Тема Методологические основы и принципы применения междисциплинарных методов в социальных наук в истории ( практическое занятие) icon

Тема Методологические основы и принципы применения междисциплинарных методов в социальных наук в истории ( практическое занятие)



НазваниеТема Методологические основы и принципы применения междисциплинарных методов в социальных наук в истории ( практическое занятие)
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

Планы практических занятий

Тема 1. Методологические основы и принципы применения междисциплинарных методов в социальных наук в истории ( практическое занятие). Предполагается характеристика новых субдисциплин на основе анализа статей:

  • история повседневности

  • микроистория

  • новая социальная история

  • новая интеллектуальная история

  • военно-историческая антропология

  • историческая герменевтика.

  • Гендерная история

  • История семьи

Устная история

При изучении монографий и статей ( одной для каждого студента; работы не должны повоторяться), следует обсудить следующие вопросы:

  1. В чем причины и значение появления «исторической антропологии», устной истории, новой социальной истории, новой интеллектуальной истории.

  2. Охарактеризуйте суть и основные подходы к пониманию этого феномена.

  3. Изложите методологическую сущность следующих историографических направлений:

  • история повседневности

  • микроистория

  • новая социальная история

  • новая интеллектуальная история

  • военно-историческая антропология

  • историческая герменевтика.

  • Гендерная история

  • История семьи

  • Устная история

Приведите примеры трудов, созданных в русле одного из этих направлений.

1. В чем состоят причины возрастания роли междисциплинарной кооперации и междисциплинарных методов в современных исторических исследованиях?

2. Назовите методологические принципы применения междисциплинарных методов в историческом исследовании. Как Вы их понимаете?


  1. Когда зародилась междисциплинарная кооперация истории и социологии и каково было взаимное влияние друх дисциплин в XIX  начале XX вв.?

  2. В каких направлениях социальных исследований, субдисциплинах пересекаются интересы и проблематика истории и социологии?

  3. Каковы взаимоотношения социологии и других наук об обществе: антропологии, социальной психологии?

  4. Какие концептуальные достижения социологии в изучении социальных институтов могут быть использованы в историческом исследовании?

  5. Какие наработки и выводы социологии о природе социальной мобильности значимы для историка?

  6. Какие значимые достижения социологии в изучении социальных ролей и социальных функций индивида могут быть использованы историком для анализа человеческого поведения и мотивации в сложных социальных ситуациях?

  7. Какие возможности междисциплинарного сотрудничества с историей открывает изучение социологией перехода от традиционного к индустриальному обществу?

  1. Какие прикладные методы социологии применяются в исторических исследованиях и какие возможности это открывает для историка?

  2. В чем заключаются ценность и объяснительный потенциал материалов устной истории?

  3. Каковы основные способы реконструкции истории на основе устных свидетельств?

  4. Каковы способы оценки достоверности материалов устной истории как исторического источника?

  5. Опишите методику проведения контент-анализа исторических источников. В чем заключается его эвристический потенциал?

  6. Какие концепции социологии направлены на интеграцию макро- и микро- уровней анализа социальных отношений и в чем их методологическое значение для исторических исследований?

  7. Приведите пример применения подходов и методов социологии в историческом исследовании.


Каждый студент выбирает любую работу ( на выбор), в которой представлен междисицпилинарный синтез истории с социальными науками. Следует прочитать, проанализировать и доложить на семинарском занятии специфический авторский подход к изложению междисицпилинарного подхода.

^ Возможные статьи и монографии:


История ментальностей

Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке. Екатеринбург, 1999.

Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992.

Блок М. Феодальное общество. Т. 1, ч. 1. Кн. 2 (Условия жизни и духовная атмосфера) // Он же. Апология истории, или Ремесло историка. Изд. 2-е, доп. М., 1986.

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1972; 2-е изд. М., 1984.

История ментальностей. Историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., 1996.

Февр Л. История и психология; Чувствительность и история; Фольклор и фольклористы; Великий страх 1789 года // Он же. Бои за историю. М., 1991.


Историческая антропология

Бёрк П. Антропология итальянского Возрождения // Одиссей. Человек в истории. 1993. М., 1994.

Блок М. Короли-чудотворцы: Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространенных преимущественно во Франции и в Англии. М., 1998.

Военно-историческая антропология. Ежегодник, 2002. М., 2002.

Гинзбург К. Образ шабаша ведьм и его истоки // Одиссей. Человек в истории. 1990. М., 1990.

Гуревич А. Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981.

Ежегодник историко-антропологических исследований. 2001/2002. М., 2002.

Ежегодник историко-антропологических исследований. 2003. М., 2003.

Ладюри Л. Монтайю, окситанская деревня с 1294 по 1324 г. Екатеринбург, 2001.


Микроистория

Гинзбург К. Сыр и черви. Картина мира одного мельника, жившего в XVI в. / Пер. с ит. М., 2000.

Дэвис Н. З. Возвращение Мартина Герра. М., 1990.

Дэвис Н. З. Дамы на обочине. Три женских портрета XVII века. М., 1999.

Казус: Индивидуальное и уникальное в истории. 1996. М., 1997; Вып. 2. 1999. М., 1999; Вып. 3. М., 2000.

Лямина Е. Э., Самовер Н. В. «Бедный Жозеф»: жизнь и смерть Иосифа Виельгорского. Опыт биографии человека 1830-х годов. М., 1999.


История повседневности

Журавлев С. В., Соколов А. К. Повседневная жизнь советских людей в 1930-е годы // Социальная история. Ежегодник. 1997. М., 1998.

Зубкова Е. Ю. Общество и реформы 19451964. М., 1993.

Лебина Н. Б. Повседневная жизнь советского города: Нормы и аномалии. 19201930 годы. СПб., 1999.

Людтке А. Полиморфная синхронность: немецкие индустриальные рабочие и политика в повседневной жизни // Конец рабочей истории? М., 1996.

Козлова Н. Н. Горизонты повседневности советской истории. М., 1996.

Нарский И. В. Жизнь в катастрофе: Будни населения Урала в 19171922 гг. М., 2001.

Осокина Е. А. За фасадом «сталинского изобилия»: Распределение и рынок в снабжении населения в годы индустриализации. 19271941. М., 1998.

Петроград на переломе эпох. Город и его жители в годы революции и гражданской войны. СПб., 2000.


Семиотика

Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX в.). СПб., 1994.

Лотман Ю. М. Проблема знака и знаковой системы и типология русской культуры XIXVIII в.; Идея исторического развития в русской культуре XVIII в.; и др. // Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб., 2002.

Плюханова М. Б. Сюжеты и символы Московского царства. СПб., 1995.

Успенский Б. А. История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема); Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва  Третий Рим»; Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен; и др. // Успенский Б. А. Избранные труды. М., 1996. Т. 1.

Успенский Б. А. Семиотика иконы // Успенский Б. А. Семиотика искусства. М., 1995.

Успенский Б. А. Царь и патриарх. Харизма власти в России (византийская модель и ее русское переосмысление). М., 1998.


Историческая герменевтика, историческая феноменология

Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (XIXII вв.). М., 1998.

Данилевский И. Н. Русские земли глазами современников и потомков (XIIXIV вв.). М., 2001.

Юрганов А. Л. Категории русской средневековой культуры. М., 1998.


ACTIO NOVA, 2000. Сб. ст. М., 2000.

Блок М. Апология истории или ремесло историка: Пер. с фр. М., 1986.

Вебер М. «Объективность» социально-научного и социально-политического знания. М., 1990.

Вебер М. Основные социологические понятия. М., 1990.

Герменевтика в России: Сб. науч. трудов. Вып. 1. Воронеж, 2002.

Гирц К. «Насыщенное описание»: в поисках интерпретативной теории культуры // Антология исследований культуры. Том 1. Интерпретации культуры. СПб., 1997.

Гуревич А. Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». М., 1991.

Заболотный Е. Б., Камынин В. Д. Историческая наука в России в преддверии Третьего тысячелетия. Тюмень, 1999.

Иванов В. В. Методология исторической науки. М., 1985.

История в XXI веке: историко-антропологический подход в преподавании и изучении истории человечества. М., 2001.

Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Учеб. пособие / И. Н. Данилевский, В. В. Кабанов, О. М. Медушевская и др. М., 2000.

К новому пониманию человека в истории. Очерки развития современной западной исторической мысли. Томск, 1994.

Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. М., 2003.

Кром М. М. Историческая антропология. Пособие к лекционному курсу. СПб., 2000.

Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна: пер. с фр. М.; СПб., 1998.

Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М., 1992.

Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб., 2002.

Медушевская О. М., Румянцева М. Ф. Методология истории: Учебное пособие. М., 1997.

Могильницкий Б. Г. Введение в методологию истории. М., 1989.

Нечухрин А. Н., Сидорцов В. Н. Методология истории: Учебное пособие для студентов вузов. Минск, 2000.

Проблемы исторического познания. Под ред. Г. Н. Севостьянова. М., 1999.

Прошлое  крупным планом: современные исследования по микроистории. СПб., 2003.

Прядеин В. С. Историческая наука в условиях обновления: философские основы, принципы познания и методы исследования (историографический анализ). Екатеринбург, 1995.

Репина Л. П. «Новая историческая наука» и социальная история. М., 1998.

Рубеж веков. Проблемы методологии и историографии исторических исследований. Тюмень, 1999.

Румянцева М. Ф. Теория истории. Учебное пособие. М., 2002.

Русакова О. Ф. Философия и методология истории в XX веке: школы, проблемы, идеи. Екатеринбург, 2000.

Савельева И. М., Полетаев А. В. История и время. В поисках утраченного. М., 1997.

Современные методы преподавания новейшей истории. М., 1996.

Социальная история. Ежегодник, 1998/99. М., 1999.

Социальная история. Ежегодник, 2000. М., 2000.

Социальная история. Ежегодник, 2001/2002. М., 2004.

Тош Д. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка: Пер. с англ. М., 2000.

Февр Л. Бои за историю. М., 1991.

Филюшкин А. И. Методологические инновации в современной российской исторической науке// Actio nova 2000. М., 2000.

Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1977.


Дополнительная литература:

Андреев А. Ю., Бородкин Л. И., Левандовский М. И. История и хаос: новые подходы в синергетике // Сравнительное изучение цивилизаций мира / Под. ред. К. В. Хвостовой. М., 2000.

Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика: Пер. с фр. М., 1994.

Бородкин Л. И. Квантитативная история в системе координат модернизма и постмодернизма // Новая и новейшая история. 1998. № 5.

Бородкин Л. И. Новые подходы в клиометрике: модели нелинейной динамики в изучении неустойчивых процессов // Проблемы источниковедения и историографии. Материалы II Научных чтений памяти академика И. Д. Ковальченко. М., 2000.

Гамаюнов С. От истории синергетики к синергетике истории//Общественные науки и современность. 1994. № 2.

Гинзбург К. Микроистория: две-три вещи, которые я о ней знаю // Современные методы преподавания новейшей истории. М., 1996.

Гуревич А. Я. Историческая наука и историческая антропология // Вопросы философии. 1988. № 1.

Гуревич А. Я. Социальная история и историческая наука // Вопросы философии. 1990. № 4.

Гуссерль Э. Лекции по феноменологии внутреннего сознания времени. М., 1994. Т. 1.

Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994.

Дильтей В. Философия в систематическом изложении В. Дильтея. Пер. с нем. СПб., 1909.

Ерасов Б. С. Проблемы теории цивилизаций // Новая и новейшая история. 1995. № 6.

Ильин В. Постклассическое обществознание // Социс. 1992. № 10.

Ионин Л. Г. Социология культуры. М., 1996.

Историческая антропология: место в системе социальных наук, источники и методы интерпретации: Тезисы докл. и сообщ. научной конф. Москва, 46 февраля 1997 г. / Отв. ред. О. М. Медушевская. М., 1998.

Историческая наука на рубеже веков. Материалы Всероссийской научной конференции. Томск, 1992.

Казус: Индивидуальное и уникальное в истории. 1996. М., 1997.

Казус: Индивидуальное и уникальное в истории. Вып.2. М., 1999.

Казус: Индивидуальное и уникальное в истории. Вып. 3. М., 2000.

Ковальченко И. Д. Теоретико-методологические проблемы исторических исследований // Новая и новейшая история. 1995. № 1.

Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. М., 1980.

Ланглуа Ш.-В., Сеньобос Ш. Введение в изучение истории. СПб., 1899.

Лаппо-Данилевский А. С. Методология истории. СПб., 19111913. Вып. 1–2.

Лебедев В. Э. Философия истории и метаистории. Екатеринбург, 1997.

Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997.

Медушевская О. М. Профессионализм гуманитарного образования в условиях междисциплинарности // Проблемы источниковедения и историографии. Материалы II Научных чтений памяти академика И. Д. Ковальченко. М., 2000.

Межуев В. Философия истории и историческая наука // Вопросы философии. 1994. № 4.

Методологические поиски в современной исторической науке // Новая и новейшая история. 1996. № 3, 4.

Научно-педагогическая школа источниковедения Историко-архивного института: Сб. / Сост. Р. Б. Казаков, М. Ф. Румянцева: Под ред. В. А. Муравьева. М., 2001.

Неретина С. С. История с методологией истории // Вопросы философии. 1990. № 9.

Поппер К. Нищета историцизма: Пер. с англ. М., 1993.

Поршнева О. С. Междисциплинарность в контексте осмысления отечественными исследователями методологического сдвига в развитии социальных и гуманитарных наук на рубеже XX–XXI вв. // Россия: история, наука, культура. Материалы VII Всероссийской научно-теоретической конференции. М., 2003.

Про А. Двенадцать уроков по истории: Пер. с фр. М., 2000.

Проблемы методологии истории // Новая и новейшая история. 1996. № 6.

Пронштейн А. П., Данилевский И. Н. Вопросы теории и методики исторического исследования. М., 1986.

Пушкарев Л. Н. Гендерный анализ и его применение к изучению истории культуры // Отечественная история. 1999. № 1.

Репина Л. П. Социальная история и историческая антропология: новейшие тенденции в современной британской и американской медиевистике // Одиссей. Человек в истории. 1990. М., 1990.

Риккерт Г. Философия жизни. Киев, 1998.

Румянцева М. Ф. Историческая антропология в условиях кризиса метарассказа // Ежегодник историко-антропологических исследований. 2001/2002. М., 2002.

Румянцева М. Ф. Историческая наука и художественная литература: от модерна к постмодерну // История России XIXXX веков: Новые источники понимания. М., 2001.

Рэдклифф-Браун А. Р. Метод в социальной антропологии. М., 2001.

Смоленский Н. И. Проблемы теоретического плюрализма // Новая и новейшая история. 1998. № 1.

Философия истории. Антология. Сост. Ю. А. Кимелев. М., 1995.

Шриттер В. Социальные науки: опыт анализа методологии // Свободная мысль. 1992. № 13.



Похожие:

Тема Методологические основы и принципы применения междисциплинарных методов в социальных наук в истории ( практическое занятие) iconТема занятия: Деловое общение Цель: усвоить основные формы и принципы ведения деловой беседы. Время
Практическое занятие начинается с тестирования с последующим анализом правильных ответов на вопросы теста. Затем студент совместно...
Тема Методологические основы и принципы применения междисциплинарных методов в социальных наук в истории ( практическое занятие) iconРабочая программа дисциплины «Отечественная история»
История как наука. Место истории в системе наук. Функции исторического знания. Вспомогательные исторические дисциплины. Методы изучения...
Тема Методологические основы и принципы применения междисциплинарных методов в социальных наук в истории ( практическое занятие) iconТема Ознакомление с Уставом Удгу и Положением об иэиУ (0,5 часа) Перечень вопросов, заданий, выносимых на практическое занятие
Организация учебного процесса по специальности 081100 «государственное и муниципальное управление»
Тема Методологические основы и принципы применения междисциплинарных методов в социальных наук в истории ( практическое занятие) iconТеоретические основы квалиметрической диагностики индивидуальной обучаемости и практическое применение Проблема общей способности к учению
Теоретические основы квалиметрической диагностики индивидуальной обучаемости и практическое применение
Тема Методологические основы и принципы применения междисциплинарных методов в социальных наук в истории ( практическое занятие) iconТема стоимостное измерение и методологические основы
Калькуляция как способ группировки затрат и определения стоимости объектов учета в процессах снабжения, производства, реализации
Тема Методологические основы и принципы применения междисциплинарных методов в социальных наук в истории ( практическое занятие) iconМетодологические основы систематизации и обобщения учебного материала курса физики средней школы

Тема Методологические основы и принципы применения междисциплинарных методов в социальных наук в истории ( практическое занятие) icon2. методологические основы ук
Ук выделилось в отдельную дисциплину в 20 гг. ХХ в. Существует определ эволюция развития мен-та К
Тема Методологические основы и принципы применения междисциплинарных методов в социальных наук в истории ( практическое занятие) iconАнализ финансовой отчетности 2012/2013 год
Тема Теоретико-методологические и организационно-методические основы анализа финансовой отчетности
Тема Методологические основы и принципы применения междисциплинарных методов в социальных наук в истории ( практическое занятие) iconЭкзаменационные вопросы по общей, социальной, истории психологии
Предмет, задачи, принципы психологической науки. Место психологии в системе наук. Отрасли психологии. Структура общей психологии
Тема Методологические основы и принципы применения междисциплинарных методов в социальных наук в истории ( практическое занятие) icon«Виды и система орфографических упражнений, методика их проведения»
Главное, центральное занятие, вокруг которого более или менее группируются все остальные и по которому мы располагаем даже и самую...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты