|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ) Философский факультет Кафедра социологии УТВЕРЖДАЮ Декан философского факультета ТГУ _____________ С. С. Аванесов "_____"_____________2011 г. Рабочая программа дисциплины Социология управления Направление подготовки 040100 Социология Профиль подготовки Общий Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения Очная Томск 2011 ^ Целями освоения дисциплины «Социология управления» являются: - формирование у студентов-социологов научно обоснованных представлений о структуре и специфике социологического подхода, направленного на выявление социальной сущности управленческой деятельности и взаимодействий социальных субъектов в организации. ^ Дисциплина «Социология управления» преподается студентам, обучающимся по основной образовательной программе подготовки бакалавров по направлению 040100 «Социология» в Томском государственном университете в семестре на третьем году обучения. Предметное содержание дисциплины тесно взаимосвязано с учебными курсами «Теоретическая социология», «Методология и методы социологических исследований», «Экономическая теория» Данный курс является логическим продолжением и углублением в сферу социального управления. Данная дисциплина входит в набор дисциплин общепрофессионального цикла. ^ В ходе изучения данной дисциплины у студентов формируются элементы обще-культурных и профессиональных компетенций, обозначенной в ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавров по социологии: А) Общекультурные (ОК)
^ - способность использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной и аналитической деятельности (ПК-4); - умение использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-5); - умение обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций (ПК-8); - способность и готовность к планированию и осуществлению проектных работ в области изучения общественного мнения, организации работы маркетинговых служб (ПК-9); - способность использовать методы сбора, обработки комплексной социальной информации для решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (ПК-11); В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: специфику социального управления, его элементы и функции, особенности управленческих отношений и их разновидности, условия формирования власти и авторитета. - принципы мотивации и коммуникации. Уметь: - использовать полученные знания и навыки по социологическому анализу специфики управленческой деятельности, а также распознавать факторы эффективной деятельности группы и организации в целом. Владеть: - навыками использования методов социальной диагностики, анализа и исследования организационно-управленческих проблем. ^ Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часа, из них 54 часа аудиторных, экзамен.
^ В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Поэтому в рамках данного учебного курса предусмотрены не только традиционные лекционные и практические занятия, но и семинары-конференции, практические занятия в форме дебатов, а также написание рефлексивного эссе и проблемный коллоквиум. Кроме того, контроль самостоятельной работы студентов осуществляется как в интерактивной форме, так и на основе технологии «Портфолио», что позволяет актуализировать процессы самообучения и взаимообучения. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Основными этапами контроля самостоятельной работы студентов по изучению модуля являются: 1. Эссе. Тема: «Управленческие отношения в условиях трансформации общества» 2. Семинарско-практические занятия по темам курса. 3. Контрольная работа. По теме «Эффективность групповой деятельности». 4. Проблемный коллоквиум. По теме «Соотношение власти и авторитета» 5. Экзамен в форме тестирования. Примеры оценочных средств Образец теста: 1. Каковы черты сходства и черты различий между понятиями бюрократия и бюрократизм (Напишите, пожалуйста) ______________________________________________________________ 2. Что является источником авторитета? А – владение средствами управления Б – наличие формальной власти В – признание подчиненных Г – сотрудничество с руководством. Примерная тематика рефератов, курсовых работ 1. Черты бюрократизма в существующем стиле управления деканата факультета 2. Управление как социальная технология 3. Роль традиций и инноваций в формировании культуры организации 4.Современные тенденции управления организацией 5. Имидж руководителя как часть управленческого взаимодействия 6. Коммуникативные роли и стили в организации 7. Инновационные игры в управленческой практике 8. Традиционность и современность в понимание бюрократии 9. Условия адаптации индивида в организации 10. Диагностика и предупреждение конфликтов в организации 11. Партисипативный стиль как механизм регулирования взаимодействий руководитель – подчиненный 12. Социальные и групповые нормы как регуляторы поведения личности 13. Руководитель как источник формирования организационной культуры Примерные вопросы промежуточной аттестации 1. Соотношение понятий бюрократия и бюрократизм 2. Малая группа и ее структура, социальные роли в малой группе 3. Проблемы эффективности групповой деятельности 4. Руководство и лидерство 5. Понятие власти и ее источники 6. Соотношение власти и авторитета 7. Генезис социального управления 8. Сущность организационных конфликтов 9. Понятие управления: содержание и разновидности 10. Коммуникативные сети в организации 11. Специфика социального управления 12. Предмет дисциплины «Социология управления» 13. Организационная культура: понятие и основные элементы 14. Управленческие отношения: понятие и виды 15. Основные теории мотивации 16. Социальная сфера как объект управления 17. Роль коммуникации в управлении организацией 18. Управление организационной культурой 19. Понятие управленческого стиля 20. Роли и структура деятельности руководителя 21. Понятие власти и авторитета 22. Организация как система социальных групп 23. Возможности социологического исследования при решении управленческих проблем 24. Групповая динамика как процесс взаимодействия 25. Условия формирования стиля руководителя 26. Понятие и элементы организационной культуры 27. Функции организационной культуры 28. Формирование и воспроизводство ОК 29. Значение подбора кадров в практике управления 30. Роль социолога в подборе кадров в организации (предприятии) 31. Понятие организационных патологий 32. Понятие социальной инновации и ее разновидности 33. Роль социальной информации в управлении организацией 34. Значение социологического исследования в изучении вопросов управления 35. Социологическая диагностика: понятие и специфика 36. Особенности управленческого консультирования ^ а) основная литература: 1. Зборовский Г. Е. Социология управления: учеб. пособие/ Г. Е. Зборовский, Н.Б. Костина. – М., 2004. – 288 с. 2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2008. – 670 с. 3. Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 224 с. 4. Клементьев Д.С. Социология управления: Учеб. пособие. – 3-е изд., – М.: Изд-во МГУ, 2008. – 240 с. 5. Козер Л. Функции социального конфликта / Под общ. ред. Л.Г. Ионина. – М.: Идея-Пресс, 2000. – 205 с. 6. Ковалев В.Н. Социология управления в социальной сфере: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2003. – 240 с. 7. Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социология управления: фундаментальный курс. – М.: Акад. Проект: Трикста, 2006. – 1136 с. 8.Кузьмен О.В. Социология управления: учеб. пособ. – Н-ск: Изд-во СибАГС, 2010. – 272 с. 9. Основы социального управления: Учебное пособие / Под ред. В. Н. Иванова. – М.: Высш. шк., 2001. – 271 с. 10. Пригожин А.И. Современная социология организаций. – М: Интерпракс, 1995. – 296с. 11. Социология управления: учеб. / под общ. ред. В.Э. Бойкова. – М.: Изд-во РАГС, 2006. – 336 с. 12. Социология управления: стратегии, процедуры и результаты исследований / А. В. Тихонов (отв. ред.) и др. – М.: «Каннон + РООН, Реабилитация», 2010. – 607 с. 13. Фролов С.С. Социология организаций. – М.: Гардарики, 2001. – 383 с. 14. Щербина В. В. Средства социологической диагностики в системе управления: Учеб. пособ. – М.: Изд-во МГУ, 1993. – 120 с. 15. Щербина В.В. Социальные теории организации: Словарь. – М.: ИНФРА-М. 2000. – 264 с. б) дополнительная литература: 1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 1988. – 432 с. 2.Бабосов Е.М. Социология управления: Учеб. пособие для студентов. – Минск: ТетраСистемс, 2000. – 288 с. 3. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! – Новосибирск: Наука, 1989. – 190 с. 4. Граждан В.Д. Теория управления: учеб. пособие / В.Д. Граждан. – М.: Гардарики, 2004. – 416 с. 5. Красовский Ю.Д. Организационное поведение: учеб. пособие для вузов / Ю. Д. Красовский. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 512 с. 6.Кравченко А.И. Социология менеджмента: учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 366 с. 7.Основы социального управления: учеб. пособие / Под. ред. В. Н. Иванова. – М.: Высш. шк., 2001. – 271 с. 8. Павленко С.Ю. Неформальные управленческие взаимодействия // Постижение: Социология. Социальная политика. Экономическая реформа. – М.: Прогресс, 1989. – 592. 9. Пряжников Н.С. Мотивация трудовой деятельности: Учеб. пособие для студ. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 368 с. 10. Романов П.В. Социологические интерпретации менеджмента: исследования управления, контроля и организаций в современном обществе. – Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2000. – 216 с. 11. Спиридонова В.И. Бюрократия и реформа (Анализ концепции М. Крозье). – М.: Институт философии, 1997. – 201 с. 12. Фролов С.С. Социология организаций. – М.: Гардарики, 2001. – 383 с. 13. Щербина В. В. Средства социологической диагностики в системе управления: Учеб. пособ. – М.: Изд-во МГУ, 1993. – 120 с. 14. Штомпка П. Социология социальных изменений: пер. с англ, под ред. В. А. Ядова. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 416 с. в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы Лицензионный пакет программ Microsoft Windows 7. Сетевые ресурсы:
^ Кафедра социологии ТГУ располагает всем необходимым материально-техническим обеспечением для выполнения настоящей программы. Оно включает в себя: - наличие компьютерного класса; - наличие доступного для студента выхода в Интернет; - наличие специально оборудованных кабинетов и аудиторий для мультимедийных презентаций. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки 040100 «Социология». Автор: Иванова Вера Степановна, к. филос. н., доцент Рецензент: Рыкун Артем Юрьевич, д. соц. наук, зав. кафедрой социальной работы Программа одобрена на заседании методической комиссии философского факультета ТГУ от 01.02.2011 года, протокол № 2. |
![]() | Рабочая программа дисциплины Организационная культура Он входит в перечень дисциплин по выбору вариативной части профессионального цикла Б. Предметное содержание дисциплины тесно взаимосвязано... | ![]() | Рабочая программа дисциплины Социология инноватики Б. Предметное содержание модуля тесно взаимосвязано с учебными курсами «Социология управления», «Основы менеджмента», «Методология... |
![]() | Рабочая программа дисциплины Социология труда «Социология» научно обоснованных представлений об основных закономерностях трудовой деятельности и занятости, как в классическом,... | ![]() | Рабочая программа по учебной дисциплине Система государственного управления РФ Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Система государственного управления рф» студентам очной формы обучения... |
![]() | Рабочая программа по учебной дисциплине Система государственного управления РФ Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Система государственного управления рф» студентам заочной полной ( ускоренной)... | ![]() | Рабочая программа дисциплины Экономическая социология Он представляет собой базовую часть профессионального цикла б предметное содержание дисциплины тесно взаимосвязано с учебными дисциплинами... |
![]() | Рабочая программа дисциплины Социология в Томском государственном университете в седьмом семестре четвертого курса бакалавриата. «Социолингвистика» является одной... | ![]() | Рабочая программа дисциплины Социология образования Б. Предметное содержание дисциплины тесно взаимосвязано с учебными дисциплинами цикла Б. 1 Гсэ «История», «Педагогика», а также с... |
![]() | Рабочая программа дисциплины Основы менеджмента Предметное содержание дисциплины тесно взаимосвязано с учебными курсами «Основы социологии», «Методология и методы социологических... | ![]() | Теория организации «Социология», «Теория управления». Знания и навыки, полученные при изучении «Теории организации» будут необходимы студентам при изучении... |