Система специального образования в регионе развивается в направлении дифференциации предоставления коррекционно-образовательных услуг icon

Система специального образования в регионе развивается в направлении дифференциации предоставления коррекционно-образовательных услуг



НазваниеСистема специального образования в регионе развивается в направлении дифференциации предоставления коррекционно-образовательных услуг
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество


Система специального образования в регионе развивается в направлении дифференциации предоставления коррекционно-образовательных услуг. Для специальных коррекционных дошкольных образовательных учреждений, дошкольных отделений детских домов, интернатов, домов ребенка, вариативных социальных учреждений нового типа востребованы учебно-методические комплексы для детей с ЗПР, которые составляют значительную часть контингента.

Дети дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) относятся к категории детей с особыми образовательными потребностями и нуждаются в создании специальных педагогических условий, предоставляемых им в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего (комбинированного) вида. Специальное дошкольное образование базируется на системе общих и специфических требований и психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие детей.

Общим требованием является формирование возрастных психологических новообразований и предпосылок для перехода к следующему возрастному этапу. Специфическими требованиями являются создание адекватных условий, учитывающих особенности психического развития ребенка с ЗПР, стандартизация специальных психолого-педагогических условий.

Базовым структурным компонентом образовательного стандарта для детей с ЗПР является определение содержания и методов дошкольного воспитания и обучения. Это создает основу для разработки коррекционно-педагогических и развивающих технологий.

Содержание программно-методического обеспечения строится с учетом жизненно важных потребностей детей, лежащих в зоне актуального и потенциального развития ребенка в данной возрастной группе. Это определяет приоритетные линии образования и те предметные области, которые являются значимыми при разработке программ коррекционно-развивающего обучения.

Реализация принципов единства ранней диагностики и коррекции с учетом индивидуально-типологических характеристик детей с ЗПР дошкольного возраста при построении модели общего и индивидуализированного коррекционно-образовательного процесса предполагает:

1.Обеспечение ранней коррекции неблагоприятных вариантов развития с целью возвращения детей с ЗПР на путь онтогенеза и предупреждение трудностей дальнейшего обучения и воспитания в дошкольном возрасте и школьной дезадаптации.

2.Обеспечение преемственности частных моделей обучения и воспитания на каждом возрастном этапе дошкольного детства детей с ЗПР.

3.Обеспечение выработки и функционирования психолого-педагогических методик «сквозного» и «дробного» учета (В.И. Лубовский, 1989) условий и причин, под влиянием которых происходит замедление и искажение нормального хода развития ребенка и недостаточное формирование его познавательного потенциала в целях реализации принципа единства диагностики и коррекции.

4.Выработку компенсаторных технологий оптимизации «социальной ситуации развития» (Л.С. Выготский), направленных на стабилизацию круга общения и характера взаимодействия в парадигмах «взрослый – ребенок», «ребенок – ребенок».

5.Стимуляцию коммуникативного развития, эмоционально-социального развития, преодоление дефицита общения в сензитивный период «запуска» программы личностного развития.

6.Смягчение травмирующего действия социально неблагоприятной микросреды, вызывающего состояние повышенной тревожности и формирующего в характере ребенка защитные негативные свойства, препятствующие социализации и воспитанию положительно направленной личности.

7.Развитие ведущих и типичных для данного возраста видов детской деятельности в условиях специально организованной среды коррекционно-образовательного пространства.

8.Создание здоровьесберегающей и развивающей среды и медицинской поддержки для обеспечения реабилитации ЦНС.

9.Коррекцию лингвистического недоразвития и снижения познавательной активности.

10.Коррекцию психомоторного и моторного недоразвития, затрудняющего формирование продуктивной деятельности, приобретение ребенком психотелесного опыта.

В соответствии с отечественной тра­дицией, развивающейся в контексте становления ценностей современно­го мира, целью образования детей с ограниченными возможностями здоровья, в наиболее общем смысле, яв­ляется введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства. В конечном счете, формирование социально-коммуникативной компетентности в пределах нижней границы возрастной нормы.


Предмет стандартизации образо­вания детей с ЗПР в основе совпадает с общим, поскольку оба они обеспечива­ют образование ребенка развивающего­ся, образовывающегося, социализирую­щегося. Соответственно, предметом стандартизации и здесь являются:

  • результаты образования на каж­дой ступени;

  • структура образовательной про­граммы;

  • условия, необходимые для полу­чения образования.

