|
Планы практических занятий Тема 1. Методологические основы и принципы применения междисциплинарных методов в социальных наук в истории ( практическое занятие). Предполагается характеристика новых субдисциплин на основе анализа статей:
Устная история При изучении монографий и статей ( одной для каждого студента; работы не должны повоторяться), следует обсудить следующие вопросы:
Приведите примеры трудов, созданных в русле одного из этих направлений. 1. В чем состоят причины возрастания роли междисциплинарной кооперации и междисциплинарных методов в современных исторических исследованиях? 2. Назовите методологические принципы применения междисциплинарных методов в историческом исследовании. Как Вы их понимаете?
Каждый студент выбирает любую работу ( на выбор), в которой представлен междисицпилинарный синтез истории с социальными науками. Следует прочитать, проанализировать и доложить на семинарском занятии специфический авторский подход к изложению междисицпилинарного подхода. ^ История ментальностей Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке. Екатеринбург, 1999. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992. Блок М. Феодальное общество. Т. 1, ч. 1. Кн. 2 (Условия жизни и духовная атмосфера) // Он же. Апология истории, или Ремесло историка. Изд. 2-е, доп. М., 1986. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1972; 2-е изд. М., 1984. История ментальностей. Историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., 1996. Февр Л. История и психология; Чувствительность и история; Фольклор и фольклористы; Великий страх 1789 года // Он же. Бои за историю. М., 1991. Историческая антропология Бёрк П. Антропология итальянского Возрождения // Одиссей. Человек в истории. 1993. М., 1994. Блок М. Короли-чудотворцы: Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространенных преимущественно во Франции и в Англии. М., 1998. Военно-историческая антропология. Ежегодник, 2002. М., 2002. Гинзбург К. Образ шабаша ведьм и его истоки // Одиссей. Человек в истории. 1990. М., 1990. Гуревич А. Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981. Ежегодник историко-антропологических исследований. 2001/2002. М., 2002. Ежегодник историко-антропологических исследований. 2003. М., 2003. Ладюри Л. Монтайю, окситанская деревня с 1294 по 1324 г. Екатеринбург, 2001. Микроистория Гинзбург К. Сыр и черви. Картина мира одного мельника, жившего в XVI в. / Пер. с ит. М., 2000. Дэвис Н. З. Возвращение Мартина Герра. М., 1990. Дэвис Н. З. Дамы на обочине. Три женских портрета XVII века. М., 1999. Казус: Индивидуальное и уникальное в истории. 1996. М., 1997; Вып. 2. 1999. М., 1999; Вып. 3. М., 2000. Лямина Е. Э., Самовер Н. В. «Бедный Жозеф»: жизнь и смерть Иосифа Виельгорского. Опыт биографии человека 1830-х годов. М., 1999. История повседневности Журавлев С. В., Соколов А. К. Повседневная жизнь советских людей в 1930-е годы // Социальная история. Ежегодник. 1997. М., 1998. Зубкова Е. Ю. Общество и реформы 19451964. М., 1993. Лебина Н. Б. Повседневная жизнь советского города: Нормы и аномалии. 19201930 годы. СПб., 1999. Людтке А. Полиморфная синхронность: немецкие индустриальные рабочие и политика в повседневной жизни // Конец рабочей истории? М., 1996. Козлова Н. Н. Горизонты повседневности советской истории. М., 1996. Нарский И. В. Жизнь в катастрофе: Будни населения Урала в 19171922 гг. М., 2001. Осокина Е. А. За фасадом «сталинского изобилия»: Распределение и рынок в снабжении населения в годы индустриализации. 19271941. М., 1998. Петроград на переломе эпох. Город и его жители в годы революции и гражданской войны. СПб., 2000. Семиотика Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX в.). СПб., 1994. Лотман Ю. М. Проблема знака и знаковой системы и типология русской культуры XIXVIII в.; Идея исторического развития в русской культуре XVIII в.; и др. // Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб., 2002. Плюханова М. Б. Сюжеты и символы Московского царства. СПб., 1995. Успенский Б. А. История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема); Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва Третий Рим»; Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен; и др. // Успенский Б. А. Избранные труды. М., 1996. Т. 1. Успенский Б. А. Семиотика иконы // Успенский Б. А. Семиотика искусства. М., 1995. Успенский Б. А. Царь и патриарх. Харизма власти в России (византийская модель и ее русское переосмысление). М., 1998. Историческая герменевтика, историческая феноменология Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (XIXII вв.). М., 1998. Данилевский И. Н. Русские земли глазами современников и потомков (XIIXIV вв.). М., 2001. Юрганов А. Л. Категории русской средневековой культуры. М., 1998. ACTIO NOVA, 2000. Сб. ст. М., 2000. Блок М. Апология истории или ремесло историка: Пер. с фр. М., 1986. Вебер М. «Объективность» социально-научного и социально-политического знания. М., 1990. Вебер М. Основные социологические понятия. М., 1990. Герменевтика в России: Сб. науч. трудов. Вып. 1. Воронеж, 2002. Гирц К. «Насыщенное описание»: в поисках интерпретативной теории культуры // Антология исследований культуры. Том 1. Интерпретации культуры. СПб., 1997. Гуревич А. Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». М., 1991. Заболотный Е. Б., Камынин В. Д. Историческая наука в России в преддверии Третьего тысячелетия. Тюмень, 1999. Иванов В. В. Методология исторической науки. М., 1985. История в XXI веке: историко-антропологический подход в преподавании и изучении истории человечества. М., 2001. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Учеб. пособие / И. Н. Данилевский, В. В. Кабанов, О. М. Медушевская и др. М., 2000. К новому пониманию человека в истории. Очерки развития современной западной исторической мысли. Томск, 1994. Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. М., 2003. Кром М. М. Историческая антропология. Пособие к лекционному курсу. СПб., 2000. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна: пер. с фр. М.; СПб., 1998. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М., 1992. Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб., 2002. Медушевская О. М., Румянцева М. Ф. Методология истории: Учебное пособие. М., 1997. Могильницкий Б. Г. Введение в методологию истории. М., 1989. Нечухрин А. Н., Сидорцов В. Н. Методология истории: Учебное пособие для студентов вузов. Минск, 2000. Проблемы исторического познания. Под ред. Г. Н. Севостьянова. М., 1999. Прошлое крупным планом: современные исследования по микроистории. СПб., 2003. Прядеин В. С. Историческая наука в условиях обновления: философские основы, принципы познания и методы исследования (историографический анализ). Екатеринбург, 1995. Репина Л. П. «Новая историческая наука» и социальная история. М., 1998. Рубеж веков. Проблемы методологии и историографии исторических исследований. Тюмень, 1999. Румянцева М. Ф. Теория истории. Учебное пособие. М., 2002. Русакова О. Ф. Философия и методология истории в XX веке: школы, проблемы, идеи. Екатеринбург, 2000. Савельева И. М., Полетаев А. В. История и время. В поисках утраченного. М., 1997. Современные методы преподавания новейшей истории. М., 1996. Социальная история. Ежегодник, 1998/99. М., 1999. Социальная история. Ежегодник, 2000. М., 2000. Социальная история. Ежегодник, 2001/2002. М., 2004. Тош Д. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка: Пер. с англ. М., 2000. Февр Л. Бои за историю. М., 1991. Филюшкин А. И. Методологические инновации в современной российской исторической науке// Actio nova 2000. М., 2000. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1977. Дополнительная литература: Андреев А. Ю., Бородкин Л. И., Левандовский М. И. История и хаос: новые подходы в синергетике // Сравнительное изучение цивилизаций мира / Под. ред. К. В. Хвостовой. М., 2000. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика: Пер. с фр. М., 1994. Бородкин Л. И. Квантитативная история в системе координат модернизма и постмодернизма // Новая и новейшая история. 1998. № 5. Бородкин Л. И. Новые подходы в клиометрике: модели нелинейной динамики в изучении неустойчивых процессов // Проблемы источниковедения и историографии. Материалы II Научных чтений памяти академика И. Д. Ковальченко. М., 2000. Гамаюнов С. От истории синергетики к синергетике истории//Общественные науки и современность. 1994. № 2. Гинзбург К. Микроистория: две-три вещи, которые я о ней знаю // Современные методы преподавания новейшей истории. М., 1996. Гуревич А. Я. Историческая наука и историческая антропология // Вопросы философии. 1988. № 1. Гуревич А. Я. Социальная история и историческая наука // Вопросы философии. 1990. № 4. Гуссерль Э. Лекции по феноменологии внутреннего сознания времени. М., 1994. Т. 1. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994. Дильтей В. Философия в систематическом изложении В. Дильтея. Пер. с нем. СПб., 1909. Ерасов Б. С. Проблемы теории цивилизаций // Новая и новейшая история. 1995. № 6. Ильин В. Постклассическое обществознание // Социс. 1992. № 10. Ионин Л. Г. Социология культуры. М., 1996. Историческая антропология: место в системе социальных наук, источники и методы интерпретации: Тезисы докл. и сообщ. научной конф. Москва, 46 февраля 1997 г. / Отв. ред. О. М. Медушевская. М., 1998. Историческая наука на рубеже веков. Материалы Всероссийской научной конференции. Томск, 1992. Казус: Индивидуальное и уникальное в истории. 1996. М., 1997. Казус: Индивидуальное и уникальное в истории. Вып.2. М., 1999. Казус: Индивидуальное и уникальное в истории. Вып. 3. М., 2000. Ковальченко И. Д. Теоретико-методологические проблемы исторических исследований // Новая и новейшая история. 1995. № 1. Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. М., 1980. Ланглуа Ш.-В., Сеньобос Ш. Введение в изучение истории. СПб., 1899. Лаппо-Данилевский А. С. Методология истории. СПб., 19111913. Вып. 1–2. Лебедев В. Э. Философия истории и метаистории. Екатеринбург, 1997. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997. Медушевская О. М. Профессионализм гуманитарного образования в условиях междисциплинарности // Проблемы источниковедения и историографии. Материалы II Научных чтений памяти академика И. Д. Ковальченко. М., 2000. Межуев В. Философия истории и историческая наука // Вопросы философии. 1994. № 4. Методологические поиски в современной исторической науке // Новая и новейшая история. 1996. № 3, 4. Научно-педагогическая школа источниковедения Историко-архивного института: Сб. / Сост. Р. Б. Казаков, М. Ф. Румянцева: Под ред. В. А. Муравьева. М., 2001. Неретина С. С. История с методологией истории // Вопросы философии. 1990. № 9. Поппер К. Нищета историцизма: Пер. с англ. М., 1993. Поршнева О. С. Междисциплинарность в контексте осмысления отечественными исследователями методологического сдвига в развитии социальных и гуманитарных наук на рубеже XX–XXI вв. // Россия: история, наука, культура. Материалы VII Всероссийской научно-теоретической конференции. М., 2003. Про А. Двенадцать уроков по истории: Пер. с фр. М., 2000. Проблемы методологии истории // Новая и новейшая история. 1996. № 6. Пронштейн А. П., Данилевский И. Н. Вопросы теории и методики исторического исследования. М., 1986. Пушкарев Л. Н. Гендерный анализ и его применение к изучению истории культуры // Отечественная история. 1999. № 1. Репина Л. П. Социальная история и историческая антропология: новейшие тенденции в современной британской и американской медиевистике // Одиссей. Человек в истории. 1990. М., 1990. Риккерт Г. Философия жизни. Киев, 1998. Румянцева М. Ф. Историческая антропология в условиях кризиса метарассказа // Ежегодник историко-антропологических исследований. 2001/2002. М., 2002. Румянцева М. Ф. Историческая наука и художественная литература: от модерна к постмодерну // История России XIXXX веков: Новые источники понимания. М., 2001. Рэдклифф-Браун А. Р. Метод в социальной антропологии. М., 2001. Смоленский Н. И. Проблемы теоретического плюрализма // Новая и новейшая история. 1998. № 1. Философия истории. Антология. Сост. Ю. А. Кимелев. М., 1995. Шриттер В. Социальные науки: опыт анализа методологии // Свободная мысль. 1992. № 13. |
![]() | Тема занятия: Деловое общение Цель: усвоить основные формы и принципы ведения деловой беседы. Время Практическое занятие начинается с тестирования с последующим анализом правильных ответов на вопросы теста. Затем студент совместно... | ![]() | Рабочая программа дисциплины «Отечественная история» История как наука. Место истории в системе наук. Функции исторического знания. Вспомогательные исторические дисциплины. Методы изучения... |
![]() | Тема Ознакомление с Уставом Удгу и Положением об иэиУ (0,5 часа) Перечень вопросов, заданий, выносимых на практическое занятие Организация учебного процесса по специальности 081100 «государственное и муниципальное управление» | ![]() | Теоретические основы квалиметрической диагностики индивидуальной обучаемости и практическое применение Проблема общей способности к учению Теоретические основы квалиметрической диагностики индивидуальной обучаемости и практическое применение |
![]() | Тема стоимостное измерение и методологические основы Калькуляция как способ группировки затрат и определения стоимости объектов учета в процессах снабжения, производства, реализации | ![]() | Методологические основы систематизации и обобщения учебного материала курса физики средней школы |
![]() | 2. методологические основы ук Ук выделилось в отдельную дисциплину в 20 гг. ХХ в. Существует определ эволюция развития мен-та К | ![]() | Анализ финансовой отчетности 2012/2013 год Тема Теоретико-методологические и организационно-методические основы анализа финансовой отчетности |
![]() | Экзаменационные вопросы по общей, социальной, истории психологии Предмет, задачи, принципы психологической науки. Место психологии в системе наук. Отрасли психологии. Структура общей психологии | ![]() | «Виды и система орфографических упражнений, методика их проведения» Главное, центральное занятие, вокруг которого более или менее группируются все остальные и по которому мы располагаем даже и самую... |