ГОУВПО «Марийский государственный университет» Факультет начальных классов
Утверждаю Декан факультета начальных классов ____________ /Ф.В. Гинзбург/ Подпись / Ф. И. О. «____»______________2011 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебная дисциплина Педагогика*
Направление подготовки _______050100 - Педагогическое образование___
Профиль подготовки: начальное образование и информатика; начальное образование и иностранный язык (англ. язык); начальное образование и родной язык и литература (марийский язык и литература).
Квалификация (степень) выпускника __________ _ бакалавр __________
Кафедра педагогики начального образования
Курс __1,2,3____ семестр ___2,3,4,5__
Форма обучения очная
Программа разработана Головиной Н. Н., кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры педагогики начального образования
Рецензент (ы) _^ _ кандидат педагогических наук, доцент
Йошкар-Ола 2011
Рекомендована к утверждению решением учебно- методической комиссии/ учебно-методического Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры совета ________________________________________ __________________________________________ ________________________________________ (назв. факультета/института, направления (название кафедры) подготовки) протокол заседания № ________ от протокол заседания № ________ от
«______» _____________________ 20___ г. «________» ___________________20 ___ г.
__________________________________________ _______________________________________
(подпись, Ф.И.О. председателя) (подпись, Ф.И.О. зав. кафедрой)
СОГЛАСОВАНО с выпускающей кафедрой ________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________ (название кафедры)
протокол заседания № ______ от «_____» ________________20____ г. ___________________________________________ (Ф.И.О. зав. кафедрой, подпись)
Сведения о переутверждении рабочей программы учебной дисциплины на очередной учебный год и регистрация изменений
Учебный год | Решение кафедры (№ протокола, дата заседания кафедры, Ф.И.О., подпись зав. кафедрой) | Автор изменения | Номер изменения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
^
Цель дисциплины: обеспечение становления ориентаций студентов в области современной педагогики и осознание ими значимости профессии педагога; формирование целостного представления о педагогике, об истории воспитания и образования в различные исторические периоды за рубежом и в России; овладение студентами основами реализации технологического подхода в современном образовании; освоение аналитического подхода к выбору технологий организации учебного процесса в системе образования; овладение студентами целостными представлениями об управлении образовательными системами; изучение образовательного права как фундаментальной составляющей образования, законодательной и нормативной базы функционирования системы образования Российской Федерации; содействие средствами дисциплины «Педагогика» овладению бакалавром общекультурными и профессиональными компетенциями в области образования, социальной сферы и культуры для успешного решения профессиональных задач.
^ : Дисциплина «Педагогика» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин (Б.3.2). Она состоит из следующих разделов: «Введение в педагогическую деятельность учителя начальных классов», «Общие основы педагогики», «История педагогики и начального образования в России», «Управление образовательными системами». Овладение теоретическим материалом по данной дисциплине необходимо для формирования педагогической культуры и компетентности специалиста в области начального образования. Дисциплина закладывает базу педагогических знаний на основе которой формируются методические знания и умения преподавания учебных предметов в начальной школе. ^ . Процесс освоения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); способностью анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2); готовностью к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7); готовностью использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13); готовностью к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14); осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1); готовностью к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами (ПК-6); готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11); 4. В результате освоения дисциплины студент должен знать: основные средства и приемы педагогического общения; ценностные основы образования и профессиональной деятельности; особенности педагогического процесса в условиях поликультурного и полиэтнического общества тенденции развития мирового историко-педагогического процесса, особенности современного этапа развития образования в мире; основы просветительской деятельности; современные информационные технологии, используемые в образовании; сущность и структуру образовательных процессов; правовые нормы педагогической деятельности и образования; методологию педагогических исследований проблем образования; особенности социального партнерства в системе образования; - способы профессионального самопознания и саморазвития; уметь: системно анализировать и выбирать воспитательные и образовательные концепции; создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду; проектировать учебно-воспитательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности; оценивать качество реализуемых образовательных программ на основе действующих нормативно-правовых актов; решать задачи управления учебным процессом на уровне образовательного учреждения и его подразделений; анализировать и оценивать свою педагогическую деятельность; составлять собственную программу профессионального самовоспитания и самообразования; организовывать внеучебную деятельность обучающихся; взаимодействовать с различными субъектами педагогического процесса; владеть: способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы); способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса; способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды; способами совершенствования профессиональных знаний и умений; способами организации учебно-воспитательного процесса в школе; способами осуществления внутришкольного контроля; современными педагогическими технологиями, способами применения педагогической теории в различных сферах педагогической деятельности; способами проектной и инновационной деятельности в образовании; способами совершенствования профессиональных знаний и умений.
^ Общая трудоемкость составляет 10 зачетных единиц, 360 часов. Аудиторных часов 157, из них лекции – 62 часа, практических занятий – 95 часов, экзамен – 36 часов, самостоятельная работа – 167 часов. Форма контроля – зачет во 2, 3, 4 семестрах, экзамен в 5 семестре. ^ учителя начальных классов»
Тематический план учебной дисциплины
№ раздела | Наименование разделов и тем | 3 семестр
| Количество часов по учебному плану | Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации | Всего | Виды учебной работы | Аудиторная работа | Самостоятель-ная работа | Лекции | Практические (семинарские) занятия | Лабораторные занятия |
| 2. | . Общая характеристика педагогической профессии | 3 |
| 2 |
|
| 3 | Письменный экспресс-опрос | 3. | Профессиональная деятельность и личность педагога | 3 |
| 4 |
|
| 3 |
Собеседование | 4. | Общая и профессиональная культура учителя | 3 |
| 2 |
|
| 3 |
Анализ творческой работы с литературой | 5. | Профессиональная компетентность педагога | 3 |
| 2 |
|
| 3 | Анализ аннотирования дополнительной литературы | 6. | Профессионально-личностное становление и развитие педагога. | 3 |
| 4 |
|
| 3 |
Собеседование | 7. | Требования Государственного образовательного стандарта к личности и профессиональной компетентности педагога. Законодательство РФ о народном образовании, о правах учителя, учеников. родителей. | 3 |
|
| 2 |
| 3 | Реферативный обзор журнальных статей | 8. | Личность младшего школьника как объект и субъект педагогических воздействий. Методы педагогических исследований. «Учитель в моей жизни» - сочинения студентов об учителе. | 3 |
|
| 4 |
| 3 |
Собеседование | 9. | 6. Педагогическое общение. | 3 |
|
| 4 |
| 3 | Анализ работы с текстами | 1 | 7. Современный школьник как субъект воспитания. | 3 |
|
| 4 |
| 3 | Собеседование | 1 | 8. Культура учебного труда будущего учителя | 3 |
|
| 4 |
| 3 | Контрольная работа | 1 | 9. Передовой педагогический опыт. Учителя – новаторы. Опыт лучших учителей республики. | 3 |
|
| 4 |
| 6 |
Тестовый контроль |
|
| 3 | 72 | 14 | 22 |
| 36 |
|
Тематический план лекций:
№ п/п | Темы лекций | Кол-во часов | Формы текущего контроля | | Общая характеристика педагогической профессии | 2 | Письменный экспресс-опрос
| | Профессиональная деятельность и личность педагога | 4 | Собеседование | | Общая и профессиональная культура учителя | 2 | Обзор литературных источников по теме | | Профессиональная компетентность педагога | 2 | Собеседование | | Профессионально-личностное становление и развитие педагога. | 4 | Тестовый опрос |
^ № п/п | Темы семинарских занятий | Кол-во часов | Формы текущего контроля | | Требования Государственного образовательного стандарта к личности и профессиональной компетентности педагога. Законодательство РФ о образовании, о правах учителя, учеников. родителей. | 2 | Опрос | | Личность младшего школьника как объект и субъект педагогических воздействий. Методы педагогических исследований. «Учитель в моей жизни» - сочинения студентов об учителе. | 4 | выборочная проверка преподавателя | | Педагогическое общение. | 4 | тестовый контроль | | Современный школьник как субъект воспитания. | 4 | выборочная проверка преподавателя | | Культура учебного труда будущего учителя | 4 | Собеседование | | Передовой педагогический опыт. Учителя – новаторы. Опыт лучших учителей республики. | 4 | Реферативный обзор журнальных статей |
^
№ п/п | Темы для самостоятельного изучения | Кол-во часов | Формы текущего контроля успеваемости | 1 | Общая характеристика педагогической профессии | 3 | Анализ творческой работы с литературой | 2 | Профессиональная деятельность и личность педагога | 3 | Собеседование | 3 | Общая и профессиональная культура учителя | 3 | Письменный экспресс-опрос | 4 | Профессиональная компетентность педагога | 3 | Тестирование | 5 | Профессионально-личностное становление и развитие педагога. | 3 | Реферативный обзор журнальных статей | 6 | Требования Государственного образовательного стандарта к личности и профессиональной компетентности педагога. Законодательство РФ о народном образовании, о правах учителя, учеников. родителей. | 3 | Собеседование | 7 | Личность младшего школьника как объект и субъект педагогических воздействий. | 3 | Контрольная работа | 8 | Педагогическое общение. | 3 | Собеседование | 9 | Современный школьник как субъект воспитания. | 3 | Выборочный опрос | 10 | Культура учебного труда будущего учителя | 3 | Анализ работы с текстами | 11 | Передовой педагогический опыт. Учителя – новаторы. Опыт лучших учителей республики. | 6 | Конспектирование обязательной литературы |
|
| 36 |
|
Образовательные технологии
В ходе преподавания учебной дисциплины будут реализовываться следующие технологии: Лекция-диалог. Лекция с обсуждением проблемных задач и ситуаций; Групповая форма работы. Аннотация первоисточников и статей. Лекции, практические (семинарские). ФОНД ^
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Темы рефератов: Педагогический такт учителя. Педагогическое мастерство учителя. Гуманистическая направленность труда учителя. Культура педагогического общения учителя. Педагогические способности – важнейший компонент профессионального мастерства учителя. Педагогическая этика учителя. Учитель и его профессиональная деятельность. Учитель – профессия творческая. Коммуникативная деятельность учителя. Педагогическое призвание и педагогические способности. Роль профессионального самообразования в становлении личности учителя. Требования к личности учителя. Личность учителя. Педагогическая деятельность – основа профессионального мастерства учителя. Культура речи учителя. Организаторская деятельность учителя. Профессионально-педагогическая компетентность учителя. Педагогическое самовоспитание и его роль в становлении учителя. Профессиональные ценности современного учителя. Я и профессия учитель. Каков он, современный учитель? Учитель: профессия и личность. Почему я решил (а) стать учителем? Что бы я изменил(а) в школе, если бы был(а) директором? Что должен знать и уметь современный учитель?
: Вопросы для подготовки к зачету Профессия педагога и ее роль в современном обществе. Спектр педагогических профессий. Сущность и виды педагогической деятельности. Структура и гуманистическая направленность педагогической деятельности. Ценностные характеристики педагогической деятельности. Профессиограмма педагога. Комплекс профессионально-педагогических качеств личности учителя. Профессиональная компетентность педагога. Портрет современного педагога. Мотивы выбора профессии педагога. Характеристика модели личности педагога. Педагогическая культура учителя, ее признаки и компоненты. Творческое мастерство педагога. Сущность и основные компоненты творческой лаборатории учителя. Непрерывное педагогическое образование. Пути овладения педагогической профессией. Педагогическая карьера. Профессионализм и саморазвитие личности педагога. Сущность профессионально-педагогического самовоспитания и самообразования. Методы и средства профессионально-педагогического воспитания. Культура умственного труда студента. Самостоятельная и научно-исследовательская работа студента. Раздел «Общие основы педагогики» Тематический план учебной дисциплины
№ раздела | Наименование разделов и тем | 2 семестр
| Количество часов по учебному плану | Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации | Всего | Виды учебной работы | Аудиторная работа | Самостоятельная работа | Лекции | Практические (семинарские) занятия | Лабораторные занятия |
| 1. | ^ |
2 |
20 |
4 |
6 |
|
10 |
| 2. | Тема 1.1 . Педагогика как наука, ее объект. Категориальный аппарат педагогики. |
2 |
8
|
2 |
2 |
|
4 | Письменный экспресс-опрос | 3. | Тема 1.2 . Воспитание как социальное явление |
2 |
4 |
| 2 |
|
2
|
Собеседование | 4. | Тема 1.3 . Становление педагогики как науки о воспитании человека |
2 |
8 |
2 |
2 |
|
4 |
Творческая работа с литературой | 5. | ^ |
2 |
20
|
4 |
6 |
|
10 |
| 6. | Тема 2.1 . Образование как общественное явление и педагогический процесс. |
2 |
8 |
2 |
2 |
|
4 |
Творческая работа, эссе | 7. | Тема 2.2 . Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. | 2 | 8 | 2 | 2 |
| 4 | Реферативный обзор журнальных статей | 8. | Тема 2.3 Взаимосвязь педагогической науки и практики. Связь педагогики с другими науками.
|
2 |
4 |
| 2 |
|
2 |
Собеседование | 9. | ^ |
2 |
32 | 6 | 10 |
|
16 |
| 10. | Тема 3.1 . Понятие методологии педагогической науки.
|
2 |
8 |
2 |
2 |
|
4 | Контрольная работа по терминологии методологии педагогической науки | 11. | Тема 3.2 . Методологическая культура педагога. |
2 |
4 |
|
2 |
|
2 | Собеседование | 12. | Тема 3.3 . Научное исследование в педагогике. |
2 |
8 | 2 | 2 |
|
4 |
Творческий проект | 13. | Тема 3.4 Методы и логика педагогического исследования.
|
2 |
12 | 2 | 4 |
|
6 |
Построение схемы педагогического исследования |
|
| 2 | 72 | 14 | 22 |
| 36 |
|
Тематический план лекций:
№ п/п | Темы лекций | Кол-во часов | Формы текущего контроля | 1. | Педагогика как наука, ее объект. Категориальный аппарат педагогики. | 2 | Письменный экспресс-опрос
| 2. | Становление педагогики как науки о воспитании человека | 2 | Обзор литературных источников по теме | 3. | Образование как общественное явление и педагогический процесс. | 2 | Эссе | 4. | Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. | 2 | Реферативный обзор журнальных статей | 5. | Понятие методологии педагогической науки. | 2 | Контрольная работа по терминологии методологии педагогической науки | | Научное исследование в педагогике. | 2 | Творческий проект | | Методы и логика педагогического исследования. | 2 | Построение схемы педагогического исследования |
^ № п/п | Темы семинарских занятий | Кол-во часов | ^ | 1. | Педагогика как наука, ее объект. Категориальный аппарат | 2 | Опрос | 2. | Воспитание как социальное явление | 2 | Анализ аннотирования обязательной и дополнительной литературы по теме | 3. | Становление педагогики как науки о воспитании человека | 2 | Реферат | 4. | Образование как общественное явление и педагогический процесс. | 2 | Творческая работа, эссе | 5. | Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. | 2 | Реферативный обзор журнальных статей | 6. | Взаимосвязь педагогической науки и практики. Связь педагогики с другими науками. | 2 | Собеседование | 7. | Понятие методологии педагогической науки. | 2 | Контрольная работа по терминологии методологии педагогической науки | 8. | Методологическая культура педагога. | 2 | Собеседование | 9. | Научное исследование в педагогике. | 2 | Творческий проект | 10. | Методы и логика педагогического исследования. | 4 | Построение схемы педагогического исследования |
^
№ п/п | Темы для самостоятельного изучения | Кол-во часов | Формы текущего контроля успеваемости | 1 | Педагогика как наука, ее объект. Категориальный аппарат педагогики. | 4 | Письменный экспресс-опрос
| 2 | Воспитание как социальное явление. | 2 | Собеседование | 3 | Становление педагогики как науки о воспитании человека. | 4 | Творческая работа с литературой | 4 | Образование как общественное явление и педагогический процесс. | 4 | Творческая работа, эссе | 5 | Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. | 4 | Реферативный обзор журнальных статей | 6 | Взаимосвязь педагогической науки и практики. Связь педагогики с другими науками. | 2 | Собеседование | 7 | Понятие методологии педагогической науки.
| 4 | Контрольная работа по терминологии методологии педагогической науки | 8 | Методологическая культура педагога. | 2 | Собеседование | 9 | Научное исследование в педагогике. | 4 | Творческий проект | 10 | Методы и логика педагогического исследования.
| 6 | Построение схемы педагогического исследования |
^
В ходе преподавания учебной дисциплины будут реализовываться следующие технологии: Лекция-диалог. Лекция с обсуждением проблемных задач и ситуаций; Групповая форма работы. Аннотация первоисточников и статей. . Лекции, практические (семинарские). ФОНД ^
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Темы рефератов: Роль и место педагогики в системе научного знания. 2. Акмеологический подход в методологии педагогики. 3. Аксиологический подход в методологии педагогики. 4. Антропологический подход в методологии педагогики. 5. Герменевтический подход в методологии педагогики. 6. Синергетический подход в методологии педагогики. 7. Потенциал научно-исследовательских методов педагогики в изучении образовательных процессов. 8. Роль биологического и социального в развитии человека и формировании его личности. 9. Факторы, влияющие на формирование личности. 10. Роль воспитания и обучения в развитии личности. 11. Возрастные особенности дошкольников и их учет при организации педагогического процесса. 12. Возрастные особенности младших школьников и их учет при организации педагогического процесса. 13. Возрастные особенности подростков и их учет при организации педагогического процесса. 14. Возрастные особенности старших школьников и их учет при организации педагогического процесса. 15. Воспитательный потенциал игры как вида деятельности. 16. Воспитательный потенциал труда как вида деятельности. 17. Педагогический процесс: история понятия и современность. 18. Генезис форм организации педагогического процесса. 19. Эволюция методов осуществления педагогического процесса. 20. Эффективные модели образования в современном мире. 21. Современное мировое образовательное пространство: проблемы и пути решения. 22. Философские основы и генезис традиционной (авторитарной) педагогики. 23. Философские основы и генезис гуманистической педагогики. 24. Гуманистические ориентации в современном педагогическом мышлении. 25. Педагогические инновации: сущность и направленность нововведений в образовании. 26. Современная модернизация образования и ее возможные результаты. 27. Современное состояние образовательного и научного потенциала России. : Вопросы для подготовки к зачету Предмет педагогики. Основные категории педагогики: формирование и развитие личности, воспитание, образование и обучение. Воспитание как социальное явление, его исторический характер Становление педагогики как науки о воспитании человека. Методологические основы отечественной педагогики. Педагогические цели, задачи, их развитие в современных условиях. Педагогика в системе наук. Связь педагогики с философией, социологией, историей и другими науками. Методы научно-практического исследования. Особенности методологии и методики педагогических исследований. Социальная сущность личности, понятие о ее развитии. Закономерности и движущие силы развития личности. Воспитание как ведущий фактор развития и формирования личности. Наследственность и среда в развитии и формировании личности. Религиозно-философская мысль о цели и назначении воспитания и образования в обществе. Педагогические критерии выделения возрастных периодов: дошкольного, школьного, взрослости. Педагогический потенциал общества и субъекты его реализации. Государственно-общественные институты воспитания и образования Закономерности обучения: обусловленность обучения общественными потребностями, зависимость обучения от условий микросреды, где оно протекает; взаимозависимость процессов обучения, образования, воспитания и развития Воспитывающий характер обучения, связь с жизнью, социальной практикой. Личность как объект и субъект воспитания и образования. Самовоспитание и самообразование — условие эффективности личностного развития. Основные компоненты процесса обучения: цель, задачи, содержание, методы, средства, формы организации обучения, достигаемые результаты. Педагогическая помощь в самообразовании. Развитие «открытых» форм обучения, использование возможностей предприятий, лабораторий, библиотек, культурного и социального окружения. Роль образования в современных условиях. Научные основы определения содержания образования. Государственный образовательный стандарт. Содержание воспитания. Единство и взаимообусловленность умственного, нравственного, трудового, политического, физического, художественно-эстетического и других сторон воспитания. Связь педагогики с системой педагогических дисциплин Логика педагогического исследования Понятие о методах воспитания. Зависимость методов воспитания от цели, принципов, содержания, условий воспитания, возрастных и индивидуальных особенностей личности. Школа как открытая воспитательно-образовательная система. Дифференциация и индивидуализация методов воспитания. Структура научного исследования Система формирования методологического аппарата Формирование мониторинга и диагностики Анализ научно-исследовательских данных Современные методы и методика проведения в вузе психолого-педагогических исследований. Пути внедрения результатов научно-практических исследование в педагогическую практику. Психолого-педагогическая культура и мастерство исследователя Научная добросовестность и этика Методология как область знания о принципах и средствах организации познавательной и практической деятельности Системный подход в педагогических исследованиях Личностный подход в педагогических исследованиях Деятельностный подход в педагогических исследованиях Дополнительное образование. Определение понятия «дополнительное образование». Виды образовательных учреждений дополнительного образования. Лагерь как детское оздоровительное образовательное учреждение. Детские и молодежные общественные объединения. Общая характеристика. Основные понятия. Принципы деятельности. Формальные и неформальные объединения. Военно-патриотические молодежные и детские объединения. Взаимодействие детских и молодежных объединений с образовательными учреждениями. Методы научно-познавательной деятельности педагога Приемы исследовательской деятельности педагога Технология исследовательской деятельности педагога
