Использование информационных технологий при изучении содержательной линии «Алгоритмизация и программирование» в предмете «Информатика и ИКТ» общеобразовательных учреждений И. В. Николаева1, Е. П. Давлетярова2, Ю. А. Медведев3 1Владимирский государственный университет, Владимир, Россия 2Владимирский государственный университет, Владимир, Россия 3Владимирский государственный университет, Владимир, Россия Основной целью изучения предмета «Информатика и ИКТ» в общеобразовательных учреждениях является формирование информационной культуры обучаемых. Под информационной культурой учащихся мы понимаем уровень развития личности, развитие алгоритмического, операционного типов мышления, способности личности к системному анализу и синтезу. Эти умения и навыки имеют общекультурную, общеобразовательную ценность, они нужны в современном информационном обществе каждому человеку, независимо от его профессиональной деятельности. Дальнейшее развитие школьного предмета «Информатика и ИКТ» мы видим в усилении внимания к общеобразовательным функциям этого курса, его возможностям для решения общих задач обучения, воспитания и развития школьников. При рассмотрении методических аспектов изучения учебного материала содержательной линии «Алгоритмизация и программирование» для достижения целей изучения предмета «Информатика и ИКТ», желательно рассматривать со студентами, наряду с общепедагогическими технологиями обучения, предметные технологии обучения, такие как, например, имитационное моделирование исполнения программ компьютером, исполнителем этих программ. ^ В основе этой технологии лежит имитационное или имитационно-игровое моделирование, т.е. воспроизведение в условиях обучения с той или иной мерой адекватности процессов, происходящих в реальной системе. Цель использования технологии имитационного моделирования на данном этапе изучения информатики: развить представление учащихся о сущности формального исполнения алгоритмов, закрепить в сознании учащихся понимание принципа пошагового формального исполнение программы компьютером по её записи, формирование приёмов умственной деятельности и умственного развития учащихся. Сущность способа: задаются фиксированные значения аргументов, и программа исполняется с учетом указаний, предписываемых её командами, причем значения всех величин, получаемых в результате исполнения команды, фиксируются. Мы предлагаем в данной содержательной линии рассматривать два вида имитационного моделирования, в зависимости от способа фиксирования значений величин, получаемых в результате исполнения команды: моделирование памяти компьютера [4]; моделирование с использованием наглядных протоколов. Каждый способ, по нашему мнению, заслуживает применения в процессе изучения информатики. ^ Процесс моделирования с использованием имитации записи компьютером в оперативной памяти значений величин, используемых в программе, после исполнения каждого шага программы, состоит в следующем: память компьютера представляется в виде классной доски или листа бумаги, на которых можно записывать информацию, читать, стирать, записывать заново. Учащимся необходимо напомнить, что значение каждой величины в компьютере хранится в отдельной ячейке, и любая величина сохраняет своё значение, пока ей не будет присвоено новое значение. Место, отводимое в памяти компьютера под значения величин, используемых в программе, изображается в виде прямоугольника, сверху пишут, под значения величин какого алгоритма отводится эта область. Место, отводимое в памяти компьютера для каждой величины, также изображается в виде прямоугольника. Тип и имя величин указывается сверху выделенных прямоугольников, а значения величин, если они определены, записываются внутри прямоугольника. Если значение величины не определено, то в прямоугольнике ничего писать не надо. Если при выполнении команды программы меняется значение какой-то величины алгоритма, то в прямоугольник, соответствующий этой величине, заносится новое значение. Последовательно выполняемые команды записываются между рисунками, вместо имен переменных в выражениях указываются их значения, за проверяемым условием в скобках пишется значение этого условия (истинно/да или ложно/нет). Процесс имитационного моделирования исполнения компьютером программ с использованием наглядных протоколов состоит в следующем: запись протокола исполнения программы осуществляется справа от записи программы, поэтому ученики должны оставить не менее половины страницы справа свободной (при ручном исполнении). Проверка условий в составных командах и результаты выполнения команд присваивания необходимо отмечать в тех строках, где записаны соответствующие команды. Обход команды и выход из алгоритма надо отмечать стрелками для наглядности. В соответствующих строках протокола надо писать: d1 = 0, x1 = 1, так как это констатация факта, результат исполнения команд, а не команда на исполнение. В строках проверки условия вместо имён переменных записываются их значения, за проверяемым условием в скобках пишется значение этого условия (истинно/да или ложно/нет), например, проверяется условие D>0, при исполнении в этой строке пишут 1>0? (да), вместо D подставляется его значение. При исполнении циклов в программе, если количество повторений цикла велико, рекомендуется выполнять 2-3 повторения, включая последний оборот цикла. Пример 1. Напишите программу сортировки элементов массива целых чисел методом простого обмена. Исполните процедуру (sort) сортировки элементов массива простым обменом, используя метод моделирования исполнения программы компьютером в виде наглядных протоколов, для n = 3 и a[1] = 45, a[2] = 32, a[3] = 5. Исполнение процедуры сортировки элементов массива методом простого обмена
При использовании технологии имитационного моделирования исполнения программ компьютером происходит умственное развитие учащихся, формирование приёмов умственной деятельности, в частности, приёмов воображения. Учащиеся активизируют знания о функциональном назначении компонентов, из которых состоит компьютер, под руководством учителя овладевают способом имитации исполнения программы ПК – моделированием памяти ПК, далее исполняют программы с использованием наглядных протоколов, представляя мысленно схему прохождения информации в ПК при исполнении команд программы. Сначала учащиеся овладевают наглядным приёмом исполнения программы, затем они постепенно обучаются переносу наглядных приёмов в мысленную сферу. Моделировать процесс исполнения программ компьютером учащиеся могут как вручную, так и с использованием программных средств. При изучении учебного материала содержательной линии «Алгоритмизация и программирование» учащимся желательно предложить выполнить проекты на тему «Имитационное моделирование», используя для имитации исполнения программы ПК программные средства: графические и текстовые редакторы, электронные таблицы, системы программирования, системы для создания презентаций и т. д. ^ Пример 2. Напишите программу упорядочения элементов данного массива a[1:n] целых чисел по возрастанию, используя сортировку простыми включениями. Для разъяснения идеи построения алгоритма решения поставленной задачи, мы предлагаем использовать имитационное моделирование процесса сортировки элементов массива, например, на языке VBA для Microsoft Excel. Фрагмент программы (процедура нахождения числа k – позиции элемента массива a[i] в упорядоченной последовательности элементов) и вид экрана в фиксированный момент времени исполнения программы компьютером даны ниже. ![]() Вид экрана в фиксированный момент времени исполнения программы компьютером
Пример 3. Задайте массив целых чисел a[1:n]. Смоделируйте последовательность преобразований содержимого памяти при реализации сортировки элементов массива методом простого выбора. Для решения поставленной задачи можно использовать имитационное моделирование процесса сортировки элементов массива, например, на языке Turbo Delphi. Фрагмент программы и вид экрана в фиксированный момент времени исполнения программы компьютером даны ниже. ![]() Вид экрана в фиксированный момент времени исполнения программы компьютером procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject); var otv:string; begin Button2.Enabled:=True; Button1.Enabled:=False; if i begin i:=i+1; for j:=1 to n do StringGrid2.Cells[j,1]:=''; for j:=i to n do StringGrid2.Cells[j,1]:=StringGrid1.Cells[j,i]; min:=a[i]; nmin:=i; StringGrid2.Cells[0,1]:=IntToStr(min); RichEdit1.Text:='min='+IntToStr(a[i])+' позиция'+IntToStr(nmin)+Chr(13); for j:=i to n do begin RichEdit1.Text:=RichEdit1.Text+IntToStr(a[j])+'<'+IntToStr(min)+'?'; if a[j] begin min:=a[j]; nmin:=j; RichEdit1.Text:=RichEdit1.Text+' да min='+IntToStr(a[j])+' позиция'+IntToStr(nmin)+Chr(13); StringGrid2.Cells[0,1]:=IntToStr(min); end else RichEdit1.Text:=RichEdit1.Text+' нет'+Chr(13); end; otv:='Минимальный элемент '+IntToStr(min)+ 'на позиции '+IntToStr(nmin); ShowMessage(otv); end else begin ShowMessage('Массив отсортирован'); for j:=1 to n do StringGrid2.Cells[j,1]:=''; Button1.Enabled:=false; Button2.Enabled:=False; end; end; Список литературы
|
![]() | Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе авторской программы общеобразовательного курса базового уровня «Информатика и икт» И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер, с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и икт» и кодификатора... | ![]() | Система контроля и оценки знаний одп информатика и икт по профессиям: «Мастер по обработке цифровой информации» За основу взята балльно-рейтинговая система Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий,... |
![]() | Тема: «Развитие связной речи учащихся с овз в 7 классе при изучении темы «Причастие» Проблема Использование информационных технологий в процессе развития связной речи учащихся | ![]() | Использование икт на уроках физики Направление. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс: проблемы и перспективы |
![]() | Использование метода проектов в развитии творческого мышления учащихся на уроках информатики и икт и во внеурочной деятельности Использование метода проектов при изучении темы «Технология обработки графической информации» | ![]() | Программа по базовому курсу информатики и икт 8-9 классы. И. Г семакин «Информатика и икт» для 8 класса Семакина И. Г., Залоговой Л. А., Русакова С. В., Шестаковой Л. В. (Программы для общеобразовательных... |
![]() | Программа по базовому курсу информатики и икт 8-9 классы. И. Г семакин «Информатика и икт» для 9 класса Семакина И. Г., Залоговой Л. А., Русакова С. В., Шестаковой Л. В. (Программы для общеобразовательных... | ![]() | Краснодарский научно-методический центр VII краснодарский педагогический марафон Поэтому, использование информационных и коммуникационных технологий (икт) в учебном процессе является актуальной проблемой современного... |
![]() | Проект Использование икт при изучении темы «Внутренние воды и водные ресурсы» Автор: Зелянина О. М. – учитель географии, II категория, стаж по предмету 3 года, мкоу «Дубровинская основная общеобразовательная... | ![]() | Использование информационных технологий в подготовке бакалавров физико-математического образования Жмурова И. Ю. Использование информационных технологий в подготовке бакалавров физико-математического образования. // Проблемы информатики... |