|
ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет» Институт финно-угроведения УТВЕРЖДАЮ Декан факультета/директор института ____________ /_____________________/ (подпись/ Ф.И.О.) «_____»______________20___ г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУчебная дисциплина Б.3.6 ИСТОРИЯ МАРИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (наименование) Направление подготовки 032700.62 Филология Профиль подготовки Отечественная филология (марийский язык и литература, русский язык и литература Квалификация (степень) выпускника бакалавр филологии Кафедра финно-угорской литературы и фольклора Курс _I-II_ семестр _1-4_ форма обучения очная
Йошкар-Ола2011
СОГЛАСОВАНО с выпускающей кафедрой______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________(название кафедры)протокол заседания №___ от «___»___________20___г___________________________________________________(Ф.И.О. зав. кафедрой, подпись)^
^
^ 1.1 Цели освоения дисциплины, соотнесенные с общими целями ООП ВПО В системе вузовской подготовки филологов курс истории марийской литературы изучение истории отечественной словесности. В связи с этим научная дисциплина выполняет важные воспитательные и образовательные задачи. В ходе лекций и практических занятий происходит знакомство студентов с реальной историей марийской литературы, ее образно-художественными традициями, известными писателями, их творчеством и значительными произведениями. Кроме того, курс призван воспитать понимание роли, места и значения марийской литературы в системе национальной культуры и отечественной литературы. ^ - изучение марийской художественной словесности в ее диахроническом и синхроническом аспектах; - освоение методологических и стилевых параметров доминантных явлений в истории марийской литературы и их традиций в художественных системах последующих культурных эпох; - формирование навыков осознанно-аналитического прочтения художественного текста, понимания особенностей его словесной основы и смысловой структуры; - ознакомление студентов с «творческой лабораторией» марийских писателей, с приемами их литературного мастерства; - обучение исходным принципам филологического подхода к разбору произведений словесного искусства на основе современной литературоведческой терминологии и аналитических методик. ^ Дисциплина «История марийской литературы» входит в раздел «Б.3 Профессиональный цикл. Базовая (общепрофессиональная) часть» ФГОС по направлению подготовки ВПО 032700.62 – «Филология». Курс истории марийской литературы является стержневым и читается во всех семестрах, он призван интегрировать в сознании учащихся не только проблематику близких дисциплин литературоведческого цикла, но и многообразное содержание других гуманитарных дисциплин – курсов лингвистического цикла, гражданской истории, философии, религиоведения, социологии, политологии. ^ дисциплины (модуля) по ФГОС ВПО В результате освоения дисциплины студент должен знать: - основные положения и концепции в области теории и истории в области основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур); - теории коммуникации и филологического анализа текста; - иметь представление об истории; современном состоянии и перспективах развития филологии; уметь: - применять полученные знания в области теории и истории в области основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур); - теории коммуникации и филологического анализа текста в собственной профессиональной деятельности; - проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов; участвовать в научных дискуссиях. владеть: - свободно основным изучаемым языком в его литературной форме; - основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникацией на основном изучаемом языке. демонстрировать способность и готовность: - к практическому применению полученных знаний при решении профессиональных задач; - к устной и письменной коммуникации. В связи с этим в курсе «История марийской литературы» формируются следующие компетенции общекультурные: ОК-1: владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; ОК-2: владение нормами марийского литературного языка и навыками практического использования системы функциональных стилей речи; умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения на марийском языке; ОК-8: осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности. общепрофессиональные: ПК-1: способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области истории и теории основного языка и литературы, теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии; ПК-2: владение базовыми навыками и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий; ПК-3: свободное владение основным изучаемым языком и его литературной формой; ПК-4: владение основными методиками и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на основном изучаемом языке. в научно-исследовательской деятельности: ПК-5: способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка и литературы, теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности; ПК-6: способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов; ПК-7: владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем; ПК-8: владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами устного письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований. в педагогической деятельности: ПК-10: умение готовить учебно-методические материалы для проведения занятий и внеклассных мероприятий на основе существующих методик; ПК-11: готовность к распространению и популяризации филологических знаний в воспитательной работе с учащимися. в прикладной деятельности: ПК-12: владение базовыми навыками создания на основе стандартных методик и действующих нормативов различных типов текстов; ПК-13: владение базовыми навыками доработки и обработки (комментирование, реферирование) различных типов текстов. в проектной деятельности: ПК-15: владение навыками участия в разработке и реализации различного типа проектов образовательных и культурно-просветительских учреждениях, в социально-педагогической, гуманитарно-организационной, книгоиздательской, массмедийной и коммуникативных сферах. в организационно-управленческой деятельности: ПК-16: умение организовать самостоятельный профессиональный трудовой процесс; владение навыками работы в профессиональных коллективах; способность обеспечивать работу данных коллективов соответствующими материалами при всех вышеперечисленных видах профессиональной деятельности. ^ 2.1 Общая трудоемкость дисциплины в зачетных единицах и часах Курс рассчитан на 110 часов, из них:
Практические занятия предполагают знакомство студентов с методикой и методологией анализа лирических, прозаических, драматических произведений изучаемых авторов в аспекте специфики художественного метода, жанра и стиля; особенностей содержания и поэтики. Большое внимание уделяется заучиванию художественных текстов наизусть, работе с научными комментариями, изучению и реферированию исследований ведущих литературоведов. ^ В общей структуре учебной деятельности значительное место отводится действиям контроля и оценки. Результат контроля знаний, прежде всего, отражает уровень знаний, умений, навыков студента, степень его подготовки, выполняя тем самым диагностическую функцию.Обучающая функция контроля выражается в обеспечении связи от преподавателя к студенту. Проверочные вопросы на семинарах, коллоквиумах, зачетах позволяют уточнить уровень овладения материалом учащимися. Обучение может быть результативным при условии, что студенты постоянно видят результат своей работы, когда учебная работа глубоко и систематически контролируется. При отсутствии проверки в процессе усвоения учебного материала студенты не знают подлинного уровня своих знаний, слабо представляют свои недоработки.При этом в зависимости от результатов работы проводятся дополнительные занятия и консультации, поощряются хорошо потрудившиеся студенты и преподаватели. В этом выражается организующая функция контроля: влияние на организацию учебного процессаКонтроль знаний студентов может проходить в разной форме и на разных этапах учебного процесса. В своей работе мы рассматриваем экзамены, проводимые в трех основных формах: устной (традиционной), письменные ответы на вопросы, тестирование. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки как для преподавателей, так и для студентов. Осуществляются текущий (в форме опросов) и промежуточный виды контроля знаний студентов. Начиная со второго курса, студенты пишут курсовые работы по истории марийской литературы. ^ Положительная оценка предполагает, что 1) студент свободно владеет историко-литературным материалом, что проявляется не только в его ответах на вопросы экзаменационного билета, но и в ответах на дополнительные вопросы преподавателя; 2) хорошо знает и ориентируется в художественных текстах; 3) может прочитать наизусть стихотворения изучаемых в данном курсе поэтов; 4) знает, какие произведения входят в школьную программу по литературе; 5) знает основные литературоведческие исследования творчества изучаемых писателей; б) знает основные историко-литературные работы преподавателей кафедры финно-угорской литературы и фольклора МарГУ; 7) умеет композиционно и стилистически оформить свой ответ на вопросы, говорит грамотно. Во время подготовки к ответу на экзаменационные вопросы разрешается пользоваться дневником читателя, конспектами критических статей и литературоведческих исследований, материалами практических занятий. ^ Тематический план учебной дисциплины
^
Лекция 1. Введение План:
Литература Марийская литература // БСЭ.Т.15. – М., 1966. – С. 369. Черапкин Н.И. Притоки. – М.: Современник, 1973. История марийской литературы. – Йошкар-Ола, 1989. – 432 с. Лекция 2. Дореволюционные русские писатели о марийском крае и народе. План:
Литература Живой камень: Русские писатели о марийском крае. – Йошкар-Ола, 1970. История марийской литературы. – Йошкар-Ола, 1989. – С. 18-30. Лекция 3. История марийской письменности XVIII-XIX вв. План:
Литература Эман С. Революций деч ожно марла возымо памятник-влак // Марий литератур ден фольклор. – Йошкар-Ола, 1946. Иванов И.Г. История марийского литературного языка. – Йошкар-Ола, 1975. – С. 9-25. Иванов А.Е. Марий литератур. – Йошкар-Ола, 1993. – С. 7-11. Лекция 4. Марийские литераторы-просветители. План:
Литература Васин К. Марийские литераторы-просветители II половины XIX в. // Марийская литература, искусство и народное творчество. – Йошкар-Ола, 1966. – С. 41-68. История марийской литературы. – Йошкар-Ола, 1989. – С. 18-30. Иванов А.Е. Марий литератур. – Йошкар-Ола, 1993. –С. 11-19. Лекция 5. Дореволюционная марийская литература в 1900-1917 гг. План:
Литература История марийской литературы. – Йошкар-Ола, 1989. – С. 58-67. Иванов А.Е. Марий литератур. – Йошкар-Ола, 1993. – С. 19-23. Лекция 6. Дореволюционное творчество С. Чавайна План:
Литература Асылбаев А.А. С.Г. Чавайн: Илышыж ден творчествыже. – Йошкар-Ола, 1959. – С. 8-67, 199-222. История марийской литературы. – Йошкар-Ола, 1989. – С. 34-41. Черапкин Н.И. Притоки. – М.: Современник, 1973. – С. 65-74. Куторов Н.И. марийское стихосложение. – Йошкар-Ола, 1976. – С. 51-69. Васин К. Сергей Григорьевич Чавайн: Жизнь и творчество. 2-е доп. изд. – Йошкар-Ола, 1987. – 48 с. Лекция 7. Дореволюционное творчество Г. Микая. План:
Литература Эман С. Сылнымут нерген мут: Литературно-критический статья-влак. – Йошкар-Ола, 1971. – С. 279-306. Микай Г. Эрык: Почеламут, басня, муро, йомак, пьеса. – Йошкар-Ола, 1980. История марийской литературы. – Йошкар-Ола, 1989. – С. 46-57. Лекция 8. Дореволюционное творчество Н. Мухина. План:
Литература Черных С.Я. Кум поэт: Литературно-критический статья-влак. – Йошкар-Ола, 1973. – С. 7-25. Александров Н.А., Васин К.К. Поэт Н. Мухин: Илышыже да твочрествыже. – Йошкар-Ола, 1990.- С. 5-49. Александров Н. Калык мурызо: Документально-биографический повесть. – Йошкар-Ола, 1977. – С. 3-105. Лекция 9. Марийская литература 1917-начала 20-х гг. План:
Литература Очерки истории марийской литературы. Часть I. – Йошкар-Ола, 1963. – С. 61-79. Иванов А. Марийская драматургия: основные этапы развития. – Йошкар-Ола, 1969. – С. 28-58. История марийской литературы. – Йошкар-Ола, 1989. – С. 58-67. Иванов А.Е. Марий литератур. – Йошкар-Ола, 1993. – С. 63-77. Программа практических (семинарских), лабораторных занятий Тематический план практических (семинарских), лабораторных занятий:
Практическое занятие 1. Введение План: 1. Марийская литература – составная часть единой многонациональной литературы. 2. Национальное своеобразие марийской литературы. 3. Марийская литература – эстетическое явление жизни. Историография по истории марийской литературы. Литература Марийская литература // БСЭ.Т.15. – М., 1966. – С. 369. Черапкин Н.И. Притоки. – М.: Современник, 1973. История марийской литературы. – Йошкар-Ола, 1989. – 432 с. Практическое занятие 2. Дореволюционные русские писатели о марийском крае и народе. План: 1. Записи и высказывания иностранных и русских ученых и писателей о марийском народе и крае. 2. Писатели и ученые Поволжья о народе мари. Литература Живой камень: Русские писатели о марийском крае. – Йошкар-Ола, 1970. История марийской литературы. – Йошкар-Ола, 1989. – С. 18-30. Практическое занятие 3. История марийской письменности XVIII-XIX вв. План: 1. Появление письменности – фактор духовного богатства марийского народа. 2. Первые письменные памятники на марийском языке (XVIII-XIX вв.). Первая марийская грамматика. 3. Издание религиозно-миссионерской литературы на марийском языке. Литература Эман С. Революций деч ожно марла возымо памятник-влак // Марий литератур ден фольклор. – Йошкар-Ола, 1946. Иванов И.Г. История марийского литературного языка. – Йошкар-Ола, 1975. – С. 9-25. Иванов А.Е. Марий литератур. – Йошкар-Ола, 1993. – С. 7-11. Практическое занятие 4. Марийские литераторы-просветители. План: 1.Деятельность литераторов-просветителей II половины XIX в. 2. Литераторы братских народов о марийском народе. Литература Васин К. Марийские литераторы-просветители II половины XIX в. // Марийская литература, искусство и народное творчество. – Йошкар-Ола, 1966. – С. 41-68. История марийской литературы. – Йошкар-Ола, 1989. – С. 18-30. Иванов А.Е. Марий литератур. – Йошкар-Ола, 1993. –С. 11-19. Практическое занятие 5. Дореволюционная марийская литература в 1900-1917 гг. План: 1. Исторические и социально-общественные условия зарождения марийской литературы. 2. Дореволюционные печатные марийские издания: «Марла календарь» (1907-1913), школьные хрестоматии, книги для внеклассного чтения. Литература История марийской литературы. – Йошкар-Ола, 1989. – С. 58-67. Иванов А.Е. Марий литератур. – Йошкар-Ола, 1993. – С. 19-23. Практическое занятие 6. Дореволюционное творчество С. Чавайна План: 1. Жизненный путь С. Чавайна. 2. С. Чавайн – пионер марийской литературы. 3. С. Чавайн и русская литература. 4. С. Чавайн и марийский фольклор. Литература Асылбаев А.А. С.Г. Чавайн: Илышыж ден творчествыже. – Йошкар-Ола, 1959. – С. 8-67, 199-222. История марийской литературы. – Йошкар-Ола, 1989. – С. 34-41. Черапкин Н.И. Притоки. – М.: Современник, 1973. – С. 65-74. Куторов Н.И. марийское стихосложение. – Йошкар-Ола, 1976. – С. 51-69. Васин К. Сергей Григорьевич Чавайн: Жизнь и творчество. 2-е доп. изд. – Йошкар-Ола, 1987. – 48 с. Практическое занятие 7. Дореволюционное творчество Г. Микая. План: 1. Биография Г. Микая. 2. Г. Микай – первый марийский баснописец. Литература Эман С. Сылнымут нерген мут: Литературно-критический статья-влак. – Йошкар-Ола, 1971. – С. 279-306. Микай Г. Эрык: Почеламут, басня, муро, йомак, пьеса. – Йошкар-Ола, 1980. История марийской литературы. – Йошкар-Ола, 1989. – С. 46-57. Практическое занятие 8. Дореволюционное творчество Н. Мухина. План: 1. Жизненный путь Н. Мухина. 2. Н. Мухин и русская поэзия. 3. Дореволюционная поэзия Н. Мухина. Литература Черных С.Я. Кум поэт: Литературно-критический статья-влак. – Йошкар-Ола, 1973. – С. 7-25. Александров Н.А., Васин К.К. Поэт Н. Мухин: Илышыже да твочрествыже. – Йошкар-Ола, 1990.- С. 5-49. Александров Н. Калык мурызо: Документально-биографический повесть. – Йошкар-Ола, 1977. – С. 3-105. Практическое занятие 9. Марийская литература 1917-начала 20-х гг. План: 1. Поэзия. 2. Драматургия. 3. Проза. Литература Очерки истории марийской литературы. Часть I. – Йошкар-Ола, 1963. – С. 61-79. Иванов А. Марийская драматургия: основные этапы развития. – Йошкар-Ола, 1969. – С. 28-58. История марийской литературы. – Йошкар-Ола, 1989. – С. 58-67. Иванов А.Е. Марий литератур. – Йошкар-Ола, 1993. – С. 63-77. Программа самостоятельной работы Тематический план самостоятельной работы:
Самостоятельная работа 1. Дореволюционные русские писатели о марийском крае и народе. План: 1. Записи и высказывания иностранных и русских ученых и писателей о марийском народе и крае. 2. Писатели и ученые Поволжья о народе мари. Литература Живой камень: Русские писатели о марийском крае. – Йошкар-Ола, 1970. История марийской литературы. – Йошкар-Ола, 1989. – С. 18-30. Самостоятельная работа 2. История марийской письменности XVIII-XIX вв. План: 1. Появление письменности – фактор духовного богатства марийского народа. 2. Первые письменные памятники на марийском языке (XVIII-XIX вв.). Первая марийская грамматика. 3. Издание религиозно-миссионерской литературы на марийском языке. Литература Эман С. Революций деч ожно марла возымо памятник-влак // Марий литератур ден фольклор. – Йошкар-Ола, 1946. Иванов И.Г. История марийского литературного языка. – Йошкар-Ола, 1975. – С. 9-25. Иванов А.Е. Марий литератур. – Йошкар-Ола, 1993. – С. 7-11. Самостоятельная работа 3. Марийские литераторы-просветители. План: 1. Деятельность литераторов-просветителей II половины XIX в. 2. Литераторы братских народов о марийском народе. Литература Васин К. Марийские литераторы-просветители II половины XIX в. // Марийская литература, искусство и народное творчество. – Йошкар-Ола, 1966. – С. 41-68. История марийской литературы. – Йошкар-Ола, 1989. – С. 18-30. Иванов А.Е. Марий литератур. – Йошкар-Ола, 1993. –С. 11-19. Самостоятельная работа 4. Дореволюционная марийская литература в 1900-1917 гг. План: 1. Исторические и социально-общественные условия зарождения марийской литературы. 2. Дореволюционные печатные марийские издания: «Марла календарь» (1907-1913), школьные хрестоматии, книги для внеклассного чтения. Литература История марийской литературы. – Йошкар-Ола, 1989. – С. 58-67. Иванов А.Е. Марий литератур. – Йошкар-Ола, 1993. – С. 19-23. Самостоятельная работа 5. Дореволюционное творчество С. Чавайна План: 1. Жизненный путь С. Чавайна. 2. С. Чавайн – пионер марийской литературы. 3. С. Чавайн и русская литература. 4. С. Чавайн и марийский фольклор. Литература Асылбаев А.А. С.Г. Чавайн: Илышыж ден творчествыже. – Йошкар-Ола, 1959. – С. 8-67, 199-222. История марийской литературы. – Йошкар-Ола, 1989. – С. 34-41. Черапкин Н.И. Притоки. – М.: Современник, 1973. – С. 65-74. Куторов Н.И. марийское стихосложение. – Йошкар-Ола, 1976. – С. 51-69. Васин К. Сергей Григорьевич Чавайн: Жизнь и творчество. 2-е доп. изд. – Йошкар-Ола, 1987. – 48 с. Самостоятельная работа 6. Дореволюционное творчество Г. Микая. План: 1. Биография Г. Микая. 2. Г. Микай – первый марийский баснописец. Литература Эман С. Сылнымут нерген мут: Литературно-критический статья-влак. – Йошкар-Ола, 1971. – С. 279-306. Микай Г. Эрык: Почеламут, басня, муро, йомак, пьеса. – Йошкар-Ола, 1980. История марийской литературы. – Йошкар-Ола, 1989. – С. 46-57. Самостоятельная работа 7. Дореволюционное творчество Н. Мухина. План: 1. Жизненный путь Н. Мухина. 2. Н. Мухин и русская поэзия. 3. Дореволюционная поэзия Н. Мухина. Литература Черных С.Я. Кум поэт: Литературно-критический статья-влак. – Йошкар-Ола, 1973. – С. 7-25. Александров Н.А., Васин К.К. Поэт Н. Мухин: Илышыже да твочрествыже. – Йошкар-Ола, 1990.- С. 5-49. Александров Н. Калык мурызо: Документально-биографический повесть. – Йошкар-Ола, 1977. – С. 3-105. Самостоятельная работа 8. Марийская литература 1917-начала 20-х гг. План: 1. Поэзия. 2. Драматургия. 3. Проза. Литература Очерки истории марийской литературы. Часть I. – Йошкар-Ола, 1963. – С. 61-79. Иванов А. Марийская драматургия: основные этапы развития. – Йошкар-Ола, 1969. – С. 28-58. История марийской литературы. – Йошкар-Ола, 1989. – С. 58-67. Иванов А.Е. Марий литератур. – Йошкар-Ола, 1993. – С. 63-77. ^ Лекции и практические занятия по дисциплине «История марийской литературы» проводятся с использованием элементов технологии «Филологическое образование как деятельность», основанной на рациональном соотношении традиционного современного прочтения классики, устоявшихся способов организации учебной ситуации и инновационных подходов к обучению, активизирующих деятельность обучающегося как субъекта филологической деятельности, результатом которой является собственное высказывание (интерпретация текста) студента. Планирование учебного процесса определяется тремя основными принципами: - ориентация не на механическое воспроизведение фактов, а на привлечение обучающихся к созданию, организации и использованию получаемых знаний; - воспитание студента перед самим процессом размышления (студенты получают возможность и достаточно времени размышлять самим, привыкают признавать и ценить размышления других участников учебного процесса наравне с собственными); - сохранение на всех уровнях трехступенчатой модели обучения: мотивация деятельности, погружение в проблемную ситуацию, осмысление проблемы и путей ее решения, рефлексия собственной и коллективной деятельности. Из системы конкретных обучающих методов и приемов в организации учебного процесса в данном курсе наиболее адекватными признаны следующие: - преобладание диалогических форм обучения над монологическими; - работа студентов в составе команд (групп); - создание ситуации рефлексии обучающимся своей деятельности; - самостоятельное выполнение заданий, подразумевающее поиск необходимой информации, ее переработку и систематизацию, рациональное использование, оформление. ^ , которые конкретизируются в различных форматах, обусловленных обозначенными педагогическими и методическими принципами, целями и задачами обучения на каждом этапе освоения материала курса. Лекции носят проблемный, обзорный характер, поскольку задача преподавателя - дать достаточно полную информацию об историко-литературных фактах, сформировать целостное представление о литературной ситуации данного периода развития марийской литературы, освоить новые термины и понятия, дать образцы интерпретации художественного произведения. Форматы лекций определяются установкой на совместный поиск знаний: преподаватель активно использует в лекции самостоятельно подготовленные студентами задания к изучаемому материалу. ^ определяются целями активизировать коллективный и индивидуальный поиск знаний студентами, развивать в их потребность высказаться и умение оформить высказывание письменно или устно. Созданию атмосферы сотворчества в обучении способствуют разнообразные методические приемы: маркировка текста, составление таблиц, списков вопросов, использование технических средств обучения и др., гибкое сочетание разных по жанру письменных работ и устных высказываний и пр. Поле диагностики включает в себя критерии оценок деятельности студентов, формы контроля за их деятельностью, оценку деятельности. Формируя критерии оценки деятельности учащихся, преподаватель исходит из следующих внутренних педагогических установок: - оценивать процесс обучения и его результаты; - развивать способность обучающегося к самооценке и самокоррекции через афиширование работ (высказывание и его обсуждение) и рефлексию коллективной и индивидуальной деятельности; - использовать принцип «развивающей помощи» и создавать атмосферу доброжелательности и деловитости на занятиях. Критерии оценки деятельности и знаний студентов (требования, которые объявляются студентам): - участие в коллективном научном поиске; - организация индивидуального научного поиска и выполнение самостоятельных работ; - выполнение итоговых проверочных заданий. Формы текущего контроля определяются тем, на каком этапе обучения они используются. Входной контроль, цель которого определить степень подготовленности обучающихся, осуществляется в процессе мини-беседы, предваряющей лекцию; возможно анкетирование и тестирование студентов. Промежуточный контроль, долженствующий не только определить качество знаний студентов, системность их участия в процессе обучения, но и стимулировать их к дальнейшей деятельности, осуществляется как проверка самостоятельно выполненных заданий либо во время занятий (устное высказывание), либо во внеаудиторное время (как письменные работы). Итоговый контроль состоит из двух этапов: тестирование (или проверочные задания), выявляющие теоретические знания и знание художественных текстов студентов; экзамен. Основной задачей самостоятельной работы студентов по данной дисциплине является совершенствование знаний, полученных на лекциях, совершенствование навыка анализа литературно-художественного произведения, научной и учебной литературы, развитие навыка критической оценки материала. При самостоятельной подготовке могут быть использована литература, предложенная преподавателем, но также студент должен самостоятельно подбирать и анализировать новые материалы, в том числе и ресурсы Интернет. Однако при его использовании студенту необходимо критически оценивать предлагаемый материал и не брать лишь его за основу. На самостоятельную подготовку студенту выделяется примерно от 2 до 4 часов по каждой теме, исходя из учебного плана специальности и ГОС по специальности «Филология». Итоги самостоятельной подготовки студент представляет на практических занятиях в виде выступлений или докладов, подводятся во время тестирования, опроса перед чтением лекции преподавателем. Особое значение для студента-филолога имеет чтение художественной литературы. Для того, чтобы оно было профессиональным, грамотным, «перспективным», мы предлагаем ведение читательского дневника (в формате, удобном или привычном для студента 1 курса). Значительное место в самостоятельной подготовке учителя словесника занимает конспектирование литературно-критических статей, историко-литературных и теоретических исследований, а также конспектирование лекции преподавателя. Виды и формы контроля за самостоятельной работой студентов могут быть достаточно разнообразными: Это проверка знаний перед лекцией, на практическом занятия, проверки читательского дневника, конспектов литературно-критических статей, знания наизусть программных стихотворений, участие во внутрисеместровой аттестации студентов, тестирование на знание текстов художественных произведений, наконец, экзамен как форма промежуточного контроля. Итоговая оценка на экзамене складывается из таких основных показателей, как знание текстов, знание научной литературы, умение композиционно выстроить ответ на вопрос экзаменационного билета, умение профессионально использовать тексты (если экзамен проводится в формате «Открытая книга»), конспекты статей, материалы, накопившиеся во время семестра. ^ промежуточной аттестации и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов Вопросы к промежуточной аттестации
Темы для контрольных работ
^ обеспечение дисциплины (модуля) Основная литература Иванов А.Е. Марий литератур: Туныктышылан полыш. - Йошкар-Ола: Марий книга савыктыш, 1993. - 280 с. История марийской литературы. - Йошкар-Ола: Марийское книжное из-во, 1 989. - 432 с. Марий литератур: Очерк, литературный портрет, эссе / Науч. ред. К.К. Васин, книгам Г.М. Пирогов чумырен. - Йошкар-Ола: Марий книга савыктыш, 1994. - 304 с. Марий литератур: 9 класслан учебник-хрестоматий / П.А. Апакаев ден Г.Н. Бояринова ямдыленыт. - Йошкар-Ола: Марий книга савыктыш, 1994. Очерки истории марийской литературы: В 2 ч.: Ч.1. -Йошкар-Ола: МарНИИ, 1963 - 424 с. Очерки истории марийской литературы: В 2 ч.: Ч.2. -Йошкар-Ола: МарНИИ, 1960 - 412 с. Дополнительная литература Абукаев-Эмгак В. Олык Ипай: Миф и правда. - Марийская правда. - 1992. - 24 март. Акцорин В. Сылнымутын садвечыже. - Марий коммуна. - 1989. - 11 июнь. Апатеева Т. Никон Васильевич Игнатьев. - Ончыко. - 1960. - № 4. - С. 86-90. Арслан тукым: Марий писатель-фронтовик-влак нерген очерк книга. - Йошкар-Ола, 1985. Асаев А.А. У шинчаончалтыш кӱлеш. - Ончыко. - 1991. - № 6. - С. 147-149. Асаев А. М. Шкетан нерген - акаже / Асаев Ахмет // Марий Эл. -1993.- 12 июнь. Асаев А. М. Шкетан ялыш пртылеш / Асаев Ахмет // Кугарня. - 1999. - 10 сентябрь. Асылбаев А. Марий литература нерген. - Йошкар-Ола, 1957 - 168 с. Асылбаев А. 1920-1940 ийласе марий литературын кушкын толмо корныжо нерген (обзор) // Марий фольклор ден литератур: Статья-шамыч. - Йошкар-Ола, 1945. - С. 231-242. Асылбаев А.М. Шкетанын драматургийже / Асылбаев А. // М. Шкетан. Пьеса-шамыч. - Йошкар-Ола, 1950. Асылбаев А.М. Шкетанын ойлымашыж-шамыч нерген / Асылбаев А. // Асылбаев А., Ибатов С., Столяров В., Четкарев К. Марий литература. - Йошкар-Ола, 1950. - 214. Асылбаев А. М. Шкетанын творчествыже / Асылбаев А. // У вий. - 1935. - № 6-8. Асылбаев А. Первый марий роман / Асылбаев А. // Асылбаев А. Марий литература нерген статья-влак. - Йошкар-Ола, 1957. Байбулатов С.П. Шабдар Осыпын прозыжо / Байбулатов С.П. // У вий. -1935. - № 9-10. - С. 124-144. Бассаргин Б.М. М. Шкетан: О жизни и творчестве писателя / Б. Бассаргин. - Йошкар-Ола, 1960. - 120 с. Беспалова Г., Васин К., Зайниев Г. Писатели Марийской АССР. Библиографический справочник. - Йошкар-Ола, 1988. - 476 с. Бояринова Г.Н. Драмым тунемына: Туныктышо-влаклан полыш. - Йошкар-Ола, 1996 - 78 с. Васин К. Воштылчык да трагедий - йыгыре. - Кугарня. - 1995. - 31 март. Васин К. М. Горький и марийская литература. - Йошкар-Ола, 1968 - 68 с. Васин К. Живой камень: Русские писатели о марийском крае. - Йошкар-Ола, 1970 - 262 с. Васин К. История и литература: О проблеме историзма в марийской литературе. - Йошкар-Ола, 1980. - С. 152. Васин К. XX курымын трагедийже. - Саман. - 1989. - № 2. - С. 56-76. Васин К.К. Просветительство и реализм: К проблеме генезиса социалистического реализма в марийской литературе. - Йошкар-Ола, 1975. Васин К. Страницы дружбы. Историко-литературные очерки. - Йошкар-Ола, 1959 -С. 3-38; С. 64-104. Васинкин А.А. Очерки и рассказы марийских писателей периода Великой Отечественной войны // Проблемы жанра в марийской литературе. - Йошкар-Ола, 1981. Васинкин А. Сар жапысе сылнымут. // Ончыко. - 1989. - № 6. - С. 93-103. Васинкин А.А. Шукертсек вучымо книга / А. А. Васинкин // Ончыко. - 2002. - № 11. - С. 179-186. Восхождение: Литературные портреты марийских писателей. - Йошкар-Ола, 1984. - 216 с. Галкин И. Шабдарын йылмыже нерген / Галкин И. // Ончыко. - 1959. - № 3. - С. 94-100. Деревяшкин А.К. Метафизика и идеализм в поэзии тов. Шабдара / Деревяшкин А.К. // МАО. - 1932. - № 1-3. Емельянов П.Е. Псевдоним нерген ой // Ямде лий. - 1986. - 25 январь. Емельянов П.Е. М. Шкетан нерген фотос¿рет с¿рет да шарнымаш / П.Е. Емельянов. - Йошкар-Ола, 1973. - 73 с. Емельянов П.Е. «М. Шкетан» псевдоним нерген / Емельянов П.Е. // Чолман. - 1996. - 18-24 сентябрь. Живое наследие. - Йошкар-Ола, 1992. (С.Г.Чавайнын сылнымут да мер пашаже нерген статья-влак). Зайниев Г. Поэтлан поэт воза... Кугу Отечественный сар жапысе марий поэзийын историйже гыч // Марий коммуна. - 1984. - 10 апрель. Зайниев Г.З. Эрвел корно // Зайниев Г.З. Усталык шулдыр: Историко-краеведческий очерк-влак. Йошкар-Ола, 1991. - С. 3-21. Иванов А. Марийская драматургия: Основные этапы развития. -Йошкар-Ола, 1969. - 267 с. Иванов П. «Вурс мардеж» романын йылмыжы // У сем. - 1992. - № 3. - С. 78-80. Иванов И. Йылмын мастарже // Ончыко - 1968. - № 5. Иванов И.С. Писательын йылмыже. - Йошкар-Ола, 1989. Иванов И.С. «Тый ончык уж...»: Сар жапысе марий поэзии обзор // Ончыко. - 1975. - №2. Иванов И.С. Писательын йылме сылнылыкше. - Йошкар-Ола, 1991. - С. 62-71. Кадыков Н. «Время расцвета» // Литературное обозрение. - 1980. - №11. - С. 77-78. Кадыков Н. Н.В. Игнатьевын сылнымутшо // Ончыко. - 1974. - № 3. - С. 102-104. Кадыков Н. Роман Н. Игнатьева «Савик» // Марийская правда. - 1959. - 28 март. Куликов В. Олык Ипай и марийский фольклор // Вопросы марийского фольклора и искусства: Вып. 3. - Йошкар-Ола, 1982. - С. 56-78. Майоров Н. Вур пыстылан лудиге / Майоров Н. // Марий Эл. - 1993. - 3, 4, 5, 10 ноябрь. Майоров Ф.В. М. Шкетан: Роман-хроника. Икымше книга / Майоров Ф.В. - Йошкар-Ола, 1988; Кокымшо книга. - Йошкар-Ола, 1989. Майоров Ф. «Эре¾ер» кºм шарныкта? / Майоров Ф. // Ончыко. - 1992. - №4. Марий литература нерген / А.Асылбаев, С.Ибатов, К.Четкарев. В.Столяров. - Йошкар-Ола, 1950. - 214с. Марий литератур. 10-11 класс: Литератур критике да литератур историй дене материал-влак хрестоматий / Р.А.Кудрявцева ямдылен. - Йошкар-Ола: Марий кника савыктыш, 2002. - 376 с. Н.В. Игнатьев школышто: туныктышылан пособий. - Йошкар-Ола, 1987 Савельева Т. «Савик» роман гыч т¿¾ геройын прототипше // Ончыко, 1999. - №2. - С. 179-186. Сануков К. Аргус :трагедия поколения // Марийская правда. - 1995. - 31 март. Сануков Ксенофонт. Марий сылнымутын шем кечылаже // Ончыко. - 1990. - № 6. - С. 71-87. Сануков К. Никон Игнатьев: Илыш да трагедий // Ончыко, 1995. - № 3. - С. 5-16. Сануков К. Олык Ипай: К¿рылтшº сем // Шочмо йылмым да литературым школышто туныктымаш. - Йошкар-Ола, 1998. - С. 46-53. Сануков К. Погиб поэт // Марийская правда. - 1997. - 13 ноября. Селин А. Писатель-влак кугу сарыште // Ончыко. - 1994. - № 5. Сергеев М. Олык шудо гае ¿мыр // Ончыко. - 1991. - № 2. - С. 89-95. Т¿¾алтыш ошкыл: 20-30 ийласе марий литературоведений ден критика. - Йошкар-Ола, 1974. -184 с. Черных Семен. Олык Ипай // Черных Семен. Кум поэт. - Йошкар-Ола, 1973.- С. 93-128. Черных С. Иосиф Шабдар: Очерк жизни и творчества / Черных С. - Йошкар-Ола, 1956. Черных Семен. Кум поэт: Литературно-критический статья-влак. Йошкар-Ола, 1973. - С. 3-92. Черных С. Осып Шабдар и его традиции / Черных С. - Йошкар-Ола, 1975. Черных Семен. Талант пеледме да порволымо жап: Шабдар Осыпын шочмыжлан тений 27 мартыште 100 ий темеш / Черных С. // Ончыко. - 1998. - №1. - С. 92-114; № 2. - С. 127-153. Черных С. Творческий путь М. Шкетана / Черных С. - Йошкар-Ола, 1969. - 236 с. Шабдар О. Империализм саман жапысе марий литератур: 3-шо статья: Сергей Григорьевич Чавайн / Шабдар Осып // У вий. - 1935. - № 11-12. - С. 74-84. Шабдар Осып: 1989-1998: Шочмыжлан 100 ий темме вашеш. - Йошкар-Ола, 1998. Эман С.И. Микай (Михаил Степанович Герасимов) / С.И. Эман // Сергей Эман. Сылнымут нерген мут. - Йошкар-Ола, 1971. - С. 279-306. Эман С. М. Шкетанын драматургийже / Эман С. // Эман С. Сылнымут нерген мут. - Йошкар-Ола, 1971. - С. 240-278. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы http://portal.do.mrsu.ru/info/literature/mari/ Информационно-ресурсный центр Национального исследовательского Мордовского государственного университета. Представлена краткая информация о марийской литературе. http://www.dissercat.com/content/razvitie-zhanra-ocherka-v-mariiskoi-literature-1900-1930-e-gg Электронная библиотека диссертаций. Диссертация Ядаровой И.А. на тему: «Развитие жанра очерка в марийской литературе: 1900-1930-е гг.». В бесплатном режиме можно ознакомится с введением, заключение и списком литературы данной работы. http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le6/le6-7951.htm Статья М. Чхаидзе о марийской литературе. 6. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) Справка о материально-техническом обеспечении дисциплины (модуля) ___^ ___ (наименование дисциплины (модуля) в соответствии с учебным планом)
|