В то же время предмет стандарти­зации здесь и специфичен, поскольку адресован детям, имею­щим особые образовательные потреб­ности.

предметом стан­дартизации в специальном стандар­те образования детей с ЗПР стано­вится сам уровень образования, ко­торый в результате обучения осваи­вает ребенок.

Таким образом, выделяются следующие психолого-педагогические условия, подлежащие стандартизации:

  1. требования к содержанию программ с учетом общих и специфических образовательных потребностей детей;

  2. требования к характеру взаимодействия взрослого с ребенком с учетом возрастных особенностей и структуры отклоняющегося развития по типу ЗПР;

  3. требования к созданию вариативных организационных форм;

  4. требования к развивающим и образовательным условиям (предметно-развивающая среда, медико-социальные и материальные условия);

  5. требования к профессиональной подготовке специалистов.



Сегодняшний день определил новые факторы, способствующие переменам в системе дошкольного образования :

  • модернизация системы образования, реализа­ция целей Федеральной целевой программы раз­вития образования до 2010 года по повышению доступности и качества дошкольного образования, по обеспечению равных стартовых возможностей в подготовке к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста;

  • развитие вариативности программно-методи­ческого обеспечения дошкольного образования;

  • модернизация действующей системы экономи­ческих отношений, начало которой было положено в Законе «Об образовании» в 1992 году, внедрение рыночных механизмов в жизнь, внесение изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • передача полномочий по организации, финан­сированию системы образования на муниципальный, региональный уровни; введение нормативного фи­нансирования в системе образования;

  • рост конкуренции образовательных учрежде­ний, вызванный спросом на те или иные образова­тельные и социальные услуги, предлагаемые ДОУ;

  • реализация потребностей обучающихся, роди­телей как социальных заказчиков, рынка труда и об­щества; достижение определенного результата в деятельности образовательных учреждений;

  • влияние внешних связей, общественности на воспитательно-образовательный процесс в ОУ

Вышеизложенные факторы обусловливают не­обходимость нового подхода к управлению образо­вательными процессами в ДОУ и процессами, их обеспечивающими. Учет факторов, обеспечение стабильности деятельности образовательного учреждения. А также прогнозирование его развития требуют тщательной разработки и реализации образовательной программы ДОУ.


^ Образовательная программа – разработанный образовательный проект, отражающий единство личностно-развивающих целей; нормативный документ, предъявляемый образовательным учреждением родителям воспитанников.





  1. Разработка «Образовательной программы» детского сада для детей с ЗПР- задача повышенной трудности. Это связано с тем, что на данный момент ещё не разработан государственный стандарт дошкольного образования (в том числе специального) и отсутствует единая утвержденная комплексная дошкольная программа для детей с ЗПР.



Алгоритм проектирования целостной образова­тельной программы ДОУ для детей с ЗПР представляется в следу­ющей последовательности проектировочных дей­ствий:

  1. Изучение «Временных (примерных) требова­ний к содержанию и методам воспитания и обуче­ния, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении-.

  2. Изучение педагогами концепций личностно-ориентированного образовательного процесса, ин­дивидуализации обучения, теоретических основ
    дифференциации образовательных программ.

  3. Изучение образовательных потребностей вос­питанников и их родителей.

  4. Оценка ресурсных возможностей дошкольного образовательного учреждения.

5. Конкретизация индивидуально-личностных обоснований целеполагания в личностно-ориентированном образовательном процессе.

6. Формулирование цели образовательной про­граммы.

7 Формирование общих задач проектирования.

8. Выделение оперативных задач проектиро­вания для создания конкретных индивидуальных образовательных маршрутов.

9. Проектирование целостного содержания обра­зования через интеграцию и гармонизацию содер­жания образования.

10.Проектирование целостно- технологического инструментария путем интеграции педагогических технологий, методов, методик, дидактических систем.

11.Интегративное объединение диагностиче­ского сопровождения образовательной программы.

12.Проектирование целостной системы педаго­гической поддержки воспитанника.

13.Определение организационно-педагогиче­ских условий, создания предметно-развивающей образовательной среды для реализации образова­тельной программы.

14.Нормативное описание спроектированной образовательной программы.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании», вопросы определения содержания воспитательно-образовательного процесса, конкретизации структурных компонентов, отбора программ и технологий, проектирования развивающей среды делегированы образовательным учреждением. Так как каждое дошкольное учреждение неповторимо по своим материально-техническим условиям, педагогическому составу, контингенту воспитанников и ряду других показателей, уникальной становится и его «Образовательная программа»

^ Структура образовательной про­граммы.

Организация и содержание коррекционно-педагогического процесса в специальном детском саду для детей с ЗПР структурируются в разрабатывае­мой учреждением собственной «Образовательной программе» по пяти разделам.

Раздел I. Анализ воспитательно-образовательной работы. Цели и за­дачи.

Раздел II. Программы, педагогические технологии, методическое обеспечение

Раздел III.Организация образовательного процесса.

Раздел IV. Мониторинг образовательного процесса.

Раздел V. Условия реализации образо­вательной программы в ДОУ.

^ Раздел I Анализ воспитательно-образовательной работы. Цели и задачи

В данном разделе анализируются ре­зультаты работы дошкольного образо­вательного учреждения в текущем году, определяются цели и задачи на следую­щий учебный год, которые затем детали­зируются в Годовом плане.

Педагоги детского сада в большинстве случаев не получают необходимую информацию о клинической форме ЗПР. Учителя-дефектологи и психолог дошкольного образовательного учреждения сами собирают медицинский, психологический и социальный анамнез. Данные анализа об изменении каче­ственного состава воспитанников представляются в виде гистограмм в процентном соотношении. Эти данные учитываются при прогнозировании и оценке эффективности коррекционно-образовательной работы.

Далее в первом разделе анализируются данные соматического и нервно-психи­ческого здоровья воспитанников. Ана­лиз здоровья дошкольников, характер и длительность заболеваний позволяет более эффективно планировать оздоро­вительные мероприятия, учитывать их влияние на результаты коррекционно-образовательной работы.

При оценке успешности усвоения «Образовательной программы» рассматриваются отдельно каждая воз­растная параллель по каждому разделу программы, сопоставляя как образовательный, так и базовый психический компонент (уровень развития у детей регуляторных и по­знавательных процессов). Такая особенность предоставления результатов определяется спецификой распределения коррекционно-развивающих и образовательных задач.

Результаты коррекционно-развивающей, образовательной программы представляются в отдельных таблицах.

Далее представлены основные цели и задачи образовательной работы

Цели:

Обеспечение специалистов образовательного учреждения программой аналитической и коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими проблемы в психическом и речевом развитии.

  • Внедрение эффективных педагогических технологий, обес­печивающих широкий выбор оптимальных методов и условий коррекции и реабилитации детей с проблемами в развитии.

  • Развитие единой комплексной системы психологической и медико-педагогической помощи и коррекции задержки пси­хического и речевого развития у детей дошкольного возраста.

  • Взаимодействие с научными учреждениями и вузами.



Задачи:

  • системное, комплексное изучение личностных психо­физических особенностей ребенка, способствующее накоп­лению количественных и качественных показателей для определения содержания и основных направлений коррекционной работы;

  • сочетание изучения развития детей с целенаправленным педагогическим воздействием, позволяющим программи­ровать динамику перехода ребенка из зоны актуального развития в зону ближайшего развития;

  • систематическая регистрация результатов обследования всеми специалистами в Личном деле ребенка, позволя­ющая проследить эффективность коррекционно-педагогического воздействия на него, помогающая определить перспективу его развития и выработать рекомендации по дальнейшему воспитанию и обучению;

  • интеграция полученных в результате обследования дан­ных в различные образовательные занятия;

  • включение педагогов в исследовательскую деятельность с использованием традиционных и новейших методик и методов изучения личности ребенка;

  • использование новейших методик для оказания комплекс­ной дифференцированной помощи детям, испытывающим затруднения в различных видах деятельности.


^ Принципы организации образовательного процесса.

