Рабочая программа icon

Рабочая программа



НазваниеРабочая программа
Дата17.10.2016
Размер
ТипРабочая программа



ГОУВПО «Марийский государственный университет»

Факультет начальных классов


Утверждаю

Декан факультета

начальных классов

____________ /Ф.В. Гинзбург/

Подпись / Ф. И. О.

«____»______________2011 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Учебная дисциплина Педагогика*


Направление подготовки

_______050100 - Педагогическое образование___


Профиль подготовки: начальное образование и информатика; начальное образование и иностранный язык (англ. язык); начальное образование и родной язык и литература (марийский язык и литература).


Квалификация (степень) выпускника

__________ _ бакалавр __________


Кафедра педагогики начального образования


Курс __1,2,3____ семестр ___2,3,4,5__


Форма обучения очная


Программа разработана Головиной Н. Н., кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры педагогики начального образования


Рецензент (ы) _^ Козина И.Б., _ кандидат педагогических наук, доцент


Йошкар-Ола

2011


Рекомендована к утверждению решением учебно-

методической комиссии/ учебно-методического Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры

совета ________________________________________

__________________________________________ ________________________________________

(назв. факультета/института, направления (название кафедры)

подготовки)

протокол заседания № ________ от протокол заседания № ________ от


«______» _____________________ 20___ г. «________» ___________________20 ___ г.


__________________________________________ _______________________________________

(подпись, Ф.И.О. председателя) (подпись, Ф.И.О. зав. кафедрой)


СОГЛАСОВАНО с выпускающей кафедрой ________________________________________________________________


_______________________________________________________________________________________________________

(название кафедры)


протокол заседания № ______ от «_____» ________________20____ г. ___________________________________________

(Ф.И.О. зав. кафедрой, подпись)


Сведения о переутверждении рабочей программы учебной дисциплины на очередной учебный год и

регистрация изменений


Учебный год

Решение кафедры

(№ протокола, дата заседания кафедры, Ф.И.О., подпись зав. кафедрой)

Автор изменения

Номер изменения



















































^ Пояснительная записка


  1. Цель дисциплины:

обеспечение становления ориентаций студентов в области современной педагогики и осознание ими значимости профессии педагога;

формирование целостного представления о педагогике, об истории воспитания и образования в различные исторические периоды за рубежом и в России; овладение студентами основами реализации технологического подхода в современном образовании; освоение аналитического подхода к выбору технологий организации учебного процесса в системе образования;

овладение студентами целостными представлениями об управлении образовательными системами; изучение образовательного права как фундаментальной составляющей образования, законодательной и нормативной базы функционирования системы образования Российской Федерации;

содействие средствами дисциплины «Педагогика» овладению бакалавром общекультурными и профессиональными компетенциями в области образования, социальной сферы и культуры для успешного решения профессиональных задач.


  1. ^ Место дисциплины в ООП:

Дисциплина «Педагогика» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин (Б.3.2). Она состоит из следующих разделов: «Введение в педагогическую деятельность учителя начальных классов», «Общие основы педагогики», «История педагогики и начального образования в России», «Управление образовательными системами». Овладение теоретическим материалом по данной дисциплине необходимо для формирования педагогической культуры и компетентности специалиста в области начального образования. Дисциплина закладывает базу педагогических знаний на основе которой формируются методические знания и умения преподавания учебных предметов в начальной школе.

  1. ^ Требования к результатам освоения дисциплины.

Процесс освоения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

  • способностью анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

  • готовностью к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

  • готовностью использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);

  • готовностью к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

  • осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

  • готовностью к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами (ПК-6);

  • готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11);

4. В результате освоения дисциплины студент должен

знать:

  • основные средства и приемы педагогического общения;

  • ценностные основы образования и профессиональной деятельности;

  • особенности педагогического процесса в условиях поликультурного и полиэтнического общества

  • тенденции развития мирового историко-педагогического процесса, особенности современного этапа развития образования в мире;

  • основы просветительской деятельности;

  • современные информационные технологии, используемые в образовании;

  • сущность и структуру образовательных процессов;

  • правовые нормы педагогической деятельности и образования;

  • методологию педагогических исследований проблем образования;

  • особенности социального партнерства в системе образования;

  • - способы профессионального самопознания и саморазвития;

уметь:

  • системно анализировать и выбирать воспитательные и образовательные концепции;

  • создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду;

  • проектировать учебно-воспитательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности;

  • оценивать качество реализуемых образовательных программ на основе действующих нормативно-правовых актов;

  • решать задачи управления учебным процессом на уровне образовательного учреждения и его подразделений;

  • анализировать и оценивать свою педагогическую деятельность;

  • составлять собственную программу профессионального самовоспитания и самообразования;

  • организовывать внеучебную деятельность обучающихся;

  • взаимодействовать с различными субъектами педагогического процесса;

владеть:

  • способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы);

  • способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса;

  • способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды; способами совершенствования профессиональных знаний и умений;

  • способами организации учебно-воспитательного процесса в школе;

  • способами осуществления внутришкольного контроля;

  • современными педагогическими технологиями, способами
    применения педагогической теории в различных сферах педагогической деятельности;

  • способами проектной и инновационной деятельности в образовании;

  • способами совершенствования профессиональных знаний и умений.



^ Структура и содержание учебной дисциплины

Общая трудоемкость составляет 10 зачетных единиц, 360 часов. Аудиторных часов 157, из них лекции – 62 часа, практических занятий – 95 часов, экзамен – 36 часов, самостоятельная работа – 167 часов.

Форма контроля – зачет во 2, 3, 4 семестрах, экзамен в 5 семестре.

^ Раздел «Введение в педагогическую деятельность

учителя начальных классов»


Тематический план учебной дисциплины


№ раздела

Наименование

разделов и тем

3

семестр


Количество часов по учебному плану

Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Всего

Виды учебной работы

Аудиторная работа

Самостоятель-ная работа

Лекции

Практические (семинарские) занятия

Лабораторные занятия




  1. 2.

. Общая характеристика педагогической профессии

3




2







3

Письменный экспресс-опрос



  1. 3.

Профессиональная деятельность и личность педагога

3




4







3



Собеседование

  1. 4.

Общая и профессиональная культура учителя

3




2







3


Анализ

творческой работы с литературой

  1. 5.

Профессиональная компетентность педагога

3




2







3

Анализ аннотирования дополнительной литературы

  1. 6.

Профессионально-личностное становление и развитие педагога.

3




4







3



Собеседование

  1. 7.

Требования Государственного образовательного стандарта к личности и профессиональной компетентности педагога. Законодательство РФ о народном образовании, о правах учителя, учеников. родителей.

3







2




3

Реферативный обзор журнальных статей

  1. 8.

Личность младшего школьника как объект и субъект педагогических воздействий. Методы педагогических исследований. «Учитель в моей жизни» - сочинения студентов об учителе.

3







4




3



Собеседование

  1. 9.

6. Педагогическое общение.

3







4




3

Анализ работы с текстами

  1. 1

7. Современный школьник как субъект воспитания.

3







4




3

Собеседование

  1. 1

8. Культура учебного труда будущего учителя

3







4




3

Контрольная работа

  1. 1

9. Передовой педагогический опыт. Учителя – новаторы. Опыт лучших учителей республики.

3







4




6


Тестовый контроль







3

72

14

22




36






Тематический план лекций:




п/п

Темы лекций

Кол-во часов

Формы текущего контроля



Общая характеристика педагогической профессии

2

Письменный экспресс-опрос




Профессиональная деятельность и личность педагога

4

Собеседование



Общая и профессиональная культура учителя

2

Обзор литературных источников по теме



Профессиональная компетентность педагога

2

Собеседование



Профессионально-личностное становление и развитие педагога.

4

Тестовый опрос



^ Тематический план практических (семинарских) лабораторных занятий



п/п

Темы семинарских занятий

Кол-во часов

Формы текущего контроля



Требования Государственного образовательного стандарта к личности и профессиональной компетентности педагога. Законодательство РФ о образовании, о правах учителя, учеников. родителей.

2

Опрос



Личность младшего школьника как объект и субъект педагогических воздействий. Методы педагогических исследований. «Учитель в моей жизни» - сочинения студентов об учителе.

4

выборочная проверка преподавателя



Педагогическое общение.

4

тестовый контроль



Современный школьник как субъект воспитания.

4

выборочная проверка преподавателя



Культура учебного труда будущего учителя

4

Собеседование



Передовой педагогический опыт. Учителя – новаторы. Опыт лучших учителей республики.

4

Реферативный обзор журнальных статей


^ Тематический план самостоятельной работы:


№ п/п

Темы для самостоятельного изучения

Кол-во часов

Формы текущего контроля успеваемости

1

Общая характеристика педагогической профессии

3

Анализ творческой работы с литературой

2

Профессиональная деятельность и личность педагога

3

Собеседование

3

Общая и профессиональная культура учителя

3

Письменный экспресс-опрос

4

Профессиональная компетентность педагога

3

Тестирование

5

Профессионально-личностное становление и развитие педагога.

3

Реферативный обзор журнальных статей

6

Требования Государственного образовательного стандарта к личности и профессиональной компетентности педагога. Законодательство РФ о народном образовании, о правах учителя, учеников. родителей.

3

Собеседование

7

Личность младшего школьника как объект и субъект педагогических воздействий.

3

Контрольная работа

8

Педагогическое общение.

3

Собеседование

9

Современный школьник как субъект воспитания.

3

Выборочный опрос

10

Культура учебного труда будущего учителя

3

Анализ работы с текстами

11

Передовой педагогический опыт. Учителя – новаторы. Опыт лучших учителей республики.

6

Конспектирование обязательной литературы







36






Образовательные технологии


В ходе преподавания учебной дисциплины будут реализовываться следующие технологии:

  1. Лекция-диалог.

  2. Лекция с обсуждением проблемных задач и ситуаций;

  3. Групповая форма работы.

  4. Аннотация первоисточников и статей.

  5. Лекции, практические (семинарские).

ФОНД

^ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ


Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов


Темы рефератов:

  1. Педагогический такт учителя.

  2. Педагогическое мастерство учителя.

  3. Гуманистическая направленность труда учителя.

  4. Культура педагогического общения учителя.

  5. Педагогические способности – важнейший компонент профессионального мастерства учителя.

  6. Педагогическая этика учителя.

  7. Учитель и его профессиональная деятельность.

  8. Учитель – профессия творческая.

  9. Коммуникативная деятельность учителя.

  10. Педагогическое призвание и педагогические способности.

  11. Роль профессионального самообразования в становлении личности учителя.

  12. Требования к личности учителя.

  13. Личность учителя.

  14. Педагогическая деятельность – основа профессионального мастерства учителя.

  15. Культура речи учителя.

  16. Организаторская деятельность учителя.

  17. Профессионально-педагогическая компетентность учителя.

  18. Педагогическое самовоспитание и его роль в становлении учителя.

  19. Профессиональные ценности современного учителя.

  20. Я и профессия учитель.

  21. Каков он, современный учитель?

  22. Учитель: профессия и личность.

  23. Почему я решил (а) стать учителем?

  24. Что бы я изменил(а) в школе, если бы был(а) директором?

  25. Что должен знать и уметь современный учитель?


:

Вопросы для подготовки к зачету

  1. Профессия педагога и ее роль в современном обществе.

  2. Спектр педагогических профессий.

  3. Сущность и виды педагогической деятельности.

  4. Структура и гуманистическая направленность педагогической деятельности.

  5. Ценностные характеристики педагогической деятельности.

  6. Профессиограмма педагога.

  7. Комплекс профессионально-педагогических качеств личности учителя.

  8. Профессиональная компетентность педагога.

  9. Портрет современного педагога.

  10. Мотивы выбора профессии педагога.

  11. Характеристика модели личности педагога.

  12. Педагогическая культура учителя, ее признаки и компоненты.

  13. Творческое мастерство педагога.

  14. Сущность и основные компоненты творческой лаборатории учителя.

  15. Непрерывное педагогическое образование.

  16. Пути овладения педагогической профессией.

  17. Педагогическая карьера.

  18. Профессионализм и саморазвитие личности педагога.

  19. Сущность профессионально-педагогического самовоспитания и самообразования.

  20. Методы и средства профессионально-педагогического воспитания.

  21. Культура умственного труда студента.

  22. Самостоятельная и научно-исследовательская работа студента.

Раздел «Общие основы педагогики»

Тематический план учебной дисциплины


№ раздела

Наименование

разделов и тем

2

семестр


Количество часов по учебному плану

Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Всего

Виды учебной работы

Аудиторная работа

Самостоятельная работа

Лекции

Практические (семинарские) занятия

Лабораторные занятия




1.

^ Раздел 1. Педагогика как наука


2


20


4


6





10




2.

Тема 1.1 . Педагогика как наука, ее объект. Категориальный аппарат педагогики.



2



8



2


2






4

Письменный экспресс-опрос



3.

Тема 1.2 . Воспитание как социальное явление


2


4




2





2




Собеседование

4.

Тема 1.3 . Становление педагогики как науки о воспитании человека



2



8


2


2






4



Творческая работа с литературой

5.

^ Раздел 2. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения



2



20



4


6






10




6.

Тема 2.1 . Образование как общественное явление и педагогический процесс.



2



8


2


2






4



Творческая работа, эссе

7.

Тема 2.2 . Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

2

8

2

2




4

Реферативный обзор журнальных статей

8.

Тема 2.3 Взаимосвязь педагогической науки и практики. Связь педагогики с другими науками.




2



4




2






2



Собеседование

9.

^ Раздел 3. Понятие методологии педагогической науки


2


32

6

10





16




10.

Тема 3.1 . Понятие методологии педагогической науки.




2



8


2


2






4

Контрольная работа по терминологии методологии педагогической науки

11.

Тема 3.2 . Методологическая культура педагога.


2


4





2





2

Собеседование

12.

Тема 3.3 . Научное исследование в педагогике.


2


8

2

2





4


Творческий проект

13.

Тема 3.4 Методы и логика педагогического исследования.



2


12

2

4





6


Построение схемы педагогического исследования







2

72

14

22




36






Тематический план лекций:




п/п

Темы лекций

Кол-во часов

Формы текущего контроля

1.

Педагогика как наука, ее объект. Категориальный аппарат педагогики.

2

Письменный экспресс-опрос


2.

Становление педагогики как науки о воспитании человека

2

Обзор литературных источников по теме

3.

Образование как общественное явление и педагогический процесс.

2

Эссе

4.

Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

2

Реферативный обзор журнальных статей

5.

Понятие методологии педагогической науки.

2

Контрольная работа по терминологии методологии педагогической науки



Научное исследование в педагогике.

2

Творческий проект



Методы и логика педагогического исследования.

2

Построение схемы педагогического исследования


^ Тематический план практических (семинарских) лабораторных занятий



п/п

Темы семинарских занятий

Кол-во часов

^ Формы текущего контроля

1.

Педагогика как наука, ее объект. Категориальный аппарат

2

Опрос

2.

Воспитание как социальное явление

2

Анализ аннотирования обязательной и дополнительной литературы по теме

3.

Становление педагогики как науки о воспитании человека

2

Реферат

4.

Образование как общественное явление и педагогический процесс.

2

Творческая работа, эссе

5.

Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

2

Реферативный обзор журнальных статей

6.

Взаимосвязь педагогической науки и практики. Связь педагогики с другими науками.

2

Собеседование

7.

Понятие методологии педагогической науки.

2

Контрольная работа по терминологии методологии педагогической науки

8.

Методологическая культура педагога.

2

Собеседование

9.

Научное исследование в педагогике.

2

Творческий проект

10.

Методы и логика педагогического исследования.

4

Построение схемы педагогического исследования


^ Тематический план самостоятельной работы:


№ п/п

Темы для самостоятельного изучения

Кол-во часов

Формы текущего контроля успеваемости

1

Педагогика как наука, ее объект. Категориальный аппарат педагогики.

4

Письменный экспресс-опрос


2

Воспитание как социальное явление.

2

Собеседование

3

Становление педагогики как науки о воспитании человека.

4

Творческая работа с литературой

4

Образование как общественное явление и педагогический процесс.

4

Творческая работа, эссе

5

Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

4

Реферативный обзор журнальных статей

6

Взаимосвязь педагогической науки и практики. Связь педагогики с другими науками.

2

Собеседование

7

Понятие методологии педагогической науки.


4

Контрольная работа по терминологии методологии педагогической науки

8

Методологическая культура педагога.

2

Собеседование

9

Научное исследование в педагогике.

4

Творческий проект

10

Методы и логика педагогического исследования.


6

Построение схемы педагогического исследования



^ Образовательные технологии


В ходе преподавания учебной дисциплины будут реализовываться следующие технологии:

  1. Лекция-диалог.

  2. Лекция с обсуждением проблемных задач и ситуаций;

  3. Групповая форма работы.

  4. Аннотация первоисточников и статей.

  5. . Лекции, практические (семинарские).

ФОНД

^ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ


Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов


Темы рефератов:

Роль и место педагогики в системе научного знания.

2.                 Акмеологический подход в методологии педагогики.

3.                 Аксиологический подход в методологии педагогики.

4.                 Антропологический подход в методологии педагогики.

5.                 Герменевтический подход в методологии педагогики.

6.                 Синергетический подход в методологии педагогики.

7.                 Потенциал научно-исследовательских методов педагогики в изучении образовательных процессов.

8.                 Роль биологического и социального в развитии человека и формировании его личности.

9.                 Факторы, влияющие на формирование личности.

10.            Роль воспитания и обучения в развитии личности.

11.            Возрастные особенности дошкольников и их учет при организации педагогического процесса.

12.            Возрастные особенности младших школьников и их учет при организации педагогического процесса.

13.            Возрастные особенности подростков и их учет при организации педагогического процесса.

14.            Возрастные особенности старших школьников и их учет при организации педагогического процесса.

15.            Воспитательный потенциал игры как вида деятельности.

16.            Воспитательный потенциал труда как вида деятельности.

17.            Педагогический процесс: история понятия и современность.

18.            Генезис форм организации педагогического процесса.

19.            Эволюция методов осуществления педагогического процесса.

20.            Эффективные модели образования в современном мире.

21.            Современное мировое образовательное пространство: проблемы и пути решения.

22.            Философские основы и генезис традиционной (авторитарной) педагогики.

23.            Философские основы и генезис гуманистической педагогики.

24.            Гуманистические ориентации в современном педагогическом мышлении.

25.            Педагогические инновации: сущность и направленность нововведений в образовании.

26.            Современная модернизация образования и ее возможные результаты.

27.            Современное состояние образовательного и научного потенциала России.

:

Вопросы для подготовки к зачету

  1. Предмет педагогики.

  2. Основные категории педагогики: формирование и развитие личности, воспитание, образование и обучение.

  3. Воспитание как социальное явление, его исторический характер

  4. Становление педагогики как науки о воспитании человека.

  5. Методологические основы отечественной педагогики.

  6. Педагогические цели, задачи, их развитие в современных условиях.

  7. Педагогика в системе наук. Связь педагогики с философией, социологией, историей и другими науками.

  8. Методы научно-практического исследования.

  9. Особенности методологии и методики педагогических исследований.

  10. Социальная сущность личности, понятие о ее развитии.

  11. Закономерности и движущие силы развития личности.

  12. Воспитание как ведущий фактор развития и формирования личности.

  13. Наследственность и среда в развитии и формировании личности.

  14. Религиозно-философская мысль о цели и назначении воспитания и образования в обществе.

  15. Педагогические критерии выделения возрастных периодов: дошкольного, школьного, взрослости.

  16. Педагогический потенциал общества и субъекты его реализации.

  17. Государственно-общественные институты воспитания и образования

  18. Закономерности обучения: обусловленность обучения общественными потребностями, зависимость обучения от условий микросреды, где оно протекает; взаимозависимость процессов обучения, образования, воспитания и развития

  19. Воспитывающий характер обучения, связь с жизнью, социальной практикой.

  20. Личность как объект и субъект воспитания и образования.

  21. Самовоспитание и самообразование — условие эффективности личностного развития.

  22. Основные компоненты процесса обучения: цель, задачи, содержание, методы, средства, формы организации обучения, достигаемые результаты.

  23. Педагогическая помощь в самообразовании. Развитие «открытых» форм обучения, использование возможностей предприятий, лабораторий, библиотек, культурного и социального окружения.

  24. Роль образования в современных условиях. Научные основы определения содержания образования.

  25. Государственный образовательный стандарт.

  26. Содержание воспитания. Единство и взаимообусловленность умственного, нравственного, трудового, политического, физического, художественно-эстетического и других сторон воспитания.

  27. Связь педагогики с системой педагогических дисциплин

  28. Логика педагогического исследования

  29. Понятие о методах воспитания. Зависимость методов воспитания от цели, принципов, содержания, условий воспитания, возрастных и индивидуальных особенностей личности.

  30. Школа как открытая воспитательно-образовательная система.

  31. Дифференциация и индивидуализация методов воспитания.

  32. Структура научного исследования

  33. Система формирования методологического аппарата

  34. Формирование мониторинга и диагностики

  35. Анализ научно-исследовательских данных

  36. Современные методы и методика проведения в вузе психолого-педагогических исследований.

  37. Пути внедрения результатов научно-практических исследование в педагогическую практику.

  38. Психолого-педагогическая культура и мастерство исследователя

  39. Научная добросовестность и этика

  40. Методология как область знания о принципах и средствах организации познавательной и практической деятельности

  41. Системный подход в педагогических исследованиях

  42. Личностный подход в педагогических исследованиях

  43. Деятельностный подход в педагогических исследованиях

  44. Дополнительное образование. Определение понятия «дополнительное образование».

  45. Виды образовательных учреждений дополнительного образования.

  46. Лагерь как детское оздоровительное образовательное учреждение. Детские и молодежные общественные объединения. Общая характеристика. Основные понятия. Принципы деятельности.

  47. Формальные и неформальные объединения.

  48. Военно-патриотические молодежные и детские объединения.

  49. Взаимодействие детских и молодежных объединений с образовательными учреждениями.

  50. Методы научно-познавательной деятельности педагога

  51. Приемы исследовательской деятельности педагога

  52. Технология исследовательской деятельности педагога



Раздел «Управление образовательными системами»

Тематический план учебной дисциплины


№ раздела

Наименование

разделов и тем

3

семестр


Количество часов по учебному плану

Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Всего

Виды учебной работы

Аудиторная работа

Самостоятель-ная работа

Лекции

Практические (семинарские) занятия

Лабораторные занятия




1.

^ Раздел 1 Управления образованием в России.

3




8

18




24




2.

Понятие управления и педагогического менеджмента.

3




2

2







Письменный экспресс-опрос



3.

Государственно-общественная система управления образованием.

3







2





2




Собеседование

4.

Основные функции педагогического управления

3




2

2








Анализ

творческой работы с литературой

5.

Принципы управления педагогическими системами.

3







2




4

Анализ аннотирования дополнительной литературы

6.

Школа как педагогическая система и объект управления.

3




2

2










7.

Управленческая культура руководителя.

3







2





4

Реферативный обзор журнальных статей

8.

Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами.

3







2










9.

Повышение квалификации и аттестация работников школы.

3







2






4

Анализ работы с текстами, нормативными материалами

10.

Педагогический коллектив как объект управления

3




2








4

Собеседование

11.

Диагностика качества и результата профессиональной деятельности преподавателя

3















6

Контрольная работа

12.

Внутришкольная оперативная информация. Школьная документация и оборудование

3







2








Тестовый контроль

13.

^ Раздел 2. Законодательство РФ в сфере образования


3




6

4





12







Нормативно-правовое обеспечение педагогического образования в Российской Федерации.



3




2









2

Собеседование




Основные правовые акты международного образовательного законодательства.


3







2





4


Выборочная проверка преподавателя




Правовое регулирование отношений в системе непрерывного образования и правовой статус участников образовательного процесса.



3







2






2

выборочная проверка преподавателя




Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений.



3




2
















Особенности правового обеспечения профессиональной педагогической деятельности.



3















2



Доклад по самостоятельно изученной теме




Права ребенка и формы его правовой защиты в законодательстве Российской Федерации.



3




2









2



Доклад по самостоятельно изученной теме







3

72

14

22




36






Тематический план лекций:




п/п

Темы лекций

Кол-во часов

Формы текущего контроля



Понятие управления и педагогического менеджмента.


2

Письменный экспресс-опрос




Основные функции педагогического управления

2

Собеседование



Школа как педагогическая система и объект управления.

2

Обзор литературных источников по теме



Педагогический коллектив как объект управления

2

Реферативный обзор журнальных статей



Нормативно-правовое обеспечение педагогического образования в Российской Федерации.

2

Собеседование



Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений.

2

Контрольная работа по терминологии



Права ребенка и формы его правовой защиты в законодательстве Российской Федерации.

2

Тестовый опрос



^ Тематический план практических (семинарских) лабораторных занятий



п/п

Темы семинарских занятий

Кол-во часов

Формы текущего контроля



Понятие управления и педагогического менеджмента.

2

Опрос



Государственно-общественная система управления образованием.

2

выборочная проверка преподавателя



Основные функции педагогического управления

2

тестовый контроль



Принципы управления педагогическими системами.


2

выборочная проверка преподавателя



Школа как педагогическая система и объект управления.


2

Реферативный обзор журнальных статей



Управленческая культура руководителя.

2

Собеседование



Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами.

2

Контрольная работа



Повышение квалификации и аттестация работников школы.

2

Собеседование



Внутришкольная оперативная информация. Школьная документация и оборудование

2

доклад по самостоятельно изученной теме



Основные правовые акты международного образовательного законодательства.

2

коллоквиум



Правовое регулирование отношений в системе непрерывного образования и правовой статус участников образовательного процесса.

2

тестовый контроль


^ Тематический план самостоятельной работы:


№ п/п

Темы для самостоятельного изучения

Кол-во часов

Формы текущего контроля успеваемости

1

Государственно-общественная система управления образованием

2

Творческая работа с литературой


2

Принципы управления педагогическими системами.


4

Собеседование

3

Управленческая культура руководителя.


4

Письменный экспресс-опрос

4

Повышение квалификации и аттестация работников школы.


4

Тестирование

5

Педагогический коллектив как объект управления


4

Собеседование

6

Диагностика качества и результата профессиональной деятельности преподавателя


6

Реферативный обзор журнальных статей

7

Нормативно-правовое обеспечение педагогического образования в Российской Федерации.

2

Контрольная работа

8

Основные правовые акты международного образовательного законодательства.


4

Собеседование

9

Правовое регулирование отношений в системе непрерывного образования и правовой статус участников образовательного процесса.

2

Выборочный опрос

10

Особенности правового обеспечения профессиональной педагогической деятельности.

2

Анализ работы с текстами, нормативными материалами

11

Права ребенка и формы его правовой защиты в законодательстве Российской Федерации.

2

Конспектирование обязательной литературы







36





^ Образовательные технологии


В ходе преподавания учебной дисциплины будут реализовываться следующие технологии:

  1. Лекция-диалог.

  2. Лекция с обсуждением проблемных задач и ситуаций;

  3. Групповая форма работы.

  4. Аннотация первоисточников и статей.

  5. Лекции, практические (семинарские).

ФОНД

^ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ


Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов


Темы рефератов:

  1. Роль и место педагогики в системе научного знания.

  2. Сущность непрерывности системы образования.

  3. Основные полномочия органов управления образованием краевого (областного) уровня.

  4. Особенности школы как системы.

  5. Что Вы понимаете под управлением? Основные субъекты процесса управления.

  6. Управление и педагогический менеджмент и т.д.

  7. Управленческая культура руководителя.

  8. Повышение квалификации и аттестация учителей.

  9. Государственно-общественная система управления образованием.

  10. Функции управления школой.

  11. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами и т.д.

  12. Образование в России как системы.

  13. Системный подход – методологическая основа.

  14. Общая характеристика внутришкольного управления.

  15. Образовательный процесс как система.

  16. Инструменты управления и т.д.


:

Вопросы для подготовки к зачету

  1. Что такое менеджмент.

  2. Инструменты управления.

  3. Виды управленческой деятельности.

  4. Состав функций менеджмента.

  5. Функции управления школой.

  6. Ролевые участники в процессе управления.

  7. Методическая служба.

  8. Механизмы социального развития личности.

  9. Основные внешние педсистемы школы. Конституция Российской Федерации как основа правового регулирования в сфере образования.

  10. Формирование нормативно-правового обеспечения в сфере образования.

  11. Основные законодательные акты в области образования.

  12. Структура и виды нормативных правовых актов, особенности их применения в образовательной практике Российской Федерации Перспективы развития законодательства в области образования.

  13. Основные положения Конвенции о правах ребенка и Закона РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".

  14. Нормативно-правовое обеспечение взаимодействия систем общего и профессионального образования.

  15. Правовое регулирование отношений в сфере общего образования.

  16. Правовое регулирование отношений, связанных с получением образования в семье.

  17. Правовое регулирование отношений, связанных с образованием и воспитанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

  18. Правовое регулирование отношений, связанных с получением образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.

  19. Понятие непрерывного образования. Формы получения непрерывного образования.

  20. Учредительные документы, регистрация образовательных учреждений.

  21. Автономия образовательных учреждений.

  22. Права и обязанности, ответственность образовательных учреждений.

  23. Типовые положения о соответствующих типах и видах образовательных учреждений, порядок их создания, реорганизации и ликвидации.

  24. Требования к уставу образовательного учреждения, его правовой статус.

  25. Учредители образовательных учреждений и организаций.

  26. Правовой статус учащихся образовательных учреждений.

  27. Социальная защита учащихся.

  28. Права и обязанности родителей (законных представителей) в образовательных отношениях.

  29. Правовой статус работников общеобразовательных учреждений.

  30. Специфика правового регулирования трудовых, имущественных, управленческих отношений в образовательных учреждениях различных типов и видов.

  31. Основные правовые акты международного образовательного законодательства

  32. Нормативно-правовые акты систем образования стран СНГ.

  33. Нормативно-правовая поддержка вхождения Российской Федерации в Болонский процесс

  34. Интеграция высшего и послевузовского профессионального образования Российской Федерации в мировую образовательную систему

  35. Основные задачи и программа модернизации педагогического образования на 2001-2010г.г.

  36. Модернизация педагогического образования как основа совершенствования системы общего образования с учетом новых социальных требований к образовательной системе



Похожие:

Рабочая программа iconПояснительная записка. «Рабочая программа»
«Рабочая программа» адаптирована для логопункта на основе принципов и содержания Программы Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной «Программа...
Рабочая программа iconРабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» (далее Рабочая программа)
Б. М. Неменского, Н. А. Горяевой, Л. А. Неменской, А. С. Питерских, М.: «Просвещение» 2011. Данная программа соответствует образовательному...
Рабочая программа iconПояснительная записка Рабочая программа
Рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне в 10 классе
Рабочая программа iconРабочая программа по алгебре и началам анализа для 10 11 классов
Рабочая программа разработана, на основании следующих нормативных правовых документов
Рабочая программа iconПояснительная записка Рабочая программа
Рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне в 11 классе в 2012 – 2013 году и составлена на основе
Рабочая программа iconРабочая программа дисциплины «Экономическая оценка сельскохозяйственных угодий и система платежей»
...
Рабочая программа iconРабочая программа по дисциплине «Информационная система в бизнес-реинжиниринге» специальности: «Прикладная информатика в экономике»
Рабочая программа составлена в соответствии с содержанием и требованиями Государственных образовательных стандартов
Рабочая программа iconРабочая программа по дисциплине «Информационная система в бизнес-реинжиниринге» специальности: «Прикладная информатика в экономике»
Рабочая программа составлена в соответствии с содержанием и требованиями Государственных образовательных стандартов
Рабочая программа iconПояснительная записка школьное математическое образование ставит следующие цели обучения
Рабочая программа учебного предмета «Математика – 6» (далее Рабочая программа) составлена на основании следующих нормативно-правовых...
Рабочая программа iconПояснительная записка школьное математическое образование ставит следующие цели обучения
Рабочая программа учебного предмета «Математика – 6» (далее Рабочая программа) составлена на основании следующих нормативно-правовых...
Рабочая программа iconПояснительная записка. Настоящая рабочая программа предназначена для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Она является междисциплинарной, интегративной
Рабочая программа составлена на основе методических рекомендаций Качкиной Т. Б., Качкина А. В
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты