|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ) Философский факультет Кафедра социологии УТВЕРЖДАЮ Декан философского факультета ТГУ ____________ С. С. Аванесов " " февраля 2011 г. Рабочая программа дисциплины Социология инноватики Направление подготовки 040100 Социология Профиль подготовки Общий Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения Очная Томск 2011 ^ Целями освоения дисциплины «Социология инноватики» являются: • формирование комплекса теоретических представлений о социологической специфике анализа инновационной сферы; структуре и субъектах инновационной сферы; социологических факторах развития инновационной деятельности на уровне личности, организации, общества; социальных технологиях управления инновационными процессами в организациях; • овладение практическими навыками социологического исследования инновационной инфраструктуры, диагностики инновационного климата и потенциала. ^ Дисциплина «Социология инноватики» преподается студентам, обучающимся по основной образовательной программе подготовки бакалавров по направлению 040100 «Социология» в Томском государственном университете в пятом семестре на третьем году обучения. Он входит в перечень дисциплин по выбору студента вариативной части профессионального цикла Б. 3. Предметное содержание модуля тесно взаимосвязано с учебными курсами «Социология управления», «Основы менеджмента», «Методология и методы социологического исследования». Для его успешного освоения обучающиеся уже должны овладеть следующими компетенциями: • умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); • стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и профессионального мастерства, (ОК-6); •осознанием социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 8). ^ В ходе изучения данного модуля у студентов формируются элементы профессиональной компетенции, обозначенной в ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавров по социологии:
В результате освоения модуля обучающийся должен: Знать:
Уметь:
Владеть:
^ Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов (54 ауд.).
^ В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Поэтому в рамках данного учебного курса предусмотрены не только традиционные лекционные занятия, но и групповая практическая деятельность студентов, включающая анализ кейсов, ситуационных заданий, проведение деловых игр, а также написание рефлексивного эссе. Кроме того, контроль самостоятельной работы студентов осуществляется в интерактивной форме, что позволяет актуализировать процессы самообучения и взаимообучения. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Основными этапами контроля самостоятельной работы студентов по изучению модуля являются: 1. Рефлексивное эссе. 2.Подготовка к деловой игре. 3. Контрольная работа или проблемный коллоквиум. 4.Анализ кейсов, ситуационные задания. 5. Устный зачет. Примерные темы для написания рефлексивного эссе
Примеры тестовых заданий 1. Мировыми тенденциями в инновационной сфере являются (2 варианта ответа): А. высокие риски инновационной деятельности Б. недостаточность посевного финансирования В. неготовность промышленного сектора заниматься инновациями Г. 5 % от 100 коммерчески привлекательных разработок Д. отставание законодательной базы, регулирующей инновационную деятельность, от ритма развития науки Е. недостаточность (некомпетентность) кадров при работе с новыми технологиями Правильные ответы: А, Г. 2. Инновационный процесс начинается с А. проведения прикладных НИР; Б. поиска инвестора; В. внедрения; Г. рискоинвестиций. Правильный ответ: А. 3. Проблемы государственного масштаба в инновационной сфере России (выберите 2 варианта ответа): А. слабое развитие науки и, следовательно, крайне малое число коммерчески привлекательных разработок; Б. недостаточность посевных денег В. недостаточность финансирования инновационной сферы со стороны государства; Г. высокие риски инновационной сферы; Д. низкая инновационная культура населения; Е. отсутствие такого института финансирования инноваций как Бизнес-ангелы Правильные ответы: Б, Д. 4. Основной вектор инновационного процесса направлен: А. от фундаментального знания к прикладной разработке; Б. от опытного образца к проекту; В. от разработки к проекту; Г. от идеи к товару; Д. от проекта к продукту. Правильный ответ: Г. Примерные вопросы к зачету
^ а) основная литература: 1. Гурков И.Б. Инновационное развитие и конкурентоспособность. Очерки развития российских предприятий. - М.: Дело, 2003. 2. Иванова Н.И. Национальные инновационные системы. - М.: Наука, 2002. 3. Карпова Ю.А. Введение в социологию инноватики. – СПб:Питер, 2004. 4. Крючкова С.Е. Введение в инноватику: Учеб. пос. – М.: МГТУ «Станкин», 2001. 5. Лапин Н.И. Теория и практика инноватики: Учеб. пос. – М.: Университетская книга; Логос, 2008. 6. Мухамедьяров, А.М. Инновационный менеджмент : уч. пособие для вузов. – М.:Инфра-М, 2006. 7. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. – М., 1989. 8. Пригожин А.И. Управленческое консультирование нововведений // Методы развития организаций. - М.ВНИИСИ, 2003. 9. Усманов Б.Ф. Социология инноватики: учебное пособие. – М., 2000. б) дополнительная литература: 1. Инновации в постсоветской промышленности./Под ред. В.И.Кабалиной.- М.: Институт сравнительных исследовании трудовых отношений. Часть 1. -Сыктывкар,2000; Часть.2 Москва, 2001. 2. Ицковиц Г. Тройная спираль. Университеты– предприятия–государство. Инновации в действии.– Томск: Изд-во Томск. гос. ун-та систем упр. и радиоэлектроники, 2010. 3. Краюхин Г.А., Шайбакова Л.Ф. Инновации, инновационные процессы и методы их стимулирования: сущность и содержание. – СПб: Изд-во СПбГПУ, 1995. 4. Колосов В.Г. Введение в инноватику. – СПб: Изд-во СПбГПУ, 2002. 5. Лапин Н.И. Системно-деятельностная концепция исследования нововведений/Диалектика и системный анализ. – М., 1986. 6. Радаев В.В. Социология рынков: к формированию нового направления. - М.: ГУ-ВШЭ, 2003. 7. Чесборо Г. Открытые инновации. – М.: Поколение, 2007. 8. Штомпка П. Инновационная (новаторская) личность / Социология социальных изменений. - М.: Аспект-Пресс, 1996. 9. Шумпетер Й. Теория экономического развития. - М.: Эксмо, 2007. в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы Лицензионный пакет программ Microsoft Windows 7. Сетевые ресурсы: 1. Библиотека Гумер http://www.gumer.info/ 2. Журнал «Инновации» http://www.innov.etu.ru 3. Портал Томского инновационного форума: http://www. innovus.biz 4. Портал «Наука и технологии России»: http://www.strf.ru ^ Кафедра социологии ТГУ располагает всем необходимым материально-техническим обеспечением для выполнения настоящей программы. Оно включает в себя: - наличие компьютерного класса; - наличие доступного для студента выхода в Интернет; - наличие специально оборудованных кабинетов и аудиторий для мультимедийных презентаций. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки 040100 «Социология». Автор: Негруль Светлана Валерьевна, к. соц. н., доцент Рецензент: Скрыльникова Наталья Александровна, д. э. н., профессор ЭФ Программа одобрена на заседании методической комиссии философского факультета ТГУ от 01.02.2011 года, протокол № 2 |
![]() | Рабочая программа дисциплины Социология управления Предметное содержание дисциплины тесно взаимосвязано с учебными курсами «Теоретическая социология», «Методология и методы социологических... | ![]() | Рабочая программа дисциплины Организационная культура Он входит в перечень дисциплин по выбору вариативной части профессионального цикла Б. Предметное содержание дисциплины тесно взаимосвязано... |
![]() | Рабочая программа дисциплины Социология труда «Социология» научно обоснованных представлений об основных закономерностях трудовой деятельности и занятости, как в классическом,... | ![]() | Рабочая программа дисциплины Экономическая социология Он представляет собой базовую часть профессионального цикла б предметное содержание дисциплины тесно взаимосвязано с учебными дисциплинами... |
![]() | Рабочая программа дисциплины Социология в Томском государственном университете в седьмом семестре четвертого курса бакалавриата. «Социолингвистика» является одной... | ![]() | Рабочая программа дисциплины Социология образования Б. Предметное содержание дисциплины тесно взаимосвязано с учебными дисциплинами цикла Б. 1 Гсэ «История», «Педагогика», а также с... |
![]() | Рабочая программа дисциплины «Экономическая безопасность» Азии и Африки, социология, история международных отношений. Международные отношения и внешняя политика стран Восточной Азии, Культура,... | ![]() | Рабочая программа дисциплины «Экономическая оценка сельскохозяйственных угодий и система платежей» ... |
![]() | Рабочая программа дисциплины «Страховое право» Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности... | ![]() | Рабочая программа дисциплины система национальных счетов Целями освоения дисциплины в соответствии с ооп направления «Экономика» являются подготовка выпускников к |