Дифференцированная диагностика и коррекционное обуче­ние детей с проблемами в психическом и речевом развитии основаны на известных принципах общей и специальной педа­гогики. В соответствии со спецификой работы образовательного учреждения наиболее актуальными из них являются:

- комплексный подход как один из основных принципов диагностики отклонений в развитии: всестороннее обсле­дование и оценка особенностей развития ребенка — соматического состояния, состояния слуха, зрения, двигательной сферы, особенностей психического развития;

- принцип системного и целостного изучения ребенка

во взаимосвязи и взаимозависимости отдельных откло­нений в психическом развитии и первичных нарушений; установление «иерархии >> обнаруженных недостатков или отклонений в психическом развитии, соотношения первичных и вторичных отклонений;

- принцип динамического изучения, опирающийся на кон­цепцию Л.С. Выготского о двух уровнях умственного развития ребенка — актуальном и потенциальном, т.е. зоне ближайшего развития. Реализация этого принципа возможна только в сотрудничестве с родителями при усвоении ребенком новых способов действия;

- принцип педагогической конфиденциальности: беречь ребенка от психического и физического насилия; научить педагогов и родителей действовать в поле деятельности «ребенок — взрослый»;

- принцип многоуровневой дифференциации — организа­ция групп детей не по возрасту, а по уровню развития;

- принцип занимательности: учитывая несформированность познавательной деятельности детей, этот принцип необходим для вовлечения их в целенаправленную дея­тельность, формирования желания выполнять предъяв­ленные требования и стремления к достижению конечного результата;

- принцип новизны позволяет опираться на непроизволь­ное внимание, вызывая интерес к деятельности путем постановки последовательной системы задач, макси­мально активизируя познавательную сферу дошколь­ника;

- принцип динамичности заключается в постоянном углуб­лении и расширении целей по коррекции, обучению, развитию ребенка, т.к. необоснованное дублирование содержания и задач занятий — одна из причин снижения внимания и интереса детей к обучению;

- принцип комплексности — это решение любой педаго­гической, развивающей и коррекционной задачи с уче­том взаимодействия всех факторов: состояния здоровья, оказывающего влияние на работоспособность, сложно­сти задания, времени проведения занятия и его формы, интенсивности работы. Игнорирование одного из этих факторов может привести к отрицательному резуль­тату;

- принцип интеграции знании в единое поле деятельности способствует адаптации к дальнейшей жизни в современ­ном обществе;

- принцип полезности тесно связан с предыдущим и пре­дусматривает не только получение положительной дина­мики психофизического развития, но и практическую пользу: удетей формируются способы адаптации к реаль­ным условиям жизни (деятельности, поведения, обще­ния);

- принцип сотрудничества позволяет создать в ходе заня­тий атмосферу доброжелательности, эмоциональной рас­крепощенности;

- принцип культуросообразности предполагает опору в воспитании и развитии детей на общечеловеческие цен­ности (добро, милосердие, любовь и др.)» знакомство с элементами национальной культуры, раннее приобщение ребенка к различным этапам этноса, микро- и макро­социума, к культуре бытовой, физической, духовной, религиозной, нравственной и другим видам через обуче­ние языку своего народа.


^ Раздел II Программы, педагогические технологии, методическое обеспечение

Во втором разделе определяются про­граммы и технологии, на основе которых проектируется педагогический процесс детского сада.

К сожалению, все еще бытует мнение, что при работе с детьми с ЗПР следу­ет просто упростить программу. Тогда возникает вопрос: как же они в таком случае могут достичь так называемой интеллектуальной нормы? На наш взгляд, цель может быть достигнута только при­менением специальных коррекционно-развивающих методик и технологий.

На основании анализа научных дан­ных по обучению и воспитанию до­школьников с ЗПР, опубликованного опыта других детских садов, а также нашего собственного педагогического опыта, мы пришли к заключению, что при проектировании образовательного процесса в наибольшей степени подхо­дит сочетание комплексной «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гер­бовой, Т.С. Комаровой, адаптированной к особенностям развития детей с ЗПР, и программно-методических материалов «Подготовка к школе детей с задерж­кой психического развития» под общей редакцией С.Г. Шевченко (Книги 1, 2. — М.: Школьная Пресса, 2003).

Далее определены технологии:

  • Дифференцированного обучения на занятиях

  • Технологии развивающего обучения и воспитания

  • Здоровьесберегающие технологии

  • Использование интерактивных методов обучения и воспитания детей;



и схематично отражена система работы по реализации программы воспитания и обучения детей по всем разделам.


^ Раздел III Организация образовательного процесса.

В рамках третьего раздела програм­мы проектируются и планируются ме­ханизмы реализации «Образовательной программы», которые должны отражать особенности организации коррекционно-образовательного процесса с учетом контингента воспитанников, развивающей среды и штата сотрудников детского сада (воспитателей, специалистов). В этом разделе определяются организационные формы педагогического процесса, кото­рые должны соответствовать поставлен­ным целям и задачам.

В разделе отражается модель коррекционно-образовательного процесса на год, месяц, неделю. Планируются ва­рианты режимов дня с учетом времени года. Комплексируются различные на­правления работы, представляемые в виде схем. В схемах отражается организация учебно-воспитательного и коррекционного процесса по физическому воспита­нию и оздоровлению, речевому развитию, изобразительной и конструктивной дея­тельности, формированию представлений об окружающем мире и т. д.

Комплексирование задач позволяет со­кратить количество занятий по Учебному плану.

При составлении Учебного плана и Сетки занятий необходимо соблюсти баланс между интеллектуальной и дви­гательной нагрузкой.

С 2003 года нами проводилась экспериментальная работа по коррекционно-развивающему обучению и воспитанию детей среднего дошкольного возраста с ЗПР. Перед нами стояло несколько задач:

  • задача поиска технологий, отвечающих задачам коррекционной работы, интересных по содержанию, с нетрадиционными методами и приемами работы;

  • преодолеть в работе ДОУ деятельностную раздробленность и воссоединить в единую систему труд специалистов и воспитателей с целью коррекции психического и речевого развития детей.


Основу системы коррекционной работы составляет продуманное распределение учебного материала. Для этого составляется учебный план ДОУ. Он определяет содержание коррекционного обучения – базисные компоненты коррекционного обучения, видовое содержание коррекционной деятельности вне занятий, формы работы с детьми, распределение дисциплин между специалистами, воспитателями.


Чтобы предупредить истощаемость и переутомление детей занятия проводятся в интегрированном виде.

  1. ознакомление с окружающим и развитие речи ;

  2. обучение игре и развитие коммуникативных способностей ;

  3. ознакомление с окружающим и конструирование ;

  4. формирование элементарных математических представлений и сенсорное воспитание

  5. коррекция психомоторного недоразвития и изобразительная деятельность

  6. коррекция психомоторного недоразвития и конструирование.


Подобная интеграция целепологания и планирования ожидаемого результата обучающей деятельности решает задачи оптимизации коррекционно – развивающего воздействия и обучения.


^ Раздел IV Мониторинг образовательного процесса.

В течение учебного года все участники педагогическо­го процесса проводят диагностическую работу. Обследование проходит в сентябре, июне, в январе – контрольный срез.


Анализ методик психологической диагностики показывает, что экспериментальный метод в силу крайней неразработанности для детей с ЗПР младшего дошкольного возраста не может быть эффективным, если он не дополнен другими методиками, способными восполнить его ограничения.

Метод наблюдения в целях целенаправленного изучения ребенка имеет важное преимущество с точки зрения его «экологической» валидности. Наблюдение воспроизводит объект изучения в естественных условиях. Совместная и раздельная процедуры наблюдения, осуществляемые всеми участниками коррекционно-образовательного процесса, выработка схем психолого-педагогического динамического изучения (ППДИ) ребенка с ЗПР, разработка инструментария этих процедур представляются важнейшей задачей для педагогов.


Во время экспериментальной работы данный метод позволил нам выявить уровень компетентности детей в различных видах деятельности, свойственных детям среднего возраста.

Данный инструментарий помогает всем специалистам планировать индивидуальные коррекционные программы для работы с детьми.

^ Раздел V Условия реализации «Образовательной программы» ДОУ

В пятом разделе планируются управ­ленческие решения по реализации «Обра­зовательной программы». Для удобства планирования можно выделить несколь­ко составных частей, определяющих со­вокупность специальных образователь­ных условий, это — административно-управленческий компонент, предметно-развивающая среда, методическая служ­ба, служба психолого-педагогического сопровождения, блок взаимодействия с семьями воспитанников, модель пре­емственности в работе со школами и ПМПК, блок инноваций или эксперимен­тальной работы ДОУ.

Кратко рассмотрим некоторые из пе­речисленных компонентов.


^ Административно-управленческий компонент

Многие специалисты в области управ­ления качеством образования (В.Г. Алямовская, Н.В. Микляева и др.) обращают внимание на то, что механизмы управ­ления работой детского сада компен­сирующего вида имеют определенную специфику. В условиях специального детского сада складывается более слож­ная организационно-управленческая структура. На ее формирование влия­ют как внешние, так и внутренние факторы. К внешним факторам можно от­нести социально-экономические и по­литические изменения в государстве и обществе, реформирование образования, смену ее парадигмы. К внутренним фак­торам, оказывающим непосредственное влияние на формирование структуры ДОУ, относятся цели и задачи детского сада компенсирующего вида, заявленные в основных внутренних нормативных до­кументах.


^ Предметно-развивающая среда

Создание специальной развивающей среды предусматривает систему условий, которые обеспечивают не только эффек­тивность коррекционно-развивающей ра­боты, но и позволяют ребенку полноцен­но развиваться как личности в условиях деятельности

Специфическими условиями развивающей среды являются надлежащим образом оборудованные кабинеты специалистов, зоны и поме­щения для проведения коррекционно-образовательной работы: уголки со спе­циально подобранными играми и посо­биями, зона для проведения «коррекционного часа», релаксации и др.).


^ Методическая служба

Создание специальной методической службы является важным условием по­вышения эффективности коррекционно-педагогической работы в детском саду компенсирующего вида. Для коорди­нации работы учителей-дефектологов, логопедов, педагога-психолога, воспи­тателей и других специалистов может быть создан Совет по коррекционной работе (ст. дефектолог, ст. логопед, психолог), в который входят наиболее квалифицированные педагоги детского сада. Основной задачей методической службы является разработка «Образо­вательной программы» и методическое сопровождение при ее реализации. Ру­ководить работой данного совета может либо старший воспитатель с дефектоло­гическим образованием (за счет расши­рения функциональных обязанностей), либо специально назначенный старший учитель-дефектолог.

Воспитатели: табель посещаемости де­тей, тетрадь планирования коррекционно-образовательной работы, материалы по физкультурно-оздоровительной работе, тетрадь сведений о детях, папки самопре­зентации и самообразования, результаты обследования знаний, умений и навыков (ЗУН), папка с методическими рекомен­дациями по работе с детьми с ЗПР, кар­тотека дидактического материала.

Учитель-дефектолог: перспективный и календарный планы работы, табель посещаемости занятий, результаты диа­гностического обследования, Эволю­ционная карта развития (общие сведе­ния, анамнестическая карта, протоколы обследования, индивидуальные планы коррекционной работы, Дневник наблю­дений, тетрадь преемственности в рабо­те с воспитателями, Паспорт кабинета (оборудование, картотека материалов по обследованию детей и материалов для занятий), тетрадь консультаций для педа­гогов и родителей, аналитический отчет о работе за учебный год, папка с мето­дическими рекомендациями по работе с детьми с ЗПР, папки самопрезентации и самообразования.

Логопед: речевая карта, тетрадь дина­мики преодоления речевого нарушения, перспективный и календарный планы работы, индивидуальная тетрадь ребен­ка, табель посещения занятий, тетрадь взаимодействия с воспитателями группы, «Паспорт кабинета», тетрадь консуль­таций для педагогов и родителей, анали­тический отчет о работе за учебный год, папка с методическими рекомендациями по логопедической работе с детьми с ЗПР, папки самопрезентации и самооб­разования.

Документация педагога-психолога ве­дется в соответствии с существующими нормативными документами.

Воспитатель по ФИЗО: общий план физкультурно-оздоровительной рабо­ты, спортивных праздников и досугов, материалы диагностики, методические материалы по физическому воспитанию и оздоровлению детей с ЗПР, перспек­тивный и календарный планы работы по возрастным группам, примерные кон­спекты физкультурно-оздоровительных занятий, «Паспорт физкультурного зала», папки самопрезентации и само­образования.

Музыкальный руководитель: план ра­боты на год (праздники, тематические занятия, досуги и их сценарии), перспек­тивный и календарный планы работы по возрастным группам, материалы диагно­стики, «Паспорт музыкального зала», ме­тодические материалы по работе с детьми с ЗПР по музыкальному развитию, папки самопрезентации и самообразования.


^ Профессиональная компетентность педагогов.

Эффективность коррекционно-развивающей и образовательной работы во многом зависит от профессиональной компетентности педагогов. Коррекционно-образовательная работа с дошкольниками с ЗПР в числе прочих имеет специфическую особенность: чем меньше возраст детей, тем больший удельный вес приобретают задачи развивающего характера. Рабо­та строится с учетом индивидуально-типологических и психологических осо­бенностей ребенка. Если работа с ребенком начинается в старшем дошколь­ном возрасте, то коррекционные и развивающие задачи решаются в комп­лексе. Специалист должен учитывать все факторы, которые позитивно или негативно могут влиять на ребенка. Это и состояние физического здоровья, и состояние центральной нервной системы (ЦНС), и воздействие на ребенка мпкросоциальной среды. С учетом этих особенностей выбирается и дозиру­ется учебная нагрузка.

Специалист, работающий с детьми с ЗПР, должен быть готов к твор­ческой деятельности:

- к построению индивидуальных и групповых коррекционно-образовательных программ с опорой на данные диагностического обследо­вания особенностей развития детей и уровня сформированности у них знаний, представлений и умений;

- к осуществлению дифференцированного подхода к детям с учетом их индивидуальных особенностей.

Педагоги должны знать нормативные документы, регламентирующие пе­дагогический процесс в специальном дошкольном образовательном учреж­дении, владеть знаниями из области смежных с педагогикой дисциплин - общей и специальной психологии, нейропсихологии, медицины, социаль­ной педагогики.

Одним из направлений в деятельности ДОУ ком­пенсирующего вида является целенаправленное непре­рывное повышение профессионализма администрации и педагогических кадров. Необходимо постоянно по­вышать компетентность педагогов.

Компетентность мы понимаем как общий оце­ночный термин, обозначающий способность к деятель­ности «со знанием дела». Применим он к лицам опре­деленного профессионального статуса и характеризует меру соответствия их понимания, знаний и умений ре­альному уровню сложности выполняемых ими задач.

Профессионализм мы рассматриваем как приобре­тенную в ходе образовательной и практической дея­тельности способность к компетентному выполнению функциональных обязанностей; уровень мастерства и творческого подхода к коррекционной деятельности.

Переориентация образовательного учреждения на развитие профессионального мастерства его работников влечет за собой психологизацию всей его жизнеде­ятельности.

Необходимо разработать внутрисадовскую систему повышения профессионализма педагогов, нацеленную на развитие у них умений выявлять, изучать индивиду­альные особенности личности ребенка с ЗПР и соответ­ственно им строить коррекционно-образовательный процесс.

На первом этапе специальной подготовки кадров необходимо создать условия для максимального расши­рения кругозора сотрудников, налаживания целенаправ­ленной работы методических объединений специалис­тов, создать малые творческие группы.

На втором этапе необходимо организовать проблем­ные семинары в рамках психолого-медико-педагогичес­ких мастерских.

Изучение степени овладения педагогами современ­ными педагогическими технологиями позволит выя­вить руководителю их личностные и профессиональ­ные затруднения. Это позволит ему и старшему воспи­тателю составить программы профессиональных курсов, организуемых на базе ДОУ.

Внутрисадовская система повышения профессиона­лизма педагогов включает в себя проведение постоянно действующих семинаров.


Научные семинары, проводимые в учреждении, спо­собствуют повышению квалификации педагогов, пред­ставляют собой реальное деловое сотрудничество, рас­крывают большие возможности в научно-методическом, профессиональном обучении педагогов, обеспечивают оптимальное внедрение новых технологий комплекс­ной помощи детям.

Важным направлением в работе с кадрами являет­ся формирование умения педагогов пользоваться мето­дическим материалом по работе с детьми в практичес­кой работе.


«Творческие группы», созданные в коллективе (куда вошли специалисты высшей и первой квалификацион­ных категорий), разработали разнообразный методичес­кий и дидактический материал в помощь воспитате­лям, дефектологам, логопедам.

Большое значение в условиях целостного коррекционно-воспитательного пространства играет коллектив образовательного учреждения, его сплоченность, наце­ленность на решение поставленных задач.


Мониторинг.

Для детского сада компенсирующего вида в организации работы особое место отводится контрольно-оценочной и мониторинговой деятельности.

Для обеспечения эффективной работы в инновационном режиме необходимо постоянно повышать профессиональную компетентность педагогов, и систематически осуществлять мониторинг педагогического процесса.

^ С
Заведующий ДОУ


Мониторинг социального заказа, кадровый мониторинг и др.

Методы изучения потребностей родителей в образовательных услугах ДОУ, методы анализа кадрового потенциала коллектива ДОУ и др.
лужба мониторинга качества образования в дошкольном учреждении.




Логопед/Дефектолог


Инструктор по физическому воспитанию

^ Воспитатель, специалисты

Педагог-психолог

Социально-психологический мониторинг.

Методы изучения и анализа интеллектуального и личностного развития ребенка; методы слежения за системой коллективно-групповых и личностных отношений, за характером микроклимата в педагогическом коллективе, группе детей и др.










Старшая медицинская сестра

Медико- валеологический мониторинг.

Методы изучения и анализа показателей здоровья и физического развития детей; методы сбора информации о санитарно-гигиеническом состоянии ДОУ и др.




Заместитель по учебно-воспитательной работе

Педагогический мониторинг.

Методы изучения качества реализации образовательной программы, качества деятельности педагога и др.




^ Зам. по административно-хозяйственной работе

Мониторинг материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Методы анализа и контроля состояния материально-технической базы ДОУ.






Таким образом, образовательная программа ДОУ компенсирующего вида решает главные задачи коррекционного образовательного учреждения – стандартизация психолого – педагогических условий, оптимальных для каждой категории детей с ограниченными возможностями здоровья.



Похожие:

Система специального образования в регионе развивается в направлении дифференциации предоставления коррекционно-образовательных услуг iconСистема оценки качества образования в Республике Алтай. Качество образования
Определение степени соответствия образовательных результатов обучающихся в образовательных учреждениях в регионе государственным...
Система специального образования в регионе развивается в направлении дифференциации предоставления коррекционно-образовательных услуг iconОтчет об исполнении среднесрочной целевой программы «Организация предоставления общедоступного и бесплатного начального, основного общего, среднего (полного) общего образования по общеобразовательным программам (в пределах компетенции органов местного самоуправления),
В истекшем году муниципальная система образования была отнесена к числу лучших в рейтинге Московской области по качеству предоставляемых...
Система специального образования в регионе развивается в направлении дифференциации предоставления коррекционно-образовательных услуг iconПостановление От 05. 07. 2012 г. №76 с. Хор-Тагна Об утверждении административного регламента предоставления
...
Система специального образования в регионе развивается в направлении дифференциации предоставления коррекционно-образовательных услуг iconАннотация выступления
...
Система специального образования в регионе развивается в направлении дифференциации предоставления коррекционно-образовательных услуг iconПостановление От 22. 02. 2012 №26 д. Бурга Об утверждении административ ных регламентов предоставления муниципальных услуг
В соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2010 года №210-фз «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»,...
Система специального образования в регионе развивается в направлении дифференциации предоставления коррекционно-образовательных услуг iconПостановление 29. 08. 2012г. №89 Об утверждении административного регламента предоставления муниципальных услуг
«Об утверждении Перечня (реестра) муниципальных услуг, оказываемых физическим и юридическим лицам администрацией Екатерининского...
Система специального образования в регионе развивается в направлении дифференциации предоставления коррекционно-образовательных услуг iconТипенко Н. Г., к э. н., директор цуп (ооо "Центр универсальных программ")
...
Система специального образования в регионе развивается в направлении дифференциации предоставления коррекционно-образовательных услуг iconСистема образования района
Шумихинская районная муниципальная система образования развивается в соответствии с областной и районными программами развития системы...
Система специального образования в регионе развивается в направлении дифференциации предоставления коррекционно-образовательных услуг iconФормирование и развитие рынка образовательных услуг
Материально-технические базы образовательных учреждений устарели, а объем финансирования государством высшее образование носило недостаточных...
Система специального образования в регионе развивается в направлении дифференциации предоставления коррекционно-образовательных услуг iconУчебному плану мбоу сош п. Пятидорожное на 2012 2013 учебный год Цель: Обеспечение выполнения учащимися государственных образовательных стандартов, создание условий для осуществления внутренней и внешней дифференциации,
Цель: Обеспечение выполнения учащимися государственных образовательных стандартов, создание условий для осуществления внутренней...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты