МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ) Философский факультет Кафедра социологии
УТВЕРЖДАЮ Декан философского .факультета ТГУ
____________ С. С. Аванесов
" " февраля 2011 г.
Рабочая программа дисциплины Социология труда
Направление подготовки 040100 – Социология
Профиль подготовки Общий
Квалификация (степень) выпускника Бакалавр
Форма обучения Очная
Томск 2011 ^ Целями освоения модуля «Социология труда» являются: формирование у студентов направления «Социология» научно обоснованных представлений об основных закономерностях трудовой деятельности и занятости, как в классическом, так и позднем индустриальном обществе, соответствующих современному уровню социальной работы и социологии; создание концептуальной и фактической основы для освоения иных дисциплин профессионального цикла подготовки бакалавров социологии; овладение умениями и навыками описания и социологического, а также практически-ориентированного социального анализа процессов труда и занятости, необходимыми как в проектной деятельности, так и в преподавании дисциплин направления «Социология».
^ Модуль «Социология труда» преподается студентам, обучающимся по основной образовательной программе подготовки бакалавров по направлению 040100 «Социология» в Томском государственном университете в 7-ом семестре на четвертом году обучения. Он представляет собой дисциплину вариативной (профильной) части профессионального цикла Б. 3. Предметное содержание модуля тесно взаимосвязано как с учебными курсами «Социальная психология», «Социология управления», «Основы менеджмента», «Организационная культура». Данный курс является логическим продолжением и углублением в сферу труда и занятости общеобразовательного курса «Социология». Для его успешного освоения обучающиеся уже должны овладеть следующими компетенциями: осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8); способностью анализировать социально-значимые явления и процессы (ОК-10); владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-13); Изучение этого модуля закладывает основы для успешного написания выпускной работы и последующего рационального поведения на рынке труда.
^ В ходе изучения данного модуля у студентов формируются элементы профессиональной компетенции, обозначенной в ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавров по социологии: В результате освоения модуля обучающийся должен: Обладать способностью применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (ПК-1); Обладать способностью и готовностью использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности (ПК-4); Обладать умением использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-5); Обладать способностью участвовать в разработке основанных на профессиональных социологических знаниях предложений и рекомендаций по решению социальных проблем, в разработке механизмов согласования интересов социальных групп и общностей (ПК-6); Обладать способностью использовать методы сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации для решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (ПК-11). Знать: основные закономерности функционирования трудовой сферы современного общества; Уметь: оценивать тенденции трансформации сферы труда и занятости как на региональном, так и на национальном и глобальном уровне; оценивать риски и возможности предупреждения личной профессиональной деформации, профессиональной усталости, профессионального «выгорания», девиаций социального здоровья в процессе трудовой деятельности; Владеть: навыками социологического анализа состояния и развития профессиональной и производственной сферы, а также рынков труда позднеиндустриального общества; навыками стимулирования мотивации профессионального развития, творческого участия в организационно-административной работе с персоналом различных организаций.
^ Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часа, из них 54 часа аудиторных, экзамен. № п/п |
Раздел дисциплины | Семестр | ^ | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | Лекция | Семинар | СРС | 1 | Понятия и парадигмы социологии труда и занятости |
| 1-2 | 2 | 2 | 4 | Эссе «Мультипарадигмальность в социологии труда и занятости» | 2 | Индустриальное общество, его развитие и исторические альтернативы |
| 2-3 | 2 | 2 | 6 | Введение технологии «портфолио» Рефлексивное эссе, презентация по теме «Базовые ориентации в отношении работы в классическом и позднеиндустриальном обществе», 6-я неделя Дебаты по теме «Причины актуализации креативного класса и условия его развития», 7-я неделя | 3 | Работа и занятость: их субъективный и социальный смыслы |
| 3-5 | 2 | 4 | 10 | 4 | Профессиональная и личностная идентичность на работе |
| 5-6 | 1 | 2 | 10 | 5 | Организационная культура |
| 6-7 | 1 | 2 | 4 | 6 | Производственная команда |
| 8 | 2 | 2 | 6 | 7 | Рекрутинг и трудоустройство |
| 9-10 | 2 | 4 | 10 | Рефлексивное эссе на тему «Структура и содержание имплицитного контракта молодого специалиста» Проверка портфолио Проблемный коллоквиум «Состояние и динамика мирового, национального и регионального рынков труда», 18-я неделя семестра | 8 | Имплицитный контракт |
| 10-12 | 2 | 2 | 6 | 9 | Состояние и динамика рынка труда в индустриальном и позднеиндустриальном обществах |
| 12-14 | 2 | 4 | 10 | 10 | Структурирование работы: профессии и социальное разделение труда |
| 14-16 | 2 | 2 | 8 | 11 | Структурирование работы: организации |
| 16-17 | 2 | 2 | 8 | 12 | Наёмная работа занятость и управление в условиях постсовременности |
| 17-18 | 2 | 4 | 8 |
| Итого | 7 | 1-18 | 22 | 32 | 90 | Экзамен в 7 семестре | ^ В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Поэтому в рамках данного учебного курса предусмотрены не только традиционные лекционные и практические занятия, но и семинары-конференции, презентации, практические занятия в форме дебатов, а также написание рефлексивного эссе и проблемный коллоквиум. Кроме того, контроль самостоятельной работы студентов осуществляется как в интерактивной форме, так и на основе технологии «Портфолио», что позволяет актуализировать процессы самообучения и взаимообучения.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Основными этапами контроля самостоятельной работы студентов по изучению модуля являются: 1. Рефлексивное эссе. 2. Семинарско-практические занятия по всем темам курса. 3. Контрольная работа. 4. Проблемный коллоквиум. 5. Дебаты. 6. Портфолио. 7. Устный экзамен. Примерная тематика рефератов, курсовых работ Социология труда – определения, содержание и функции. Социология труда как дисциплина и субдисциплинарная сфера знания. Компетенции современного специалиста. Homo Economicus как основание классической парадигмы социологии труда. Научная организация труда (НОТ) в России и США. НОТ в странах Юго-восточной Азии. Гуманистически ориентированные подходы: источники возникновения и методологический потенциал. Командный подход в бизнесе и административной деятельности. Двухфакторная теория мотивации Ф. Херцберга. Возникновения и эволюция подхода «ориентации в отношении работы». «Состоятельный рабочий» как транскультурное явление. «Солидаристская ориентация» в угледобывающих регионах России. Паттерны карьерного роста в региональной России. «Синдром менеджера» как дисфункция управленческой карьеры. Angst как условие профессиональной деятельности. Формы и структуры имплицитного контракта. Фрилансинг как постсовременная форма занятости. Дискурсивные властные стратегии в управлении современной организацией. Национальный фактор в конструировании корпоративной культуры. Примерные вопросы для финальной аттестации (экзамена) Социология труда как сфера академического, практически-ориентированного и социально-ориентированного знания. Школы и парадигмы социологии труда. Управленческо-психологистская парадигма (Ф.У. Тэйлор). Гуманистическая парадигма (Э. Мэйо). Интеракционистская парадигма (Г. Беккер). Социология эмоций (А. Хохшилд): эмоциональный труд как организационный ресурс. Имплицитный контракт: структура и содержание. Отношение к труду в истории Западной цивилизации. Исследования ориентаций в отношении работы. Тест Ф. Херцберга: структура и правила использования. Будущее профессиональной деятельности, соотношение образования и рынка труда. Стили лидерства и руководства в контексте организационной культуры. Системная парадигма: определение и типологии оргкультур. Формирование команды: правила и препятствия. Дискурсивные властные стратегии в управлении современной организацией. Методы стимулирования и мотивирования персонала. Инклюзия и эксклюзия в производственной практике. Состояние регионального рынка труда. Особенности рекрутинга молодых специалистов. Формы дискриминации в современной практике управления. Социолог на современном предприятии. Типологии организационной культуры. Особенности российской организационной культуры. Постсовременные тенденции в труде и занятости. Стратегии управления неполной занятостью. Глобализация и рынок труда. Концепция «состоятельного рабочего» Дж. Голторпа и Д. Локвуда. Типы и тенденции трансформации профессиональной этики. Тенденции профессионализации и депрофессионализации в постсовременном обществе. Управленческие практики в условиях депрофессионализации. Причины возникновения и формы производственных конфликтов. Управление трудовыми ресурсами в региональной экономике.
^ а) основная литература: Здравомыслов А.Г. Человек и его работа в СССР и после: учебн. пособие. М.: Аспект-Пресс, 2003. Кравченко А.И. Социология труда в XX веке. Историко-критический очерк. М.: Наука, 1987. Нехода Е.В. Экономика и социология труда / Учебное пособие. Томск.: Изд-во ТГУ, 2004. Попов Ю.Н. введение в социологию труда и занятости / Учебное пособие. М.: Дело, 2005. Романов, П. В. Власть, управление и контроль в организациях: Антропологические исследования современного общества / П. В. Романов.-Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2003. - 402 с. Ромашов О.В. Социология труда: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2001. – 317 с. Социальная динамика и трансформации профессиональных групп в современном обществе под ред. В.А. Мансурова. – М.: Изд-во Института социологии РАН, 2007. – 290 с. Социология и психология труда / Учебник для студентов вузов. Ч. 1 и 2. М.: МГИУ, 2008. Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь. СПб.: Наука, 2006. Токарская Н.М. Социология труда / Учебное пособие для вузов. М.: Логос, 2006. Тощенко Ж.Т. Социология труда / Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
б) дополнительная
Бабосов, Е. М. Социология управления: учеб. пособие для вузов / Е.М. Бабосов - Минск: ТетраСистемс, 2000. - 287с. Бек, У. Общество риска. На пути к другому модерну / У. Бек; [Пер. с нем. В. Седельника и Н. Фёдоровой; Послесл. А. Филиппова.] – М.: Прогресс-Традиция, 2000. – 384 с. Бек, У. Что такое глобализация? / У. Бек; [Пер. с нем. А. Григорьева и В. Седельника; Общая редакция и послесл. А. Филиппова] – М.: Прогресс-Традиция, 2001. – 304 с. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. Перевод с английского. М.: Academia, 1999. 956 с. Боуз Р. Интервью по компетенциям: методы проведения интервью. М.: ГИППО, 2009. Вебер, М. Избранные произведения / М. Вебер [Пер. с нем. / Сост., общ. Ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; Предисл. П.П. Гайденко] – М.: Прогресс, 1990. – 808 с. Галкина, Т. П. Социология управления: от группы к команде: Учебное пособие / Т.П.Галкина; - М.: Финансы и статистика, 2001. - 223с. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М.: Канон, 1996. Ильин Т.Л. Социология и психология управления / Учебное пособие для вузов. М.: Академия, 2007. Ковалёв В.Н. Социология управления социальной сферой / Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2003. Козер, Л. Функции социального конфликта / Л. Козер; М.: Идея – Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. – 208 с. Кравченко, А.И. Классики социологии менеджмента: Ф. Тейлор и А. Гастев / А.И. Кравченко – СПб.: РХГИ, 1998. – 320 с. Кравченко, А.И. История менеджмента / Учебное пособие. М.: Академический проект, 2008. Красовский, Ю. Д. Организационное поведение: учебное пособие для вузов / Ю. Д. Красовский. - 2-е изд., перераб. и доп.-М.: ЮНИТИ, 2004. – 510 с. Креативная лаборатория: диалог творческих практик: Монография / Ред. –сост. О.А. Карлова. – М.: Академический Проект, 2009. – 476 с. Профессии. doc. Социальные трансформации профессионализма: взгляды снаружи, взгляды изнутри / Под редакцией Елены Ярской-Смирновой, Павла Романова. М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2007. – 408 с. Романов, П. В. Социология менеджмента и организаций: учеб. пособие для вузов / П. В. Романов. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. - 284 с. Рыкун, А.Ю. Региональная система высшего образования и рынок труда / А.Ю. Рыкун, К.М. Южанинов, В.В. Матулис, Л.Н. Мухин; Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. - 166 с. Староверов О.В. Отдельные отрасли экономической социологии. М.: Наука, 2006. Тихонов В. Ракетно-ядерный комплекс России: мобильность кадров и безопасность. М.: Центр Карнеги, 2000. Тихонова, Н.Е. Социальная стратификация в современной России: опыт эмпирического анализа / Н.Е. Тихонова; М.: Институт социологии РАН, 2007. – 320 с. Управление персоналом организации / Учебник. М.: ИНФРА-М, 2006. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. – Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Классика – XXI», 2007. – 421 с. Abbott, Andrew Delano. The System of Professions. An Essay on the Division of Expert labor. University of Chicago Press. Chicago and London, 1988. – 435 p. Boltanski, L. and Chiapello, E. The New Spirit of Capitalism. Verso. London and New York, 2007. – 601 p. Mouer R. A Sociology of Work in Japan. Cambridge (UK).: Cambridge University Press, 2005. Watson, Tony J. Sociology, Work and Industry. Third edition. Routledge. London and New York, 1997. – 426 p. в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы Лицензионный пакет программ Microsoft Windows 7. Сетевые ресурсы: Федеральный образовательный портал http://www.ecsocman.edu.ru/ Сайт Независимого института социальной политики http://www.socpol.ru/ Сайт Института современного общества http://www.riocenter.ru/ Сайт журнала «Регион: экономика и социология» http://www.region.socionet.ru/gournal.htm/
^ Кафедра социологии ТГУ располагает всем необходимым материально-техническим обеспечением для выполнения настоящей программы. Оно включает в себя: - компьютерный класс; - наличие доступного для студента выхода в Интернет; - наличие оборудования кабинетов и аудиторий для мультимедийных презентаций.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки 040100 «Социология».
Автор: Рыкун Артем Юрьевич, профессор, д. социол. н.
Рецензент: Скрыльникова Наталья Александровна, д. э. н., профессор ЭФ ТГУ
Программа одобрена на заседании методической комиссии философского факультета ТГУ от 01.02.2011 года, протокол № 2. |