеть содержанием лекции – это: 1) знать тему; 2) понимать значение и важность ее в данном курсе; 3) четко представлять план; 4) уметь выделять главное; 5) усвоить значение примеров и иллюстраций; 6) связать вновь полученные сведения о предмете или явлении с уже имеющимися; 7) представлять возможность и необходимость применения полученных сведений. Непосредственная подготовка к занятию осуществляется на основе методических рекомендаций по изучаемой теме. При этом необходимо изучить предлагаемую литературу по вынесенным темам, обратить внимание на проблемы, обозначенные преподавателем трудности, обычно возникающие у студентов. Работа с книгой – основной вид самостоятельной работы студента в вузе и одновременно подготовка к будущей практической работе. Знакомство с книгой целесообразно начать с изучения оглавления. Именно оно позволяет получить общее представление о структуре и содержании книги, принятой автором систематизации материала. Независимо от выбранного объема изучаемого текста целесообразно прочитать введение или предисловие. В них обычно формулируются задачи и методы изложения. Знакомство с книгой целесообразно завершать чтением заключения, которое позволяет понять основные обобщенные выводы, главные мысли автора. Основные положения прочитанной книги целесообразно излагать в конспекте. Конспектирование – наиболее распространенная форма краткого, связного и последовательного письменного пересказа содержания с аргументами и личными замечаниями. Особенностью конспекта является то, что в него входят различные формы записей – план, тезисы, выписки, доводы, цитаты, расчеты, выводы и др. Следует учитывать, что подготовка к занятиями предполагает осуществление деятельности на реконструктивном и творческом уровнях. При этом студенту необходимо сформировать свою позицию по вынесенной на занятие проблематике и подготовить ее обоснование. При выполнении практических заданий необходимо самостоятельно сформировать цель деятельности, выбрать средства и методы решения поставленных задач, что становится возможным при условии достаточно полного овладения теоретическим материалом курса. Следует помнить, что в случае возникновения затруднений при подборе и анализе материала, выполнении практических заданий студент может обратиться к преподавателю в часы, выделенные для консультаций. Именно качественное выполнение самостоятельной работы способствует формированию навыков профессионального мышления, умений решать практические задачи, правильно оценивать ситуацию. При подготовке вопросов темы 1 необходимо разобраться с различиями в подходах к пониманию вынесенных на рассмотрение институтов. При этом необходимо остановиться на одной из позиций, продумать аргументацию по ее обоснованию, проанализировать доводы в пользу других точек зрения и подготовить контраргументы. Особое внимание следует уделить исследованию влияния методологии науки на развитие и понимание ее теории. Необходимо четко разграничивать теорию, методологию науки и систему ее методов. При подготовке к занятиям по теме 2 следует четко определить признаки научного теоретического знания, разобраться с его видами и типами. Рассматривая сущность общей теории криминалистики, следует четко представлять теоретическую модель двухуровневого строения человеческой деятельности. Раскрытие теоретико-криминалистической модели процесса выявления и раскрытия инцидента следует строить на понимании инцидента как минувшего деятельностного события. При этом важно четко охарактеризовать связи между элементами модели. Рассматривая структуру общей теории криминалистики, следует обратить внимание на полноту характеристики структурных элементов. Необходимо остановиться не только на раскрытии их содержания, но и обозначить их связующую роль. Анализ системы частных криминалистических теорий необходимо начинать с определения их связей с общей теорией криминалистики. Выделяя принципы построения системы частных теорий, следует проанализировать их влияние на понимание иерархической структуры системы общей теории криминалистики и ее частных теорий. Занятия по темам 3 – 8 проводятся в форме теоретического семинара, который проводится в виде прочтения доклада по рассматриваемой теории (теориям) 1 – 2 студентами с последующим их обсуждением. Вопросы, выносимые на занятие, носят ориентирующий характер и подлежат рассмотрению при отсутствии доклада по теме. Докладчику рекомендуется подготовить тезисы выступления и раздать их группе не позднее, чем перед началом доклада. При подготовке доклада по частной криминалистической теории необходимо изучить фрагмент программы курса, посвященный исследуемой теории. Содержание программы является тезисным обозначением содержания выступления. При написании доклада рекомендуется придерживаться следующей структуры: 1. Понятие и общая характеристика рассматриваемой теории. 2. Основные категории рассматриваемой теории. 3. Разрабатываемые теорией средства решения задач. 4. Проблемные вопросы рассматриваемой теории и перспективы ее развития. Доклад должен быть рассчитан на 15-20 минут. После доклада проходит обсуждение, в ходе которого могут осуществляться дополнения, задаваться вопросы по положениям доклада. Программа курса предполагает большой объем самостоятельной работы студента. Количество аудиторных занятий не позволяет изучить вопросы тем в полном объеме, поэтому студент овладевает материалом путем дополнительного изучения учебной и научной литературы. Контроль их изучения осуществляется посредством проверки реферата, а также по усмотрению преподавателя либо в форме мини опроса в устной или письменной форме (тесты), либо в форме собеседования. ^ Реферат является наиболее простой формой студенческой научно-исследовательской работы. Он должен представлять собой достаточно краткое, но ясное и четкое изложение определенного вопроса или проблемы. Для его написания потребуется изучение наряду с учебной литературой нескольких научных статей или монографий, посвященных заявленной тематике. Обычно для подготовки реферата используется от 3 до 5 научных работ, рассматриваемых автором реферата в качестве основных. Это способствует более глубокому по сравнению с изложением в учебной литературе уяснению отдельного вопроса. Поэтому использовать только учебную литературу для написания реферата не рекомендуется. Она играет лишь роль того теоретического фундамента, который позволяет разобраться и проанализировать соответствующие научные работы. В ходе изучения тем учебного курса студент выбирает наиболее заинтересовавший его вопрос для написания реферата. Содержание реферата представляет собой изложение конкретного вопроса, вынесенного в качестве его названия, поэтому текст обычно не разбивается на разделы и параграфы. Объем реферата колеблется от 12 до 20 страниц. Оформляется реферат на отдельных листах (формат А-4), сшитых (или прочно скрепленных) между собой. Титульный лист реферата оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научно-исследовательским студенческим работам. Страницы реферата должны быть пронумерованы. На цитируемую литературу должны быть сделаны сноски, оформленные одним из допустимых способов. Завершается текст реферата списком используемой при написании литературы, оформленным соответствующим образом. Поскольку в реферате излагается, как правило, конкретный вопрос, то текст: а) может не разбиваться на параграфы, допустимым является выделение отдельных вопросов прямо в тексте жирным шрифтом или курсивом; б) при разделении текста реферата на параграфы, «оглавление» содержания реферата (план) следует выносить на отдельный лист; в) «введение» и «заключение»как отдельные разделы работы выделять необязательно, вступление и заключительные выводы могут содержаться непосредственно в тексте рассматриваемого вопроса; г) список, используемой литературы (библиография) обязательно приводится в конце текста с новой страницы, оформленный в соответствии с общими правилами любого научного исследования. Желательно сформировать приложение к реферату в форме тестовых вопросов. Рекомендуемый объем 5 – 10 вопросов. Вопросы могут быть представлены как в открытой, так и в закрытой форме. К тестовым вопросам должен прилагаться ключ. ^ Требования к аудитории (помещению, местам) для проведения занятий: занятия проводятся в учебном классе, КСР – в компьютерном классе. Требования к аудиторному оборудованию, в том числе к неспециализированному компьютерному оборудованию и программному обеспечению общего пользования: Adobe Acrobat 9 и выше. Требования к специализированному оборудованию……………нет…………… Требования к специализированному программному обеспечению:……нет…… Требования к перечню и объему расходных материалов:…………нет…………. ^ Разработчики рабочей программы дисциплины
Экспертиза рабочей программы
Утверждение рабочей программы дисциплины
Иные документы об оценке качества рабочей программы дисциплины (при их наличии - ФЭПО, отзывы работодателей, студентов и пр.)
|
![]() | Рабочая программа дисциплины «Экономическая оценка сельскохозяйственных угодий и система платежей» ... | ![]() | Рабочая программа дисциплины «Страховое право» Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности... |
![]() | Рабочая программа дисциплины система национальных счетов Целями освоения дисциплины в соответствии с ооп направления «Экономика» являются подготовка выпускников к | ![]() | Рабочая программа дисциплины Целью освоения дисциплины Система общей теории современной криминалистики и ее частных теорий является способствовать овладению студентами... |
![]() | Рабочая программа дисциплины Целью освоения дисциплины Система общей теории современной криминалистики и ее частных теорий является способствовать овладению студентами... | ![]() | Рабочая программа по учебной дисциплине Система государственного управления РФ Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Система государственного управления рф» студентам очной формы обучения... |
![]() | Рабочая программа по учебной дисциплине Система государственного управления РФ Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Система государственного управления рф» студентам заочной полной ( ускоренной)... | ![]() | Рабочая программа по учебной дисциплине Система компьютерной математики matlab (скм matlab) Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «скм matlab» аспирантам очной и заочной форм обучения по специальности... |
![]() | Рабочая программа дисциплины Цель освоения дисциплины – формирование у студентов системы знаний, умений и навыков в области акмеологии. Владение теорией и практикой... | ![]() | Рабочая программа дисциплины Основы менеджмента Предметное содержание дисциплины тесно взаимосвязано с учебными курсами «Основы социологии», «Методология и методы социологических... |