Раздел «Управление образовательными системами» Тематический план учебной дисциплины
№ раздела | Наименование разделов и тем | 3 семестр
| Количество часов по учебному плану | Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации | Всего | Виды учебной работы | Аудиторная работа | Самостоятель-ная работа | Лекции | Практические (семинарские) занятия | Лабораторные занятия |
| 1. | ^ | 3 |
| 8 | 18 |
| 24 | | 2. | Понятие управления и педагогического менеджмента. | 3 |
| 2 | 2 |
|
| Письменный экспресс-опрос | 3. | Государственно-общественная система управления образованием. | 3 |
|
| 2 |
|
2
|
Собеседование | 4. | Основные функции педагогического управления | 3 |
| 2 | 2 |
|
|
Анализ творческой работы с литературой | 5. | Принципы управления педагогическими системами. | 3 |
|
| 2 |
| 4 | Анализ аннотирования дополнительной литературы | 6. | Школа как педагогическая система и объект управления. | 3 |
| 2 | 2 |
|
|
| 7. | Управленческая культура руководителя. | 3 |
|
| 2 |
|
4 | Реферативный обзор журнальных статей | 8. | Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами. | 3 |
|
| 2 |
|
|
| 9. | Повышение квалификации и аттестация работников школы. | 3 |
|
| 2 |
|
4 | Анализ работы с текстами, нормативными материалами | 10. | Педагогический коллектив как объект управления | 3 |
| 2 |
|
|
4 | Собеседование | 11. | Диагностика качества и результата профессиональной деятельности преподавателя | 3 |
|
|
|
|
6 | Контрольная работа | 12. | Внутришкольная оперативная информация. Школьная документация и оборудование | 3 |
|
| 2 |
|
|
Тестовый контроль | 13. | ^ |
3 |
| 6 | 4 |
|
12 |
| | Нормативно-правовое обеспечение педагогического образования в Российской Федерации. |
3 |
| 2 |
|
|
2 | Собеседование | | Основные правовые акты международного образовательного законодательства.
| 3 |
|
| 2 |
|
4
| Выборочная проверка преподавателя | | Правовое регулирование отношений в системе непрерывного образования и правовой статус участников образовательного процесса. |
3 |
|
| 2 |
|
2 | выборочная проверка преподавателя | | Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений. |
3 |
| 2 |
|
|
| | | Особенности правового обеспечения профессиональной педагогической деятельности. |
3 |
|
|
|
|
2 |
Доклад по самостоятельно изученной теме | | Права ребенка и формы его правовой защиты в законодательстве Российской Федерации. |
3 |
| 2 |
|
|
2 |
Доклад по самостоятельно изученной теме |
|
| 3 | 72 | 14 | 22 |
| 36 |
|
Тематический план лекций:
№ п/п | Темы лекций | Кол-во часов | Формы текущего контроля | | Понятие управления и педагогического менеджмента.
| 2 | Письменный экспресс-опрос
| | Основные функции педагогического управления | 2 | Собеседование | | Школа как педагогическая система и объект управления. | 2 | Обзор литературных источников по теме | | Педагогический коллектив как объект управления | 2 | Реферативный обзор журнальных статей | | Нормативно-правовое обеспечение педагогического образования в Российской Федерации. | 2 | Собеседование | | Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений. | 2 | Контрольная работа по терминологии | | Права ребенка и формы его правовой защиты в законодательстве Российской Федерации. | 2 | Тестовый опрос |
^ № п/п | Темы семинарских занятий | Кол-во часов | Формы текущего контроля | | Понятие управления и педагогического менеджмента. | 2 | Опрос | | Государственно-общественная система управления образованием. | 2 | выборочная проверка преподавателя | | Основные функции педагогического управления | 2 | тестовый контроль | | Принципы управления педагогическими системами.
| 2 | выборочная проверка преподавателя | | Школа как педагогическая система и объект управления.
| 2 | Реферативный обзор журнальных статей | | Управленческая культура руководителя. | 2 | Собеседование | | Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами. | 2 | Контрольная работа | | Повышение квалификации и аттестация работников школы. | 2 | Собеседование | | Внутришкольная оперативная информация. Школьная документация и оборудование | 2 | доклад по самостоятельно изученной теме | | Основные правовые акты международного образовательного законодательства. | 2 | коллоквиум | | Правовое регулирование отношений в системе непрерывного образования и правовой статус участников образовательного процесса. | 2 | тестовый контроль |
^
№ п/п | Темы для самостоятельного изучения | Кол-во часов | Формы текущего контроля успеваемости | 1 | Государственно-общественная система управления образованием | 2 | Творческая работа с литературой
| 2 | Принципы управления педагогическими системами.
| 4 | Собеседование | 3 | Управленческая культура руководителя.
| 4 | Письменный экспресс-опрос | 4 | Повышение квалификации и аттестация работников школы.
| 4 | Тестирование | 5 | Педагогический коллектив как объект управления
| 4 | Собеседование | 6 | Диагностика качества и результата профессиональной деятельности преподавателя
| 6 | Реферативный обзор журнальных статей | 7 | Нормативно-правовое обеспечение педагогического образования в Российской Федерации. | 2 | Контрольная работа | 8 | Основные правовые акты международного образовательного законодательства.
| 4 | Собеседование | 9 | Правовое регулирование отношений в системе непрерывного образования и правовой статус участников образовательного процесса. | 2 | Выборочный опрос | 10 | Особенности правового обеспечения профессиональной педагогической деятельности. | 2 | Анализ работы с текстами, нормативными материалами | 11 | Права ребенка и формы его правовой защиты в законодательстве Российской Федерации. | 2 | Конспектирование обязательной литературы |
|
| 36 |
|
^
В ходе преподавания учебной дисциплины будут реализовываться следующие технологии: Лекция-диалог. Лекция с обсуждением проблемных задач и ситуаций; Групповая форма работы. Аннотация первоисточников и статей. Лекции, практические (семинарские). ФОНД ^
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Темы рефератов: Роль и место педагогики в системе научного знания. Сущность непрерывности системы образования. Основные полномочия органов управления образованием краевого (областного) уровня. Особенности школы как системы. Что Вы понимаете под управлением? Основные субъекты процесса управления. Управление и педагогический менеджмент и т.д. Управленческая культура руководителя. Повышение квалификации и аттестация учителей. Государственно-общественная система управления образованием. Функции управления школой. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами и т.д. Образование в России как системы. Системный подход – методологическая основа. Общая характеристика внутришкольного управления. Образовательный процесс как система. Инструменты управления и т.д.
: Вопросы для подготовки к зачету Что такое менеджмент. Инструменты управления. Виды управленческой деятельности. Состав функций менеджмента. Функции управления школой. Ролевые участники в процессе управления. Методическая служба. Механизмы социального развития личности. Основные внешние педсистемы школы. Конституция Российской Федерации как основа правового регулирования в сфере образования. Формирование нормативно-правового обеспечения в сфере образования. Основные законодательные акты в области образования. Структура и виды нормативных правовых актов, особенности их применения в образовательной практике Российской Федерации Перспективы развития законодательства в области образования. Основные положения Конвенции о правах ребенка и Закона РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". Нормативно-правовое обеспечение взаимодействия систем общего и профессионального образования. Правовое регулирование отношений в сфере общего образования. Правовое регулирование отношений, связанных с получением образования в семье. Правовое регулирование отношений, связанных с образованием и воспитанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Правовое регулирование отношений, связанных с получением образования лицами с ограниченными возможностями здоровья. Понятие непрерывного образования. Формы получения непрерывного образования. Учредительные документы, регистрация образовательных учреждений. Автономия образовательных учреждений. Права и обязанности, ответственность образовательных учреждений. Типовые положения о соответствующих типах и видах образовательных учреждений, порядок их создания, реорганизации и ликвидации. Требования к уставу образовательного учреждения, его правовой статус. Учредители образовательных учреждений и организаций. Правовой статус учащихся образовательных учреждений. Социальная защита учащихся. Права и обязанности родителей (законных представителей) в образовательных отношениях. Правовой статус работников общеобразовательных учреждений. Специфика правового регулирования трудовых, имущественных, управленческих отношений в образовательных учреждениях различных типов и видов. Основные правовые акты международного образовательного законодательства Нормативно-правовые акты систем образования стран СНГ. Нормативно-правовая поддержка вхождения Российской Федерации в Болонский процесс Интеграция высшего и послевузовского профессионального образования Российской Федерации в мировую образовательную систему Основные задачи и программа модернизации педагогического образования на 2001-2010г.г. Модернизация педагогического образования как основа совершенствования системы общего образования с учетом новых социальных требований к образовательной системе |